для чего нужен дециметр

Дециметр

Дециметр (от деци… и метр) — единица измерения расстояния равная 1/10 доле метра. Обозначения: русское «дм», международное «dm».

1 дм = 0,1 м = 10 см = 100 мм.

Литр и кубический дециметр

Единица измерения объёма литр с 1964 года решением 12-й Генеральной конференции по мерам и весам приравнена к 1 кубическому дециметру (дм 3 ).

До этого, литр решением 3-й Генеральной конференции по мерам и весам (1901) определялся как объём 1 кг чистой воды при нормальном атмосферном давлении (760 мм рт. ст.) и температуре наибольшей плотности воды (4 °C). Таким образом, с 1901 по 1964 годы 1 дм 3 вмещал лишь 0,999972 литра.

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Дециметр» в других словарях:

дециметр — дециметр … Орфографический словарь-справочник

ДЕЦИМЕТР — См. ДЕСИМЕТР. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕЦИМЕТР Тоже, что Десиметр. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка

дециметр — а,м. décimètre m. Французская мера длины, составляющая десятую часть метра. Ян. 1803 1 694. Единица длины, равная одной десятой метра. БАС 2. Десиметр. 1831. Петрушевский 321. Декаметр. Гектометр. Дециметр. Центиметр. Хилометр. Мириаметр. Ар.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДЕЦИМЕТР — десятая часть метра, обозначается дм … Большой Энциклопедический словарь

ДЕЦИМЕТР — ДЕЦИМЕТР, а, муж. Единица измерения, равная одной десятой части метра. | прил. дециметровый, ая, ое. Дециметровые радиоволны. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

дециметр — дециметр, род. мн. дециметров. Произносится [дэциметр] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

дециметр — [дэ], а; м. 1. Длина чего л., равная одной десятой доле метра. Измерить что л. в дециметрах. 2. Разг. Площадь чего л., равная одной сотой доли квадратного метра. Купить десять дециметров кожи. * * * дециметр десятая часть метра, обозначается дм.… … Энциклопедический словарь

дециметр — decimetras statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Dalinis SI ilgio matavimo vienetas. Žymimas dm: 1 dm = 0,1 m. atitikmenys: angl. decimeter vok. Dezimeter, n rus. дециметр, m pranc. décimètre, m … Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas

Дециметр — м. Единица длины, равная одной десятой доле метра. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Знакомство первоклассников с мерой длины — дециметр

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня у нас с вами необычный урок математики. Во-первых, у нас гости, а когда приходят гости нужно обязательно поздороваться и пожелать всем и нам хорошего настроения.

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.

Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Учебник научит нас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу.

— Во-вторых, урок необычный. Сегодня мы будем с вами играть в игру «Крестики-нолики».

— Сегодня мы с вами будем решать задачи и уравнения, решать примеры с круглыми числами и познакомимся с новой единицей измерения длины.

— А вот зачем она нам необходима, мы узнаем на уроке.

— Итак, кто же начнёт игру. Прошу подойти командиров каждой команды и угадать в какой руке у меня ключик. Начинаем игру. Самое главное помогайте друг другу. Начинает команда «Нолики».

II. Решение задач на повторение.

1) «Как хорошо уметь считать».

а) Работа в тетради.

— Число, классная работа.

— А сейчас проведём минутку чистописания. О каком числе пойдёт речь, послушайте?

Ничего нет проще
Число десять написать –
Нужно только к единице
Справа ноль пририсовать.

— Запишите строчку и подчеркните лучшие числа.

б) Математический диктант (2 человека от каждой команды у доски).

— Первое слагаемое 30, второе 50. Чему равна сумма?

— Уменьшаемое 90, вычитаемое 30. Найдите сумму.

— Сумма двух чисел равна 70, одно слагаемое 50. Чему равно другое?

— Я задумала число, к нему прибавила 30 и получила 60. Какое число я задумала?

— Я задумала число, вычла из него 60 и получила 30. Какое число я задумала?

— 80, 60, 20, 30, 90 – как можно назвать эти числа? Почему?

— Какое число самое большое? Какое число самое маленькое?

в) Работа с числами.

— Прочитайте числа: 8521, 423, 80, 14, 8.

— В каком порядке расположены числа?

— Какое число лишнее? Обоснуйте свой ответ.

— Назовите четырёхзначное, трёхзначное, двузначное, однозначное?

— Назовите круглые числа.

г) «Кто быстрее всё решит».

— На доске записаны примеры. Вы ребята выбегаете к доске решаете пример и садитесь на место, выбегает следующий и т.д. Посмотрим, чья команда решит быстро и правильно.

— Теперь выбирает следующее задание команда «Крестики».

— Задание называется «Запомни всё!». Я вам сейчас покажу геометрические фигуры и геометрические тела. (Приложение 2)

— А кто мне скажет, чем отличаются геометрические тела от геометрических фигур?

— Вы должны запомнить как можно больше фигур, а потом их нарисовать и правильно назвать. Кто нарисует фигур больше, тот и победит.

— Кто же больше запомнил фигур? Команда «Крестики» или команда «Нолики».

— Выбираем следующее задание.

III. «Открытие»детьми новых знаний.

— С какой величиной мы сейчас будем работать? (Масса – m.)

— В каких единицах измеряется масса?

— Какова масса арбуза?

— Чья масса больше? На сколько больше?

— С какой величиной мы сейчас будем работать? (Объём – v.)

— В каких единицах измеряется объём?

— Сколько литров воды в ведре?

— Сколько литров в 3 банках?

— Чей объём больше? На сколько больше?

— С какой величиной мы сейчас будем работать? (Длина – L.)

— В каких единицах измеряется длина?

— Покажите мне эту мерочку. (На столе лежит см.)

— Измерьте длину карандаша. Как вы это будете делать?

— Сколько см длина карандаша?

— Измерьте ширину тетради. Сколько см ширина тетради?

— А теперь попробуем измерить длину шарфика нашей мерочкой. (Длина шарфика 50 см.)

— Почему у вас такие разные ответы?

— Почему не получается?

— Я предлагаю поработать в группе и всем вместе обсудить этот вопрос.

— Не забудьте, как мы работаем в группе, выслушиваем каждое мнение, обсуждаем и делаем выводы, выбираем человека, который будет объяснять у доски.

— Что вас удивило в этом задании? Что интересного?

— Вы не можете измерить нашей мерочкой длину шарфика? А почему?

— В чём трудность измерения? (Очень маленькая мерочка – неудобная.)

— Какой меркой здесь удобнее воспользоваться? (Большего размера.)

— Как, вы, считаете, сколько сантиметров должно содержаться в укрупнённой мерочке измерения? (10 см.)

— А почему? (Для удобства.)

— Оказывается, ребята, такая единица измерения уже существует.

— Может быть кто-то уже знает как она называется? (Дециметр – дм.)

(На столе лежит новая мерочка дециметр.)

— Попробуйте измерить шарфик новой мерочкой.

— Сколько таких мерочек уложилось в шарфике? (5)

— Какова длина шарфика? (5 дм)

для чего нужен дециметр. Смотреть фото для чего нужен дециметр. Смотреть картинку для чего нужен дециметр. Картинка про для чего нужен дециметр. Фото для чего нужен дециметр

— С какой новой укрупнённой мерой длины мы познакомились?

— А зачем она нам необходима? Может быть, мы бы обошлись без неё? (Для удобства измерения.)

— Какова длина шарфика в дм? А в см?

5 дм = 10 см +10 см + 10 см + 10 см + 10 см = 50 см

— А можно ли сравнить длину карандаша и длину шарфика?

— Да, вы правы, складывать, вычитать и сравнивать величины можно только тогда, когда они выражены одинаковыми единицами измерения.

IV. Первичное закрепление.

— Ребята, а сейчас я проверю, как вы поняли новый материал.

— Я показываю задание сначала одной команде, а потом второй. Будьте внимательны!

— Почему возникли трудности в последнем задании? В каких примерах? (Когда сравнивали разные единицы длины.)

— Что необходимо было сделать? (Перевести в одинаковые единицы измерения.)

— Кто победил в этом задании? Выбираем следующее.

V. Обучающая самостоятельная работа.

4) «Проверь себя!» (работа в тетрадях).

— Ребята, на доске записаны примеры и уравнения. Вы выбираете для себя любые задания и решаете их в тетради. Задание № 5, 9. (Приложение 5)

«Я могу. У меня получится».

— А теперь проверим. Сверяем ответы с доской.

— Какая команда справилась лучше в этом задании?

— Выбираем следующее задание.

VI. Физкультурная минутка.

— Ребята, будьте внимательны, я буду читать задачи, а вы должны внимательно послушать, посоветоваться со своей командой и ответить на вопрос задачи.

а) От нитки отрезали кусок в 3 дм. Остался кусок в 4 дм. Какова была длина нитки?

4 + 3 = 7 (дм) – длина нитки.

б) У Насти лента длиной в 7 дм, а у Ксюши длиной в 9 дм. У кого лента длиннее и на сколько?

9 – 7 = 2 (дм) – у Ксюши лента длиннее.

в) На урок труда Оля принесла 9 дм тесьмы, а Катя 90 см. Кто принёс больше тесьмы Оля или Катя? Почему?

9 дм = 90 см – одинаково.

— Откройте учебник на странице 52 задача № 6. (Приложение 1, задание № 6.)

— Задачу будем решать в тетради.

— Прочитайте задачу (схема нарисована на доске):

для чего нужен дециметр. Смотреть фото для чего нужен дециметр. Смотреть картинку для чего нужен дециметр. Картинка про для чего нужен дециметр. Фото для чего нужен дециметр

— Что известно в задаче?

— Что необходимо узнать? (Сколько тесьмы у неё осталось?)

— А что такое тесьма? (Прочитайте в словаре.)

— А можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)

— Почему? (Нам необходимо сначала узнать, сколько тесьмы у неё было?)

— Как ответить на этот вопрос? (Найти целое.)

— Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? (Нет.)

— Почему? (В задаче говорится о разных мерках длины.)

— Да, ребята, а мы знаем, что сравнивать, складывать, вычитать величины можно только тогда, когда они выражены одинаковыми мерками длины.

— Переведём 30 см в дм.

— Как узнать, сколько дм тесьмы у неё осталось? (От целого отнять часть.)

— Запишите краткую запись и решение в тетрадь.

— А можно записать решение задачи математическим действием?

— В городе Севре (Франция) есть Международное бюро мер и весов. Там в специальном помещении на специальных подставках лежит стержень сделанный из весьма твёрдого сплава платины и иридия. На нём имеются две отметки. Расстояние между ними по международному соглашению принято считать основной единицей измерения длин и называть метром (м) (показать метровую линейку).

— Это более укрупнённая мерка длины, с которой мы познакомимся в будущем (задание опережающего характера – возможность вызвать познавательный интерес).

— Загадываю загадки для каждой команды, если не сможет отгадать загадку одна команда, ход переходит к другой.

— Молодцы, отгадали все загадки. В этом задании никто не победил.

в) 80л, 25л, 17л, 9л, 8 дм.

— C какой новой мерочкой длины мы познакомились?

— Сколько сантиметров в 1 дм?

— А сколько сантиметров в 8 дм?

— Для чего необходима новая мерка длины?

— В чёрном ящике лежит мерка, которой измеряют величину.

— Каждая команда задаёт мне вопросы. А я говорю: «да» или «нет».

для чего нужен дециметр. Смотреть фото для чего нужен дециметр. Смотреть картинку для чего нужен дециметр. Картинка про для чего нужен дециметр. Фото для чего нужен дециметр

— Правильно, это новая мерочка длины.

VII. Итог урока.

— С какой новой мерой длины мы познакомились?

Источник

Сценарий занятия по теме «Дециметр-единица измерения длины»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Работу выполнил: студент НГПУ, ИД (ОЗО), 33 группы –Шпакович Анастасия

Возраст учащихся: 1 класс, 1-ый год обучения, 6-7 лет

Тема урока : «Дециметр-единица измерения длины»

Школа (семейная): инклюзивное обучение детей с нарушением речи и с нормой речевого развития

Наполняемость класса: 6 человек

Характеристика речевого развития учащихся и индивидуальных особенностей:

Анамнез – функциональная сенсорная дислалия. ( дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата).

Особенности – замена звука [р] звуком [л] (логопедом ведется работа над автоматизацией правильного звука); данные нарушения никак не влияют на овладение общеобразовательной программой.

Подход –при обучении следует уточнять правильное произнесение звука [р] путем использования данного звука в речевой деятельности ребенка как можно чаще.

Анамнез – норма развития.

Особенности – ребенок замкнутый, повышенный уровень тревожности, отказ от выполнения любых соревновательных упражнений и заданий в игровой форме.

Подход – целенаправленное создание «ситуаций успеха» – предоставление ребенку индивидуальных задания, которые ему по силам, акцент на успешности результата.

Анамнез – функциональная сенсорная дислалия. Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков.

Работа над данными речевым нарушением находится на этапе автоматизации звуков. Ведется дополнительная работа по коррекции дисграфии.

Подход – при обучении следует уточнять правильное произнесение свистящих и шипящих звуков [с, ш, ж] путем использования данного звука в речевой деятельности ребенка как можно чаще. При написании слов и цифр делать акцент на их зрительный образ.

Анамнез – норма развития.

Особенности – «неумение проигрывать»

Подход – отсутствие конкурсных заданий, при быстром овладении материалом можно предложить выполнить дополнительное задание.

Анамнез –норма развития

Особенности –замедленный темп работы

Подход – давать меньший объём заданий или отводить больший промежуток времени на их выполнение.

Анамнез – открытая органическая ринолалия, ребенка после операции (нарушение тембра голоса и звукопроизношения, вследствие анатомо-физиологического дефекта артикуляционного аппарата).

Особенности – ребенок застенчив, скован и малоразговорчив; нарушение тембра голоса – назальный оттенок; нарушение не препятствует овладению общеобразовательной программы.

Подход – чаще привлекать ученика в ходе урока, создавать ситуацию коммуникации.

Анамнез – родовая травма.

Особенности – нарушения неврологического характера: дрожание кистей рук и век. Трудности при письме.

Подход – предлагать малое количество письменных заданий с использованием пальчиковой гимнастики и расслабляющих упражнений для кистей рук.

Педагогические цели: научить применять на практике единицу измерения длины «дециметр», сравнивать её с ранее известной-сантиметром.

Учебная цель учащегося: ответить на вопрос «зачем мне нужен дециметр? ».

Коррекционная цель: правильное звукопроизношение учащихся, накопление словаря математической лексикой.

Планируемые результаты и способы их диагностики:

Предметные результаты: учащиеся знают математический термин «дециметр», его обозначение на письме, соотносят дециметр с сантиметром, чертят отрезки, используя новую единицу длины.

Способ диагностики: каждому учащемуся предлагается измерить предмет в классном кабинете и записать результаты измерения с использованием единицы измерения длины-дециметра.

Планируемый результат достигнут полностью, если каждый ученик:

а) понимает, что «дециметр» более крупная единица длины, чем сантиметр. В 1 дм содержится 10 см.

б) может начертить отрезок, равный 10 см и подписать его 1 дм.

в) измеряя предметы, ведет счет не сантиметрами, а дециметрами.

Метапредметные результаты: учащиеся используют начальные математические знания счета для измерения окружающих предметов.

Способ диагностики: учащиеся, отвечают на вопрос «Нужен ли тебе дециметр в жизни, если да, то где, приведи примеры».

Планируемый результат достигнут полностью, если, каждый учащийся приводит такие примеры. Уровень (степень) достижения планируемых результатов определяется по разнообразию приведенных учащимся примеров

Личностные результаты: у учащихся сформирован учебно-познавательный интерес к измерениям.

Способ диагностики: спросить у учащихся

а) интересно ли проводить измерения, если интересно, то что?

б) хочешь ли рассказать о своем открытие, сделанном на уроке? Что именно?

в) что бы ты хотел еще узнать? Чему научиться?

Планируемые результаты достигнуты, если каждый учащийся ответит на эти вопросы, если и после урока дети будут измерять предметы и обозначать длину в дециметрах, если родители затем поделятся, что их ребенок рассказывал о новой единице длины-дециметр, если дети после урока делились с учителем своими соображениями по поводу измерений, подходили и рассказывали о том, когда и что они измеряли тот или иной предмет.

Владик П. – правильно произносит звуки [р], [р`],.

Егор Я. – принимает участие в выполнении всех заданий; поддерживает коммуникацию со сверстниками, пополнил словарный запас словами: дециметр, измеряю, единица длины.

Вероника Л.– поддерживает коммуникацию со сверстниками, принимает участие в выполнении всех заданий.

Станислава В. –пополнил словарный запас словами: дециметр, измеряю, единица длины.

Иван Ш.– правильно произносит свистящие звуки и шипящие: ([с], [с`], [ш], [ж]).

Способы диагностики: при привлечении каждого из названных учащихся во время урока к речевой деятельности учитель помогал каждому преодолеть или компенсировать нарушенную функцию речи (это обеспечивало получению опыта правильного произнесения, расширению лексики), каждый учащийся на уроке осуществлял речевую и коммуникативную деятельность и получил помощь от учителя адекватную нарушению речи.

Языковой материал урока:

Основная лексика : сантиметр, дециметр, отрезок, линейка, измерить.

Используемые на уроке грамматические формы и правила : чтобы измерить длину отрезка (или предмета), нужно, чтобы начало линейки с делением ноль совпало с началом отрезка или краем измеряемого предмета, в одном дециметре содержится 10 сантиметров, дециметр больше сантиметра.

Данная работа ведется в трех основных направлениях – отработка звукопроизношения учеников (свистящих и шипящих звуков: [с], [с`], [ш], [ж], сонорных звуков [р], обогащение словарного запаса детей математической лексикой и развитие коммуникативных умений учащихся.

Коррекционная работа на уточнение звукопроизношения: формирование правильного звукопроизношения на фоне правильной артикуляции звука в процессе повторного проговаривания.

Коррекционная работа на обогащение словарного запаса: уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов по теме «Единицы измерения длины», дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи по данной теме урока (измерять, длиннее, короче и так далее).

Коррекционная работа на развитие коммуникативных умений: работа по взаимодействию учеников между собой и с учителем.

Ранее приобретённые знания и умения : Дети владеют навыком счета в пределах ста. Умеют считать десятками в пределах сотни. Знакомы с единицей измерения длины- «сантиметр», чертят отрезки указанной длины.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Ученики отвечают на приветствие учителем вставанием.

Учитель: Ребята, к нам утром заходил плотник и попросил узнать, длину столешниц ваших столов, для того, чтобы сделать парту новому ученику. Давайте ему поможем.

Игорь: давайте, только как мы ее узнаем?

Вероника: её нужно измерить

Артем : у меня есть линейка, я ей буду мерить.

Учитель: А какой единицей измерения ты будешь пользоваться?

Артём: сантиметром, конечно.

Учитель: Ваня, давай произнесем слово сантиметр. Помни, что при произнесении звука [с] кончик языка упирается в нижние передние зубы.

Учитель : давайте попробуем измерить длину столешницы.

Егор: Артём, ты не правильно измеряешь, надо от начала мерить.

Учитель: правильно говорит Егор, необходимы приложить и проверить, чтобы начало линейки с обозначением 0 совпало с краем стола). Проверьте, как у вас лежит линейка.

Стася : что-то у меня много получилось. Я даже не знаю сколько. (отходит в сторону)

Егор: (показывая) у меня получилось здесь 45 см.

Вероника: у меня тоже 45 см.

Учитель : Ребята, посмотрите, что пытается сделать Вероника. (она измеряет расстояние ладошками, перекладывая их попеременно)

Вероника: я все быстро сделала, у меня получилось 9 ладошек.

Учитель: Вероника, а почему ты измеряла длину стола ладошками?

Вероника: так это проще, сантиметром очень долго мерить, а я все сделала быстро.

Учитель: Ты абсолютно права! Многие предметы тяжело измерять в сантиметрах. Поэтому люди придумали новую, более крупную единицу измерения. А как же ее назвали, может быть кто-то уже знает?

Игорь: может ладонь и измерять, тогда будем ладонями?

Учитель: Спасибо, Игорь, за вопрос. Сравните ваши ладони.

Егор : что их сравнивать, и так видно, они разные. Ими измерять нельзя! Неправильно получиться!

Учитель: Егор полностью прав. Должна быть общая крупная единица измерения. Чтобы узнать ее название,

Давайте обратимся за помощью к единицам счета. Какая укрупненная единица счета вам известна?

Учитель: Почему она так называется? (1 десяток содержит 10 единиц) А как вы думаете, сколько же сантиметров может войти в новую единицу измерения длины?

Учитель : у меня в руках полоска, узнайте ее длину.

(дети в кругу, учитель дает полоску. Дети ее измеряют)

Учитель: Это и есть 1 дециметр. Сантиметр вы уже знаете как обозначается: см, а вот дц обозначается буквами дц. (буква д состоит из овала и петли внизу). Запишите новое слово: дециметр в тетради отступив 3 клетки вниз посередине строки.

(дети записали) Учитель проверил написание букв у Вани )

Давайте вместе проговорим: дециметр.( Следим за тем, что при произношении звука [р] язык вверх за нижние зубки.)

Запись на доске: 10 см=1 дм или 1 дм=10см

Учитель: покажите на линейке, где будет 1 дм?

Учитель : Стася, почему ты показываешь 10 см?

Стася: потому что в 1 дм- 10 см!

Учитель: Молодец! А теперь покажите 1 дм 5 см.

Учитель : все молодцы! У всех получилось! А теперь 2 дм.

Учитель: Здорово. Все справились с заданием.

Вероника : а что можно измерить в дециметрах?

Шарфик, шапка и пальто,

Карандаш, пенал, стекло.

Как длину всего узнать,

Ребята, давайте вместе проговорим стихотворение. Обратите внимание, когда произносим звук [ж ] и [р] (объяснение по профилю)

для чего нужен дециметр. Смотреть фото для чего нужен дециметр. Смотреть картинку для чего нужен дециметр. Картинка про для чего нужен дециметр. Фото для чего нужен дециметр
для чего нужен дециметр. Смотреть фото для чего нужен дециметр. Смотреть картинку для чего нужен дециметр. Картинка про для чего нужен дециметр. Фото для чего нужен дециметр

Учитель : Ребята, на партах у вас лежат ленты (красного и синего цветов). Интересно, какой они длины?

Артем: давайте измерять.

Ваня: красная лента равна 1 дециметру.

Вероника : да, у меня тоже красная лента 1 дециметр

Стася : помогите, пожалуйста, мне.

Владик и Стася: у нас получилось!

Учитель: а давайте запишем результаты измерения в тетради, а то забудем.

Стася : А мы, что будем ленту рисовать?

Ваня : а можно же отрезок вместо ленты нарисовать, правда, А.С?

Учитель: да, можно начертить отрезок, равный длине ленты и подписать его.

Стася : а я хочу, нарисовать ленту, но ее же тоже можно подписать.

Учитель: да, можно нарисовать ленту или отрезок.

Игорь: подписываем 1 дециметр или 10 сантиметров?

Егор: там можно и так и так, ведь в 1 дециметре- 10 сантиметров.

Вероника : а можно я к доске, покажу, как записать?

Чертим 1 дм отрезок и подписываем 1дм= 10 см.

Ваня: а я уже и синюю измерил, и записал, будет 1 дм и 2 см.

Учитель: помоги, пожалуйста, Стасе.

Есть те ребята, которые не справились с заданием? (нет)

Учитель : ребята, а давайте посмотрим вокруг, что мы можем измерить в дециметрах?

Ваня: можем измерить доску (доска маленькая)

Стася: можем полочку

Артем : а я могу свой портфель.

Учитель : а что может измерить Владик? Посмотри внимательно вокруг.

Владик: наверное, можно картину.

Учитель : Хорошо, давай попробуем. Давайте измерим названные вами предметы и запишем результаты измерения в тетрадь.

Ваня: Здорово! Давайте!

Вероника: а вы засеките время. Интересно сколько я предметов успею измерить и записать.

Учитель: интересное предложение внесла Вероника. Давайте я засеку 5 мин.

Артем: и мы все будем участвовать! Измерять!

Учитель : а как будем записывать результаты измерения, Владик?

Владик: можно нарисовать предмет и подписать в дц.

Егор: ты что? Это долго! Запишем словами! Или одной буквой: шкаф-ш.

Артём: А.С. давайте сделаем так, как предложил Егор? (У Артёма повышенная утомляемость руки)

Учитель : все согласны?

Вероника : а я буду писать полностью слова.

Учитель : Хорошо. Поступим как вы решили: засекаем время и измеряем предметы, записывая результаты измерения в тетрадь, обозначая названия предметов одной буквой или целыми словами.

Стася: у меня получилось 1 дц и еще осталось. Мне так и оставлять их в сантиметрах?

Учитель : да, у тебя получилось что длина полки равна 1 дм и сколько сантиметров осталось?

Учитель: значит, длина полки равна 1 дм и 6 см.

Артём : у меня получилось 4 дм и 3 см. Пишу п- 4 дм 3 см. Правильно?

(дети измеряют, учитель помогает, чтобы)

Учитель : время истекло, заканчиваем работу. Кто успел измерить больше пяти предметов?

Вероника: у меня 5 предметов!

Егор : у меня 6 предметов.

Ваня: у меня 4 предмета я скажу:

Карандаш- 1 дм 5 см

вон та колонна- 6 дм 1 см

Егор: а у меня та колонна получилась ровно 6 дм!

Игорь : Да (идет измерять, а все смотрят). Получилось 6 дм.

Учитель : какой предмет еще успел измерить Ваня: книга- 2 дм 1см.

Вероника : а у меня 5 предметов:

Стул – 4 дм 2 см ( уточнение артикуляции звука)

Стася: у меня 3 предмета:

Егор : А у Владика сколько?

Владик: у меня 4 предмета получилось ( называет)

Учитель : кого мы ещё не спросили?

Игорь: у меня 3 предмета (называет, ребята проверяют)

Артём : у меня 4 предмета

Учитель: Молодцы, ребята! Все смогли измерить предметы и записать результаты измерения в дециметрах!

Теперь вы точно сможете ответить на вопрос : зачем нужен дециметр?

Егор: чтобы было проще измерять, не сантиметром, а сразу по 10-дециметром.

Игорь : да, Егор правильно сказал.

Учитель : на этом наше занятие заканчивается, но мы не прощаемся с новой единицей длины- дециметром. Ведь находясь дома или в школе на перемене вы можете что-нибудь измерять при помощи дециметра .

Стася: точно, я дома измерю все свои бусы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *