для чего носят галстук
Что символизирует галстук и насколько он необходим в гражданской одежде?
Я слышал такой вариант,что давным-давно провинившийся раб делал петлю из отрезка верёвки и приходил с петлёй на шее к хозяину просить прощения и пощады.Это прототип галстука.
В одежде я не считаю галстук украшением или одеждой.Просто полоска ткани с непонятным функционалом.Почему в некоторых офисах мужчины обязаны носить эту полоску? Ведь даже в самых строгих конторах женщин не обязывают надевать галстук.Для женщин вообще в офисах более раскрепощённый дресс-код.Они могут надеть как брюки так и юбку или платье(что очень актуально в жару),а галстук могут надеть только как предмет декора и как правило,незатянутый и по личному желанию.
Я слышал такой вариант,что давным-давно провинившийся раб делал петлю из отрезка верёвки и приходил с петлёй на шее к хозяину просить прощения и пощады.Это прототип галстука.
Скорее, галстук эволюционировал из платка, которым повязывали шею, чтобы не засаливался ворот рубашки.
Идём на Википедию и видим подробную историю галстука. Используется как украшение, аксессуар.
Первое упоминание о галстуках можно найти в истории Древнего Египта, где кусок ткани правильной геометрической формы, наброшенный на плечи, служил своеобразным символом социального статуса его обладателя. Также, одними из первых галстуки носили древние китайцы. Об этом свидетельствуют каменные статуи возле усыпальницы императора Шихуанди — на шеях вельмож и воинов завязаны повязки, напоминающие по форме современные галстуки. Однако данные повязки были слишком далеки от современных галстуков как по способу ношения, так и по форме и были лишены главного атрибута современного галстука — узла.
До этой находки изобретателями галстука считались римские легионеры, носившие так называемые «фокале». Их изображения сохранились на колонне императора Траяна, воздвигнутой в честь его побед в 113 году н. э. На барельефах колонны, опоясывающих её спиральной лентой, можно насчитать 2500 фигур римских воинов в доспехах. На шее у большинства из них — завязанные узлом платки. Появление в Древнем Риме шейных платков ознаменовало начало эпохи галстуков в современном понимании этого слова.
Начиная с конца XVI века мужчины носили камзолы. А в качестве украшения они надевали круглый гофрированный жесткий воротник. Часто он представлял собой большой охватывающий шею диск, который в толщину мог достигать нескольких сантиметров. Его делали из белой ткани и крахмалили, чтобы он не терял форму.
Со временем на смену ему пришел широкий отложной воротник с зубцами, который покрывал плечи. Такой фасон воротника называли иногда «ван-дейком». Его носили, например, пуритане.
Предполагается, что когда хорватские офицеры, которые в XVII веке носили яркие шелковые шейные платки, в награду за своё мужество и доблесть, проявленные во время Тридцатилетней войны, были приглашены ко двору французской королевы Анны Австрийской, их необычный аксессуар заприметил сам король Людовик XIV, который не удержался и тоже повязал на себя нечто подобное, став первым законодателем галстучной моды Франции, а следовательно и всей Европы.
XVII веке в моду вошел длинный жилет, который мужчины надевали под обычный камзол. На шею повязывался платок наподобие шарфа. Он несколько раз обматывался вокруг шеи, а его свободные концы свисали на груди. Живописные полотна конца XVII столетия свидетельствуют о том, что к тому времени такие шейные платки завоевали чрезвычайную популярность. Их делали из муслина, батиста и даже кружева.
Существовало множество вариантов узлов на таком платке. Бант напоминал современный галстук-бабочку. Как известно, было по меньшей мере сто способов завязывания шейного платка. Говорят, что английский франт Браммел (Брюммель), оказавший влияние на мужскую моду, мог потратить все утро на то, чтобы по всем правилам завязать шейный платок.
