для чего носили монокль
Как монокль стал главным атрибутом европейского мужчины и почему вышел из моды
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Так почему же именно монокль? Потому что очки носить было непринято даже среди тех, кто мог их себе позволить. Монокль же был крайне удобен: его без каких-либо проблем и лишнего неудобства можно было носить в одежде и использовать для коррекции зрения при необходимости прочесть или рассмотреть что-то. В отличие от очков монокль не нуждался в удерживающих дужках. Для каждого отдельного человека данный аксессуар изготавливался по заказу после снятия мерки с глазницы. Монокль вставлялся в костную щель и удерживался ей при чтении. Проблема была лишь в том, что изготовление таких корректирующих зрение приборов все еще было очень дорогим.
Именно поэтому первые монокли были неразрывно связаны с высшим обществом. При этом к середине XIX века ортопедия добилась значительных успехов в вопросе коррекции зрения, а производство позволило выпускать линзы лучшего качества. Производство линз становилось все более эффективным, а потому сначала монокли заполонили высший свет. Постепенно производство и медицина развились до того уровня, что можно было без особых проблем делать нормальные, привычные всем современным людям очки. К этому моменту корректирующее зрение изделие стало уже достаточно дешевым и технологичным для того, чтобы хлынуть в народные массы. Очки были просто практичнее, а потом уже в начала XX века они почти полностью вытеснили причудливый аксессуар Викторианской эпохи.
Видео с нашего канала расскажет о том, почему советские солдаты летом таскали на себе скрученные шинели:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, почему королева Британии не расстается с сумочкой и какие знаки с ее помощью подает.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Монокль и другие аристократические гаджеты прошлого
М онокль — это что еще за штуковина? А пенсне? А лорнет? Сегодня их используют разве что в стилизованных под старину фотосессиях. Только подумайте — около века назад они были популярнее очков и делали весь образ. Рассматриваем фото самых аристократических гаджетов прошлого и выясняем, кто и когда ими пользовался.
Содержание:
Монокль
Его придумали в 14 веке. Сначала монокль держали перед текстом на ручке, а после стало модным зажимать приспособление мышцами лица.
Особую популярность монокль обрел в 19 веке. Европейские мужчины носили его в кармане, при необходимости доставали, зажимали между бровью и щекой, от чего лицо перекашивалось и приобретало циничное выражение с нотками брезгливого отношения к миру. А если к такой снобисткой мине добавить ухоженную бороду, манишку и идеальный пробор, получим классический портрет надменного аристократа.
Интересность от «Паштета»: самым известным почитателем этого оптического прибора мы можем считать Михаила Булгакова. В пору, когда почти никто уже не носил монокли, писатель приобрел себе отличный образчик на барахолке, сфотографировался с ним и стал чем-то вроде символа эпатирующей буржуазии. А если проще — абсолютным протестом советской действительности.
Пенсне
Его популярность была, пожалуй, не менее высока, чем популярность родственника-монокля. Очки без дужек, держащиеся на носу с помощью пружины, изобрели в 16 веке. Они быстро проникли в светскую среду, ибо было принято считать, что носить такой аксессуар могут только интеллигентные и образованные люди.
Именно поэтому следующие несколько столетий мода на пенсне не падала. В доказательство вам портреты российского князя Константина Николаевича (1860 г.), великого герцога Люксембургского Вильгельма IV, незабвенного Антона Павловича Чехова и Льва Троцкого в пенсне. К слову, пенсне наравне с мужчинами носили и дамы.
Обыкновенные очки в то время болтались где-то позади всех существующих модных тенденций, хоть и появились гораздо раньше — аж в 12 веке благодаря усилиям древних китайцев.
Лорнет
Еще один ушедший в историю гаджет. В конце XVIII века его придумал оптик Джордж Адамс как вариант аристократических очков. Особенно популярен лорнет был у женщин, потому как, помимо практической, нес еще и функцию украшательства и создавал вокруг своей обладательницы атмосферу загадочности и возвышенной утонченности.
Даже само умение им изысканно пользоваться вскоре обзавелось личным определением «лорнировать». Носили этот аксессуар и княжна Лобанова-Ростовская (по ее заказу ювелир Луи Франсуа Картье изготовил экземпляр, украшенный драгоценными камнями), и князь Феликс Юсупов, чей лорнет украшали 442 бриллианта.
А потом все закончилось, и прочные позиции в модном мире заняли очки, которые практически сразу стали не только способом улучшить зрение, но и стильным аксессуаром, добавляющим недостающих ноток серьезности в наш образ.
Неоднозначная история монокля
Пожалуй, сложно найти более неоднозначный символ ретроградства, чем монокль. Он оставил яркий след не только в литературе, но и в изобразительном искусстве (в первую очередь в карикатуре и прочих средствах наглядной агитации). Поскольку монокль удерживался на месте с помощью лицевых мышц, «перекошенное» из-за мускульных усилий лицо приобретало особенное, брезгливо-высокомерное выражение и очень узнаваемое выражение. Презрительная «мина» великосветского сноба в сочетании с безупречно выбритым подбородком, идеально ровным пробором, белоснежной манишкой и бриллиантовой булавкой в галстуке на долгие годы стала карикатурным образом аристократа.
Едва ли не с самого своего появления монокль приобрел исключительную популярность в литературной и богемной среде. Одним из первых приверженцев новой моды был известный писатель Эмиль де Жирарден (1806-1884). Князь де Саган ввел в моду лорнет в черепаховой оправе с широкой муаровой лентой, а князь де Бофремон носил монокль на полях своей шляпы. Французский журналист и писатель Орелльен Шолль (1833-1902) использовал простой монокль безо всякой оправы. Знаменитая романистка Жорж Санд (1804-1876) вопреки всем правилам приличия изящно наводила монокль на незнакомых мужчин, что их одновременно восхищало и шокировало.
Монокль носил французский поэт-символист Жан Морреас (1856-1910) и французский поэт и романист, хозяин знаменитого декадентского салона Жан Лоррен (1855-1906). Писатель Жорис-Карл Гюисманс (1848-1907) предпочитал пенсне, но существуют и его портреты с моноклем.
В XX веке своим моноклем прославился английский министр Невилл Чемберлен, хотя современники считали, что претенциозный монокль не очень подходил к его гладко выбритому лицу, ничем не отличающемуся от типичного облика актера.
Монокль до сих пор «носит» вымышленный персонаж Юстас Тилли, настоящий денди и талисман самого известного литературного журнала на английском языке The New Yorker. На обложке первого номера журнала, вышедшего в 1925 году, был изображен денди, разглядывающий бабочку через монокль. Тилли «одет» в высокую шляпу, изящное пальто, а в глаз вставлен монокль, выполненный на заказ лично для него и висящий на дорогой цепочке, обвивающей шею.
Этот рисунок художника Ри Ирвина стал символом журнала и до сих пор воспроизводится на обложке каждого юбилейного номера. Другой автор, Кори Форд, дал этому денди имя «Юстас Тилли». Юстас считается талисманом журнала и в некотором смысле напоминает «Чайку» Чехова, ставшую символом Московского художественного театра.
В 1925 г., когда Тилли впервые появился на обложке, монокль уже был поводом для высмеивания владельца. Впрочем, это не помешало журнальному талисману благополучно прожить и до сегодняшнего дня.
Образ «джентльмена с моноклем» стал стереотипным для изображения гротескных богачей в социальной литературе еще в середине XIX века. Это заслуга Чарльза Диккенса, создавшего образ молодого мистера Барнакля и его бессменного увеличительного стекла в романе «Крошка Доррит». В США карикатурный образ возник благодаря игре Эдварда Сотерна, популярного актера, который изображал глупого и напыщенного английского аристократа лорда Дандрери в пьесе «Наш американский кузен». Пьеса впервые была поставлена на американских театральных подмостках в 1858 году.
Как утверждала статья, опубликованная в 1950 г. в «Журнале оптики» (Optical Journal), с самого начала эта вызывающая одиночная линза несла в себе «дух самоуверенной элегантности», что в конечном итоге и повлекло за собой насмешки: «Создавалось впечатление, что человек, носящий этот предмет, был слегка придурковатым – мнение, к которому приходили в какой-то степени из-за того, что монокли довольно часто не держались, а постоянно выпадали из зафиксированного положения».
В дореволюционной России монокли были в ходу у представителей самых разных литературных течений. Эрудит, искусствовед и денди начала ХХ века барон Николай Николаевич Врангель, брат знаменитого белогвардейского генерала, носил монокль постоянно. Вот как вспоминает о нем Георгий Иванов: «Барон Н.Н. Врангель, то вкидивая в глаз, то роняя (с поразительной ловкостью) свой монокль, явно не слушает птичьей болтовни своей спутницы, знаменитой Паллады Богдановой-Бельской, закутанной в какие-то фантастические шелка и перья». Однако в то же время аристократический монокль был и атрибутом скандального футуриста Бурлюка!
После революции монокль стал в Советском Союзе признаком старорежимности и/или буржуазности. Акулам капитализма в фильмах, на плакатах и карикатурах часто вкладывалось в глаз пресловутое стеклышко. Артисты носили монокль в пьесах про «прошлую жизнь».
В России одним из последних и самых известных ценителей монокля стал Михаил Афанасьевич Булгаков. Уже в советское время, получив свой первый гонорар в газете «Гудок», он приобрел на «толкучке» сей претенциозный оптический прибор и немедленно с ним сфотографировался. Эти вызывающе-эффектные фотографии автор «Мастера и Маргариты» любил раздавать друзьям и знакомым. Для него, находившегося в сложных отношениях с советской властью, монокль стал эпатирующим символом буржуазности, то есть скрытой (но достаточно легко «считываемой») оппозицией.
«Потомственный русский интеллигент, – писал о Булгакове Арон Эрлих, – бывший врач и нынешний литератор… скромный труженик… и вдруг эта карикатурная стекляшка с тесемкой. В предательскую минуту, слишком упоенный собственным успехом, он потерял чувство юмора, так глубоко ему свойственное… Как могло случиться, что он не заметил, не почувствовал всей смехотворности своей негаданной барственной претензии?»
p_i_f
ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ
Тем не менее, в Европе средневековья и Возрождения отдавали предпочтение очкам. Так во Франции сохранилось захоронение со следующей надписью на надгробной плите: «Здесь покоится Сальвино Армати из Флоренции, изобретатель очков. Бог да простит ему прегрешения. 1317год».
Более поздний монокль –линза, которая корректирует зрение. Первоначально стекло крепилось на длинной рукояти. Поэтому монокль просто подносили к глазу, как и лорнет. Возрождение монокля связано с распространением луп, с помощью которых читали мелкий шрифт в книгах и первых газетах, а также рассматривали иллюстрации. Англичане и немцы оспаривают друг у друга право считаться изобретателями монокля. Одни утверждают, что распространение он получил в туманном Альбионе в 1800-х годах, другие указывают на ранние образцы середины XVIII века из Германии.
