для чего нужен атомный ледокол

Зачем нужен атомный ледокольный флот

для чего нужен атомный ледокол. Смотреть фото для чего нужен атомный ледокол. Смотреть картинку для чего нужен атомный ледокол. Картинка про для чего нужен атомный ледокол. Фото для чего нужен атомный ледокол

В этом цикле программ мы вместе с госкорпорацией “Росатом” рассказываем об атомной энергетике. Почему-то принято считать, что энергию в ядерных реакторах добывают исключительно на электростанциях. Но ведь эту энергию можно использовать абсолютно для любых нужд – например, чтобы двигать ледоколы! Нужно «всего лишь» установить на судне реактор.

Конечно, это только звучит так просто, на самом же деле это невероятно сложная инженерная задача. А теперь давайте разбираться зачем.

Северный морской путь – это кратчайшая морская дорога, соединяющая Дальний Восток и европейскую часть России. В самом деле, идти из Владивостока в Санкт-Петербург вдоль северного побережья Евразии намного ближе, чем огибать всю Азию, Индию, Аравийский полуостров и всю Европу в придачу. В первом случае судно пройдет 14 000 километров, а во втором – все 23 000. Экономические резоны очевидны: топлива тратится меньше, груз доставляется быстрее, а также нет таких неочевидных минусов, как очереди на проход Суэцкого канала и нападения пиратов. Но Арктика, откровенно говоря, вовсе не рай для судоходства, и главный ее недостаток – лед. Вот поэтому здесь и необходим ледокольный флот.

Россия – единственная страна в мире, у которой есть собственный атомный ледокольный флот. Без него освоение Арктики было бы если не невозможным, то во много раз более сложным и дорогим. И если вы думаете, что ледоколы нужны только для прокладывания пути во льдах для сухогрузов и танкеров, то вы ошибаетесь. Кроме проводки судов по Севморпути и в замерзающих портах, ледоколы Атомфлота обеспечивают проведение научных экспедиций в высоких широтах, проводят аварийно-спасательные операции, занимаются экологическими исследованиями, возят туристов, ремонтные комплексы, стройматериалы для северных портов.

И все это было бы невозможным без того огромного запаса чистой энергии, который дает атомная энергетика.

От «умной» одежды до космических ракет: где и как используют углеволокно

«Росатом» – это не только атомная энергетика: компания работает в самых разных высокотехнологичных направлениях, одно из которых – производство новых перспективных материалов. Например, предприятия “Росатома” производят композиты на основе углеродного волокна.

«Атомная» архитектура

Конец 70-х годов прошлого века – это время, когда человечество поверило во всемогущество атомной энергии. Сегодня мы можем убедиться в справедливости этого утверждения: «зеленая» энергия, добытая атомным реактором, не выбрасывающим в атмосферу углекислый газ, может применяться где угодно. Но “Росатом” не ограничивается выработкой электричества, запуском атомоходов или производством радиоактивных изотопов для ядерной медицины. В состав госкорпорации входят сегодня сотни крупных предприятий и институтов, которые во все времена были лучшими в своем деле. Сегодняшний выпуск посвящен архитектуре.

Атомные технологии на благо медицины

Ветра хватит на всех

Наша атмосфера постоянно движется, потоки воздуха перемещаются, заключая в себе огромную энергию. По подсчетам ученых, её запасы более чем в сто раз превышают гидроэнергию всех рек планеты. Но главное – это возобновляемая, практически бесконечная энергия. Атмосфера будет двигаться до тех пор, пока светит Солнце, а значит, человечеству ветра хватит на всю историю нашего существования на Земле. Еще одна причина, по которой ветроэнергетика занимает лучшие инженерные умы, – это полное отсутствие каких-либо выбросов: ветрогенераторы не засоряют ни атмосферу, ни почву.

Преимущества атомной энергетики

В этом цикле программ мы вместе с госкорпорацией “Росатом” будем рассказывать вам об атомной энергетике. Интересное дело: большинство из нас, кажется, прекрасно понимает, что это такое, но знания эти часто оказываются недостаточными и поверхностными, а то и вовсе неправильными. Мы попытаемся изменить эту ситуацию.

Источник

Зачем нужны ледоколы?

Этот вопрос можно часто всретить под новостями о закладке/спуске на воду ледоколов, особенно атомных. Мол, никто не строит — а зачем мы вбухиваем на них миллиарды долларов?

1) Ледоколы нужны для обслуживания Северного морского пути. Дело в том, что судоходство по Северном морскому пути является самым коротким, дешевым и безопасным путем из Европы в Азию. Во льдах не бывает ни волн, ни штормов — за всю историю потерпели крушение всего 8 пароходов и не погибло одного человека (для сравнения: ежегодно в мире идут ко дну порядка 700 судов). Кроме того, СМП имеет колоссальное значение для логистики Крайнего Севера.

В 2010 году транзитные перевозки по СМП составили около 110 тыс. тонн (проведено 4 судна).

В 2011 году транзитные перевозки по СМП составили более 820 тыс. тонн (проведено 34 судна).

В 2012 году транзитные перевозки по СМП за летне-осеннюю навигацию составили 1,26 млн тонн. (проведено 46 судов).В этом же году состоялась первая в мире перевозка сжиженного природного газа (СПГ) по СМП. Танкер-газовоз Ob River перевёз 134500 м 3 газа из Норвегии в Японию.

В 2013 году перевозка различных грузов по Северному морскому пути составляла 2,8 млн тонн, из них генеральных грузов — 1,6 млн тонн. Транзитные перевозки составляли 1,18 млн тонн.

В 2014 году произошло падение транзитных перевозок, но зато резкое увеличение перевозки генеральных грузов. Генеральных грузов по СМП перевезено 2,5 млн. тонн, что на 53,9% превышает показатель 2013 года. Тоннаж же транзитных грузов сократился в 4,3 раза до 274,3 тыс. тонн.

2) Арктика — лакомый кусок современной геополитики. Своими запасами нефти и газа она привлекает «арктическую пятерку» (Россию, США, Канаду, Данию, Норвегию) и Китай. По подсчетам Управления энергетической информации США (EIA), на дне Северного Ледовитого океана может содержаться до 412 млрд баррелей нефтяного эквивалента — это почти четверть мировых запасов углеводородов. При этом 78% из них — природный газ, большее количество которого находится в российском секторе Арктики, а самые большие запасы нефти — на Аляске.

Запасы российских арктических шельфов равняются десяткам млрд тонн нефти и кубометров газа. Уже сейчас заключены контракты на вывоз 18 млн тонн сжиженного газа, а в 2018 году начнется вывоз газа по проекту «Ямал СПГ».

3) Жизненно важной задачей для страны также является необходимость круглогодичного военного присутствия ВМФ РФ в полярных водах. Стратегическое значение арктического региона для обеспечения обороноспособности страны определяется тем, что именно через него проходят самые короткие воздушные маршруты из Северной Америки в Евразию и обратно. То есть гипотетический обмен ракетными ударами между Россией и США должен состояться через воздушное пространство Арктики и ближний космос над ней. Соответственно, Арктика становится передовым рубежом противоракетной и противовоздушной обороны. В последние годы Северный флот ежегодно совершает арктические походы с привлечением атомных ледоколов. Так, в сентябре 2013 года была проведена операция по восстановлению аэродрома «Темп» на острове Котельный. В операции участвовали ледоколы «50 лет Победы», «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» и ракетный крейсер «Петр Великий».

Таким образом, ледоколы играют ключевую роль в обеспечении обороны, логистики и экономической деятельности севера страны. Ппрричем наибольшую ценность имеют именно атомные ледоколы, которые благодяря наличию ядерного реактора имеют неограниченную автономность и более года могут не заходить в порт, а также огромную мощность, что позволяет проламывать льды толщиной до 3 метров.

Так, в итоге навигации 2014 года выяснилось, что потребность в ледоколах-атомоходах составляла 40 рабочих месяцев, что близко к максимально допустимой нагрузке. План развития региона подразумевает рост этого показателя в навигацию 2018 года до 45 рабочих месяцев, что сделало необходимым расконсервацию еще одного судна типа «Арктика» — ледокола «Советский союз».

В настоящий же момент у России 4 действующих атомных ледокола из которых два («Таймыр» и «Вайгач») были построены еще при СССР в Финляндии. Из шести построенных ледоколов типа «Арктика» на сегодняшний день два находятся в работе, два ждут утилизации, а еще два ждут решения о своей участи.

Более того, к 2020 году из 4 действующих ледоколов у трех («Вайгач», «Ямал» и «Таймыр») закончится 30-летний срок службы, который и так был продлен.

Поэтому одной из важнейших задач российского судостроения является поддержание численности атомного ледокольного флота.

В настоящий момент в России строится три новых атомных ледокола проекта ЛК-60Я (проект 22220). Этот корабль уникальный. Он имеет балластные цистерны, которые, заполняясь, меняют осадку корабля с 8,5 м до 10,5 м в зависимости от того, что ему на данном этапе важнее: мореходность и вес, либо способность передвигаться по мелководью. Одновременно с этим мощность корабля станет даже выше чем у атомохода «Арктика». Она будет составлять 60 МВт при водоизмещении 33 600/24 800 тонн.

В ноябре 2015 года был окончен монтаж реакторной установки ледокола «Арктики», и корабль имеет все шансы попасть в строй к 2019 году, а «Сибирь» по плану вступит в строй в 2020 году. Между тем, именно в 2018 году должен быть списан «Таймыр», а в 2020 второй корабль проекта — «Вайгач».

Третий корабль серии заменит один из старых ледоколов типа «Арктика» (скорей всего «Советский Союз»). Тем не менее, расчеты показывают, что для обеспечения планов по перевозкам грузов по СМП (15 млн тонн СПГ, 8-10 млн тонн нефти, до 8 млн тонн угля и т.д.) потребуется постройка в первой половине 2020-х еще как минимум двух кораблей данного типа.

Также обновляется флот дизель-электрических ледоколов. На смену старым ледоколам типа «Ермак» и «Капитан Сорокин» идут ледоколы проекта 21900 «Москва» (4 построено, 1 строится) и проекта 22600 (gредполагается серия из трех единиц). Таким образом, Россия к 2020-2022 году будет иметь обновленный линейный дизель-электрический ледокольный флот из 8 кораблей отечественной постройки.

Но ведь льды тают?

Изменение площади льда в арктике имеет разнонаправленную тенденцию — она то увеличивается, то уменьшается.

В начале августа 2007 года, за месяц до конца сезона таяния, было зарегистрировано самое большое сокращение арктического льда за всю историю наблюдений — более миллиона квадратных километров. Был достигнут годовой минимум льда в размере 4,28 млн квадратных километров.

С 2008 по 2011 год минимум морского льда в Арктике был выше, чем в 2007 году, но он, тем не менее, не вернулся к уровню предыдущих лет. В конце августа 2012 года, за 3 недели до конца сезона таяния, был зафиксирован новый рекорд минимума льда.Минимум был достигнут 16 сентября 2012 года и составил 3,41 млн квадратных километров, или на 760 000 квадратных километров меньше предыдущего минимума 18 сентября 2007 года. Однако в 2013 году темпы таяния льда существенно меньше чем в 2010-2012, в мае и июне 2013 площадь льда была близкой к норме, после достижения минимума в 5 млн квадратных километров (против 3,4 в 2012), вновь начала расти. Аналогично, в 2014 площадь льда была больше чем в 2008-12, составив 5,0 млн. квадратных километров, что близко к норме 1979-2010 (около 6,0 млн квадратных километров).

Необходимо также учитывать, что ранее 1979, когда спутниковые наблюдения не велись, также наблюдались очень малоледовитые периоды, один из которых в 1920—1940 годы также вызвал дискуссии о потеплении Арктики.

Источник

Как работают атомные ледоколы и почему Россия лидирует в этом направлении

Так уж устроена земная твердь, что существует такое понятие, как ”Северный морской путь”. Это транспортная артерия, проходящая далеко на севере. Там просто невозможно проходить обычным судам. Для этого они сопровождаются огромными атомными монстрами, которые называют ледоколами. Одна такая машина может ломать лед толщиной до нескольких метров и создавать свободный ото льда проход шириной в десятки метров. Это позволяет судам в несколько раз быстрее проходить путь из Азии в Европу и экономить такие объемы топлива, что вся эта затея действительно имеет смысл. Скоро в России построят новый, самый большой в мире ледокол. А вообще, вы знали, что все атомные ледоколы мира построены в СССР или России?

для чего нужен атомный ледокол. Смотреть фото для чего нужен атомный ледокол. Смотреть картинку для чего нужен атомный ледокол. Картинка про для чего нужен атомный ледокол. Фото для чего нужен атомный ледокол

Ледоколы вызывают большое уважение.

Самый большой ледокол в мире

На данный момент самыми большими ледоколами в мире являются те, что имеют класс ЛК-60Я. Правда, ни один их них не введен в строй, но их строительство постепенно близится к завершению и в течение пары лет три таких ледокола спустят на воду.

Если говорить только о тех ледоколах, что сейчас находятся в промышленной эксплуатации, то это суда класса ”Арктика”. На данный момент в строю только два из них — это ”Ямал” (введен в строй в 1993 году) и ”50 лет победы” (введен в строй в 2007 году).

Ледоколы этого класса имеют следующие характеристики:

Для сравнения, атомные ледоколы класса ЛК-60Я имеют суммарную мощность турбин 70 800 КВт (против 55 160 КВт у «Арктики»), ломают лед до трех метров и имеют экипаж всего 70 человек.

Сколько в мире ледоколов

В мире на данный момент насчитывается 10 атомных ледоколов. Если говорить более точно, то можно даже сказать, что 9,5. Нельзя считать полноценным ледоколом атомный лихтеровоз (единственный в мире) с ледокольным носом. Из этих кораблей сейчас только пять в строю, но, что интересно, все 10 были спроектированы в СССР или России.

для чего нужен атомный ледокол. Смотреть фото для чего нужен атомный ледокол. Смотреть картинку для чего нужен атомный ледокол. Картинка про для чего нужен атомный ледокол. Фото для чего нужен атомный ледокол

Так ледоколы прокладывают себе путь.

Семь из них были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Ленинграде. Еще два были построены в Финляндии, но ядерные энергоблоки на них поставили в Ленинграде. Только тот самый лихтеровоз был построен на керченском заводе ”Залив”.

Лихтеровоз (иногда называется ”баржевоз”) — специализированное судно для перевозки груза в лихтерах или баржах, контейнерах. Имеет в конструкции козловой кран для более удобной погрузки. Часто используется для перевозки больших объемов рыбы в контейнерах.

Весь атомный ледокольный флот сейчас принадлежит России и базируется он в порту города Мурманск.

Как работает ледокол

Суть работы ледокола заключается в том, что он с ходу наваливается своей массой на лед и ломает его. Это самый простой способ, так как снизу всегда есть куда проломить лед, да и сила тяжести помогает. Поэтому они такие тяжелые.

для чего нужен атомный ледокол. Смотреть фото для чего нужен атомный ледокол. Смотреть картинку для чего нужен атомный ледокол. Картинка про для чего нужен атомный ледокол. Фото для чего нужен атомный ледокол

Немного информации о ледоколах

Несмотря на кажущуюся простоту процесса, обычный корабль просто не сможет выполнить эту роль. Для того, чтобы ломать лед толщиной до трех метров, нужна очень мощная энергетическая установка и прочнейший корпус с защитой от истирания, чтобы корабли служили как можно дольше. Они стоят слишком дорого, чтобы быть одноразовыми.

Корабль викингов пролежал под землей 1 000 лет. Теперь его хотят достать.

