для чего нужен пересказ
Ребенок не может пересказать прочитанное: почему и что делать?
В школах принята следующая методика обучения пересказу:
1. Внимательное прочтение текста.
2. Разбор и объяснение незнакомых слов.
3. Выявление главной мысли прочитанного.
4. Ответы на вопросы по тексту.
Взаимосвязь чтения и пересказа
Нередко невозможность пересказа или его низкое качество связаны именно с чтением — вне зависимости от возраста. Чтение и понимание прочитанного — это разные процессы. Ребенок читает, но у мозга ресурсов хватает только на озвучивание слов и соединение букв, а не на осмысление прочитанного. Ребенок может прочесть один раз, а может пять раз, одну страницу или десять — ситуация не изменится. Заданный текст не становится понятнее, но у малыша формируется стойкая неприязнь к чтению.
Поэтому важно понять 2 основных момента:
1. проблема не решается повторным чтением текста,
2. множественное чтение только ухудшает настрой школьника.
Для улучшения навыка чтения и осмысления текста не делайте упор на скорости чтения, но прокачивайте когнитивные функции мозга: внимание, память, логику, быстроту реакции.
В этом помогут, например, следующие упражнения:
1. Пазлы. Такая простая игра как пазлы развивает внимание, логическое и образное мышление.
2. Игра Алфавит. Распечатайте буквы алфавита в нескольких копиях. Предложите ребенку собирать слова различный длинны: от 4 букв. Игра помогает лучше запомнить буквы и легче узнавать их во время чтения.
3. Игра в слова и различные ее варианты:
Все эти варианты игры способствуют увеличению словарного запаса. Ребенок легче читает и узнает уже знакомое слово, оставляя мозгу ресурсы для осмысления прочитанного.
4. Пересказ коротких текстов в 3-5 предложений. Берите короткие и законченные по смыслу рассказы.
Кроме улучшения навыков чтения и расширения словарного запаса существуют различные техники для того, чтобы научить ребенка пересказывать текст.
Техники пересказа текста
Все техники пересказа подходят как для дошкольников, так и для детей школьного возраста.
1. Пересказ по иллюстрациям. Для малышей отлично подойдут иллюстрации в книжках, а для детей постарше возможно нарисовать опорные картинки самостоятельно или распечатать из интернета. Попросите ребенка после прочтения текста самостоятельно разложить картинки в связи с развитием сюжета, и пересказать текст с опорой на них.
2. Пересказ от первого лица. Попросите ребенка представить себя на месте главного героя и рассказать текст от собственного имени. Это упражнение подходит для малышей и младших школьников. С детьми 3 класса и старше лучше делать пересказ от нескольких лиц, с описанием их эмоций и объяснением причин поступков.
3. Пересказ в лицах или игра в театр. Способ подходит для малышей — вести пересказ от имени кукол. Но тут понадобится помощь взрослых: малыш озвучивает одного героя, а родитель другого.
4. Пересказ по плану. Метод подходит для школьников: чем старше становится ребенок, тем короче план. Способ учит выделять главную мысль из коротких отрезков текста, а затем соединять их воедино.
Попробуйте эти методы и найдите наиболее подходящий для своего ребенка. Кроме этого, можно задействовать упражнения на пересказ.
Упражнения для легкого пересказа
1. Напишите предложение и разрежьте его по словам. Предложите ребёнку собрать его по смыслу.
2. Подготовьте короткий текст, законченный по смыслу — это важно. Предложите ребенку прочитать текст и зачеркнуть лишние слова так, чтобы смысл текста сохранился.
3. Упражнение схожее с предыдущим: прочитайте текст, пусть ребенок подчеркнет только нужные опорные слова, по которым можно воспроизвести текст.
Для тренировки чтения подбирайте правильные книжки: чем младше ребенок, тем меньше и проще должен быть текст. Ориентируйтесь на такую величину текста, при которой ребенок может прочитать историю полностью за 1 раз. Для младших школьников это могут быть стихи, небольшие сказки, рассказы или книги, состоящие из отдельных историй с одними и теми же героями.
Ребенку, умеющему читать и пересказывать прочитанное, легче дается учеба в школе по любым предметам, не только по чтению — в математике важно понимать условия задач, в русском языке — правила, а по окружающему миру без понимания и умения пересказывать вообще не обойтись.
Понимание прочитанного строится на развитых когнитивных способностях: память, внимание, логика, мышление. На развивающей платформе Разумейкин вы найдете готовые задания на развитие этих способностей, а также курсы, направленные на обучение чтению и понимание прочитанного. Мы разработали задания соответственно возрасту детей, вам останется лишь выбрать раздел и приступить к занятиям.
Пересказывать прочитанные книги Чтобы стать умнее
Чтение — не только источник знаний, но и хороший тренинг эмоционального интеллекта. Книги помогают развивать эмпатию и понимать других людей, моделируя в воображении внутренний мир персонажей. Но при правильном подходе их потенциал может быть гораздо больше. Разбираемся, как привычка пересказывать книги позволяет извлечь из чтения максимум.
Зачем пересказывать?
Чтобы лучше запомнить прочитанное
Зачем читать, если большую часть прочитанного мы забываем уже через неделю? Во многом это неизбежный процесс, но стоит постараться запоминать самое главное. Лучший способ стимулировать память — записать то, что вы узнали, своими словами и перечитать. Это работает так: когда вы мысленно пересказываете и записываете содержание книги, вы задействуете больше областей мозга, чем просто при чтении. Например, при письме активны двигательные центры. А перечитывая рукописный текст, вы стимулируете речевой центр мозга больше, чем при чтении печатного текста. Чем больше разнообразных стимулов при усвоении информации получает центр памяти (гиппокамп), тем важнее информация кажется мозгу и тем больше шансов, что он решит ее сохранить. Именно по этой причине в современных учебниках часто предлагают писать резюме в конце каждой главы.
Чтобы лучше понять книгу и себя
Обычно еще в процессе чтения мы можем легко определить, нравится нам книга или нет. Гораздо сложнее ответить на вопрос «Почему?». А именно от ответа на него зависит богатство читательского опыта. Обсудить прочитанное с другими людьми (например, в книжном клубе) — не единственный способ разобраться в своих впечатлениях. Пересказ книги для самого себя дает такой же эффект. Во-первых, в процессе пересказа уточняешь множество фактических деталей, которые могли ускользнуть при чтении. Во-вторых, разбираешься в мыслях и чувствах, которые вызывает прочитанное. Мы любим и не любим книги, которые резонируют с чем-то внутри нас, так что анализ своих предпочтений — это еще и реальный инструмент самопознания.
Как пересказывать?
Делать заметки на полях
Пересказ начинается с заметок. Создатель «интеллектуального хаба» Farnam Street Шейн Пэрриш советует обращаться с книгой как с рабочим материалом: делать пометки на полях, загибать запомнившиеся страницы, подчеркивать фразы, которые вызывают вопросы. На основе заметок можно составить свой план книги, не обязательно совпадающий с ее оглавлением. Включите в него интересные вам идеи и концепции с указанием страниц, на которых они упомянуты. Так делает, например, Мария Попова, автор популярного блога о литературе и культуре BrainPickings.org.
Использовать метод Фейнмана
В методике американского физика Ричарда Фейнмана усвоение книги разбито на четыре этапа, каждый из которых все больше вовлекает вас во взаимодействие с текстом.
— Запишите все новое, что вы узнали из прочитанного о конкретной теме.
— Представьте, что вам нужно объяснить это ребенку понятным языком. Отбросьте специальные термины и метафоры, постарайтесь сформулировать мысль ясно и четко, но не упрощая и не искажая содержание. Хороший способ увидеть разницу между знанием предмета и знанием того, как он называется.
— Определите пробелы в понимании. Если вы не смогли что-то объяснить для себя простыми словами, возвращайтесь к книге и попробуйте понять.
— Составьте из своих заметок связный текст.
Практиковать активное чтение
Чтобы регулярно делать заметки о прочитанных книгах, нужны стимулы. И лучший из них — обратная связь. Каждая прочитанная книга — это такой же повод высказаться, как удачная фотография и любые другие впечатления. Публикуйте свои читательские заметки в социальных сетях, делитесь полюбившимися цитатами в твиттере, пишите рецензии для Goodreads, комментируйте чужие отзывы. Превратите осмысление прочитанного в общение. Активное чтение отличается от пассивного так же, как активное владение иностранным языком от пассивного словарного запаса.
Что такое пересказ, и каким он должен быть
Что такое пересказ, и каким он должен быть
Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.
Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.
Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:
Вид пересказа
Описание
Возможные проблемы
Как это исправить
Подробный,близко к тексту
Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу
Неумение начать пересказ
Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа
Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части
Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)
Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис
Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)
Выборочный
Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу
Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию
Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов
Сжатый
Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа
Нарушается логика повествования или исключаются важные факты
Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)
Неумение передавать содержание диалогов
Поработайте над косвенной речью
Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.
Как учить пересказу
Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.
Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:
Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.
План работы над пересказом
Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.
Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.
При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.
На данном этапе важно выделить смысловые части.
В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.
Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?» Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.
К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.
Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.
На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ.
Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.
Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.
Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.
Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.
После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.
Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание
И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Как научить ребенка пересказывать тексты
Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать.
Разберем в этой статье, что же такое пересказ, как научить детей пересказывать тексты и составлять план и какие существуют виды пересказа.
Школьная система обучения построена таким образом, что большинство знаний дети получают посредством пересказа. И здесь выясняется, что наши дети не умеют пересказывать. Они заучивают большие тексты и сбиваются при малейших вопросах или просто не могут вспомнить основную мысль и последовательность событий. Не стоит ругать детей, их нужно научить пересказывать текст.
Что такое пересказ
Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.
К пересказу предъявляется ряд требований:
• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;
• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;
• использование авторских образных выражений;
Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.
Учим детей пересказывать
Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.
Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.
Первичное чтение
Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.
После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:
— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?
Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.
Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.
Далее нужно сделать небольшую передышку.