для чего нужен бриф дизайнеру
Для чего нужен бриф дизайнеру
Как написать бриф
Приходилось ли вам выполнять графические работы на заказ, или, может быть, наоборот, заказывать их у дизайнера? Если да, то вам наверняка известно, что успешное выполнение заказа в большой степени зависит от взаимопонимания между дизайнером и заказчиком.
Нередко работа над проектом страдает из-за недостатка предварительно полученной информации или из-за несоответствия возможностей дизайнера ожиданиям заказчика.
Как сделать рабочий процесс максимально продуктивным и комфортным для обеих сторон? В этой статье я дам важный совет потенциальному заказчику.
В вашей голове, как всегда, масса гениальных идей по поводу организации бизнес мероприятия, создания товара или проведения рекламной компании… Но как им придать столь же гениальное визуальное воплощение?
Мой ответ будет предельно краток: прежде, чем обращаться к дизайнерам, сядьте и напишите бриф!
Вам и вашему дизайнеру это здорово облегчит задачу и поможет найти общий язык.
Что такое бриф?
Бриф, или резюме — это важнейшая и неотъемлемая часть любого дизайн-проекта, поскольку именно он предоставляет дизайнеру всю необходимую для работы информацию.
Бриф должен прежде всего сосредоточиться на конечных результатах и на коммерческих целях дизайн-проекта.
Бриф не должен заниматься эстетическими или художественными аспектами проекта, всё это определяет дизайнер в процессе работы.
Написание брифа позволит вам определиться с конкретными задачами еще до начала работы над проектом.
Составив хороший бриф, вы с большей вероятностью обеспечиваете вашему проекту высококачественный и прогнозируемый результат… Ну, разумеется, если Вы нашли себе понятливого дизайнера.
Как Написать Эффективный Бриф?
Если вы ответите на нижеследующие вопросы, то можете считать, что 90% работы уже сделано! Oставшиеся 10% добавятся из дальнейших вопросов дизайнера после того, как вы представите ему свой свое бриф. Итак, сделайте глубокий вдох и выдох и приступайте!
Чем занимается ваш бизнес?
Никогда не надейтесь, что дизайнер уже знает что-нибудь о вашей компании. Ясно и кратко напишите:
Какова окончательная цель нового дизайн-проекта?
Чем вы отличаетесь от своих конкурентов?
В любом случае постарайтесь предоставить дизайнеру уже существующие рекламные материалы. Ему это здорово поможет.
Кто является вашей целевой аудиторией?
Какой текст и изображения вам необходимы?
Текст и изображения, используемые в проекте, столь же важны как и дизайн, и вы должны четко определиться, кто вам пишет рекламный текст и где вы берете фотографии. Возможно, вам придется обратиться к профессиональному копирайтеру и фотографу. Если у вас еще нет таковых на примете, спросите своего дизайнера, скорее всего он сможет вам кого нибудь порекомендовать.
Каковы технические детали проекта?
Покажите дизайнеру известные вам образцы дизайна, которые, по вашему мнению, наиболее вас бы устроили, пусть даже это будет дизайн ваших главных конкурентов… Тем самым вы установите планку Ваших ожиданий.
Покажите дизайнеру примеры дизайна, который вам НЕ нравится и стили, которые вы не любите или не желаете видеть в вашем проекте. Это даст ему общее представление о ваших вкусах и предпочтениях и предотвратит вас от разочарования результатом работы.
Каков ваш Бюджет?
Определите бюджет проекта заранее. Это поможет дизайнеру оптимизировать затраченное время и ресурсы.
Определение бюджета также позволяет дизайнеру определиться, стоит ли ему браться за работу. Удостоверьтесь, что работа над проектом способна заинтересовать дизайнера с финансовой точки зрения.
Каковы временные рамки и крайний срок?
Задайте дизайнеру временные рамки и установите реалистический крайний срок для завершения работы. вы должны принять во внимание различные стадии работы над дизайном, такие как консультация, создание концепта, исполнение, производство и поставка.
Разумеется спешка никого не радует и приводит к ошибкам, но часто бывает просто необходимо выполнить работу в фантастически короткий срок. В таких случаях вы должны честно сообщить об этом дизайнеру заранее.
Совет дизайнеру
Если ваш заказчик явился к вам без своего брифа, предложите ему составить бриф на основе заранее приготовленного шаблона. Это лишний раз покажет заказчику ваш профессионализм и в конечном счете экономит вам обоим время и деньги.
Бриф на дизайн: нужен или нет?
Бриф (от англ. brief – «краткое изложение») – это анкета, заполняемая клиентом дизайн-студии в начале разработки любого проекта, будь то дизайн буклета или брошюры, создание логотипа и фирменного стиля, интернет-магазина и всего, чего угодно.
Это документ, на основе которого впоследствии разрабатывается техническое задание. Кстати, эти два понятия иногда путают и смешивают.
Чем бриф отличается от ТЗ
Основное отличие спецификации от брифа на дизайн состоит в том, что она содержит более четкие технические параметры будущего продукта. Если, к примеру, речь идет о печати полиграфической продукции, на этапе составления ТЗ уже становится ясно, какой материальной конструкцией она будет обладать, какие элементы будет содержать, в нем указывается даже примерный объем и тираж.
Бриф не содержит такой конкретики, потому что зачастую заказчик на этапе его заполнения сам не имеет четкого представления о том, чего он ждет от дизайнеров. Ответы на вопросы, содержащиеся в анкете, помогут исполнителям лучше понять и оправдать ожидания клиента.
В целом бриф ориентирован на аспекты рекламного продвижения, влияющие на дизайн. При разработке, например, фирменного стиля заполняют только один бриф, а ТЗ могут различаться для каждого варианта его применения: визитки, бланка, конвертов и прочего, — потому что при печати полиграфической продукции имеет значение формат, объем, тираж, используемые материалы, которые будут отличаться для каждого из вариантов.
Структура брифа
Содержание анкеты может различаться в зависимости от того, о чем идет речь: создании логотипа, дизайне брошюры или, например, целого интернет-магазина. Обычно этот документ включает несколько составляющих:
Нужна ли разработка брифа на дизайн?
Расширенное техническое задание может полностью заменить его, если заказчик четко представляет себе конечный результат и к тому же располагает уже готовым фирменным стилем или брендбуком. Или необходимость дизайна буклета, брошюры и прочего возникает не впервые.
Но при разработке с нуля этот документ необходим, чтобы взаимодействие творческой группы и заказчика было плодотворным и удобным.
В начале создания любого креативного продукта разрабатывается концепция, раскрывающая целевую аудиторию, назначение, характер информации. Эта концепция и определяет художественные особенности макета. По сути бриф и есть концепция, но представленная в более размытой, распространенной форме.
Он более подробно, чем ТЗ, раскрывает особенности целевых групп, возраст, занятия. Некоторые агентства даже предлагают описать внешний вид представителей аудитории. Также в нем больше внимания уделяется компании и рекламируемой продукции, рынку, на котором присутствует или должен будет присутствовать товар.
Вся эта информация должна быть учтена для создания эффективного продукта, поэтому подробный бриф является необходимостью.
Скачивайте бриф, заполняйте, присылайте! 🙂
Почему заказчик и дизайнер не понимают друг друга и как правильно подготовить бриф. Поясняем на пальцах
«И вот я пятый раз вношу правки, а в ответ приходит: «Давайте ещё немного поиграем со шрифтами». Чуть ноутбук в окно не выбросил!» — наверное, у каждого дизайнера в практике была такая история. А то и не одна. Со стороны заказчика не легче: «Я объясняю, объясняю, а он опять присылает — и всё не то! За что тут платить, я результата не вижу!» Почему возникают такие проблемы и как их избежать? Давайте разберёмся.
Языковой барьер: бизнес не понимает дизайнеров, дизайнеры не понимают бизнес
В каждой сфере деятельности есть своя профдеформация, свои привычки, ожидания, свой тип мышления. И так уж получилось, что дизайн и бизнес – это максимально далёкие друг от друга плоскости и типы мышления.
Смотрите, как выглядит один и тот же проект для заказчика и для дизайнера:
Заказчик (бизнес)
Исполнитель (дизайнер)
Уже на этом этапе возникает конфликт: представитель бизнеса хочет увидеть сроки и стоимость до обсуждения ТЗ, а дизайнер не может их назвать. Кроме того, если заказчик работает в некреативной сфере, его будет раздражать сама специфика дизайна: «Почему лого для «Макдоналдса» будет стоить на три порядка дороже, чем лого для шашлычной на углу — картинки-то получаются по размерам и технической сложности одинаковые?!»
Дизайнеру же трудно осознать, что в классическом бизнесе главное — это финансовая модель. Никто не будет защищать перед советом директоров «креативность образа и качество картинки», речь пойдёт о сухих цифрах: стоимость услуги, срок, условия оплаты. С точки зрения исполнителя, теряют самое главное: суть его работы.
Недостаток знаний с обеих сторон усугубляет проблему
Допустим, дизайнер и бизнесмен уже договорились о сроках и стоимости работ, всё всех устроило, теперь нужно чётко описать саму задачу. На этом этапе возникает следующая проблема: дизайнер не разбирается в деятельности клиента, а клиент не разбирается в дизайне. Бывают, конечно, исключения, но в 99% случаев всё именно так.
Например, заказчик занимается погружными насосами и ему нужна презентация. Он уже видел десятки таких документов, хорошо себе их представляет, но нарисовать не может, а образца под рукой нет. Поэтому ТЗ поступает в виде: «Сделайте обычную презентацию, как у конкурентов, только лучше».
Дизайнера это серьёзно озадачивает: : он ничего не понимает в погружных насосах. Не знает, как правильно их подать, на что сделать акцент. Заказчик же, скорее всего, не сможет ответить на специфические вопросы дизайнера, например «какая будет цветовая схема?» или «на что делаем акцент в композиции?»
Обеим сторонам придётся объяснять друг другу самые базовые вещи, которые хорошо понятны и им самим, и всем людям из их окружения.
Это создаёт лишнюю неловкость, раздражение, сомнения во взаимной компетентности.
Кто и как должен решать проблему? Составляем бриф
Дизайн – это сервисная индустрия: клиент приходит за тем, чтобы получить нужную ему услугу и заплатить за неё деньги. Всё. Он не обязан разбираться в тонкостях дизайнерского дела, а вот дизайнер — если он взялся за работу — как раз обязан разобраться в том, чего заказчик хочет и ждёт. Так что ответ на первую часть вопроса очевиден: проблему должен решать дизайнер.
Теперь о том, как её решать: самый простой способ получить нужную для работы информацию — спросить клиента. При этом важно понимать, что заказчик не хочет и не любит заполнять длинные скучные бумажки со странными вопросами, тратить на это силы и время. Практика показывает, что самый подходящий вариант для работы с клиентом — это креативный бриф: свободная беседа голосом, без всякой лишней бюрократии. Вопросы должны быть максимально простые и понятные:
Плохо
Какой стиль больше нравится: минимализм, классика? Можем в монохроме сделать, с акцентом в жёлтый на чёрном.
Хорошо
Видели фильм «Убить Билла»? Жёлтый на чёрном стиль, яркий — вот он с вашей промышленной техникой будет хорошо смотреться.
И самый важный момент: дизайнер должен чётко понимать, что клиента в конечном итоге интересуют не красота или гармоничность дизайна, а узнаваемость его бренда и повышение продаж. Поэтому исполнитель, как профессионал, всегда должен искать самые эффективные для увеличения этих KPI решения.
📌 Совет клиенту: если дизайнер просто во всём с вами соглашается и делает строго так, как вы говорите, он вряд ли на 100% вовлечён в работу. Хороший специалист всегда может дать какие-то рекомендации по неочевидным для заказчика моментам, которые улучшат общий результат.
📌 Совет дизайнеру: если вы хотите доказать клиенту, что ваш дизайн хорош, используйте не субъективные «красиво», «эстетично», а объективные цифры. Хорошо работает численная проверка гипотез: сделайте два макета, запустите в ротацию, посмотрите конверсию и другие важные параметры. И клиент услышит уже объективное: «Рекомендую дизайн А, потому что он даёт конверсию на 175% лучше, чем дизайн Б».
ТРИЗ: как теория решения изобретательских задач помогает клиентам и дизайнерам понимать друг друга
Переходим к более сложной части материала: она потребует больше внимания при прочтении, но если разберётесь, то сможете сэкономить много времени и сил в будущем.
Итак, есть теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Альтшуллера, которая предлагает любую систему рассматривать совместно с её надсистемой и подсистемами. Например, если система — это компания, то её подсистемы — это сотрудники, технологии, финансы и т. д. Надсистема — отрасль. Например, у строителей — рынок недвижимости.
Кроме того, нужно рассматривать нашу систему — вместе с её надсистемой и подсистемами — во времени, в прошлом, настоящем и будущем. В результате получаем вот такую матрицу из 9 элементов, которая подходит для анализа любых систем.