Чтобы лучше наваливаться на толщу льда, днище носовой части ледокола сделано бочкообразным. Это помогает в борьбе со льдом, но сильно мешает в обычном плавании. Из-за такой формы днища ледоколы очень сильно раскачиваются даже от небольших волн. При этом, качнуть его может очень резко.

для чего нужен атомный ледокол. Смотреть фото для чего нужен атомный ледокол. Смотреть картинку для чего нужен атомный ледокол. Картинка про для чего нужен атомный ледокол. Фото для чего нужен атомный ледокол

Суда следуют за ледоколом, как утята за уткой.

В задней части ледоколов есть м-образное углубление. Оно нужно для того, чтобы буксировать другое судно ”на усах”. Так называют способ, когда нос корабля как бы входит в корму ледокола. В этот момент тот корабль, который находится сзади, может не только буксироваться, но и подталкивать ледокол за счет своих винтов, помогая ему проходить препятствия.

Мало кто задумывался об этом, но винты ледоколов приводятся в движение электродвигателями, которые получают энергию от атомного реактора на бору. Такая компоновка очень удобна, а главное, позволяет надолго уходить в автономное плавание, так как электродвигатели не требуют частого обслуживания, а запас ядерного топлива позволяет долгое время обходиться без дозаправки.

для чего нужен атомный ледокол. Смотреть фото для чего нужен атомный ледокол. Смотреть картинку для чего нужен атомный ледокол. Картинка про для чего нужен атомный ледокол. Фото для чего нужен атомный ледокол

Дизельный ледокол больше похож на обычный корабль. На фото российский ледокол «TOR»

Когда построят новые атомные ледоколы

В ближайшие 7 лет планируется сдать в эксплуатация не только три атомных ледокола класса ЛК-60Я, но и один класса ЛК-100Я. Правда, его только начинают строить и должны ввести эксплуатацию к 2027 году. Зато это будет настоящий царь-ледокол.

Американский корабль уничтожил летательный аппарат при помощи мощного лазера

Согласно проекту, его мощность будет составлять 120 000 КВт (в два раза больше нынешнего максимума). В движение великан будет приводиться четырьмя винтами, его длина составит больше двухсот метров, а лед он будет ломать толщиной до 4 метров.

для чего нужен атомный ледокол. Смотреть фото для чего нужен атомный ледокол. Смотреть картинку для чего нужен атомный ледокол. Картинка про для чего нужен атомный ледокол. Фото для чего нужен атомный ледокол

Таким может быть новый ледокол «Лидер».

Рассматривается вариант строительства четырех таких ледоколов, но пока строится только один. Остальные должны появиться к 2033 году. Когда они появятся, мы расскажем об этом в нашем новостном Telegram-канале.

Зачем нужны ледоколы

В первую очередь, ледоколы освобождают путь для торговых судов, в том числе и нефтяных танкеров. Кроме этого, ледоколы используются для самостоятельной доставки грузов в труднодоступные районы Арктики (и Антарктики), а так же спасательных и поисковых операций.

для чего нужен атомный ледокол. Смотреть фото для чего нужен атомный ледокол. Смотреть картинку для чего нужен атомный ледокол. Картинка про для чего нужен атомный ледокол. Фото для чего нужен атомный ледокол

Атомный ледокол «Ямал».

Самый большой флот ледоколов сейчас у России — 40 судов (включая дизельные). Это не удивительно, учитывая огромную береговую линию Северного ледовитого океана. Действующих атомных ледоколов в России 4 — это ”Ямал”, ”50 лет Победы”, ”Таймыр” и ”Вайгач”. В том числе и эти ледоколы внесли очень большой вклад в развитие Северного морского пути, как одной из крупнейших транспортных артерий мира.

