для чего нужен аэропорт
Часто, путешествуя из одной страны в другую или даже по своему собственному Золотому кольцу, мы вряд ли задумываемся — откуда взялся аэропорт, и кто придумал организовать подобное место. Аэропорт – что такое и «с чем его едят», какое значение он имеет.
Значение слова «аэропорт»
Если вы даже немного знакомы с греческим, латинским языками, вы без труда дословно переведете значение слова «аэропорт». По крайней мере, свяжете его значение с уже знакомыми вам словами. Например, такими как «порт», означающей «пристань» или «гавань». Вторая часть означает «воздушный». Итого, мы получаем в результате – «воздушную гавань», пристанище для воздушных судов.
Для чего нужен аэропорт
Что такое аэропорт? Это целая сеть или комплекс зданий специального назначения: для приема прилетающих воздушных судов, для их отправки и технического обслуживания. Кроме того, аэропорт предназначен для хранения и организации «дома» для различного типа самолетов, вертолетов и прочих воздушных судов, за исключением гидропланов, которым для их полноценной работы требуется вместо наземной взлетной полосы – водная полоса.
Работа аэропорта
Работа аэропорта сложно организована. Этот небольшой, а иногда огромных размеров комплекс напоминает отдельное государство или страну, функционирующую по своим собственным законам.
Как только все формальности позади, вы следуете в зал ожидания. Далее аэропорт, вылеты, все происходит по уже разработанному алгоритму. Готовят самолет, объявляют о посадке и провожают вас на борт. Иногда, «рукав» подводят прямо к месту проверки билетов. Реже пассажиров собирают в автобус, или даже несколько, и отвозят по взлетной полосе к вашему воздушному кораблю.
Самолет прилетает в аэропорт, прилет которого отражает специальный экран – доска, что очень удобно для пассажиров, встречающих своих родственников, друзей или коллег. На экране отмечены только рейсы, которые уже приземлились или планируют посадку в ближайшее время. Многие аэропорты продолжают использовать перекидные табло, как в советские времена, когда компьютерная организация труда была менее развита.
Иногда происходят неполадки на рейсе, аэропорт тогда принимает совершенно незнакомые суда для того, чтобы оказать поддержку и помощь. Это может произойти в случае какой-то технической проблемы или экстренной ситуации на борту, например, когда одному из пассажиров нужна срочная медицинская помощь. Аэропорт имеет в своем арсенале не только грубую силу в виде различных охранных служб, но и специально обученный медицинский персонал.
Хрупкие девушки держат удар
Самая тяжелая часть работы возлагается на плечи тех, кто пропускает вас в самолет. Именно эти люди, а чаще это молодые девушки, встречаются с яростной толпой во время задержки посадки по неизвестным причинам. В такие моменты, вместо проявления агрессивности и негатива к невинному персоналу, стоит подумать: «Аэропорт, что такое? Почему вы не наладили до сих пор службу общения со своими пассажирами?».
Если верить откровениям персонала, которых бросают на «съедение толпе», чаще они и сами не знают о причине задержки посадки в самолет. Мониторы их компьютеров показывают ту же информацию, что видят пассажиры. Ничего нового они не могут сообщить, но вынуждены делать все, чтобы успокоить ожидающих рейса людей и создать позитивную обстановку.
В заключение
«Дом для самолетов», он же аэропорт, давно стал неотъемлемой частью жизни многих людей. Границы открыты и каждый желающий может воспользоваться услугами аэропорта и воздушных судов, что обогатить себя новыми впечатлениями и знаниями. А если каждый из нас задумается, и спросит себя: «Аэропорт, что такое я могу сделать для тебя, чтобы улучшить твое качество обслуживания, и сделать приятным мое время ожидания вылета», то первое, что придет на ум – быть немножечко добрее. В конце концов, иногда все решает обычная чашечка кофе в кафе аэропорта.
Что такое аэропорт, терминалы и их классификация
Photo by chuttersnap on Unsplash
Пожалуй, нет ни одного человека в мире, за исключением представителей изолированных от цивилизации диких племен, который не знает, что такое аэропорт. Действительно, воздушные перевозки прочно вошли в нашу жизнь, а дешевые авиабилеты сделали их доступными для многих. Однако некоторые по-прежнему путают понятия «аэропорт», «аэродром» и «аэровокзал», отождествляя их. Поэтому мы решили поговорить о том, чем отличаются эти термины, что такое аэропорт, кто присваивает названия воздушным воротам и где находится старейший в мире аэропорт и как строятся расписания самолетов.
Значение термина «аэропорт»
Слово «аэропорт» имеет греческие корни и дословно переводится как «воздушная гавань». Так что это не что иное, как воздушные ворота страны или города. В современном мире под термином «аэропорт» понимается комплекс сооружений, предназначенных для отправки, прибытия и обслуживания воздушных судов.
У многих пассажиров аэропорт ассоциируется исключительно с пассажирским терминалом и взлетно-посадочной полосой. Но это не совсем верно, ведь аэропорт включает в себя и другие важные объекты, призванные обеспечить его бесперебойную работу в любых условиях. В него также входят наземные службы, управляющие движением самолетов, и грузовой комплекс, который занимается погрузкой и разгрузкой грузов, включая склады, автомобили и другие средства.
Еще одна распространенная ошибка — отождествление понятий «аэропорт» и «аэродром». На деле аэродром — это лишь часть аэропорта — та, на которой происходит руление, взлет и посадка самолетов.
Итак, аэропорт состоит из аэродрома, аэровокзала и других вспомогательных служб и сооружений.
Самый первый аэропорт
Аэропорты начали появляться лишь в начале XX века. Ранее существовавшие аэропланы не требовали разгона и взлетно-посадочных полос. О пассажирских авиаперевозках тогда еще могли лишь мечтать.
