для чего нужен граммофон
Граммофон: история шедевра
Граммофон – уникальный антикварный инструмент, который хранит в себе интонации прошлых лет. Его прозвали колыбелью звукозаписи. Он воспроизводит музыкальные дорожки, в которые заложена не только культура тех лет, но и истинная жизнь народа. Ретро-проигрыватели известны всем своим уникальным чистейшим звучанием, отчетливые и искренние интонации по сей день завораживают сердца настоящих ценителей музыки и антиквариата.
История происхождения
Прародителем граммофона стал фонограф, изобретенный Томасом Эдисоном еще в 1877 году. Он создал машину, которая умела воспроизводить звук, а вдохновением послужил обычный рабочий момент. Однажды Эдисон занимался ремонтом телефона и напевал любимую песню, удерживая одной рукой мембрану с иголкой. К его удивлению металлическая пластина ответила на голос Эдисона, а игла вонзилась в палец мастера. Именно тогда у него и закралась мысль, что можно записать вибрацию иглы и пустить ее по этой дорожке. Конечно, самый первый механизм был очень далек от идеала – звуки были сильно искажены и неразборчивы.
Продолжить его начинания решился Эмиль Берлинер, которого в свое время вдохновила статья французского ученого. Он решил создать записывающее устройство, сумел доработать недостатки фонографа, изобрел и запатентовал новый прибор под названием «граммофон». Постоянные совершенствования и доработки позволили превратить прототип в качественный фонограф, а уже на его основе создать инструмент для прослушивания музыкальных композиций. Его проигрыватель отличался высокой четкостью звука и громким воспроизведением с минимальным искажением, поэтому мгновенно стал сенсацией во всем мире. В качестве носителя звука использовались старинные грампластинки, их стали стремительно выпускать по всему миру. 1902 год стал пиком популярность граммофона. Пластинки слушали в каждом доме, а на прилавках магазинов появились пластинка с репертуаром известного итальянского певца Энрико Карузо. Раритетная грампластинка сделала успешным не только самого исполнителя, но и резко увеличила спрос на сами граммофонные аппараты. С этого времени все музыкальные исполнители стали записывать свои песни на граммофонные пластинки. А Эмиля Берлинера стали считать не только создателем граммофона, но и основоположником музыкальной индустрии. Именно он предложил выплачивать гонорары исполнителям, которые записывают свои песни на грампластинки.
С этого момента граммофоны получили мировое признание. Производители стали выпускать как бюджетные варианты для массового использования, так и создавали уникальные редкие экземпляры для обеспеченных людей. Самые ценные граммофоны были изготовлены из красного дерева, золота и серебра, их инкрустировали резьбой и драгоценными камнями. Многие антикварные шедевры дошли и до наших дней, хранясь по отдельности в музеях и частных коллекциях.
Эволюция граммофона
Основой или базой для создания послужил фонограф Т. Эдисона. Он представлял собой очень массивное устройство с валиком из олова цилиндрической формы, за громкость звука отвечала труба. В зоне сужения раструба располагалась мембрана и игла. Острая часть иглы прорисовывала бороздки на оловянном валике. Колебания активировали механизм, а игла оставляла соответствующий след. Оловянный цилиндр был взаимосвязан с ручкой, которую необходимо было проворачивать, чтобы задавать движение.
Автора не устраивала чувствительность устройства, он постоянно стремился к ее усовершенствованию. Он принял решение заменить олово воском, так как воск лучше улавливает вибрации и передает их. Да и обращаться с ним было куда удобнее – разровнял воск и уже можно создавать новые записи. Более совершенными стали игла и мембрана. Модернизации позволили увеличить продолжительность звучания до 3-х минут.
Затем Эдисон установил маховик, который позволил сгладить неравномерность прокручивания ручки. Позднее вращение стало осуществляться под действием пружин, а через некоторое время – под действием тока.
Э. Берлинер сумел доработать не только сам граммофон, но и усовершенствовать пластинки для записи. Он отказался от фотохимического способа производства, использовав в качестве альтернативы метод травления кислотой. Данный способ воздействия на металлическую пластинку позволяет увеличить не только скорость создания записей, но и громкость воспроизведения. Когда автор разработал метод штамповки, производство получило массовый характер. Пластинки стали изготавливать из эбонита, позднее стали использовать шеллак.
Практически совершенная конструкция граммофона обеспечила ему мировую популярность. В Европе и Америке появились фабрики по производству музыкальных проигрывателей. Каждый владелец пытался сделать свой товар уникальным, завоевать большую долю на рынке. Так в конкурентной борьбе во Франции был рожден патефон – миниатюрная копия граммофона.
С 60-х годов материалом для грампластинок стал уже известный нам винил, а продолжительность воспроизведения звука увеличилась до 40 минут. К этому времени научились делать записи с обеих сторон пластинки, поэтому суммарная продолжительность произведений достигала 80 минут. Использование ламповых усилителей позволило улучшить качество звучания. А старинные граммофоны усовершенствовали посредством установки звукоснимателей и электропроигрывателей. К сожалению. Век граммофонов оказался недолгим. Громоздкие старинные проигрыватели вытеснили более компактные магнитофоны и миниатюрные плееры.
Назначение граммофона
Изначально создатели первого проигрывателя рассчитывали, что он будет использоваться не только в музыке, но и в медицине, лингвистике и во время стенографической записи судебных заседаний. А на самом деле область применения устройства оказалась еще более широкой:
Историческое значение
Если рассматривать самые первые граммофоны, то это были громоздкие, примитивные и неудобные в использовании устройства. Отрегулировать громкость было невозможно, а для воспроизведения мелодии нужно было все время крутить ручку. За эту особенность в простонародье их прозвали «кофемолками». Еще одна очень важная особенность – скорость раскручивания ручки тоже имела значения – каждую минуту ее нужно было прокрутить 70 раз. Если оператор замедлял движение или сбивался с ритма, то устройство замолкало.
Именно использование пружинного механизма позволило слушать музыку в более комфортных условиях. Достаточно было накрутить пружину и наслаждаться воспроизведением. Один завод был рассчитан примерно на 2 минуты воспроизведения.
Стоимость граммофона была достаточно высокой, век назад за один граммофон можно было купить 3 коровы, поэтому позволить себе такую роскошь простые люди не могли. Но многие все-таки решались на такую покупку, чтобы послушать песни Шаляпина или Карузо, а новый проигрыватель становился достоянием всей губернии. Односельчане собирались на гуляния и устраивали танцевальные вечера, пели песни под звуки проигрывателя.
Для обеспеченных людей ретро-проигрыватели изготавливали во соответствии со статусом. Использовали красное дерево, драгоценные металлы и камни. Самым известным дорогостоящим проигрывателем стала «волшебная тумбочка». Она напоминала обычную тумбочку, но внутри ее скрывался граммофон со струнным резонатором. Он был продуман до мелочей, даже амплитуда рассчитывалась таким образом, чтобы на выходе увеличивалась чистота и громкость воспроизведения.
Первая отечественная фабрика, на которой выпускали граммофоны, открылась в Риге в 1902 году. Спрос на проигрыватели был колоссальным, а наличие устройства в дворянское семье считалось обязательным. Граммофон был символом вкуса, статуса, его могли использовать не в качестве музыкального инструмента, а просто как предмет интерьера. Сегодня антикварные граммофоны пользуются постоянным спросом и имеют высокий интерес у коллекционеров.
Производители и мастера
Граммофон пользовались высокой популярностью в нашей стране во все времена. Первые модели были завезены из-за границы, позднее проигрыватели стали выпускать на фабриках и заводах нашей страны.
«Граммофон БЕРЛИНЕР»
Компания изобретателя стала первой на отечественном рынке. На логотипе предприятия была изображена собака. В России эту эмблему немного видоизменили, использовав очертания пишущего амура. Это было связано с тем, что граммофон – музыкальное изобретение. Владельцы не хотели, чтобы люди ассоциировали проигрыватель с животным и надсмехались, что он лает как собака. Подобные ассоциации могли негативно отразиться на объемах продаж, поэтому эмблему предприятия сделали более универсальной.
«ИНТЕРНАЦИОНАЛЬ ЗОНОФОН»
Торговая марка вышла на рынок практически одновременно с детищем Берлинера. Предприятие ориентировалось на выпуск граммофонных пластинок. В ассортименте была представлена отечественная и зарубежная классическая музыка – оперы, арии, дуэты. Обе фирмы существовали параллельно целый год, пока компания «Граммофон» не выкупила фабрику «Интернациональ», и они стали работать под одной торговой маркой.
«БРАТЬЯ ПАТЕ»
Компания «Братья Пате» специализировалась на поставках товаров из Франции. Свой первый магазин они открыли на Невском в 1901 году. Именно они привезли кино в нашу страну и в 1907 году открыли самый первый кинотеатр.
ФАБРИКА РЕБИКОВА
Василий Ребиков – отечественный инженер, который заручился поддержкой зарубежных спонсоров и открыл в Питере фабрику по производству граммофонов и пластинок. Фабрика начала свою деятельность в 1902 году, ежегодный оборот составлял 10000 пластинок. В большинстве своем фабрика выпускала грампластинки с репертуаром русских исполнителей. Это были классические оперы, хоры и сборники сольных песен.
В это же время на территории Санкт-Петербурга осуществляли деятельность еще несколько компаний: «Телефункен», «Коламбиа», «Голос хозяина» и «Decca».
Самые редкие представители
Наибольшую антикварную ценность в наше время представляют граммофоны, которые были выпущены с 1876 по 1980 год. Их сложно встретить не только в антикварных лавках, но и на аукционных торгах. Практически все модели осели в музеях и стали редким экспонатом частных коллекций.
К ценным экспонатам можно отнести первый фонограф Эдисона, проигрыватель Берлинера, патефон братьев Пате. Кроме того, большим спросом пользуются граммофоны, выпущенные на фабрике Ребикова. Они оформлялись цветными, деревянными и алюминиевыми раструбами. Продать граммофон с данной фабрики можно очень дорого. Коллекционеры уверены, что именно эти экспонаты являются лучшими представителями граммофонов 20 века.
Граммофон, коллекционное значение, история шедевра
Граммофон называют «зеркалом времени». Это старинный инструмент, хранящий и передающий интонации прошлого. В звуковую дорожку пластинки уложена не только культура, но и сама жизнь. Звучание граммофона неповторимо. Сквозь ноты мы слышим звуки прошлого. Они отчетливы и возвышенны. Вслушиваясь в эти интонации, можно расслышать самого себя: искреннего, сегодняшнего, настоящего.
История граммофона
В 1877 году Томас Эдисон испытал первое устройство, способное воспроизводить звук — фонограф. На создание машины его вдохновило небольшое происшествие, случившееся с ним во время работы над телефонным аппаратом. Ученый перебирал телефон с целью его улучшения и за работой начал тихонько напевать. В это время он держал в руке мембрану с иголкой. Металлическая пластина откликнулась на голос, и игла уколола палец изобретателя. Это натолкнуло его на мысль, что можно записать колебания иглы и затем пустить ее по этому пути.
Ф1: Томас Эдисон 1877 год. Старинный фонограф.
Механизм, сконструированный Томасом Эдисоном, был далек от совершенства. Из-за большого искажения звуки были неразборчивы. На основе фонографа был создан старинный граммофон. Он разрабатывался исключительно для прослушивания музыки.
В это время Эмиль Берлинер вдохновился статьей французского ученого Шарля Кро и решил построить свое собственное записывающее устройство. Он провел серьезную работу и в 1887 году запатентовал свое изобретение «граммофон». Эмилю Берлинеру удалось избежать недостатков фонографа. Граммофон воспроизводил звуки громко и отчетливо, а уровень искажения при этом был минимальный.
Ф2: Эмиль Берлинер 1887 год. Модель первого граммофона.
Граммофон, способный качественно воспроизводить звук, стал мировой сенсацией. Начали выпускать носители звуков — старинные грампластинки. Пик популярности граммофона пришелся на 1902 год. Тогда на прилавках появилась пластинка с десятью песнями Энрико Карузо. Это был популярный в те времена итальянский певец. Антикварная грампластинка принесла успех не только исполнителю, но и самому граммофону. Спрос на старинный аппарат резко возрос. Исполнители начали выпускать свои музыкальные записи на пластинках.
Эмиль Берлинер считается не только изобретателем старинного граммофона, но и создателем музыкальной индустрии. Он предложил выплачивать гонорары исполнителям за то, что они записывают свои композиции на пластинках.
Граммофон получил массовое признание. Стали выпускать недорогие модели для регулярного использования, роскошные аппараты для зажиточных людей. Самые дорогие модели изготавливались из драгоценных материалов: красного дерева, серебра, золота. Сейчас этот антиквариат находится в частных коллекциях.
Эволюция устройства граммофона
Фонограф Томаса Эдисона считается прообразом современного граммофона. Это было громоздкое устройство с цилиндрическим оловянным валиком и трубой, которая усиливала звуковые волны. В том месте, где труба сужалась, была прикреплена мембрана с иглой. Острие прочерчивало на валике борозды. След зависел от колебаний, которые воздействовали на механизм. Цилиндр сообщался с ручкой, которая проворачивалась и задавала движение.
: Старинный фонограф Томаса Эдисона.
Чувствительность аппарата была очень низкой, и Эдисон начал работать над его усовершенствованием. Олово было заменено на воск, который лучше улавливал и передавал вибрации. Это также позволило делать новые записи, просто разровняв воск. Были изменены основные механизмы устройства: игла и мембрана. Длительность звучания была доведена до трех минут.
Чтобы сгладить неравномерность вращения ручки, был установлен маховик. Затем вращение было заменено действием пружин. В дальнейшем аппарат стал работать за счет электрического тока.
Шарль Кро, вдохновивший Эмиля Берлинера, в 1877 году опубликовал статью о палеофоне. Это устройство походило на фонограф. Сам ученые назвал его «голосом прошлого». В отличие от фонографа, игла в палеофоне перемещалась горизонтально по поверхности стеклянного диска, покрытого сажей. У Эдисона игла чертила линии вертикально. Когда комбинация звуков была записана, дорожка переносилась на пластину из хрома. Она отличалась большой светочувствительностью. Когда пластинка вращается, игла и мембрана соприкасаются, в результате чего воспроизводится мелодия. Проект Кро не получил финансовой поддержки и остался на бумаге.
: Антикварный граммофон Эмиля Берлинера.
Эмиль Берлинер усовершенствовал не только само устройство, но и пластинки для записи. Фотохимический способ призводства он заменил методом травления кислотой. Такое воздействие на цинковую пластинку увеличило скорость выпуска записей, а также позволило увеличить громкость звучания. Производство встало на поток, когда ученый разработал процесс штамповки. В качестве материала для изготовления пластинок к граммофону стал использоваться эбонит, вскоре его заменили шеллаком.
Усовершенствованная конструкция и методы производства сделали граммофон популярным во всех странах. На территории Европы и Америки стали открываться фабрики, производившие музыкальные аппараты. Каждый предприниматель стремился уникализировать свой товар, и захватить рынок. Так во Франции был разработан миниатюрный граммофон, который получил название патефон.
В 60-е годы пластинки стали производить из винила. Время звучания старинного граммофона возросло до 40 минут. Запись делалась с двух сторон грампластинки. Суммарный объем мелодий составлял 80 минут. Качество звука улучшилось за счет ламповых усилителей. Антикварные модели были усовершенствованы звукоснимателями и электропроигрывателями.
Эра граммофонов быстро подошла к концу. На смену тяжеловесным машинам пришли компактные магнитофоны с кассетами, плееры.
Использование граммофона в быту
Создатели записывающего устройства Эдисон и Берлинер предполагали, что граммофон будут использовать в медицинской практике, для стенографии судебных процессов, в музыкальной сфере, а также для лингвистических целей. В результате все получилось не совсем так, как прогнозировали ученые. Граммофон получил такое применение, о котором при его создании нельзя было и подумать.
Роль граммофона в истории
Первые старинные граммофоны были далеки от совершенства. У них не регулировалась громкость, а для извлечения звука нужно было постоянно крутить ручку. В народе такой антиквариат назвали кофемолками и яицевзбивалками. Ручку нужно было вертеть с определенной скоростью — 70 оборотов в минуту. Если человек сбивался или замедлялся — граммофон замолкал.
С появлением пружинного механизма, процесс прослушивания музыки стал более приятным. Чтобы запустить антикварный граммофон, нужно было накрутить пружину и слушать. Завода хватало на две минуты непрерывного прослушивания.
Сто лет назад в России граммофон стоил как три коровы. Для простых людей это были большие деньги. Однако наши прабабушки и прадедушки не стояли перед выбором — они шли и покупали граммофоны. Они хотели слушать музыку: Карузо, Шаляпина, Собинова. В деревне мало кто мог позволить себе такуой предмет. Поэтому если кто-то покупал граммофон, то он становился достоянием всей деревни. Люди собирались на праздники и танцевали под звуки антикварных музыкальных пластинок.
Для богатых людей изготавливались граммофоны из дорогих материалов. Одним из таких дорогих инструментов была «волшебная тумбочка». Предмет выглядел обычная тумба для интерьера. Однако внутри находился граммофон со струнным резонатором. Амплитуда была рассчитана так, что выходя, звук увеличивал свою громкость и чистоту. Это был своеобразный музыкальный центр прошлого века.
: Старинный граммофон в дворянском интерьере.
В 1902 году в Риге открылась первая российская фабрика, где производились граммофоны. Спрос на предметы был большим. В дворянской среде иметь антикварное музыкальное устройство стало обязательным. Его использовали не только для прослушивания музыки, но и в качестве предмета интерьера.
Даже сейчас старинные граммофоны представляют значительный коллекционный интерес. Они передают дух эпохи, и являются шедевром научной мысли своего времени. Их звучание переполнено атмосферой времен: в нем прошлое соединяется с будущим, переплетаясь нотами в настоящем.
Известные мастера граммофонов и торговые марки
В России граммофон сразу же обрел популярность. На рынок поставлялись предметы зарубежных производителей. Позднее открылось отечественное производство.
«Граммофон Берлинер»
Старинный граммофон фирмы «Граммофон Берлинер».
После того как Эмиль Берлинер запатентовал свое изобретение, начали активно открываться фабрики, которые производили и продавали граммофоны. Первой фирмой, которая пришла на российский рынок, была компания самого изобретателя. Она называлась «Граммофон Берлинер». Эмблемой предприятия была собака. Но в России ее изменили на «Пишущего амура». Это было связано с ассоциацией, которая могла возникнуть у русских людей — «лает как собака». Такое отношение могло подорвать продажи граммофонов, и фабричную марку заменили на более нейтральную.
«Интернациональ Зонофон»
: Антикварная пластинка компании «Интернациональ Зонофон».
Почти одновременно с компанией Берлинера начала свою деятельность фирма «Интернациональ Зонофон». Производство специализировалось на изготовлении пластинок для граммофона. Выпускались записи оперной музыки, арии и дуэты из произведений мировой классики, в том числе и русской. Две фирмы существовали вместе вплоть до 1903 года. Тогда компания «Граммофон» выкупила фабрику и продолжила работу под своей торговой маркой.
«Братья Пате»
: Магазин граммофонов братьев Пате.
В 1901 году на Невском проспекте появился новый магазин антикварных граммофонов. Его открыла фирма «Братья Пате», поставляющая товары из Франции.
Позднее братья принесли в Россию кино. Первый кинотеатр открылся во Владикавказе в 1907 году.
Фабрика Ребикова
: Фабрика граммофонов Ребикова.
В 1902-м году инженер Василий Иванович Ребиков при поддержке зарубежных представителей основал фабрику. Здание построили в Санкт-Петербурге. Наладили выпуск граммофонов и грампластинок. Оборот компании составил 10 тысяч пластинок в год. В репертуар входили в основном русские исполнители: оркестры, хоры, сольные исполнения.
В те годы в Петербурге действовало еще несколько фирм: «Телефункен», «Коламбиа», «Голос хозяина», «Decca».
Редкие модели граммофонов
Особенно ценными сейчас считаются антикварные граммофоны, выпущенные с 1876 по 1980 год. Раритетные модели редко встречаются на аукционах и в антикварных магазинах. Коллекционеры покупают их для частных и музейных коллекций.
: Антикварный граммофон с цветным раструбом.
Среди редких старинных граммофонов можно назвать оригинальный фонограф Эдисона, музыкальный инструмент Берлинера, патефон братьев Пате. Популярностью пользуются граммофоны, изготовленные российской «Фабрикой Ребикова». Ценители антиквариата уверены, что это лучшие предметы ХХ века. Тогда выпускались разные граммофоны: с цветными, алюминиевыми, деревянными раструбами.
: Старинный граммофон с деревянной трубой.
Сейчас старинные граммофоны используются для создания интерьера. Антикварный аппарат хорошо вписывается в классическую и современную обстановку. Часто на нем делают яркий акцент. Граммофон символизирует связь ушедшей и грядущей эпохи.
: Антикварный граммофон Берлинер.
Чтобы добавить красоты своему дому, нужно подобрать граммофон, купить его и грамотно расположить в интерьере. В нашем антикварном магазине большой выбор старинных музыкальных предметов и другого антиквариата.
Советуем прочитать полезную статью о патефоне.
Как появился граммофон, его устройство и эволюция
Кто изобрел первый граммофон?
Ранние попытки спроектировать прибор для записи и воспроизведения музыки начались в 1877 году. В этом году Томас Эдисон изобрел фонограф из оловянной фольги, в которой воспроизводились записанные звуки из круглых цилиндров. К сожалению, качество звука на фонографе было плохим, и каждая запись могла воспроизводиться только один раз.
Граммофон – колыбель звукозаписи
Среди замечательных технических достижений XIX века далеко не последнее место занимает изобретение звукозаписи. Впервые устройство, позволяющее записывать звук, было создано в 1857 году Леоном Скоттом.
Принцип действия его фоноавтографа был очень прост: игла, которой передавались колебания звуковой диафрагмы, вычерчивала кривую на поверхности вращавшегося цилиндра, покрытого слоем сажи. Звуковые волны в этом приборе получали как бы зримый образ, но не более того — понятно, что воспроизвести записанный на саже звук было невозможно.
Следующий важный шаг на этом пути был сделан знаменитым американским изобретателем Эдисоном.
В 1877 году Эдисон создал первую «говорящую машину» — фонограф, позволявшую производить не только запись, но и воспроизведение звука. О своем изобретении Эдисон рассказывал так: «Однажды, когда я еще работал над улучшением телефонного аппарата, я как-то запел над диафрагмой телефона, к которой была припаяна стальная игла. Благодаря дрожанию пластинок игла уколола мне палец, и это заставило меня задуматься.
Если бы можно было записать эти колебания иглы, а потом снова провести иглой по такой записи, отчего бы пластинке не заговорить? Я попробовал сначала пропустить обыкновенную телеграфную ленту под острием телефонной диафрагмы и заметил, что получилась какая-то азбука, а потом, когда я заставил ленту с записью вновь пройти под иглой, мне послышалось, правда, очень слабо: „Алло, алло“.
Тогда я решил построить прибор, который работал бы отчетливо, и дал указание моим помощникам, рассказав, что я придумал. Они надо мной посмеялись».
Принцип фонографа был в общих чертах тот же, что у телефона. Звуковые волны с помощью говорной трубы приводились к пластинке из очень тонкого стекла или слюды и резцом, прикрепленным к ней, записывались на быстро вращающийся вал, покрытый оловянной фольгой. На фольге получались следы, форма которых соответствовала колебаниям пластины и, следовательно, падающим на нее звуковым волнам.
Этой полосой листового олова можно было пользоваться для получения на том же приборе тех же звуков. При равномерном вращении полосы резец, прикрепленный к пластинке проходил вдоль сделанной им ранее борозды. Вследствие этого пластинка приводилась резцом в те же самые колебания, которые она прежде сама передавала ему под действием голоса и звукового инструмента и начинала звучать подобно мембране телефона. Таким образом фонограф воспроизводил всякий разговор, пение и свист.
Первые приборы Эдисона, созданные в 1877 г., были еще очень несовершенны. Они хрипели, гнусавили, чрезмерно усиливали некоторые звуки, совсем не воспроизводили других, и вообще, больше напоминали попугаев, чем репродукторы человеческой речи.
Другой их недостаток состоял в том, что звук можно было различить, лишь приложив ухо к диафрагме. Это происходило во многом из-за того, что валик двигался недостаточно ровно по поверхности, которую не могли сделать совершенно гладкой. Игла, переходя из одного углубления в другое, испытывала собственные колебания, передававшиеся в виде сильных шумов.
Эдисон упорно работал над улучшением фонографа. Особенно много проблем встретил он с воспроизведением звука «с», который никак не хотел записываться. Он сам вспоминал позже:
«В течение семи месяцев я работал почти по 18-20 часов в сутки над одним словом „специя“. Сколько раз я ни повторял в фонограф: специя, специя, специя — прибор упорно твердил мне одно и то же: пеция, пеция, пеция. С ума можно было сойти! Но я не упал духом и настойчиво продолжал свою работу, пока не преодолел затруднения. Насколько трудна была моя задача, вы поймете, если я скажу, что следы, получающиеся на цилиндре в начале слова, имели в глубину не более одной миллионной доли дюйма! Легко делать удивительные открытия, но трудность состоит в усовершенствовании их настолько, чтобы они получили практическую ценность».
После многих экспериментов был найден более или менее подходящий материал для валиков — сплав воска и некоторых растительных смол (этот рецепт Эдисон держал в секрете). В 1878 году он основал специальную фирму по производству фонографов. Одновременно во всех газетах была развернута широкая реклама его изобретения. Уверяли, что фонограф можно будет применять для диктовки писем, издания звуковых книг, воспроизведения музыки, изучения иностранных языков, записи телефонных сообщений и многих других целей.
Но, увы, ни одно из этих обещаний не было исполнено даже в 1889 году, когда был сконструирован новый фонограф, не имевший многих недостатков прежнего.
Принцип его действия остался прежним. Восковой цилиндр приводился во вращение находившимся в ящике K электродвигателем с очень спокойным и равномерным ходом. Регулятор через включение и выключение сопротивлений управлял скоростью вращения цилиндра (125 об/мин). Рычаг, поддерживающий говорную трубку и пластинку, покоился на салазках.
Эти салазки передвигались вдоль направляющего бруска с помощью гайки с винтовой нарезкой, которая лежала на валике главного винта, имевшего мелкую нарезку и образовывавшего ось цилиндра. Нарезка эта представляла образцовое произведение механики и имела сто винтовых ходов на один дюйм. Два рычажка служили для насаживания гайки с главного стержня.
Пластинки фонографа состояли из очень тонкого стекла; из них одна имела острый резец для записи колебаний пластинки на восковом цилиндре, другая — тупой резец для воспроизведения. Третья, несколько более крепкая пластинка, была снабжена маленьким острым резцом для того, чтобы приведенные в негодность восковые цилиндры вновь обтачивать и таким образом пользоваться ими для новых записей. Для усиления звука использовалась труба с раструбом.
Пишущая часть представляла собой вделанную в металлическое кольцо круглую диафрагму, пространство над которой было закрыто крышкой с раструбом. Если говорить в этот раструб, то звуковые волны достигали диафрагмы и приводили ее в колебательное движение. Снизу к середине диафрагмы было прикреплено тонкое пишущее острие, с помощью которого вырезалась на восковой оболочке барабана бороздка, более или менее глубокая, соответственно колебаниям диафрагмы.
Диафрагма со своими принадлежностями поддерживалась на рычаге, который был прикреплен к скользящему приспособлению, и вместе с последним передвигалась при вращении барабана справа налево. Чтобы это передвижение происходило согласно с вращением барабана, на скользящем приспособлении был укреплен второй рычаг, который своим концом покоился на винтовом шпинделе, налегая на него частью гайки.
Таким образом, при движении шпинделя передвигалось скользящее приспособление, а так как шпиндель был соединен бесконечным шнуром с валом барабана, то скользящее приспособление и вместе с ним штифт двигались согласно с его вращением, и штифтик вырезал на восковой массе винтовую линию.
Пока диафрагма не колебалась, штифтик вырезал бороздку равномерной глубины, но как скоро диафрагма начинала колебаться под влиянием звуковых волн, глубина бороздки все время то уменьшалась, то увеличивалась. Эту волнообразную полосу потом использовали для приведения в движение другой подобной диафрагмы, к которой был прикреплен скользящий по бороздке штифтик.
Однако и новый усовершенствованный фонограф не получил широкого практического применения. Кроме высокой цены, распространению его мешало практическое несовершенство. Валик не мог вместить много информации и заполнялся через несколько минут. Более или менее значительная корреспонденция требовала большого числа валиков. После нескольких прослушиваний копия разрушалась. Сама передача аппарата была далека от совершенства. Кроме того, с воскового валика невозможно было получить копии. Всякая запись была уникальной и с порчей валика пропадала навсегда.
Все эти недостатки были благополучно преодолены Эмилем Берлинером, который в 1887 году взял патент на другой звукозаписывающий прибор — граммофон. Хотя принцип устройства граммофона и фонографа был один и тот же, граммофон имел ряд существенных отличий, которые и обеспечили ему широчайшее распространение. Прежде всего, игла в записывающем аппарате Берлинера располагалась параллельно плоскости диафрагмы и чертила извилистые линии (а не борозды, как у Эдисона). Кроме того, вместо громоздкого и неудобного валика Берлинер избрал круглую пластинку.
Запись происходила следующим образом. На диск большого диаметра с бортиком устанавливали предназначенный для записи звука полированный цинковый диск. Сверху на него наливали раствор воска в бензине. Диск-ванна получал вращение от ручки через фрикционную передачу, а система шестерней и ходового винта связывала вращение диска с радиальным ходом записывающей мембраны, укрепленной на стойке. Этим достигалось движение записывающего устройства по спиралеобразной линии.
Когда бензин испарялся, на диске оставался очень тонкий слой воска, и диск был готов к записи. Нанесение звуковой канавки Берлинер производил почти так же, как Эдисон, при помощи записывающей мембраны, снабженной трубкой с небольшим рупором и передававшей свои колебания иридиевому острию.
Главное достоинство записи по способу Берлинера состояло в том, что с диска можно было легко получать копии. Для этого записанный диск прежде всего погружали в водный раствор хромовой кислоты. Там, где поверхность диска была покрыта воском, кислота не оказывала на него никакого воздействия. Только в звуковых канавках, поскольку записывающее острие срезало воск до самой поверхности диска, цинк растворялся под действием кислоты. При этом звуковая канавка протравливалась до глубины около 0, 1 мм. Затем диск промывали и удаляли воск. В таком виде он уже мог служить для воспроизведения звука, но фактически являлся лишь оригиналом для изготовления медных гальванических копий.
Принцип гальванопластики был открыт в 1838 году русским электротехником Якоби. Выше уже упоминались электролиты — жидкости, проводящие через себя электрический ток. Особенностью электролитов является то, что в растворах (или расплавах) их молекулы распадаются на положительные и отрицательные ионы. Благодаря этому становится возможным электролиз — химическая реакция, которая протекает под воздействием электрического тока.
Для проведения электролиза в ванну помещают металлические или угольные стержни, которые соединяют с постоянным источником тока. (Электрод, подключенный к отрицательному полюсу батареи, называют катодом, а электрод, соединенный с положительным полюсом — анодом.)
Электрический ток в электролите представляет процесс движения ионов к электродам. Положительно заряженные ионы движутся к катоду, а отрицательно заряженные — к аноду. На электродах происходит реакция нейтрализации ионов, которые, отдавая лишние электроны или получая недостающие, превращаются в атомы и молекулы.
К примеру, каждый ион меди получает на катод два недостающих электрона и осаждается на нем в виде металлической меди. При этом осадок дает точное рельефное изображение катода. Это последнее свойство как раз и используется при гальванопластике. С копируемых предметов снимается копия (матрица), представляющая их обратное негативное изображение. Затем копия подвешивается в качестве катода (отрицательного полюса) в гальваническую ванну.
В качестве анода (положительного полюса) берется тот металл, из которого изготовлялась копия. Раствор ванны должен содержать в себе ионы того же металла.
Точно так же действовал Берлинер — он погружал цинковый диск в ванну с раствором медной соли и подключал к нему отрицательный полюс батареи. В процессе электролиза на диске осаждался слой меди толщиной в 3-4 мм, в точности повторявший все детали диска, но с обратным рельефом (то есть на месте канавок получались бугорки, но в точности повторяющие все их извивы).
Затем полученную медную копию отделяли от цинкового диска. Она служила матрицей, с которой можно было отпрессовывать диски-пластинки из какого-нибудь пластического материала. В начале для этой цели применяли целлулоид, эбонит, всевозможные восковые массы и тому подобные вещества.
Самая первая в истории граммофонная пластинка была изготовлена Берлинером в 1888 году из целлулоида. Граммофонные пластинки, поступившие в начале 90-х годов в продажу, были выполнены из эбонита. Оба эти материала не годились для назначенной цели, так как плохо подавались прессовке и потому недостаточно точно воспроизводили рельеф матрицы.
Проделав множество опытов, Берлинер в 1896 году создал специальную шеллачную массу (в состав ее входили шеллак — смола органического происхождения, тяжелый шпат, зола и некоторые другие вещества), которая оставалась потом на протяжении многих десятилетий основным материалом для изготовления пластинок.
Проигрывание пластинок происходило на специальном устройстве — граммофоне. Главной частью звукоснимающего прибора здесь была слюдяная пластинка, сцепленная рычагом с зажимом, в который вставлялись сменные стальные иглы. Между зажимом и корпусом мембраны помещались резиновые прокладки. Первоначально граммофон приводился в движение от руки, а затем стал устанавливаться на ящик с часовым механизмом.
Как записывающее устройство, так и первые граммофоны Берлинера были весьма несовершенны. Шипение, треск и искажения были их постоянными спутниками. Тем не менее это изобретение имело огромный коммерческий успех — за какие-нибудь десять лет граммофоны распространились по всему миру и проникли во все слои общества. К 1901 году было выпущено уже около четырех миллионов пластинок. Фонографы не могли выдержать конкуренции с творением Берлинера, и Эдисону пришлось свернуть их производство.
Граммофонная компания
Берлинер основал «The Gramophone Company» для массового производства своих граммофонных пластинок, а также граммофонов для их воспроизводил. Для продвижения своей граммофонной системы, Берлинер сделал две вещи.
Во-первых, он убеждал популярных артистов записывать свою музыку, используя свою систему. Два известных артиста, подписавших контракт с компанией Berliner, были Энрико Карузо и Нелли Мельба. Второй умный маркетинговый шаг Берлинер был совершен 16июля1900 года, когда он использовал фотографию Франциска Браро в качестве официального товарного знака своей компании«Ниппер». На фотографии была изображена собака сидящая рядом с граммофоном.
Позднее Берлинер продал лицензионные права на патент граммофона и компании Victor Talking Machine Company (RCA), которая впоследствии превратила граммофон в самый успешный продукт в Соединенных Штатах. Между тем, Берлинер продолжал вести дела в других странах. Он основал Berliner Gram-o-phone Company в Канаде, Deutsche Grammophon в Германии и британскую компанию Gramophone Co., Ltd.
Устройство и принцип работы
Граммофон состоит из нескольких узлов, которые не зависят друг от друга.
Привод
Его задача – преобразовать энергию пружины в равномерное вращение диска. Число пружин в разных моделях может составлять от 1 до 3. А для того чтобы диск вращался только в одну сторону, используется храповой механизм. Энергия передается путем зубчатых передач.
Для получения постоянной скорости применяется центробежный регулятор.
Он работает таким образом.
Регулятор получает вращение от барабана с пружиной. На его ось посажено 2 втулки, одна из которых свободно перемещается по оси, а другая – приводная. Втулки соединены между собой пружинами, на которые помещены свинцовые грузики.
При вращении грузики стремятся отдалиться от оси, но этому препятствуют пружины. Возникает сила трения, которая снижает скорость вращения.
Для изменения частоты оборотов в граммофон встроена ручная регулировка скорости, которая составляет 78 оборотов в минуту (для механических моделей).
Мембрана, или звуковая коробка
Мембрана граммофона.
Внутри нее расположена мембрана — пластина толщиной 0,25 мм, которая обычно изготавливается из слюды. С одной стороны к пластине крепится игла звукоснимателя. С другой располагается рупор или раструб.
Между гранями пластины и стенками коробки не должно быть зазоров, иначе они приведут к искажениям звука. Для уплотнения используются резиновые кольца.
Звуковая коробка граммофона.
Игла изготавливается из алмаза или из твердой стали, что является бюджетным вариантом. Она закреплена на мембране через иглодержатель. Иногда для увеличения качества звука добавляется система рычажков.
Игла скользит по звуковой дорожке пластинки и передает на нее колебания. Эти движения преобразуются мембраной в звук.
Для перемещения звуковой коробки по поверхности пластинки предназначен тонарм. Он обеспечивает равномерное давление на пластинку, и от точности его работы зависит качество звука.
Рупор
Рупор граммофона
Он усиливает громкость звука. Его работоспособность зависит от формы и материала изготовления. На рупоре не допускаются гравировки, а материал должен хорошо отражать звук.
В граммофонах ранних выпусков рупор представлял собой большую изогнутую трубу. В поздних моделях он начал встраиваться в звуковую коробку. Громкость при этом сохранялась.
Корпус
Граммофон корпус-дерево
В нем монтируются все элементы. Он выполнен в виде ящика, который сделан из деревянных и металлических деталей. Сначала корпусы были прямоугольными, а затем появились круглые и многогранные.
В дорогих моделях корпус красится, покрывается лаком и полируется. В результате чего устройство выглядит очень презентабельным.
На корпус вынесены заводная рукоятка, элементы управления и другой «интерфейс». На нем закрепляется табличка с указанием фирмы, модели, года выпуска и технических характеристик.
Эволюция устройства граммофона
Фонограф Томаса Эдисона считается прообразом современного граммофона. Это было громоздкое устройство с цилиндрическим оловянным валиком и трубой, которая усиливала звуковые волны. В том месте, где труба сужалась, была прикреплена мембрана с иглой. Острие прочерчивало на валике борозды. След зависел от колебаний, которые воздействовали на механизм. Цилиндр сообщался с ручкой, которая проворачивалась и задавала движение.
Старинный фонограф Томаса Эдисона.
Чувствительность аппарата была очень низкой, и Эдисон начал работать над его усовершенствованием. Олово было заменено на воск, который лучше улавливал и передавал вибрации. Это также позволило делать новые записи, просто разровняв воск. Были изменены основные механизмы устройства: игла и мембрана. Длительность звучания была доведена до трех минут.
Чтобы сгладить неравномерность вращения ручки, был установлен маховик. Затем вращение было заменено действием пружин. В дальнейшем аппарат стал работать за счет электрического тока.
Шарль Кро, вдохновивший Эмиля Берлинера, в 1877 году опубликовал статью о палеофоне. Это устройство походило на фонограф. Сам ученые назвал его «голосом прошлого». В отличие от фонографа, игла в палеофоне перемещалась горизонтально по поверхности стеклянного диска, покрытого сажей.
У Эдисона игла чертила линии вертикально. Когда комбинация звуков была записана, дорожка переносилась на пластину из хрома. Она отличалась большой светочувствительностью. Когда пластинка вращается, игла и мембрана соприкасаются, в результате чего воспроизводится мелодия. Проект Кро не получил финансовой поддержки и остался на бумаге.
Антикварный граммофон Эмиля Берлинера.
Эмиль Берлинер усовершенствовал не только само устройство, но и пластинки для записи. Фотохимический способ призводства он заменил методом травления кислотой. Такое воздействие на цинковую пластинку увеличило скорость выпуска записей, а также позволило увеличить громкость звучания. Производство встало на поток, когда ученый разработал процесс штамповки. В качестве материала для изготовления пластинок к граммофону стал использоваться эбонит, вскоре его заменили шеллаком.
Усовершенствованная конструкция и методы производства сделали граммофон популярным во всех странах. На территории Европы и Америки стали открываться фабрики, производившие музыкальные аппараты. Каждый предприниматель стремился уникализировать свой товар, и захватить рынок. Так во Франции был разработан миниатюрный граммофон, который получил название патефон.
В 60-е годы пластинки стали производить из винила. Время звучания старинного граммофона возросло до 40 минут. Запись делалась с двух сторон грампластинки. Суммарный объем мелодий составлял 80 минут. Качество звука улучшилось за счет ламповых усилителей. Антикварные модели были усовершенствованы звукоснимателями и электропроигрывателями.
Эра граммофонов быстро подошла к концу. На смену тяжеловесным машинам пришли компактные магнитофоны с кассетами, плееры.