для чего нужен обратный клапан вакуумного усилителя тормозов
Признаки неисправности контрольного клапана вакуумного усилителя тормозов
Основными признаками выхода из строя контрольного клапана вакуумного усилителя тормозов являются тугая или, напротив, мягкая педаль тормоза, а также полная неработоспособность педали.
Что такое клапан вакуумного усилителя тормозов
На многих автомобилях для увеличения тормозного усилия используется вакуумный усилитель тормозов. Он создает постоянный поток тормозной жидкости, направленный в главный тормозной цилиндр, увеличивая тормозное давление и способствуя более быстрой остановке автомобиля. Этот элемент очень часто встречается на легковых автомобилях, внедорожниках и пикапах. Со временем вакуумный усилитель тормозов может получить повреждения или подвергнуться износу. То же самое может произойти и с контрольным клапаном усилителя тормозов.
Как правило, контрольный клапан вакуумного усилителя тормозов не проверяется в ходе периодического технического обслуживания. Тем не менее существуют ситуации, при которых могут наблюдаться признаки износа или полного выхода клапана из строя. Далее приведены некоторые признаки, по которым вы можете сделать вывод о возможном наличии проблемы с контрольным клапаном вакуумного усилителя тормозов. Помните, что это всего лишь общие признаки. Для точного установления причин неисправности и проведения ремонта необходимо обратиться к квалифицированному специалисту.
Тугая педаль тормоза
При корректной работе контрольного клапана вакуумного усилителя тормозов педаль тормоза нажимается легко и плавно. В случае неисправности клапана управление тормозной педалью заметно усложняется. Вместо мягкой и легкой педаль становится жесткой и тугой. Нажимать ее очень трудно. Это происходит из-за повышенного давления в главном тормозном цилиндре, для регулировки которого и предназначен контрольный клапан. Нарушения в работе педали тормоза являются признаком возможного наличия неисправности тормозов и указывают на необходимость немедленного проведения диагностики тормозной системы.
Мягкость тормозной педали
При усугублении неисправности контрольного клапана вакуумного усилителя тормозов в трубопроводы тормозной системы начинает поступать воздух. В данном случае воздух, который должен удаляться из системы с помощью контрольного клапана, попадает в главный тормозной цилиндр, а затем и в трубопроводы тормозной системы. Это вызывает падение тормозного давления и мягкую работу педали тормоза. Помимо ощущения мягкости на педали это влечет за собой увеличение времени срабатывания тормозов.
В подобной ситуации следует немедленно провести диагностику тормозной системы. Воздух, попав в тормозную систему, оказывается «взаперти». Для его удаления тормозную систему необходимо прокачать. При наблюдении описываемых симптомов срочно прекратите движение и осуществите профессиональную диагностику тормозной системы.
Тормоза перестали работать
В самом худшем случае контрольный клапан вакуумного усилителя тормозов полностью выходит из строя, что приводит к полной неработоспособности тормозной системы. К счастью, такой исход маловероятен. Но если вдруг он наступил, аккуратно остановите автомобиль, отбуксируйте его домой и свяжитесь с квалифицированным специалистом по диагностике и ремонту тормозных систем. В зависимости от тяжести случая дело может ограничиться только заменой клапана, но может потребоваться и серьезный ремонт всей тормозной системы.
Контрольный клапан вакуумного усилителя тормозов является важным элементом тормозной системы, обеспечивая безопасность движения. Именно поэтому наличие описанных симптомов не должно игнорироваться или откладываться «на потом». Свяжитесь с квалифицированным механиком, способным провести профессиональную диагностику и необходимый ремонт тормозной системы вашего автомобиля.
Проверка работы и замена обратного клапана вакуумного усилителя
Пошаговая инструкция с фото сопровождением о том, как проверить работу обратного клапана вакуумного усилителя и произвести его замену.
Пошаговая инструкция с фото сопровождением о том, как проверить работу обратного клапана вакуумного усилителя и произвести его замену.
Если с тормозной системой появились первые симптомы плохой работы, тогда следует произвести осмотр на поиск неисправностей. Обычно первые симптомы проявляются при нажатии на педаль тормоза. А это в свою очередь – неисправность вакуумного усилителя тормозов – главного «помощника» всей системы торможения.
Чтобы проверить работоспособность вакуумного усилителя, нужно при выключенном двигателе автомобиля произвести 5-6 последовательных нажатий на педаль тормоза с интервалом в 1-2 секунды и на шестой раз педаль не отпускать – зафиксировать нажатой. Теперь в таком положении заведите двигатель, педаль должна будет переместиться вперёд. Если ничего не случилось, тогда нужно проверить вакуумный шланг и работу обратного клапана на герметичность, что мы и будем сейчас делать в этой статье.
Вся процедура очень простая и не требует дополнительной помощи со стороны, всё можно делать в гараже своими руками. Самое неудобное и нудное это будит разборка обшивки под капотом, иначе до вакуумного усилителя тормозов будет не добраться.
Проверка работы и замена обратного клапана вакуумного усилителя:
1. Провод с клеммой «–» отсоединить от автомобильного аккумулятора.
2. Снять полностью левую и правую шумоизоляционную обивку моторного отсека.
3. Провести осмотр вакуумного шланга на герметичность соединения со штуцером на впускной трубе. Если тут всё хорошо, тогда идём далее.4. Проверьте соединение этого шланга на другом конце – на вакуумном усилители тормозов.
5. Тут нужно ослабить затяжку хомута на шланге с клапаном и вынуть его, после чего обратный клапан можно достать из вакуумного усилителя.
6. На клапан нужно надеть резиновую грушу со стороны штуцера большого диаметра (конец который вставлялся в усилитель тормозов) и сжать её. Если всё исправно, то воздух спокойно выйдет с обратной стороны – через клапан.
7. Если при разжимании груши она осталась в зажатом положении, тогда обратный клапан вакуумного усилителя тормозов исправлен. Если воздух не выходит с обратной стороны или груша набирает воздух после её разжимания рукой, тогда клапан нужно заменить на новый. Замена и его сборка происходит в обратном порядке.
Эту процедуру можно делать и без груши – продуть ртом. Должно происходить свободное выдувания воздуха с обратной стороны клапана и невозможность вдувания в себя.ВАЗ
Обратный клапан вакуумного усилителя тормозов
Еду по городу, никого не трогаю. Решил притормозить перед кочками. А педаль тормоза не нажимается. Вернее, нажимается, но с большим трудом. Хорошо, что машин не было впереди. Аккуратно останавливаюсь. Открываю капот. А там…
Смысл клапана, пропускать воздух из вакуумного усилителя в коллектор на холостых оборотах, и не пускать воздух обратно при открытой заслонке или на наддуве. Без него вакуумный усилитель будет работать только при закрытой дроссельной заслонке.
Затыкаю шланг со стороны двигателя болтом на 10, и начинаю искать чем бы этот клапан заменить.Аккуратно ездить уже можно.
Оригинал 47478-51E00 стоит немного больше тысячи рублей, ждать 3 недели. Не вариант.
Первым делом иду в магазин, запчастями для ТАЗа и пытаюсь найти там что-нибудь похожее. Из похожего только топливный клапан ВАЗ 2108. Он сильно меньше в диаметре. Ну хоть что-то. Пытался нарастить изолентой, но синей под рукой не оказалось, а чёрная держится плохо.
На ближайших разборках ничего похожего не нашёл, в магазинах тоже. На Примере у себя я подобного клапана не видел, поэтому подумал, что он только на турбовые версии ставится. А значит встречается редко, и надо искать замену. При этом клапан должен довольно легко открываться в одну сторону и закрываться в другую. Пробовал клапана из сантехники, что-то доверия они не вызвали.
Гугление по фразе «Обратный клапан» довольно быстро показало в картинках похожий вариант.
Загвоздка только в том, что это алиэкспресс. Цена 150р, но доставка опять же недели 2-3. В Красноярске ничего похожего не нашёл. Дальнейший поиск выдал клапан системы впрыска для дизелей, от фирмы Meat & Doria. С нужным нам диаметром 10мм клапан имеет номер 9043. Емекс привёз его за 3 дня и 383р.
Быстренько установил. Всё работает. Отличий по работе от оригинала не заметил. Теперь клапан железный и не сломается 🙂
Просто кю! (обратный клапан вакуумного усилителя тормозов)
Итак начну грустно-веселую историю про одного маленького Кю! Заехал я в гараж пока парковался заглохла машина с каким-то непонятным хлопком. Осмотрев подкапотное пространство и ничего криминального не обнаружив предположил, что это бахнули пары бензина (хорошо что я расписался в журнальчике у инженера по технике безопасности, а то быть беде). Сел запускаю ДВС не заводится, стартер крутит а завестись не может. Проверяю свечи — сухие и искра есть, бензин с ТНК проблем не было… Иду за сканером и начинаю диагностировать. Вроде по датчикам все норм, только датчик холостого хода немного завышен шаг. Долго пытаюсь завестись все тщетно. Думал я думал, и надумал отключить разъем датчика массового расхода воздуха — завелась обороты плавают все ревет, свистит, а по сканеру выходит датчик холостого хода. Разбираю его — выглядит он не важно — все на гране развала. Довольный и счастливый на следующий день еду в магазин беру датчик меняю его, заодно предварительно промыв дроссель карбклинером собираю и запускаю ДВС. ****** НЕ ЗАВОДИТСЯ ЗАРАЗА! ********** вынимаю разъем датчика массового расхода воздуха — заводится, ревет, свистит и обороты плавают. Что может быть — опять подсоединяю сканер все в норме… Отчаявшись полностью и включив бурную мозговую деятельность анализирую все факты:
1. Хлопок и заглохло авто
2. Заводится при выключенном датчике массового расхода воздуха
3. Что-то свистит.
выдвигаю гипотезу номер один — подсос воздуха — а почему нет?
С чего начать искать подсос — правильно с вакуумных трубок. Проверяю на впускном коллекторе все в норме — затянуто и герметично. Что еще — вакуумный усилитель тормозов и ************
Обнаруживаю подлеца который мешал мне спать — обратный клапан вакуумного усилителя тормозов! Он лопнул. Сразу же вспомнилась фраза из легендарного советского фильма: «Ну и зараза же ты родной! — Нет он хуже, он просто Кю!»
Создав запрос в интернете — нахожу его каталожный номер » 2110-3510045 «. Вроде все просто, но тут начинается другая история. Объездив с десяток крупных и мелких точек продажи запчастей (такие как Русь, Авто-49, Техком, Кэмп и прочее) выясняю, что этот КЮ оказывается дефицит и в лучшем случае я приобрету в Руси вакуумный усилитель тормозов в сборе за 1300р и потрачу время на его установку. Благо в Советской России есть еще интернет. На сайте техкома в интернет — магазин заказываю Даазовский обратный клапан усилителя тормозов. На вопрос менеджера : » а вы знаете, что доставка стоит 300р, а Ваш заказ на 50р?» — с гордостью заявляю что с правилами доставки ознакомлен! Начались 1,5 дня ожидания, за это время изучил как проверять на работоспособность обратный клапан:
Надеть на штуцер большего диаметра (которым клапан вставляется в усилитель) резиновую грушу и сжать ее. При этом воздух должен выйти через клапан.
Отпустить грушу; если она осталась в сжатом состоянии, значит, клапан исправен. В противном случае замените клапан. При отсутствии груши можно продуть клапан ртом.
И так я еще раз оценил достоинства таких приборов как осциллограф и вакуумметр для диагностики авто (если бы пользовался ими сразу после сканера нашел бы проблему быстрее). В итоге копеечная деталь стоила мне 4 дня простоя авто и лишних 300р за доставку. Собрав все и сбросив ошибки сканером, — запустил двигатель — машина замурлыкала, а я еще раз процитировал «Ну и зараза же ты родной! — Нет он хуже, он просто Кю!»
Долой шарика! Обратный клапан на вакуумный усилитель тормозов
Время от времени что-то так и подначивает поковыряться в машине и сделать еще что-нибудь полезное для нее него. И на этот раз, начитавшись на форуме страшилок про потенциально опасную ситуацию, что НА ДИЗЕЛЕ внезапно вдруг могут отказать тормоза, решил себя от этого риска избавить.
Как обычно, великие умы конструкторов СЙ отличились сообразительностью и снабдили вакуумный усилитель тормозов (он же ВУТ) своеобразным клапаном, благодаря которому наши тормоза и работают так, как должны. Состоит этот своеобразный клапан из нескольких частей, а именно:
• пружинка;
• стопор;
• шарик.
Учитывая, что того, что было на моей машине, я так и не увидел толком (об этом ниже), нашел в Интернетах чье-то фото, чтобы проиллюстрировать, как енто выглядит (повторюсь, что такая система только на тракторах, а на зажигалках, как мне подсказали умные люди, реализация иная):
Так вот именно злополучный шарик может послужить причиной сбоя в работе тормозной системы — со временем на нем образуется выработка, по причине чего он может залипнуть в отверстии трубки, ведущей к насосу. В результате педаль становится дубовой, нажать ее невозможно, тормозить авто отказывается. Последствия зависят от прочих исходных условий — от слегка испачканных штанишек до … Но не будем о грустном.
Дабы не допустить неприятностей, решил проделать операцию, которую проделывали уже многие кайроноводы, а именно убрать штатную конструкцию и врезать в трубку ВУТ обратный клапан, выполняющий аналогичную функцию, но уже более добросовестно и надежно. Посему поехал на авторынок в поисках хорошего обратного клапана, идеально нам подходящего.
Немного побродив по магазинам, нашел искомый вариант от компании GM с номерком 42340777 за 400 рублей. На Exist он на момент написания поста стоил 329 рублей, но ждать я не хотел, так что не пожалел 71 рубль за срочность. А само изделие выглядит так:
Выбрал погожий денек и пошел заниматься. Полез под капот и нашел там пациента:
Далее отсоединяем трубку от самого ВУТа:
Прожженных и бывалых не удивишь, но я еще не в их рядах и меня очень смущало характерное шипение из-под трубки ВУТа, когда я пытался ее вытащить. Но Dimoniy1984 убедил, что так и должно быть. И если ты, читающий эти строки и еще не возомнивший себя тем, кому непозволительно чего-то не знать, соберешься делать то же, что и я, знай, что шипение — это нормально!
Далее ключом не помню на сколько нужно открутить гайку на левом конце трубки, чтобы ее в итоге полностью снять и увидеть перед собой вот это:
Не очень просто это сделать, но возможно. Однако если хочется увидеть внутренности, нужно делать все очень аккуратно, потому как после откручивания гайки трубка моментально отсоединяется и все, что находится внутрях (штатная конструкция), так же моментально куда-то исчезает в безднах подкапотного пространства. Как ни старался я найти детали, нашел только пружинку:
В остальном же как внутри трубки, так и внутри насоса не должно быть ничего:
Некоторые говорят, что там должно быть абсолютно сухо, а некоторые — что может быть и масла немного. У меня оказалось немного масла:
Я считаю, что это вполне нормальное явление, поэтому без паники.
Дальше взял ножовку по металлу и в нужном мне месте распилил трубку пополам:
Вот в это место нам и нужно впиндюрить наш обратный клапанок. Сделать это тоже непросто, потому что трубка твердая и на клапан сама по себе просто не налазит, хоть заплюйся. Поэтому кто как, а я взял горелку и просто эту трубку немного нагрел. Делать это тоже нужно аккуратно, чтобы не спалить трубку.
После нескольких не очень удачных попыток удалось-таки один конец вставить боле-менее нормально:
Вдруг тучи сгустились, разверзлись небеса и я все сделал почти что как попало — никак не мог надеть вторую половину трубки, пришлось многократно греть, и в результате получилось не очень идеально:
Впрочем, я решил, что в моем случае такая деформация синоним трансформации, и ничего особо страшного в себе не несет — лишь небольшое сужение на трубке, ни на что не влияющее. Ну и в итоге получился вот такой вот червячок:
Здесь хочу обратить внимание на два момента. Во-первых, лучше использовать все же не горелку, а строительный фен, т.к. он работает в более щадящем режиме. Либо можно поколдовать над газом дома на кухне, и это даже лучше, потому что можно прямо в процессе пытаться впихнуть невпихуемое, а чтобы проделать такое с горелкой или феном одному, нужно иметь три руки. Поэтому нужно либо быть с физическими отклонениями на генном уровне, либо воспользоваться помощью друга.
Во-вторых (и это важно!), можно не заниматься всей этой хренью с ножовкой, а купить тройник с обратным клапаном. Если посмотреть на предыдущее фото, то справа от клапана можно увидеть пластиковый сосок штуцер. Вместо него можно поставить тройник, выполняющий еще и функцию обратного клапана. Но шотоякакто решил пойти сложным путем. А вам сделать выбор еще ДО никто не мешает.
Да, еще важно правильно поставить клапан, чтобы он делал то, что должен, в нужную нам сторону. Иначе не вы будете тормозить машину, а машина будет тормозить вас. Ха-ха)) На клапане есть стрелочка, и она должна показывать влево, т.е. от ВУТа в сторону насоса, а не наоборот. Вооот …
А дальше случилась еще одна напасть: я возрадовался, что все чики-пуки (оно же чики-пики) и стал пробовать крутить обе части трубки на клапане, и у меня получилось! Но в этом случае не ура, на увы( Значит, хреново все это. Так что пришлось усилить конструкцию посредством хомутов. В чудо-багажнике своей 99 отыскал оные и провернул дельце:
Но мне не понравилось — слишком уж страшные хомуты какие-то. Поэтому поискал и нашел новенькие, нулевенькие, чистенькие и блестященькие, и сделал заново:
И на заключительном этапе все собрал в обратном порядке, надежно затянул и закрепил результат проверкой тормозов, немного покатавшись по району. Ну и, естественно, фото напоследок:
Такая вот история, которую можно было бы рассказать за 1 минуту и 2 фотографии. Но вот не люблю я так, люблю подробно и с деталями. В общем, может, и не лучшее решение, но все же решение, и решение рабочее. Так что доработка прошла успешно.
Кто читал, тот молодец, тому спасибо. Всем хороших тормозов и меньше заморочек!