для чего нужен натяжитель цепи
Зачем нужен натяжитель цепи на велосипеде и его установка
5 минут Автор: Михаил Скворцов 2516
Какие функции выполняет велосипедная цепь? Ответить на этот вопрос может каждый, кто даже мельком сталкивался с велосипедами, не говоря уже о любителях и профессионалах. Цепь – элемент трансмиссии, выполняющий функцию посредника при передаче усилий велосипедиста на заднее колесо.
Важнейшим показателем эффективности ее работы является жесткость. Чрезмерно натянутая цепь затрудняет передвижение, быстро изнашивает систему переключения передач, да и сама выходит из строя. В ослабленном состоянии она болтается, не дает четко переключать передачи и вообще может слететь со звезд.
Оптимальное натяжение – залог успешной и длительной работы всего трансмиссионного агрегата. Многие владельцы байков самостоятельно изменяют степень жесткости путем съема или добавления звеньев. Однако существует и специальное устройство – натяжитель цепи, которое автономно управляет жесткостью и помогает велосипедисту избавиться от лишней возни.
Натяжное цепное устройство – как оно работает
Натяжитель устанавливается вместе с задним переключателем скоростей на велосипедах с многоскоростной открытой трансмиссией. Дополнительно могут ставиться на другие типы велосипедов, например, с планетарной системой управления. Простая конструкция этого устройства обеспечивает четкую фиксацию велосипедной цепи, а также защищает от слета в случае сильного вытягивания.
Оптимальное положение роликов натяжителя – параллельно задней системе звезд, то есть цепь ходит по нему прямо и без перекосов. В противном случае погнут держатель системы переключения. Для его выравнивания нужно схватить и потянуть все устройство (переключатель), а не только натяжитель.
Эффективность использования
Система «дополнительных звездочек» помогает поддерживать жесткость цепи в положении, соответствующем плавному переходу между передачами. Как уже раньше сказали, чрезмерная натяжка усложняет процесс переключения, в разболтанном же состоянии звенья прыгают по звездам, из-за чего некоторые скорости могут не включаться или же резко снизится точность перехода на другие звездочки.
Устройство натяжителя помогает лишь на время компенсировать удлинения в процессе эксплуатации, но не избавляет от самого износа. На велосипедах с многозвездочной трансмиссией цепь растягивается в разы быстрее, чем в стандартной системе «передняя – задняя звезда» из-за постоянного небольшого перекоса. Превышение силы фиксации роликов переключателя при растяжении приводит к тому, что устройство уже не справляется с цепью, и укорачивать ее придется своими руками.
Тем не менее, использование на велосипеде горного типа вполне оправдано: цепи достаточно длинные, кроме того, не возникает провисания при любом соотношении передних и задних звезд. Что касается самостоятельной установки на велосипед, где это не предусмотрено, то особого резона в этом нет: растянутую цепь куда проще будет снять и укоротить удалением лишних звеньев. Кроме этого, цена таких приспособлений тоже не балует.
Установка натяжителя
Может возникнуть ситуация, когда роликовый фиксатор пришел в негодность: разболтались сами ролики или погнулась лапка. Проблема будет особенно актуальна для горного велосипеда, который часто обкатывается в жестких условиях, и не задеть что-нибудь просто не представляется возможным! В таких случаях можно поставить новый натяжитель. Первое, что надо сделать – это его купить. В принципе, сложностей возникнуть не должно: производители велозапчастей, например, shimano, активно выпускают такие детали под конкретные модели велосипедов.
Установить роликовое натяжное устройство можно при помощи крепежных болтов. Цепь надо предварительно скинуть с задних звезд. После того, как натяжитель поставлен, она снимается и спереди. Одевать нужно в такой последовательности:
Настроить натяжитель можно изменением угла относительно рамы. Оптимальное положение будет вблизи «критического угла», где натяжение максимально. Так как повышенная жесткость цепи – не есть хорошо, она должна иметь немного свободного хода. Сильно удаляться, однако, тоже не стоит, иначе цепь начнет ездить. Каким должен быть угол? Точного ответа нет, этот параметр индивидуален для каждого велосипеда, а самостоятельная регулировка потребует внимательности. Альтернативный вариант – обратиться в специализированную мастерскую.
После того, как фиксатор установлен и отрегулирован, его работу нужно проверить в реальных условиях с использованием различных вариантов положения цепи между звездами. Также при проверке нужно прислушаться к собственным ощущениям: насколько легко поддаются кручению педали и как быстро происходит переключение передач. И конечно, надо помнить, что даже заменять натяжитель необходимо своевременно, чтобы сохранить целостность всей трансмисии.
Для чего нужен натяжитель цепи? Какие виды бывают? И как его заменить на ВАЗ?
Добро пожаловать!
Задавались ли вы когда ни будь, а для чего собственно нужен натяжитель цепи автомобилю? Сегодня мы как раз таки подробно разберём этот вопрос, и в дополнение расскажем вам о том какие виды натяжителей цепи бывают.
Для чего нужен натяжитель цепи?
Прочитав его название, можно уже заранее понять для чего же он нужен. Он обеспечивает натяжение цепи «ГРМ» при работе двигателя, благодаря чему цепь не болтается, а двигатель работает устойчиво и не создает проблем при движении автомобиля.
Какие виды натяжителей цепи бывают?
На данный момент существуют два вида, к ним относится :
1. Автоматический натяжитель цепи «ГРМ» – Пришел он к нам совсем недавно и уже успел себя зарекомендовать с плохой и с хорошей стороны среди автолюбителей. По сути он имеет ряд преимуществ перед обычным натяжителем цепи, к главным преимуществам относиться то, что его не нужно время от времени подтягивать и то что он постоянно держит цепь в натянутом состоянии, в связи с чем продлевает жизнь приводу «ГРМ».
Но на самом ли деле он так хорош, покажет лишь только время. Но на данный момент уже находятся люди которые по поводу автоматического натяжителя цепи жалуются, говоря то что они быстро ломаются и то что они очень плохо натягивают цепь. Но не все так говорят, иногда находятся и такие люди которых всё устраивает и по их словам натяжитель работает так как надо.
Примечание!
Более подробно об автоматическом натяжителе, смотрите в самом низу статьи в специально подготовленном для вас видео-ролике!
2. Стандартный механический натяжитель цепи «ГРМ» – Такие натяжители ставятся на автомобили с завода, у них преимуществ не так много как в автоматическом натяжители, а главным минусом является то, что он нуждается в периодической регулировки.
На данный момент об этом натяжителе есть уже очень много положительной информации, и сомневаться в том что он якобы будет плохо работать, не стоит!
Вопрос?
А какому натяжителю цепи вы больше отдаете предпочтение: Автоматическому или механическому? (Ответ пишите в комментариях)
Как заменить натяжитель цепи?
Дополнительный видео-ролик:
Более подробно ознакомиться с автоматическим и со стандартным натяжителем цепи, вы сможете в видео-ролике который расположен ниже:
Понятие натяжного цепного устройства велосипеда
Велосипед двигается благодаря передаче усилия ног велосипедиста по цепи на заднее колесо. Цепь натянута между передней звездой, которую крутят ноги велосипедиста, и задней, приводящей в действие колесо. Если натяжение слишком сильное — цепь может порваться, а если слабое — будет слетать. Натяжитель цепи велосипеда помогает поддерживать баланс жесткости.
Общее понятие натяжного цепного устройства
Цепь — компонент трансмиссии велосипеда с наименьшим ресурсом. Она быстро растягивается, особенно на шоссейных и тем более горных велосипедах. Растянутая цепь может повредить другие элементы трансмиссии — систему и кассету. Натяжитель цепи велосипеда продлевает ресурс ее и, как следствие, оберегает другие узлы трансмиссии и даже рамы.
Принцип работы
Ролик с зубцами оттягивает цепь задней или передней звезды снизу, т.к. при педалировании цепь натянута жестко выше пера. Он крепится к лапке, которая фиксируется на заднем треугольнике рамы велосипеда, на петухе или на оси (зависит от типа). Чем дальше цепь от звезды, тем сильнее натяжение. Чем ближе — слабее. Натяжение регулируется положением лапки.
Эффективность использования
Лучше всего работа натяжителя видна на велосипедах с несколькими скоростями, где на заднем колесе установлены звезды разного диаметра. При переключении скоростей цепь переставляется с одной звезды на другую, а из-за разного диаметра звезд меняется ее натяжение. Это компенсируется изменением расстояния между звездой и роликом.
При тряске на неровных дорогах и экстремальной езде натяжитель сохраняет баланс жесткости и не дает цепи слететь.
Основные виды
Чаще всего натяжитель цепи присутствует в нижней части переключателя скоростей. Натяжение можно регулировать специальным винтом.
На синглспидах и велосипедах с планетарной системой он крепится к дропауту, задней оси либо к петуху. Натяжение регулируется изменением угла рычага или вылетом (зависит от конструкции).
На велосипедах, предназначенных для экстремальных дисциплин, натяжитель может быть частью успокоителя, который крепится между рамой и системой (стандарты крепления к раме: ISCG, ISCG 05, BB).
International Standard Chain Guide в переводе на русский означает «международный стандарт успокоителя цепи».
Успокоитель не натягивает цепь, а снижает амплитуду колебания за счет ограничения свободного пространства. Однако в схеме ряда успокоителей в нижней части находится ролик натяжения.
Стандарт разработан для упрощения фиксации на раме и регулировки угла посадки. До его появления успокоители прижимались к раме чашечкой каретки.
ISCG предусматривает фиксацию на раме 3 болтами (расстояние между отверстиями — 46 мм).
ISCG 05
Через несколько лет после внедрения первого стандарта ISCG на рынке стали чаще появляться каретки большего диаметра с выносными подшипниками. Потребовались изменения в расположении отверстий для креплений.
Так, в 2005 г. появился ISCG 05 (расстояние между отверстиями — 56 мм). Этот международный стандарт — отличный пример удачного сотрудничества разных игроков на рынке, от которого в первую очередь выиграл потребитель. Крепления стали удобнее и надежнее.
Успокоители с такой системой крепятся на каретку стопорным кольцом — зажимаются между рамой и системой с передней звездой.
Но быстрая и точная подгонка расстояния между успокоителем и ведущей звездой невозможна. Для решения этой проблемы производители успокоителей включали в комплект специальные переходники, что делало систему тяжелее, а из-за большого количества болтов требовало частой настройки.
Из-за неудобства BB инженеры MRP совместно с Mr. Dirt разработали стандарт, который упростил работу производителям рам и успокоителей.
Критерии выбора
На велосипедах со многоскоростной трансмиссией натяжители входят в конструкцию задних переключателей. При выборе стоит руководствоваться типом велосипеда: для шоссейного подойдут модели с 1 режимом упругости, для горного лучше выбирать с 2 диапазонами (с низкой упругостью — для ровных дорог, с высокой — для экстремальной езды).
На велосипеды для жестких дисциплин следует установить успокоитель с натяжителем цепи. На односкоростном или велосипеде с планетарной системой переключения передач можно установить отдельно стоящий натяжитель типа Shimano Alfine.
Популярные производители и модели устройств: описание и стоимость
Натяжители и успокоители цепи есть в портфолио всех крупных производителей — Shimano, SRAM, Campagnolo, Reverse Components, MRP.
Цены колеблются от нескольких сотен рублей до десятков тысяч и зависят от назначения, надежности, веса. Например, дешевыми являются ролики на переключателях без подшипников (Shimano Tourney), в отличие от дорогих, которые способны воспринимать ударные и вибрационные нагрузки (Shimano Deore, Sram X5). Самые дорогие — электронные переключатели скоростей, которыми физически легче пользоваться. В них сигнал передается не по тросикам, а через систему датчиков.
Shimano
Компания-лидер в производстве товаров спортивного назначения. В результате конкурентной борьбы бывший лидер европейского рынка, компания Campagnolo, полностью отказалась от производства оборудования для горных велосипедов.
Особенности изготовления своими руками
Можно самостоятельно изготовить натяжитель цепи велосипеда различной сложности и степени надежности.
Для этого понадобится маленькая звездочка в качестве ролика натяжителя. В качестве крепления можно использовать часть светоотражателя, алюминиевую пластину, в которой высверлены отверстия для крепления звездочки и болтов, удерживающих его на раме.
Но бывают и необычные решения, например натяжитель из велосипедной колесной спицы.
Из спицы
Старый, ненадежный, но работающий способ.
Велосипедная спица изгибается в спираль и крепится у задней оси. Ее конец должен оттягивать цепь и направляться острием вверх от пера и в сторону движения велосипеда.
Эта конструкция подходит только для трансмиссии с ножным тормозом, иначе при обратном вращении педалей звенья будут блокироваться спицей.
Из алюминиевой пластины
В качестве основы используется алюминиевая пластина. Она сгибается пополам или разрезается на 2 части. На конце между ними крепится ролик. На другом делаются отверстия для фиксации на раме с помощью болтов.
Если пластина изогнута — в месте сгиба устанавливается резиновая прокладка. Изогнутая пластина цепляется за перо и зажимается вокруг него. Резиновая прокладка не дает пластине повредить лакокрасочный слой и помогает жестко зафиксировать самодельный рычаг.
Из светоотражателя
Крепления светоотражателя так же, как и алюминиевые пластины, служат основанием для ролика натяжителя. Такая конструкция устанавливается на перо рядом с задней или передней звездой.
Мягкий материал, который используется при изготовлении креплений светоотражателей, обладает хорошими характеристиками упругости и прочности. Это дает преимущество любителям жесткой езды.
Из заднего переключателя скорости
Отработавший ресурс задний переключатель еще будет полезен, если со старого переключателя срезать нижнюю часть: ролик и лапку. Последнюю необходимо закрепить на петухе или дропауте и правильно отрегулировать натяжение. Это самый простой, но надежный способ изготовления самодельного натяжителя, т.к. исходные детали производились на профильных производствах.
Правила установки и настройки натяжителя цепи
Способы установки и регулировки зависят от конструкции и назначения велосипеда. Но начинать следует одинаково:
Переверните велосипед колесами вверх.
Установите натяжитель на петуха, ось или дропаут рамы.
Если велосипед без передач
Наденьте цепь на переднюю и заднюю звезды и на ролик натяжителя.
При давлении на цепь усилием в 100 г ее отклонение от прямой линии не должно быть более 25 мм, но не менее 15 мм. Если показатели не в норме — можно настроить натяжение изменением угла рычага. Если при минимальном угле натяжение столь велико, что прямая линия цепи натягивается менее чем на 15 мм, следует добавить 2 звена.
Отрегулируйте линию цепи: ролик, цепь и звезда должны находиться в одной плоскости.
Проверните шатун. Работающая трансмиссия должна звучать однородно, а колесо — вращаться плавно.
Если обладает несколькими скоростными режимами
У таких велосипедов нет постоянной фиксации натяжения. Ее регулирует пружина. Степень упругости настраивается болтом.
Для диагностики установите скорость на максимальную переднюю звезду и самую широкую заднюю.
Оттяните цепь от передней звезды в сторону движения велосипеда (норма — 5 см (2 звена)).
При отклонении от нормы отрегулируйте пружину. Ролики переключателя и звезды во всех комбинациях должны быть в одной плоскости (они регулируются натяжением тросика и болтами с «H» и «L»). В движении звук должен быть однородным, при переключении цепь — перекидываться четко.
Успокоитель и натяжитель цепи на велосипед
Каждый велосипедист рано или поздно, но сталкивается с проблемой ослабления цепного механизма. Связано это в первую очередь с переключением скоростей, поэтому избежать данной проблемы совершенно невозможно. Кстати, после установки абсолютно новой детали, ее нужно подтягивать после 2-3 заездов. Чтобы проверить уровень натяжения достаточно оттянуть цепь пальцами. При этом степень оттяжки не должна превышать 15 мм, но и не должна быть меньше 10-ти. Данные показатели актуальны для спортивных и обычных велосипедов.
Итак, что нужно сделать чтобы натянуть цепь на велосипеда:
Как сделать натяжитель цепи велосипеда
Чтобы хоть немного сэкономить, можно сделать натяжитель цепи велосипеда своими руками. Но в первую очередь нужно понимать, для чего нужен успокоитель (он же натяжитель) цепи на велосипеде. Данный аксессуар является защитным элементом вело транспорта. Благодаря успокоителю регулируется уровень натяжения цепного механизма, чтобы исключить снижение колебания при преодолении препятствий (прыжках по камням, рельсам и так далее). Кроме того, натяжитель обеспечивает защиту от механических повреждений и соскакивания цепи со звездочек. Применяется успокоитель на велосипедах, имеющих одну скорость или механизм внутреннего переключения.
Какой успокоитель цепи для велосипеда лучше
Существует всего 3 разновидности стандартных установок натяжителей:
Успокоители различаются не только по типу установки, но и по прочим параметрам:
Материал может применяться как высококачественный металл, так и пластик. От этих показателей и зависит стоимость изделия.
Успокоитель цепи для велосипед своими руками
При помощи маркера обрисовывается старая деталь на металлической заготовке, называемая петухом, после чего просверливается центральная часть отверстия. Далее, ножовкой максимально отпиливается заготовка и напильником доводится внешняя форма до идеального состояния. Можно вместо дропаута проделать паз по диаметру вала, который впоследствии вставляется в паз петуха. В месте установки петуха в раму, производится по ширине перепад. Его ширина на тонком участке должна быть 4 мм, а на толстом – 8 мм.
Теперь можно отверстие высверлить окончательно. Учтите, что диаметр сверла должен быть немного меньше диаметра отверстия. Особенно, если металл мягкий. Лучше всего использовать электрическую дрель, так как ручная не дает идеальной точности. Потом нарезается резьба поступательно-возвратными движениями.
Как поставить на велосипед успокоитель цепи
Видео. Как натянуть цепь на велосипеде
Related posts:
Пройти тест на знание ПДД для велосипедистов
Пройдите тест на знание ПДД для велосипедиста!
Навигация (только номера заданий)
0 из 15 заданий окончено
Информация
Чтобы иметь возможность получить права, нажмите пожалуйста Далее
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Правильных ответов: 0 из 15
Вы набрали 0 из 0 баллов ( 0 )
Рубрики
Напишите пожалуйста в комментариях понравился ли вам тест. Надо ли добавлять на сайт подобные вещи? Что бы вы хотели видеть на сайте?
Спасибо заранее за обратную связь!
Нарушаются ли Правила в изображенных ситуациях?
6. Требования к велосипедистам
6. Требования к велосипедистам
Кто из велосипедистов не нарушает правила?
6. Требования к велосипедистам
6. Требования к велосипедистам
Кто должен уступить дорогу?
6. Требования к велосипедистам
6. Требования к велосипедистам
Какие грузы разрешается перевозить велосипедисту?
6. Требования к велосипедистам
22. Перевозка груза
6. Требования к велосипедистам
22. Перевозка груза
Кто из велосипедистов нарушает Правила при перевозке пассажиров?
6. Требования к велосипедистам
6. Требования к велосипедистам
В каком порядке проедут перекресток транспортные средства?
16. Проезд перекрестков
16. Проезд перекрестков
Движение на велосипедах по тротуарам и пешеходным дорожкам:
6. Требования к велосипедистам
6. Требования к велосипедистам
Кто имеет преимущество при проезде пересечения с велосипедной дорожкой?
6. Требования к велосипедистам
6. Требования к велосипедистам
Какая дистанция должна быть между группами велосипедистов, движущихся в колонне?
6. Требования к велосипедистам
6. Требования к велосипедистам
Транспортные средства проедут перекресток в следующем порядке
16. Проезд перекрестков
16.13. Перед поворотом налево и разворотом водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу трамваю попутного направления, а также транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге во встречном направлении прямо или направо.
16. Проезд перекрестков
16.13. Перед поворотом налево и разворотом водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу трамваю попутного направления, а также транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге во встречном направлении прямо или направо.
Велосипедист проедет перекрёсток:
8. Регулирование дорожного движения
16. Проезд перекрестков
8. Регулирование дорожного движения
16. Проезд перекрестков
Мигающие красные сигналы данного светофора:
8. Регулирование дорожного движения
б) мигающий бело-лунный сигнал показывает, что сигнализация исправная и не запрещает движения транспортных средств.
8. Регулирование дорожного движения
б) мигающий бело-лунный сигнал показывает, что сигнализация исправная и не запрещает движения транспортных средств.
Водитель какого транспортного средства проедет перекресток вторым?
16. Проезд перекрестков
16.14. Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, движущихся по ней, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.
Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
16. Проезд перекрестков
16.14. Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, движущихся по ней, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.
Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
Велосипедист:
8. Регулирование дорожного движения
Сигнал в виде стрелки, разрешающий поворот налево, разрешает и разворот, если он не запрещен дорожными знаками.
Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции (секциях), включенный вместе с зеленым сигналом светофора, информирует водителя о том, что он имеет преимущество в указанном стрелкой (стрелками) направлении (направлениях) движения перед транспортными средствами, движущимися с других направлений;
Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции (секциях) вместе с желтым или красным сигналом светофора информирует водителя о том, что движение разрешается в указанном направлении при условии беспрепятственного пропуска транспортных средств, движущихся с других направлений.
Стрелка зеленого цвета на табличке, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, разрешает движение в указанном направлении при включенном красном сигнале светофора с крайней правой полосы движения (или крайней левой полосы движения на дорогах с односторонним движением) при условии предоставления преимущества в движении другим его участникам, движущимся с других направлений на сигнал светофора, разрешающий движение;
16 Проезд перекрестков
Во время движения в направлении стрелки зеленого цвета на таблице, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, водитель должен занять крайнюю правую (левую) полосу движения и уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся с других направлений.
8. Регулирование дорожного движения
Сигнал в виде стрелки, разрешающий поворот налево, разрешает и разворот, если он не запрещен дорожными знаками.
Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции (секциях), включенный вместе с зеленым сигналом светофора, информирует водителя о том, что он имеет преимущество в указанном стрелкой (стрелками) направлении (направлениях) движения перед транспортными средствами, движущимися с других направлений;
Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции (секциях) вместе с желтым или красным сигналом светофора информирует водителя о том, что движение разрешается в указанном направлении при условии беспрепятственного пропуска транспортных средств, движущихся с других направлений.
Стрелка зеленого цвета на табличке, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, разрешает движение в указанном направлении при включенном красном сигнале светофора с крайней правой полосы движения (или крайней левой полосы движения на дорогах с односторонним движением) при условии предоставления преимущества в движении другим его участникам, движущимся с других направлений на сигнал светофора, разрешающий движение;
16 Проезд перекрестков
Во время движения в направлении стрелки зеленого цвета на таблице, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, водитель должен занять крайнюю правую (левую) полосу движения и уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся с других направлений.