для чего нужен портфель школьный
Знакомство с портфелем и школьными принадлежностями.
Программные задачи:Систематизировать и расширять представления детей о школе, школьных принадлежностях, знать, для чего они предназначены. Обогащать словарный запас, упражнять в рассказывании. Развивать графические навыки. Формировать положительное отношение к обучению в школе.
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Логопед:-Скоро вы пойдете в первый класс. Хотите в школу? Как вас называют сейчас?А как вас будут называть в школе (Школьниками, учениками, первоклассниками.) Отгадайте загадку о том, что вы возьмете с собою в школу:
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом. Догадались, что это?
Стук в дверь. Входит Незнайка.
-А что вы тут делаете?
логопед:- Незнайка, а здороваться тебя не учили?
-Здравствуйте, ребята!А у меня портфель есть. (В слове портфель делает ударение на первый слог.)
-Дети, а как правильно нужно говорить портфель или портфель (ответы детей.)
-Запомни, Незнайка, портфель. А что у тебя в портфеле?
-Дети, оказывается Незнайка не знает, для чего нужен портфель, он ведь в школу еще не ходил. Незнайка, оставайся с нами, ты узнаешь много нового и интересного.
Логопед:-Посмотрите. какие бывают портфели,какими они были раньше, а какие теперь. (Рассматривание старых и современных портфелей и называние их_ранец, рюкзак,портфель.)
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Логопед:-Во втором отделении лежит что.? (Папка с тетрадями.) Какие бывают тетради? (В клеточку, в линейку.)
-Возьмите листок в клетку, пишем графический диктант (усмотрение воспитателя).
-А еще в папке лежит дневник. Кто знает, для чего он нужен?9Рассматривание дневника).
-Что это значит, кто догадался? ПРавильно. это звонок на перемену.
Физминутка:Скоро в школу мы пойдем
И портфель с собой возьмем.
Книжки, ручку и тетрадь
Мы в портфель положим наш.
Будем мы считать, читать, писать.
И учиться все на пять. (Показ действий.)
Логопед:- А что еще есть в портфеле?Что это за коробочка? ДЛя чего нужен пенал?
-Правильно, вторую обувь нужно класть в отдельный мешочек. А для чего в школе нужна вторая обувь?
-А у Незнайки что в портфеле? (Игрушки.)
-Давайте покажем и расскажем Незнайке, что мы возьмем с собою в школу. Например, я возьму пенал, чтобы убирать в него ручку и карандаши. Я не возьму куклу. потому что в школе надо учиться, а не играть. (Ответы детей.)
-Молодцы, никто не ошибся и взял в школу только нужные вещи. Отгадайте зашифрованное слово, взяв по первой букве слова. (Картинки: платок, очки, роза, торт, фонарь, ель, лейка,Ь.)
Незнайка:- Я понял, понял, для чего нужен портфель. А кататься с горки на нем все-таки можно или нет?
Логопед:- Расскажите Незнайке,как нужно обращаться с портфелнм?9Ответы детей.)
-Незнайка, ты пойдешь с нами в школу?Тогда надо вот на этих пластилиновых картонках (которые приготовлены заранее)выложить горохом портфели.
Работа детей под спокойную музыку.
-Все молодцы, справились со всеми заданиями. Вручение звездочек.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Школьный портфель и его влияние на здоровье школьника
Школьный портфель и его влияние на здоровье школьника
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. Не последнюю роль в этом играет и школьный портфель или ранец, который из года в год становится тяжелее. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. В соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования» вес учебного пособия не должен превышать для учащихся:
• 1–4-х классов – 300 г;
• 5–6-х классов – 400 г;
• 7–8-х классов – 500 г;
• 10–11-х классов – 600 г.
Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» регламентирован вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для учащихся:
Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце, что может привести к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, нарушениям осанки и походки.
Портфель — помощник школьника?
Рубрика: Основы безопасности жизнедеятельности
Дата публикации: 07.04.2020 2020-04-07
Статья просмотрена: 116 раз
Библиографическое описание:
Стафеев, К. В. Портфель — помощник школьника? / К. В. Стафеев, Е. Б. Стычинская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 5 (35). — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/young/archive/35/2029/ (дата обращения: 11.12.2021).
Каждый раз, когда я иду в школу, думаю: «Опять этот портфель тяжелый нести!» «А нельзя ли как-нибудь без него?» — всё чаще посещает меня мысль. Свой портфель кажется иногда таким тяжёлым, что хочется от него поскорее избавиться: поставить или отдать подержать хотя бы на несколько минут.
Конечно, школьника невозможно представить без портфеля, где помимо учебников лежат тетради, канцелярские принадлежности, личные вещи. Этот атрибут сопровождает нас все школьные года вплоть до выпускного вечера.
Медики утверждают, что перенос тяжестей для ребёнка вредит здоровью. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в 4 килограмма равносильно тому, как если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15–20.
Мне и моим одноклассникам приходится ежедневно поднимать и носить тяжести раза в три превышающую норму. Вот почему я задумался, а портфель является ли помощником ученика или каждодневное ношение тяжелого портфеля вредит здоровью. Я решил изучить эту тему на примере своего класса, и в этом заключается новизна исследования. Поэтому выбранную тему считаю актуальной и заслуживающей внимания.
Проблема заключается в том, что наблюдается противоречие между массой достоинств портфеля, его предназначением и положительными качествами и несоответствием требованиям, которые предъявляют к портфелям.
Я решил выявить соответствия школьных портфелей учащихся 2Б класса гигиеническим требованиям, предъявляемым к ним, и разработка рекомендации по исследуемой проблеме.
Объект исследования: учащиеся 2 «Б» класса МАОУ «МСОШ № 20».
Я предполагаю, что школьные портфели учащихся 2Б класса не соответствуют санитарным нормам (их вес не соответствует возрасту) и вредят здоровью.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования можно использовать на родительских собраниях и классных часах.
В моей работе синонимами к слову «портфель» являются слова: рюкзак и ранец.
Рюкзак — это заплечный вещевой мешок с карманами (нет жёсткого дна и спинки).
Ранец — это сумка для ношения при себе вещей, надеваемая на спину при помощи лямок.
В настоящее время младшие школьники чаще всего носят учебники и тетради в ранцах, ошибочно называя их портфелями.
Ученики были во все времена, а история портфеля насчитывает чуть больше столетия. Почти все школьники считают, так же, как и я, что у нас тяжелый портфель. Но читая литературу по истории возникновения портфеля, я удивился: «Оказывается, что нам очень повезло! Я понял, что если бы я жил лет много лет назад, то ходил бы с ранцем, сделанным из тюленьей кожи. Взвалить его на плечи было совсем не просто!»
А вот брат-близнец портфеля — ранец — пришел к нам вместе с наемными немецкими солдатами, служившими у московских царей. Так назывался походный заплечный мешок. После первой мировой войны все чаще ученики собирали книжки и тетрадки именно в портфели. Хотя многие школьники ходили на уроки с видавшими виды полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников. Такие сумки удобно было перекидывать через плечо и использовать в случае драк.
С конца 90-х и по настоящее время школьники носят рюкзаки, которые упрочили свои позиции в качестве школьной сумки. Несмотря на все очевидные достоинства, существуют возможности улучшения, что и было сделано. Новый ранец является жестким, что в некоторых случаях очень даже необходимо.
В связи с тем, что количество учебников и других школьных принадлежностей день ото дня увеличивается, то портфель в ближайшем будущем для учеников нашего города я представляю как чемодан на колесиках, которые, кстати, уже используются в школах Китая.
Сейчас ученые разрабатывают электронные школьные ранцы, которые смогут заменить учебники, тетради, дневники. В Тайване уже создали 10-и дюймовый ПК (компьютер), который весит около килограмма и объединяет в себе школьные учебники, тетради, дневники и все другое, необходимое школьнику для учебы.
Вес пустого ранца для первоклашки не должен превышать 700 граммов, а нагруженного тетрадками и книжками — двух килограммов. Что же касается ткани, то она, конечно же, должна быть плотной, желательно пропитанной специальным, не пропускающим воду, составом.
Еще будет хорошо, если на ранце есть светоотражающие элементы. Ребенок с таким ранцем будет весьма приметным на дорогах.
Также немало важными являются лямки школьного портфеля. Необходимо чтобы они имели достаточную ширину.
Портфели, школьные ранцы и аналогичные изделия для детей должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям безопасности по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим и токсиколого-гигиеническим показателям
Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.
Вес портфеля школьника регламентируют Санитарные правила и нормативы , утвержденные главным государственным санитарным врачом Геннадием Онищенко 7 октября 2002 года. Они вступили в силу в феврале 2003 года и с тех пор не менялись.
Согласно СанПиН общая масса учебников из расчета на один учебный день в комплекте со школьными принадлежностями, без массы портфеля, не должна превышать допустимых гигиенических норм для перенесения учениками веса на расстояние до трех километров.
Согласно правилам СанПин:
В рамках своего исследования я взял напольные весы, свой портфель и взвесил его пустым, а потом со всеми учебными принадлежностями. Вес моего пустого портфеля составил 1 кг, а полного — 3 кг 500 г. Мне стало интересно, и я предложил взвесить портфели своим одноклассникам. Всего приняли участие в моем эксперименте 22 человека. Сначала мы с учителем измерили вес каждого пустого портфеля ребят. Потом вес полного портфеля с учебными пособиями. Тех детей, кого не было в тот учебный день, я попросил взвесить портфель самостоятельно и прислать результаты взвешивания нам по электронной почте.
После чего вычислили средний вес портфеля ученика 2Б класса. Средний вес пустого портфеля составил 990 г, а вес полного портфеля 3 кг 740 г. Самый легкий портфель оказался у Димы Ж. — 2 кг 800г (пустой 600 г). Самый тяжелый у Дмитрия С. — 4 кг 400 г (пустой — 1 кг 300 г). Только у 3 учеников вес пустого ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 700 г. В результате наблюдений я обнаружил, что самым тяжёлым ранец бывает в понедельник и четверг, так как в этот день есть английский язык. Для этого предмета мы носим отдельную папку, в которую входит учебник, рабочая тетрадь, тонкая тетрадь и словарь. В эти дни вес моего портфеля увеличивается на 800 г и составляет 4 кг 300 г.
Взвешивая школьные портфели, я выяснил следующее: что вес портфелей с учебными принадлежностями колеблется от 2 кг 800 г до 4 кг 300 г. В один и тот же день в классе у нескольких учеников портфели оказался намного тяжелее других. Для учащихся начальной школы, даже если они приобрели ранцы, эти портфели очень тяжелы, так как их портфель должен весить 2 кг. Так как ученики кроме рюкзаков носят еще и сумки со второй обувью и спортивной формой, то портфели весом до 5 кг влияют на искривление позвоночника.
При опросе учащихся выяснилось, что у некоторых в портфеле есть лишние предметы: краски, фломастеры, игрушки, блокноты, раскраски. Что-то из этого списка можно было оставлять в классе в шкафу. Дети могли забыть сдать библиотечные книги или не выложить учебник с прошлого дня (не по расписанию).
Гипотеза, которую я выдвинул, подтвердилась, так как вес портфелей моих одноклассников превышает норму, которую рекомендуют врачи. В ходе исследования я убедился, что при выборе портфеля не все учащиеся задумывались над тем, что он будет отрицательно влиять на их здоровье. Прежде всего, им хотелось купить вместительный портфель или тот, который понравился. Только часть ребят подумала о том, что их портфель должен быть удобным и лёгким.
Я считаю, что цель, которые я поставил перед началом работы, достигнуты и задачи выполнены.
По результатам практических исследований были сформулированы рекомендации для участников образовательного процесса, направленные на снижение веса школьного ранца.
Практические рекомендации участникам образовательного процесса.
На основании проведенного практического исследования я сформулировал предложения, советы и рекомендации ученикам и учителям нашей школы, чтобы можно было уменьшить вредное влияние школьного рюкзака на здоровье ученика.
Хочется отметить, что наш классный руководитель изыскал возможность хранения в классе принадлежностей для уроков технологии и ИЗО, а также спортивной одежды.
У меня есть уверенность, что соблюдение и выполнение всех рекомендаций, советов и предложений позволит избежать нагрузки на руки, спины и плечи школьников. И тогда портфель будет настоящим помощником в учёбе.
В ходе написания этой работы я изучил литературу по данной теме, изучил историю возникновения портфеля, исследовал и измерил вес портфелей учеников 2Б класса, проанализировал полученные результаты и попытался дать рекомендации по уменьшению веса портфеля.
Конечно, вес портфеля современного школьника зачастую превышает санитарные нормы и только по этому параметру можно заявить, что портфель вовсе не помощник, а так называемый «вредитель» здоровью. Но я, в то же время с уверенностью могу сказать, что он и помощник. Достоинства портфеля заключаются в том, что ношение ранца за спиной очень удобно, освобождены обе руки. Некоторые ранцы обладают большой вместимостью. Наличие двух лямок обеспечивает равномерную нагрузку на оба плеча.
Портфель — это лучший способ держать вещи в порядке и переносить учебные пособия. Если рассматривать электронную книжку как портфель будущего, то, во-первых, она не всем доступна по цене, во-вторых, она может сломаться или разрядиться в неподходящий момент, в-третьих — она портит зрение. В ходе выполнения работы явно выделены достоинства школьного ранца перед другими видами приспособлений для переноса школьных принадлежностей.
Надеюсь, что мои одноклассники, родители и учителя воспользуются результатами данного исследования и ответственно отнесутся к моим советам и рекомендациям по снижению веса портфеля.
Рюкзак, ранец или портфель для школьника: что выбрать и как?
«У первоклассников такие ранцы, будто они в любой момент готовы уйти из семьи и начать новую жизнь» — вы наверняка видели эту шутку в соцсетях. Сопровождается мем картинкой, на которой изображен несчастный ребёнок с огромным рюкзаком. Шутка смешная, и дети действительно часто носят слишком объёмные для их возраста ранцы.
Но неверно подобранный по размерам и по другим параметрам ранец опасен для детского здоровья, и потому родителям важно знать, как выбрать рюкзак для первоклассника, чтобы он не навредил сыну или дочери.
Содержание:
Ранец, рюкзак или портфель
Вообще, ранец, рюкзак и портфель — три совершенно разных изделия. Но эти слова привычно используют как синонимы, подразумевая сумку с жёстким плотным каркасом и широкими лямками, которую дети носят за плечами, но правильное название такой сумки — ранец.
Ранец
Единственный верный выбор для первоклассника и в целом для учащихся младших классов. Ранцы равномерно распределяют вес содержимого, не перегружая спину и поясницу ребёнка. Хорошие ранцы делают из лёгких, но плотных материалов — такие модели защищают ученические принадлежности от возможных повреждений и не провисают во время ходьбы.
Рюкзак
Сумка с широкими или узкими лямками без твердого каркаса. Подойдет старшеклассникам со здоровым позвоночником и со сформировавшейся осанкой. Конечно, подростки не хотят ходить с «малышовыми» ранцами, предпочитая «взрослые» стильные рюкзаки. Выбирая для подростка рюкзак, обратите внимание на модели с ортопедическими накладками, помогающими снизить нагрузку на позвоночник и сохранить правильную осанку.
Портфель
Сумка с одной ручкой, была очень распространена в СССР. Портфели лучше не выбирать, какого бы возраста ребёнок ни был — изделие носят только в левой или только в правой руке, и весь вес учебников и другого содержимого сумки приходится на одну сторону тела. Постоянная нагрузка на одну сторону тела может серьёзно испортить осанку и стать причиной проблем с позвоночником.
Как выбрать ранец (рюкзак) для учеников первых классов: главные критерии
Первоклассники, как и дети постарше, при выборе ранца заинтересованы только в одном параметре: красивом и необычном внешнем виде. О куда более важных критериях — удобстве, форме, качестве изделия — безусловно приходится заботиться взрослым.
Как выбрать рюкзаки для первоклассников правильно — важные критерии:
Светоотражающие элементы — не единственный способ обезопасить своего ребёнка, тем более, когда он добирается один из школы домой. На телефон или смарт-часы юного школьника можно установить приложение «Где мои дети», которое будет показывать, где сейчас находится ваш ребёнок, каким маршрутом следует, и что/кто его окружает. Приложение также поможет отыскать утерянный гаджет или позволит дозвониться до ребёнка, даже если телефон находится на дне ранца в беззвучном режиме.
Как правильно подобрать параметры школьного ранца: точные размеры
Вес полного ранца должен составлять не больше 10% от веса ученика начальной школы, и около 15% от веса учащегося среднего или старшего звена. Точные цифры:
Точные размеры ранца для первоклассника в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора:
Указанные размеры — ориентировочные и могут не подойти для совсем невысокого или, наоборот, очень крупного ребёнка. Самый надёжный способ выбрать лучший ранец для первоклассников — примерить этот ранец на того, кто будет его использовать.
Варианты рюкзаков и ранцев для школьников постарше
Окончив первые четыре класса, многие дети начинают отказываться от ранцев. Мода диктует свои условия — например, носить все школьные принадлежности в тканевом заплечном мешке. И чем старше ребёнок, тем небрежнее может быть отношение и к рюкзаку, и к его содержимому: старшеклассники умудряются сделать один-единственный рюкзак и хранилищем для ученических принадлежностей, и сумкой для сменной обуви и спортивной формы.
Подобный подход вредит учебному процессу, но это не самое неприятное. Модные рюкзаки носят, как правило, через одно плечо, нагружая только левую или только правую часть тела, и такая нагрузка опасна для позвоночника даже уже достаточно взрослого ребёнка.
Родителям можно пойти на маленькую хитрость и соединить моду и безопасность в одной модели, выбрав молодёжный рюкзак с ортопедическими накладками.
На что ещё обратить внимание, кроме наличия ортопедической накладки, перед приобретением рюкзака для подростков:
Но идеальным вариантом даже для старшеклассника всё равно остаётся ранец. Производители тоже следят за модой и сейчас в магазинах можно найти ранцы, на которые согласятся капризные подростки:
Топ лучших моделей школьных рюкзаков
Рейтинг лучших ранцев для первоклассников/младших школьников
О лучших моделях ранцев для первоклассников — подробнее:
Hatber
Отлично продуманные модели китайского производителя: с большим количеством отделений, прочной спинкой и светоотражающими элементами. У лёгких ранцев хорошо прошиты лямки, но низ не устойчив, а если часто стирать изделие — краски поблекнут довольно быстро, примерно к середине учебного года.
Hummingbird
Совместный российско-германский бренд выпускает линейку ранцев Kids специально для учеников с первого по четвёртый класс. У моделей мягкие ручки и мягкие лямки шириной 40 миллиметров, спинка регулируется под параметры школьника. Сделаны рюкзаки из водоотталкивающего материала и дополнены светоотражающими элементами.
BRAUBERG
У моделей российского производства хорошо регулируются спинка и лямки. Отрегулировать ранец можно под первоклассника любого роста и комплекции. Продумана и организация внутри и снаружи: карманы и отсеки для канцелярии, телефона, ключей; ручка уплотнена, чтобы ребёнок при необходимости нёс ранец в руке (например, из одного кабинета в другой).
DeLune
У ранцев из Италии есть характерная только для этих изделий особенность: 3D-рисунок на верхней части. Каждая модель ортопедическая и дополнена светоотражающими элементами. Покупателям ранцев производитель делает подарки: например, наручные часы для мальчиков, игрушечные мишки — для девочек.
Erich Krause
Российский производитель выпускает удобные ранцы специально для первоклассников: с лямками шириной 35-40 миллиметров, устойчивым крепким дном, лёгкие. Дизайн у рюкзаков разнообразный. Можно подобрать модель для мальчика или девочки, с большим количеством дополнительных отсеков или с минимумом отделений.
Пожалуй, самые популярные и распространённые в мире ранцы делают в Германии. Все ранцы немецкой фирмы — ортопедические, с лямками шириной 40 миллиметров, и светоотражающими элементами. В комплекте к каждому рюкзаку идут мешок для сменной обуви, ланч-бокс и пенал. Для первых классов бренд выпускает 2 вида ранцев: с жёстким плотным каркасом весом 1000 грамм, и мягкие, менее устойчивые модели, но весом всего 700 грамм.
Цена таких изделий выше средней, но зато сумки очень долговечны: по отзывам родителей, рюкзак Hama легко можно использовать для двух-трёх детей по очереди.
DerDieDas
В ранцах немецкой фирмы продумано всё: изделия мало весят и при этом вместительные, крепкие лямки шириной 40-50 миллиметров регулируются под рост ребёнка. Модели сделаны из сверхпрочного водоотталкивающего материала. Производитель выпускает ранцы для учащихся первых классов разнообразного дизайна: с узорами и однотонные, эффектных и сдержанных расцветок, с принтами подходящими для школьников и для школьниц.
Топ лучших ранцев для учеников средней школы
Правильный выбор ранца: советы и лайфхаки от экспертов
Какой бы ранец вы ни покупали — для будущего ученика первого класса или для старшеклассника — педиатры и детские хирурги рекомендуют уделить внимание важным особенностям выбора изделия:
Конечно, надёжность и безопасность ранца — это главное. Но важен и внешний вид рюкзака. Ребёнку придётся ходить с ним целый учебный год, и не радующая глаз расцветка будет портить школьнику настроение ежедневно. Возьмите ребёнка в магазин собой, сколько бы ни было школьнику лет — семь или восемнадцать — и пусть решающее слово о выборе ранца останется за его будущим владельцем!