для чего нужен бенчмаркинг
Бенчмаркинг простыми словами
В 2000-х годах компания Nokia занимала первое место по доле рынка мобильных телефонов (около 30% по данным BBC) и удерживала свои позиции в течение десяти лет [BBC русская служба новостей]. О компании знали только на родине — в Финляндии. В 1979 году Стив Джобс посетил исследовательский центр Xerox. В то время, помимо копировальной техники, компания занималась еще и производством ПК. И Xerox вдохновил Джобса на создание компьютера с мышью [Зачем Xerox нужны принтеры и компьютеры HP]. В том же 1979 году Xerox начал терять позиции на рынке копировального оборудования из-за неспособности конкурировать с японскими компаниями. Но у них получилось стать вновь конкурентноспособными и усилить свои позиции.
Каждая из перечисленных компаний применяла успешный опыт других игроков. Это и позволило сделать бизнес более эффективным и гибким. Если не обращать никакого внимания на других, можно серьезно отстать и даже заблудиться. Открытые источники информации (а сейчас их более чем достаточно) помогут узнать об успешных технологиях других компаний.
Бывает, что эффективность падает и не всегда ясны причины падения, а бывает, что никак не получается достичь нужного результата, как ни старайся. На помощь может прийти бенчмаркинг. Об этом, собственно, и будет наша статья.
Что такое бенчмаркинг?
Бенчмаркинг – это процесс измерения эффективности продуктов, услуг или механизмов компании по сравнению с лидерами рынка. С английского дословно переводится как «эталонный анализ, тестирование или сравнительный анализ» [Slovar-Vocab.com].
Простыми словами, бенчмаркинг – это заимствование технологий у компаний-лидеров и внедрение этих технологий в свою компанию с целью повышения ее эффективности.
В бизнесе главное – получение прибыли, но без качественного взаимодействия с клиентами о прибыли речи быть не может. И на получение прибыли влияет не только общение с клиентами, а еще и качество самого товара, услуги, сервис, внутренняя коммуникация между сотрудниками и многое другое. Поэтому важно определить сферу, нуждающуюся в наибольшем внимании.
Бенчмаркинг можно применять для продуктов и услуг. Важно выявить нужный результат, поставить задачи и провести исследования. Но обо всем по порядку.
Известная компания Xerox одной из первых применила метод бенчмаркинга в 1979 году, когда ее показатели эффективности стали падать. Японские компании существенно сдвинули Xerox с лидирующих позиций (чуть позже вы узнаете об этом более подробно).
Неизвестно, вернул бы Xerox былые позиции на рынке, если бы не применил бенчмаркинг. Благодаря филиалу в Японии компания смогла снизить издержки на исследования [Бенчмаркинг как эффективный инструмент управления качеством].
Исследования Xerox начались с вопросов:
Речь идет об открытых источниках, не путайте с промышленным шпионажем. В наше время открытость информации сравнительно выше, чем двадцать, тридцать и даже пятьдесят лет тому назад, и проблем с поиском сейчас попросту нет. Но из-за ее постоянно увеличивающихся объемов могут возникнуть трудности с отбором.
Многие конференции, где происходит обмен опытом, транслируются онлайн, да и на сайтах самих компаний часто размещается полезная и нужная информация. Достаточно только поискать. Ярмарки, хакатоны, открытые столы и т.п. позволяют получить массу полезной информации: технологии производства, методы мотивации и обучения персонала, способы ведения социальных сетей, рекламных кампаний и многое другое. Все полученные данные можно использовать для нужд собственного бизнеса, адаптировать и применить. Это и будет называться бенчмаркингом.
Еще можно привести пример из жизни: допустим, мы желаем научиться какому-либо навыку, например, рисовать или фотографировать. Иными словами, нам нужен определённый результат. Что, скорее всего, мы сделаем в этом случае? Обратимся к человеку, который уже владеет нужным скиллом. А прежде мы соберем информацию и отфильтруем ее по нужным параметрам, например, по территории, стоимости, уровню навыка, методике обучения и т.п. После этого выберем нужную кандидатуру, свяжемся и пойдем к ней учиться. Нам нужно узнать и освоить технику мастера, чтобы мы могли рисовать или фотографировать определенным образом. Это будет называться «бенчмаркинг процесса» на примере из жизни.
Как вы уже, скорее всего, поняли, есть и другие виды бенчмаркинга, которые мы сейчас рассмотрим.
Виды бенчмаркинга
Главной целью бенчмаркинга является улучшение результатов бизнеса, а для этого необходимо выявить слабые места и, возможно, недостающие элементы. Метод бенчмаркинга помогает быть, что называется, в «тренде», своевременно реагировать на изменения рынка и сделать компанию конкурентноспособной. Никто не запрещает использовать удачный опыт из разных сфер бизнеса, и это могут быть:
Бенчмаркинг позволяет исследовать и подбирать эффективные инструменты для бизнеса и его можно назвать универсальным, но следует помнить о специфике предприятия. Рассмотрим 5 видов бенчмаркинга:
Несомненно, бенчмаркинг очень полезный инструмент, только копировать полностью и стараться максимально подстроиться под другие компании точно не стоит. У них есть своя специфика в целевой аудитории, территориальном расположении, производственных процессах и т.д.
Стоит также отметить, что для того, чтобы сравнить свою компанию с другими, необходимо хорошо разбираться в процессах и знать желаемый результат. Ведь если не знать процессов и не видеть конечной точки, то с какими показателями тогда работать и к чему стремиться?
Этапы бенчмаркинга
У каждого процесса, будь то мытье рук или выпуск новой линейки продуктов, есть свои этапы. Например, прежде чем помыть руки, мы ощущаем эту необходимость, знаем, как это сделать и где. А если мы находимся в незнакомом месте и не знаем, где можно помыть руки, то стараемся найти эту информацию, допустим, спросить у кого-либо или идти на поиск самостоятельно. Бенчмаркинг – это тоже процесс, и он имеет свои основные этапы:
Еще можно выделить этап контроля. Когда решение об оптимизации процессов принято положительное и процесс изменения уже начался, следует анализировать процесс и результаты. Это помогает сделать более точные прогнозы и вовремя отреагировать на негативные изменения, если они появляются. Бенчмаркинг весьма эффективный инструмент и его можно использовать в разных сферах и в разных масштабах.
Примеры бенчмаркинга
Как говорилось выше, компания Xerox – одна из первых, кто опробовал на себе процесс бенчмаркинга. Японская компания Fuji в 1980-х беспощадно снизила цены на свою продукцию копировальной техники, тем самым забрав часть доли рынка Xerox. Xerox не мог себе позволить снизить цены до конкурентного уровня, и тогда компания обратилась к анализу товара Fuji. Изучение особенностей (дизайн, затраты на производство, способы управления и др.) помогло выявить Xerox новые технологии, которые помогли снизить затраты и снова занять лидирующую позицию на рынке копировального оборудования.
Это был далеко не последний опыт Xerox в применении бенчмаркинга. Через пару лет были проведены исследования в области логистики совместно с американским предприятием L.L. Bean (одежда для активного отдыха). В результате обмена опытомобеим компаниям удалось скорректировать процессы сбыта, и это также привело к положительным результатам, как и в первом случае с Fuji. После этого бенчмаркинг стал частью стратегии Xerox [Стратегический бенчмаркинг].
Корпорацию HP в свое время тоже потеснили японские конкуренты. Для исправления ситуации HP организовала маркетинговые исследования, в ходе которых выяснилось, что качество производимых товаров играет значительную роль в успехе компании и может быть приоритетнее уровня цены при выборе продукта. Направление дальнейшего развития было определено. Корпорация разработала два подхода для реализации поставленной задачи:
У HP получилось изменить внутренние процессы, чтобы повысить качество своей продукции и занять свое место под солнцем.
Компания Nokia взяла за основу исследования HP и также сделала упор на качестве своей продукции. Как результат проведенного бенчмаркинга, бренд Nokia стал узнаваемым не только в Финляндии, но и во всем мире, а еще и синонимом к слову «качество». Первенство на рынке сотовых телефонов компания держала около десяти лет [Бенчмаркинг как инструмент управления предприятием].