для чего нужен атомный ледокол. Смотреть фото для чего нужен атомный ледокол. Смотреть картинку для чего нужен атомный ледокол. Картинка про для чего нужен атомный ледокол. Фото для чего нужен атомный ледокол

Новости, статьи и анонсы публикаций

Свободное общение и обсуждение материалов

для чего нужен атомный ледокол. Смотреть фото для чего нужен атомный ледокол. Смотреть картинку для чего нужен атомный ледокол. Картинка про для чего нужен атомный ледокол. Фото для чего нужен атомный ледокол

Многие из нас могут долго любоваться поверхностью моря или реки, по которой перекатываются волны. Рожденные ветром, затем они распространяются за счет силы т…

для чего нужен атомный ледокол. Смотреть фото для чего нужен атомный ледокол. Смотреть картинку для чего нужен атомный ледокол. Картинка про для чего нужен атомный ледокол. Фото для чего нужен атомный ледокол

Физические и химические свойства морской воды не однородны. Они зависят от географической широты, глубины, близости к берегу. Примерно 3,5% морской воды — эт…

для чего нужен атомный ледокол. Смотреть фото для чего нужен атомный ледокол. Смотреть картинку для чего нужен атомный ледокол. Картинка про для чего нужен атомный ледокол. Фото для чего нужен атомный ледокол

Источник

Принцип работы и устройство ледокола

История ледоколов

«Предком» современных ледоколов стал деревянный колесный пароход «City Ice Boat No. 1», построенный в Филадельфии в 1837 году, который был приспособлен для колки льда в местной гавани.

И все же первым ледокольным судном по праву считается российский пароходный буксир «Пайлот». В 1864 году в Кронштадте по указанию судовладельца Михаила Бритнева его переделали в ледокол, срезав носовую часть под углом 20 градусов по отношению к килю. В результате судно, наползая на лед, взламывало его всей своей тяжестью.

Позже в 1871 году по чертежам «Пайлота» в Германии был построен ледокол «Айсбрехер-1». Характерно, что основным заказчиком ледокольных судов в начале ХХ века была именно Россия. Так английская компания «Armstrong Whitworth» построила для России ледоколы «Байкал», «Ангара» и «Ермак», которые эксплуатировались до 1964 года. В 1917 году в Англии спущен на воду ледокол «Святогор» (с 1927 г. «Красин»). С 1921 по 1941 гг. на Балтийском заводе было построено 8 ледоколов, а с 1956 по 1958 гг. – еще 10 речных ледоколов. С 1959 г. началась эра атомного ледокольного флота с введением в строй первого в мире атомного ледокола «Ленин».

Устройство ледокола

Специфика работы ледоколов определяет его конструкцию. Чтобы противостоять толстым паковым льдам, корпус ледокола обшивают стальными листами, а днище делают закругленным.

Каким способом ледокол ломает лед зависит от его толщины. При незначительной толщине ледокол разрезает его носовой частью, а затем раздвигает, создавая позади себя свободное пространство. Мощный ледовый покров ледокол преодолевает, наползая на льдины и разламывая их за счет своего веса. Существует несколько приемов создания проходов во льдах, в частности, с помощью крена и балластной цистерны.

Для современных российских атомных ледоколов класса «Арктика» совершенно не имеет значения какой толщины лед. Им под силу преодолевать 5-метровые торосы и трехметровый лед на скорости до 20 км/ч.

В настоящее время эксплуатируются ледоколы двух типов дизель-электрические и атомные. Движение судна осуществляется по следующей схеме: судовой двигатель приводит в действие электрогенератор, а тот в свою очередь – электродвигатель, от которого вращаются гребные винты.

Гребная установка ледокола также имеет ряд особенностей, поскольку ей приходится работать в гораздо более жестких условиях по сравнению с обычными судами. Для ледокольных двигателей характерны резкие перепады нагрузки, что связано с заползанием ледокола на лед и отходом назад. Двигатели в этих условиях должны быстро набирать полные обороты.

для чего нужен атомный ледокол. Смотреть фото для чего нужен атомный ледокол. Смотреть картинку для чего нужен атомный ледокол. Картинка про для чего нужен атомный ледокол. Фото для чего нужен атомный ледокол

Современные ледоколы могут иметь три и даже четыре винта. При четырехвинтовой схеме два находятся в задней и два в передней части. Так передние винты, вращаясь как бы выкачивают воду из-подо льда, тем самым ослабляя опору и обеспечивая его более быстрое разрушение.

Ледокольный флот России

В настоящее время Россия располагает самым многочисленным и мощным ледокольным флотом, состоящим из 55 судов, 4 из которых – это атомные ледоколы (плюс атомный лихтеровоз «Севморпуть»). Для сравнения, у США всего четыре тяжелых дизель-электрических ледокола, причем два из них эксплуатируются более 30 лет.

Источник

Для чего нужен атомный ледокол

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Покорение Арктики. Зачем Россия построит 13 атомных ледоколов

Россия единственная страна в мире, у которой есть атомный ледокольный флот

Огромные суда, с атомными реакторами в трюме, таранят арктические льды и обеспечивают морское сообщение Европы и Азии. Ледоколы используются для изучения гидрометеорологического режима морей и разведки природных ресурсов арктического шельфа. Суда участвуют в обеспечении российской дрейфующей станции «Северный полюс».

для чего нужен атомный ледокол. Смотреть фото для чего нужен атомный ледокол. Смотреть картинку для чего нужен атомный ледокол. Картинка про для чего нужен атомный ледокол. Фото для чего нужен атомный ледокол
Ледокол «Ямал» ведет караван по Севморпути
С 2019 года замена, произведенных еще в СССР атомоходов, новыми ледоколами стала приоритетным направлением в освоении стратегически и экономически важного Арктического региона.

Арктическая территория РФ – это 3 миллиона км2, или 18% площади страны, где проживает всего 2,5 миллиона человек. Арктика важнейший для экономики страны регион, дающий 11% национального дохода и 22% экспорта.

Здесь добывают 80% газа, 60% нефти, 90% никеля и кобальта, 60% меди и почти все алмазы.

По оценке экспертов в регионе сосредоточено 70-90% разведанных и неразведанных запасов перечисленных выше природных богатств.

Зачем нужны атомные ледоколы
Морские границы России составляют почти 39 тысяч км, из них более 19 тысяч км приходится на Северный Ледовитый океан. Из-за природных условий и льдов судоходство в океане было слаборазвитым и длилось всего 2-3 месяца в году. Все изменилось с освоением человеком атомной энергии.

3 декабря 1959 года на воду был спущен первый в мире атомный ледокол «Ленин».

С середины 70-х годов начинается функционирование Северного морского пути, соединяющего порты Мурманска и Чукотки, а также Европейские страны с Китаем и Японией.

Именно атомные ледоколы обеспечивают безопасную навигацию не только в Ледовитом океане, но и устье русских рек Сибири. Суда с ядерными реакторами крушили лед и прокладывали сквозь него магистрали, по которым следовали корабли торгового флота.

С развалом СССР объемы перевозок упали, но уровень современных технологий, глобальное потепление климата расширили возможности освоения Арктики и превращение Северного морского пути из внутрироссийской магистрали в одну из главных международных трасс. По ней Россия сможет отправлять углеродное сырье на рынки Тихого и Атлантического океана.

Атомный ледокол «Ямал» крушит льды Ледовитого океана
Атомный ледокольный флот России состоит из судов «Ямал» и «50 лет Победы» с двухреакторными ядерными установками мощностью 75 тысяч лошадиных сил каждая. Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» имеют один реактор, а судно «Севморпуть» спроектировано как атомный лихтеровоз-контейнервоз. В состав флота входит 5 кораблей техобслуживания и ледокол «Советский Союз» в резерве.

Северный морской путь сегодня
Северный морской путь – главная морская коммуникация в российской Арктике. Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана. СМП соединяет европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему.

Северный морской путь по водам Русской Арктики перспективное направление, особенно интересующее Китай, Японию и Южную Корею. О том, что у морского сообщения России и самых мощных экономик Азии есть будущее, говорят цифры.

От Мурманска до портов Японии, по Северному морскому пути 10,69 тысяч километров, или 20 дней пути. Через Суэцкий канал в Японию 23,78 тысяч километров и длится путь 40 дней. При этом корабли стоят в очереди и платят за проход через канал. Также возле африканских берегов их могут атаковать пираты.

Севморпуть безопасен и основная проблема здесь лед, с которыми справляется атомный ледокольный флот России.

для чего нужен атомный ледокол. Смотреть фото для чего нужен атомный ледокол. Смотреть картинку для чего нужен атомный ледокол. Картинка про для чего нужен атомный ледокол. Фото для чего нужен атомный ледокол
Карта нового Северного морского пути
Большой рост в развитии магистрали начался в 2016 году, когда ледоколы провели через акваторию Севморпути 410 судов. Для сравнения в 2015 году их было всего 195. Зимой 2016-2017 года караван российских судов впервые в истории успешно прошел путь в период с конца декабря по начало января. Это стало возможным благодаря ледоколу «50 лет Победы». В 2017 году по Арктике прошло уже 492 судна.

19 июля 2018 года российские ледовые танкеры доставили в Китай первую партию природного сжиженного газа. За 2016 год по Севморпути перевезли 7,26 миллионов тонн грузов, а это на 35% больше, чем в 2015. За 2018 году объем перевозок составит 19,7 миллионов тонн. Большую часть составляют нефть и газ, которые перевозятся российскими судами в Китай и Японию.

для чего нужен атомный ледокол. Смотреть фото для чего нужен атомный ледокол. Смотреть картинку для чего нужен атомный ледокол. Картинка про для чего нужен атомный ледокол. Фото для чего нужен атомный ледокол
Технические характеристики атомного ледокола «50 лет Победы»

«Мы намерены модернизировать гавани арктического побережья, включая возможности для организации перевозок «река-море». Продолжим обновлять наш ледокольный флот и наращивать выпуск судов ледового класса».

В 2020 году планируется спустить на воду ледоколы «Арктика» и «Сибирь», а еще через два года в строй попадет атомный ледокол «Урал» и атомоходы из серии «Лидер» — самые крупные и мощные в мире. Планируется, что новые корабли заменят устаревшие: «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр», «Вайгач», построенные еще в советское время. Корабли будут выводиться из эксплуатации поэтапно в зависимости от сроков введения в строй новых судов.

Ледокол «Лидер» — будущее российской Арктики
Обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути получится благодаря новейшим атомоходам «Лидер». Собирать громадные корабли планируется на дальневосточной верфи «Звезда», а стоимость одного ледокола составит 70 млрд рублей. Всего планируется построить 3 образца. Ядерные силовые установки, мощностью 120 МВт обеспечат «Лидеру» скорость в 18-22 километра, при условии льда толщиной 2 метра.

для чего нужен атомный ледокол. Смотреть фото для чего нужен атомный ледокол. Смотреть картинку для чего нужен атомный ледокол. Картинка про для чего нужен атомный ледокол. Фото для чего нужен атомный ледокол
Макет ледокола «Лидер»
Во время движения он будет создавать в ледяном покрове коридор шириной в 52 метра, что оптимально для танкеров и газовозов. Специалисты ЦКБ «Айсберг», разработавшие корабли утверждают, что атомоходы смогут ломать ледяной покров до 4,3 метров. Водоизмещение такого ледокола составит 71,2 тыс. тонн, длина – 209 м, ширина – 47,7 м, осадка – 13 м и автономность хода 8 месяцев.

Благодаря новейшим атомоходам к 2024 году планируется увеличить товарооборот по Севморпути до 80 млн. тонн, а навигация не будет зависеть от условий погоды и наличия тяжелых льдов, характерных для восточного сектора Арктики.

У США нет своего ядерного флота, но «западные партнеры» опасаются увеличения влияния России в Арктике. Так советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон на выступлении перед выпускниками Академии береговой службы Соединённых Штатов озвучил необходимость «бросить вызов российскому влиянию в Заполярье». Однако без собственных ледоколов, оснащенных атомными реакторами у них вряд ли получится остановить освоение Россией не только Севморпути, но и всего региона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *