для чего нужен бтр
Состояние и перспективы парка бронетранспортёров
Основным транспортом и средством огневой поддержки российской пехоты являются колесные бронетранспортеры. На вооружении имеется несколько типов такой техники с теми или иными особенностями, а в скором будущем ожидается поступление новых образцов. Общий количественный и качественный состав имеет определенные особенности, способные повлиять на реальную боеспособность.
Техника из прошлого
Сейчас на вооружении состоит сразу несколько типов бронетранспортеров, не считая их модификаций. При этом официально в войсках числятся даже давно устаревшие машины, такие как БТР-60 и БТР-70. По данным справочников The Military Balance за последние годы, имеется порядка 800 ед. БТР-60 и ок. 200 ед. БТР-70. Кроме того, до 4 тыс. машин этих типов стоит на базах хранения.
Основным образцом своего класса в войсках в настоящее время является более новый БТР-80(А). Такая техника в количестве более 1500-1700 ед. имеется у сухопутных войск, у морской пехоты и в других структурах. Подавляющее большинство такой техники относится к базовой модификации с пулеметным вооружением. Количество пушечных БТР-80А не превышает 100-150 ед.
В составе сухопутных войск имеется несколько десятков мотострелковых полков и бригад. Часть таких соединений оснащена бронетранспортерами, другие используют боевые машины пехоты. По штату, полковой (бригадный) комплект включает более сотни БТР. Таким образом, строевая техника позволяет обеспечить службу и боевую работу значительного количества частей, а при помощи резерва можно развернуть новые подразделения.
БТР-60 и БТР-70 по совокупности характеристик давно устарели. Более новый БТР-80(А) лучше во всех отношениях, но и он подвергается критике. По современным меркам, эта машина имеет недостаточное бронирование и не может получать дополнительную защиту, а компоновка не обеспечивает безопасность десанта при спешивании. Пулеметное вооружение базовой модификации недостаточно для ряда боевых задач.
Проект модернизации
С учетом недостатков БТР-80 в конце двухтысячных был создан обновленный проект БТР-82. Он предусматривал обновление силовой установки, дополнение штатной брони новыми компонентами, применение улучшенного комплекса вооружений и т.д. Как отмечалось в свое время, по результатам такой модернизации, эффективность бронетранспортера выросла вдвое.
В 2011 г. на Арзамасском машиностроительном заводе (управляется «Военно-промышленной компанией») стартовало серийное производство бронетранспортеров БТР-82А, это были новые машины. Вскоре запустили модернизацию наличных БТР-80 по проекту БТР-82АМ. Первые партии техники были направлены в войска и освоены в начале двухтысячных годов. В 2013 г. БТР-82А(М) официально приняли на вооружение. Любопытно, что армия решила закупать только пушечные бронемашины. Впрочем, пулеметный вариант БТР-82 не остался без внимания. Под обозначением БТР-82В он поступил на вооружение Росгвардии.
Производство новых БТР-82А ведется с начала прошлого десятилетия по нескольким контрактам, каждый из которых предусматривает поставку десятков единиц техники. В 2014 и 2016 гг. появилось два заказа на крупносерийную модернизацию наличных БТР-80 до состояния «82АМ». Новая и обновленная техника поступала в различные части и соединения сухопутных войск.
Точная численность БТР-82А(М) официально не раскрывалась, однако существуют различные оценки. Так, The Military Balance указывает, что на начало 2020 г. в сухопутных войсках имелась 1 тыс. машин двух модификаций. В морской пехоте насчитали 661 ед. и 20 ед. в воздушно-десантных войсках. В официальных сообщениях в прошлом говорилось о перевооружении нескольких частей и соединений.
Таким образом, общий выпуск БТР-82А(М) за последние годы превысил численность наличных БТР-80. По разным данным, производство такой техники продолжается, как с нуля, так и путем перестройки старых машин. Следовательно, количество БТР-82 всех версий будет увеличиваться и в будущем, а численность БТР-80 должна постепенно сокращаться. Соответствующим образом станет меняться доля техники разных типов в общем парке.
Принимаются меры по дальнейшему развитию линейки БТР-80/82. Исходный проект БТР-82 предусматривает дополнительные меры по защите от осколков и мин, но оставляет машину уязвимой к противотанковым средствам. В прошлом году был представлен прототип бронетранспортера БТР-82АТ без подобных проблем. Этот проект предлагает оснащение корпуса накладными элементами и решетчатыми экранами. Кроме того, возможно применение как штатной пушечно-пулеметной башни, так и новых боевых модулей.
Новое поколение
Хорошо известно, что даже самый современный БТР-82 с точки зрения некоторых ключевых решений восходит к давно устаревшему БТР-60, и это приводит к ряду серьезных проблем. Для избавления от них осуществляется разработка принципиально новых образцов бронетехники для пехоты. Будущей заменой для современных колесных бронетранспортеров должна стать машина К-16 на базе платформы «Бумеранг», разрабатываемая «Военно-промышленной компанией».
Разработка унифицированной платформы и БТР на ее базе стартовала в начале десятых годов. В 2013 г. готовый образец впервые показали узкому кругу руководителей военного ведомства и страны, а в 2015-м состоялась первая публичная демонстрация. Опытно-конструкторские работы продолжаются до сих пор. Как сообщалось в последние годы, сейчас речь идет об оптимизации конструкции, технологий производства и стоимости.
Согласно последним сообщениям, на платформе «Бумеранг» уже построено несколько опытных БТР К-16 и БМП К-17, но их точная численность неизвестна. С помощью такой техники провели предварительные испытания. В прошлом году началась сборка новой партии прототипов для государственных испытаний, старт которых был назначен на лето 2020 г. Эти мероприятия завершатся в следующем году, и уже начата подготовка к серии.
Несмотря на общую атмосферу секретности, уже можно представить, в чем перспективный К-16 лучше существующих БТР-80/82. За счет увеличения габаритов и допустимой массы удалось применить более мощное противопульное, противоснарядное и противоминное бронирование. Также предлагается более широкий круг боевых модулей с пулеметным, пушечным и ракетным вооружением. Повышается безопасность десанта при поездке и при спешивании.
Необходимая численность «Бумерангов» в том или ином исполнении пока не называлась. При этом компания-разработчик говорит о готовности выпускать серийную технику в любых количествах, заказанных военным ведомством. Минобороны, в свою очередь, пока не готово раскрыть свои планы.
По всей видимости, в первые годы производство К-16 будет осуществляться в количестве не более нескольких десятков в год. Это позволит перевооружить часть соединений, использующих технику старых типов. В дальнейшем возможен рост темпов, способный ускорить процесс переоснащения войск.
Впрочем, остается открытым вопрос возможностей Минобороны и промышленности. Неизвестно, удастся ли заменить «Бумерангами» все устаревшие машины в разумные сроки, или даже в отдаленном будущем на вооружении придется сохранять некоторое количество БТР-80/82.
Состояние и перспективы
В настоящее время сухопутные, береговые и воздушно-десантные войска располагают достаточно большим количеством бронетранспортеров разных моделей с разными возможностями. В строю имеется не менее 3-3,2 тыс. машин этого класса современных типов; еще несколько тысяч БТР, в основном давно устаревших, находится на хранении. Все это позволяет поддерживать требуемый уровень оснащенности войск, а также создает заметный задел для модернизации.
В последние годы осуществляется обновление техники по новым проектам и строительство новых машин. Кроме того, завершаются работы по принципиально новому семейству бронетехники. Таким образом, процесс развития колесных бронетранспортеров не останавливается и регулярно дает новые результаты. Очередные сообщения об этих процессах могут появиться в самое ближайшее время.
Легкая бронетехника. Бронеавтомобили и бронетранспортеры
Применяя бронепоезда, англичане осознали потребность в маневренном оружии, не привязанном к железной дороге. Для такой машины как раз подходил компактный и легкий двигатель внутреннего сгорания, созданный немцами Г. Даймлером и К. Бенцем. Первые автомобили с такими двигателями они сконструировали в 1895–1896 гг.
В дни Англо-бурской войны Ф. Симмс предложил армии первый вооруженный автомобиль. Он установил пулемет Максима на французский одноместный автомобиль «Де Дион-Бутон». Водителя-стрелка защищал щит листовой стали, производство которой стало возможно с появлением прокатных станов. Хотя машина была четырехколесной, она напоминала два соединенных мотоцикла, и водитель сидел на ней верхом. Поэтому иногда изобретение Симмса называют военным мотоциклом.
Вести прицельный огонь и одновременно управлять машиной одноместная компоновка не позволяла. В 1902 г. Симмс спроектировал бронированный автобус с пулеметом и экипажем из 5 человек. Но до применения изобретений Симмса на практике дело так и не дошло, а с окончанием Англо-бурской войны интерес военных к новинке угас.
В 1900-е гг. в разных странах появляются проекты бронеавтомобилей. Первым был построен австрийский «Австро-Даймлер» 1904 г. с противопульной броней и пулеметом во вращающейся башне на крыше. Одновременно в России подъесаул М. Накашидзе на базе французского грузовика «Шаррон» построил похожий броневик. Русская армия, в боях с японцами оценившая вооруженные авто, заказала 10 машин «Накашидзе-Шаррон». Из-за занятости российских заводов заказ разместили во Франции. При перевозке готовых машин через Германию 2 броневика пропали. Возможно, именно на их основе немецкая фирма «Эрхардт» в 1906 г. создала свой броневик с 50-мм зенитной пушкой.
Но ни австрийская, ни немецкая, ни ряд других бронемашин тех лет не пошли в серию. Россия тоже ограничилась опытной партией. Военные не спешили тратить деньги на сомнительную новинку, и к 1914 г. в войсках имелись лишь единичные образцы броневиков. Только успех применения этих машин в начале Первой мировой войны дал старт массовому строительству бронеавтомобилей.
Бронеавтомобили Первой мировой войны
С начала войны повсеместно бронировали и вооружали гражданские машины. Первые наспех собранные образцы, как, например, бельгийская «Минерва», получили легкие и простые в производстве бронекорпуса без крыши и дверей. Посадка и высадка экипажа производилась через борт. Пулеметы устанавливали на поворотных креплениях (турелях), иногда со щитками.
Открытые бронекорпуса не защищали от шрапнели и осколков сверху. Вскоре всюду основной стала схема Накашидзе со сплошным бронированием и поворотной пулеметной башней. Самой массовой такой машиной стал английский «Роллс-Ройс», созданный на базе одноименного роскошного автомобиля с мощным по тем временам двигателем.
Русская армия вела бои на фронте, протянувшемся от Балтики до Каспия. Броневиков требовалось больше, чем выпускали российские заводы. Пришлось закупать любые машины, которые продавали союзники. Так в Россию попали маломощные и слабо бронированные французские «Рено». Эту машину переделал штабс-капитан В. Мгебров, создав на ее основе один из лучших броневиков той войны «Мгебров-Рено». Чтобы усилить защиту, не увеличивая массы, он впервые поставил бронелисты не вертикально, а под наклоном. Пробить такой лист было сложнее, а часто, попадая в броню под острым углом, пули, осколки и снаряды рикошетировали (отскакивали). Мгебров также первым установил над пулеметной башней командирскую – для наблюдения за полем боя.
Броня защищала машины от пуль на дальности от 200 м. С этой дистанции пулеметы броневиков не могли достать врага в окопах, пробить блиндажи и ДЗОТы. Поражать такие цели с безопасного расстояния могло пушечное вооружение. Первой пушечными броневиками вооружилась Россия. В них переоборудовали немецкие грузовики «Маннесман-Мулаг» и американские «Паккард».
Чтобы не перегружать машину, полностью бронировали лишь кабину. Тяжелые и мощные полевые орудия не годились для установки на легкие машины того времени. А вот малокалиберные пушки, служившие на флоте для борьбы с быстроходными катерами, были легче и имели меньшую отдачу. Пушку «Гочкис» калибра 47 мм или автоматическую пушку «Максим-Норденфельд» калибра 37 мм устанавливали на платформе в кузове, бронированном только с бортов.
Машины с пушками показали себя хорошо, но расчет в кузове был уязвим. В 1915 г. Путиловский завод начал выпуск полностью бронированных пушечно-пулеметных машин на базе американского грузовика «Гарфард». Броневик получил три башни – две пулеметные спереди и кормовую, с 76-мм крепостной противоштурмовой пушкой обр. 1910 г. Ее фугасными снарядами разрушали ДЗОТы и блиндажи, а шрапнелью поражали пехотинцев в окопах. Тяжелая машина двигалась медленно, ей трудно было уйти из-под огня вражеской артиллерии. Но благодаря надежной броне и орудию потребность в отходе возникала нечасто.
Бронеавтомобили и бронетранспортеры Второй мировой войны
Задачей легких бронеавтомобилей была разведка, средние и тяжелые использовались также для огневой поддержки пехоты. А вот бронетранспортеры, позволяющие перевозить солдат под защитой брони, стали новым классом военной техники – их широкое применение началось только во время Второй мировой войны.
Вторая мировая война обещала стать маневренной, и генералы решили снабдить свои армии пушечными бронеавтомобилями. При вооружении не хуже, чем у легких танков, броня таких машин была тоньше. Можно сказать, что их защищенность «разменяли» на скорость. Пушечные бронеавтомобили можно было быстро перебросить на другой участок фронта – правда, только по сравнительно хорошим дорогам, но и это было немало.
В предвоенный период в СССР были созданы средние БА-10 и тяжелые БА-11. Германия имела на вооружении пушечные версии бронированной платформы Sd.Kfz.231. В США поняли важность машин этого класса позже – М8 «Грейхаунд» появился на фронте только в 1942 г. Правда, и подошли к делу американцы серьезно: «Серая гончая», как переводится название этого броневика, весила почти в два раза больше тяжелого БА-11 и несла пушку калибра 51 мм.
По этой схеме был построен Sd.Kfz. 251 – самая массовая бронированная машина Третьего рейха. Основной моделью БТРа был Sd.Kfz.251/1. Он перевозил 10 мотопехотинцев и нес 1–2 пулемета 7,92 мм. Экипаж, состоящий из командира машины и механика-водителя, и «пассажиров» от пуль и осколков прикрывала броня толщиной до 14,5 мм. Верх кузова был открытым, потому что крыша мешала бы пехотинцам быстро покинуть БТР при обстреле артиллерией или крупнокалиберными пулеметами, от которых тонкая броня не защищала. Военные, хотя и ругали бронетранспортеры за слабую проходимость, требовали поставлять в армию как можно больше этих машин.
Близкими по характеристикам к немецким были американские БТР семейства М2/М3/М5/М9. Эти машины оказались востребованы для безопасной перевозки войск не только армией США, но и союзниками, и по ленд-лизу (программе союзнических поставок) попадали и в СССР. Было выпущено 41 000 таких бронемашин – абсолютный рекорд для бронетехники Второй мировой войны.
Бронетранспортеры широко использовались как платформы для различных видов вооружений и специального оборудования. Например, Sd.Kfz.251 выпускался немцами в 23 модификациях с различными типами орудий, а также в штабной, связной, саперной и даже санитарной версиях.
Легкая бронированная техника 1945–1965 гг
После Второй мировой войны значимость бронированной техники возросла. Причина проста: «бронеходы» защищали экипажи и десантников от поражающих факторов ядерного взрыва и его последствий. Поэтому мотопехота и другие рода войск могли двигаться следом за танками по территориям, подвергшимся ядерному удару.
Советские бронетранспортеры
Первый советский бронетранспортер БТР-152 (1947 г.) сохранил компоновку бронеавтомобилей БА-10/11, а его основой стал грузовик ЗиС-151. Машина оказалась востребованной, в СССР их было построено 12 500 шт., в том числе в версиях самоходной зенитной установки, подвижного командного пункта и мобильной радиостанции. Следующим (1952 г.) был уже гусеничный БТР-50, который мог еще и плавать. Однако дороговизна гусеничного движителя привела к тому, что БТР-60 сделали колесным. В отличие от БТР-152 у «шестидесятки» не было гражданского прототипа. Это облегчало работу конструкторов – им не нужно было непременно использовать готовые узлы и агрегаты. Четырехосный БТР-60 оказался довольно удачным, и в дальнейшем все отечественные бронетранспортеры строили именно по этой схеме.
Параллельно с БТР-152 на основе полноприводного грузовика ГАЗ-53 разрабатывался сравнительно легкий БТР-40. Военным не понравилось, что он вмещает всего 8 солдат – меньше, чем мотопехотное отделение (11 человек). Однако такие машины подходили для разведки, дозорной службы, охраны колонн грузовиков. В 1954 г. на базе БТР-40 началась разработка уже специализированной бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ-1), а в 1962 г. появилась БРДМ-2, которая была похожа на БТР-60, только у нее было две оси вместо четырех.
В 1954 г. на вооружение Советской армии был принят МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный). Поскольку в конечном итоге из машины получился не только буксировщик артиллерийских орудий и перевозчик грузов, но и платформа для различных видов вооружений и специальной техники, вместо слова «тягач» в названии стали использовать слово «транспортер». Только в СССР/РФ на базе МТЛБ было создано множество машин различного назначения – начиная от пожарных и кончая зенитно-ракетными комплексами. До настоящего времени этот бронированный транспортер стоит на вооружении почти двух десятков стран.
БМП или БТР? Противоречивые тенденции развития гусеничных боевых машин пехоты
БМП Warrior британской армии проходит смену вооружения, от 30-мм пушки RARDEN к 40-мм CTWS. Эта пушка не внедряется в корпус, что позволяет иметь большее огневое могущество без уменьшения объема, выделенного для десанта
Гусеничные бронированные машины изначально предназначались для того, чтобы пехота следовала за танками и поддерживала их после спешивания, но меняющиеся оперативные тенденции определяют дальнейшее развитие гусеничных бронированных машин.
Одним из самых широко распространенных типичных представителей транспортеров пехоты стал БТР M113 американского производства, который мог вместить до 11 пехотинцев и двух членов экипажа, но эти машины были защищены только от осколков артиллерийских снарядов, а вооружение было представлено одной внешней установкой 12,7-мм пулемета.
Совершенно другую машину представляла собой немецкая HS 30. Она была создана примерно в тоже время, что и M113, но предназначалась для более агрессивного применения совместно с танками, борьбы с машинами пехоты противника, а также для поддержки огнем пехоты, которую она перевозит. Для этого машина была вооружена 20-мм пушкой, установленной в одноместную башню, и была снабжена броней большей толщины, но из-за этого ее вместимость составляла всего пять человек десанта и три члена экипажа.
Позднее были спроектированы машины пехоты, которые превзошли по характеристикам HS 30, но, тем не менее, они с конструктивной точки зрения имели схожую с ней компоновку. В частности, более поздние боевые машины пехоты (БМП), например Marder от Rheinmetall Landsysteme, AMX 1 OP от Giat Industries и Pbv 302 от Hagglunds, традиционно вооружались 20-мм башенной пушкой.
Впрочем, впоследствии пушка калибра 20 мм потеряла свою привлекательность, ее огневое могущество уже не было достаточным для того, чтобы поражать хорошо бронированные машины противника и многие из них были заменены 25-мм пушкой KBA от Oerlikon или 25-мм пушкой M242 Bushmaster Chain Gun от ATK 25, стреляющими боеприпасами 25×137 мм стандарта НАТО.
25-мм пушка KBA устанавливалась на БМП AIFV (Armoured Infantry Fighting Vehicle) от компании FMC, которая первоначально изготавливалась в больших количествах для Нидерландов под обозначением YPR 765, а также для Бельгии. Позднее эти две страны продали машины в Чили, Египет и Иорданию, в то время как большое число подобных машин было произведено компанией FNSS для турецкой армии под обозначением ACV-300. Пушка 25-мм KBA также установлена на БМП Dardo от консорциума Iveco Fiat-Oto Melara, тогда как 25-мм Bushmaster установлена на БМП M2 Bradley (в настоящее время за нее отвечает BAE Systems) и сингапурскую Bionix от ST Engineering.
Таким образом, всё это содействовало тому, что 25-мм пушки получили самое широкое применение за исключением России и Китая.
Впрочем, развитие шло вперед и в настоящее 25-мм пушка все в большей степени заменяется 30-мм пушкой стреляющей боеприпасом 30×173 мм, который имеет примерно в два раза большую начальную энергию по сравнению с 25-мм снарядами и, следовательно, лучшую бронепробиваемость. В боеприпасы более крупного калибра также могут устанавливаться программируемые взрыватели с целью повышения эффективности осколочно-фугасных снарядов. Некоторые армии, не останавливаясь на 25-мм калибре, сразу перешли к 30-мм пушке. Кроме британской RARDEN, установленной на БМП Warrior от BAE Systems, и российской 30-мм пушки 2A42, установленной на БМП-2, все 30-мм пушки в настоящее время поделены между действующей отводом газов пушкой Mauser MK 30 и пушкой с внешним приводом (электрическим) ATK Bushmaster II.
Художественное представление российско-французской БМП Atom 8×8 с установленной дистанционно управляемой башней со скорострельной 57-мм пушкой (вверху). Atom 8×8 на выставке RAE 2013 в Нижнем Тагиле
MK 30 устанавливается в двухместные башни машин Pizarro и Ulan от General Dynamics European Land Systems, а также в необитаемые башни БМП Puma от Projekt Systems and Management (в настоящее время изготавливается для немецкой армии) и прототип машины Tulpar, изготовленный турецкой компанией Otokar. Bushmaster II устанавливается на машины шведской разработки CV9030, стоящие на вооружении норвежской, финской и швейцарской армий. Новый российский танк Armata (объект 148) также, по сообщениям, будет вооружен 30-мм пушкой 2A42.
Голландская и датская армии решили, что 30-мм пушка не будет достаточной могущественной для борьбы с вражескими машинами пехоты и выбрали новейший вариант БМП CV90 от BAE Systems Hagglunds, вооруженный 35-мм пушкой Bushmaster III от ATK, которая стреляет снарядом Oerlikon 35×228 мм, чья начальная энергия в два раза больше, чем у 30-мм боеприпаса.
Подобные выводы двумя десятилетиями ранее сделали японские силы самообороны, которые приняли для своей БМП Type 89 автоматическую 35-мм пушку Oerlikon KDE, использующую силу отдачи. И примерно в то же время для своих первых БМП CV90 шведская армия приняла еще более мощную пушку в виде широко распространенной, но глубоко модернизированной зенитной пушки 40 мм Bofors L70. С тех пор 40-мм пушка Bofors также была принята для корейской БМП K21 от Doosan и для прототипов машины пехоты Abhay, разрабатываемой в Индии.
40 мм CTWS
Хотя 40-мм пушка Bofors достаточно эффективна, но ее недостаток заключается в том, что она создавалась не для установки на бронированные машины, так что подобное вооружение занимает значительный внутренний объем в башне, а снаряды калибра 40×365 мм имеют достаточно большую длину 535 мм. Система телескопических 40-мм боеприпасов Cased Telescoped Weapon System (CTWS), разработанная британо-французским предприятием CTA International (совместно предприятие BAE Systems и Nexter), была разработана как раз с целью преодоления этих проблем.
Устанавливаемая внешним образом пушка CTWS стреляет снарядами, имеющими примерно равную начальную энергию со снарядами пушки Bofors, но они погружены внутрь метательного заряда и поэтому длина выстрела составляет всего 225 мм. 40-мм пушка CT также имеет нетрадиционную, вращающуюся камору и мало внедряется в башню, что вместе с небольшим размером выстрелов позволяет укладывать большее количество боеприпасов в машине.
CTWS может показаться новой идеей, но она никоим образом не является первой в своем роде, поскольку американская армия уже пыталась создать несколько различных пушек с телескопическими боеприпасами, включая 45-мм XM295 COMVAT и 75-мм XM274 Ares. Однако, после 41 года работ в докладе министерства обороны США в 1996 году был сделан вывод о том, что подобную пушку не стоит далее разрабатывать, ни одна из них не была принята на вооружение американской армии, поэтому эта концепция и остается до сих пор достаточно новой.
Тем не менее, 40-мм пушка CT была установлена на два прототипа машины несостоявшейся британо-американской программы по тактической разведывательной машине TRACER (Tactical Reconnaissance Armoured Combat Equipment Requirement) и с тех пор была принята британской армией для своей программы улучшения боевых качеств БМП Warrior WFLIP (Warrior Fightability Lethality Improvement Programme). Она также была принята для некоторых французских машин, но остается только гадать, обоснованы ли все усилия и ресурсы, потраченные на разработку 40-мм пушки CT и ее боеприпасов.
Кроме пушек 40 мм L70 Bofors и 40 мм ATK Bushmaster TV, которые стреляют этим же боеприпасом, 40-мм CTWS будет также соперничать с 35/50 мм Bushmaster III.
В своей 35-мм варианте Bushmaster III имеет меньшую начальную энергию, чем 40-мм пушка CT, но при замене ствола на 50 мм и при стрельбе снарядом 50×330 мм Supershot ее начальная энергия увеличивается приблизительно в два раза. Такие возможности по смене ствола были продемонстрированы пушкой Rheinmetall 35/50 мм Rh 503, которая должна была быть установлена на опять же закрытый проект БМП Marder 2, но подобное увеличение калибра невозможно в случае с 40-мм пушкой CT, как и увеличение длины снарядов по сравнению с нынешним боеприпасом.
Пушка еще более крупного калибра 60 мм L70 Oto Melara только лишь в экспериментальных целях устанавливалась на итальянские БМП Dardo и польские BWP 2000. Более значимым проектом является разработка России, которая установила автоматическую 57-мм пушку в необитаемую башню недавно представленной бронированной машины Atom 8×8 совместной российско-французской разработки.
Это поступательное увеличение калибра пушек улучшило возможности машин пехоты по уничтожению других машины подобного типа. Это позволило также повысить возможности поддержки пехоты, но в то же время уменьшило доступное внутреннее пространство для десанта. Таким образом, хотя FV432 – британский аналог американской M113 – может по-прежнему перевозить 10 десантников в своей нынешнем варианте Mk III Bulldog, американская M2 Bradley и немецкая Puma могут вместить всего шесть человек.
25-мм пушка ATK, установленная на БМП Bradley американской армии, представляет собой самую популярную модернизацию, которая повышает летальность по сравнению с 20-мм пушками
В конечном счете, потребность в огневой поддержке привела к использованию 105-мм или 120-мм пушек, которые могут устанавливаться на машины пехоты, но при этом не оставляют пространства для десанта. К примерам можно отнести шведскую CV90120, где 120-мм пушка установлена на шасси CV90 и российскую артиллерийскую установку 2С25 Спрут, где 125-мм танковая пушка установлена на шасси БМП-3.
Российская БМП-3 представляет собой необычную попытку совместить несколько разных требований в одной машине. Это привело к возрождению концепции 30-х годов, которая предусматривает установку в башню танка пушки с высокой скорострельностью вместе с пушкой более крупного калибра, имеющей низкую скорострельность. Ее духовным предком была немецкая Neubaufahrzeug, предшественник танка Panzer IV времен Второй мировой войны.
Китайская армия скопировала российский комплекс Бахча с двумя пушками для своей БМП Type 97 (или ZBD 97), у которой шасси имеет более практичную компоновку с двигателем, расположенным впереди, и десантным отделением на семь человек в кормовой части.
Другие попытки повысить летальность без значительно уменьшения внутреннего объема привели, конечно, к разработке машин, вооруженных ПТУРами. Начало было положено в 60-х годах российской БМП-1, у которой ракета 9M14 устанавливалась в трубной пусковой установке на стволе 73-мм пушки.
Машины подобные CV90 Armadillo возможно демонстрируют возвращение к традиционным основам перевозки личного состава, когда корпус имеет максимальное бронирование и минимальное штатное огневое могущество, а развитие атаки полагается только на пехоту
Другим направлением является установка пусковых установок ПТУР по бокам башни. Сюда можно отнести американские БМП M2 Bradley, некоторые итальянские БМП Dardo, кувейтские Desert Warrior и немецкие Type 89. Установка на эти машины установок ПУТР расширило их возможности по борьбе с танками, но с другой стороны определило их место на переднем огневом рубеже, что является весьма спорным, поскольку десант, который в них размещается, подвергается опасности воздействия вражеского огня, в то время как не имеет возможности вести ответный огонь.
Таким образом, выдвигается все больше аргументов в пользу того, чтобы не перевозить пехоту в машинах, вооруженных крупнокалиберным вооружением и управляемыми ракетами, а размещать ее отдельно в машинах, которые хорошо бронированы, но имеют только легкое вооружение для целей самообороны.
Защита
С другой стороны, броневая защита также соразмерно улучшилась. Некоторые системы защиты способны противостоять 30-мм бронебойным снарядам, по крайней мере, по лобовой дуге. В последние годы машины получили улучшенную защиту от фугасных и направленных мин, самодельных и нет, а также от такого кумулятивного вооружения, как например РПГ-7.
Неизбежным следствием улучшения броневой защиты и частично установки более тяжелого вооружения стало значительное увеличение массы машин пехоты.
Производимые в настоящее время машины, например немецкая БМП Puma, весят аж 43 тонны, хотя ее масса может быть снижена до 31 тонны за счет снятия части брони.
Британская, американская и немецкая армии рассматривали в разное время возможность разработки машин пехоты с более тяжелой броней как у танков. Израильская же армия стала первой армией, начавшей производство машины подобного типа Achzarit массой 44 тонны, которая базируется на глубоко модернизированном шасси захваченных советских танков Т-55 и вооружена только пулеметами.
Но израильтяне на этом не остановились, для ее артиллерийско-технической службы была разработана 62-тонная БМП Namer, базирующаяся на шасси танка Merkava; 170 таких машин изготавливаются компанией General Dynamics Land Systems. Кроме экипажа из трех человек в Namer может разместиться восемь десантников, но пространства внутри достаточно для размещения при необходимости еще четырех человек.
Namer имеет очень хорошую защиту в виде пассивной и активной брони и, кроме того, на машине установлен комплекс активной защиты Iron Fist от компании IMI.
Впрочем, ее большая масса является серьезным недостатком, поскольку ограничивает стратегическую мобильность и может даже негативно повлиять на тактическую мобильность, особенно в городских условиях.
Как следствие, менее экстремальный подход при разработке машин пехоты с хорошей защитой был продемонстрирован на шведской машине CV90 Armadillo, которая при массе 35 тонн обеспечивает превосходную защиту для размещенных внутри восьми десантников и трех членов экипажа.
Как и Namer, БМП Armadillo не имеет башни и вооружена только дистанционно управляемым 12,7-мм пулеметом, но кроме своей брони на нее установлен комплекс активной защиты Saab LEDS 150 с двумя многоствольными пусковыми установками.