Развитие авиации и появление новых видов самолетов потребовало проектирования строительства взлетно-посадочных полос и аэродромов. Считается, что первый аэродром появился во Франции, когда ВПП оборудовали ангарами для стоянки самолетов. А первое подобие аэровокзала — в США в 1914 году, когда местная авиакомпания St. Petersburg Tampa Airboat Line дала старт первым пассажирским регулярным перелетам. Первые аэровокзалы помимо служб обязательно включали гостиницы и кафе, ведь в то время самолеты редко вылетали по расписанию.
В 20-30-х годах прошлого столетия с развитием пассажирских авиаперевозок строительство аэропортов стало массовым. В Европе одним из старейших считается «Девау» на территории Калининграда (в то время — немецкого Кенигсберга). В настоящее время он не используется, но по тем меркам это был передовой во всех смыслах аэропорт.
Что такое терминал в аэропорту
Теперь разберемся со значением слова «терминал». Оно произошло от английского и дословно переводится как «конец» или «предел», то есть это именно та часть аэропорта, которая занимается посадкой и высадкой пассажиров.
Итак, терминал — это здание аэровокзала, в котором происходит регистрация пассажиров на рейс, осуществляется паспортный и таможенный контроль, происходит сбор и выдача багажа. Именно здесь путешественники проводят большую часть времени в ожидании своего рейса. В терминале располагаются стойки регистрации, залы ожидания, выходы на посадку, залы прилета магазины, кафе, рестораны, камеры хранения, отделения банков, представительства авиалиний и другие необходимые службы.
Основное назначение терминала — эффективное управление пассажиропотоком и организация бесперебойной работы аэропорта.
В аэропорту может быть один или несколько терминалов. Как правило, крупные комплексы включают в себя несколько зданий, каждое из которых выполняет свои функции: одно обслуживает внутренние рейсы, второе — международные направления, третье — грузовые перевозки и т.д.
Названия аэропортов
В любой стране, даже не зная языка, вы безошибочно определите, что находитесь у аэропорта, ведь его всегда обозначают английским словом «airport». Кроме этого, на здании аэровокзала указан город и название самого аэропорта.
Чаще всего имя аэропорта происходит от наименования ближайшего поселка или города. По такому принципу названы московские аэропорты «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково».
Встречаются и необычные названия. К примеру, в США есть аэропорты Красный Дьявол (Red Devil), Курица, (Chicken), Большой Медведь (Big Bear) и даже Мертвая Лошадь (Deadhorse). В Канаде — Рабское Озеро (Slave Lake) и Лосиная Челюсть (Moose Jaw). С одной стороны — и не подкопаться — есть такие населенные пункты, с другой — путешественниками это воспринимается довольно неоднозначно.
Довольно часто аэропорты называют в честь знаменитых личностей. Например, аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону получил имя атамана Донского казачьего войска Матвея Платова. Аэропорт в Ливерпуле носит имя Джона Леннона, в Дели — Индиры Ганди, в Римини — Федерико Феллини, в Белграде — Николы Теслы.
Классификации аэропортов
Аэропорты различают по направлениям обслуживания, объемам и характерам авиаперевозок, а также по частоте использования.
В зависимости от объемов пассажиропотока различают пять классов аэропортов. к I классу относятся крупные аэропорты, пропускающие через себя 7-10 миллионов пассажиров в год. Через «воздушные ворота» II и III классов проходят от 4 до 7 и от 2 до 4 миллионов человек, соответственно. Пассажиропоток аэропортов IV и V классов составляет от 500 тысяч до 2 миллионов и от 100 до 500 тысяч. Существуют гигантские аэропорты, число пассажиров которых превышает 10 миллионов (Хитроу, Дубай, Пекин) — они относятся к внеклассовым. Если же объем пассажиров не дотягивает до 100 тысяч, то его причисляют к «неквалифицированному».
Наиболее часто встречающаяся обывателям классификация — по направлениям перевозок. Так, авиаузлы подразделяют на внутренние и международные.
В крупных странах также существует внутреннее деление аэропортов. К примеру, в России есть еще три категории:
Также существуют пассажирские и грузовые авиаузлы. Некоторые крупные аэропорты могут совмещать перевозку людей и грузов. Кроме того, аэродромы могут быть базовыми (они используются постоянно) и запасными (для экстренных ситуаций).
Что такое Аэропорт
С расширением географии пассажирских перевозок каждая страна обзавелась несколькими десятками аэродромов — большими и маленькими, для международных и региональных рейсов. Одним из первых аэропортов стал Девау. Это немецкий аэровокзальный комплекс, располагавшийся в Кёнигсберге.
Строительство аэропорта в России или в любой другой стране обходится в многие миллионы долларов. Это связано с тем, что необходимо учесть многие факторы — удобство путешественников, повышение оборотов пассажиропотока, обеспечение безопасности, соответствие международным нормам. Но что такое аэропорт в общем значении этого слова? Об этом подробнее ниже.
Значение термина “аэропорт”
Само слово пришло в русский язык из французского. Там оно в свою очередь образовалось от слияния двух греческих слов — “воздушный” и “гавань”. Отсюда можно сделать вывод, что аэропорт — это воздушная гавань или “воздушные ворота” той или иной страны/города/региона.
В словаре дается определение этого термина, как несколько зданий, которые предназначаются для приема, отправки и обслуживания воздушных судов. Он состоит из аэродрома или аэровокзала. Крупные комплексы могут включать несколько аэровокзалов.
Что такое airport? Это слово на английском языке, которое обозначает аэропорт. Именно его помещают на здании аэровокзала в любой стране мира. Некоторым из них присваивают названия. Обычно, по наименованиям близлежащих поселков или маленьких городков.
Сегодня аэропорты — это целые комплексы из зданий и служб, обеспечивающих безопасность и комфорт для пассажиров.
Первые из них начали появляться в Европе и Америке в начале прошлого века. В 20-30х годах были построены первые терминальные комплексы. До этого времени существовали только аэропланы, а они не требовали разгона для взлета. С появлением многомоторных воздушных судов появилась необходимость в проектировании аэродромов и взлетно-посадочных полос.
Классификации аэропортов
По своей классификации они делятся на внутренние и международные. В России у них есть особые статусы — федерального, регионального и местного значений.
Первыми являются те, которые представляют собой узловые элементы национальной авиасистемы России. Это аэропорты с общим уровнем пассажиропотока не менее 500 тыс. в год.
Региональные аэровоздушные комплексы занимаются межрегиональными перевозками и находятся в собственности у местных властей.
Аэропорты местного значения принимают и отправляют внутрирегиональные, авиатранспортные рейсы.
Аэропорт в Абу-Даби.
По назначению они делятся на пассажирские, грузовые и грузопассажирские. Есть отдельная классификация и по уровню пассажироперевозок. Они подразделяются от 1 до 5. Если уровень превышает 10 млн. человек в год, то его называют внеклассовым. В случае, если он составляет менее 0,1 млн. пассажиров в год, то ему присваивают статус “неквалифицированного”.
Существуют запасные и базовые аэродромы. Первые используются постоянно, для системы воздушных трасс, а вторые — эпизодически, в случае плохих погодных условий и т.д.
Значение термина “терминал”
Любой аэровокзальный комплекс включает в себя несколько терминалов. Но что такое терминал в аэропорту? Само слово пришло в русский из английского языка. Дословно оно значит “предел” или “конец”. То есть конечная часть какой-то системы, которая обеспечивает связь с внешней средой.
Терминалы нужны были для того, чтобы увеличить пассажиропоток аэровокзального комплекса и помочь путешественникам быстро и легко найти свой выход к посадке на самолеты. Другое его назначение — организовать четкую и бесперебойную работу всего комплекса.
В терминале находятся таможенный контроль, кафе, рестораны, магазины, представительства авиакомпаний и т.д.
Терминал в аэропорту — это здание, в котором пассажиры проходят паспортный и таможенный контроли, ожидают свой рейс. Классический терминальный комплекс включает их два — для международных и внутренних перевозок.
Аэропорт — что это такое
Значение слова «аэропорт» знакомо каждому современному человеку. Несмотря на это, люди, которые в первый раз отправляются куда-то на самолете, испытывают первый страх именно при входе в здание аэропорта. Именно поэтому каждому путешественнику полезно ознакомиться с правилами поведения в самолете, но и подробней узнать о том, что такое аэропорт.
Аэропорт — основное определение
Слово «Аэропорт» с греческого языка переводится как воздушная гавань (пристань). Формулировка современного определения выглядит немного иначе и является расширенной.
Аэропорт — это совокупность зданий и сооружений, основное предназначение которых заключается в приеме и отправке воздушных судов, их базирования и обслуживания пассажиров.
Для некоторых объектов такого плана дано немного другое название – аэродром. Несмотря на схожесть, разница между двумя понятиями и предприятиями есть. Аэродром с греческого языка как «воздушная дорога». Другими словами, это участок воды или суши, где имеется воздушное пространство и все необходимые сооружения для обслуживания и управления воздушными судами: самолетами, вертолетами, аэропланами и другими.
Разница заключается в том, что аэропорт способен принимать и обслуживать пассажиров, а аэродром только воздушные суда. Аэродром может быть военным или запасным. Причем аэропорт способен выполнять функции аэродрома, но последний заменить аэропорт не может.
История аэродромов
До 30-х годов прошлого столетия как таковых аэродромов не существовало вообще. В те времена аэропланы могли взлетать практически с любой поверхности, так как им не требовалось место для разгона. После 1930 года, с появлением многомоторных самолетов, необходимо было создавать взлетно-посадочные полосы длиной не менее 1500 метров. Тогда и стали появляться первые аэродромы. С течением времени они усовершенствовались. Капитальные реконструкции проводились в 1959 году, с появлением реактивных самолетов, и в 1970 годах.
Современные аэропорты, естественно, более комфортабельны и безопасны для пассажиров и лайнеров. На территории большинства аэровокзалов имеется множество дополнительных услуг, например, банкоматы, аптечные пункты, магазины и многое другое.
Строительство аэропорта
Строительство нового аэропорта – это очень серьезное и ответственное мероприятие, которое требует большого количества участвующих специалистов. Перед тем. Как начинается возведение объектов, тщательно изучается территория, на которой планируется строительство. Основными критериями выбора являются:
После того как найден участок местности, отвечающий всем требованиям, начинается планирование и проектирование будущего аэропорта. Для этого эксперты начинают изучать потенциальный уровень развития региона, который предположительно и будет обслуживаться. Здесь в обязательном порядке учитывается ряд факторов, среди которых есть: пассажиропоток, количество авиарейсов, экономический рост региона и некоторые другие.
Наиболее важным показателем является количество пассажирских перевозок, осуществляемых за 12 календарных месяцев. На основании этой величины выводятся параметры, которым будет соответствовать аэропорт. На этом этапе составляется план того, как пассажиры будут добираться до здания аэровокзала и обратно, какими услугами будут пользоваться. Кроме того, рассчитывается время работы служб аэропорта, например, таможенников.
Суть следующего этапа строительства заключается в выявлении потенциальных проблем, которые могут возникнуть в работе. Происходит урегулирование таких вопросов, как:
На этом этапе очень важно задействовать в работе только квалифицированных специалистов (инженеров, строителей, архитекторов), так как реконструкция аэропорта будет проводиться не чаще, чем раз в 15—20 лет.
Обязательным мероприятием является изучение воздействия на окружающую среду. Исследованию подвергается близлежащая местность в радиусе до 60 км. Кроме того, рассматриваются варианты работы диспетчеров, которые будут управлять воздушным движением в радиусе 80 км.
Когда все предыдущие вопросы урегулированы, экспертная комиссия приступает к разработке и утверждению генерального плана. Этот этап является наиболее важным во всей подготовке к строительству. Именно на этой стадии разрабатывается планирование пассажирских и грузовых аэровокзалов, проектирование подъездных дорог и зданий. Завершается этот этап увязкой взаимодействия всех составляющих строящегося аэропорта.
Классификация
Аэропорт – что это такое понятно каждому человеку. Но немногие знают о том, что на аэропорты распространяется классификация. Они подразделяются на несколько групп на основании определенных критериев. Так, аэропорт может быть базовым и запасным. Через первый осуществляются регулярные рейсы, а второй находится в запасе, пользуются им только в случае крайней необходимости.
Аэропорты делят на пассажирские, грузовые и грузопассажирские. В зависимости от количества обслуженных пассажиров за прошедшие 12 месяцев, аэропортах присваивается один из пяти существующих классов:
Кроме этой, существует классификация исходя из длины взлетно-посадочной полосы. Разумеется, аэропорты различаются и по статусу – международные или внутренние.Принадлежность к той или иной категории не является постоянной и может изменяться в зависимости от деятельности и способностей аэропорта.
Правила поведения пассажиров
Даже если пассажиры знают, что такое airport, далеко не все знакомы с основными правилами поведения на территории аэровокзала. Несмотря на это, с правилами должен быть ознакомлен каждый человек, прибывающий в аэропорт. Если человек хочет избежать разного рода недоразумений и конфликтов с сотрудниками аэропорта, ему необходимо знать следующее:
Следует помнить, что неправильное поведение или вступление в безосновательный конфликт с сотрудниками, может закончиться обращением последних к стражам правопорядка.
Полномочия сотрудников
В работе аэропортов задействованы сотрудники нескольких служб. Их усилия в основном направлены на обеспечение безопасности пассажиров.
Руководство несет прямую ответственность за обеспечение безопасности на территории аэровокзала, а также заботится о том, чтобы пребывание пассажиров в здании было максимально комфортным.
В полномочия сотрудников, которые напрямую контактируют с пассажирами, входит регистрация авиабилетов, прием и выдача багажа, осуществление контроля за перемещением пассажиров. Сотрудники таможенного контроля вправе проводить детальный досмотр пассажиров и их личных вещей перед посадкой на борт самолета.
Если по каким-то причинам между работниками аэропорта и пассажирами складывается конфликтная ситуация как одни, так и другие вправе предъявить претензию или обратиться в правоохранительные органы. Общение служащих с пассажирами основывается на взаимном уважении. Более детально о правилах поведения и полномочиях сотрудников можно узнать у администрации аэропорта.
АЭРОПОРТ
АЭРОПОРТ, авиатранспортное предприятие, обеспечивающее быструю, безопасную и эффективную транспортировку по воздуху пассажиров, багажа, грузов, почты и осуществляющее отправление и прием летательных аппаратов, используя средства, необходимые для их взлета или посадки, а также техническое обслуживание и ремонт. К аэропорту относятся аэровокзалы и здания для хранения и отправки грузов и почты, а также подъездные железные и шоссейные дороги, станции наземного транспорта и автостоянки.
Аэропорты классифицируют в соответствии с их назначением, функциями, размером, типами самолетов, которые они могут принимать и обслуживать, и другими отличительными признаками. Аэропорты различают по следующим признакам: 1) военные или гражданские; 2) коммерческие или некоммерческие; 3) частные или государственные; 4) типы обслуживаемых самолетов; 5) регулярность авиаперевозок (расписание или его отсутствие); 6) наличие таможни, служб иммиграции и других видов инспекции, необходимых для обслуживания международных авиаперевозок; 7) наличие средств и сооружений для отправки и хранения грузов.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Первые аэродромы.
Так как первые аэропланы были относительно легкими и развивали небольшие скорости, не требующие больших длин пробега при взлете или посадке, они могли использовать в качестве летного поля – аэродрома – небольшие ровные площадки. Вследствие этого аэродромы для таких самолетов располагались в любых подходящих местах, удобных для обслуживания населения. Они не имели специально оборудованных взлетно-посадочных полос (ВПП) с искусственным покрытием. Летчики сами ориентировали свои самолеты относительно направления ветра, чтобы при коротком разбеге (от 300 до 900 м) можно было быстро развить скорость 150–170 км/ч, необходимую для отрыва от земли.
Коммерческие аэропорты.
С появлением в 1930-х годах многомоторных самолетов и коммерческих авиалиний возникла необходимость сооружения бетонированных ВПП (длиной до 1500 м), которые могли бы принимать тяжелые самолеты (весом от 4,5 до 11,5 т), создающие большие удельные нагрузки на покрытие ВПП. Соответственно для их сооружения требовались земельные участки большой площади, удаленные от высоких сооружений и зданий, создающих помехи взлету и посадке, и аэропорты стали строить в пригородной зоне вдали от центров больших городов, используя участки земли, не привлекательные для заселения, отдыха или коммерческой деятельности.
Коммерческие аэропорты второго поколения образовали сеть региональных авиалиний и предназначались для обслуживания самолетов, способных перевозить до 75 пассажиров и совершающих регулярные рейсы между этими аэропортами. Для удовлетворения потребностей пассажиров были построены соответствующие аэровокзалы. Поскольку пассажировместимость самолетов была относительно небольшой, аэровокзалы представляли собой одноэтажные здания со смотровыми площадками, расположенными на крышах зданий.
В это же время большую популярность приобрели развлекательные воздушные экскурсии, что вызвало появление небольших аэродромов, не предназначенных для использования коммерческими авиалиниями. См. также АВИАЦИЯ ГРАЖДАНСКАЯ.
Средства обслуживания реактивных самолетов.
С появлением в 1959 на коммерческих авиалиниях реактивных самолетов средства и службы большинства аэропортов оказались устаревшими; начался период их обновления и строительства новых аэропортов. Чтобы принимать и обслуживать тяжелые (весом до 400 т) и высокоскоростные (с взлетно-посадочными скоростями от 220 до 260 км/ч) турбореактивные авиалайнеры, пришлось увеличивать длину бетонированных ВПП до 3000 м. Потребовалось также строительство новых аэровокзалов, так как старые здания были непригодны для обслуживания возросших пассажиропотоков, ибо теперь на каждый авиарейс приходилось 150 пассажиров и более.
Узловые аэропорты.
С конца 1970-х годов в США была введена в эксплуатацию система авиаперевозок, использующая сеть крупных коммерческих узловых аэропортов, предназначенных для комплексного обслуживания авиапассажиров. Пассажиры прилетают из периферийных аэропортов и собираются в узловом аэропорте приблизительно в одно и то же время. В течение небольшого промежутка времени (около полутора часов) самолеты находятся на стоянках и обслуживаются, а пассажиры пересаживаются на те лайнеры, которые доставят их в конечные пункты их путешествий. После отправления этих самолетов по своим маршрутам начинается следующий цикл приема и отправки пассажиров.
До создания системы узловых аэропортов в США на внутренних маршрутах протяженностью от 4000 до 5000 км использовались дальние магистральные самолеты, вмещавшие от 250 до 400 пассажиров и выполнявшие один или два рейса в день. После внедрения системы узловых аэропортов эти беспосадочные маршруты стали неконкурентоспособными, и их заменили рейсы среднемагистральных самолетов, вмещавших от 150 до 200 пассажиров, которые совершали от восьми до двенадцати вылетов в день в соответствии с согласованным расписанием полетов.
Чтобы справиться с обслуживанием большого числа рейсов прибытия и отправления в часы пик, службы аэропортов начали использовать новое оборудование и методы обслуживания, что позволило существенно сократить сроки перемещения пассажиров, багажа и грузов с одних самолетов на другие и повысить интенсивность использования ВПП и воздушного пространства аэропорта.
Развитие аэропорта после завершения его строительства происходит, как правило, довольно медленно, сводится к постепенному увеличению пропускной способности его ВПП и аэровокзалов и заканчивается с исчерпанием возможностей расширения и вводом в этой местности нового аэропорта спустя приблизительно 20 лет. Однако в некоторых регионах, например в Юго-Восточной Азии, где в последние десятилетия наблюдается бурный экономический рост, в 1990-х годах имело место необычайно интенсивное строительство многочисленных новых аэропортов.
ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА АЭРОПОРТА
Главным критерием, которым руководствуются при выборе места расположения аэропорта, является наличие достаточно большого участка земли, который можно использовать для строительства. В то же время это место должно быть достаточно близким к городской агломерации, которую аэропорт будет обслуживать.
Наличие шума самолетов в районе аэропорта порождает две проблемы, одна из которых – ограничения на технические характеристики турбореактивных двигателей, а другая – недовольство живущего поблизости от аэропорта населения.
Первые турбореактивные двигатели развивали тягу, выбрасывая высокоскоростную струю газа, нагретую до высокой температуры в камере сгорания. Их прототипами были двигатели военных самолетов, для которых главным критерием было создание большой тяги при относительно небольших размерах, тогда как уровни шума просто не принимались во внимание. Поскольку в этих двигателях на границе между выхлопной струей и атмосферным воздухом возникала сильная турбулентность, уровень создаваемого ими шума был очень высоким. Кроме того, конструкторы первых двигателей и не пытались подавить высокочастотный свист, порождаемый акустическим взаимодействием между лопатками турбины и компрессора. Таким образом, комбинированное воздействие звука высокой громкости, производимого выхлопной струей, и раздражающего слух визга стало серьезной проблемой при выборе места для строительства аэропорта с момента появления реактивных самолетов на коммерческих авиалиниях.
В связи с жалобами населения на громкий шум, производимый самолетами в аэропортах, в 1969 Федеральное управление гражданской авиации США (ФАА) разработало и начало вводить нормы, ограничивающие уровень шума турбореактивных двигателей. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) приняла аналогичные законы, которые оказали влияние на деятельность авиастроительных компаний во всем мире. В результате в 1970-е годы были созданы новые турбореактивные двигатели, в которых часть располагаемой мощности первичной выхлопной струи механическим путем передается к многолопастному турбовентилятору большого диаметра, концентрически охватывающему главный тракт двигателя. Этот турбовентилятор работает подобно сотням лопастей пропеллеров и добавляет тягу к уменьшенной тяге первичной высокоскоростной выхлопной струи. В таком турбовентиляторном двигателе скорость выхлопной струи уменьшается, что позволяет уменьшить уровень шума на 10–20 дБ. Кроме того, конструкторам удалось существенно снизить высокочастотный свист компрессора, используя результаты исследований акустического взаимодействия лопаток и применяя звукопоглощающие материалы в конструкции гондолы, внутри которой размещается двигатель с воздухозаборником. Эти турбореактивные двигатели второго поколения получили название двигателей с большой степенью двухконтурности в отличие от первых турбореактивных двигателей. См. также АВИАЦИОННАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА.
Стремление кардинально решить проблемы авиационного шума привело к тому, что с начала 1970-х годов во всем мире стали строить новые и намного более крупные аэропорты на большом удалении (иногда свыше 30 км) от городов. Однако нередко как вследствие экономического развития территории около аэропорта, вызванного нуждами самого аэропорта, так и из-за непрерывного роста и расширения границ городов в окрестностях аэропорта появлялись населенные пункты, и снова возникали проблемы с шумом.
Подъездные дороги.
