для чего нужен линкор

Нужны ли современные линкоры?

для чего нужен линкор. Смотреть фото для чего нужен линкор. Смотреть картинку для чего нужен линкор. Картинка про для чего нужен линкор. Фото для чего нужен линкор

В 1982 году, во время конфликта у Фолклендских островов, два новейших эсминца ВМС Великобритании были потоплены противокорабельными ракетами «Экзосет», у которых даже не взорвались боевые части. Относительно слабых взрывов остатков невыработанного топлива оказалось вполне достаточно для того, чтобы пустить на дно корабли водоизмещением более 4.500 тонн, основу конструкции которых составляли легкие, алюминиево-магниевые сплавы.

Так вот, самое интересное, что броненосный или бронепалубный крейсеры начала XX века, водоизмещение и размеры которых не намного больше, чем у указанных кораблей, во всех этих случаях отделались бы относительно небольшими пробоинами. И это заставляет вспомнить о кораблях, чье время, казалось бы, безвозвратно ушло. Речь идет о линейных кораблях.

О ЖИВУЧЕСТИ ЛИНКОРОВ

Во-вторых, в свою бытность, даже погибая, линкоры демонстрировали потрясающую устойчивость к боевым повреждениям.

В октябре 1944 года линкор «Мусаси» в течение нескольких часов подвергался непрерывным атакам многих десятков американских палубных самолетов и затонул, лишь получив попадания 20 (!) торпед и 17 (!) авиабомб весом 454 и 908 кг.

И еще один пример. Чтобы потопить линкор «Ямато», американцы подняли в воздух 226 (!) самолетов-бомбардировщиков и торпедоносцев. Это больше, чем всего самолетов данных типов атаковало все американские линкоры в Перл-Харборе!

Наконец, в-третьих, практически все известные факты уничтожения линейных кораблей авиацией относятся или к случаям внезапного нападения (Перл-Харбор), или к ситуации, когда потопленный линкор не располагал достаточными средствами ПВО, а одна из сторон имела подавляющее превосходство в воздухе.

для чего нужен линкор. Смотреть фото для чего нужен линкор. Смотреть картинку для чего нужен линкор. Картинка про для чего нужен линкор. Фото для чего нужен линкор

Например, японские линкоры «Ямато», «Мусаси», «Хией» имели явно несбалансированную зенитную артиллерию, так как относительно немногочисленные зенитки калибра 127 и 100 мм дополнялись только 25-мм автоматами, а артиллерия калибра 37 или 40 мм на этих кораблях отсутствовала. Также отсутствовали морские системы управления зенитным огнем, связанные с РЛС.

Английские линкор «Принс оф Уэллс» и линейный крейсер «Рипалс», потопленные в декабре 1941 года в Южно-Китайском море японской базовой авиацией, тоже имели несбалансированное зенитное вооружение. На обоих кораблях универсальные установки калибра 102 и 133 мм не были достаточно дополнены малокалиберной автоматической зенитной артиллерией (всего по два-три восьмиствольных 40-мм автомата «пом-пон» на каждом). Как следствие и японские линкоры, и британские корабли не смогли отразить звездообразные налеты палубной или базовой береговой авиации.

ЛИНКОРЫ ПРОТИВ АВИАЦИИ

Всего в этом сражении японцы потеряли 100 самолетов. А в воздухе действовали 233 японских самолета и 171 американский. То есть один линкор «Южная Дакота» уничтожил 26 процентов всех самолетов, потерянных японцами в этом сражении!

Точно так же во время десантных операций 1944-1945 годов, когда американцы сталкивались с многочисленной базовой авиацией японцев, массированный огонь зенитной артиллерии их линкоров срывал все воздушные атаки на эти корабли. Ни один из американских кораблей не получил сколько-нибудь серьезных повреждений, даже если оказывался без прикрытия палубной авиации. В то же время попадания двух-трех авиабомб или одного-двух камикадзе в авианосцы надолго выводило эти корабли из строя.

Опыт войны однозначно показал, что при наличии на борту линкора многочисленной зенитной и универсальной артиллерии с системами управления огнем, связанными с РЛС, его потопление силами авиации требовало привлечения десятков и сотен, именно десятков и сотен, самолетов. И становилось возможным только в условиях абсолютного господства в воздухе одной из сторон. Именно абсолютного господства в воздухе!

ПРИЧИНЫ «ЗАКАТА» КЛАССА ЛИНКОРОВ

Не решило сразу проблемы и появление зенитных ракетных комплексов (ЗРК). Системы управления ЗРК первого и второго поколений позволяли с каждой пусковой установки обстреливать лишь одну цель. В то же время пусковых установок ЗРК на линкоре, даже учитывая его размеры, могло иметься четыре — шесть, не больше. Корабль же могли атаковать не один, не два и не три, а десять и более самолетов и ракет одновременно. С такой атакой даже достаточно многочисленные ЗРК первого-второго поколений справиться были не в состоянии. И все решили, что время бронированных гигантов ушло. Тем не менее, на взгляд автора этих строк, «списывать» такие корабли явно поспешили, о чем мы подробнее поговорим дальше.

Точно так же несостоятельны, на мой взгляд, и представления о том, что линкоры весьма уязвимы от ударов из-под воды. Вновь обратимся к примерам из Второй мировой войны. Немецким подводным лодкам удалось потопить два британских линкора — «Роял Оук» и «Бархем», а вот авианосцев нацистскими подлодками было потоплено пять, в том числе два крупных британских — «Игл» и «Корейджерс». Соотношение потерь говорит само за себя.

КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ ОБЛИК СОВРЕМЕННОГО ЛИНКОРА

Современные достижения металлургии в области высоколегированных сталей и титановых сплавов позволят линкору иметь бронирование, эквивалентное по степени защиты 356 – 380-мм броне прежних времен, но меньшей толщины и массы, что даст возможность перераспределить высвободившуюся массу и объемы под вооружение. В результате противокорабельные ракеты, убийственно опасные для кораблей из легких сплавов, для современного линкора, закованного в панцирь, эквивалентный 356 – 380-мм броне, не будут уже нести смертельной угрозы.

для чего нужен линкор. Смотреть фото для чего нужен линкор. Смотреть картинку для чего нужен линкор. Картинка про для чего нужен линкор. Фото для чего нужен линкор

Большинство противокорабельных ракет (ПКР) несут комбинированную — инерциальную и активную радиолокационную — систему наведения. Ракета наводится по отраженному радиосигналу на наиболее крупный объект или же на цель, захваченную первой. Поэтому селекции цели по точке попадания в цель не проводится. Следовательно, с точки зрения теории вероятности, наиболее вероятная точка попадания ПКР — средняя часть корпуса и надстроек. А именно эта часть конструкции наиболее защищена у линкоров.

В случае применения «французской» системы бронирования, когда броневой пояс простирается от носа до кормы, толщина брони может варьироваться от эквивалента броневой защиты 102 – 127 мм в оконечностях до 356 – 380 мм в районе «цитадели». То есть надводный борт на всем или на большем его протяжении будет обеспечивать достаточно надежную защиту от ПКР.

И даже применение схемы бронирования «все или ничего», когда максимально бронируется «цитадель», а оконечности прикрываются лишь минимальной защитой, обеспечивает в случае с противокорабельными ракетами высокую степень защищенности. Так как, напомним, наиболее вероятная точка попадания — средняя часть корабля — защищена максимально.

Более того, даже если ракета перед ударом в цель делает «горку» и поражает корабль в палубу, для линкора не все так трагично, как для других типов кораблей. Дело в том, что он располагает бронированной палубой или даже несколькими палубами совокупной толщиной 127 –180 мм, что делает их практически непроницаемыми для фугасных боевых частей ПКР.

Что касается управляемых авиабомб или ракет класса «воздух — поверхность» с лазерным или телевизионным наведением, когда имеется возможность наведения ракеты или бомбы в уязвимое место, то в этих случаях самолеты-носители сами оказываются в зоне поражения средств ПВО линкора и могут быть нейтрализованы.

КОМПЛЕКС ВООРУЖЕНИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЛИНКОРА

Современный линейный корабль водоизмещением 55—57 тысяч тонн будет способен нести весь спектр вооружений: ударное, ПВО и ПЛО (противовоздушное и противолодочное),

УДАРНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Если отталкиваться от отечественных стандартов, то ударное вооружение современных линкоров может быть представлено артиллерией главного калибра (14—16 дюймов), универсальным калибром (130-мм установками), противокорабельными ракетными комплексами (ПКРК) большой и средней дальности (БД и СрД), крылатыми ракетами большой дальности (КРБД). Например:

Современное развитие информационных технологий обеспечивает высокую автоматизацию управления огнем артиллерии главного калибра линкора. Точно так же современное развитие средств механизации и автоматизации позволяет максимально автоматизировать процессы заряжания. Охлаждение стволов забортной водой обеспечит значительно более высокий темп стрельбы орудий главного калибра по сравнению с предшественниками прошлых лет. 356—406-мм калибр артиллерии позволит иметь в боекомплекте управляемые снаряды, которые обеспечат резкое повышение точности стрельбы. Таким образом, можно будет добиться значительного снижения расхода боеприпасов при выполнении огневых задач по поддержке высадки десантов на побережье, занятое противником.

В результате современный линкор сможет выполнять следующие задачи:

ПРОТИВОВОЗДУШНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Системы ПВО могут быть представлены следующими элементами:

Многофункциональная автоматизированная система управления зенитным вооружением на основе высокопроизводительных компьютеров позволит обеспечить контроль воздушного пространства, сопровождение и одновременное поражение большого количества целей — с дальностей в сотни километров и до непосредственной близости от корабля. А большие размеры линкора дадут возможность иметь значительный боекомплект для комплексов ПВО.

Таким образом, линкор сможет решать следующие задачи ПВО:

При этом ПВО эшелонирована. Прорвавшись через зону поражения ЗРК большой дальности, атакующие летательные аппараты и средства вооружения оказываются в зоне огня 130-мм орудий и ЗРК МД. Наконец, последний рубеж — 30-мм ЗАК и ЗПРК. Прорыв через такую эшелонированную ПВО будет сопряжен со значительными потерями.

ПРОТИВОЛОДОЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

В ДВУХ СЛОВАХ – ОБ ЭНЕРГЕТИКЕ

Опыт эксплуатации атомных надводных и подводных кораблей однозначно свидетельствует, что наиболее перспективной для линкора современности является атомная энергетическая установка. Она позволит не только снизить затраты на обеспечение повседневной деятельности корабля, но и обеспечить неограниченный радиус действия.

Однако если линкор будет создаваться для действий не столько на океанских просторах, сколько в прибрежных акваториях, что предполагает частые заходы в порты, то, безусловно, более целесообразным будет использование обычной энергетической установки.

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА СОВРЕМЕННЫХ ЛИНКОРОВ

для чего нужен линкор. Смотреть фото для чего нужен линкор. Смотреть картинку для чего нужен линкор. Картинка про для чего нужен линкор. Фото для чего нужен линкор

ОБ АМЕРИКАНСКОМ ОПЫТЕ

Конечно же на все эти доводы оппонент может возразить, взяв в качестве примера те же США, где отказываются от своих линкоров типа «Айова».

Однако дело в том, что, во-первых, эти линкоры были построены в годы Второй мировой войны и их так и не удалось адаптировать к современным системам вооружения, прежде всего ЗРК. Кроме того, не удалось без серьезных и дорогостоящих доработок конструкции заменить 127-мм спаренные артустановки с орудиями Мк38 на современные 127-мм автоматические установки с водяным охлаждением ствола. Во-вторых, после распада СССР американцы приняли за основу стратегии концепцию так называемой «бесконтактной войны». Эта стратегия строится на поражении противника силами ВВС, палубной авиации и крылатых ракет в условиях абсолютного превосходства в силах и абсолютного господства в воздухе. Десантирование с моря предполагается только после полного подавления вражеской обороны на побережье.

Примеры Ирака и Югославии как раз и относятся к таким случаям, война велась против истощенных блокадой государств. Сталкиваться же с противником более-менее равноценным США в последние годы не приходилось. Но если подобное столкновение смоделировать, то сразу же станет ясно, что упование только на воздушные и ракетные удары бесперспективно. Не случайно США отнюдь не торопятся выступать с войной против Ирана или КНДР, так как не уверены, что не получат адекватного отпора. Как и в том, что удастся избежать поражения своих кораблей средствами вражеского вооружения, прежде всего противокорабельными ракетами. То есть их корабельным группировкам может быть нанесен так называемый «неприемлемый ущерб».

К тому же стоит внимательно присмотреться к критерию «стоимость-эффективность». Какой вариант более эффективен: произвести двести — двести пятьдесят боевых вылетов палубной авиации или же выпустить из 356-мм или 406-мм орудий 800—900 снарядов, в том числе 200—300 управляемых, — при той же эффективности поражения целей? Ответ напрашивается сам собой.

Кроме того, в США ведутся поисковые НИОКР по созданию так называемых «кораблей — носителей вооружения». Это корабли большого водоизмещения, с мощной защитой, несущие большое количество разнообразного вооружения — артиллерийского и ракетного. Пока вследствие отсутствия насущной необходимости их создание не переводится в практическую плоскость. Однако в случае возникновения угроз предварительные разработки могут быть быстро переведены в стадию непосредственного осуществления.

Поэтому не стоит спешить с ходу отвергать идею возрождения класса линкоров. Вполне возможно, что ренессанс данного класса кораблей еще впереди.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Источник

Ударная сила флота

Предисловие

Парусный линейный корабль

Батарейный броненосец

Являлись дальнейшим развитием парусных линейных кораблей и по своей архитектуре мало чем от них отличались. Корабли водоизмещением 2000-10000 т и длиной от 60 до 100 м. Их конструкция была либо комбинированной, либо чисто металлической. В случае с комбинированной конструкцией основа корпуса корабля была деревянной, а сверху на деревянный борт в наиболее угрожаемых зонах навешивались стальные броневые плиты. В случае с металлической конструкцией весь корпус корабля изготавливался из металла, а броневые плиты являлись неотъемлемой частью его еще достаточно простой конструкции. Корабли имели одну батарейную палубу, на которой по аналогии с парусными линкорами располагалась артиллерия — до 40 казнозарядных или дульнозарядных орудий калибра обычно не более 203 мм. На том этапе состав корабельной артиллерии был достаточно сумбурным и не имел никакой логики в вопросе его тактического использования. Состав брони тоже был довольно примитивным, а толщина ее составляла порядка 100 мм. Силовая установка — поршневая одновальная паровая машина с угольным питанием. Позволяла батарейным броненосцам развивать скорость от 8 до 14 уз. Кроме того, в качестве резервного движителя еще имелись мачты с парусным вооружением. Хорошее представление об этом типе линкоров дает HMS «Warrior», находящийся на стоянке в Портсмуте.

для чего нужен линкор. Смотреть фото для чего нужен линкор. Смотреть картинку для чего нужен линкор. Картинка про для чего нужен линкор. Фото для чего нужен линкор

Батарейный броненосец «Уорриор». Размеры: 9358 т и 127х17,7 м. Вооружение: десять 179-мм (7”) орудий, двадцать восемь 68-фунтовых орудий, четыре 120-мм (4,7”) орудия. Бронирование: борт — 114 мм. Подвижность: 1х5267 л.с. ПМ и 14 уз. (26 км/ч). На парусах — до 13 уз. (24 км/ч). От своих комбинированных деревометаллических собратьев этот корабль отличался полностью стальным корпусом, разделенным на 35 отсеков с двойным дном. Также этот корабль имел нормальные размеры для обеспечения должной мореходности и автономности и для размещения необходимого вооружения и механизмов.

Казематный броненосец

Это линкоры периода, когда эпоха пара и брони начала входить в свой зрелый возраст: 70-е года XIX века. Казематные броненосцы отличались от батарейных броненосцев усовершенствованной конструкцией, резким увеличением количества бортовых механизмов, устройств и приборов, а также радикальным усложнением их конструкции. И хотя их размеры и водоизмещение (около 10000 т и до 110 м в длину) мало изменились в сравнении с крупнейшими батарейными броненосцами, казематные броненосцы уже наголову превосходили их по своему боевому потенциалу. Принципиальные отличия были следующие. Во-первых, калибр и количество орудий были стандартизированы и начали иметь четкую классификацию в соответствии с их ТТХ и вытекающим из этих ТТХ предназначением. На казематных броненосцах вся артиллерия уже была разделена на главный калибр (ГК) и противоминный калибр (ПМК). Первый предназначался для поражения всех видов надводных целей и нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам, второй был предназначен для поражения атакующих эсминцев, миноносцев, торпедных катеров и других малоразмерных быстроходных целей, которые не могли «поймать» громоздкие артсистемы главного калибра. В качестве главного калибра использовались 4-8 тяжелых казнозарядных или дульнозарядных орудия калибра от 240 мм до 340 мм. В качестве противоминного калибра использовались малокалиберные орудия калибром до 76 мм. Такой состав артиллерии был менее многочисленным по сравнению с артиллерией батарейный броненосцев, но являлся значительно более могущественным и эффективным. Второе нововведение — частичный отказ от батарейной палубы. Орудия главного калибра теперь размещались в индивидуальных казематах и были отделены от соседних бронированными перегородками. Это существенно увеличило живучесть такой артиллерии в бою. Батарейные палубы теперь если и использовались, то только для размещения артиллерии ПМК. Часть артиллерии ПМК стали размещать на верхней палубе в палубных установках кругового вращения. Кроме того, гигантские размеры и вес новых крупнокалиберных орудий, а также боеприпасов к ним потребовал введения частичной или полной механизации процесса заряжания и наведения такого орудия. Например, боевое отделение 340-мм орудия главного калибра на французском казематном броненосце «Курбэ» напоминало помещение небольшого механического завода. Все это позволило с полным правом отказаться на данном этапе от термина «пушка», заменив его более правильным в данном случае термином «артустановка» (АУ). Орудийные порты некоторых казематных артустановок начали получать противоосколочную защиту. Произошли изменения и в конструкции корпуса, и в элементах его защиты. Во-первых, для увеличения живучести и непотопляемости при боевых и навигационных повреждениях линкоры этого периода начали получать двойное дно. Во-вторых, для противостояния сверхтяжелым «чемоданам» новых крупнокалиберных орудий главного калибра бронирование начали стягивать в относительно узкие пояса, толщина которых быстро достигла 300 мм и более. Остальные участки корпуса либо не имели защиты вовсе, либо имели чисто символическую защиту. Силовая установка теперь включала несколько паровых поршневых машин, работающих на 1 или 2 вала. Предельная скорость хода — до 15-16 уз. Мореходность стала практически абсолютной (шторм до 11 баллов). Кроме того, некоторые линкоры подобного типа начали получать торпедные аппараты с боекомплектом торпед и мины заграждения. Подобное вооружение уже позволяло поражать цели артиллерийским огнем на расстоянии до 4-5 км и окончательно уничтожать их торпедами, если цель еще сохранила плавучесть после артобстрела. К недостаткам казематных броненосцев относятся очень малые углы обстрела артустановок ГК, крайне низкая их скорострельность (1 выстрел в 15-20 минут), затрудненное использование артиллерии в свежую погоду, примитивная система управления огнем СУО. Наиболее мощными линкорами, относящимися к категории казематный броненосец, стали французские линкоры типа «Курбэ».

для чего нужен линкор. Смотреть фото для чего нужен линкор. Смотреть картинку для чего нужен линкор. Картинка про для чего нужен линкор. Фото для чего нужен линкор

Казематный броненосец «Адмирал Курбэ» в 1881 году. Голая мощь. В момент вступления в строй наверняка вызывал дрожь у лордов британского адмиралтейства. Борт заканчивался верхней палубой на высоте примерно 4-го этажа многоэтажного дома, что делало мореходность этой импозантной плавучей крепости почти абсолютной. Размеры: 10450 т и 95х21,3 м. Вооружение: четыре 340-мм/L21 (13,4”) М1881 и четыре 279-мм/L20 (10,8”) М1875 АУ ГК, шесть 140-мм (5,5”) М1881 АУ СК, двенадцать 1-фунтовых орудий ПМК, пять 356-мм ТА. Бронирование: борт — до 380 мм (кованое железо). Подвижность: 2х4150 л.с. ПМ и 15,5 уз. (29 км/ч). Очевидно, что такая техника не развалится и не утонет от пары попаданий ПКР типа «Экзосет»/«Пингвин»/«Отомат»/«Гарпун» и т.п., как это случается с современными высокотехнологичными боевыми кораблями, а габаритные размеры он имеет примерно такие же (по длине даже существенно меньше).

Башенный броненосец

Недостатки конструкции казематных броненосцев заставили конструкторов искать пути повышения эффективности использования ставшей уже вполне солидной огневой мощи линкоров. Решение было найдено — создание не казематных, а башенных артустановок главного калибра, которые размещались на верхней палубе и обладали в результате куда большими углами обстрела. Кроме того, башенная артустановка является более защищенной по сравнению с казематной, хотя и тяжелее. Были созданы одно- и двухорудийные башенные артустановки главного калибра с орудиями калибра от 240 мм до 450 мм. На башенных броненосцах устанавливались от одной до трех таких установок (редко больше). Артиллерия СК и ПМК продолжала оставаться в батарейной палубе, в казематных и палубных установках. Так как на верхней палубе потребовалось место для размещения громадных установок, то от парусного вооружения окончательно отказались. Линкоры теперь несли одну-две мачты, предназначенные для размещения наблюдательных постов, прожекторов, малокалиберной артиллерии и сигнального оборудования. Броневая защита и силовая установка остались примерно на уровне лучших казематных броненосцев. Однако количество вспомогательного оборудования для управления новыми, сложными башенными установками стало еще больше. На титул лучших башенных броненосцев претендуют два корабля: итальянский броненосец типа «Дуилио» и отечественный броненосец «Петр Великий».

Броненосец «Дуилио» — бронированный монстр водоизмещением 11138 т. Основным вооружением линкора были две двухорудийные артустановки, размещенные диагонально в центре корпуса корабля. Каждая артустановка имела по два 450-мм дульнозарядных орудия RML-17.72 весом по 100 тонн каждое. Приводы механизмов заряжания и наведения — гидравлические. Стреляли они снарядами весом почти в тонну на расстояние до 6 км и могли с дистанции 1800 м пробить стальную броню толщиной 500 мм. Скорострельность — 1 залп в 15-20 минут. В качестве артиллерии СК и ПМК корабль имел три 120-мм артустановки и несколько мелких пушек. Картину дополняли 3 торпедных аппарата. В корме располагалась доковая камера для торпедного катера типа «Номибио». Корабль имел тотальную механизацию всех рабочих процессов. Броненосец «Петр Великий» предвосхитил появление современных эскадренных броненосцев. Его архитектура уже соответствовала канонам, которых кораблестроители придерживаются и в настоящее время. Артиллерия главного калибра — две двухорудийные башенные артустановки с орудиями 305 мм/L20. Одна установка располагалась на носу, вторая на корме гладкопалубного корабля. Это позволяло в бортовом залпе использовать обе артустановки (все четыре орудия), а также действовать на нос и корму половиной артиллерии. В центре располагалась надстройка с рубками, мачтами, трубами, боевыми постами и мостиками. Огневую мощь корабля дополняли два 229-мм миномета в кормовой части судна. В качестве артиллерии ПМК использовалось шесть 87-мм палубных пушек. Броня до 365 мм. Схема бронирования усовершенствована. Скорость до 15 уз.

для чего нужен линкор. Смотреть фото для чего нужен линкор. Смотреть картинку для чего нужен линкор. Картинка про для чего нужен линкор. Фото для чего нужен линкор

Башенный броненосец «Дандоло» — один из линкоров типа «Дуилило». Выглядит достаточно неказисто, однако по количеству инновационных технических решений, калибру орудий ГК и уровню механизации одно время был далеко впереди планеты всей. Его недостатки — плохая мореходность и не слишком удачная компоновка вооружения и постов управления. Размеры: 11138 т и 109,2х19,8 м. Вооружение: 2х2-450-мм/L20,5 (17,7” — стреляли снарядами массой 908кг) RML-17.72 АУ ГК, три 120-мм (4,7”) АУ СК и несколько мелкий орудий ПМК, три 356-мм ТА, торпедный катер типа «Номибио» во внутреннем доке (на «Дуилио»). Бронирование: борт — до 550 мм, палуба — 50 мм. Подвижность: 2х3855 л.с. ПМ и 15 уз. (28 км/ч). «Дредноутный» тип защиты «всё или ничего» этого корабля позволял хорошо держать тяжелые одиночные удары крупнокалиберных «чемоданов», но не обеспечивал почти никакой защиты от шквального огня СК и ПМК с малых и средних дистанций.

Барбетный броненосец

Конструктивно повторяли тип башенного броненосца, но вместо башен имели барбеты. Барбет представлял собой встроенную в корпус корабля конструкцию в виде колодца из броневых колец, в котором располагались орудия вместе со всеми необходимыми механизмами и приборами. Возвышающиеся над барбетом орудия представляли из себя не большую цель, и их решили не защищать. Сверху такая конструкция также не была защищена. Потом вращающаяся часть барбетной артустановки получила легкое башенноподобное противоосколочное прикрытие. В процессе эволюции башня и барбет постепенно слились в единую конструкцию, в которой барбет является неподвижной частью артустановки, а венчающая его башня с орудиями — это подвижная вращающаяся часть. Одними из наиболее мощных в мире барбетных броненосцев являлись отечественные черноморские линкоры типа «Екатерина-II».

для чего нужен линкор. Смотреть фото для чего нужен линкор. Смотреть картинку для чего нужен линкор. Картинка про для чего нужен линкор. Фото для чего нужен линкор

Монументальный облик российского барбетного броненосца «Георгий Победоносец» — одного из серии линкоров типа «Екатерина-II» (четыре корабля). То, что на фото опознается как классическая башенная артустановка, на самом деле двухорудийная барбетная установка главного калибра с легким противоосколочным прикрытием. Первый шаг к слиянию воедино башенной и барбетной схемы размещения артиллерии. Размеры: 11032 т и 103,5х21 м. Вооружение: 3х2-305-мм/L35 (12”) АУ ГК, семь 152-мм/L35 (6”) АУ СК, восемь 47-мм и десять 37-мм АУ ПМК, 7 — 381-мм ТА. Бронирование: борт — до 406 мм, палуба — до 63 мм (сталежелезная). Подвижность: 2х4922 л.с. ПМ и 16,5 уз. (31 км/ч).

Монитор

Вариант плоскодонного башенного броненосца для действий на мелководье. Имели плоский корпус с минимальной осадкой и очень малую высоту надводного борта. Надстройки сведены к минимуму. В качестве основного вооружения — одна-две башенные артустановки. Калибр их орудий мог достигать 305 мм и даже больше. Другого вооружения, как правило, не было, хотя могло еще присутствовать несколько мелких пушек. Силовая установка позволяла набирать скорость 10-12 уз. Такие корабли были условно мореходными и предназначались для действий максимум в ближней морской зоне, реках и озерах.

Эскадренный броненосец

для чего нужен линкор. Смотреть фото для чего нужен линкор. Смотреть картинку для чего нужен линкор. Картинка про для чего нужен линкор. Фото для чего нужен линкор

Броненосец береговой обороны

Корабли, построенные по всем канонам эскадренных броненосцев, но меньше их по водоизмещению в три раза, на уровне 4000 т. Предназначены для ведения боевых действий вблизи своих берегов в системе береговой обороны. В качестве главного калибра имели одну-две артустановки с орудиями калибра от 203 мм до 254 мм. Иногда на них ставили и 305-мм артустановки от «больших братьев». Строились небольшими сериями вплоть до 2-й мировой войны.

Броненосец 2 класса

Корабли, построенные по всем канонам эскадренных броненосцев, но меньше их по водоизмещению примерно в 1,5 раза, — 8000-10000 т. Артиллерия главного калибра — орудия 254 мм — 305 мм. Предназначены как для генерального сражения, так и для несения патрульно-дозорной службы на коммуникациях и охраны конвоев. Строились небольшими сериями.

Дредноут

Вообще, сравнение отдельно взятого дредноута и эскадренного броненосца довольно бессмысленно, т. к. не существовало классических эскадренных броненосцев водоизмещением 20000-30000 т, хотя дредноуты водоизмещением 16000 т были. Наиболее мощным классическим дредноутом считаются немецкие дредноуты типа «Кениг» и отечественные типа «Александр-III» (Черноморский флот). Немец имел сверхмощную защиту. Наш — высокоэффективный артиллерийский комплекс.

для чего нужен линкор. Смотреть фото для чего нужен линкор. Смотреть картинку для чего нужен линкор. Картинка про для чего нужен линкор. Фото для чего нужен линкор

Линкор «Александр III» имел классический угловатый облик первых дредноутов с сильно уменьшенными надстройками. Впоследствии, в ходе многочисленных модернизаций, для нормального управления кораблем, а также размещения всего необходимого оборудования и боевых постов, надстройки были опять развиты, и дредноуты (скорее, уже супердредноуты и линкоры) стали походить на увеличенные броненосцы с мощным островом из надстроек в центре корпуса. Размеры: 23400 т и 168х27,3 м. Вооружение: 4х3-305-мм/L52 (12”) МК-3-12 АУ ГК, двадцать 130-мм/L50 (5,1”) АУ СК/ПМК, четыре 75-мм ЗАУ, четыре 457-мм ТА. Бронирование: борт (приведенное, суммарное) — до 336 мм (броня крупповская), палуба (суммарное) — 87 мм. Оборудование: ЦСУО (два 6-метровых дальномера ДМ-6, оптические прицелы в АУ), 2 радиостанции (2 и 10кВт). Подвижность: 4х8300 л.с. ПТ и 21 уз. (39 км/ч). По артиллерийскому комплексу главного калибра линкоры этого типа были лидерами среди дредноутов с 305-мм орудиями. Остальные характеристики также были на должном уровне.

Додредноут, или Переходной броненосец

Строились одновременно с первыми дредноутами. Корабли водоизмещением 16000-18000 т и длиной 130-150 м. Конструкция корпуса не отличалась от эскадренных броненосцев, но были изменения в составе артиллерии. Место скорострельных артустановок среднего калибра на таких кораблях большей частью или целиком заняла артиллерия промежуточного калибра в 203 мм, 234 мм, 240 мм или 254 мм. Несмотря на то, что управление огнем такой разношерстной, но близкой по ТТХ артиллерией было делом непростым, более легкие артустановки промежуточного калибра были более многочисленными, и потому многие линкоры этого типа были довольно мощными боевыми единицами, вполне способными одолеть в артиллерийском бою первые дредноуты. Вообще термин «додредноут» относится к любому эскадренному броненосцу, но ассоциируется, как правило, именно с такими кораблями. К переходным броненосцам относятся отечественные линкоры типа «Андрей Первозванный» (четыре 305-мм + четырнадцать 203-мм), французский «Дантон» (четыре 305-мм + двенадцать 240-мм), британские типа «Агамемнон» (четыре 305-мм + десять 234-мм), австро-венгерские типа «Радецкий» (четыре 305-мм + восемь 240-мм) и т.п.

для чего нужен линкор. Смотреть фото для чего нужен линкор. Смотреть картинку для чего нужен линкор. Картинка про для чего нужен линкор. Фото для чего нужен линкор

Линкор «Дантон» — типичный представитель переходных броненосцев. Мощный шеститрубный красавец. Размеры: 19763 т и 146,6х25,8 м. Вооружение: 2-2х305-мм/L45 (12”) Mle.1906 АУ ГК, шесть 2х240-мм/L50 (9,4”) Mle.1902 АУ ГК, шестнадцать 75-мм Mle.1906 АУ ПМК, десять 47-мм АУ ПМК, два 457-мм ТА. Бронирование: борт (суммарное, приведенное) — до 366 мм, палуба (суммарное) — 95 мм. Оборудование: ЦСУО (дальномеры, оптические прицелы в АУ), радиостанция. Подвижность: 4х6625 л.с. ПТ и 19,5 уз. (36 км/ч).

Супердредноут

Линейный крейсер

Корабли, которые явились венцом развития броненосных крейсеров, но конструктивно и в тактическом/оперативно-стратегическом плане являются линейными кораблями. Отличались от современным им дредноутов и сверхдредноутов либо ослабленным бронированием (преимущественно на британских образцах), либо ослабленным вооружением (преимущественно на немецких образцах), за счет чего могли развивать скорость до 28-32 уз. Являлись быстроходным крылом при эскадре дредноутов/сверхдредноутов, как некогда броненосные крейсеры при эскадренных броненосцах. Показали себя как очень большие, дорогие, но при этом весьма уязвимые корабли и потому не снискали особой любви у моряков. Хорошим примером служит бой германского линкора «Бисмарк» с британским линейным крейсером «Худ» с фатальными последствиями для последнего. Это при том, что «Худ» считался самым мощным из всех известных линейных крейсеров той поры. Его порой даже называли «линкором-крейсером».

Идея создания подобных, несбалансированных до нелепости кораблей, принадлежала, по всей видимости, адмиралу Фишеру. Некоторые страны ее подхватили, некоторые нет. В нашей стране заложили было линейные крейсера типа «Измаил», но от линейных крейсеров у них было только одно название. По факту «Измаилы» представляли собой типичные сверхдредноуты, превосходившие предыдущие серии балтийских и черноморских линкоров по всем показателям, кроме стоимости и проблем.

для чего нужен линкор. Смотреть фото для чего нужен линкор. Смотреть картинку для чего нужен линкор. Картинка про для чего нужен линкор. Фото для чего нужен линкор

Линейный крейсер «Инфлексибл» — первый представитель этого класса линкоров. На вид нормальный броненосец, но некая «стройность» в облике выдает его неполноценность. Несмотря на 8 орудий калибра 305мм, в бою, скорее всего, уступит любому эскадренному броненосцу постройки после 1900 года. Размеры: 18490 т и 172,8х24 м. Вооружение: 4х2-305-мм/L45 (12”) Mark.X АУ ГК, 16 — 102-мм (4”) Mk.III АУ ПМК, 5 — 457-мм ТА. Бронирование: борт (суммарное, приведенное) — до 318 мм, палуба (суммарно) — до 63 мм. Оборудование: ЦСУО (дальномеры, оптические прицелы в АУ), радиостанция. Подвижность: 4х10250 л.с. и 25,5 уз. (47 км/ч).

Линкор или быстроходный линкор

для чего нужен линкор. Смотреть фото для чего нужен линкор. Смотреть картинку для чего нужен линкор. Картинка про для чего нужен линкор. Фото для чего нужен линкор

Могучий суперлинкор «Ямато» — самый мощный линейный корабль за всю историю человечества. И, наверное, самый бесполезный. В дуэльном артиллерийском бою одолеет любой другой корабль любой страны. Американцы еще как-то пытаются сравнивать с ним свою «Айову», но сравнение, несмотря на все старания, получается не по-детски наивным. Размеры: 72810 т и 262х38,7 м. Вооружение: 3х3-460-мм/L45 (18,1”) 40-SK model 94 АУ ГК (стреляли снарядами массой 1460кг), 4х3-155-мм/L60 (6,1”) АУ СК/ПМК, 6х2-127-мм УАУ, 8х3-25-мм Тype-96 МЗА, 2х2-13-мм П, 7 ЛА6. Оборудование: ЦСУО Тype-98 (четыре 15-метровых дальномера, один 10-метровый дальномер, два 8-метровых дальномера, два директора, прибор слежения за целью, прибор разрешения выстрела, баллистический вычислитель, РЛС7 21.Mod.3, 2 РЛС Type-22, 2 РЛС Type-13, шумопеленгаторные станции ШМС, оптические и инфракрасные дневные и ночные прицелы и визиры в АУ и ВП), радиостанции. Бронирование: борт (приведенное) — до 436 мм, палуба (приведенное) — до 232 мм. Подвижность: 4х41250 л.с. ТЗА и 27 уз. (50 км/ч).

Итоги

С появлением дредноутов всё начало меняться. Появились первые признаки коллапса выбранной стратегии развития «морских танков», которая не предусматривала ничего нового — в погоне за улучшением ТТХ неумолимо увеличивались размеры, вес и стоимость. Если броненосцы строил практически весь мир, то массово строить дредноуты смогли лишь самые промышленно развитые страны: Британия, США, Германия и Франция. Россия, доселе довольно исправно сдававшая броненосцы новейшей конструкции в нужном количестве, смогла осилить программу строительства только четырех дредноутов для БФ и четырех для ЧФ. Практически все эти корабли были долгостроями и вступили в строй тогда, когда за рубежом уже появились супердредноуты, против которых у обычного дредноута шансов еще меньше, чем у эскадренного броненосца против дредноута. Учитывая количество дредноутов в отечественном ВМФ, можно сказать, что российский флот дредноутов был слабее, чем ее же флот броненосцев, составлявший основу ударной мощи русского флота перед русско-японской войной (показавшей полнейшую неадекватность военно-политического руководства страны). В таком же положении оказались и другие страны, с огромными усилиями и потерями для экономики страны, скорее ради престижа, построившие по два-три-четыре дредноута. На те средства, на которые отечественные судостроительные верфи построили балтийские и черноморские дредноуты, можно было вооружить целую армию, чего так не хватало нашим сухопутным войскам. Но при тратах неимоверных средств на флот (тоже нужная вещь) можно было бы ожидать, что новые дредноуты, дабы оправдать затраченные на них усилия, по крайней мере будут использовать, что называется, на «полную катушку». Увы и ах — этого не произошло. Активно использовали дредноуты только те страны, которые имели возможность массового их производства. Те страны, для которых строительство даже одного дредноута стоило огромных усилий (наша страна в их числе), использовали дредноуты как угодно: как «пугало», как престижные игрушки, как флагманы на морских парадах, но только не по прямому назначению. Использование по прямому назначению было весьма осторожным и потому малопродуктивным. Например, на БФ дредноуты типа «Севастополь» вообще ни разу не участвовали ни в одном сражении. Всю тяжесть яростных боев с мощными германскими дредноутами на Балтике пришлось вынести на себе эскадренным броненосцам (в 1906 году переклассифицированным в линейные корабли) «Слава» (тип «Бородино») и «Гражданин» (бывший «Цесаревич»). Эскадра черноморских додредноутов также составила основную ударную мощь в охоте на германский линейный крейсер «Гебен» и нанесла ему немалый урон. Дредноуты типа «Императрица Мария» особых успехов не добились. Примерно то же самое происходило с дредноутным флотом и в других не слишком промышленных странах. Что касается супердредноутов, то отечественные судостроительные верфи так и не смогли осилить ни одного такого корабля — помешала революция.

для чего нужен линкор. Смотреть фото для чего нужен линкор. Смотреть картинку для чего нужен линкор. Картинка про для чего нужен линкор. Фото для чего нужен линкор

На сегодняшний день наиболее массовыми боевыми кораблями являются эсминцы, фрегаты и корветы. Корабли длиной 120-160 м, т. е. примерно с эскадренный броненосец/дредноут, и водоизмещением от 4000 т до 10000 т, т. е. примерно как броненосцы береговой обороны или броненосцы II класса. Опыт их реального боевого использования сведен в таблицу, в которую для наглядности добавлен аналогичный опыт линкоров разных поколений.

для чего нужен линкор. Смотреть фото для чего нужен линкор. Смотреть картинку для чего нужен линкор. Картинка про для чего нужен линкор. Фото для чего нужен линкор

Как видно из таблицы, вся эта современная техника никуда не годится. Один «Орел» такой же длины выдержал больше, чем все эти фрегаты/эсминцы, вместе взятые. Возникает вопрос… Линкоры, подобные «Ямато», строить нельзя, т. к. их постройка и содержание слишком дорого обходятся. Но и, как показывает практика, постройка подобных картонных корабликов тоже себя не оправдывает! Наша судостроительная промышленность с трудом годами рожает один такой фрегатик, а в случае войны американцы будут топить их за пять минут! Кто-то возразит: современным кораблям броня не нужна, у них есть высокоэффективные средства ПВО/ПРО в составе ЗРК, ЗАК, постановщиков помех и т. п. Как видно из таблицы, это не помогает. Но ведь не обязательно строить гиганты, подобные «Ямато». Как показала практика, наиболее совершенными и эффективными линкорами по соотношению количество/качество являются эскадренные броненосцы, живучесть которых также на несколько порядков выше, чем у современных эсминцев, и на порядок выше, чем у артиллерийских крейсеров 2-й мировой войны.

Водоизмещение: 10000-15000 т.

Размеры: длина не более 130 м, ширина не более 25 м.

Бронирование: распространенно-цитадельное с внутренним и локальным бронированием. Суммарная толщина композитной брони «Чоб-Хэм» до 300 мм (борт) и до 150 мм (палубы). Наличие комплекса встроенной динамической защиты.

Подвижность: максимальная скорость не менее 25 уз.

На примере линкоров серии «Бородино» это будет выглядеть примерно так:

для чего нужен линкор. Смотреть фото для чего нужен линкор. Смотреть картинку для чего нужен линкор. Картинка про для чего нужен линкор. Фото для чего нужен линкор

И как бы нелепо не выглядела эта идея, с нынешним катерным флотом нам явно не по пути. Нужно большое количество компактных и мощных морских танков. Тех, что когда-то заставляли трепетать сердца японских самураев и считаться с собой британский Гранд-флит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *