для чего нужен перенос задолженности

Как оформить корректировку долга в «1С»

Автор: Марина Ерейская, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», октябрь 2020 г.

Для того чтобы минимизировать риски и сократить задолженности, предприятия должны делать сверки взаиморасчетов и добиваться уменьшения задолженностей. Умение правильно оформить корректировку долга несомненно поможет бухгалтеру улучшить финансовое положение организации.

Взаимозачет задолженности

Корректировка задолженности – хозяйственная операция, оказывающая непосредственное влияние на суммарный результат по взаиморасчетам.

Для начала стоит разобраться, в каких же случаях необходим документ «Корректировка долга». Корректировки чаще всего формируются на основании таких документов, как акт-сверки, информационное письмо от контрагента или же по дополнительному соглашению или договору. Если данные поставщика и покупателя не совпадают, к примеру, была учтена неверная информация, сделаны ошибки в документах или же внесены изменения несогласованные с другой стороной договора, необходимо сделать взаимозачет.

Для проведения взаимозачета следует зайти в раздел «Продажи» или «Покупки», выбрать документ «Корректировка долга» и нажать кнопку «Создать».

для чего нужен перенос задолженности. Смотреть фото для чего нужен перенос задолженности. Смотреть картинку для чего нужен перенос задолженности. Картинка про для чего нужен перенос задолженности. Фото для чего нужен перенос задолженности

После чего необходимо выбрать вид операции. Программой предусмотрено пять различных видов: зачет аванса, зачет задолженности, перенос задолженности, списание задолженности и прочие корректировки. Непосредственно для взаимозачета может использоваться 3 из 5 вариантов: зачет аванса, зачет задолженности и прочие корректировки.

Теперь рассмотрим каждую операцию подробнее.

Если у покупателя есть долг перед организацией или же у третьего лица перед вашей организацией, то вам поможет операция «Зачет аванса». Также она может быть использована с авансами, выданными контрагенту.

Что же следует сделать? Нам необходимо выбрать вариант операции «Зачет аванса», далее выбрать контрагента, чьи авансы мы хотим включить в корректировку и внести данные в табличную часть с помощью кнопки «Заполнить». Она есть в двух вариантах, в верхней части документа и в табличной. Разница в том, что верхняя кнопка заполняет весь документ, то есть кредиторскую и дебиторскую задолженность, а нижняя кнопка заполнит только нужный вид задолженности. После этого в документе появятся справочные суммы по задолженности.

Главное помнить, что для проведения документа суммы кредиторской и дебиторской задолженности должны быть равны, иначе программа будет выдавать ошибку и не проведет документ. Следовательно, если у вас есть разница, то суммы необходимо скорректировать вручную и уровнять.

Зачет задолженности

Следующий вариант – это зачет задолженности, который необходим для взаимозачета долговых обязательств: покупателя перед вашим предприятием или же вашего предприятия перед поставщиком. Взаимозачет можно провести по расчетам с вашей организацией в счет авансов, выданных третьим лицом вашему предприятию или же вашей организацией – третьему лицу. Все остальное заполняется так же, как и в первом варианте.

Перенос задолженности

Также нередко возникают ситуации, когда один контрагент решает оплатить задолженность другого. В таких ситуациях следует сделать перенос задолженности. Для проведения такой операции следует в документе, после выбора нужной операции указать контрагента, чьи долговые обязательства требуется перенести, далее указываем того контрагента, кто в последующем будет рассчитываться по обязательствам.

Далее заполняем все нужные реквизиты: старый и новый договор, счета учета, валюту и прочие. Также следует обратить внимание, что этот вид операции поможет не только осуществить перенос задолженности с одного контрагента на другого, но и перенос между договорами. В таком случае графы «Покупатель (поставщик)» и «Новый покупатель (поставщик)» заполняются одним и тем же контрагентом, а договоры указываются разные.