Так или иначе, на Континенте монокли получили большее распространение, чем на Острове. Австриец Й.Ф.Фойгтландер в 1814 году привез первые образцы из Лондона в Вену и вскоре мода на монокли распространилась и была перенесена в Россию.
Однако наиболее изящные образцы встречаются во Франции наполеоновской эпохи.
Поскольку при ношении первых моноклей руки были заняты, появился особый снобизм демонстрировать таким образом свою принадлежность к высшим праздным классам.
Со временем монокли упростились: они стали большей частью линзами в тонкой оправе на цепочке, либо без нее. Эта идея восходит к Италии XV века, где за оправу из дерева зацепляли шнурок и закрепляли за ухом.
Ношение монокля женщиной иногда воспринималось как признак эмансипированности и вызова условностям общества. Так знаменитая романистка Жорж Санд одинарный монокль наводила на незнакомых мужчин. Чем их соблазняла или шокировала.
К концу века монокли на цепочке распространились либо среди военных и чиновников, либо среди богемы.
Про богему стоит упомянуть особо. Монокль стал для денди Серебряного века тем же, чем был лорнет для денди Золотого. Безусловно, лорнеты тоже оставались в ходу, но считались более экстравагантным увлечением, чем монокль. Прищуренный взгляд, с пренебрежением оглядывающий обывателей, сколько в этом ощущения собственной избранности! Не случайно еще ранее Салтыков-Щедрин писал: «В одном глазу был вставлен монокль, другой- прищуривался с легким оттенком презрения».
В увлечении моноклями декадентов сыграло роль и увлечение упадком Римской империи и образом императора-артиста Нерона в частности. Вспомним, что Оскар Уайльд в молодости стригся «под Нерона».
Монокль носили французские поэты Жан Морреас, хозяин декадентского салона Жан Лоррен. Гюисманс предпочитал пенсне, но, есть и его портреты с моноклем.
В России монокли были в ходу как у любителей прошлого, так и у футуристов. Эрудит, искусствовед и денди начала ХХ века барон Николай Николаевич Врангель, брат знаменитого белогвардейского генерала, носил монокль постоянно.
Вот как вспоминает о нем Георгий Иванов: «Барон Н.Н. Врангель, то вкидивая в глаз, то роняя (с поразительной ловкостью) свой монокль, явно не слушает птичьей болтовни своей спутницы, знаменитой Паллады Богдановой-Бельской, закутанной в какие-то фантастические шелка и перья». Но монокль был и атрибутом скандального футуриста Бурлюка! Алексей Стахович, законодатель хороших манер, аристократ, гвардейский офицер и попечитель художественного театра носил то монокль, то пенсне.
После революции монокль стал в Советском Союзе признаком старорежимности и/или буржуазности. Акулам капитализма в фильмах и на карикатурах часто вкладывалось в глаз пресловутое стеклышко. Артисты носили монокль в пьесах про «прошлую жизнь».
Но в период НЭПа его носили еще и недобитые советские денди и представители богемы. Не берусь утверждать, но вероятно, что монокль одно время выбрали поэты Вадим Шершеневич и Рюрик Ивнев, друзья Есенина и Мариенгофа. В этом была определенная провокация. Каноническим стало фото Булгакова с моноклем.
Кстати, Михаил Афанасьевич наградил моноклем и беса-гаера Коровьева в «Мастере и Маргарите».
В прусской и австро-венгерской армии многие офицеры носили монокль и это несколько подпортило его репутацию. В Первую Мировую пруссак в остроконечной каске и с моноклем стал героем ядовитых карикатур. Привычка к моноклю сохранилась и в вермахте среди офицеров старой имперской школы. На знаменитом фото 1945 года фельдмаршал Кейтль подписывает капитуляцию фашистской Германии в монокле.
После войны монокль казалось отошел в небытие, и лишь причуда модника могла возродить его в чьем-то отдельном личном стиле. Однако в 1980 вместе со стилем «эксцентричный денди» и во время возрождения интереса к денди-стилю (в том числе в женской моде) в середине 1990-х было и увеличение интереса к моноклям. В наши дни они могут стать превосходным аксессуаром для любителей стиля винтаж.
Как выбрать монокуляр для охоты – характеристики и рекомендации
Монокль
Его придумали в 14 веке. Сначала монокль держали перед текстом на ручке, а после стало модным зажимать приспособление мышцами лица.
Особую популярность монокль обрел в 19 веке. Европейские мужчины носили его в кармане, при необходимости доставали, зажимали между бровью и щекой, от чего лицо перекашивалось и приобретало циничное выражение с нотками брезгливого отношения к миру. А если к такой снобисткой мине добавить ухоженную бороду, манишку и идеальный пробор, получим классический портрет надменного аристократа.
Интересность от «Паштета»: самым известным почитателем этого оптического прибора мы можем считать Михаила Булгакова. В пору, когда почти никто уже не носил монокли, писатель приобрел себе отличный образчик на барахолке, сфотографировался с ним и стал чем-то вроде символа эпатирующей буржуазии. А если проще — абсолютным протестом советской действительности.
Способы ношения
Монокль в неиспользуемом виде носился в жилетном кармане. Для использования он вставлялся в глазную впадину и зажимался между бровью и щекой. О. Пишется, что такая снобистская «мина», если, к тому же, у её обладателя был хорошо выбрит подбородок, волосы были уложены в идеальный пробор, использовалась манишка, а к галстуку была приколота булавка с драгоценными камнями, стала причиной утверждения носителя монокля в карикатурном образе надменного аристократичного человека. Вставление монокля в глазную впадину и быстрое его сбрасывание оттуда превратилось в вид светской акробатики с претензией на шик[2].
Лорнет
Еще один ушедший в историю гаджет. В конце XVIII века его придумал оптик Джордж Адамс как вариант аристократических очков. Особенно популярен лорнет был у женщин, потому как, помимо практической, нес еще и функцию украшательства и создавал вокруг своей обладательницы атмосферу загадочности и возвышенной утонченности.
Даже само умение им изысканно пользоваться вскоре обзавелось личным определением «лорнировать». Носили этот аксессуар и княжна Лобанова-Ростовская (по ее заказу ювелир Луи Франсуа Картье изготовил экземпляр, украшенный драгоценными камнями), и князь Феликс Юсупов, чей лорнет украшали 442 бриллианта.
А потом все закончилось, и прочные позиции в модном мире заняли очки, которые практически сразу стали не только способом улучшить зрение, но и стильным аксессуаром, добавляющим недостающих ноток серьезности в наш образ.
Сферы применения монокля
Главной областью применения объектива-монокля, конечно же, является художественная фотография. В частности, он может стать незаменимым инструментом для создания художественных портретов. За счет смягчающего эффекта линзы сглаживаются мелкие детали, в результате чего недостатки кожи лица становятся менее заметными. Очень удачными могут получиться черно-белые портреты в стиле ретро. Также монокль можно успешно применять для съемки пейзажей для получения необычных эффектов (например, дымки или тумана), особенно при ярком тыловом освещении. Весьма интересные результаты получаются и при съемке натюрмортов с помощью монокля. Эффект свечения придает картинке удивительную легкость и невесомость. Конечно, для того чтобы добиться желаемого качества, необходимо обладать определенными навыками, опытом и даже мастерством, но и результат, несомненно, стоит усилий.
Конструкция монокля
Итак, монокль состоит из одной линзы, обращенной вогнутой частью наружу. При этом отверстие апертурной диафрагмы должно располагаться перед линзой. Проходя через такую линзу, световые волны разной длины фокусируются в разных точках, за счет чего возникают сферические и хроматические аберрации (искажения цвета), а добиться идеальной резкости и контрастности, которую обеспечивают современные объективы, невозможно. Впрочем, резкость снимка можно повысить, уменьшая значение диафрагмы. А вот с контрастностью сделать ничего не получится – контуры изображения будут оставаться слегка размытыми, а цвета приглушенными. Резких переходов цвета на таких снимках получить нельзя.
Aperture f/8 and be there
СН Ну, вот теперь я, боле-мене, понял зачем нужен “монокль”… Спасибо за урок!
Андрей Чернышев И зачем же?
СН Для борьбы с инфляцией художественного образа…
Андрей Чернышев Вполне себе объяснение
АР Сергей, ты не прав. У художественого образа инфляции не бывает. И задача искусства, особенно художественного, и особенно фотоискусства, раскрыть прекрасное в обыденном. И в данном случае Андрей с этой задачей очень даже справился. Мне очень понравились эти фото, периодически захожу смотреть на них. Могу представить, как они смотряться в другом, не комповом, а настенном ( например, А4 ) формате. В общем, спасибо, Андрей. Заранее приношу свои извенения за возможные грамматические ошибки.
СН Так потому и не бывает! Потому что есть чем бороться!
АР Борьба есть процесс, а не результат Увы……
Андрей Чернышев Монокль – простейший объектив — одна положительная линза. Как правило, мениск. В крайнем случае плоско-выпуклая. Выпуклой стороной к пленке/матрице. Апертурная диафрагма расположена перед линзой.
Такая компоновка позволяет, до некоторой степени, исправить астигматизм и несколько уменьшить кривизну поля изображения (за счёт отрицательного астигматизма передней (вогнутой) поверхности), а также полностью устранить кому (за счёт положения диафрагмы). Неисправленными остаются сферическая аберрация, дисторсия и хроматические аберрации. Причём, если сферическую аберрацию можно уменьшить диафрагмированием, то хроматические аберрации и дисторсия для монокля неустранимы, хотя и по разным причинам.
Изображение, создаваемое моноклем, как правило, малоконтрастно, и имеет невысокую, убывающую к краям, резкость. Однако, при значительном диафрагмировании резкость монокля заметно повышается.
В настоящее время применяется фотографами, как творческий мягкорисующий объектив, преимущественно для портретных, пейзажных съёмок, а также съёмки натюрморта.
Характерный “рисунок” объектива монокль определяется величиной неисправленных аберраций (в основном сферической), которая в свою очередь зависят от оптических свойств линзы мениска, ее геометрических размеров, а также величины отверстия в диафрагме. Как правило, рисунок монокля невозможно имитировать при постсъемочной обработке фотоматериалов, либо в графических редакторах.
Есть родственные системы: * Ахромат * Перископ * Апланат * Семиапланат
АР И всего дел-то. А я то наивно думал, что это намного сложнее. Спасибо за популярное изложение предмета.
Андрей Чернышев Определенные сложности есть. Не существует готовых моноклей, по крайней мере современных. Их делают. Ручками. Самостоятельно. Подыскивают конструктив от объектива, подходящие линзы, переходники. Подбирают растояния установки линзы, вытачивают недостающие железки, чернят, собирают…
Еще есть определенные сложности при съемке. Фокусировка только ручная и очень неочевидно положение соответствующее резкости. Ну, вообщем, нюансов хватает
СН Мастерство – это знание чем можно пренебречь…
СН Ну… вот детей делают не ручками, и куда надёжней получается! Особенно, по российским меркам качества…
А сочетание направлений менисков и плоскостей, как я понял, подобрано для максимального (и практически бесплатного) устранения разного рода искажений… Правда, в монокле это, пожалуй, то же, что в гитарный fuzz вводить глубокую отрицательную обратную связь – боролись-боролись за искажения, а по ходу сборки от них избавляемся…
Андрей Чернышев “”Их делают. Ручками.” Понимаю, что не чем-то там ещё.” Это к тому, что делают их не серийно, а умельцы на кухне
“если к плёнке-матрице не выпуклой, а плоской стороной приложить” а ничего не будет. фокус будет мнимый, с другой стороны
Андрей Чернышев “боролись за искажения, а по ходу сборки от них избавляемся… ”
Чежин, когда был в П., очень сетовал, что в современных широкоугольниках уменьшили дисторсию. “Не нужна мне правильная геометрия”. Впрочем, фото у него своеобразные и это его выбор.
Андрей Чернышев С другой стороны, те, кому нужна идеальная геометрия и детализация снимают, как и 100 лет назад на БФ. И таких людей не мало. Их не пугает ни трудоемкость процесса съемки, ни большие выдержки, ни размеры камеры. Да и цена кадра… Кажется, кадр 18 на 24 см, слайд, стоит около 3000 руб.
АЕ раскрыть прекрасное в обыденном через остраннение (так это еще, кажется, называется). Монокль гарантированно остранняет обыденное. Ну и перевод цветного в монохром то же своего рода остраннение.
Андрей Чернышев трудно снятое через ЖЗ-фильтр представить цветным
АЕ Хм.) Я, оказывается, описался. Правильно – “остранение”.
“Прием Остранения. имеет своей целью «вывод вещи из автоматизма восприятия». «Целью искусства, — говорит Шкловский, — является дать ощущение вещи, как видение, а не как узнавание; приемом искусства является прием „остранения“ вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен».” https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-3471.htm▼
Монокль, по-моему, вполне укладывается в этот прием.
АР Со Шкловским вполне согласен. Спасибо за аргументированное обсуждение. Монокль, действительно, интересный прием. Хотелось бы когда-нибудь посмотреть фото на стене. а не на экране.
Теория фокусировки
Первым помощником при использовании механических объективов на сегодняшний день является электроника фотокамеры подтверждающая успешное наведение на резкость. Фотограф крутит кольцо фокусировки объектива, в определенный момент на информационной строке в видоискателе загорается зеленый кружок означающий что область на выбранном датчике фокусировки — в фокусе. Чтобы понять почему это не работает (точнее работает не корректно) в случае использования монокля, необходимо знать следующее: электроника камеры сигнализирует об успешной фокусировке при достижении максимальной контрастности на сенсорах выбранного датчика. Другими словами, камера оценивает контрастность области за выбранным датчиком и в момент максимальной контрастности показывает зеленый кружок. При использовании монокля камера работает точно так же. Но проблема в том, что в случае с обычным объективом максимальная резкость и максимальная контрастность достигаются в один и тот же момент, а в случае с моноклем — нет. Максимальная резкость и максимальная контрастность при использовании монокля находятся близко друг к другу, но все же в разных положениях кольца фокусировки. Поэтому подтверждение фокусировки будет срабатывать не тогда когда монокль максимально сфокусирован. По этой причине использование адаптеров с «одуванчиками» (чипами для подтверждения фокусировки) при установке монокля на камеры Canon и Sony не имеет практического смысла. Положения кольца фокусировки при максимальной резкости и контрастности у монокля отстоят друг от друга не далеко — примерно в 2-4 мм хода кольца фокусировки в зависимости от фокусного расстояния монокля и дистанции фокусировки. При вращении кольца наводки на резкость от минимального расстояния в сторону бесконечности сначала появляется максимальная резкость, а после нее максимальная контрастность. Внимательный глаз заметит что при этом переходе моноклевые ореолы создающие «воздушность» снимка как бы поджимаются, затухают.
Второй помощник при фокусировке вручную — это фокусировочный экран с клином и/или микрорастром. Описание принципа работы фокусировочного экрана выходит за рамки этой статьи (тем более что большинство владельцев современных цифрозеркалок могут и не знать о чем идет речь), поэтому здесь придется поверить мне на слово или проверить самостоятельно: клин и микрорастр не работают в случае использования монокля. Более того, они даже мешают закрывая собой значительную площадь в видоискателе.
Третий помощник любителей мануальной оптики — это увеличивающий наглазник. Это приспособление актуально для бюджетных и полупрофессиональных кропнутых фотокамер, т.к. полнокадровые современные камеры обычно и без того имеют большой и светлый видоискатель. Увеличивающие наглазники бывают разных конструкций и с разным коэффициентом увеличения. Они могут облегчить фокусировку моноклем, однако и они не лишены недостатков. Как правило, наглазники с бОльшим коэффициентом увеличения увеличивают центральную часть кадра сокращая общую область видимости примерно до 95%. А наглазники которые позволяют видеть 100% кадра, наоборот имеют сравнительно небольшое увеличение (коэфф.: 1.2, 1.4).
Поэтому неравнодушным к съемке моноклем я предлагаю отбросить мысли об облегчении процесса фокусировки с помощью дополнительных приспособлений и подойти к вопросу с другой стороны: освоив небольшое упражнение изложенное ниже.
Отрывок, характеризующий Монокль
Слова случай и гений не обозначают ничего действительно существующего и потому не могут быть определены. Слова эти только обозначают известную степень понимания явлений. Я не знаю, почему происходит такое то явление; думаю, что не могу знать; потому не хочу знать и говорю: случай. Я вижу силу, производящую несоразмерное с общечеловеческими свойствами действие; не понимаю, почему это происходит, и говорю: гений. Для стада баранов тот баран, который каждый вечер отгоняется овчаром в особый денник к корму и становится вдвое толще других, должен казаться гением. И то обстоятельство, что каждый вечер именно этот самый баран попадает не в общую овчарню, а в особый денник к овсу, и что этот, именно этот самый баран, облитый жиром, убивается на мясо, должно представляться поразительным соединением гениальности с целым рядом необычайных случайностей. Но баранам стоит только перестать думать, что все, что делается с ними, происходит только для достижения их бараньих целей; стоит допустить, что происходящие с ними события могут иметь и непонятные для них цели, – и они тотчас же увидят единство, последовательность в том, что происходит с откармливаемым бараном. Ежели они и не будут знать, для какой цели он откармливался, то, по крайней мере, они будут знать, что все случившееся с бараном случилось не нечаянно, и им уже не будет нужды в понятии ни о случае, ни о гении. Только отрешившись от знаний близкой, понятной цели и признав, что конечная цель нам недоступна, мы увидим последовательность и целесообразность в жизни исторических лиц; нам откроется причина того несоразмерного с общечеловеческими свойствами действия, которое они производят, и не нужны будут нам слова случай и гений. Стоит только признать, что цель волнений европейских народов нам неизвестна, а известны только факты, состоящие в убийствах, сначала во Франции, потом в Италии, в Африке, в Пруссии, в Австрии, в Испании, в России, и что движения с запада на восток и с востока на запад составляют сущность и цель этих событий, и нам не только не нужно будет видеть исключительность и гениальность в характерах Наполеона и Александра, но нельзя будет представить себе эти лица иначе, как такими же людьми, как и все остальные; и не только не нужно будет объяснять случайностию тех мелких событий, которые сделали этих людей тем, чем они были, но будет ясно, что все эти мелкие события были необходимы. Отрешившись от знания конечной цели, мы ясно поймем, что точно так же, как ни к одному растению нельзя придумать других, более соответственных ему, цвета и семени, чем те, которые оно производит, точно так же невозможно придумать других двух людей, со всем их прошедшим, которое соответствовало бы до такой степени, до таких мельчайших подробностей тому назначению, которое им предлежало исполнить. Основной, существенный смысл европейских событий начала нынешнего столетия есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад. Первым зачинщиком этого движения было движение с запада на восток. Для того чтобы народы запада могли совершить то воинственное движение до Москвы, которое они совершили, необходимо было: 1) чтобы они сложились в воинственную группу такой величины, которая была бы в состоянии вынести столкновение с воинственной группой востока; 2) чтобы они отрешились от всех установившихся преданий и привычек и 3) чтобы, совершая свое воинственное движение, они имели во главе своей человека, который, и для себя и для них, мог бы оправдывать имеющие совершиться обманы, грабежи и убийства, которые сопутствовали этому движению. И начиная с французской революции разрушается старая, недостаточно великая группа; уничтожаются старые привычки и предания; вырабатываются, шаг за шагом, группа новых размеров, новые привычки и предания, и приготовляется тот человек, который должен стоять во главе будущего движения и нести на себе всю ответственность имеющего совершиться.
Пенсне и Чехов
Многие считают, что пенсне — неотъемлемая часть образа Антона Павловича Чехова, но у него оно появилось в самые последние годы. Носить его писатель стал в 1897 г. После тяжелой болезни Чехова осматривали многие врачи. Окулистом был обнаружен астигматизм, плюс ко всему у него была разница в диоптриях в полторы единицы, поэтому линзы подбирались долго. Брат Антона Павловича носил всю жизнь пенсне, поэтому писатель часто его примерял. Выходит, что Чехов видел свои проблемы со зрением, но почему-то не спешил от них избавляться. Однажды все-таки пришлось обратиться к врачу, ему с трудом подобрали линзы, но с того момента Антон Чехов начал носить пенсне. Теперь же пенсне Чехова можно увидеть в его музеях, оно хранится там до сего дня.
Строение и основные характеристики монокуляров
Моноклями называют особый класс увеличительной оптики, часто дополняемый электронными опциями, существенно расширяющими функционал. Монокуляры по конфигурации и характеристикам ближе к оптическим прицелам, нежели к биноклям. Их можно держать в руках, устанавливать на штатив или крепить на голову с помощью держателей, маски.
Монокуляры бывают пассивными, то есть приспособленными для использования исключительно при естественном свете (даже если он будет проявляться на минимальном уровне). Активные вариации, напротив, оснащаются инфракрасной подсветкой, они в меньшей степени зависят от окружающих условий.
Маска для крепления монокуляра
Достоинства и недостатки
Основной недостаток прибора — его монокулярность. Длительное наблюдение с помощью этого прибора вести сложно.
Монокль, подзорная труба или бинокль: что лучше?
Оптические приборы схожи между собой по ключевым признакам, поэтому многие теряются, не зная, какой лучше выбрать. И монокуляр ночного видения, и подзорная труба, и бинокль имеют массу особенностей. Достоинства и недостатки монокуляра рассмотрены выше. В таблице ниже представлены основные плюсы и минусы бинокля и подзорной трубы.
Вид устройств | Достоинства | Недостатки |
Подзорная труба | Высокая кратность при незначительной массе | Небольшой угол обзора. Громоздкость |
Бинокль | Комфортное использование при длительном наблюдении. Нет надобности в прищуривании, поэтому меньше устают глаза. Отличный угол обзора. Наличие дополнительных устройств, таких как компас или дальномер | Высокая стоимость. Немалые габариты и вес |
Таким образом, каждый тип устройства имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Выбор конкретного прибора диктуется задачами, которые нужно решить с его помощью. Не последнюю роль играет и финансовый вопрос.
История монокля
Монокль — это символ ретроградства, оставивший красочный отпечаток не только в литературе, но и в изобразительном искусстве. Первый приверженец новой моды — известный писатель Эмиль де Жирарден. Князь де Саган ввел лорнет в оправе из черепахи с широкой муаровой лентой, а князь де Бофремон надевал монокль на поле своей шляпы. Журналист и писатель из Франции Орелльен Шолль носил монокль без оправы. А вот знаменитая Жорж Санд использовала прибор для того, чтобы можно было рассмотреть незнакомых мужчин, это приводило их в недоумение и восторг, ведь такое поведение было за гранью приличия. Также монокль использовали поэты Жан Морреас и Жан Лоррен, писатель Жорис-Карл Гюисманс. Хотя последний больше всего предпочитал пенсне, но все же существуют фотографии, где он изображен с моноклем.
В начале 20 века стал известным английский министр Невилл Чемберлен, он прославился своим моноклем. Однако многие считали, что они ему не идут, но он все равно продолжал их носить. В нынешнее время модель «используется» вымышленным персонажем Юстасом Тилли, он является настоящим денди и талисманом известнейшего журнала The New Yorker. Первый раз Тилли появился на обложке этого журнала в 1925 г. В этот период владельцев монокля уже высмеивали, но, как видно, это ни капли не мешает жить вымышленному герою до сих пор.
Монокуляр какой фирмы лучше выбрать
Многие компании предлагают качественную оптику. Более популярны изделия, произведенные в Германии. Они славятся точностью и долговечностью. Российские бренды также не отстают в выпуске надежной продукции.
Лучшие монокуляры средней стоимости
Для получения качественной картинки требуется более сильная оптика. В этом случае дешевыми моделями не обойтись. По средней цене можно найти вполне достойные устройства. Они имеют высокую кратность увеличения и фирменные линзы.
Комз МП2 8х30
Оптический прибор отечественного производства относится к легким и компактным. Он имеет среднюю дальность увеличения 8 крат. Подходит такой монокуляр для охоты, похода в театр и спортивных мероприятий. Диаметр объектива составляет 30 мм. Оптика имеет многослойное просветляющее покрытие. Это позволяет подавлять блики, повышать уровень контрастности и увеличивать светопропускание. «Рубиновое» покрытие линз предназначено для наблюдения в сумерках.
Так как прибор выскальзывает, рекомендуется приобрести шнурок. В комплект этот аксессуар не входит. Такое устройство можно смело назвать долговечным.
Levenhuk Wise 10×42
В устройстве используется roof-призма из стекла BAK-4. Благодаря этому размеры монокуляра значительно уменьшены. Все внешние линзы имеют многослойное просветление. В результате получается яркая и насыщенная картинка без солнечных бликов. Защитное прорезиненное покрытие корпуса оберегает от падений. Прибор удобно лежит в руке и не скользит. При помощи колеса фокусировки можно настроить изображение. Для концентрации внимания на объекте пользуются поворотно-выдвижным резиновым наглазником.
Спустя некоторое время резиновое покрытие начинает отходить.
Модель разработана для походов и прогулок на природе. Она легко помещается в кармане и удобна для переноски. Большое поле зрения позволяет наблюдать за движущимися объектами.
Bresser Nautic 8×25 WP
Устройство с диаметром объектива 25 мм имеет 8-кратное увеличение. В просветленной оптической системе предусмотрены стеклянные линзы BAK-4. Это избавляет от искажений изображения. На пластиковый корпус нанесено резиновое покрытие. Благодаря азоту линзы не запотевают даже в условиях высокой влажности. Дополнительно в корпус устроен компас, дальномер, выдвижной наглазник. При сумеречном факторе 14.14 можно добиться хорошего ночного видения. Прибор имеет повышенную защиту от влаги.
Критерии выбора
Перед тем, как выбрать конкретную модель монокуляра, рекомендуется тщательно разобраться в ее технических характеристиках. К наиболее важным относятся 8–10 показателей, определяющих функциональность прибора:
Лучшие бюджетные монокуляры
Sturman 10×25
Этот монокуляр имеет увеличение 10х. Диаметр объектива 25 мм обеспечит хороший угол обзора. При цене 700 рублей это вполне приличные характеристики, даже просветленные линзы имеются. Корпус прорезиненный, но для экстремальных условий не предназначен. Прибор придется беречь от сырости и резких перепадов температуры. Больше подходит для сухой погоды, театралам, любителям посмотреть футбол на стадионе.
Navigator 22×32
Основное преимущество этой модели от Navigator – увеличение 22х. Можно рассмотреть колибри в километре от себя — довольно серьезный показатель для модели стоимостью 800 рублей. Диаметр объектива в 32 мм обеспечивает приличный угол обзора. Но просветленной оптики, инертных газов между линзами и защиты от влаги нет. Это значит, что в сумерках картинка будет нечеткой, а по влажной погоде линзы начнут запотевать.
Veber Ultra Sport 10×25
Ultra Sport имеет увеличение 10х, приличный объектив диаметром 25 мм и просветленные линзы. Дальность наблюдения и угол обзора меньше, чем у предыдущей модели, зато он может работать при любом освещении. Разработчики снабдили прибор влагозащитным корпусом, но инертных газов между линзами нет. Высокая влажность и перепады температуры могут ухудшать картинку. Для цены 900 рублей монокуляр выглядит весьма достойно. Радует и его вес – всего 100 гр.
СЛЕДОПЫТ 10×40 PF-BT-07
Монокуляр с диаметром объектива 40 мм похож на маленькую подзорную трубу. С его помощью на расстоянии 1 км диаметр видимой картинки составит 126 метров. Подойдет тем, кто любит «видеть все», не переводя монокуляр. За такой обзор придется заплатить тысячу рублей. Увеличение у прибора не такое экстремальное – стандартные 10х. Обрезиненный металлический корпус не боится брызг воды, пыли и падений, но просветленных линз и заполнения инертными газами нет. Придется беречь монокуляр от перепадов температуры и сворачивать наблюдения в сумерках.
Лучшие монокли для охоты и рыбалки
Выбор оборудования зависит от конкретных поставленных перед ним целей, поэтому будет целесообразным рассмотрение самых ярких представителей модельного ряда, каждый из которых проявляет лучшие характеристики в своем классе.
КОМЗ МП 15х50
Незаменим для активного досуга в качестве инструмента для наблюдения за животными и птицами с дальних расстояний. В этом монокуляре разобщены оси окуляра и внешней линзы, что обеспечивает правильное центрирование рассматриваемой одним глазом картинки. Ценовой диапазон держится в пределах 3900-4200 рублей, устройство предлагается в прочном металлическом корпусе. Монокуляр дает 15-кратное увеличение, диаметр его выходного зрачка составляет 3,3 мм. Размер сечения объектива – 50 мм.
Монокуляр КОМЗ МП 15х50
Veber Monty 18×70
Устройство за 4000-4900 рублей обладает оптимальным соотношением веса и габаритов – оно компактно и удобно в применении в динамичных условиях охоты. Агрегат имеет усиленный металлический корпус эргономичной формы, 70 мм – это удачный в данном сегменте диаметр объектива. Металлический корпус защищает «начинку» от механического воздействия и разрушительного контакта с внешней средой, устройство предлагает 18-кратное увеличение объектов. Размер выходного зрачка составляет 3,9 мм. Устройство обладает весом 800г, отлично проявляет себя в вечерних условиях.
Монокуляр Veber Monty 18×70
Challenger GS 2.7×50
Устройство имеет бюджетный ценник в пределах 16 тыс. рублей, позволяет наблюдать за животными в ночное время на максимальном расстоянии до 150 м. Особая форма фотокатода образует стабильное изображение с геометрической выверенностью деталей и высоким разрешением. Пятилинзовый окуляр имеет специфическое просветляюще покрытие, выдающее качественную картинку с оптимальным увеличением и уровнем контрастности.
Монокуляр Challenger GS 2.7×50
Монокуляр дополнен широкоугольным инфракрасным осветителем, он позволяет использовать разнообразные аксессуары. Компактный прибор заключен в композитный корпус, качественно защищающий от механических повреждений и контакта с влагой, он оснащен двумя крепежными приспособлениями, подходящими под штатив или маску.
Широкий модельный ряд оптики, обилие встроенных опций и гибкий ценовой диапазон стали причиной высокой популярности моноклей среди профессионалов и охотников-любителей, полевых исследователей, туристов-энтузиастов.
Как выбрать монокль для охоты: критерии, правила эксплуатации и хранения
Ключевые характеристики, влияющие на выбор устройства:
Оптика может быть чувствительной к окружающим условиям даже в статичном состоянии, поэтому рекомендуется в периоды простоя хранить устройство в чехле в горизонтальном положении, так исключится попадание пыли, инородных частиц и влаги.
Нежелательно произвольно оставлять монокуляр на солнце – корпус будет нагреваться, возможно негативное влияние долгого прямого контакта с ультрафиолетом.
Монокль в России
В России монокль начали носить представители самых разных литературных течений. Барон Николай Франгель регулярно носил прибор и не снимал. После окончания революции монокль начали называть признаком старорежимности и буржуазности. Его начали носить даже артисты, люди, которые были изображены на плакатах, также были со вставленной линзой.
Монокль — это оптический прибор, который стал популярным в одно время с пенсне. Эти два вида очков были популярны до Первой мировой войны. Их массово носили на лице, чаще всего мужчины. Большую популярность монокль имел у гвардейских офицеров, особенно немецких. Максимальную популярность прибор получил в Германии и Российской империи. Когда началась война, в России монокль перестал быть популярным.
Последним любителем такого прибора считают Михаила Булгакова. Принято считать, что монокль — это эпатирующий символ буржуазности для Булгакова. Купил его Михаил Афанасьевич после получения первого своего гонорара. Сразу же после приобретения он с ним сфотографировался. После чего это фото он раздал всем друзьям и знакомым. Также монокль ассоциируют с одним из лучших символов жизни Европы в конце 19 – начале 20 века.
Как выбрать лучший монокуляр?
Для выбора самого подходящего варианта для охоты необходимо знать о важных характеристиках, которыми должна обладать та или иная модель. Их следует объединить в конкретный список.