для чего нужен контур офд
Что такое ОФД простыми словами
ОФД — посредник между пользователем кассы и налоговой службой. Разбираемся, как он работает и для чего нужен.
В России действует закон 54-ФЗ о применении онлайн-касс. Он обязывает организации и предпринимателей при расчетах использовать контрольно-кассовую технику c фискальным накопителем и передавать данные с кассы в налоговую службу онлайн*. Для этого между пользователем кассы и ФНС нужен посредник — ОФД.
Оператор фискальных данных (ОФД) — это организация с разрешением от ФНС на обработку фискальных данных. Она обязана передавать информацию с онлайн-кассы в ФНС и обеспечивать ее конфиденциальность, защиту и хранение в течение 5 лет.
Как работает оператор фискальных данных
Касса формирует не только чеки, но и разные отчеты: о регистрации или перерегистрации ККТ, об открытии и закрытии смены. Эти документы называют фискальными.
ОФД через интернет получает фискальные данные c кассы, обрабатывает, сохраняет и отправляет в ФНС.
Оператор формирует подтверждение — фискальный признак — для каждого фискального документа и отправляет на кассу.
Документы, полученные оператором, отражаются в личном кабинете ОФД.
При этом обязанность сдавать налоговую отчетность у предпринимателя или организации остается.
Сервисы ОФД
Операторы фискальных данных предоставляют пользователям личный кабинет с набором возможностей:
Как начать работу с ОФД
Выберите подходящую компанию из реестра аккредитованных ФНС операторов, заключите договор и оплатите счет. Посмотрите, как начать работу с Контур.ОФД.
Пользуйтесь возможностями Контур.ОФД 3 месяца бесплатно
Пользуйтесь всеми возможностями Контур.ОФД бесплатно 3 месяца и выполняйте требования 54-ФЗ!
Что такое ОФД и как оператор фискальных данных связан с онлайн-кассами
При подключении онлайн-кассы нужно выбрать ОФД. Как выбирать: перебором, наугад, остановиться на первом попавшемся?
Виктор Подгорский
Когда предпринимателю предстоит подключать онлайн-кассу, он узнает о том, что ему еще нужно заключить договор с оператором фискальных данных. Коротко их еще называют ОФД. В этой статье отвечаем на самые частые вопросы об операторах фискальных данных.
Что такое ОФД и для чего он нужен
Прежде чем говорить об ОФД, немного введем в курс по онлайн-кассам. По закону продавец должен использовать онлайн-кассы при продаже товаров и услуг физлицам, представителям компаний или ИП.
Пробивать чеки нужно, когда покупатель оплачивает товар наличными, картой или смартфоном. А если покупатель — физлицо без статуса ИП, то при любых безналичных расчетах с ним.
С июля 2019 года на онлайн-кассы перешли почти все предприниматели. Но некоторые получили отсрочку до 1 июля 2021 года. Это ИП, которые работают в сфере услуг или продают товары собственного производства, работают без наемных работников по трудовым договорам.
ИП на патенте, торговцы мороженым в киосках, аптеки в селах могут работать без онлайн-касс бессрочно.
Онлайн-кассы нужно использовать при продаже в офлайн-магазинах и через интернет. У касс две функции:
Как раз для отправки данных нужен оператор фискальных данных.
Как работает оператор фискальных данных
Онлайн-касса выглядит как кассовый аппарат со встроенным фискальным накопителем. Она печатает платежные документы, которые называют фискальными: чеки продажи, возврата, отчеты об открытии и закрытии смены.
Во время каждой продажи фискальный накопитель шифрует и отправляет информацию в налоговую. Упрощенно процесс выглядит так:
Налоговая видит каждую покупку в магазине: что купили, стоимость, время покупки, имя кассира, который выдал чек, — и контролирует доходы предпринимателей.
Кто может работать без ОФД
Фискальный накопитель онлайн-кассы передает информацию через ОФД в налоговую, если есть интернет. Но есть компании, которые не могут подключить онлайн-кассу к интернету: их бизнес находится в труднодоступной местности.
«Труднодоступный район» — это термин из закона. Интернет там работает нестабильно или его вообще нет. В таких населенных пунктах кассы должны использовать только те компании и ИП, которые торгуют подакцизными товарами. Все остальные — нет. Например, магазину в селе Ключи Алтайского края касса не нужна. Но продавец все равно обязан выдавать покупателю документ с обязательными реквизитами, который подтвердит расчет.
В законе есть еще термин «отдаленные районы». Интернет там может работать прекрасно, но все дело в численности населения. Если в таких населенных пунктах проживает не больше 10 тысяч человек, то по закону можно работать без ОФД. Например, к отдаленным районам относится деревня Алешино Новгородской области.
Местные магазины используют онлайн-кассы, но они могут работать в автономном режиме, без подключения к интернету. Им не нужно заключать договор с ОФД и оплачивать услуги оператора. Такие магазины все равно обязаны выдавать документы об оплате с обязательными реквизитами, причем чеки могут быть даже рукописные, на бланках.
Автономный режим нужно настроить во время регистрации кассы. Все данные о продажах хранит фискальный накопитель. Налоговая запрашивает эти данные, когда владелец онлайн-кассы меняет фискальный накопитель или снимает кассу с учета.
Условия и требования к ОФД
Главные обязанности ОФД — обрабатывать и передавать данные в налоговую в режиме реального времени. Но это еще не все, вот что еще делает ОФД:
Компания может получить статус ОФД, если получила разрешение от ФНС на обработку фискальных данных и включена в реестр ОФД.
Предпринимателю не нужно знать все требования закона 54-ФЗ к оператору. Достаточно убедиться, что он числится в реестре ОФД. Если оператора нет в списке, с ним нельзя заключать договор. Допустим, вы хотите подключить Платформу ОФД. Открываете реестр на сайте ФНС, находите в нем компанию. Все в порядке, Платформа ОФД есть в списке, можно подключаться:
Некоторые компании не могут работать операторами фискальных данных, даже если соответствуют законодательным и техническим требованиям. Так бывает, если руководителя и бухгалтера компании уволили с предыдущего места работы того, что они раскрыли коммерческую тайну.
Все эти требования предпринимателям тоже помнить не надо, их проверяет налоговая. Если оператор не соответствует требованиям закона, она не выдаст разрешение на обработку данных. Если ОФД перестал соответствовать закону, налоговая аннулирует действующее разрешение.
Как выбрать ОФД
Компании и ИП самостоятельно выбирают ОФД. Это непросто, операторов фискальных данных много, вот лишь малая часть реестра:
Вот что нужно проверить в первую очередь:
Операторов на рынке так много, они соревнуются в дополнительных сервисах и услугах для бизнеса. Например, большинство дает скидку при покупке у них онлайн-кассы и фискального накопителя.
Аналитика продаж. Некоторые ОФД предоставляют аналитику показателей продаж, контроль выручки в режиме реального времени, выгрузку отчетов в формате xls.
Личный кабинет. Проверьте, что у ОФД есть личный кабинет. В нем удобно контролировать работу: отслеживать, кто оформлял возврат, когда и на какую сумму. Бухгалтеру удобно сверять сумму фактических приходов с деньгами в кассе, делать отчеты по нужным параметрам.
У некоторых ОФД в личном кабинете можно контролировать состояние онлайн-касс по подразделениям, например по филиалам в разных городах, торговым точкам и даже по каждой кассе отдельно.
Мобильное приложение. С помощью него удобно отслеживать показатели продаж можно прямо с телефона. А если чеки, перестанут уходить всегда можно написать в чат и решить свою проблему.
Все опции могут входить в тариф или оплачиваться дополнительно — проверьте это при подключении к ОФД.
Сколько стоит подключиться к ОФД
Стоимость услуг у всех ОФД примерно одинаковая: подключить одну онлайн-кассу к оператору можно за 3000 ₽ в год.
Есть разные тарифные планы: на год, три года, месяц или даже на несколько дней.
На сайте оператора можно выбрать удобный тариф под потребности компании: добавить дополнительные услуги, доплатить за КЭП, фискальный накопитель или онлайн-кассу.
У многих ОФД есть бесплатный пробный период на один или три месяца. Можно поработать с оператором и, если он не подходит, расторгнуть договор и подключиться к другому ОФД.
Как подключиться к ОФД
Подключение к ОФД — один из шагов на пути регистрации онлайн-кассы.
Шаг 1. Оформите усиленную квалифицированную электронную подпись. Она понадобится, чтобы подписать договор и удаленно поставить онлайн-кассу на учет в налоговой инспекции. Без КЭП придется идти в ИФНС и заполнять заявление. Купить электронную подпись можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре, цена — от 2000 ₽.
Список удостоверяющих центров есть на сайте Минкомсвязи.
Шаг 2. Заключите договор с ОФД. Без договора не получится зарегистрировать онлайн-кассу на сайте ФНС. Выберите ОФД, зарегистрируйтесь в личном кабинете, оплатите счет. С момента оплаты считается, что договор между вами и ОФД заключен.
Шаг 3. Зарегистрируйте онлайн-кассу на сайте ФНС. В личном кабинете используйте вкладку «Учет контрольно-кассовой техники».
Нажмите «Зарегистрировать ККТ» и выберите пункт «Заполнить параметры заявления вручную».
Откроется форма «Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники», в ней укажите следующее:
Подпишите и отправьте электронное заявление. Если проверка пройдет успешно, в столбце «Состояние» появится индивидуальный регистрационный номер ККТ.
Шаг 4. Введите индивидуальный регистрационный номер в свою онлайн-кассу. Как только вы получите регистрационный номер, введите его в онлайн-кассу — на это есть сутки с момента отправки заявления. Если не успеть, придется повторно подавать заявление на сайте налоговой. Если вы все сделали верно, онлайн-касса выдаст чек — он понадобится для отчета.
Шаг 5. Сделайте отчет о регистрации онлайн-кассы. Вернитесь в личный кабинет налоговой, на вкладку «Учет контрольно-кассовой техники». Напротив вашей кассы — «Отчет о регистрации ККТ». Укажите в нем время получения чека, его порядковый номер и фискальный признак — это 10 цифр на чеке с аббревиатурой «ФП» или «ФПД». Проверьте еще раз данные и нажмите «Подписать и отправить».
Шаг 6. Получите карточку регистрации онлайн-кассы. Если фискализация прошла успешно, вы получите карточку регистрации, подписанную усиленной квалифицированной подписью ФНС.
Шаг 7. Подключите онлайн-кассу к ОФД. Добавьте кассу в личном кабинете на сайте ОФД: откройте вкладку «Подключение ККТ», введите параметры для настройки — у каждого оператора они свои, после нажмите «Регистрация ККТ». Ваша касса синхронизируется с оператором. Все, теперь можно продавать.
Проблема: касса не отправляет чеки в ОФД
Первая причина. Касса не может подключиться к интернету: проблемы на линии у провайдера, неправильные настройки соединения, не оплачен счет за интернет, поврежден роутер или перебит сетевой кабель.
Что делать. Перезагрузите кассу. Если это не помогло, обратитесь к системному администратору или оператору связи, чтобы устранить проблему. Кассир может работать с кассой, даже если нет интернета. Касса сохранит данные на фискальном накопителе и отправит их ОФД, когда соединение с сервером восстановится.
Вторая причина. Касса сломалась или она неверно настроена. Из строя может выйти модуль связи или фискальный накопитель — он действует от 13 до 36 месяцев со дня регистрации ККТ в налоговой инспекции.
Что делать. Обратитесь к техническому специалисту или в сервисный центр. Возможно, придется купить новую кассу или фискальный накопитель. Работать на неисправной кассе нельзя.
Проблема: сервер ОФД временно недоступен по техническим причинам
Причина. Проблемы с сервером ОФД. На чеке появится надпись: «ОФД не отвечает».
Что делать. Проверьте связь с оператором: в меню кассового аппарата выберите «Сервис», затем «Диагностика ОФД». Касса выдаст бумажный отчет с параметрами подключения онлайн-кассы к провайдеру. С этим отчетом, информацией о регистрации устройства в ФНС и скриншотом первого неотправленного фискального документа обратитесь к ОФД. Если проблемы со стороны оператора, он должен сам их устранить.
Штрафы за нарушение закона 54-ФЗ
Если предприниматель нарушает закон 54-ФЗ, он может получить штраф.
Старт работы с Контур.ОФД
Действия пользователя после оплаты счета на услуги ОФД: первый вход в личный кабинет Контур.ОФД, регистрация кассы в ФНС через личный кабинет Контур.ОФД, настройки личного кабинета.
Первый вход в личный кабинет Контур.ОФД
Для первого входа вам понадобится сертификат электронной подписи. Если сертификата нет, получите его в ближайшем сервисном центре. Сертификат нужен только для первого входа и для регистрации кассы в ФНС. В дальнейшем входить в личный кабинет можно по логину и паролю.
Если сертификат уже есть, войдите по адресу ofd.kontur.ru.
Если вы уже пользуетесь сервисами Контура и входите по логину и паролю, то для входа в Контур.ОФД вы можете использовать те же логин и пароль. Если вы входите впервые — зарегистрируйтесь.
После входа введите ИНН вашей организации. Это надо сделать только при первом входе.
Сервис найдет организацию, и останется подтвердить доступ к ее данным с помощью сертификата электронной подписи.
Если сертификат привязан к телефону, сервис просто предложит ввести код подтверждения из СМС. Если сертификат на ключевом носителе, то он должен быть установлен на компьютере. Сервис автоматически проверяет наличие необходимых компонентов и может предложить настроить рабочее место. Запустите настройку и следуйте инструкциям.
Регистрация кассы в ФНС
Зарегистрировать в ФНС и подключить кассу к ОФД можно онлайн с использованием электронной подписи (КЭП).
Регистрация онлайн
Для регистрации кассы через личный кабинет Контур.ОФД в разделе «Кассы» нажмите «Зарегистрировать кассу в ФНС», заполните заявление на регистрацию.
Отправьте заявление в ФНС. В ответ инспекция вышлет номер для регистрации.
Далее в кассовой программе укажите номер для регистрации кассы и настройки Контур.ОФД:
С этими настройками сформируйте на кассе первый фискальный документ — отчет о регистрации. Вернувшись в личный кабинет Контур.ОФД, введите реквизиты отчета о регистрации и отправьте их в ФНС.
В ответ инспекция вышлет карточку регистрации кассы. Теперь касса зарегистрирована в ФНС и подключена к Контур.ОФД, можно работать.
Передавайте данные из Контур.ОФД в Эльбу
Дарим год интернет-бухгалтерии на тарифе Премиум всем ИП младше 3 месяцев, а более опытным ИП и ООО — 30 дней. Ведите учет на УСН и патенте без бухгалтера.
Регистрация в отделении ФНС без КЭПа
Для регистрации без КЭПа посетите отделение ФНС и зарегистрируйте или перерегистрируйте кассу с настройками Контур.ОФД. На кассе сформируйте отчет о регистрации.
Если вы перерегистрируете ККТ (при замене фискального накопителя или при изменении любых регистрационных данных), вместо отчета о регистрации сформируйте отчет об изменении параметров регистрации.
Если касса подключена к интернету, она автоматически появится в личном кабинете. Если тариф Контур.ОФД оплачен, ККТ начнет передавать данные в ФНС.
Если касса настроена на Контур.ОФД и подключена к интернету, она появится в разделе «Кассы». Если этого не произошло, убедитесь, что касса подключена к интернету.
Настройки личного кабинета
Подключенные кассы
Касса автоматически подключится к ОФД, когда от нее поступит отчет о регистрации или перерегистрации с настройками Контур.ОФД. Если касса настроена на Контур.ОФД и подключена к интернету, она появится в разделе «Кассы». Если этого не произошло, убедитесь, что касса подключена к интернету, или подключите ее вручную.
Уведомления о работе касс
Фискальный накопитель может заблокироваться, если касса не передает документы к ОФД дольше 30 дней. Чтобы избежать этого, настройте уведомления.
Вход по логину и паролю
Вы можете входить в личный кабинет с любого компьютера, без использования сертификата. Для этого в личном профиле должны быть установлены логин и пароль.
С этим же логином и паролем авторизуйтесь в бесплатном мобильном приложении. Проверяйте выручку и чеки, когда вы не у компьютера. Скачать для iOS или Android.
Доступ для других сотрудников
Вы можете пригласить своих сотрудников в личный кабинет с разными правами доступа.
Знакомство с сервисом Контур.ОФД
Ознакомьтесь с возможностями личного кабинета в кратком обзоре.
Дополнительные возможности
В личном кабинете вы можете онлайн продлевать обслуживание по Контур.ОФД и докупать дополнительные услуги и оборудование. Например:
По каким параметрам нужно выбирать ОФД?
Те, кто вновь регистрирует ККТ, должны передавать электронные чеки в ФНС через интернет. С 1 июля 2017 года такая обязанность введена для всех, кто применяет кассы. Посредниками между кассами и ФНС выступают операторы фискальных данных (ОФД). По каким параметрам стоит выбирать ОФД, чтобы получить максимум преимуществ?
Требования закона
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ, чтобы получить статус оператора фискальных данных, организация должна официально подтвердить свое соответствие предъявляемым требованиям. На практике это значит успешно пройти проверку специальной экспертной организации, которая проконтролирует следующие факторы:
Выполняйте требования 54-ФЗ с помощью Контур.ОФД. Онлайн-передача фискальных данных с кассовой техники в налоговую службу в соответствии c изменениями в 54-ФЗ, а также аналитика по торговым точкам.
Дополнительные возможности
Компетенции
Оператор фискальных данных должен передавать информацию с касс своих клиентов в ФНС, надежно хранить ее, обеспечивать конфиденциальность и резервное копирование.
Поэтому при выборе ОФД уточните, имеет ли он опыт разработки высоконагруженных систем, способных в бесперебойном режиме обрабатывать большие массивы электронных данных. Есть ли у него компетенции по созданию сервисов, ежедневно проводящих тысячи транзакций клиентов.
Наличие таких компетенций станет дополнительной гарантией, что оператор готов выполнять свои функции, а его техническая инфраструктура справится с колоссальными нагрузками по обработке фискальных данных.
Личный кабинет
У оператора фискальных данных собирается информация обо всех расчетах его клиентов. Это значит, что, грамотно агрегируя получаемые сведения, ОФД может предоставить владельцу ККТ ряд дополнительных возможностей: аналитику показателей продаж, контроль выручки в режиме реального времени, выгрузку отчетов в формате xls и многое другое.
Поэтому прежде чем заключить договор с ОФД, выясните, что именно будет входить в стоимость обслуживания. Будет ли у вас личный кабинет на сайте оператора и какие задачи вы сможете решать с его помощью. Чтобы вам легче было сориентироваться, ниже мы рассмотрим основные возможности, которые открываются для бизнеса с переходом на онлайн-кассы.
Контроль выручки
Каждому предпринимателю, директору магазина или финансовому директору предприятия нужна оперативная информация о размере выручке. Кто-то просит бухгалтера предоставлять такие сведения раз в день, а иногда бизнесмен звонит кассирам или просит отправлять смс в конце смены. Но порой эти данные нужны чаще.
ОФД получает каждый пробитый чек, а значит, всегда обладает актуальной информацией о выручке. Спросите, сможете ли вы видеть такие данные в личном кабинете в онлайн-режиме.
Будет ли у вас возможность в любой момент посмотреть, сколько денег было получено за текущий месяц и за каждый день по отдельности — сегодня, вчера и т.д., а также за любой интересующий период. Можно ли будет детализировать эти данные: посмотреть выручку по каждой торговой точке в отдельности, а также количество пробитых чеков и средний чек?
Переданные чеки
Если в личном кабинете будет обеспечен онлайн-доступ к каждому пробитому чеку, вы сможете посмотреть, что именно пробил кассир, и тем самым проконтролировать его работу.
Возможность в любое время анализировать чеки позволит легко выяснить, по каким позициям чаще происходят возвраты, а также сделать выводы о «совместимости» товаров: что с чем берут. В результате можно правильно спланировать закупки и маркетинговые акции.
Электронный чек поможет и при оформлении возврата, когда бумажный аналог потерялся. Кассиру достаточно будет зайти в личный кабинет, указать день, когда была совершена покупка, и удостовериться, что такой фискальный документ действительно был отбит.
Контроль за продавцами
В торговле очень многое зависит от работы продавцов, поэтому собственнику бизнеса так важно контролировать их эффективность и дисциплину. Отлично, если ОФД поможет и здесь. Выясните, можно ли будет в личном кабинете получать детализированную информацию о работе конкретного кассира за необходимый период времени: смотреть, сколько он отбил чеков, в каком размере были предоставлены скидки, когда было открытие и закрытие смены?
Нередко предприниматели воспринимают оформление возвратов кассирами как повод для проведения каких-либо махинаций. Уточните, будет ли возможность прямо в личном кабинете отслеживать, кто оформлял возврат, когда, на какую сумму и каких товаров? Это поможет принять решение о порядочности работы персонала.
Анализ поведения покупателей
Используя информацию о пробитых чеках, можно сделать выводы об особенностях поведения и предпочтениях покупателей. Хорошо, если в личном кабинете на сайте ОФД можно будет задать нужный период и найти данные о количестве чеков, сумме среднего чека и понять, в какие дни недели покупательская способность возрастает. Или проанализировать, как ведут себя покупатели в предпраздничные дни, например сравнить показатели за декабрь нескольких лет подряд.
Руководитель сможет посмотреть, в какое время пробиваются первые чеки, и скорректировать график работы магазина или салона. Может быть, стоить открывать его не в 9, а в 10 часов утра или запланировать акцию: предоставлять скидки в утренние часы, провести другие мероприятия для привлечения покупателей. Если же большое количество покупок происходит в вечернее время, стоит задуматься о том, чтобы установить еще одну кассу.
Если можно будет делать выборку чеков с учетом сумм, то владелец бизнеса легко проанализирует, какие товары и услуги чаще всего входят в крупные чеки, к примеру на сумму от 10 000 рублей.
Отчеты
У представителей малого бизнеса обычно либо нет специальных программ по автоматизации сведений о продажах либо в них неудобно работать с такой информацией. Поэтому часто бухгалтеру или руководителю приходится регулярно заносить большое количество данных в таблицы Excel, чтобы затем проанализировать продажи.
Узнайте, предоставит ли ОФД возможность автоматически выгружать нужные сведения в формате xls, устанавливая фильтры по торговым точкам, по периодам, по продавцам. Благодаря такой функциональности гораздо удобнее будет анализировать продажи, рассчитывать прибыль, делать прогнозы.
Также спросите, сможете ли вы сравнивать работу разных магазинов за несколько периодов: смотреть выручку, количество наличных и безналичных сумм, средний чек, сколько было возвратов?
Получится ли сравнивать показатели торговой точки за один и тот же месяц, но в разных годах? Либо выгружать отчет по кассирам за нужный период и проверять количество смен, выручку, количество сделанных возвратов и предоставленных скидок? Такие данные помогут разобраться в ситуации, если в какой-то месяц магазин плохо отработал. Руководитель сможет сделать вывод — виновата сезонность или конкретный сотрудник.
Контролировать получение денег от банков вам будет гораздо проще, если можно получать сведения по всем чекам в таблице Excel и самому задавать параметры таких таблиц. Уточните, можно ли посмотреть только чеки с безналичным расчетом. Если такая возможность есть, вам больше не придется сидеть со стопкой бумажных чеков на безнал — все цифры будут перед глазами.
Важные уведомления
Узнайте, можно ли будет видеть в личном кабинете уведомления о работоспособности каждой кассы, например, если она перестала передавать чеки.
Такая возможность позволит всегда владеть актуальной информацией о состоянии своего кассового парка. Хорошо, если можно будет настроить получение уведомлений на электронную почту или телефон, чтобы своевременно получать нужные данные, не заходя в личный кабинет.
Разделение прав доступа в личном кабинете
Собственнику бизнеса важно сохранять конфиденциальность данных о выручке своей компании. Узнайте, можно ли предоставить сотрудникам определенные права для работы в личном кабинете ОФД. В этом случае кассиры будут видеть только чеки со своей кассы, управляющие — контролировать работу конкретных магазинов, а информация обо всех точках продаж будет доступна только директору.
Применяете кассы? Выполняйте требования 54-ФЗ с Контур.ОФД. Получите скидку 10 % при обращении до 1 июля 2018 года.
Техническая поддержка
Согласно 54-ФЗ отсутствие передачи фискальных данных с кассы в ФНС в течение 30 дней приведет к блокировке ККТ и невозможности оформлять новые продажи на этой кассе. Поэтому для магазинов так важно оперативно решать вопросы, связанные с корректной работой ККТ. Круглосуточная техническая поддержка ОФД поможет владельцу ККТ уверенно себя чувствовать на старте работы с онлайн-кассами и в кратчайшие сроки разрешать трудности.
Прилагаем шпаргалку, с помощью которой вам будет удобнее выбирать ОФД, скачайте или распечатайте ее.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.