для чего нужен бас гитарист
Для чего нужна бас-гитара?
Смешной вопрос, однако когда-то он тревожил многих нынешних музыкантов, а сами бас-гитаристы по сей день остаются под натиском насмешек и мемов.
Не буду вдаваться в историю и во всякое разное, а вдарим сразу в суть проблемы, где я выскажу своё понимание, исходя из многолетнего личного опыта работы в живых коллективах, написания музыки, создания аранжировок и даже (кто бы мог подумать!) записи бас-гитары в студии, когда, кстати, неожиданно для меня вышло очень драйвово! А ещё у меня есть потрясающий верный друг бас-гитарист, с которым мы вместе творим инструментальный музон для группы SancheZ.
Итак, бас-гитара занимает уникальное место в ансамбле, особенно в рок-группе. Она соединяет в себе два параллельных мира: первый — это гармонический, второй — ритмический. На этом можно было бы поставить точку и сказать: «Спасибо за внимание». Но у нас всё не так, поэтому углубимся!
Бас-гитара гармонически взаимодействует с вокалом, гитарами, клавишами и иными звуковысотными инструментами и его роль здесь крайне велика. Дело в том, что наш слух устроен так, что гармонию мы слышим/ощущаем именно по басу. Иными словами, если басист ошибается гармонией и берет не ту ноту, то это может звучать так, будто слажали все. Возможно кто-то из вас не знал, но например гитара может играть полностью неаккордовые звуки и вообще не прикасаться к тонике, поскольку эта функция отдана басу. В общем-то такая иерархия и позволяет делать многослойные широкие звучания. Для справки: угадывать аккорды на слух на уроках сольфеджио учат именно по басу или его движению!
Если фактура песни риффовая, то бас может полностью дублировать партию гитары и тогда многие скажут: ну и зачем тогда вообще он? Во-первых, бас как правило, играет те же партии октавой ниже, что даёт «жир» и объём, а во-вторых, если вы исключите партию баса, то вы существенно потеряете в миксе. Представьте, что любой микс подобен бутерброду, где разные ингредиенты это разные инструменты. Так вот, удалив бас, вы удаляете важный и вкусный ингредиент звучания. Иногда бас только для того и нужен, чтобы давать те самые низы, которые можно ощутить грудью. Именно это живое, физическое ощущение баса можно почувствовать на живых выступлениях и совершенно не заметить и не ощутить в наушниках-затычках, даже весьма брендовых и недешевых, поэтому чаще посещайте живые выступления в принципе, ощущения живого звука стоят того!
Помимо гармонической функции и частотной, которую мы затронули между делом, бас выполняет так же и ритмическую функцию. Именно сочетания drum-n-bass дает движущую силу музыке любого стиля, особенно когда рисунки тщательно продуманы. Иногда только этих инструментов и хватает, чтобы передать замысел части трека или даже целого трека.
Наконец, бас-гитара может выполнять ещё и солирующую функцию. Есть направления, где басовые соло это вполне обычное дело, а бывают такие бас-гитаристы, которые в свои партии аккомпанемента умудряются вставлять такие интересные фразы, не мешая при этом остальным инструментам, что эти партии становятся действительно шедевральными.
В завершении статьи я предлагаю послушать 3 аудио файла одной из моих любимых песен от Dream theater, в которой бас как раз многофункционален. В первом файле вы услышите полный микс, во втором без баса, в третьем — собственно партию бас гитары, которая отдельно звучит крайне забавно.
Слушайте, анализируйте, делитесь с теми друзьями, кто тоже задаётся вопрос, а зачем вообще нужна эта ваша бас-гитара?
Пять мифов о бас-гитаре
Первый. Басуха — это скууууууучно
Ну конечно, вся слава, почет и женщины достаются гитаристам, хотя многие из них откровенно работают на публику и, давайте уж честно посмотрим в зеркало правде в глаза, больше выделываются, нежели действительно играют музыку. А бас-гитарист, межде тем, создает в группе драйв, который заставляет слушателей танцевать. Часто думают, что за драйв отвечает ударник, но это не так, он создает ритм. А движение от ритма к драйву – это работа бас-гитары. Играть на басу ни капельки ни скучно. Разве можно скучать, когда через тебя проходит ритм, и ты добавляешь к нему такие шикарные, цепляющие риффы?
Второй. Не нужно быть талантливым
Некоторые известные музыканты последних 50 с чем-то лет были бас-гитаристами. Вряд ли кто-то будет возражать против таланта Пола Маккартни или Стинга. А как насчет Джона Пол Джонса (Led Zeppelin), Джона Энтуистла (The Who) или Марка Кинга (Level 42)? И это только несколько из знаменитых басистов!
Да, бас-гитара – несложный инструмент для начала. На ней необязательно играть сложно, есть много стилей и песен, где от нее требуется всего пара-другая нот в такте. Но если вы решили учиться играть на басу хорошо, то быстро поймете, что и тут придется работать очень серьёзно. Попробуйте сыграть басовую партию «Hysteria» группы Muse или «Roundabout» Yes (прим. редактора – это must play для каждого!). А потом гляньте на композиции Джако Пасториуса и Стенли Кларка… И после этого думать, что для игры на басу не нужен талант?!
Третий. Никто не слушает басистов
А вы послушайте. Например, Джона Дикона (Queen) в «Another One Bites the Dust«, Роджера Уотерса (Pink Floyd) в «Money«. Ещё? Бернард Эдвардс (Chic) в «Good Times«, Норман Уотт Рой (Ian Dury and the Blockheads) в «Hit me With Your Rhytm Stick«… Какие были бы эти песни без бас-гитары? (Спойлер: их бы не было). Очень, очень много композиций, где бас ведет всю мелодию. И бас-гитару всегда слушают, просто не осознают этого.
Четвёртый. Басисты не нужны.
Об этом мы уже писали. Когда хотят учиться играть на струнном музыкальном инструменте, чаще всего выбирают гитару, потому что уверены, что со временем станут очередной рок-звездой. Поэтому гитаристов в мире – пруд пруди. А вот басистов не так много. Хорошие музыканты, работающие в группах, отлично знают, как важно заполучить в команду хорошего басиста. А от вас требуется всего ничего: знать, что должен делать (и что не должен) хороший басист, уметь работать со своим оборудованием… да и всё. Без группы не останетесь.
Пятый. Нужно до фига большого и тяжелого оборудования
Такое и правда было. Но современное басовое оборудование стало гораздо легче и компактнее. Например, есть 500-ватные усилители, которые можно носить одной рукой. Кабинеты тоже бывают относительно небольшими – благодаря новым динамикам с неодимовыми магнитами они не столь тяжелы, как раньше и их тоже можно переносить без помощи автопогрузчика.
Так что если вы по какой-то немыслимой причине решили играть на бас-гитаре, просто забейте на все эти сказки и наслаждайтесь музыкой и ритмом.
Басисты, пожалуй, меньше всего заметны в традиционном составе группы из четырёх человек.
Певцы и гитаристы всегда привлекают основное внимание, а барабанщики либо являются объектом шуток, либо объектом ужасного восхищения. А что насчет басистов? Мы, басисты, просто делаем свою работу, стоически пытаемся сосредоточиться на игре, пока все вокруг теряют сознание.
И нас это абсолютно не напрягает. Почему? Потому что жизнь басиста наполнена настоящими чудесами! В подтверждение вышесказанного, вот лишь некоторые из лучших вещей из жизни басиста.
1. Грув
В жизни басиста нет ничего более приятного, чем уйти в себя и создавать грув или “кач”, если хотите. Ибо, когда дело доходит до этого, мы настоящие проповедники в храме Грува.
Речь идет не о лирике, не о мелодии или простом соло. Речь идет об этой неуловимой вещи в самой глубине песни, которая заставляет людей двигаться. Речь идет о Груве, братья и сестры.
2. Быть на расслабоне
Конечно, вы можете быть фронтменом, если хотите (привет, Фил Линотт), со-фронтменом (Macca), или даже «третьим фронтменом» (а-ля Пол Саймонон из Clash). Но в то же время вы можете так же легко стать неприметно в сторонке и просто играть свою партию. Вся слава группы и никакого напряга!
3. Ничто не сделает песню такой крутой, как партия баса
Попросите кого-нибудь назвать свою любимую песню. Послушайте эту песню. Прислушайтесь. Заметили что-нибудь? Конечно же это безумно крутая партия баса! И это всегда так. Знаете почему? Не из каждой партии баса получается отличная песня, но в каждой великой песне есть бас-гитара. Это факт.
Популярная музыка, величайшее изобретение 20-го века, просто не может существовать без электрического баса. У нее не было бы ни сердца, ни грува, ни мощи. Через тысячу лет, когда поп-историки выкопают песни-мамонты нашей давно потерянной эпохи, они сойдутся во мнении: ничто не “наваливает” в песне так как бас-гитара.
4. Бас-гитары
Как и наши шестиструнные братья, басисты имеют множество форм и стилей, которые можно выбрать, становясь на дорожку бас-джедая. Однако уникальным для баса является уровень мастерства, который используется при создании наших инструментов.
Они больше, тяжелее, изобилуют струнами, которые можно использовать для абсолютно разных целей. Начиная от чистого звучания Fender Precision, до топорно-грубого Gibson Thunderbird или красиво-жестокого в Rickenbacker 4001. Мы превращаемся в настоящих маньяков когда попадаем в магазин с бас гитарами. И самое главное, что это очень нам нравится.
5. Мы, очевидно, самые крутые
6. Это победа
Никто не замечает среднего басиста. Едва ли кто-нибудь замечает плохого басиста, если только он просто не уходит со сцены, чтобы привлечь к себе внимание.
Это означает, что люди с одной извилиной в мозгу могут при правильных обстоятельствах сделать долгую и плодотворную карьеру, играя одноликие басовые линии перед ликующей толпой. Удачи им. Но есть другой нюанс. Если вы такой редкий зверь, как басист-виртуоз, то вы будете гораздо более высоко востребованы, нежели почти любой другой музыкант.
7. Рубилово
Что такое барабанщик без басиста? Головная боль, вот что. Гитаристы звучат тускло и слишком быстро без нас. Певцы утрачивают грув без баса, делающего свое дело позади них, а клавишники и подавно могут просто закрыться у себя в комнате и играть там.
9. История
Когда-то давно думали, что басисты будут иметь дело сразу с двумя басами. В результате большинство басистов имели верхнюю часть тела как у восточно-европейских олимпийцев и соответствующий темперамент. Лео Фендер изменил это и то, что следовало далее было творческими расцветом, который продолжается и по сей день.
10. Усилители
Существует весьма отчетливая разница между гитарными и басовыми усилителями. Гитаристы часто подключаются ко всяким хрупким и утонченным приборам, которые нуждаются в тщательном техническом обслуживании и с которыми нужно нянчиться как с новорожденными. Басисты предпочитают усилители, которые выглядят так, как будто они сделаны, чтобы пережить ядерную бомбардировку.
Нам нравится, что они громкие, большие и достаточно мощные, чтобы раскачать любую площадку. Кабинеты, покрытые индустриальными решетками, головы усилителей, напоминающие советские времена, оборудование, которому нужна команда из шести грузчиков, чтобы переместить их хотя бы на полметра. Вот это и есть прелести басового оборудования.
Существует масса различных подходов к игре на басу, и все они эффективно работают. Лениво играем всего лишь одну ноту в такте? Неплохо! Хотим немного послэпить? Никаких проблем!
Для чего нужен бас гитарист
Басист (бассота, бастурбатор, бассивный гитараст) — музыкант, неотъемлемая часть ритм-секции. Именно эти люди, на пару с барабанщиками, создают драйв в музыке. В этой же статье для нас в первую очередь интересны стереотипы о тупости басистов и легкости игры на басу.
Резюмируя: все эти коллективы проклёвываются из-за желания школоты быть круче, что однозначно характеризует манию величия индивида, и полное отсутствие какого-либо таланта.
Нормальные музыканты, то есть люди музыкально одарённые, выбирают инструмент не из-за крутизны при выходе на сцену, а из-за личных музыкальных предпочтений. Так рождаются нормальные гитаристы, басисты, флейтисты, и прочие х-исты.
Считается, что бас проще для освоения, чем гитара. Причины, типа: «струн меньше — играть проще» являются следствием элементарного незнания теории музыки. Для тех, кто на гитаре умеет лабать 3 блатных аккорда, игра на басу сводится к дерганью одной струны под бас-бочку. Разницы в качестве музыкальных познаний никакой, разница лишь в пафосе.
Этот стереотип был размножен печатно и вдолблен поперек неокрепших мозгов гавнарокераф блягодаря группе «Кино». Виктор Цой в начале был басистом, а потом подавился мацой.
К слову, басы бывают 5- и 6-струнными (и даже больше) (и при этом ещё безладовыми, что трудно). А бывает бас и с одной струной, lol. http://cs108.vkontakte.ru/u1209801/11204744/x_01822b3.. Более того, чем больше струн используется при исполнении мелодии, тем меньше приходится елозить рукой по грифу во время исполнения, и, соответственно, тем проще эту мелодию сыграть. К гитарам это относится в меньшей степени, чем к 6-струнным басам, так как у большинства митол-гитарастов, лабающих квинтами, грифодрочерство развито на генетическом уровне.
Так почему же у баса 4 струны, а у гитары 6? Просто потому, что бас произошел от контрабаса, а тот, в свою очередь, от контрабасовой виолы (4-струнной; со всеми вытекающими сложностями зажатия струн и т. д.), а гитара от лютни (шестидохуя-струнной). Техника игры абсолютно разная, инструменты разные, ноты пишутся в разных ключах (скрипичный и басовый), ну короче сходство только внешнее. Которое объясняется схожими условиями применения. Однако в этой стране принято считать басистов гитаристами, исходя из тех соображений, что инструмент называется «бас-гитара».
-Ты гитарист?
-Нет, я басист
-Ну, бас-гитара же! Значит гитарист!
Диалог воображаемых анонимусов
Анонимус хочет также добавить, что при игре на басу нужно иметь несколько повышенное чуйство ритма по сравнению с соло и ритм гитарой. Дело в том, что бас не просто подчёркивает звучание барабанов и перкуссии (которые, как ни странно тоже имеют свои ноты), но и обыгрывает ритмический рисунок зачастую странным и изощрённым способом, который на фоне исполняемой мелодии, может иметь профит, что вызывает почёт и уважуху среди слушателей.
Идет концерт, группа играет. Мысли музыкантов:
Вокалист: » как я пою! Все девчонки в зале мои!»
Удаpник: «Эх, какой я ритм выдаю! Угаpно, быстро, технично. Все девчонки в зале мои!»
Ритм-гитаpист: «Ух ты, какой я аккорд взял, зашибись! Все девчонки в зале мои!»
Соло-гитаpист: «Во, какой я соляк выдал! Какой дpайв! Все девчонки в зале мои!»
Бас-гитаpист: «До-Ми-Соль-До-Ми-Соль».
Существует также альтернативный взгляд на истинную сущность басистов как на Высшую Расу струнных музыкантов, в свете которого гитаристы предстают как неудавшиеся басисты с ЧСВ и ФГМ, развившимся гораздо быстрее головного мозга, «выросшими» из четырёх струн и созревшими для игры на высокоинтеллектуальной электрогитаре.
Степени развития басиста
Бывают:
Пионеры баса — басистами в сущности не являются. Личности, про которых слагают легенды и эпосы. Как правило, играют медиатором, пальцами, на одной струне, 2 ноты. Недобасисты, закрепившие в широких кругах населения мнение «Босисты такие тупыыыые…». На самом деле, являются первой стадией развития гитаристов. Пару лет недель играют на басу, после чего, мотивируя простотой или тупостью инструмента, «созревают» для гитары. По статистическим данным, over 9000 тру-гитаристов из сотни скажут, что «играл на босу, ничо сложного, ёба», увеличивая этим размер виртуального члена и свою значимость в группе. Алсо, иногда пытаются взять гитарный Em на басу, чем немало доставляют окружающим.
Фанк-басисты — басисты, поклоняющиеся Фли и играющие на всем протяжении грифа одну и ту же ноту в разных октавах и вариациях. Играют пальцами, плюс слэп-поп + прочие технические комбо. Проснувшись в 4 часа утра, могут сыграть 12-тактовый блюз в тональности ля-мажор. Любят любую музыку с басовыми вставками («Слышали. Это бас. Да!»). Алсо, из-за недоразвитости музыкального познания в Этой стране и тотального засера мозгов МТВ Фли считается у нас фанковым басистом, на что всякие Бутси Коллинзы и прочие Фанк Бразерс ссут кипятком при услышании.
Панк-басисты — возможно, самый безбашенный вид басистов. Разделяются на две категории:
Первые, как правило, умеют играть, правда, без особых излишеств и порой не только на басу, петь и, бывает, отрываются на сцене за всю группу.
Вторые являют собой второе пришествие Сида Вишеса (кстати, как правило, считают его за своего идола). Вечно пьяные, играть фактически не умеют, иногда дестроят аппарат и получают заслуженных пиздюлей сначала от звукача, а потом от своих, ибо группу ставят на бабки и уже никуда не зовут.
(заметки по наблюдениям на репбазах)
На первом месте по рангу — особые отношения с барабанщиком, построенные либо на взаимной равноценности, либо на очевидном превосходстве одного над другим. Соответственно, при равноценности возможна либо любовь до гроба с отрыванием на пару, совместным курением/питьём и нормальной ритм-секцией, либо — взаимные претензии и бурление говн, с переводом стрел друг на друга в случае лаж, что не мешает ритм-секции быть вменяемой.
При неравноценности, либо басист потеет и старается пытаться попасть, либо командует ударником от и до, вольготно опершись на комб.
На втором месте — любовь к выкрутасам, особенно к пению. Большинство басистов, что бы вы ни говорили, не всегда умеют просто играть и получать удовольствие от равномерного грува («а почему бас так плохо слышно» — знакомо, не правда ли?), ибо лидер группы пишет вместо баса какое-то УГ. Как же так! Ведь барабаны — слышно, гитару тоже, вокал — тем более, а меня?! Поэтому в ход идут разрисовки басов и фрикская одежда, слэп и соло свыше 12 лада, попытки двигаться круче всех, и, самое главное — пение! И неважно, нужен ли ещё один вокал, или нет. К слову, петь и играть на басу одновременно — очень сложно, и поэтому после каждого удачного исполнения басист надувается, как индюк. Мораль: пишите такие линии баса, чтобы петь было некогда.
На третьем месте у басистов — такие милые причуды, как ревность (в случае, если гитарист ведет ударника, ибо нефиг солоинструменту лезть в ритм-секцию). Как и все музыканты, басисты любят попиздеть, какой же басист самый крутой, а какой — лишь раскрученная пустышка. Это наглядно иллюстрируется правками этого параграфа.
В целом, крайне редко именно басист — самая яркая, неуживчивая и безбашенная личность в коллективе. Инструмент не тот. Но именно басист — тот кто чаще всего поддержит самого борзого, за что их и любят. Так же по длине грифа (от первого до последнего лада) можно определить длину полового органа басиста (или глубину басистки) по формуле: L/3-10+S. Где «L» длина грифа в сантиметрах, а «S» — количество струн у баса владельца. Ответ будет получен в сантиметрах. Толщина обычно схожа с ударником.
внимание то что я сюда нагло скопирывал было нагло стырено с сайта http://lurkmore.ru/Басист
Для чего нужен бас гитарист
Басовое мышление, (менталитет басиста)Что я понимаю под этим термином? Прежде всего, это своеобразная логика басиста, характерная именно для музыканта взявшего на себя роль в составе ритм-секции, вести линию баса.
Какова цель аккомпанимента в музыке? Басовый аккомпанимент имеет формообразующую функцию, это как бы «костяк», «каркас» композиции и мелодическая линия, обыгрывающая гармонию композиции.
Бас-гитарист с годами практики, по большей части исполняющий аккомпанимент приобретает особое мышление, которое отличает его и от гитаристов и от сольных исполнителей(саксофон,скрипка, вокальные партии).
Поэтому далее разговор пойдёт о «Мышлении басиста аккомпаниатора».
Для бас-гитариста высокого уровня, аккомпанирующего составу характерно:
1.Тесная связка с барабанами, слаженность действий,если уж и в разрез, то как эффектная антитеза
противоположность-(две диаметральные противоположности по большому счёту, дают одно целое «Инь-Янь»).Тут зависит от стилистики. В любом случае басист обязан различать партию каждого барабана, тарелки,перкуссионного уд инстр. и одновременно слышать это всё ВМЕСТЕ.
В связи этим, музыкальный слух бас-гитариста должен быть объёмныи и охватывать всю ритм секцию, слыша и солирующую часть. Не правда ли, уже не «До-Ми-Соль-До»?
И конечно, у басиста должен оставаться запас внимания на всякую мелочь и не мелочь. («Стоит ли пришпорить барабанщика или гнать вместе с ним?», «Ой, слюна начинает вытекать с уголка губ»,»В конце песне надо сказать чтоб звук в мониторы погромче вывели»,»Интересно, как слышно состав в группе».
Если басист постоянно будет думать о том, что, и как он играет- он будет играть неровно, напряжённо и 85% ошибётся.
Вольготно спокойно, с искрой бас-гитарист плетёт свою нить, образуя форму и пронизывая композицию мелодическим «грувом»
2.Умение играть мало. Те кто знают, (не Басисты) поймут.
Но есть и сольный аккомпанимент когда вокалист знает, что его Басист Лучший. ))