для чего нужен градиент
Градиенты: большой обзор
Рассказываем, какие бывают градиенты, как их создавать и как готовить к печати.
Оля Ежак для Skillbox Media
Градиенты используются в графическом, интерфейсном и информационном дизайне. Однако они не так просты, как хотелось бы: сложности могут возникнуть уже на этапе создания самого простого градиента и не закончиться даже при выводе на печать. Отдельная боль — столь модные сегодня mesh-градиенты. В этой статье мы расскажем всё, что вы должны знать о градиентах и работе с ними.
Из статьи вы узнаете:
Ведущий интерфейсный дизайнер в K&K TEAM, увлечён дизайном, технологиями и людьми. В свободное время ведёт Telegram-канал «Karoza Ҩ».
Цветовые градиенты
В графическом дизайне и искусстве градиенты используют для мягкого сочетания нескольких цветов или же в создании выразительных абстракций для рекламы или упаковки. Например, художник Филипе Пантоне использует экспрессивные градиенты в большинстве своих произведений. А приложение Instagram для своего логотипа выбрало сложный четырёхцветный градиент.
В интерфейсном дизайне у градиентов тоже множество применений: от чисто технических, когда нужно локально затемнить фон под текстом для лучшей читаемости, до декоративных — они делают дизайн более живым, помогают расставить акценты, привлечь внимание к наиболее важным блокам в интерфейсе.
Один из интересных приёмов использования градиентов можно увидеть на схеме санкт-петербургского метро, предложенной Ильёй Бирманом. Линии, которые соединяют переходы с одной станции на другую, на карте соединяются плавным переходом цвета при помощи градиента.
Создание градиентов
Технически создание простого градиента не составляет труда, достаточно выбрать цвета для перехода, направление и тип градиента: Linear (линейный), Radial (круговой, радиальный), Angular (угловой, конусный), Diamond (ромбовидный, алмазный).
В Figma для создания градиента нужно выделить фигуру, затем в свойстве Fill выбрать тип градиента.
Для настройки цветов выделите точку градиента и укажите её цвет и непрозрачность.
Чтобы задать направление градиента, надо выделить точку на конце отрезка градиента и передвинуть её. Если в этот момент удерживать клавишу Shift, направление градиента будет кратно 45°.
Если надо добавить ещё один цвет в градиент, то надо кликнуть по линии между двумя цветами в нужном месте. Для удаления цвета кликните по точке и нажмите Delete на клавиатуре.
Точки градиента можно передвигать до достижения нужного результата.
С помощью этих простых манипуляций получаются сложные и красивые градиенты из множества цветов с плавными переходами. Однако создать гармоничный градиент с первого раза может быть сложновато, поэтому иногда проще выбрать из готовых.
Выбор градиентов
В Figma для работы с градиентами используют плагины Webgradients и uiGradients.
Первым делом нужно установить плагины в Figma Community, для этого на странице плагина нажмите на кнопку Install в правом верхнем углу.
После установки вернитесь в свой проект, выделите любую фигуру, а затем запустите плагин.
Выбрать его можно через поиск, для этого нажмите клавиши Ctrl (⌘) и «/» одновременно, начните вводить название плагина и выберите нужный, кликнув по его названию. Либо можно нажать правую кнопку мыши на объекте, выбрать в открывшемся меню Plugins и кликнуть по названию плагина в появившемся списке. Первый вариант удобнее, если плагинов установлено много.
После запуска плагина достаточно выбрать подходящий градиент, который автоматически применится к фигуре.
В других редакторах градиенты часто добавляют в стандартные шаблоны, но можно воспользоваться веб-сервисом WebGradients, при помощи которого можно получить HEX-значения цветов градиента, CSS-код с параметрами или готовый к использованию файл PNG в размере 2400×2000 px.
Смягчение градиентов
При построении градиентов иногда возникает проблема слишком резких и заметных переходов, а ведь вся суть градиента в плавности. Такие градиенты надо смягчать, по-английски это называется Easing Gradients.
Особенно хорошо это заметно на градиентах от чёрного к прозрачному, которые добавляют поверх изображения для улучшения читаемости надписи.
Решить проблему жёстких переходов можно, добавив промежуточные точки в градиент, а также сместив точки градиента в более подходящее место.
Однако этот метод очень неудобный и долгий. К счастью, в Figma есть плагин Easing Gradients, который позволяет смягчать градиенты автоматически. После его установки нужно выделить фигуру и запустить плагин. В появившемся окне выберите Curve и Easy In Out, после чего нажмите Apply. Если вариант Easy In Out не устраивает, то в окне плагина можно менять настройки.
Если же необходимо смягчить градиент быстро, то существует второй плагин с похожим названием Easing Gradient, только без s на конце. После установки выделите фигуру и запустите плагин. Поскольку он не открывает окно, то получается быстрее, однако этот быстрый метод работает на градиентах только с двумя цветами.
Также для смягчения градиентов с дальнейшим экспортом в CSS используют веб-ресурс Easing Gradients, где в простом редакторе можно смягчить двухцветный градиент.
Грязные градиенты → чистые градиенты
При построении градиента между некоторыми насыщенными цветами возникает область сероватого оттенка посередине. Связано это с внутренним устройством RGB-пространства. Выглядит такой градиент грязно.
Убрать ненасыщенную область сероватого оттенка можно несколькими методами.
Промежуточная точка
Во-первых, проблему можно решить вручную, добавив в градиент промежуточный цвет. Для этого нужно поставить точку посреди градиента, а затем повысить её насыщенность.
Увеличивать насыщенность можно на глаз, передвигая кружок на цветовом поле. А можно перейти в режим HSB и увеличить значение параметра S (Saturation — насыщенность) — это позволит сохранить цветовой тон и яркость без изменений.
По сути, в этом случае градиент будет строиться не по прямой от одного цвета к другому, а с использованием промежуточных точек ближе к краям цветового круга.
По дуге
Когда мы строим градиенты по прямой, линия проходит через ненасыщенную середину, поэтому градиенты лучше строить по дуге.
UI Gradient Generator строит градиенты по дуге автоматически. Сервис сам сделает плавный цветовой переход, обойдя ненасыщенную середину круга RGB.
Для более качественного градиента переключите параметр Easing (смягчение градиента) на In/ Out, а Precision (количество промежуточных точек градиента) выберите максимально возможный. Далее градиент можно перенести в Figma вручную, копируя каждый цвет, либо скачать SVG-файл с градиентом через кнопку Export as SVG. Этот векторный файл нужно перетащить мышью в графический редактор. Если свойство градиента требуется перенести на другой объект, то выделите в Figma объект с градиентом, в свойстве Fill выделите градиент и нажмите Ctrl (⌘) + С. Затем выделите другой объект и нажмите Ctrl (⌘) + V.
Для разработчиков, которым нужно вставить градиент на сайт при помощи CSS, сервис создаёт код, который можно скопировать.
RGB → LAB
Раз проблема грязных градиентов связана с устройством RGB, то можно воспользоваться альтернативным цветовым пространством LAB. Оно спроектировано с учётом восприятия цветов глазом человека, поэтому градиенты будут не только плавными, но и с понятной логикой перехода цветов.
В Figma градиенты исправляются через плагин Chromatic Figma. Выделите фигуру с градиентом, запустите плагин Chromatic Figma, выберите Fix Gradient и нажмите Apply.
В качестве альтернативного метода создания градиента в LAB можно воспользоваться инструментом Lch and Lab colour and gradient picker Дэвида Джонстона.
Выберите два цвета, между которыми надо проложить градиент, и введите желаемое количество ступеней. Чем больше ступеней, тем более плавным будет переход.
Затем перенесите цвета из колонки Lab в редактор.
В Figma для того, чтобы расставить точки градиента на равном расстоянии, можно использовать плагин Precise Gradients. Сначала расставьте точки на случайном расстоянии, сохранив порядок цветов, затем запустите плагин и нажмите на иконку выравнивания, которая расположена в строке Gradient stops справа.
Сетчатые градиенты
Сетчатый градиент — сложный градиент на основе двухмерной сетки, также он называется mesh-градиентом. Создавать такой градиент нужно в специальных редакторах, поскольку добиться чего-то подобного с помощью комбинации простых градиентов, о которых мы говорили выше, невозможно: наложение множества градиентов приведёт к искажению цветов, и результат сложно будет назвать красивым.
В 2020–2021 годах мода на сетчатые градиенты набрала обороты — они действительно выглядят очень эффектно, и поэтому не удивительно, что дизайнеры их любят.
Естественно, как и с обычными градиентами, сетчатые можно выбрать из наборов готовых, например на meshgradients.design или products.ls.graphics. Но с точки зрения уникальности гораздо эффективнее делать mesh-градиенты самостоятельно.
Плагин Mesh Gradient в Figma
Для создания сетчатого градиента в Figma нужно использовать плагин Mesh Gradient. На плоскости устанавливаются опорные точки, которые будут «вершинами» градиента — краска по ним будет «стекать», смешиваясь с краской с других «вершин». На краях плоскости точки установлены по умолчанию.
Рассмотрим интерфейс плагина. В нём можно настроить размер сетки, цвета из углов градиента, отображение элементов управления, а также управление опорными точками mesh-градиента. Для ленивых сделана кнопка Randomize, которая создаёт случайный сетчатый градиент.
Чтобы включить отображение сетки, проходящей через опорные точки, в параметре Control visibility нужно переключиться на режим Lines. Параметры опорной точки: положение, цвет, регулировки сетки.
Цвет градиента по умолчанию задаётся исходя из начального положения опорной точки в сетке и значений цветов на углах — всё это можно менять, что повлечёт изменение градиента.
Положение точки: чем ближе точка к соседней или краю сетки, тем грубее переход, чем дальше — тем плавнее. Ну и, естественно, это положение влияет на место, откуда краска будет разливаться по сетке.
Регулировки сетки: по умолчанию точки расположены на углах внутреннего квадрата, однако их положение можно изменять. Это влияет на то, насколько сильно и в каком направлении будет распространяться цвет точки. В отображении Lines хорошо заметно, как регулировки влияют на форму сетки.
Теперь остаётся только нарисовать красивый градиент, используя положение точек и цвета углов. Можно добавить дополнительные точки. Затем выберите размер в правой части кнопки Generate: размер « 1x» создаёт файл в размере 512×512 px, размер « 5x» — 2560×2560 px. Теперь можно нажать на кнопку Generate.
В результате плагин создаст красивый сетчатый градиент в формате PNG. А если нажать на кнопку Save перед Generate, то он сохранится в коллекцию.
Веб-сервис Mesh
Принцип работы сервиса Mesh очень сильно отличается от плагина Figma. В нижней части экрана задаются цвета углов, а для создания градиента используются два окна.
В левом окне положение точки влияет на то, с какой силой она будет распространять цвет: чем ближе точка к углу, тем больше её цвета будет на градиенте в правой части. Положение точек в правом окне влияет на взаимодействие цветов друг с другом: чем точки ближе, тем переход более резкий, чем дальше — тем более плавный.
Чтобы добавить точку, нужно кликнуть мышью в произвольном месте, для удаления — нажать на точку, удерживая Shift. Минимальное количество точек — 4, максимальное — 11.
Описать работу сервиса сложнее, чем им пользоваться, поэтому просто переходите в Mesh и создавайте красоту. После создания нажмите Export в правом верхнем углу и сохраните градиент в размере 2000×2000 рх в формате PNG.
Подготовка градиентов к печати
Во-первых, лучше сразу перевести макет в цветовое пространство CMYK, потому что некоторых цветов из модели RGB в модели CMYK нет.
Переключение в режим CMYK в разных редакторах отличается, но мы остановим свой выбор на Adobe Illustrator как одной из самых популярных программ для графического дизайна и допечатной подготовки. Поэтому, открыв файл, выберите меню « Файл», перейдите в пункт « Цветовой режим документа» и кликните по CMYK.
Далее надо позаботится о том, чтобы градиент при печати не стал «ступенчатым». Иногда возникает неприятная ситуация, когда градиент на экране отображается нормально, но при печати вместо плавных переходы получаются резкими.
Некоторые специалисты по допечатной подготовке советуют растрировать градиент. По умолчанию градиент — элемент векторной графики, то есть код, который финальное устройство интерпретирует в графику. Некоторые принтеры плохо справляются с печатью таких градиентов. В случае растрирования градиент превратится в картинку ещё в графическом редакторе — каждый его пиксель будет иметь свой цвет.
В Adobe Illustrator для растрирования нужно выделить объект с градиентом, затем перейти в меню « Объект» и выбрать « Растрировать…», после чего нажать на ОК.
В дополнение к растрированию также рекомендуют добавить шум — он смажет градиент и сделает его более равномерным.
В Adobe Illustrator для добавления шума нужно выделить объект, затем перейти в меню « Эффект», выбрать в нем « Текстура» и затем « Зерно». В появившемся окне выставите степень зернистости и нажмите ОК.
Описанный способ растрирования градиента подходит для любых редакторов, не только для Adobe Illustrator. Но другие программы могут предложить и альтернативные методы. Их надо изучать на официальных ресурсах производителя программы, а также тематических форумах.
Стоит понимать, что после растрирования градиент нельзя будет редактировать, так что растрировать нужно непосредственно при допечатной подготовке, не раньше.
Как итог
Работа с градиентами требует не только отменного художественного вкуса и знаний колористики, но и серьёзной технической базы.
1. Не ограничивайтесь стандартными инструментами. При работе в Figma используйте плагины:
2. Если вы работаете с другим редактором или не хотите устанавливать плагин, то используйте онлайн-сервисы:
3. Не стоит и пытаться создать сетчатый градиент стандартными средствами. Используйте:
4. Прокачайте знания по теории цвета, в этом вам помогут наши материалы:
10 причин полюбить и начать использовать градиент в 2019 году
После трендов минималистичного и плоского дизайна в моду возвращается градиент. В 2018 году все больше и больше веб-дизайнеров используют цветовые переходы в создании интернет-магазинов, продающих сайтов и блогах.
У некоторых до сих пор осталось представление о сайтах 2000 годов с переизбытком цветовых решений и применение эффекта везде, где только можно. Мы решили изменить негативное впечатление и рассказать, почему нужно полюбить и начать использовать градиент в 2018 году.
Причина 1. Создание стиля сайта
В приведенном примере дизайнеры постарались создать определенное впечатление о цветочном магазине, чтобы клиент захотел оставить заказ на красивый букет или композицию. Для этого используется приглушенный фон с градиентом и фотографии цветов.
Причина 2. Привлечение внимания к элементу страницы
Использование градиента при создании отдельных элементов интернет-страницы позволяет выделить объекты и привлечь внимание пользователя. К примеру, здесь дизайнер хочет обратить внимание на статистические данные и линию на графике, оформив цветовыми решениями с применением эффекта:
Градиент отличается от обычных цветовых комбинаций, поэтому клиенты обращают внимание на элементы и запоминают значения. К тому же, применение светлых и темных тонов придают кнопкам и формам объем, что делает их еще заметнее.
Причина 3. Инструмент повышения конверсии
Причина 4. Улучшение изображения
Иногда изображения, используемые в оформлении сайта не имеют нужных цветовых оттенков, или наоборот, слишком яркие. Чтобы подчеркнуть фотографию цветом и сделать визуально интересной, используют градиентные переходы:
Различные цветные эффекты делают дизайн сайта более насыщенным, а также добавляют яркости и глубины для фотографий и фоновых изображений. При подборе фонов учитывайте их качество. Низкое разрешение и, соответственно, плохое впечатление от дизайна не исправит даже градиентная заливка.
Причина 5. Добавление цвета и расширение цветовой палитры
Градиентные переходы используют не только для улучшения изображения, но и для создания новых цветовых решений. Через смешивание отдельных цветов можно получить нечто новое и современное.
Такие цвета выглядят свежо и современно. Эффекты стали новой возможностью выразить эмоции после трендов на плоский и минималистичный дизайн. Дизайнеры создают как приглушенные и мягкие тона, делая веб-сайты «отдыхом для глаз», так и насыщенные оттенки, давая пользователю насладиться буйством красок.
При создании новых решений выбирайте такие тона, которые бы создавали правильное эмоциональное восприятие клиентом и вписывались в стиль веб-страницы и компании в целом.
Причина 6. Выделение надписей на фоне
Чтобы использовать яркие фотографии как фон для заголовков и надписей, необходимо привести их в «читабельный» вид. Особенно это актуально для первых экранов, так как здесь часто размещают изображения. Для выделения надписей применяют градиентные переходы (необязательно цветовые, достаточно поработать над яркостью и контрастностью):
Что еще можно использовать для выделения текста?
Причина 7. Запоминающиеся элементы
Применение градиента в оформлении кнопок и форм не только привлекает внимание, но и заставляет клиента запоминать их местоположение на интернет-странице, чтобы после прокрутки он смог вернутся к целевому действию.
Такое управление вниманием позволяет интернет-магазинам и продающим сайтам делать клиентам удобные для продаж предложения (к примеру, трюк с «хитом продаж» или «стандартным тарифом», когда на интернет-странице выделяют таким образом нужный товар или услугу).
Причина 8. Создания иллюзии перспективы, глубины, пространства
Цветные переходы и правильное наложение теней позволяют пользователю воспринимать изображения и детали как объемные элементы. Такой прием способен «оживить» фотографию и добавить ей перспективу.
Например, в жизни мы наблюдаем, как на склонах гор снег отражает солнечный свет и словно светится сам, но понимаем, что фотография не сможет передать полной картины. С помощью наложения теней и переходов мы можем придать изображению объем, и с помощью таких фото погрузить клиента в эту обстановку.
На плоскости монитора пользователь видит реальные картины из жизни. Так, с помощью дизайна, мы можем управлять не только вниманием, но и эмоциональным состоянием пользователя.
Причина 9. Атмосфера и настроение
С помощью цветовых переходов можно вызывать определенные эмоции и создавать нужную атмосферу и настроение.
Цвет является одним из мощных инструментов формирования у посетителей веб-сайтов определенного настроения. Для кого-то нужно, чтобы клиенты серьезно относились к организации и воспринимали компанию как солидную структуру. Для таких целей используется черно-белая, синяя или фиолетовая цветовая гамма. Оттенки розового в основном направлены на женскую аудиторию и так далее.
Градиентные переходы позволяют создавать различные цветовые композиции и задавать общий тон дизайну ресурса:
Причина 10. Градиент в тренде!
Градиент получил вторую жизнь в 2017-2018 году. Почему так случилось и цветовые переходы вновь вошли в тренды веб-дизайна? Возможно, это произошло из-за того, что сейчас все больше внимания уделяется палитре. Яркие и насыщенные цвета снова в моде и эффекты помогают дизайнерам сделать дизайн свежим и современным. Также в тренде так называемые Duotones, где преобладают два цвета:
Градиентные переходы дают возможность добиться эффекта объемности изображения и заменять этим 3D графику, которую также начали использовать в вебе. Осветление и затемнение отдельных участков создает иллюзию расстояния от источника света, поэтому правильно подобранные тени придают элементу дополнительный объем и выделяет на плоскости.
Градиенты используются не только в веб-дизайне, но и в мобильной разработке, для создания различных форм в приложениях. Также компания Apple применила цветовые переходы, презентуя новый iPhone X:
Вместе с использованием анимации и других эффектов, градиенты преображают интернет-страницы и создают новые перспективные направления развития веб-дизайна.
Использование градиента в различных частях сайта
Первый экран и шапка
Часто градиент применяют для дизайна главного экрана. Цветовой переход используется как полноценное фоновое изображение для надписей, иллюстраций или форм. Например:
Таким образом, эффект перемещает взгляд пользователя слева направо к изображению товара и кнопки «Купить». Применяя переходы на главном экране можно подтолкнуть клиента к целевому действию и создать общее впечатление о веб-сайте и компании-владельце.
Слайдеры и баннеры
Для баннеров с акциями, скидками или специальные предложениями подходят яркие переходы для привлечения внимания пользователя. Пример с веб-сайта компании Apple:
Такие баннеры повышают конверсию интернет-магазина за счет своей привлекательности для взгляда клиента. Также оформленные таким образом предложения поддерживают общий стиль страницы и гармонично вписываются в дизайн.
Детали
В оформлении декоративных элементов и других деталей веб-страницы также можно использовать различные цветовые сочетания. Как это делает Яндекс.Музыка:
Приятные цвета выделяют плейлисты для пользователя и побуждают нажать на один из них.
Динамические эффекты
С развитием веб-индустрии появилась возможность добавлять анимацию и динамические эффекты на интернет-страницы. С помощью анимации и градиента можно разнообразить визуальную составляющую сайта и добавить необходимую динамику.
На примере при наведении мыши на шар с цветным эффектом показываются свойства представленного на сайте продукта. Страница выделяется среди конкурентов и запоминается пользователю.
Типографика
Некоторые дизайнеры идут еще дальше и применяют градиенты в оформлении текстов и заголовков, тем самым акцентируя внимание на текстовом контенте, а не на графическом:
Выделяя значимые элементы разработчики управляют вниманием клиентов, выбирая, какую информацию преподнести. В интернете посетители сайтов часто не читают текст, а «сканируют», останавливаясь на заголовках и отдельных фразах. Поэтому такой прием поможет пользователям не пропустить важные слова или абзацы.
Кнопки
Формы
В оформлении форм также используются градиентные переходы. Например, при выделении полей или как фон для формы:
Применение градиентов помогает как клиентам, так и владельцам продающих сайтов, интернет-магазинов и других ресурсов. Как правильно создавать градиентные переходы?
Студия дизайна IDBI использует в своих проектах не только градиенты, но и другие тренды веб-дизайна. Обращайтесь к нам и получите качественный дизайн продающего сайта или интернет-магазина, в котором учтены все принципы повышения конверсии!