для чего нужен mpx фильтр в кассетных деках
Кассетные ДЕКИ
16 лет на сайте
пользователь #46331
7 лет на сайте
пользователь #1107854
16 лет на сайте
пользователь #46331
7 лет на сайте
пользователь #1219551
добавлю перед тем как сделать фото по-отдельности
16 лет на сайте
пользователь #46331
17 лет на сайте
пользователь #23040
12 лет на сайте
пользователь #180569
Кроме фото самих ящиков для полноты форума не хватает фото внутри Ваших стационарных магнитофонов.
17 лет на сайте
пользователь #23040
12 лет на сайте
пользователь #180569
а вдруг! Или на верхней крышке гвоздем нацарапано «не вскрывалось»
14 лет на сайте
пользователь #100518
много лет служила верой и правдой, радуя хорошим звуком и функционалом, да вот захотелось мне аппаратуру более высокого уровня однокассетную и без реверса и приобрел себе вот такую Yamaha KX-580:
хоть и не 3-х головочная, но довольно неплохая. т.к. я записью не занимаюсь то отсутствие третьей обособленной головы меня не парит особо.
что интересно: последнее время ловлю себя на мысли что чаще слушаю именно кассеты, а не компакт-диски.
(фото из сети, но цвет и модели полностью мои)
7 лет на сайте
пользователь #1219551
A-Lexus, ага. еще один любитель ямахи!
у них в конце производства дек были очень и очень знатные модели были
14 лет на сайте
пользователь #100518
A-Lexus, ага. еще один любитель ямахи!
у них в конце производства дек были очень и очень знатные модели были
7 лет на сайте
пользователь #1219551
14 лет на сайте
пользователь #100518
20 лет на сайте
пользователь #811
Из ямах самые интересные имхо ТС-720, 1000 и 800d
7 лет на сайте
пользователь #1219551
а у меня как раз на волне полной деградации кассетной аппаратуры в середине 90 полностью отказался от кассет. о чем очень жалею, т.к. потерял много-много хорошей музыки. и ведь принял сей решение трезвый!
сейчас я вообще не использую ни мд, ни сд, ни кассеты, ни винил
или комп, или с плеера
но оснащенность дек меня на столько радует, что я чаще музыку слушаю на той аппаратуре, которая была на фото
Hamlet, 820d чем-то напомнила мне panasonic 271 us
а две других очень и очень навороченные и качественные агрегаты
а как такой монстр Yamaha KX-W952?
Кто что думает и какую практику имеет с компандерами? (Dolby B, C, S)
Здравствуйте уважаемые сограждане! С детства увлекаюсь магнитной записью, был перерыв в несколько (8) лет после работы на студии, по прошествии которых уши напрочь отказались слушать цифру кроме как в машине. Ввиду этого факта были приобретены деки кассетные и одна катушечная (Олимп 5 с 1).
Помня студийный звук, а именно минимальность шумов на всех дорожках дюймовой ленты при любых видах работ (кодер/декодер Dolby A. Да, Да он самый, лицензированный, из Европы откуда то вместе со Studer a810 помоему, могу ошибиться в цифроназвании) и услышав шум издаваемый лентой и аппаратами хотел было загрустить, но тут вспомнил о MPX (при записью) и Dolby C (запись — воспр), которые прямо скажем со своей работой справились отлично. Конечно регламент в виде замены ремней на вновь приобретенной деке и регулярного профилактического (привычка осталась) размагничивания всех аппаратов никуда не делся.
Хочу поинтересоваться вашим мнением и опытом использования указанных СШП. Про подмаг HX PRO разговор конечно отдельный, чуть ли не по каждой модели, ибо система эта ведет себя по разному на разных головах, что справедливо заметил и исправил Сухов.
На чем остановился сейчас; Олимп 005 с 1 слегка модернизированный, Aiwa ad-f 910 (2шт), Aiwa ad-s 950, Aiwa ge 950 (экв), рес Yamaha, акустика какие то Sony (временное наверно решение) и конечно же самое близкое — наушники KOSS PRO4AA, первые 1978г, вторые 2009 (специально куплена одинаковая модель для сравнения на практике, по факту никакой разницы (!), что очень хорошо).
Комментарии 61
Долби зло! Компрессируют звук. По факту слушать можно только на той же деке на которой и писалось, а если не дай бог чуток размагнитится, даже пусть на 0.5дб — то уже заметные артефакты при декодинге. Поэтому лучше уж пусть немного шумит, чем дает искажения
Насколько знаю, МРХ вообще вещь бесполезная. Он нужен только для записи с радиоисточника для подавления сигнала 19,000 килогерц. Для записи с винила или других источников он вообще не нужен.
Не подавляет он, сжимает, в этом всё и дело… Живости звуку добавляет при сужении диапазона.
Тут объясняется, только на английском. На русском ничего не нашёл. en.wikipedia.org/wiki/MPX_filter
А… Да это я видел. На практике MPX мне понравился!
Не подавляет он, сжимает, в этом всё и дело… Живости звуку добавляет при сужении диапазона.
Наоборот подавляет и только. Никакого сжатия не происходит. Все только для того, чтоб пилот тон не мешал правильной работе системы шумоподавления.
Тоже думал так. В реальности же сжимает, именно поэтому чуть более четкими становятся.
В статье, ссылку на которую выложил выше zzhut все описано. Только подавление пилот тона 19кГц, ни слова о компрессии.
А я бы с удовольствием приобрёл старый добрый Маячёк)))
Авито без них никогда не бывает)
Практически все в плачевном состоянии.
Нашёл один хороший аж в Амурской области.
Общаюсь с продаваном, как быть))
Транспортной после предоплаты)
Как на мой слух без «шумодавов» лучше, пусть даже если чуть и шум)
Было время, писал с Dolby C на кассеты. Это была самодельная дека с самодельной Dolby B/C (1986 г. между прочим).
Dolby B не нравилась — очень заметна паразитная амплитудная модуляция шума. Она очень любит исходный сигнал с минимумом шумов, поэтому на щелчки с пластиной неприятно отрабатывает при записи. Не использовал.
С Dolby C если слушать на той же деке, на которой записано — всё нормально, а вот на других деках бывали расхождения. Dolby сильно привязана к опорному уровню, если аппарат расстроен — то Dolby это подчёркивает вдвойне, особенно C. Ну и вторая проблема — отсутствие Dolby C в автомобильной магнитоле (там только B была).
Потом появились CrO2 кассеты и про системы шумопонижения забыл…
Dolby C схематично это по сути две Dolby B, настроенные на разные частотные диапазоны в одном флаконе) К сожалению если писать на одном аппарате а слушать на другом, то с Dolby C можно поиметь больше проблем с качеством звука.
По какой схеме собирал ШП?
157XП3 — схема Сухова из журнала Радио (импортных микросхем в СССР не было, да и даташитов тоже не было :). Она завуалированно называлась К10/K20 но реально это была Dolby B/C, хорошо совпадала.
К157ХП3? Дык это ж СШП «Маяк»… Полез искать даташит:)
Да это микросхема динамического фильтра. Но Сухов из неё сделал компандерный шумоподавитель, включив её иначе. В даташитах этого нет.
Нашел. Радио 1986 г. №09, страница 42.
Окончание в №10. Я выше ссылки добавил, обновите страницу.
Было время, писал с Dolby C на кассеты. Это была самодельная дека с самодельной Dolby B/C (1986 г. между прочим).
Dolby B не нравилась — очень заметна паразитная амплитудная модуляция шума. Она очень любит исходный сигнал с минимумом шумов, поэтому на щелчки с пластиной неприятно отрабатывает при записи. Не использовал.
С Dolby C если слушать на той же деке, на которой записано — всё нормально, а вот на других деках бывали расхождения. Dolby сильно привязана к опорному уровню, если аппарат расстроен — то Dolby это подчёркивает вдвойне, особенно C. Ну и вторая проблема — отсутствие Dolby C в автомобильной магнитоле (там только B была).
Потом появились CrO2 кассеты и про системы шумопонижения забыл…
Абсолютно согласен! Особенно о расхождении при прослушивании на другом аппарате.
Было время, писал с Dolby C на кассеты. Это была самодельная дека с самодельной Dolby B/C (1986 г. между прочим).
Dolby B не нравилась — очень заметна паразитная амплитудная модуляция шума. Она очень любит исходный сигнал с минимумом шумов, поэтому на щелчки с пластиной неприятно отрабатывает при записи. Не использовал.
С Dolby C если слушать на той же деке, на которой записано — всё нормально, а вот на других деках бывали расхождения. Dolby сильно привязана к опорному уровню, если аппарат расстроен — то Dolby это подчёркивает вдвойне, особенно C. Ну и вторая проблема — отсутствие Dolby C в автомобильной магнитоле (там только B была).
Потом появились CrO2 кассеты и про системы шумопонижения забыл…
Кстати, если на другой деке запись звучит глуше (с/без Dolby без разницы), то куда нужно сразу смотреть?
Калибровка уровня воспроизведения (намагниченность 200 нВб/м на ленте должны соответствовать отметке DD на шкале при воспроизведении), и калибровка сквозного уровня записи-воспроизведения (какой уровень записал, такой же и воспроизвёл).
Это опорный уровень, относительно которого производится компрессия при записи и экспандирование при воспроизведении. Вся работа Dolby привязана к нему. Стоит их сдвинуть (записать с одной привязкой, а воспроизвести с другой) и всё… Уровень воспроизведения ещё не проблема откалибровать по тестовой ленте, и уплывает он не сильно при износе головок, а вот сквозной уровень записи-воспроизведения гуляет на разных типах кассет, и очень существенно. По сути, нужно перенастраивать сам аппарат под каждую новую кассету.
Это базовый уровень. Далее важно также чтобы АЧХ записи-воспроизведения была ещё и горизонтальна, а она также гуляет на разных типах кассет из-за различных токов подмагничивания. Так что подстраивать подмагничивание под каждую кассету требуется. Также АЧХ заметно уплывает при износе головок — тут ещё ВЧ коррекцию подстраивать нужно по мере старения аппарата.
Ну и всё это естественно при том, что головки идеально совпадают по азимуту и высоте. Ну это самое простое…
Только в аппаратах с автоматической калибровкой подмагничивания и уровня записи-воспроизведения можно было достичь нормальной работы Dolby. А они появились по сути в начале 90-х, когда интерес к кассетникам уже угас. Раньше всех они появились у Nakamichi — но это далеко не всем доступная техника была. Ещё раньше появились аппараты с ручной подстройкой подмагничивания, но подстройка сквозного уровня записи-воспроизведения была крайне редкой.
Ещё будучи студентом в 90х ставил в Маяк 233 вместо уродливого СШП Маяк Dolby B/C на микросхемах TEA0665, рад был поуши, так как шум магнитных лент в паузах дико бесил. Когда впоследствии был куплен Sony TC-K415, все записи делал исключительно с Dolby C. И надо сказать, что все кассеты, записанные ещё в 90е годы, и сейчас звучат отлично.
Мое мнение — Dolby B/C/S/ HX Pro — ДА!
Вот это я понимаю! На этой деке с HX PRO интереснее пишется? У меня на бывшей Sony 750es чуть спасало, на теперешних Aiwa 910 (Excelia 5000) окрашивает и как бы это дико не звучало — я ее отключаю.
На моей Sony нет возможности отключения HX-Pro. Многие ругают этот бренд, но блин, на моей деке с правильной регулировкой уровня записи и подмагничивания звук с CD и с качественной ленты II или IV типа практически не имеет разницы. На том же Олимпе-005 с использованием хороших лент шума намного меньше, но он все равно есть, и он, хоть и в меньшей степени, но раздражает.
Может быть я не замечал ухудшения звука по причине того, что слушал в основном электронную музыку, которая по своей природе не живая. Но есть и записи живых инструментов, немного рока, чуть больше хэви метал, опять же, при использовании качественных кассет, все без нареканий.
P.S.: Кстати в Маяк тоже была внедрена СДП Сухова, качество записи с ней было гораздо лучше. Правда в нем и УЗ и УВ стояли самодельные, но это уже совсем другая история:)
Сейчас больше на инструментальную пишу и слушаю. По ней же перед каждой записью настриваю bias и чувствительность. Сухов ведь тоже просто внедрил возможность подстройки HX PRO и поэтому систему можно вставить в любой магнитофон.
Позволю себе оставить тут свое мнение, возможно многие и не согласятся. Есть два направления оценки качества звука и звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры, один — это аудиодрочерство, а второй — наслаждение любимой музыкой. Можно сколько угодно спорить про технические характеристики аппаратов, включать или не включать улучшайзеры, прыгать с измерительным оборудованием, прослушивать тестовые сигналы на референсных лентах и быть крайне неудовлетворённым своими железками. А можно просто правильно и качественно записывать и слушать любимую музыку, получая от этого бесконечное удовлетворение:) Конечно, компандеры и СДП вносят какие то искажения, можно их не пользовать, отдать предпочтение чистому звуку с шумом ленты, но зато все будет записано без «издевательства над звуком». Но, имхо, главное во всем этом все таки музыка и настроение, а не технические характеристики.
Достаточно вспомнить, сколько процентов гармонических искажений вносят динамические головки наших АС и ламповые усилители, чтоб не обращать внимания на коэффициент детонации лпм деки, превышающий 0.09%…
Вот я именно за качество музыки, поэтому услышав на бытовых, пускай высших деках (Олимп не в счет) столько шумов решился на использование СШП. Ведь звук с шумами в сравнении с живым исполнением рядом не стоит. А эти СШП ситуацию явно улучшают. Поэтому и создал тему, желая выслушать мнения.
А что пишешь на кассеты? Может лучше купить СД проигрыватель с более качественным DAC?
Еретик!) цифра к природе и к звуку отношения не имеет
Наши хитрости в технологии магнитной записи
Браво! Совершенно потрясающая идея и тема для обсуждения! Просто браво!
Болею и откликаюсь (пока на то, что есть).
С радио не писал никогда и ничего – не слушаю. Поэтому не знаю, насколько он там «жизненно» нужен. При записи с иных (качественных) источников категорически противопоказан, поскольку обрезает АЧХ фактически уже даже не после 19, а после 18К.
2. Cистемы шумопонижения. Какие и когда лучше применять.
Стараюсь не применять вообще из-за частого появления эффекта «одышки» на низкоуровневых пассажах. Кроме того, чипы Долбей как таковые редко попадаются приличного качества. Парадоксально отменная Долбежка установлена на двухголовых (недорогих!) BX’ах. По мне, так даже лучше, чем на более старших моделях. Как это внятно объяснить не знаю. Что еще откровенно порадовало – это внешний (выносной) блок Долби Накамичи NR200 (там В, С и MPX), подключаемый вообще к любому аппарату через линейные вход/выход, в котором можно очень точно контролировать/настраивать/подстраивать уровни записи и воспроизведения (0 дБ).
3. Предпочитаемые магнитные ленты (МЛ) конкретными деками и музыкальными жанрами, почему.
Не считаю, что нормально отрегулированная/настроенная дека тем не менее «предпочитает» те или иные кассеты/ленты. Сталкивался с этой «дилеммой» 1000 раз. 1000 раз убеждался, что если дека «благоволит» к одним кассетам и «не любит» другие – хреновая это дека. Или расстроенная. Сам я не пренебрегаю никакими типами ленты. Из чисто практических соображений «тихую» музыку предпочитаю писать на «тихие» кассеты. Из своей практики знаю, что самым «тихим» является хром. Металл – либо такой же по уровню собственных шумов, либо чуть-чуть пошумнее. Но действительно чуть-чуть. Опять же из своего опыта больше всего люблю и стараюсь использовать исключительно:
Type 1: TDK D
Type 2: BASF TPII Reference Maxima
Type 4: BASF TP IV Metal Maxima
4. Как часто чистить головки, а когда ролики.
Лично я чищу всегда и то и другое одновременно. Если грязь есть, она оседает везде. Пора чистить или нет – сужу по внешнему виду ИМЕННО роликов. Если есть хоть какой-то явный мусор, ворсинки, окраска – чищу все. Особенно перед записью.
5. Тонкости подмагничивания. Ручка BIAS.
Суровая штука. ИМХО, скорее вредная, чем полезная, если пользоваться на слух. Мне кажется, что если зависимость подъема АЧХ на, скажем, 15К, при том или ином угле поворота ручки fine bias ТОЧНО НЕ известна (хотя бы для каких-то лент), то ну его на фиг. Больше навредишь.
6. Как правильно пользоваться Dolby B,C,S, чтобы не разочароваться ими.
Для встроенных Долбей нужно быть уверенным в том, что
7. Как определить оптимальный уровень записи на конкретную МЛ?
Сложный вопрос. И очень неоднозначный.
Аспект №1:
Можно исходить из перегрузочной способности тракта «данная конкретная лента – головка –УЗ», т.е. писать на пограничном уровне, при превышении которого коэффициент гармоник, измеряемый на 400Гц (или 1К), переваливает за порог слышимости, т.е. за 3%. Это даст наилучшее отношение Сигнал/Шум, но что будет с верхами при таких уровнях (скажем, при +5дБ) – большой вопрос. В большинстве случаев они будут «задавлены» и, как следствие, запись будет сильно отличаться от оригинала своей «глухостью».
Аспект №2:
Можно исходить из «хороших» верхов, что в большинстве дек достижимо при уровнях меньше! 0дБ. Что толку от частотки 20-20К при –20дБ?! Это могут 2/3 дек! Кто пишет при таких уровнях? В миллиард раз важнее частотка при –10дБ и 0дБ! Вот, на что следует обращать внимание. Особенно на последнее. Там порой такое творится, что не удивительно, что люди морщатся. ОК, оставим пока, кто на что способен. Опытным путем найдем такой максимальный уровень, при котором верха вроде бы как не теряются (скажем, 0дБ или около того). Это даст прекрасную, яркую запись, очень смахивающую на оригинал (про гармоники на таких уровнях можно не говорить), но сильно ухудшит отношение Сигнал/Шум. Особенно будет раздражать на тихих местах… шум перемагниченной пленки. Особенно на большой громкости.
Аспект№3:
Можно врубить Долби. Это даст неплохое повышение соотношения Сигнал/Шум (около 5-6 полезных дБ для B и около 10-12дБ – для C), но в большинстве случаев принесет с собой «одышку», а может чего и похуже. Более того, слушать эти записи на других, «чужих» аппаратах будет практически всегда непреодолимой мукой.
8. Как часто размагничивать головки и протяжку.
Скажу так: иногда надо. Вообще эта проблема больше актуальна для катушечников, где скорости ленторотяга ломовые. За все время, что я пользуюсь всякими деками, я лишь один или два раза наблюдал необходимость в размагничивании головок и транспорта. Определить, намагничена ли головка или еще чего можно очень просто: отрежьте кусочек от ненужной пленки, приведите деку в вертикальное положение и поднесите болтающийся кончик пленки туда да сюда. Если он, не дай бог, явно притянется к голове или там тонвалу, то надо от греха размагнитить.
Здесь позволю себе не повторяться, а отослать всех интересующихся к себе на сайт, к статье «АС и комнаты», Часть вторая, кажется. Найдите там пассаж про роль эквалайзера и примените к записи на кассеты.
10. Как проверить калибровку магнитофона? Что для этого нужно? А попроще можно?
Сначала, наверное, нужно в общих чертах понять, что в деках вообще калибруется (кто знает, тот знает, но наверняка есть и такие, кто в этом вопросе несведущ).
Итак, вот основные «моменты» процесса:
А) Скорость ЛПМ
Б) Детонация ЛПМ
Без положительного разрешения этих двух пунктов, дальше можно ничего не делать. Даже если все остальное в деке на высшем уровне. Это как кататься на Феррари с проколотым колесом.
В) Выставление ВСЕХ головок (и направляющих) по глубине посадки, зениту и азимуту (разумеется, где что регулируется)
Без грамотного выполнения этого шага дальше двигаться тоже смысла нет. Все равно что заправить Феррари 76-м бензином и пытаться разогнаться до 250 км/ч.
Г) Калибровка индикаторов
Д) Поканальная калибровка УВ (выходной уровень + иногда кое-где коррекция пологости АЧХ воспроизведения)
Е) Поканальная калибровка УЗ дя всех (3-х) типов ленты (ток записи, ток подмагничивания, фильтры-пробки)
Ж) Измерение гармонических искажений, разделения каналов, перекрестного проникновения каналов друг в друга, уровня стирания, отношения Сигнал/Шум
З) Сопоставление полученных данных с целевыми
И) В случае наличия недопустимых отклонений по каким-либо позициям, поиск и устранение причин, повторная калибровка
К) Снятие АЧХ при различных уровнях записи на различных кассетах, изучение, оценка, возможно легкая повторная коррекция.
Л) Составление «портрета» деки, рекомендаций по наилучшим режимам работы.
Что нужно для ПОЛНОЦЕННОЙ калибровки?
А) Эталонная кассета для проверки скорости ЛПМ и Детонации
Б) Эталонная кассета для проверки АЧХ УВ
В) Эталонная кассета для точного выставления глубины посадки ГВ
Г) Эталонная кассета для точного выставления Азимута
Д) Эталонная кассета для установки эталонного уровня воспроизведения
Е) Жидкость для проверки правильности размещения дорожек на ленте
Ж) Специальное лекало для предварительного выставления направляющих, а также глубины посадки, зенита и силы давления на пленку головок
З) Специальная кассета для визуального наблюдения за движением пленки в тракте
И) Специальная кассета для проверки момента подмотки/натяжения пленки
К) Аудиогенератор
Л) Милливольтметр со шкалой, отградуированной в децибелах
М) Осциллограф
Н) Измеритель искажений
О) Детонометр
П) Частотомер
Р) Эталонные кассеты, на работу с которыми, собственно, и планируется настроить деку
С) Спектроанализатор (например, SpectraLab – такая вещь будет полезна в хозяйстве вообще всякому твикеру)
Нельзя ли попроще? Хм-м-м… Пусть каждый сам решает.
11. Как согласовать вход магнитофона с источником исходного сигнала?
Никак. В смысле нет нужды. Никакой.
12. Брать сигнал для записи с усилителя или непосредственно.
13. …
Предвижу вопросы, но… буду отвечать по ходу их поступления.