Бриф на сайт. Важность документа и тонкости заполнения
« Бриф позволит клиенту систематизировать все мысли и пожелания относительно сайта »
Отметим, что бриф пишется под конкретную задачу. Если это создание сайта, то все ответы будут сосредоточены вокруг данной темы. У клиента должен быть выбор из 4-5, а лучше 6 вариантов решений на каждый вопрос. И обязательно свободная строка, где он может вписать свой вариант ответа.
Определяемся с целевой аудиторией. Нам нужно понимать, для кого мы создаем сайт, кто будет на нем покупать. Портрет представителя целевой аудитории поможет определить инструменты для работы, составить список отдельных задач, чтобы добиться цели.
Оценить объем проделанной работы клиент сможет только на завершающем этапе. Сначала мы определяемся с подбором модулей для будущего веб-ресурса. Определение структуры сайта, его разделы, которые клиент хотел бы видеть, также прописываются в данном вопросе. Модули сайта: нужны ли опросы, голосование, где будет размещаться и нужен ли вообще поиск по сайту, будет ли прием платежей через сайт или клиенты будут покупать услуги и товары в офлайне и необходима только реклама.
Часто компании, которые создают свой сайт, планируют выйти (или уже вышли) на зарубежный рынок. Чтобы взаимодействовать со своими клиентами, проживающими в других странах, создается чаще всего англоязычная версия сайта. Данный вопрос также обсуждается заранее и создаются две (или даже три) языковые версии веб-ресурса.
Бриф позволит клиенту систематизировать все мысли и пожелания относительно сайта. Если заказчик ознакомится с перечнем возможного функционала, где будут представлены форма обратной связи, каталог товаров или онлайн-консультант, то среди них выберет те, что нужны именно ему.
Найдите своего заказчика!
Те, кто тратит на составление брифа 10-15 минут, вряд ли по-настоящему серьезно относятся к процессу создания сайта. Из нашего опыта становится понятно, что такие клиенты больше из любопытства отвечают на вопросы брифа.
Бриф всегда утверждается заказчиком!
Даже если вы сидели вместе и трудились в поисках ответов на конкретные вопросы вместе с клиентом, не забудьте отправить ему готовый бриф на электронную почту. Пусть он перечитает все еще раз и подпишет. Утвержденный подписью бриф даст понимание, что заказчик все-таки хочет. Заполняя со слов клиента, вы, подсказывая ответы, можете принимать за него решение, а на деле окажется, что ему нужно совсем другое.
Надеемся, что статья оказалась для вас полезной!
Как заполнить бриф на дизайн логотипа, чтобы получилось отлично
Толковые советы от «Логомашины».
Когда бриф перед глазами, хочется быстрей его заполнить, чтобы дизайнер начал работать. Но формальные ответы дают формальный результат.
Чтобы избежать этого, рассказываем, как максимально продуктивно заполнить бриф на дизайн и в конце — получить отличную работу.
Отвечайте подробно
В каждом брифе есть набор стандартных вопросов, на них стоит ответить максимально подробно. Но перед этим нужно понять, что именно хочет узнать исполнитель? Расшифровываем стандартные вопросы:
Кто ваша целевая аудитория?
Знание целевой аудитории помогает создать хороший дизайн, но часто на этот вопрос отвечают неправильно: указывают возраст клиента, пол, город, материальное благосостояние. Это важные пункты, но они, к сожалению, не сильно помогают при разработке дизайна.
Лучше будет рассказать, кто ваши клиенты на самом деле: в какой ситуации они покупают, каковы их мотивы, желания и боли.
Плохой ответ. Мужчины от 18 до 60 лет, москвичи, достаток ниже среднего и средний.
Хороший ответ. Наши клиенты — работяги с завода, которые после работы идут в наш бар, чтобы не идти домой к жене. Заказывают на 300 рублей пиво с орешками и смотрят футбол.
Как продвинуть банк в регионах?
Основная проблема — перегретый аукцион. Но если грамотно выбрать соцсеть, формат и настройки таргетинга, всё получится.
Какие задачи должен решить дизайн?
Отличный вопрос, но очень сложный — нужно быть опытным маркетологом, чтобы правильно ответить на него.
Из-за того, что вопрос непонятный, на него часто отвечают стандартными фразами: логотип должен запомниться, быть оригинальным и красивым. Прямо как в резюме: ответственный, исполнительный, стрессоустойчивый. Звучит красиво, но что всё это значит?
Лучше расскажите, что вы ждёте от разработки дизайна. Какую эмоцию и впечатление он должен вызывать: продукт дорогой или, наоборот, для всех. Для женщин, для мужчин, весёлый, строгий, дружелюбный?
Напишите, что должен почувствовать ваш клиент, когда увидит дизайн, а не то, каким должен быть логотип — это задача дизайнера.
Плохой ответ. Логотип должен запоминаться, быть оригинальным и красивым.
Хороший ответ. В нашем баре варят крафтовое пиво, и все закуски мы делаем сами. Поэтому дизайн должен вызывать ощущение рукотворности и показывать, что мы не бездушная сеть пивных, а уютный бар, где основатели сами стоят за прилавком и знают каждого в лицо.
Какой дизайн вам нравится?
В ответе на этот вопрос обычно вспоминают фирмы, которые нравятся в общем, а не только за дизайн: Apple, Coca-Cola, Nike.
Важно абстрагироваться, посмотреть только на дизайн и представить: стиль какой компании подошёл бы и моей фирме?
Ведь Coca-Cola вложила большие деньги, чтобы вызвать ассоциацию с новым годом:
Как реклама Coca-Cola вызывает новогоднее настроение, так и любой другой бренд имеет свою эмоцию. Для выражения характера бренда используется много вещей: логотип, шрифт, цвет, музыка в рекламе, персонажи, форма общения на сайте и многое другое.
Логотип Coca-Cola может нравиться не из-за шрифта, а благодаря приятной рекламе. Чтобы определить, какой дизайн вам нравится, разделите вопрос на визуальную часть и эмоциональную.
Визуальная: выберите работы из портфолио студии, которые вам понравились. Когда мы выбираем среди неизвестных брендов, то фокусируемся на цветах, шрифтах и геометрии.
Эмоциональная: приведите пример известных брендов, которые могут вам подойти. Это поможет дизайнеру понять, какие эмоции должен вызывать дизайн.
Формальный ответ. Логотипы Coca-Cola, Nike, МТС.
Хороший ответ. Из вашего портфолио нам бы подошёл дизайн сайта «Пиворама.ру». Из известных брендов по стилю нам подходит дизайн Hard Rock Cafe.
Расскажите о важном
Есть вопросы, которые задают редко, но они помогают получить отличный результат.
Если смотреть в целом, нужно рассказать как можно больше о своём бизнесе: что означает название, каковы особенности, чем отличаетесь, кто ваши клиенты и какое впечатление хотите произвести. Пусть дизайнер думает, как подчеркнуть вашу специфику. Не нужно погружаться в его профессиональную задачу — что изобразить и какой цвет выбрать.
Ниже часть вопросов, которые мы задаём клиенту. И которые помогают нам узнать бизнес лучше, погрузиться в задачу глубже.
Почему вы называетесь именно так?
Когда человек придумывает название бизнеса — он закладывает смысл и позиционирование, которое можно усилить дизайном. Как ни странно, мало кто интересуется историей, связанной с названием бренда.
Заполняя бриф у дизайнера или в студии, расскажите, почему вы именно так называетесь, как эта идея пришла в голову и какие ассоциации вызывает ваше название.
Где чаще всего будут видеть логотип?
Мы называем это «главное место». Это основная позиция, где логотип будет видеть большинство людей. Например, для кафе — это вывеска, для сайта — верхний левый угол. Это помогает разработать логотип, который будет отлично смотреться в жизни.
Например, наш клиент — производитель медицинской техники — спроектировал прибор, который правильно делает укол в домашних условиях.
Получается, «главное место» — и есть этот прибор. Тут нужно учитывать, что детальный знак будет сложно разместить на его небольшой поверхности. Поэтому мы сделали минималистичный логотип с учётом «главного места» продукта.
Разрабатывали ли вы дизайн для проекта раньше?
Если уже была попытка создать дизайн, то новому исполнителю нужно показать результат и объяснить, почему он не понравился. Это экономит время и помогает не повторяться.
Для разработки хорошего логотипа нужно перебрать не один десяток неподходящих вариантов. Хороший логотип — это путь среди неудачных вариантов.
Не отвечайте на эти вопросы
Если видите в брифе эти вопросы — бегите:
Что нужно изобразить на логотипе?
Какой использовать шрифт?
Какую форму использовать?
Эти вопросы ставят клиента на места дизайнера и пытаются достать из него ту информацию, которую должен знать исполнитель.
Для хорошего результата нужна совместная работа. Отвечая формально на вопросы брифа, вы получите формальный результат. Отвечайте подробно, а если вопрос вам непонятен — уточните, что хочет знать дизайнер.