Списание задолженности

Если же возникла ситуация, когда задолженность не была и не будет оплачена в силу каких-либо обстоятельств, то следует сделать списание задолженности. Для этого в документе стоит выбрать контрагента, чей долг подлежит списанию, в табличной части указать все долговые обязательства. Также данный вид операции можно применять не только для покупателей, но и для дебиторов, ведь не все поставщики при расторжении договоров или отказе от услуг возвращают перечисленные им авансы.

Важно обратить внимание на то, что после кнопки «Заполнить» табличная часть включит в себя все долговые обязательства, даже те, которые еще могут быть оплачены, поэтому их следует удалить из списка, оставив только те, что подлежат списанию. На вкладке «Счет списания» необходимо указать счет, на который спишется кредиторская или дебиторская задолженность.

Если же вам не подходит ни один из предложенных вариантов, то вы можете воспользоваться таким видом операции как «Прочие корректировки». Главное, после проведения документа сформируйте оборотно-сальдовую ведомость, чтобы убедиться в правильности выбранной операции.

Источник

Как оформить корректировку долга в 1С

для чего нужен перенос задолженности. Смотреть фото для чего нужен перенос задолженности. Смотреть картинку для чего нужен перенос задолженности. Картинка про для чего нужен перенос задолженности. Фото для чего нужен перенос задолженности

Чтобы минимизировать риски и сократить задолженности, предприятия должны делать сверки взаиморасчетов и добиваться уменьшения задолженностей. Умение правильно оформить корректировку долга несомненно поможет бухгалтеру улучшить финансовое положение организации.

Взаимозачет задолженности

Корректировка задолженности – хозяйственная операция, оказывающая непосредственное влияние на суммарный результат по взаиморасчетам.

Для начала стоит разобраться, в каких же случаях необходим документ «Корректировка долга».

Корректировки чаще всего формируются на основании таких документов, как акт-сверки, информационное письмо от контрагента или же по дополнительному соглашению или договору. Если данные поставщика и покупателя не совпадают, к примеру, была учтена неверная информация, сделаны ошибки в документах или же внесены изменения несогласованные с другой стороной договора, необходимо сделать взаимозачет.

Для проведения взаимозачета следует зайти в раздел «Продажи» или «Покупки», выбрать документ «Корректировка долга» и нажать кнопку «Создать».

После чего необходимо выбрать вид операции. Программой предусмотрено пять различных видов: зачет аванса, зачет задолженности, перенос задолженности, списание задолженности и прочие корректировки. Непосредственно для взаимозачета может использоваться 3 из 5 вариантов: зачет аванса, зачет задолженности и прочие корректировки.

Теперь рассмотрим каждую операцию подробнее.

Если у покупателя есть долг перед организацией или же у третьего лица перед вашей организацией, то вам поможет операция «Зачет аванса». Также она может быть использована с авансами, выданными контрагенту.

Что же следует сделать? Нам необходимо выбрать вариант операции «Зачет аванса», далее выбрать контрагента, чьи авансы мы хотим включить в корректировку и внести данные в табличную часть с помощью кнопки «Заполнить». Она есть в двух вариантах, в верхней части документа и в табличной. Разница в том, что верхняя кнопка заполняет весь документ, то есть кредиторскую и дебиторскую задолженность, а нижняя кнопка заполнит только нужный вид задолженности. После этого в документе появятся справочные суммы по задолженности.

Главное помнить, что для проведения документа суммы кредиторской и дебиторской задолженности должны быть равны, иначе программа будет выдавать ошибку и не проведет документ. Следовательно, если у вас есть разница, то суммы необходимо скорректировать вручную и уровнять.

Зачет задолженности

Следующий вариант – это зачет задолженности, который необходим для взаимозачета долговых обязательств: покупателя перед вашим предприятием или же вашего предприятия перед поставщиком. Взаимозачет можно провести по расчетам с вашей организацией в счет авансов, выданных третьим лицом вашему предприятию или же вашей организацией – третьему лицу. Все остальное заполняется так же, как и в первом варианте.

Перенос задолженности

Также нередко возникают ситуации, когда один контрагент решает оплатить задолженность другого. В таких ситуациях следует сделать перенос задолженности. Для проведения такой операции следует в документе, после выбора нужной операции указать контрагента, чьи долговые обязательства требуется перенести, далее указываем того контрагента, кто в последующем будет рассчитываться по обязательствам.

Далее заполняем все нужные реквизиты: старый и новый договор, счета учета, валюту и прочие. Также следует обратить внимание, что этот вид операции поможет не только осуществить перенос задолженности с одного контрагента на другого, но и перенос между договорами. В таком случае графы «Покупатель (поставщик)» и «Новый покупатель (поставщик)» заполняются одним и тем же контрагентом, а договоры указываются разные.

Списание задолженности

Если же возникла ситуация, когда задолженность не была и не будет оплачена в силу каких-либо обстоятельств, то следует сделать списание задолженности. Для этого в документе стоит выбрать контрагента, чей долг подлежит списанию, в табличной части указать все долговые обязательства. Также данный вид операции можно применять не только для покупателей, но и для дебиторов, ведь не все поставщики при расторжении договоров или отказе от услуг возвращают перечисленные им авансы.

Важно обратить внимание на то, что после кнопки «Заполнить» табличная часть включит в себя все долговые обязательства, даже те, которые еще могут быть оплачены, поэтому их следует удалить из списка, оставив только те, что подлежат списанию. На вкладке «Счет списания» необходимо указать счет, на который спишется кредиторская или дебиторская задолженность.

Если же вам не подходит ни один из предложенных вариантов, то вы можете воспользоваться таким видом операции как «Прочие корректировки». Главное, после проведения документа сформируйте оборотно-сальдовую ведомость, чтобы убедиться в правильности выбранной операции.

Источник

Правила и варианты проведения корректировки задолженностей

Любая предпринимательская деятельность строится на тесном сотрудничестве с контрагентами, в результате которого в учете формируется дебиторские и кредиторские обязательства. Существенное превышение данных показателей в балансе свидетельствует об ухудшении финансового положения, возникновении рисковой ситуации. Поэтому компании должны периодически осуществлять сверку и добиваться сокращения задолженности любыми возможными способами. В частности, важно знать, как проводится корректировка долга, каков порядок документального оформления и последствия для организации.

Характеристика

Корректировка задолженности – одна или несколько проводок по отражению хозяйственных операций, оказывающих влияние на суммарный результат по взаиморасчетам. Дебиторская недоимка – обязательства перед организацией, неисполненные в установленный контрактом срок. Кредиторская задолженность — величина долгов перед контрагентами, персоналом по договорным соглашениям и законным основаниям. Учет дебиторки и кредиторки ведется на следующих счетах: 58, 60, 62, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73, 76.

Текущие операции по взаимоотношениям с клиентами, работниками подлежат оформлению бланками, утвержденными законодательством, бухгалтерскими стандартами или внутренними нормативно-правовыми актами. Внесение исправлений в учетную информацию по обязательствам осуществляется бухгалтером или другим экономическим специалистом вручную на основании определенного документа.

для чего нужен перенос задолженности. Смотреть фото для чего нужен перенос задолженности. Смотреть картинку для чего нужен перенос задолженности. Картинка про для чего нужен перенос задолженности. Фото для чего нужен перенос задолженности

Приведем несколько практических ситуаций, когда применяется корректировка:

Печатный бланк корректировки задолженности не регламентирован законодательством, может быть разработан компанией самостоятельно и утвержден в учетной политике. Далее бухгалтерская служба заполняет бланк по образцу в соответствии с данными конкретной операции.

Применение

Каждое предприятие обязано не реже одного раза за отчетный период инвентаризировать взаиморасчеты с целью контролирования, анализирования финансово-имущественного состояния, выявления потенциальных рисков. В процедуре мониторинга рассматриваются, проверяются все документы, непосредственно или косвенно участвующие при формировании задолженности.

Инвентаризационная комиссия принимает к обработке следующие формы:

для чего нужен перенос задолженности. Смотреть фото для чего нужен перенос задолженности. Смотреть картинку для чего нужен перенос задолженности. Картинка про для чего нужен перенос задолженности. Фото для чего нужен перенос задолженности

По итогам обработки данных документов составляется инвентаризационная опись долгов с соответствующими отметками о сроках возникновения, состоянии обязательств. Далее к анализу приступает финансово-экономический отдел, который осуществляет выявление потенциальных путей погашения недоимок.

Принятие решения

Результат инвентаризации наглядно отражает наличие у компании взаимных долгов с контрагентами. Например, клиент приобрел у фирмы товар, не произвел за него оплату, а кредитор в свою очередь воспользовался услугами должника и также не закрыл расчеты. В итоге по одному и тому же контрагенту в учете сформировалась одновременно дебиторка и кредиторка.

Вариантом урегулирования спорной ситуации может стать проведение взаимозачета, когда корректировкой одни обязательства полностью или частично покрывают другие. Такие проводки позволяют привести учетную информацию в соответствии с реальной картиной. К тому же каждая сторона освобождается от дополнительных временных и финансовых затрат по взысканию недоимки. Одним из самых важных нюансов исправления сведений регистров является наличие двустороннего соглашения участников взаиморасчетов.

Не допускается закрытие текущих долгов в одностороннем порядке, так как такие операции не только нарушают условия договоренности, но и противоречат действующему законодательству.

Специалисту дополнительно необходимо внимательно изучить условия контракта, оценить налоговые риски, так как некоторые проводки по корректировке долга покупателя способны отрегулировать учет, но повлечь за собой негативные последствия в виде замечаний контролирующих органов, увеличения налоговой нагрузки на предприятие.

Дополнительные трудности, с которыми может столкнуться бухгалтер – некорректность формируемых проводок, особенно часто такие ошибки выдает автоматизированная учетная программа. Для этого стоит ознакомиться с планом счетов, изучить практические ситуации.

Важно верно определить счет списания дебиторской задолженности контрагента в корректировке долга, так как существует два варианта: за счет резерва сомнительных долгов или с отнесением на внереализационные затраты. От корректности проводки будет зависеть достоверность налоговой базы и правильность исчисленного сбора в бюджет.

Разновидности зачетов

Как говорилось ранее, корректировка является универсальным документом для регистрации движений по дебиторской и кредиторской задолженности. Для детального и наглядного понимания рассмотрим сферу применения операции на конкретных примерах.

для чего нужен перенос задолженности. Смотреть фото для чего нужен перенос задолженности. Смотреть картинку для чего нужен перенос задолженности. Картинка про для чего нужен перенос задолженности. Фото для чего нужен перенос задолженности

Исправление ошибок

На практике достаточно часто встречаются ситуации, когда формируется задвоенное сальдо, то есть одновременно существует долг по дебету и кредиту одного и того же счета в разрезе одинакового субконто. Такая картина возникнет в учете, если в автоматизированной программе нарушена временная очередность регистрации хозяйственных операций, бухгалтер не провел своевременно документ.

Например, получена товарная накладная поставщика на поставку материалов, сформирована кредиторская задолженность по сч.60. Спустя определенное время специалист получил выписку из банка и отразил исполнение платежного поручения, подтверждающего оплату закупки тем же днем, что и поставка. В результате имеем кредиторку и дебиторку по одному и тому же клиенту.

Можно исправить технический недочет путем перепроведения документов, но такие действия будут некорректными, если ошибка выявлена после закрытия отчетного периода. Тогда альтернативным вариантом будет оформление корректировки задолженности.

Фактически данная операция никак не повлияет на взаиморасчеты с контрагентом, но приведет учетные данные в соответствие с действительностью. Для того чтобы обезопасить себя от дальнейших вопросов проверяющих инспекторов, конфликтов со второй стороной, рекомендуется подписать двусторонний акт сверки. Бланк будет подтверждать отсутствие долга и покажет реальное сальдо по контракту.

Бухгалтерской службе рекомендуется регулярно осуществлять сверку данных регистров, контролировать обороты по ведомостям, осуществлять проверку полноты и календарной очередности проведения документов.

Особое внимание нужно уделить операциям, когда в результате зачета формируется определенное сальдо. Например, по дебету числится сумма долга, равная 300 тыс. руб., а по кредиту – 100 тыс. руб. Тогда по итогам оформления корректировки дебиторская задолженность составит 200 тыс. руб. Компания при этом имеет право истребовать у должника счет-фактуру на сумму перечисленного аванса и отразить вычет по НДС в текущем периоде.

Более сложная ситуация возникнет, если по расчетам с покупателями после проведения зачета останется дебиторская задолженность, то есть непогашенный аванс полученный. В этой ситуации специалисту необходимо отразить проводки по начислению НДС, сформировать с/ф. Когда ошибка выявлена после окончания отчетного периода, потребуется внесение исправлений в фискальную отчетность.

Погашение взаимных требований

Нередки ситуации, когда по итогам тесного сотрудничества возникают непогашенные обязательства сторон по разным контрактам. Оптимальным вариантом закрытия задолженности является подписание соглашения о взаимозачете. При этом осуществляется косвенное исполнение условий договоренности, а балансовые данные сторон обретают достоверность.

Например, компания К имеет долг перед фирмой М за аренду помещения. Одновременно М нанимает у К транспортное средство для осуществления перевозки грузов. По ситуации очевидно формирование ложной картины финансового положения предприятий, структуры активов, пассивов. Стороны подписывают соглашение о проведении взаимозачета.

Бухгалтерская служба обеих фирм проводит корректировку, погашает обязательство по кредиту дебетовым оборотом. В результате поставщик услуг не будет требовать оплату за транспорт, а владелец помещения погасит недоимку по аренде.

для чего нужен перенос задолженности. Смотреть фото для чего нужен перенос задолженности. Смотреть картинку для чего нужен перенос задолженности. Картинка про для чего нужен перенос задолженности. Фото для чего нужен перенос задолженности

Важно учесть все возможные нюансы:

Участие третьих лиц

Одним из вариантов погашения кредиторской задолженности можно рассмотреть оплату сторонней организации по обязательствам контрагента. Например, поставщик имеет кредиторскую недоимку покупателя, перед которым другой клиент в свою очередь не исполнил договоренность. Тогда третья сторона по предварительному соглашению перечисляет деньги напрямую снабженцу. В результате погашается долг одновременно перед двумя участниками взаимоотношений.

Аналогичная картина может сформироваться по другой ситуации: подрядчик пишет письмо заказчику с требованием оплатить по указанным реквизитам определенную сумму его поставщику (допустим за электроэнергию). Адресат обращения привлекает к оплате своего прямого покупателя. Тогда формируется тройной зачет: между покупателем и заказчиком по действующему договору, клиентом и подрядчиком, исполнителем и поставщиком электричества. Данные операции сопряжены с высоким риском, так как проверяющие органы могут посчитать их фиктивными, незаконными.

Особенно внимательно нужно использовать данный метод в ситуации, когда компания имеет большую задолженность по налогам перед бюджетом, а также находится под процедурой банкротства.

Переуступка

Часто используемый метод замены лиц в обязательстве – договор цессии. Процедура регламентирована статьей 382 ГК РФ, предполагает передачу обязательств от одного лица к другому.

Например, предприятие имеет долг перед аудиторской фирмой, существует сторонняя компания, заинтересованная в оформлении уступки долга. Если условия контракта не запрещают проведение цессии, кредитор может в одностороннем порядке заключить соглашение с новым займодавцем. При этом цендент (аудитор) в обязательном порядке информирует должника о заключенной сделке.

Бухгалтерия каждого участника взаимоотношения отражает хозяйственную операцию через документ. У цессионария, неплательщика учет взаиморасчетов будет вестись на счетах прочих недоимок. Размер задолженности и основные условия прежнего договора продолжают действовать.

Перенос

Распространенной жизненной ситуацией является некорректное заполнение платежных, иных первичных документов, когда у сторон договоренности формируется разная учетная информация. Тогда исправить недочет можно через перенос задолженности контрагента с одного договора на другой в корректировке долга.

Например, арендатор имеет несколько действующих контрактов с владельцем инструмента. Получатель услуги осуществляет оплату и ошибочно указывает другой договор в поручении. При этом в бухучете плательщика платеж покрывает кредиторку, а у арендодателя деньги числятся на другом субконто. Расхождение выявляется посредством проведения сверки. По соглашению сторон разница будет устранена оформлением переноса платежа с одного договора на другой.

для чего нужен перенос задолженности. Смотреть фото для чего нужен перенос задолженности. Смотреть картинку для чего нужен перенос задолженности. Картинка про для чего нужен перенос задолженности. Фото для чего нужен перенос задолженности

Замена обязательств

На основании ст. 409 ГК РФ непогашенная задолженность может быть закрыта по обоюдному согласию сторон путем предоставления отступного. Предметом сделки становятся денежные средства, товарно-материальные ценности, недвижимость, транспорт, иное имущество и нематериальные активы (ст. 128 ГК РФ).

Законодательство не предъявляет особых требований к содержанию соглашения. То есть стороны руководствуются общеустановленными критериями подтверждения сделки: совершают ее в письменной форме, производят госрегистрацию при наличии законных оснований.

Приведем конкретный пример: организация Б приобрела у компании С пиломатериалы, но не смогла исполнить обязательство по оплате в установленный срок по причине ухудшения финансового положения. У должника имеются материальные и трудовые ресурсы, поэтому он предлагает поставщику провести ремонт его складского помещения в виде отступного по кредиторской недоимке.

Бухгалтер неплательщика отразит корректировку, произведет погашение недоимки, зафиксирует разницу в сторону превышения, если стоимость выполненных работ превысит размер обязательств по поставленным ТМЦ.

Процедура погашения

Закрытие обязательств по дебету и кредиту счетов бухгалтерского учета происходит исключительно при наличии веских оснований: соглашения сторон, односторонние сделки, истечение срока исковой давности. Недоимка может быть списана в полном объеме или частично.

Важно, что взаимозачет производится исключительно в одинаковой сумме: по дебету, кредиту счетов фигурирует одно и то же число. Для бухгалтера подтверждением законности, обоснованности списания дебиторской или кредиторской задолженности станут письменное соглашение контрагентов, акт сверки взаиморасчетов, инвентаризационные данные.

для чего нужен перенос задолженности. Смотреть фото для чего нужен перенос задолженности. Смотреть картинку для чего нужен перенос задолженности. Картинка про для чего нужен перенос задолженности. Фото для чего нужен перенос задолженности

Независимо от обстоятельств ситуации рекомендуем бухгалтерской службе компании придерживаться следующего алгоритма действий при погашении долгов через корректировку:

Если долг безнадежен, не реален к взысканию, необходимо оформить списание недоимки с отнесением суммы на затраты, отражением выручки. Счет списания кредиторской задолженности в корректировке долга в любой ситуации будет 91, то есть возникают внереализационные доходы.

Списанная дебиторка может увеличить расходы предприятия или уменьшить величину резервного фонда. Резерв должен быть создан в каждой компании согласно требованиям бухучета. Важно при погашении дебетового долга отразить проводку по забалансовому счету 007, на котором учет обязательств ведется в последующие пять лет.

Записи в регистрах

Документ корректировка долга применяется для оформления различных хозяйственных операций. В таблице приведены типовые проводки.

для чего нужен перенос задолженности. Смотреть фото для чего нужен перенос задолженности. Смотреть картинку для чего нужен перенос задолженности. Картинка про для чего нужен перенос задолженности. Фото для чего нужен перенос задолженности

Корректировка задолженности позволяет контрагентам урегулировать спорную ситуацию с минимальными рисками, затратами. При этом данные бухгалтерского учета максимально точно и достоверно отражают финансово-имущественное положение организаций. Операции должны быть подтверждены документально, составлены в соответствии с нормами законодательства, тогда участники взаимоотношения освобождаются от претензий и замечаний со стороны контролирующих органов.

Как проводить корректировку долга в 1С — об этом в видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *