для чего нужен хронометраж урока
Хронометрирование урока физической культуры
Хронометрирование урока проводится с целью получения данных об общей моторной плотности урока, значительно уточняющих и углубляющих педагогический анализ урока.
Выполняя задания, студент заполняет протокол хронометрирования, проводит расчет общей и моторной плотности (в процентах), представляет данные хронометрирования в графическом оформлении и делает письменный анализ плотности урока.
Хронометраж плотности урока рекомендуется выполнять вдвоём, один студент наблюдает и сообщает время, затраченное на тот или иной вид деятельности, другой фиксирует эти сведения в протоколе. Для наблюдения выбирают одного ученика, который добросовестно выполняет задания учителя.
Общие сведения об уроке следует записывать в протокол до начала урока. Дальнейшее ведение протокола осуществляется непосредственно на уроке, причем заполняются только графы: «Виды деятельности» и «Время окончания действия». Секундомер включается со звонком. Хронометрирование проводится по скользящей стрелке секундомера. Обработка данных выполненного хронометрирования проводится после окончания урока.
По характеру работы в уроке Ф.К. различается несколько видов деятельности учителя и учащихся класса:
— «объяснение» (объяснение учителя и показ упражнений);
— «выполнение упражнений» (выполнение учащимися упражнений);
— «отдых» (ожидание учащимися выполнения очередного задания и отдых после выполнения упражнений);
— «организация» (построения, переход от одного вида занятий к другому, подготовка мест занятий, уборка оборудования и инвентаря, а также другие вспомогательные мероприятия).
Все эти виды деятельности входят в категорию рациональных затрат времени и определяют общую плотность урока.
При проведении урока могут быть случаи, когда затраты времени нельзя назвать рациональными, педагогически оправданными (опоздание класса к началу урока, окончание урока до звонка, затянувшаяся подготовка мест занятий, поиск инвентаря и др.) и в этом случае затраты времени определяются как «простой» и не входят в процент плотности.
ОБЩАЯ ПЛОТНОСТЬ УРОКА – отношение рационально затраченного времени к общему времени урока умноженное на 100 %.
Общая плотность полноценного урока физической культуры должна теоретически приближаться к 100 %. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:
— неоправданные простои на уроке (опоздание, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря и т.п.);
— неподготовленность учителя к уроку, непродуманные содержание и организация урока, приводящие к неизбежной потере времени;
— излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;
— нерациональное использование времени из-за неудовлетворительной дисциплины занимающихся, многократных повторений объяснения, команд и распоряжений учителем, замечаний ученикам.
МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ УРОКА – отношение времени, затраченного на выполнение упражнений (графа 5) к общему времени урока умноженное на 100 %.
В зависимости от типа и двигательной направленности урока показатели моторной плотности могут изменяться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, моторная плотность на уроках по спортивным играм будет выше моторной плотности на уроках по гимнастике. На уроках совершенствования техники движений и развития двигательных качеств она может достигать 70-80 %. Для уроков направленных на обучение двигательным действиям и формирование знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность учащихся, моторная плотность может находиться на уровне 50 % и ниже. Оптимальной моторной плотностью на роках физической культуры в IV-V классах принято считать плотность, равную 37-49 %; в VI-VIII классах – 50-60 %; в старших – до 70 %.
При вычислении плотности урока время необходимо перевести в секунды.
Подводя итоги хронометрирования урока, следует помнить, что сумма всех рациональных и непроизводительных затрат времени должны равняться общей продолжительности урока.
На основе данных хронометрирования дается всесторонний письменный анализ деятельности учителя, и оценка его умения правильно и рационально использовать время урока. Оценивая плотность урока, необходимо учитывать поставленные перед уроком задачи и условия проведения. Необходимо проанализировать, какие специальные педагогические мероприятия были проведены преподавателем с целью более эффективного использования времени на уроке. В анализе плотности урока нужно конкретно изложить причины, которые обусловили соответствующие показатели. В заключение анализа должны быть внесены предложения по устранению отмеченных недостатков и указаны пути повышения плотности урока.
Формы проведения хронометража и пульсометрии урока
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Протокол пульсометрии урока физической культуры в МБОУ/МКОУ СОШ № _____
Дата __________ Класс № ___ Ф. И. ребенка ____________________________ ____ лет
учитель физической культуры ____________________________
Физиологическая кривая определяется
Показатели ЧСС за 10 сек.
часть (Вводная часть)
Ходьба, бег, упражнения в движении
После окончания урока
Длительность урока: _____ минут.
Физиологическая нагрузка занятия:
( PS 2 + PS 3 + PS 4 + PS 5 + PS 6) х 6 ( + + + + ) х 6 ударов
5 5 мин.
Общая плотность занятия ОПЗ :
полезное время 100 % %
продолжительность занятия
Моторная плотность занятия МПЗ :
чистая двигат. деятельность %
продолжительность занятия
ПРОТОКОЛ ХРОНОМЕТРАЖА УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ (Примерный вариант формы итехники заполнения)
Хронометраж урока в___классе
Время начала урока
Урок провел учитель _____________________
Общая плотность занятия ОПЗ
полезное время 100 % %
продолжительность занятия
Моторная плотность занятия МПЗ
чистая двигат. деятельность %
продолжительность занятия
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формы проведения хронометража и пульсометрии урока.
Хронометрирование урока проводится с целью получения данных об общей моторной плотности урока, значительно уточняющих и углубляющих педагогический анализ урока.
Выполняя задания, студент заполняет протокол хронометрирования, проводит расчет общей и моторной плотности (в процентах), представляет данные хронометрирования в графическом оформлении и делает письменный анализ плотности урока.
По характеру работы в уроке Ф.К. различается несколько видов деятельности учителя и учащихся класса:
— «объяснение» (объяснение учителя и показ упражнений);
— «выполнение упражнений» (выполнение учащимися упражнений);
— «отдых» (ожидание учащимися выполнения очередного задания и отдых после выполнения упражнений);
— «организация» (построения, переход от одного вида занятий к другому, подготовка мест занятий, уборка оборудования и инвентаря, а также другие вспомогательные мероприятия).
Все эти виды деятельности входят в категорию рациональных затрат времени и определяют общую плотность урока.
На основе данных хронометрирования дается всесторонний письменный анализ деятельности учителя, и оценка его умения правильно и рационально использовать время урока. Оценивая плотность урока, необходимо учитывать поставленные перед уроком задачи и условия проведения.Необходимо проанализировать, какие специальные педагогические мероприятия были проведены преподавателем с целью более эффективного использования времени на уроке. В анализе плотности урока нужно конкретно изложить причины, которые обусловили соответствующие показатели. В заключение анализа должны быть внесены предложения по устранению отмеченных недостатков и указаны пути повышения плотности урока.
Техника хронометрирования урока и последовательность обработки протокола.
1. Заранее подготовить форму протокола.
2. Включить секундомер с окончанием звучания звонка.
3. В ходе урока заполнять только первые 3 графы (в графе №2 подробно записывать все, что делает один ученик, в графе №3 фиксировать окончание каждого вида деятельности по скользящей стрелке секундомера).
4. Выключать секундомер с фактическим окончанием урока (когда учитель скажет «до свидания»).
5. Обработку протокола начинать с начала урока. При этом из нижнего временного показателя вычитается верхний и заносится в соответствующую графу напротив вида деятельности.
6. Отдельно по частям суммируется время каждого вида деятельности (сколько минут затрачено в подготовительной части урока на прослушивание, ожидание и т.д.).
7. Высчитывается процент каждого вида деятельности в каждой части урока отдельно и в целом уроке.
8. Вычертить шкалу плотности урока.
9. Дать письменный анализ полученных данных.
Протокол определения плотности урока путем хронометрирования
Урок ФК в классе____ школы № _____ Дата____ ___Место проведения _____________
Урок проводил_ _________________________________________
В классе по списку______________ присутствовало_____________занималось______
Наблюдения проводились за учеником________________________________
Ч.У. время | Вид деятельности учащихся | Показ. секунд. | Объяснен. и показ | Выпол. упр. | Орг.всп действия | Ожидание и отдых | Простой |
Неорг. построение | 0.30 | ||||||
Построение в шеренге | 1.00 | 0.30 | |||||
Прослушивание замечаний по дисциплине, задач урока | 1.35 | 0.35 | |||||
Выполнение поворотов на месте | 1.45 | 0.10 | |||||
Выполнение перестроения из 1 шеренги в две | 2.05 | 0.20 | |||||
Выполнение ходьбы в полуприседе, подскоков | 3.55 | 1.50 | |||||
Прослушивание и просмотр заданий эстафеты | 4.05 | 0.10 | |||||
Ожидание очереди | 4.15 | 0.10 | |||||
. | . | . | . | . | . | ||
Итого: | 40.00 | 6.50 | 27.30 | 3.40 | 1.60 | 1.20 | |
% | 16,25 | 68,25 | 8,5 |
Определение плотности урока:
Двигательная плотность = tфу/ tобщ *100% =27.30/40.00 *100% =68,25%
Словесные и наглядные методы = tсл. и нагл.методы/ tобщ *100% =6,50/40.00*100%=16,25%
Организационные вспомогательные действия = tвспом./ tобщ *100% =3,40/40.00*100%=8,5%
Ожидание = tожид./ tобщ *100% =1,60/40.00*100%=4%
Простой = tпростоя/ tобщ *100% =1,20/40.00*100%=3%
Анализ плотности урока
1.Дайте оценку двигательной плотности урока. Назовите причины, повлиявшие на её снижение и укажите пути их устранения. Охарактеризуйте вид и тип урока, его методические особенности, задачи и требования. Найдите причины снижения плотности урока в графах 4,6,7 и 8 протокола (указать, сколько минут потеряно, и что надо сделать, чтобы сохранить это время). Отметить, в какой части урока была большая потеря времени и дайте рекомендации, как сохранить это время. При этом разобрать каждый вид деятельности отдельно.
2.Охарактеризуйте общую плотность урока в целом (дать собственную оценку, определить причины, которые повлияли на снижение процента общей плотности урока).
2. Протокол определения нагрузки в уроке (по характеру пульсовой кривой).
В помощь студенту!
Техника проведения и обработки пульсометрам
1. Заранее подготовить форму протокола.
2. Иметь при себе секундомер.
3. Для наблюдения выбрать среднего по уровню физической подготовленности ученика основной медицинской группы.
4. Измерить пульс до и после упражнений различных по нагрузке, при этом находиться вблизи ученика, не мешать учителю и классу, не отрывать ученика от выполнения упражнений, стараться не допускать длительных (более 5 минут) перерывов между замерами.
5. Измеряя пульс, задерживать ученика не более 15 сек, данные занести в протокол и подробно зависать все, что выполнил или будет выполнять наблюдаемый.
6. Вычертить график кривой по пульсу.
7. Дать письменный, профессионально грамотный анализ полученных данных
Протокол определения нагрузки в уроке по пульсу
Количество занимающихся___________ Количество учеников в классе________
Ф.И. ученика______________Проводил урок_______________________________
Часть урока | № п.п | Время измерения | Пульс за 10 сек | Пульс за 1 мин | Упражнения до и после которых подсчитывался пульс |
в покое до начала урока | |||||
2,10 | во время прослушивания задач урока | ||||
4,30 | после бега спиной вперед, подскоков | ||||
5,50 | после перестроения налево и размыкания | ||||
7,10 | после выполнения наклонов | ||||
. | . | . | . | . |
Примечание: таким образом, ведется наблюдение на протяжении всего урока, подробно записываются упражнения, действия до или после которого рассчитывается пульс. Далее по протоколу вычерчивается график кривой нагрузки но пульсу.
3. Конспект зачётного урока.
Протокол обсуждения зачётного урока.
Дата_____ Класс________Школа______ Проводил урок________________________
Количество занимающихся_______Количество учеников в классе_______
принята (бригада в составе)_________________________________________________
1. Конспект урока (соответствие задач рабочему плану и типу урока, соответствие материала упражнений поставленным задачам и возрастным возможностям учащихся. Разнообразие и оригинальность упражнений, наличие и правильность методических указаний, внешний вид конспекта)_________________ ___________________________
2 Проведение урока
Организация (выбор места занятий, использование групповодов, размещение занимающихся, использование оборудования и мелкого инвентаря, распределение упражнений по времени, обеспечение дисциплины, плотности занятий)____________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________Методика обучения и воспитания (соблюдение дидактических принципов, разнообразие методов и приемов, соответствие их направленности к поставленным задачам, подготовленности занимающихся, характеру учебного материала, условиям проведения занятия.) Регулирование нагрузки, обеспечение помощи и страховки__________________________
Поведение педагога (внешний вид, умение держаться, командный голос, выбор места, педагогический такт, культура речи)________________________________________________
Степень выполнения основных задач урока и намеченного содержания конспекта _______
_____________________________________________________________________________
Оценка урока_ ________________________________________________________________
Частичные педагогические наблюдения по схеме анализа урока.
Тема 1. Подготовка педагога к уроку
— определение и формулировка задач урока;
— разработка содержания» урока (его соответствие четвертному плану и программным требованиям; особенностям данной группы учащихся, условия проведения занятий);
— дозировка упражнений и их последовательность в конспекте;
— отражение в конспекте организационно-методических моментов урока.
Тема 2. Организация проведения урока
— подготовка мест занятий, наличие учебных пособий и необходимого спортинвентаря;
— обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий;
— наличие специальных поручений при проведений урока;
— распределение времени по частям урока, по отдельным заданиям;
— использование площади зала, размещение на площадке;
— перестроения и передвижения, их рациональность;
— методы организации учащихся, их целесообразность, соответствие задачам урока и возрасту учащихся.
Тема 3. Анализ средств используемых в уроке
— анализ средств подготовительной, основной и заключительной части уроков зависимости от задач урока, возраста и количества учеников,
— реализация принципов доступности, прочности, системности и индивидуальности
Тема 4. Анализ методов, используемых в уроке
— использование метода слова;
— использование методов наглядности;
— обеспечение взаимосочетания методов слова и наглядности;
— качество владения методами практического разучивания, целесообразности их подбора,
— качество владения методами предупреждения и исправления ошибок;
— умение оказать страховку.
Тема 5. Методика воспитания физических качеств
— формирование правильной осанки,
— использование методов воспитания физических качеств, их рациональность, разнообразие, соответствие возможностям занимающихся;
— рациональность распределения во времени упражнений для развития физических качеств.
Тема 6. Воспитательная работа педагога
— решение воспитательной задачи,
— решение задачи нравственного воспитания в уроке
— решение задачи умственного воспитания в уроке;
— решение задачи эстетического воспитания в уроке;
— решение задачи трудового воспитания в уроке;
Плотность урока и пути повышения ее эффективности. хронометрирование урока
Задавшись целью качественного проведения уроков, учитель физкультуры должен стремиться обеспечить в каждом из них возможно больший объем нагрузки, при котором простои и неоправданные затраты учебного времени на уроке сводились бы к минимуму. Этим самым повышается плотность урока, т. е. отношение времени, затраченного на выполнение движений к общей продолжительности урока.
В педагогической практике различают два вида плотности урока: общая плотность и двигательная (или моторная) плотность урока. Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.
Просмотр содержимого документа
«Плотность урока и пути повышения ее эффективности. хронометрирование урока»
ПЛОТНОСТЬ УРОКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ХРОНОМЕТРИРОВАНИЕ УРОКА.
Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, курирующих уроки физической культуры
Задавшись целью качественного проведения уроков, учитель физкультуры должен стремиться обеспечить в каждом из них возможно больший объем нагрузки, при котором простои и неоправданные затраты учебного времени на уроке сводились бы к минимуму. Этим самым повышается плотность урока, т. е. отношение времени, затраченного на выполнение движений к общей продолжительности урока.
В педагогической практике различают два вида плотности урока: общая плотность и двигательная (или моторная) плотность урока. Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.
К педагогически оправданному использованию времени относятся следующие виды деятельности, или компоненты урока: восприятие учащимися объяснений, демонстраций, указаний учителя, анализ действия своих товарищей, выполнений упражнений, необходимый отдых, установка снарядов, рыхление песка в прыжковых ямах и т. д.
К неоправданным затратам учебного времени относятся: опоздание на урок, преждевременное завершение его, простои в занятиях, вызванные нарушениями дисциплины, поломкой инвентаря и т. д.
Время, затрачиваемое на выполнение упражнений, связано с понятием двигательной плотности, т. е. отношением этого времени ко всей продолжительности урока.
Двигательная плотность урока вычисляется следующим образом: за 100% принимается 45 мин., отведенные на урок. По отношению к этому времени и рассчитывается общая и моторная плотность урока. Например, если на выполнение движений было затрачено 20 мин., то расчет производится по формуле:
P= 45 = 44,4%
Следовательно, двигательная плотность урока в нашем примере составляет 44,4%.
В правильно организованном уроке общая плотность его колеблется в пределах 100%. Пределы же двигательной плотности урока должны достигать:
IX — XI классах — 80%
По видам спорта двигательная плотность урока выглядит следующим образом:
Существует множество факторов, влияющих на повышение плотности урока. И прежде всего при проведении урока следует избегать длительных пауз на объяснения между упражнениями, хотя объяснение имеет такое же важное значение, как и непосредственное выполнение движений.
На повышение плотности урока влияет четкое планирование процесса обучения и воспитания, достаточное количество спортивного инвентаря, его расположение в зале, выбор мест занятий, всевозможные перестроения, применение дополнительных заданий в ходе урока, объяснение и показ, наличие наглядных пособий и т. д.
На основе данных педагогических наблюдений учитель обязан проводить педагогический анализ урока. Анализ каждого проведенного урока будет тем глубже и полнее, чем шире и рациональнее используются методы наблюдения.
МКОУ СОШ с. Карджин О.А.Богазов
Одним из наиболее объективных приемов педагогичеcкого наблюдения является хронометраж. Сведения, получаемые в результате хронометрирования, значительно уточняют и углубляют педагогический анализ урока, так как показывают степень рационального использования времени на различные виды деятельности.
При проведении хронометража урока учитель оформляет следующие материалы хронометрирования:
1) протокол хронометрирования,
2) расчет общей и двигательной плотности урока (в процентах),
3) график хронометрирования,
4) текстовой анализ плотности урока.
Сущность хронометража урока физических упражнений заключается в измерении во времени конкретных действий в уроке для определения его плотности. Запись результатов метража производится различными способами. На распространенные из них — цифровой и графический (в виде круга с секторами, столбиков, кривых и т. п.). Этим самым данные о плотности урока представляются наглядно. (См. рис.1).
Наблюдение и запись времени по секундомеру требуют большого напряжения внимания. Поэтому протокол хронометрирования проводят два человека: один следит за ходом урока и по секундомеру отмечает время, затраченное на определенный вид деятельности, другой записывает данные хронометража со слов первого.
До начала урока учитель должен отметить в протоколе хронометрирования задачи и предполагаемый расчет времени на прохождение различных разделов или частей наблюдаемого урока. Для этого учитель должен составить конспект проводящего урок.
Цифровая запись результатов хронометрирования ведется по предлагаемой ниже таблице.
Последующая обработка данных состоит в том, что суммируются показатели времени, затраченного на отдельные виды деятельности. Наконец, вычисляется общая и моторная плотность урока.
Из приводимой таблицы видно, что на организацию учащихся потребовалось 8 мин. 10 сек; объяснение и показ заняли 12 мин. 50 сек. времени урока. Двигательная плотность урока в нашем примере (при 20-и минутах выполнения движений) достигла 44,4%, а общая плотность (при 4-х минутах неоправданно потерянного времени урока) составила 91,1%.
Оценки заслуживает общая плотность урока в том случае, если все 45 мин. были использованы рационально, без потерь.
Оценка двигательной плотности урока по количественным показателям секундомера представляет известную трудность.
Оптимальная (большая или меньшая) двигательная плотность зависит от ряда факторов (возраст учащихся, задачи урока, материальные условия для занятий физической культурой). Например, на уроке, в котором стояла задача ознакомить учащихся с техникой нового для них движения, целесообразно подробное объяснение способов выполнения движения, показ движения в целом и отдельных его элементов и, возможно, компьютерная демонстрация. Естественно, что на таком уроке двигательная плотность будет ниже, чем на уроках «разучивания» или «совершенствования» движений. Тем не менее целесообразность такого урока бесспорна, и при анализе его плотности все особенности педагогического процесса следует учитывать и отмечать в текстовом анализе плотности данного урока.
Рациональная общая и двигательная плотность урока физической культуры должны рассматриваться в плане соответствия всем поставленным задачам. Так, для решения оздоровительных задач имеет значение общий объем двигательной деятельности учащихся, интенсивность нагрузки, чередование нагрузки и отдыха, время, необходимое для обеспечения вырабатываемости и др. Для решения образовательных задач целесообразно оценить количество повторений упражнений учащимися, обеспечение времени, необходимого для содержательного объяснения сущности двигательных действий и анализа деятельности учащихся.