Российские компании тоже используют метод бенчмаркинга. Например, фармацевтическая компания «Нижфарм» выбрала эталонную компанию по производству безалкогольных напитков и молочных продуктов «Вимм-Билль-Данн». Изучение выкладки товарапомогло «Нижфарм» понять, что для их продукции отводились не лучшие места в аптеках и это отрицательно сказывалась на продажах. Подход к мерчандайзингу был изменен.
Городская клиническая больница №1 в Новосибирске изучала качество предоставляемых медицинских услуг по своим отделениям. И на основе полученных данныхбыли выбраны 3 лучших отделения. В дальнейшем их опыт был примером для других отделений [Бенчмаркинг – успехи и проблемы использования].
Подводя итог
Говоря человеческим языком, бенчмаркинг – это применение успешного опыта для улучшения результатов. Применяться он может не только в большом бизнесе. Бенчмаркинг подходит и для малых предприятий. А если переложить на жизнь, то его можно использовать в личностном росте, развитии талантов, генерации идей и т.п.
Бенчмаркинг – это обмен опытом или применение уже известной техники. Промышленный шпионаж не относится к исследованию такого рода. Для успешного применения важно помнить о различиях и специфике эталонного объекта, потому что чужой опыт может не подойти. Следовательно, слепо копировать чужую технологию не стоит.
Прежде чем начинать бенчмаркинг, следует определить желаемый результат, затемвыявить сильные и слабые стороны, найти эталонных игроков, собрать информацию по нужным показателям, потом сделать анализ найденной информации, проработать гипотезы и принять решение о внесении изменений в свой процесс деятельности. И о контроле не стоит забывать, ведь результаты от изменений необходимо оценить, прежде чем делать выводы.
Бенчмаркинг – полезный инструмент для повышения эффективности и конкурентоспособности. Важно его использовать регулярно, т.к. первый блин может оказаться комом и не принести желаемых результатов, к тому же условия рынка постоянно меняются. А значит, следует быть в курсе новых технологий, изучать тренды и делиться своим опытом.
Открытых компаний, готовых поделиться некоторыми внутренними процессами, становится больше. Обмен опытом полезен. Он способствует развитию бизнеса, экономики, помогает генерировать новые идеи и создавать доверие между участниками рынка. Так что мотайте на ус, друзья!
Равнение на конкурентов: что такое бенчмаркинг и где он применяется
Что такое бенчмаркинг
Бенчмаркинг (от англ. benchmark — критерий, ориентир) — набор методик, которые позволяют изучить опыт конкурентов и внедрить лучшие практики в своей компании. Как правило, этот инструмент используют, чтобы сравнить свой бизнес с лучшими компаниями на рынке, то есть с эталонами. В качестве критериев могут использоваться бизнес-процессы, бизнес-подходы, затраты на производство, качество продукта, удовлетворенность клиентов.
Такой анализ позволяет топ-менеджерам принять взвешенные решения при разработке стратегии компании — определить, на кого равняться на рынке (или установить, что компания сама является лидером), определить целевые показатели компании и модель развития.
Бенчмаркинг как инструмент анализа рынка стал использоваться компаниями в во второй половине XX века. Одной из первых на практике этот метод применила компания Rank Xerox в период кризиса в конце 1970-х годов. Тогда компания потеряла значительную часть рынка, уступив место Kodak, Canon и другим. Чтобы вернуть прежнюю конкурентоспособность, Rank Xerox сравнила свои показатели с показателями конкурентов по пунктам: производственные затраты, способ сборки копировальных аппаратов удовлетворенность клиентов и так далее. Это помогло компании оптимизировать бизнес-процессы, в том числе за счет сокращения затрат на дистрибуцию, и стать лидером в своем сегменте рынка копировальных аппаратов.
Чем бенчмаркинг отличается от KPI
Бенчмарки (эталонные показатели) — это ориентиры для сравнения компании с показателями других. А KPI (ключевые показатели эффективности) — это установленные целевые показатели в соответствии с принятой стратегией компании. Как отмечает консультант по стратегиям бизнеса Бернард Марр, целесообразно вначале проводить бенчмаркинг, а потом на основе этого анализа ставить KPI. Например, производитель ноутбуков может проанализировать работу конкурентов и повысить KPI по годовой производительности.
«Отличие в том, что KPI — это больше внутренняя работа, ориентированная на особенности компании и результат договоренностей руководства и исполнителей. Бенчмаркинг — это всегда взгляд извне, описание уже сложившейся деятельности конкурентов или эталонных компаний», — объясняет директор департамента корпоративного обучения Московской школы управления «Сколково» Денис Конанчук. Он отмечает, что на практике часто встречаются ситуации, когда компании просто переносят показатели бенчмарков в свои KPI; но это, по его словам, является ошибочным, так как не учитывает все контексты, в которых существует компания.
Когда применять бенчмаркинг
По словам менеджера практики стратегического и операционного консалтинга КПМГ в России и СНГ Натальи Павловой, на практике бенчмаркинг используется в двух случаях.
Когда необходимо сравнить показатели компании с лучшими рыночными практиками, чтобы выбрать направления развития компании и области для повышения эффективности.
Во втором случае определяются целевые KPI для бизнеса на основании средних рыночных значений или уровней лидеров рынка. Как поясняет Павлова, в компании могут быть случаи, когда внедряются новые технологии и топ-менеджмент не понимает, какого эффекта от них ожидать. Тогда руководству сложно без бенчмаркинга поставить мотивирующие, но при этом достижимые цели. «Или, например, между различными сторонами бизнеса может возникать конфликт интересов, при котором одной из сторон «выгодно» занижать ожидаемые эффекты. В таком случае наличие объективных рыночных данных может оказать существенную помощь в работе с сопротивлением, а по итогу — в достижении позитивных изменений», — поясняет она.
Виды бенчмаркинга
Есть несколько видов бенчмаркинга:
Плюсы и минусы бенчмаркинга
Опрошенные РБК Трендами эксперты говорят, что бенчмаркинг применяется сегодня компаниями при решении любой бизнес-задачи. При этом Наталья Павлова отмечает, что важным условием проведения бенчмаркинга являются качественные данные. Она отмечает, что данный метод эффективен только тогда, когда сравнение проводится корректно. «Для этого важно, чтобы выбирались компании со схожей бизнес-моделью, целевой аудиторией и другими релевантными параметрами (сравниваем «яблоки с яблоками»). Более того один и тот же показатель в разных компаниях может иметь разную методологию расчета, поэтому консультант должен проанализировать, действительно ли можно использовать для сравнения такие данные или требуется унификация методологии», — говорит Павлова.
Плюсы
Если компании удалось собрать качественные данные для сравнения, то бенчмаркинг будет иметь ряд плюсов:
Как отмечает Денис Конанчук, бенчмаркинг в целом открывает большое пространство для улучшений внутри самой компании, когда ставится вопрос — почему у лучших компаний получается, а у нас пока нет?
Минусы
Несмотря на перечисленные плюсы, бенчмаркинг имеет ряд недостатков. По мнению Дениса Конанчука, ограничение этого метода в том, что он подробно отвечает на вопрос «что нужно делать», но дает мало подсказок на вопрос «как». «Бенчмаркинг — это вершина айсберга, он дает верхние измеримые показатели, целевые ориентиры. Но секрет успеха состоит в том, как их достичь. И здесь нет одной правильной стратегии и «золотого» решения. Все компании разные по контексту, корпоративной культуре, ресурсам и так далее», — говорит он. По словам эксперта, следом за бенчмаркингом должен идти творческий процесс выработки новых нестандартных решений руководителями — это позволит найти свой путь к рыночному успеху.
Вторым серьезным ограничением, по словам Конанчука, является то, что бенчмаркинг работает в основном для готовых проектов, которым требуются улучшения. «Например, когда есть продукт, но нужно поменять процессы, чтобы сделать его чуть дешевле или лучше. Или наоборот, когда есть отлаженный процесс и ты ищешь возможность делать на нем новые продукты и решения. В данном случае можно «подсматривать» у конкурентов», — говорит он. Но бенчмаркинг плохо работает в зоне инноваций, когда компании приходится иметь дело с двумя и больше неизвестными. Скорее всего, бенчмаркинг будет не применим, когда компания хочет выпустить новый продукт, но до конца не понимает, каким он должен быть и как его сделать.
Примеры бенчмаркинга
Внутренний бенчмаркинг. Он часто применяется в сетевых компаниях с филиалами в других регионах. Примером использования этого метода является компания Hewlett-Packard. В свое время корпорация проигрывала своим конкурентам из Японии. Конкурентам удавалось быстрее и качественнее налаживать производство новой продукции. Тогда HP для сохранения конкурентоспособности провела в филиалах и подразделениях компании бенчмаркинговое исследование НИОКР-отделов. Сравнение эффективности работы разных подразделений компаний происходило по критерию BET (break-even time, срок окупаемости проекта). В результате проведенного исследования Hewlett-Packard внедрила методологию «Шести сигм», которая помогла оптимизировать процессы и сохранить конкурентоспособность на рынке.
Внешний бенчмаркинг. В пандемию этот метод стал одним из способов перевести сотрудников на удаленную работу. Компании, которые не имели дистанционного опыта работы, могли проанализировать, как перевод на удаленную работу делают сильнейшие конкуренты и как это сказывается на их показателях. Бенчмаркинг также помогает ответить на вопрос, насколько целесообразным может оказаться перевод части персонала на аутсорсинг.
Наталья Павлова приводит пример, когда бенчмаркинг помог компании перевести часть функций сотрудников в общий центр обслуживания (ОЦО) и при этом сократить численность персонала. «В одном из наших проектов корпоративный центр ставил задачу снизить стоимость услуг на кадровые процессы, переданные в ОЦО. Бенчмаркинг численности, требуемой на выполнение отдельных процессов, и сравнение скорости выполнения операций показал, что можно провести кадровые сокращения за счет роботизации, организационных изменений. При этом бенчмарки точно показали, в каких операциях отрыв от рыночных значений наибольший», — рассказывает она. По ее словам, после анализа численность ОЦО была сокращена на 30% за счет точечных улучшений в семи бизнес-процессах компании. При этом, как отмечает Павлова, в этом кейсе задача по оптимизации численности встретила сильное сопротивление со стороны ОЦО; но бенчмарки дали руководству веский аргумент в пользу своего решения, благодаря чему реализация проекта стала возможной.
Как проводить бенчмаркинг
Проведение бенчмаркинга состоит из нескольких этапов:
Планирование. Компания должна определить, какую часть своего бизнеса она хочет улучшить и с кем будет себя сравнивать.
Сбор информации. На этом этапе необходимо собрать информацию о том, как выполняются бизнес-процессы в компании, каковы ключевые показатели компании, а также собрать аналогичную информацию о конкурентах. Данные конкурентов можно получить через открытые источники в Сети, через экспертное мнение, клиентов, поставщиков; в некоторых случаях это возможно сделать обратившись напрямую к компании-конкуренту.
Анализ данных. После сбора информации составляется отчет и руководство обсуждает следующие шаги для достижения более высокой производительности компании.
Применение на практике. Ключевой этап бенчмаркинга, который подразумевает корректировку/изменение бизнес-процессов компании на основе проделанного анализа.
Мониторинг результатов. Мониторинг показателей компании покажет эффективность проведенных изменений. Он может проводиться в течение короткого или длительного периода времени в зависимости от желаемых результатов.
Опрошенные РБК Трендами эксперты отмечают, что из-за растущей конкуренции бенчмаркинг стал одним из самых распространенных инструментов управления компаниями. При этом, говорит Денис Конанчук, меняется подход к бенчмаркингу. «Если раньше многие компании хотели выбирать себе эталон из своей отрасли, что-то похожее на текущей бизнес, то сегодня многие стараются «подсматривать» и сравнивать себя с лидерами других рынков, так как многие бизнес-модели и решения в современном мире неплохо переносятся из одной отрасли в другую», — говорит он.
Бенчмаркинг: что это + 9 примеров + 5 видов
Бенчмаркинг (от англ. “benchmark”) – поиск, изучение и внедрение лучшего опыта других организаций-эталонов в свою компанию.
Таким эталоном, а проще говоря образцом, может быть компания-конкурент или любое предприятие, вызывающее восхищение. Не важно, в России или в мире.
При этом чаще выбор падает на ту фирму, которая готова делиться своими секретами успеха. Это позволяет получить правдивую информацию из первых уст, что очень важно.
Интересно. Первопроходцем бенчмаркинга считается компания Ксерокс. Она взяла за основу опыт предприятия L.L.Bean и так стала лидером на рынке.
что из себя представляет бенчмаркинг
Если просто, то сравнительный анализ – бенчмаркинг чаще всего используют компании, когда случается кризис или назревает потребность изменений. Но это не значит, что если у Вас всё тип-топ, то он Вам не нужен. Всегда есть время для перемен.
А теперь кратко и самым простым языком об актуальности бенчмаркинга, его целях и задачах, а также о позициях, составляющих его основу.
Цель бенчмаркинга – сделать компанию еще круче и надолго укрепить высокие позиции среди конкурентов. То есть методика бенчмаркинга сводится к двум моментам:
Можно, конечно, в бенчмаркинге использовать и другие подцели, например “Оценка работы персонала”. Но тут Вы не хуже меня уже знаете свои узкие места для сравнения.
Задачи
Как и при любом исследовании, цель будет успешно достигнута, если четко определены задачи бенчмаркинга. Ниже приведу список основных.
4 уровня изучения
Картина начинает понемногу прорисовываться, поэтому теперь покажу Вам схему главных функций бенчмаркинга. Их четыре штуки.
Чаще всего компании используют только одну. И возможно – это правильно. Вот только общая картинка лишней не будет. Тем более, когда Вы копите на феррари ;-).
Правила
Фух… Ну и наконец – к правилам. Привожу схему, чтобы стало понятно, на каких принципах базируется бенчмаркинг.
В идеальной картине мира, все эти механизмы должны исполняться при бенчмаркинге. Но, например, “Взаимность” уже создает большую проблему. Далеко не все компании хотят делиться чисто по-доброте. Поэтому стараемся взять максимум, но адекватно.
виды бенчмаркинга
Если не углубляться в учебники по классификации бенчмаркинга и объяснять, что это такое, простыми словами, то в процессе этого анализа можно сравнивать как свою собственную компанию, так и партнеров.
Всего выделяется два основных вида бенчмаркинга, далее рассмотрим особенности применения каждого из них.
Вид 1. Внутренний
В этом случае между собой сравнивается деятельность разных подразделений одной компании.
Например, чтобы сохранить позиции на рынке, компания Hewlett-Packard проводила анализ в подразделениях по работам НИОКР. В результате появилась новая методология 6 Сигма.
В свою очередь внутренний бенчмаркинг представляет собой несколько подвидов:
Подвид | Описание | Пример |
Исторический | Сравнение показателей и результатов деятельности собственной компании в прошлом и настоящем | Ситуация знакома каждой компании: сравниваются, например, показатели за 2018 и 2019 годы |
Общий | Сравнение показателей и результатов деятельности одного подразделения/отдела/филиала и т.д с другим | Новосибирский филиал компании значительно преуспел по сравнению с Московским. Тогда Москва выясняет, чем лучше в Новосибирске, и использует опыт у себя |
Бизнес-процесс | Сравнение бизнес-процессов и внедрение лучшего опыта | В отделе оптовых продаж есть система CRM, упрощающая процесс сделок. Положительный опыт подошел и рознице, с использованием технологии бенчмаркинга (то есть внедрения CRM) процесс отслеживания и анализа сделок стал проще |
Вид 2. Внешний
Здесь сравнивается деятельность собственной компании с показателями конкурентов.
Так, например, обнаружив, что видео по распаковке IPhone на канале YouTube смотрят миллионы человек, некоторые бизнесмены и производители создали продукты, которые тоже можно долго распаковывать. И они очень даже зашли потребителю.
Аналогично внутреннему, данный вид бенчмаркинга действует на разных фронтах:
Подвид | Описание | Пример |
Отраслевой (или функциональный) | Сравнение деятельности компаний из одной отрасли | Пример бенчмаркинга в России – компания Газпром, которая провела анализ деятельности компаний – нефтедобытчиков. Выяснилось, что услуги по бурению скважин у них выполняют сторонние организации. Поэтому Газпром вывел это направление на аутсорсинг |
Стратегический | Сравнение успешных стратегий, анализ сильных и слабых сторон компаний-партнёров | Директор по маркетингу Dell утверждает: “Мы наблюдаем за глобальной конкуренцией, так как понимаем, что завтра нам придётся бороться с фирмой, которая сегодня является мелким игроком в удаленном от нас регионе” |
Конкурентный | Сравнение деятельности своей компании с конкурентами | Глядя на своих восточных конкурентов, американские производители стали искать причины их успеха и оптимизировать собственные процессы. Таким образом, бенчмаркинг помог им стать лидером рынка |
Синергетический | Внедрение положительного опыта из любой подходящей области | Условия рынка заставляют и образовательные организации внедрять маркетинг в свою практику. Таким образом, современные ВУЗы для привлечения новых учащихся используют опыт компаний из разных сфер |
Таким образом, компания может провести внутренний или внешний бенчмаркинг и на основании анализа здорово повысить свои показатели.
Что сравнивается в процессе
Смысл бенчмаркинга в том, что в процессе сравнивают и анализируют как совокупность объектов, так и отдельные категории. Предлагаю рассмотреть их поближе.
Показатель | Категории измерений | Способ сравнения | Пример |
Товар | – Прибыльность; – Качество; – Конкурентоспособность; – Ассортимент. | Разбор “по винтикам” от упаковки до технологии производства | Компания Форд приняла решение создать новый высококлассный автомобиль, и для этого провела исследование по циклу DMADV (определить-измерить-проанализировать-разработать-проверить). Результатом работы стал автомобиль Форд Таурус |
Цена | – Стоимость продукции; – Прямые, переменные затраты; – Эластичность спроса; – Затраты на рубль продукции. | Анализ ценовой стратегии | Томаш Батя, изначально мелкий ремесленник, создал бренд Bata в начале 20 века. Для стимуляции продаж и привлечения покупателей он использовал специальные цены: вместо 10 крон (как у конкурентов) – 9,99 крон |
Финансовые показатели | – Прибыль; – Доля возмещений и скидок; – Рентабельность; – Доля валовой прибыли и т.д. | Анализ финансовых результатов компании | Рейтинг РБК 500 составлен по данным консолидированной отчетности. При этом основными показателями выступают выручка и данные отчета о прибылях и убытках |
Бизнес-процессы | – Сбыт; – Работа с клиентами. | Сравнение действий от производства или закупки товара до его продажи и получения прибыли | Говард Шульц во время командировки в Милан в 1983 году заметил популярность итальянских эспрессо-баров, в которых люди собирались почитать газеты и поговорить за чашечкой кофе. Шульц убедил владельцев Starbucks открыть такой бар в деловом центре Сиэтла. Новое заведение быстро стало популярным |
Персонал | – Обеспеченность трудовыми ресурсами; – Коэффициент текучести кадров. | Анализ штата, производительности и условий труда | Персонал British Airways проходил подготовку для повышения уровня коммуникабельности и в разрешении конфликтных ситуаций с пассажирами |
Стратегии | – Узнаваемость бренда; – Проверка “здоровья” бренда. | Поиск лучших стратегий от лидеров рынка | Авиакомпания SAS под руководством Яна Кардона определила себя как авиаперевозчика, удовлетворяющего потребности деловых людей в передвижении. Учитывая свой успех, компания реагировала на конкуренцию низко бюджетных компаний, внедряя услуги для экономных бизнесменов |
Если Вы еще не надумали сбежать со страницы, есть хорошие новости. Мы переходим к реальным действиям.
Важно. Хотите кардинально отличаться от конкурентов? Мечтаете, чтобы потребители выбирали именно Вас среди всего рынка? Тогда советуем изучить нашу методичку. Она платная, но окупится в считанные дни. По ссылке скидка 50% в течение 4 часов, кликайте -> “Отличия от конкурентов“
перейдем к практике
Инструменты бенчмаркинга, конечно, больше подходят для масштабного бизнеса. Но, если Вы не Газпром, то можете пойти другим путем.
Назовем это методом “бенчмаркинга на коленке”. Суть в том, что Вы можете проанализировать подручными методами эталонные компании и стырить у них фишки или же использовать у себя в компании их практику.
Конечно, при использовании такого метода сущность бенчмаркинга немного искажается и имеет как свои плюсы, так и минусы. Вы можете найти информацию, не выходя из кабинета, но исход событий неизвестен, к тому же данные будут неточными.
Ну а мы все же перейдем к бенчмаркингу компании в том виде, в котором в идеале он должен быть.