В XVIII столетии шейный платок с длинными концами стали называть галстуком, а во второй половине XIX века по виду он уже напоминал современный галстук. Также его называли галстуком-самовязом. В моду вошли рубашки с воротником. Теперь галстук стягивали узлом под подбородком, а его длинные концы свисали на крахмальную рубашку. Именно в это время галстук стал таким, каким мы его знаем сегодня. Следует заметить, что без последующего распространения моды на ношение галстуков в Англии, вряд ли бы они приобрели то значение, которое они имеют в современной деловой моде. В Англии ношение галстуков было возведено в ранг высокого искусства, а джентльмену предлагалось на выбор до сотни различных способов завязывания. Считалось также, что самой серьёзной обидой для мужчины может стать высказывание по поводу его галстука, «обиду от которого можно смыть лишь кровью».
Во время Великой французской революции (1789—1799) цвет «кроата» указывал на политические убеждения человека. В XIX веке франты европейского общества заново «открыли» для себя этот аксессуар. Именно тогда галстук перестал быть принадлежностью одних военных и политиков и перекочевал в гардероб обыкновенных граждан.
В 1827 году известный писатель Оноре де Бальзак написал книгу под названием «Искусство ношения галстука», в которой описал эстетическую необходимость повязывать галстук. Галстук «по-байроновски» представлял собой широко завязанный, не стягивающий горло платок. «Трагический» галстук чёрного цвета был принадлежностью траурной и форменной одежды. «Вальтер Скотт» шили из клетчатой ткани. Белый галстук предназначался для парадной одежды балов, вечеров и званых обедов; его полагалось носить с фраком или смокингом, но ни в коем случае не с пиджаком. Следует добавить, что во времена Бальзака галстуки были шелковые, шерстяные, атласные с различными узорами.
В 1924 году всем вариантам шейных платков и шарфов было сказано окончательное «нет»: американский предприниматель Джесси Лангсдорф запатентовал свой «идеальный галстук». Такой галстук шился — и шьется до сих пор — из трех частей, скроенных по косой. Следствием этого патента стало повсеместное вытеснение поперечных галстуков и стандартизация длинных галстуков в полоску, косую клетку или «пейсли». Эти рисунки стали основой для английских клубных и колледж-галстуков, позволяющих своим обладателям таким простым способом сообщать об их принадлежности.
Откуда взялся галстук: важный мужской аксессуар и его история
В гардеробе любого мужчины хоть один галстук да найдется. Пусть он надевался всего лишь раз и лет дцать назад, на свадьбу, выпускной бал или защиту диплома, но он есть. В шкафу делового мужчины можно отыскать уже не меньше трех-четырех галстуков: пара под каждодневный костюм, один под костюм для важных переговоров и один для совсем уж торжественных случаев. Немногие мужчины могут похвастать большой коллекцией этих аксессуаров и умением завязывать больше трех узлов. Самые хитрые доверяют вязать узлы своим женам. Между тем долгое время галстук был едва ли не единственной возможностью украсить мужской костюм. Да и сейчас в условиях дресс-кода не так уж много возможностей придать индивидуальность своему внешнему виду. Что же такое галстук и откуда он взялся на мужской, а зачастую и на женской шее?
Слово галстук происходит от немецкого Halstuch — шейный платок.
Прообразом галстука можно считать шарфы, которые римские легионеры надевали под доспехи, чтобы защитить кожу от натирания. Эти шарфы назывались фокалес. Из римской моды фокалес перешли к румынам, а от них в хорватскую армию. В середине XVII века галстуки пришли в европейскую моду. Произошло это благодаря королю-солнце Людовику XIV. Принимая в 1660 году в Версале парад в честь героев Турецкой войны из Хорватии, король обратил внимание на яркие платки солдат. Эта деталь костюма произвела на Людовика столь сильное впечатление, что он мало того, что назначил себе ответственного за королевские галстуки, но и особыми указами сделал галстук признаком принадлежности к дворянству! А во французском языке закрепилось название «cravat», т.е. хорватский, для обозначения галстука. Позже это слово перекочевало и в другие европейские языки.
Надо сказать, что во времена Людовика XIV галстук выглядел совсем иначе, чем тот, к которому привыкли. Он изготавливался из кружев или тонкого муслина и больше напоминал платок, самым популярным узлом был кокетливо повязанный бант, т.н. «лавальер». Изменения в этом аксессуаре произошли в период французской революции. В это время шейные платки завязывались несколькими узлами и драпировались от груди до самого подбородка.
Максимильян Робеспьер. Неизвестный художник. Конец XVIII века.
Из фильма «Гордость и Предубеждение». Действие фильма происходит в Англии в начале XIX века.
Прототип современного длинного галстука появился в Англии в середине XIXго века. Именно тогда в моду вошли отложные воротнички и узкие длинные галстуки как нельзя лучше подходили к ним. Такие галстуки завязывались узлом под подбородком, а концы свободно свисали на грудь. Вообще в Англии галстуку придавалось очень большое значение. Одним из самых худших оскорблений для джентльмена считалось сказать что-нибудь дурное о его галстуке.
В Англии же зародилось и большинство современных галстучных узлов, которые тут же были подхвачены модниками-французами. Первым из галстучных узлов был четвертной. Он пришел из спортивной среды, где яхтсмены так именовали один из морских узлов. В свою очередь название для этого морского узла связано с управлением четверкой лошадей. Именно таким узлом извозчики завязывали вожжи.
Чарльз Диккенс. Середина XIX века.
Ги де Мопассан. 1880е гг. Широкий галстук, завязанный узлом «четверка».
Эдуард Моне. 1860е гг.
Галстук похож на современный, но в нем остается еще что-то от шарфа. Эдуард Мане, по всей видимости, внимательно относился к этой детали туалета, на его картинах мы можем найти всевозможные варианты ношения галстука, галстука-платка и галстука-шарфа.
Э.Мане. В кабачке папаши Латюиля. 1879г
Э. Мане. «Балкон» 1868-69г
На молодом человеке мы видим вполне современный галстук.
Э. Мане » Кафе-концерт» 1874г
Г.Курбе. Автопортрет в Сент-Пелажи. 1872г
Э. Дега. Автопортрет. 1863г
А вот Дега предпочитал элегантную бабочку.
К началу ХХ века мужской костюм не сильно меняется и галстук остается неотъемлимой его частью.
Из сериала «Аббатство Даунтон». Действие сериала происходит в Англии в 10х гг XX века.
Следующее важное для галстучной моды событие произошло в 1924 году, когда предприниматель Джесси Лангсдорф запатентовал свой «идеальный галстук». С тех самых пор галстук шьется из трех частей, скроенных по косой. Шелковые платки перестали быть обязательной принадлежностью джентльмена и перекочевали в гардероб дэнди.
Довольно долгое время галстук еще оставался необходимым атрибутом мужской моды. В 60х-70х в эпоху рок-н-ролла и студенческих волнений люди восстают против официального стиля. В моду входят нестандартные галстуки: очень узкие или наоборот, ненормально широкие, а также галстуки самых невообразимых расцветок.
Битлз в галстуках-селедках. 1960е гг.
Винтажный галстук 1960х гг. Из коллекции Jennifer Ivanov, сайт Etsy.
Винтажный галстук 1970х гг. Из коллекции Dee, сайт Etsy.
Винтажный галстук 1970х гг. Из коллекции BetaPorHomme, сайт Etsy.
Кадры из фильма «Форрест Гамп». Начало 1980х гг.
В России галстук появился как и мода на европейскую одежду, благодаря Петру I. Поначалу бояре и купечество сопротивлялись нововведениям в костюм, но вскоре смирились и русская мода начала развиваться по западным образцам.
Михаил Ломоносов. Художник Л.С. Миропольский. 1787 г.
На портрете мы видим кружевной галстук, соответствующий костюму этой эпохи.
А. Пушкин. Художник О. Кипренский, 1827г.
Галстук уже не кружевной, но все еще завязан пышным бантом.
Иван Тургенев. 1870е гг.
Галстук завязан современным узлом, хотя сам галстук шире привычного нам и скорей напоминает узкий шарф.
А.П. Чехов в оригинальном платке-галстуке в горошек. 1892г.
Революция несколько поколебала положение галстука, объявив его буржуазным пережитком. К середине 20х галстук возвращается на свое законное место.
Владимир Маяковский придавал большое значение своему внешнему виду, и особую роль отводил галстуку.
Сергей Есенин следил за модой. На этих фотографиях мы видим несколько вариантов галстука. 1920е гг.
С. Есенин и А. Мариенгоф. 1919 г.
Кадр из фильма «Не может быть».
Галстук-бабочка становится предметом иронии, символом мещанства и несерьезности.
Кадры из фильма «Стиляги». Действие фильма происходит в 50е годы XX века.
Советская сатира от души потешалась над стилягами и особое внимание уделяла галстукам.
Галстук также проник и в женский гардероб. Женская мода выдвигает гораздо меньше требований к галстуку, чем мужская. Женский галстук должен всего лишь быть к лицу его владелице. Его можно носить и как классический галстук, а можно проявить фантазию и повязать галстук на манер шарфа, ленты для волос или пояса.
Марлен Дитрих. В данном случае галстук все еще является частью мужского костюма, просто костюм этот носит женщина.
Гвен Стефани в узком галстуке.
Джери Холливелл эксплуатирует образ школьницы.
Своеобразным аксессуаром является галстук, расписанный вручную. Такой галстук может раскрыть индивидуальность владельца, рассказать о его увлечениях, подчеркнуть художественный вкус.
Винтажный галстук с росписью. 20е-30е гг.
Вся информация взята в интернете в открытом доступе, но текст целиком написан мной лично, так что пожалуйста, при перепечатке давайте ссылку на эту статью 🙂
Галстук: стильный аксессуар или символ рабства?
Галстук носят все: взрослые и дети, мужчины и женщины. У нас. В арабских странах, например, галстуки не носят — это запрещается фундаменталистским исламом. Но это не означает, что в арабских странах не существует джентльменов или элегантно и стильно одетых мужчин. Отчего так вышло?
История галстука
Галстуку принято приписывать многовековую историю. Одни источники утверждают, что галстук произошёл от немецкого шейного платка, называвшегося «halstuch». Другие подозревают во всём хорватов и короля-солнце Людовика XIV, который в 1660 году увидел шейные платки-cravat на хорватских солдатах и загорелся идеей внедрить этот аксессуар в костюм современного ему вельможи.
«Что это за странные платки повязаны на шеях у этих всадников? Они мне понравились. Позаботься, чтобы завтра же у меня была дюжина таких же платков».
Но, постойте-ка! Шейный платок — это ведь вовсе не галстук! И в наши дни существуют и шейные платки, и галстуки в качестве самостоятельных аксессуаров! Если уж считать шейный платок «папой» галстука, то давайте в «мамы» запишем шарф — он ведь тоже носится на шее! А заодно и воротничок, которые в недалёком прошлом были отдельной деталью костюма! И горжетку туда же… и чокер… Впрочем, чокер, пожалуй, роднее галстуку, чем даже шейный платок.
Издавна у разных народов существовали всяческие шейные платки. Например, считается, что они из самых древних шейных были найдены в Китае. Эти находки относят к III веку до н.э. Следующим поколением считаются шейные платки римских легионеров, которые повязывали поверх шерстяной рубахи, чтобы пластины панциря не натирали шею.
Считается, что румыны унаследовали традицию ношения шейных платков именно от римлян, а далее «фокалес» переняли хорваты-конники, сделавшие его частью униформы.
В Древнем Египте тоже были платки. Они накидывались на плечи и обозначали статус владельца.
Источники редко вспоминают, что шейный платок был предназначен не только для защиты шеи от доспехов или для вытирания лица, носа во время насморка или рта во время еды. Шейные платки носили и пираты. А ещё вспомните Зорро, чей шейный платок поворотом на 180 градусов обращался в чёрную маску для лица.
Эпоха современного галстука
Следовало бы разделить историю галстука на эпоху шейного платка и эпоху современного галстука. А современный галстук был запатентован не так давно — в 1924 году.
Шейные платки действительно были разнообразны и по форме, и по способам завязывания. Но у них у всех имелся общий недостаток: они не оставались в первоначальном положении — любой порыв ветра или резкое движение приводили к хаосу гармонию складок. В 1924 году в США Джесси Лангсдорф, предприниматель, получил патент на «идеальный галстук». Скроенный по косой и состоящий из трёх кусков ткани, этот галстук умел сохранять форму. Для фиксации всё же требовалось использовать специальные зажимы или булавки.
С приобретением в качестве достоинства постоянство формы и положения, галстук утратил пышность и объём. Это компенсировали использованием сложных тканей, а также многообразием узлов — способов завязывания галстука. Этих способов существует как минимум 85, а теоретический максимум — 177 147! Но большинство галстучных узлов завязываются по принципу удавки.
По искусству завязывания галстуков выпускали специальные учебники. Одно время профессия учителя по галстучным узлам считалась одной из самых престижных.
Интересные факты о галстуке
Красивая официальная история галстука при тщательном изучении становится историей шейного платка. А современный галстук и по форме, и по способам завязывания, больше напоминает веревочную петлю, традиционно использовавшуюся на виселице.
В нашей современной культуре множество элементов перекочевало из рабских времён. И галстук — один из них.
Масоны имели огромное влияние на общество. Масонские символы широко используются и сейчас, хоть мы того и не подозреваем. И происхождение галстука также имеет отношение к масонам, причём — самое прямое! В масонских ложах было принято для демонстрации готовности понести наказание за разглашение тайны приходить на заседания с верёвочной петлей на шее. Позже на эту верёвочную петлю стали навешивать знаки различия, а со временем верёвку заменили на отрезок ткани. Масонское общество считалось тайным, но так как оно сплошь состояло из высшей знати и было многочисленным, масонский галстук быстро стал признаком аристократизма. Так масонская верёвочная петля трансформировалась в галстук и вышла в свет.
В Древнем Риме рабы носили верёвочные «галстуки». В том случае, если раб провинится или хозяин прогневается на раба просто так, была возможность дёрнуть за конец галстука-удавки и придушить его владельца. Но рабы не унывали — они раскрашивали свои галстуки-удавки в разные цвета и украшали побрякушками. Верёвочный галстук был символом рабства.
Абсурд? Сюрр? Эти исторические факты о галстуке не принято придавать огласке. Кто станет носить галстук, когда осознает его истинное происхождение? Если одного знания истории недостаточно, то на помощь приходит жизненный опыт. В настоящей уличной драке вас первым делом дёрнут за галстук — это самый простой способ обезвредить противника, лишив его лёгкие доступа воздуха (на время или навсегда).
Выбросьте свои галстуки!
Кто-то проводит параллель между галстуком и поводком для животных.
Многим из тех, кто придаёт большое значение своему галстуку и кичится умением подбирать и завязывать его, стоило бы перестать задирать нос — в прямом смысле. Опустить голову и внимательно посмотреть вниз — на свои носки. Носки, как и рыба, не бывают второй или третьей свежести — только первой и единственной. Носки бывают либо свежими, либо несвежими. Несвежие носки — это не только носки не первой чистоты, это застиранные, заношенные, носки с катышками, потёртостями, выцветшие, с ослабшей резинкой. Такие носки собираются неаккуратными складками и портят всё впечатление от тщательно составленного образа. Даже чистые ботинки не так важны, как свежие носки. Ботинки легко испачкать даже в мегаполисе, но это будет не только вина их владельца. И ботинки можно быстро и легко почистить. А надетые с утра несвежие носки — исключительная заслуга именно владельца носков.
Не едиными галстуками «решается» стильный, элегантный мужской образ. Инсайдеры рынка галстуков сетуют на усиливающееся из года в год падение продаж. Для обычных людей это означает одно: галстуки стремительно теряют актуальность и значимость.
Как же быть, как выделиться из толпы, подчеркнуть свой стиль? Вспомните про шарфы, шейные платки, про носки, в конце концов! Носки не так бросаются в глаза при первом взгляде, но тем больший вес они приобретают при втором, более пристальном. Следите за своими носками, учитесь их подбирать! Кстати, носки не обременены таким сомнительным прошлым, как галстуки.
Philippe Matignon Man представляет: носок в роли галстука
Я верю, что женщина в колготках — самое прекрасное зрелище в жизни.