для чего нужен кис арт
Что нужно знать о КИС «АРТ» таксопаркам и водителям такси
Рассказываем подробно, что такое КИС «АРТ», как в ней зарегистрироваться таксопаркам и водителям, выполняющим заказы в Москве и Московской области.
КИС «АРТ» — система контроля за деятельностью такси, в неё включены все участники рынка таксомоторных перевозок. Заказчик системы — Департамент транспорта г. Москвы.
Система будет следить за тем, чтобы водители не перерабатывали, вовремя проходили медосмотр, а на линии были только технически исправные машины. Как предполагается разработчиками, это повысит безопасность поездок. Все, кто не будет соблюдать правила и не зарегистрируется в системе, не смогут получать и выполнять заказы такси.
Когда и где начнет действовать
Запуск системы намечен на 14 августа 2021 года в Москве и Московской области.
Для чего будет использоваться система
Кто будет пользоваться системой
Что нужно знать водителям
Чтобы продолжать получать заказы после 14 августа 2021 года, водителю необходимо получить КИС «АРТ» ID. Процедура не должна занимать много времени, и мы рекомендуем пройти её заранее. Это можно сделать двумя способами.
Первый способ: полностью самостоятельная регистрация
Второй способ: регистрация с помощью Яндекс.Про
Так у водителя будет месяц, чтобы без спешки зарегистрироваться на портале Госуслуг и подтвердить там аккаунт, а потом пройти регистрацию в КИС «АРТ». Параллельно он сможет выполнять заказы.
Если водитель в течение 30 дней не пройдет регистрацию в КИС «АРТ», временный ID перестанет действовать, а доступ к заказам будет автоматически ограничен.
Что нужно знать о КИС «АРТ» таксопаркам и водителям такси
Рассказываем подробно, что такое КИС «АРТ», как в ней зарегистрироваться таксопаркам и водителям, выполняющим заказы в Москве и Московской области.
КИС «АРТ» — система контроля за деятельностью такси, в неё включены все участники рынка таксомоторных перевозок. Заказчик системы — Департамент транспорта г. Москвы.
Система будет следить за тем, чтобы водители не перерабатывали, вовремя проходили медосмотр, а на линии были только технически исправные машины. Как предполагается разработчиками, это повысит безопасность поездок. Все, кто не будет соблюдать правила и не зарегистрируется в системе, не смогут получать и выполнять заказы такси.
Когда и где начнет действовать
Запуск системы намечен на 14 августа 2021 года в Москве и Московской области.
Для чего будет использоваться система
Кто будет пользоваться системой
Что нужно знать водителям
Чтобы продолжать получать заказы после 14 августа 2021 года, водителю необходимо получить КИС «АРТ» ID. Процедура не должна занимать много времени, и мы рекомендуем пройти её заранее. Это можно сделать двумя способами.
Первый способ: полностью самостоятельная регистрация
Второй способ: регистрация с помощью Яндекс.Про
Так у водителя будет месяц, чтобы без спешки зарегистрироваться на портале Госуслуг и подтвердить там аккаунт, а потом пройти регистрацию в КИС «АРТ». Параллельно он сможет выполнять заказы.
Если водитель в течение 30 дней не пройдет регистрацию в КИС «АРТ», временный ID перестанет действовать, а доступ к заказам будет автоматически ограничен.
«Боюсь, мы вернемся к заказам с руки»: Таксисты — о новой системе регистрации водителей Выяснили, как с августа изменятся цены и вызов такси
В пятницу, 30 июля, «по многочисленным просьбам бизнеса» запуск новой информационной системы «Аналитика работы такси» (КИС «АРТ») перенесли на 14 августа.
Ранее водители такси Москвы и Подмосковья должны были до 1 августа зарегистрироваться в системе мониторинга такси, которая уже работает в тестовом режиме. В ней будут фиксировать данные о медосмотрах и путевых листах водителей, а также техосмотрах автомобилей. Кроме того, каждому зарегистрированному в КИС «АРТ» таксисту присвоят личный идентификатор ID и запретят работать более 40 часов в неделю.
По мнению дептранса, система поможет снизить число нарушений со стороны водителей и дополнительно обезопасит пассажиров. Однако многие таксисты говорят, что из-за новых правил водители начнут уходить с рынка, что приведет к подорожанию поездок как минимум вдвое.
The Village выяснил, что думают о нововведении водители, представители профсоюза таксистов и агрегаторов такси.
Почему таксистов решили жестче контролировать
В середине июня Московская административная дорожная инспекция (МАДИ) потребовала от агрегаторов такси перестать нанимать водителей с иностранными правами и опытом вождения менее трех лет. Ранее инспекция выявила более 1,7 тысячи таких случаев за год. Одна из главных задач КИС «АРТ» — ограничить работу нелегальных перевозчиков, которые часто получают заказы от агрегаторов, не имея путевого листа, документа о пройденном медосмотре или даже лицензии на пассажирские перевозки.
Сейчас в такси могут работать только водители с российскими водительскими удостоверениями или правами, выданными в странах, где русский язык является официальным (например, в Киргизии, Беларуси, Узбекистане).
Другая проблема — частые переработки таксистов, проводящих за рулем больше восьми часов, что противоречит соответствующему приказу Минтранса. По статистике, смены большинства водителей в среднем длятся до 11 часов. Планируется, что новая система будет отслеживать нарушителей, которых начнут блокировать в агрегаторах и лишать таким образом возможности получать заказы.
Как будет работать новая система и что будет, если в ней не зарегистрироваться
Без регистрации в системе КИС «АРТ» водителя не будут допускать к работе, в том числе через агрегаторы такси. Система будет присваивать каждому таксисту уникальный цифровой идентификационный номер (ID) с данными о правах, штрафах, разрешении на перевозку пассажиров, а также количестве отработанных часов.
КИС «АРТ» будет следить, чтобы водитель работал не более 40 часов в неделю, проходил медосмотр, оплачивал штрафы, оформлял необходимые документы и не имел судимости за тяжкие преступления.
Если у водителя есть аккаунт на сайте «Госуслуги», то данные при регистрации попадут в систему автоматически, нужно будет добавить фотографию с паспортом и информацию о водительском удостоверении.
Чем недовольны в профсоюзе такси
Во вторник, 20 июля, межрегиональный профсоюз «Таксист» (включает в себя 2 тысячи водителей и таксопарков) пожаловался на новую систему премьер-министру Михаилу Мишустину, мэру Москвы Сергею Собянину, руководителю Роскомнадзора Андрею Липову и министру транспорта Виталию Савельеву. В письме профсоюза сказано, что из-за новых правил у агрегаторов такси могут быть проблемы с перевозками. Профсоюз попросил не штрафовать таксистов, если они не успеют получить ID до 1 августа.
«Мы не против этой системы, мы против того, что она работает некорректно», — рассказал The Village председатель профсоюза «Таксист» и член общественного совета Минтранса России Андрей Попков. По его словам, многие водители не могут завести аккаунт в системе, потому что она работает со сбоями. Попков добавил, что сейчас зарегистрировались только 10 % от всего количества таксистов, состоящих в профсоюзе. Председатель «Таксиста» также отметил, что ограничение в виде 40 часов работы приведет к падению заработков водителей.
Что еще не так с новой системой
Несмотря на декларируемые правила о том, что не зарегистрированные в КИС «АРТ» водители не смогут официально работать, это нововведение не вполне законно. По крайней мере, пока.
«На федеральном уровне нигде не регламентировано отключение водителя от агрегатора такси и отстранение от перевозок, если у него нет профиля в КИС „АРТ“», — сообщил The Village источник в одном из агрегаторов такси. Однако юристка «Правозащиты Открытки» Алена Борисова считает, что вопрос законности такой ситуации сложнее. По ее словам, сотрудничество водителей и сервисов перевозки происходит через договор присоединения, в котором перечислены все пункты, когда таксиста можно отключить от агрегатора. В остальных случаях расторжение договора будет незаконным, и водитель сможет обратиться в суд. «Вряд ли сейчас в стандартных договорах хоть у кого-то прописана обязанность регистрироваться в КИС „АРТ“. Скорее всего, агрегаторам придется менять собственные формы договоров и правил», — говорит Борисова.
По словам собеседника The Village, пожелавшего остаться анонимным, водитель может подать в суд за такое отключение. «Чтобы запускать такую инициативу, власти сначала должны внести изменения в закон», — заявил представитель агрегатора.
Впрочем, на этом проблемы, связанные с введением КИС «АРТ», не заканчиваются. Во-первых, считает источник, перевозчики (таксопарки) не могут самостоятельно зарегистрировать таксистов в своем кабинете, поэтому некоторые водители просто потеряют работу. Во-вторых, иностранным таксистам нужно получить СНИЛС, чтобы создать аккаунт на «Госуслугах», а это требует времени. И в-третьих, не исключено, что данные о водителях могут быть слиты, как это уже было в декабре 2020 года.
«На рынке паника, партнеры рассказывают, что водители сдают арендованные машины, потому что не смогут зарабатывать. Таксопарки не понимают, как быть дальше, помогают всех регистрировать, но процесс медленный и к 1 августа никто не успеет», — заявил источник.
Однако открыто протестовать против КИС «АРТ» представители агрегаторов и таксопарков, кажется, не собираются. Как рассказал The Village представитель сервиса по заказу такси DiDi, который пока не работает в Москве и Московской области, если систему введут по всей стране, то компания будет соблюдать все необходимые требования. «DiDi строго следует законодательству РФ и предписаниям органов местной власти, и мы ожидаем того же от наших партнеров — таксопарков», — заявил собеседник The Village.
The Village также направил официальные запросы в пресс-службы «Яндекс.Такси», Gett и «Ситимобила», но ответов не получил.
Что говорят водители такси
водитель «Яндекс.Такси», Gett и «Ситимобила»
К нововведению 1 августа относятся, если честно, не очень положительно. Я с обращением профсоюза согласен. По часам [придется работать] очень мало, тогда заказы будут дороже, а не каждый пассажир при нынешней ситуации и пандемии захочет платить больше.
Уменьшение водителей, скорее всего, будет колоссальное. Подача автомобиля станет дольше, количество пассажиров уменьшится. Боюсь, мы вернемся к заказам с руки.
Много вопросов возникло к этой системе. Там одна справка требуется, но она никак не вбивается туда, непонятно, зачем эти ячейки нужны. В остальном я и мои коллеги зарегистрировались без проблем.
Никто толком ничего не знает. Пока система сырая и всех регистрируют. Она нужна для борьбы с нелегалами. Больше половины таксистов в Москве — это граждане других государств с правами, которые не пробиваются в принципе. Если они не пройдут регистрацию, то агрегаторы не будут им выгружать заказы.
Нововведение в основном коснется таксистов тарифа «Эконом». Сейчас можно работать не более девяти часов в день по путевому листу. Некоторые приезжие и по 20 часов работают, но это незаконно и из-за этого случается много аварий.
В «Экономе+» и «Комфорте» и так достаточно хорошие заработки. Там люди получают от 100 тысяч в месяц. А вот из-за нелегалов на «Экономе» половина рынка уйдет — количество таксистов снизится, а цены вырастут.
Отношусь к нововведению отрицательно. Я работаю как индивидуальный предприниматель и купил машину за собственные деньги. Система не будет мне давать заказы после восьми часов в день. И в то же время мне будут приходить штрафы с камер после рабочей смены, если я с женой, например, поеду в магазин на своем автомобиле.
С 1 августа начнется транспортный коллапс, водителей просто не будет, и это приведет к удорожанию такси вдвое. Сейчас в системе меньше 15 % таксистов Москвы. Я зарегистрироваться не пытался.
[Из-за новых правил] я даже в отпуск на своем автомобиле в другой регион не смогу поехать, где мой автомобиль не является такси. Просто потому, что я потом не пройду медицинский и технический осмотр и не смогу на территорию Москвы и области заехать.
Я считаю, что это нововведение пользы не принесет. Не понимаю, зачем нужно вводить какую-то систему, когда можно просто обязать агрегаторов отключать водителей по истечении восьми часов работы (именно работы, а не простоя в ожидании заказа).
Те, кто это придумал, не понимают, что такси — это не автобус, который по маршруту едет. Я за эти восемь часов могу оказаться где угодно. Как я должен действовать, если оказался в какой-нибудь Калужской области, а рабочее время у меня закончилось? Ехать домой на машине нельзя, так как путевой лист уже не действителен. Если меня остановят, то заберут машину на штрафстоянку.
Если они хотят ограничить мое рабочее время, пусть гарантируют мне заработок за эти восемь часов. Ведь заказов может и не быть, большую часть времени ты можешь просто стоять в ожидании. Водителей станет однозначно меньше.
Я в этой системе регистрироваться не буду и принял решение закрыть ИП и искать другую работу. Доход такси несравним с теми проблемами, которые эта работа приносит.
водитель «Яндекс.Такси», «Ситимобила»
К нововведению относятся только отрицательно. То, что это приведет к недостатку водителей и уменьшению заработка, — факт. Потому что большинство водителей сразу же перестанет работать. Регистрироваться в системе не собираюсь и не буду. Если последуют какие-то санкции, то поставлю машину и не буду работать.
Что такое КИС «АРТ». Объясняем простыми словами
КИС «АРТ» — комплексная информационная система «Аналитика работы такси». Действующая в Москве и Подмосковье система контроля таксистов.
Как писал «Секрет», она призвана следить за тем, чтобы водители:
Каждый водитель получает цифровой ID. Зарегистрироваться он может на сайте госуслуг или через диспетчерскую службу заказа такси (агрегатора). На каждого таксиста заводят цифровой профиль, куда включают данные о действующих правах, наличии разрешения на перевозку пассажиров, о штрафах, судимостях, количестве отработанных часов.
Система следит за тем, чтобы водители работали не более 40 часов в неделю и максимум 12 часов в сутки. Это время не включает остановки на ремонт и перерывы на отдых. После превышения установленного лимита агрегатор перестанет давать водителю заказы.
Допустить водителя на линию могут только зарегистрированные в КИС «АРТ» медик и механик — они сами заносят в систему отметки о медосмотре таксиста и техосмотре автомобиля.
Те, кто не зарегистрирован в КИС «АРТ», не могут получать заказы от агрегаторов и легально выполнять поездки.
Пример употребления
«КИС «АРТ» отслеживает соблюдение требований, уже прописанных в законе о такси и действующих на территории Москвы и Московской области, таким образом её введение ничего не поменяет для ответственных водителей и таксопарков, а для пассажиров поездки станут ещё удобнее и безопаснее. Важно, чтобы пассажиры были уверены, что их обслуживает профессиональный водитель, который прошёл обязательный медицинский осмотр и своевременный техосмотр автомобиля».
(Глава Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов — о запуске системы в августе 2021 года.)
Нюансы
Водительский стаж таксиста должен быть не менее 3 лет. Информацию о штрафах, неоплаченных налогах и судимостях КИС «АРТ» получает из баз МВД и налоговой службы. К работе не допустят водителей с непогашенной судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления — убийства, кражи, причинение серьёзного вреда здоровью. Также допуска лишат водителя, у которого скопилось много неоплаченных штрафов. Для восстановления на работе придётся погасить задолженность.
Таксопарк обязан контролировать состояние машины и проводить предрейсовые медосмотры. Если в компании нет штатных механиков и медиков, таксистам советуют воспользоваться услугами компаний, которые перечислены в разделе «Организации-партнёры» в КИС «АРТ».
Водителю не нужно каждый день заходить в систему, но требуется вовремя вносить данные о новых правах. Чтобы перейти в другой таксопарк, водитель должен сообщить ему свой идентификатор (КИС «АРТ» ID) или номер телефона, на который отправят СМС-код, чтобы привязать профиль таксиста к новому парку.
Власти Москвы объясняли введение системы КИС «АРТ» необходимостью выполнять решения городской антитеррористической комиссии. В 2020 году она постановила, что таксопарки и агрегаторы должны передавать данные о водителях в региональную навигационную информационную систему. Однако тогда речь шла лишь о передаче данных, а не о системе учёта рабочего времени таксистов.
Цифры
Система обошлась столичному дептрансу в 123 млн рублей — 93 млн получила компания «Интермобилити», ещё почти 30 млн досталось компании «Стандартпроект».
«Сейчас система работает как флешка». Что таксопарки думают про КИС «АРТ»?
Месяц назад в Москве и области наконец заработала комплексная информационная система «Аналитика работы такси» — КИС «АРТ». Ее цель — контролировать состояние водителей такси и их автомобилей. От этого, по словам властей, должны выиграть и пассажиры, и все участники рынка. Мы пошли к таксопаркам и узнали, как на них сказались нововведения.
Для справки: что такое КИС «АРТ» и почему про нее столько говорят
Работа водителей такси с одним агрегатором заказов в течение 8-10 часов, а потом с другим — такой же продолжительности и без отдыха — была стандартной схемой. Она позволяла водителям больше зарабатывать за смену. Но их состояние никто не контролировал, и количество ДТП с участием такси росло.
В 2019 году московские власти анонсировали введение системы КИС «АРТ». Она объединяет разрозненные данные от таксопарков и агрегаторов в единую базу и устанавливает суточный лимит рабочего времени для водителей — восемь часов. Кроме того, они должны проходить ежедневные осмотры: медицинский и технический.
Чтобы подключиться к системе, каждый водитель Москвы и Подмосковья должен получить КИС «АРТ» ID — единый для работы со всеми агрегаторами и парками. Для этого нужна подтвержденная учетная запись на Госуслугах. ID — это своеобразный цифровой профиль водителя, в котором хранятся данные о действующих правах, лицензия на перевозку пассажиров, информация о штрафах и наличии судимостей. Туда же подгружаются данные о прохождении медосмотров. Предусматривается возможность получения временного ID сроком действия 30 дней, а для продолжения работы его необходимо заменить на постоянный.
Новость о введении системы встревожила экспертов и работников отрасли. Они предсказывали, что необходимость проходить ежедневные осмотры приведет к дополнительным расходам.
Игорь Катков, совладелец таксопарка Mixi
Mixi начал работу в 2018 году. Он предоставляет в аренду водителям автомобили класса «Комфорт+» — сейчас в автопарке 35 собственных автомобилей Kia Optima без задействования лизинга.
Как только сказали, что можно зарегистрироваться в КИС «АРТе», мы сразу подали заявку — не хотели пропустить момент, когда это станет обязательным. Но нас не могли зарегистрировать полгода, до 13 августа. Система думала, будто мы уже зарегистрированы, а техподдержка не работала. Мы писали официальные обращения и пост в фейсбуке с отметкой «Московского транспорта» — не знаю, что из этого в итоге помогло. В общем, идея системы — повышение безопасности — хорошая, но пострадала реализация.
Со штрафами мы еще не сталкивались, то есть система на данный момент есть, но штрафов нет. Если человек едет с бумажным путевым листом, его не будут штрафовать.
Тем не менее, нововведения уже сильно сказались на рынке. Многие таксопарки не допускали водителей до работы без КИС «АРТ» ID, и иностранные таксисты (например, из Киргизии и Белоруссии), зная, что ID у них никогда не появится, просто ушли: у них нет СНИЛСа, а для его получения — полного комплекта документов для легального проживания в России. В результате на рынке сильно сократилось число водителей. Есть куча свободных автомобилей, куча желающих передвигаться на такси и мало таксистов.
Система на данный момент есть, но штрафов нет.
У нас ушли около 40% водителей. В июле, до этой истории, утилизация таксопарка составляла 92%. Все машины уже были сданы. Когда 14 августа мы сказали водителям, что ездить без ID нельзя, остались человек десять, успевших его получить. И утилизация таксопарка просела до 30% — остальные люди просто ушли и не стали арендовать машины. Некоторые прошли квест и потом вернулись к нам, часть ушла на новые места, наверное, потому что по КИС «АРТ» ID штрафов сейчас нет. Мы же нашли новых водителей с цифровым профилем. Сейчас утилизация выросла до 72%, и это очень хороший показатель по нынешним временам.
Никаких дополнительных расходов из-за КИС «АРТа» не появилось, у нас и раньше был договор с медицинской организацией для путевых листов. Но для рынка появилась угроза серьезного убытка: количество несданных автомобилей из-за сокращения количества водителей. Выручка упала, а обязательства перед кредиторами никуда не делись.
Появилась угроза серьезного убытка из-за несданных автомобилей.
Доход водителей после старта системы упал на 30-35%. Тарифы немного выросли, но на зарплаты это особо не повлияло. Водители предсказуемо плохо приняли новость о нововведении. Раньше у них была свобода выбора: можно было ездить хоть сколько — два, восемь, 15 часов, люди сами рассчитывали свои силы. У нас водители работали пять дней в неделю по 12 часов, с обедом, нельзя сказать, что они сильно уставали. Сейчас выбора нет.
Думаю, это продлится ближайшие шесть-девять месяцев, а потом рынок придет в равновесие. Станет очевидна нехватка работников, а тарифы хорошие, и количество водителей вырастет, а цена поездки снизится.
Денис Курочкин, руководитель таксопарка Roxi Taxi
Таксопарк работает с 2017 года. В нем 35 тыс. водителей в нескольких таксопарках по всей России — от Калининграда до Владивостока. Работают со всеми тарифами, от «Эконома» до «Бизнеса».
У нас никаких проблем с регистрацией не было, ничего сложного в ней нет. Большинство наших водителей уже зарегистрировались, потому что без этого работать сейчас нельзя. Некоторые получили временный ID, но дальше они должны самостоятельно пройти процедуры, чтобы получить постоянный цифровой профиль.
Такая система, конечно, нужна — и не только в Москве, а везде. Речь идет и о безопасности, и о контроле. Чем больше можно проконтролировать отношения между участникам рынка, тем прозрачнее он становится. Нужно показать связь между теми людьми, которые выдают лицензии, и теми, кто реально ездит. Кроме того, система исключит некоторую часть недобросовестных водителей.
Такая система, конечно, нужна — и не только в Москве.
Скорее всего, уйдут меньшие тарифы — не исключаю, что в «Экономе» работа совсем остановится — это просто невыгодно. На тарифах «Комфорт», «Комфорт+» цена автомобиля выше, заработок больше, поэтому появятся дополнительные издержки: от 50 до 100 руб. в день, или 3 тыс. в месяц, водитель будет передавать людям, которые сделают для него электронные путевые листы. Соответственно, зарплаты уменьшатся на эту сумму. Если взять в расчет, что еще ограничат время возможного нахождения на линии, то цена заказа увеличится. Заплатит в любом случае потребитель, но, скорее всего, стоимость с ним разделит водитель.
Система в основном направлена на то, чтобы контролировать лицензии на автомобиль. То есть на автомобиле должен быть путевой лист, путевой лист выдается только той компании, которая получила лицензию. Тут могут возникнуть дополнительные затраты из-за контрактов с компаниями только из регламентированного списка. Произошла такая монополизация этой сферы. В результате водители будут платить чуть больше денег, чтобы получать эти путевые листы.
Заплатит в любом случае потребитель, но, скорее всего, стоимость с ним разделит водитель.
Никакой трагедии в связи с введением системы я не вижу. Все новое всегда воспринимается в штыки. На самом деле, система хорошая, вводится очень планомерно, не болезненно, все давно о ней знают, все уже смирились. PR-кампания этой системы проведена очень хорошо.
Олег Семибратов, основатель сервиса автоматизации бизнес-процессов таксопарков mozen.io
Компания работает с 2017 года. Ежемесячный оборот по транзакциям — около 4 млрд рублей.
КИС «АРТ» только усложняет работу. И идет вразрез с интересами самого же Дептранса. Он субсидирует отрасль такси, компенсирует авансовые платежи на лизинг, расходы компании на лизинг таксомоторной деятельности, при это он сам же обрезает доступ водителей к этой системе. Это происходит и из-за новых правил типа «не допустить водителей с иностранными удостоверениями», и просто потому, что водителям непонятно, как зарегистрироваться. Я, человек, у которого есть все необходимые документы для работы в московском такси, ради эксперимента решил зарегистрироваться. Я не смог это сделать с телефона, несмотря на то, что у меня компания, которая занимается разработкой, — настолько там все плохо.
Система далека от реалий рынка. В ней заложены такие рудименты, как ежедневная отметка механика. Срок эксплуатации транспортного средства в такси — три года. Дальше они амортизируются и больше не живут, и возраст контролируют агрегаторы. Такие автомобили априори безопаснее, чем средний автомобиль на дорогах России, потому что они как минимум новее. Но проходить техника придется дважды в сутки.
Система далека от реалий рынка.
Или медосмотр. Врач не является барьером выхода на линию пьяного человека. Кейс из жизни: крупный таксопарк в Петербурге, водитель пришел на смену, отлично прошел медика, механик проверил машину, выпустили, ровно через двести метров машина оказалась на столбе, а водитель пьяный вдрызг. Он выпил сразу после осмотра. Как медик от этого защитит? Никак.
Да и потом, в Москве в режиме онлайн за рулем 300 тыс. водителей транспортных средств, не только такси, но и грузовиков, курьерских и специальных служб — все, кого контролирует наш Дептранс. Представьте, что с утра этим 300 тыс. человек надо пройти медосмотр, который в нормальном режиме занимает 10-15 минут. Какое количество медработников нужно, чтобы водители вышли в 8 утра на линию? Во сколько они должны проснуться? Это физически невозможно.
Все это старые нормы, которые сегодня не особо применимы. Дептранс сам стреляет себе в ногу, закручивая гайки, снимая с себя ответственность и вводя очевидно избыточные барьеры для водителей в виде верифицированного профиля на Госуслугах. В результате доступность заказа легкового такси снизится, потому что станет меньше водителей, а стоимость поездки сильно вырастет. На одной новости о введении КИС «АРТ» многие таксисты ушли, а цены увеличились на 30% — и пока это без жестких мер со стороны агрегаторов. То ли еще будет.
Дептранс сам стреляет себе в ногу, вводя очевидно избыточные барьеры.
Все это вынудит водителей уходить в серое поле и пересаживаться обратно на частные машины. Снова появятся заказы «от бордюра», разовьются нелегальные агрегаторы, которые работают по P2P-схеме, когда водитель соединяется с пассажиром. Такую модель работы можно выстроить в любом мессенджере. Получается база заказов или даже биржа попутчиков. Такая схема остается за рамками законодательства — это не системное извлечение прибыли, а местечковая история, когда ты по пути в свой бизнес-центр везешь кого-то. До таких агрегаторов Дептранс не дотянется. Кому и зачем это надо — не совсем понятно.
Андрей Попков, председатель Координационного совета профсоюза работников общественного транспорта «Таксист»
Профсоюз создан в 2011 году. Есть представители в Общественном совете Минтранса России и Госдуме. Активный член ООПН «Безопасная столица».
Система нормальная, политически правильная, она нужна — никто не спорит, всеми руками за. Но технически она была не доработана. Не все сначала могли в ней зарегистрироваться, она висела. Потом власти заявили, что всех водителей внесли, — наверняка, они кого-то наняли и вручную ввели данные. Проблемы были очевидные.
Систему не получилось запустить с 1 августа, как они хотели. Вряд ли получится и в ближайшее время — думаю, в лучшем случае к Новому году. Пока ни одна медицинская компания не смогла интегрироваться в эту систему. Все зарегистрировались, но интеграции нет. Сейчас она работает как флешка, накопитель информации. А позже станет регуляторной гильотиной.
Все зарегистрировались, но интеграции нет. Сейчас система работает как флешка.
Власть хочет видеть, сколько денег на рынке. Данным от агрегаторов не доверяют и сами хотят собирать информацию: кто кого куда везет, сколько денег, сколько заплатили с этого налогов. Хотят прозрачности, которой нет, к сожалению. В теории, цены должны повыситься, количество таксистов сократится, на рынке останется половина от имеющегося количества. Но как это будет на практике — так как у нас теория от практики отличается — не могу загадывать.