Поскольку большие аэропорты размещаются на значительном удалении от городов, которые они обслуживают, важное значение приобретают подъездные дороги, связывающие эти города с аэропортами. В США прилетающие и вылетающие пассажиры наиболее часто для связи с аэропортами пользуются автомобильным транспортом. Большинство пассажиров либо сами приезжают в аэропорт и оставляют свои автомашины на автостоянках на время своего путешествия, либо их доставляют или увозят родственники, друзья или деловые партнеры. В других случаях используются такси, автобусы или вертолеты. В целом, в США менее 15% от общего числа авиапассажиров пользуются пригородным железнодорожным транспортом вследствие большой рассредоточенности населения и отсутствия в стране эффективной сети железнодорожных сообщений между городами. В Европе, где такие сети существуют и интенсивно используются, до 40% всех авиапассажиров пользуются железнодорожным транспортом, чтобы попасть в аэропорт или выехать из него. В 1990-х годах при сооружении новых аэропортов в Юго-Восточной Азии часто одновременно строились подъездные или транзитные железнодорожные станции, связывающие аэропорты с центрами городов, которые они обслуживают.
Препятствия и помехи.
Аэропорты должны располагаться в местности, свободной от препятствий и помех полетам самолетов. Объекты, представляющие потенциальную опасность, оцениваются в соответствии с нормами, определяющими допустимое расстояние до препятствий, находящихся на земле, или соседних самолетов, находящихся в воздухе. Поэтому при строительстве аэропорта ставится условие отсутствия препятствий, таких, как здания, антенны или перепады высот местности, на расстояниях до 80 км от ВПП аэропорта, которые могут нарушить безопасность полетов при неблагоприятных погодных условиях. После выбора места для строительства аэропорта необходимо добиться обязательств со стороны местных властей воздерживаться от строительства объектов, которые могли бы создать угрозу безопасности полетов самолетов.
Если обслуживаемое авиадиспетчерами воздушное пространство около коммерческого аэропорта не может быть освобождено от препятствий, то правила безопасности воздушного движения налагают определенные ограничения на минимально допустимую высоту полета самолетов над этими препятствиями. Авиадиспетчеры, управляющие движением самолетов в контролируемом воздушном пространстве аэропорта, используя радиолокационные станции совместно с бортовыми системами предупреждения столкновений и системами предупреждения близости земли, наблюдают за сохранением необходимого удаления сопровождаемого самолета от других самолетов и от поверхности земли.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ АЭРОПОРТА
Технико-экономическое обоснование.
Прежде чем начать планирование работ и проектирование аэропорта, необходимо спрогнозировать будущий уровень развития обслуживаемого региона. При прогнозировании требуется учитывать множество разнообразных факторов, таких, как ожидаемое число рейсов и пассажиропоток, количество перевозимых грузов, тенденции экономического развития региона, рост населения и его подвижности и т.д.
Наиболее важной оцениваемой характеристикой является годовой объем пассажирских перевозок. Эта величина определяется при прогнозировании перспектив развития. Период времени, рассматриваемый при планировании строительства или развития аэропорта, зависит от существа рассматриваемого проекта. При составлении технико-экономического обоснования для строительства нового аэропорта этот период должен составлять не менее 50 лет, тогда как ТЭО строительства новых ВПП, рулежных дорожек, подъездных дорог и новых зданий пассажирских и грузовых аэровокзалов в рамках уже существующего аэропорта обычно охватывает период до 25–30 лет.
На основе прогноза пассажирских перевозок оцениваются параметры будущего аэропорта. К ним относятся не только число самолетовылетов, но и ряд других параметров. Необходимо составить полный перечень таких параметров. Суммарный пассажиропоток нужно подразделить на категории и определить максимальные нагрузки в часы пик. Нужно определить, каким образом пассажиры будут приезжать в аэропорт или уезжать из него, чтобы рассчитать вместимость автостоянок, гаражей, ширину автодорог и размеры обочин. Такие характеристики, как число пассажиров на международных авиалиниях, детализированные по времени прибытия и отправления, необходимы для планирования работы таможенных и иммиграционных служб.
Предварительное планирование и проблемы проектирования.
Ограничения появляются уже в процессе планирования развития аэропорта, когда пытаются дать всестороннюю оценку всех аспектов и элементов проекта с такой детализацией, которая позволила бы разработать проект, удовлетворяющий сформулированным целям.
Планирование включает в себя следующие мероприятия: 1) решение проблем воздействия на окружающую среду; 2) определение роли проектируемого объекта в региональной системе аэропортов; 3) координация со службами управления воздушным движением; 4) разработка генерального плана; 5) интеграция терминальных сооружений и их оборудования; 6) проектирование отдельных зданий; 7) проектирование сооружений и дорог для различных видов наземного транспорта. В соответствии с сопутствующими обстоятельствами некоторые из этих задач могут быть выделены и сформулированы в виде индивидуального планового задания. Поскольку реконструкция аэропорта происходит не чаще одного раза в 10–20 лет, предыдущий опыт персонала аэропорта в значительной мере забывается или устаревает. По этой причине руководство аэропорта обычно создает специальную группу планирования развития аэропорта, привлекая в нее плановиков, проектировщиков, архитекторов, инженеров, строителей и других специалистов, имеющих достаточный профессиональный опыт и квалификацию.
Ограничения окружающей среды.
В таких проектах, как строительство нового аэропорта, необходимо провести всесторонний анализ ограничений окружающей среды. Выбор места для строительства аэропорта часто зависит от проблем, создаваемых шумом самолета, характера местности, вида землепользования, степени экономического развития близлежащей территории и существующих транспортных систем и возможностей. Эти планы должны включать в рассмотрение географическое пространство в радиусе от 30 до 60 км от крупнейшего города данного региона. Получив оценки различных мест, пригодных для строительства аэропорта, необходимо более детально проанализировать для них проблемы взаимодействия с окружающей средой в радиусе от 8 до 16 км от будущего аэропорта, чтобы сделать оптимальный выбор.
Управление воздушным движением.
Когда планируется строительство нового аэропорта или значительное расширение уже существующего, необходимо провести детальный анализ возможностей управления воздушным движением в районе аэропорта. Предварительная координация планов со службами управления воздушным движением существенно упрощает выбор места для строительства аэропорта, направлений ВПП, вспомогательного навигационного оборудования, а также разработку инструкций по пилотированию. В этих планах необходимо рассматривать территорию в радиусе до 80 км от аэропорта, где авиадиспетчеры аэропорта заканчивают свои функции по управлению самолетом, передавая их магистральным центрам управления полетами по маршрутам. При необходимости можно увеличить дальность контролируемого из аэропорта полета самолета до 160 км и больше. См. также ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ УПРАВЛЕНИЕ.
Генеральный план.
Разработка генерального плана, который обеспечивает взаимную увязку ВПП, рулежных дорожек, пассажирских и грузовых аэровокзалов, вспомогательных средств, подъездных дорог, транзитных перевозок и других функций, осуществляется на следующем этапе. Генеральные планы часто подразделяются соответственно некоторой последовательности стадий развития и сопровождаются полными описаниями всех существующих и будущих ограничений и требований. В этих планах устанавливаются границы отдельных участков в районе аэропорта в соответствии с близостью их расположения от тех или иных сооружений либо вспомогательного оборудования и содержатся карты и количественные данные, которые используются для обоснования будущих планов приобретения земельных участков для развития аэропорта. Генеральные планы охватывают более широкий круг проблем, чем планы выбора места для строительства аэропорта, и включают в рассмотрение более обширную территорию.
Планирование аэровокзалов.
Планирование пассажирских и грузовых аэровокзалов выполняется с учетом их взаимной увязки с другими зданиями аэропорта, стояночными площадками для самолетов, подъездными дорогами, вспомогательными средствами и инфраструктурой для обслуживания территории аэровокзала.
Проектирование зданий.
После создания плана местности подготавливаются проекты отдельных сооружений. Эти проекты разрабатываются архитекторами совместно с планировщиками аэропорта, что обеспечивает взаимоувязку данного сооружения с генеральным планом аэропорта.
Планирование подъездных дорог.
Важным элементом планирования и проектирования аэропортов является обеспечение средств сообщения аэропорта с обслуживаемым им населением. Вследствие закрытия многих внутригородских аэропортов и размещения новых аэропортов на значительном удалении от центров городов потребовалось создание вспомогательных средств сообщения с аэропортами. Соответствующие планы предусматривают использование междугородного железнодорожного транспорта, общественного городского транспорта, пунктов сбора пассажиров для дальних маршрутов и автобусов-экспрессов как альтернативы традиционному средству сообщения с помощью собственных автомашин или такси.
УПРАВЛЕНИЕ
Формы управления.
Существуют различные формы управления аэропортами.
Организации, подчиняющиеся центральному правительству, обладают тем преимуществом, что они достигают наибольшего согласования работы аэропорта с работой других правительственных организаций, контролирующих, например, управление воздушным движением, железнодорожный и автодорожный транспорт и развитие аэропорта.
Этот подход широко применяется во многих странах. Однако при такой форме управления не исключается влияние политических проблем и дефицита государственного бюджета, что может ограничивать фонды, предназначенные для развития аэропорта.
По этой причине в США и ряде других стран были созданы также «околоправительственные» или «полуобщественные» организации, которые обладают некоторой властью и в то же время имеют налоговые льготы и не испытывают негативных влияний изменения политики или дефицита бюджетного финансирования. Такие организации создают совет директоров, который подотчетен обществу, однако не подчиняются местной администрации и освобождены от всех форм налоговых отчислений в местные бюджеты.
Для выполнения некоторых работ в аэропортах, таких, как комплексная обработка грузов, обслуживание гостиниц и других вспомогательных работ, привлекаются частные фирмы. В финансировании строительства и эксплуатации некоторых аэропортовых служб, таких, как служба снабжения самолетов топливом, участвуют консорциумы авиакомпаний (с привлечением в некоторых случаях государственных займов). Главным достоинством таких консорциумов, которые на основе долгосрочной аренды связаны с аэропортами, является использование опыта высококвалифицированного технического персонала авиакомпаний.
Для некоторых видов работ в аэропортах часто практикуются концессионные соглашения и контрактные подряды. В последнее время их доля непрерывно возрастает. Например, в северных аэропортах, подверженных снежным заносам, работы по расчистке ВПП и территории аэропорта обычно выполняются на основе контрактных подрядов.
Проблемы.
Одной из главных проблем функционирования аэропорта является подчиненность его служащих различным организациям. В США большинство работников аэропорта являются служащими авиакомпаний или фирм, предоставляющих услуги на контрактной основе. Например, в международных аэропортах США менее 10% служащих нанимаются непосредственно администрацией аэропорта. В Европе применяется противоположный подход, и большинство служащих аэропорта принимаются на работу его администрацией. Это различие вытекает из того, что в Европе по традиции руководство аэропортами было возложено на правительственные учреждения, которые также осуществляли руководство работой государственных авиакомпаний, тогда как в США федеральное правительство не вмешивалось в работу авиакомпаний и аэропортов.
ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ
При расчете пропускной способности аэропорта, определяемой как максимальное число обслуживаемых самолетов в течение одного часа, используются методы теории очередей и исследуется последовательность очередей, движение которых определяется числом обслуживающих центров (ВПП) и характеристиками предоставляемых услуг. Простой аналогией этой модели является очередь за авиабилетами, в которой каждая сделка занимает конечный промежуток времени. Количество билетов, продаваемых за фиксированное время, можно увеличить либо увеличивая количество очередей (кассиров), либо сокращая время обслуживания клиента. Точно так же пропускную способность аэропорта можно увеличить, увеличивая число ВПП или сокращая время, необходимое для взлета или посадки одного самолета, путем улучшения работы службы управления воздушным движением.
Для определения пропускной способности аэропорта используются методы математического моделирования на ЭВМ. В математической модели работы аэропорта каждый самолет движется в очереди в соответствии с некоторым сводом правил предоставления стандартных услуг, определяющих скорость движения очереди. Подобно продаже билетов, число самолетов, ожидающих своей очереди, зависит как от запланированных операций, так и от случайных обстоятельств. Правила обслуживания (и, следовательно, время обслуживания) каждого самолета сложным образом зависят также от правил управления воздушным движением, относящихся как к устройству аэропорта, так и к самолетам. Расчет пропускной способности аэропорта выполняется на компьютерах с помощью специальных математических моделей, которые могут отражать взаимодействия закономерных и случайных влияний, существующих в реальной работе аэропорта. Используя эти модели, аналитик может оценить с высокой точностью пропускную способность аэропорта.
При недостаточной пропускной способности аэропорта возникают задержки в обслуживании самолетов. Анализ задержек с помощью математических моделей осложняется тем обстоятельством, что время задержки является нелинейной функцией ряда параметров, и малые изменения (например, вследствие ошибок или погрешностей) параметров могут вызвать большие (и, возможно, ошибочные) изменения вычисленных значений времени задержки. Соблюдение правил технической эксплуатации ВПП обеспечивает безопасный интервал между самолетами при неблагоприятных метеорологических условиях и уменьшает опасность попадания самолета в зону сильной турбулентности в следе за пролетевшим ранее более тяжелым самолетом. Эти правила устанавливают предельно допустимые интервалы между последовательными взлетами и посадками, осуществляемыми на одной и той же ВПП, и регулируют движение самолетов на пересекающихся ВПП, а также содержат другие требования, гарантирующие безопасность полетов. Так как с ухудшением видимости допустимые нормы становятся все более жесткими, пропускные способности аэропортов с использованием автоматизированных систем взлета и посадки или только визуальных ориентиров могут сильно различаться.
Пропускная способность большинства аэропортов США составляет
120 операций взлета и посадки в час при ясной погоде и снижается до 42 операций в час в условиях плохой видимости (в расчете на одну ВПП). Аэропорты в других странах имеют более низкую пропускную способность (50 и 30 операций соответственно) вследствие более жестких норм и правил управления воздушным движением.
ТРАНСПОРТИРОВКА ГРУЗОВ
Современная транспортировка грузов требует наличия средств контейнерной транспортировки в локальные центры сбора и распределения с доставкой их к самолетам, осуществляющим перевозку грузов. Грузы, перевозимые воздушным транспортом, в основном размещаются в багажных и грузовых отсеках пассажирских самолетов, выполняющих регулярные рейсы. Таким образом, в аэропортах, обслуживающих регулярные пассажирские рейсы, должны иметься средства для доставки грузов, их погрузки и выгрузки из самолета. Часто такие грузы, состоящие из отдельных предметов и товаров, принадлежащих разным клиентам, работники аэропорта сортируют и объединяют в партии, загружая их в грузовые пакеты или специальные контейнеры, предназначенные для отправки в один и тот же пункт назначения.
Существенную долю всех авиагрузов составляют пакеты и бандероли срочной почты, которые отправляют объединенные почтовые службы, специализирующиеся на перевозке писем и бандеролей на воздушном транспорте и последующей их доставке адресатам через свои отделения сбора и доставки корреспонденции. Перевозку ценных или срочных посылок и бандеролей на специально заказанных самолетах осуществляют через узловые аэропорты, в которых вся поступающая в них почта сортируется и перегружается на самолеты, доставляющие ее в конечные пункты назначения.
ПОЛНОМОЧИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В АЭРОПОРТАХ
Аэропорты являются жизненно важными центрами, в которых сосредоточены различные службы. Поэтому в них предусмотрена система обеспечения безопасности и охраны авиапассажиров. Во всем мире в большинстве аэропортов эти функции осуществляются с помощью согласованных мероприятий, проводимых различными службами.
Руководство аэропорта несет ответственность за территорию и помещения аэропорта. Оно предоставляет аэровокзалы и другие наземные сооружения и средства для обслуживания авиапассажиров, создает условия для безопасного взлета и посадки самолетов (это, например, расчистка ВПП от снега или других помех, содержание аварийных команд и команд скорой помощи, освещение), обеспечивает содержание самолетов на стоянках, контролирует проход на территорию аэродрома, занимается обслуживанием зданий и автодорог, освещением и разметкой ВПП и рулежных дорожек и улаживает проблемы с клиентами и общественностью.
В зданиях аэровокзалов работники авиакомпаний осуществляют регистрацию авиабилетов, прием и выдачу багажа, обслуживают пассажиров в залах ожидания и контролируют их перемещение. Авиакомпании отвечают также за техническое соответствие своих самолетов нормам безопасности, соблюдение норм технического обслуживания и эксплуатации самолетов, оплату расходов, квалификацию инженерного персонала и экипажей самолетов и взаимодействие с диспетчерскими службами страны.
Такие службы обеспечивают также работу навигационных устройств (в том числе автоматизированных систем посадки, используемых в условиях плохой видимости), систем управления воздушным движением, радиосвязь с самолетами и метеорологическое обслуживание авиарейсов.
Многие частные авиакомпании осуществляют дополнительные услуги, такие, как предоставление автотранспорта в арендное пользование и носильщиков багажа, ресторанное обслуживание и т.п. См. также АВИАЦИЯ ГРАЖДАНСКАЯ.
Изыскания и проектирование аэродромов. М., 1979
Ашфорд Н., Файт П. Проектирование аэропортов. М., 1988
Бордунов В.Д. и др. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М., 1988
Ашфорд Н. и др. Функционирование аэропорта. М., 1990
Эксплуатация аэродромов. М., 1990