для чего нужен пожарный аудит
Аудит пожарной безопасности. Для чего и почему?
Действующим законодательством Российской Федерации наряду с федеральным государственным пожарным надзором, предусмотрены также и иные формы оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Одной из альтернативных форм соответствия объекта защиты, в соответствии со статьей 144 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является независимая оценка пожарного риска (далее – НОР) (аудит пожарной безопасности). Тем самым, МЧС России, в рамках реформирования надзорной деятельности и профилактической работы, проводит работу по снятию избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательской деятельности. Одним из ключевых моментов в данном направлении и явилось создание института независимой оценки пожарного риска (риск-ориентированного подхода к организации надзорных функций). Система независимой оценки рисков создавалась с целью повышения уровня защищенности общества, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Так, в случае поступления до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, непосредственно осуществляющий государственную функцию на объекте защиты, положительного заключения НОР, плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются по истечении трех лет со дня поступления в орган ГПН положительного заключения НОР (исключение составляют объекты защиты, используемые организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности – в отношении таких объектов плановые проверки планируются по истечении одного года).
Таким образом, положительное заключение НОР, освобождает юридических лиц, индивидуальных предпринимателей от проведения в отношении объектов защиты, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, плановых проверок в области пожарной безопасности.
В свою очередь НОР проводится экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области независимой оценки пожарного риска. При этом, очень важно помнить, что экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты, если данной организацией на указанном объекте выполнялись другие работы и услуги в области пожарной безопасности, а также если данный объект принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.
Положительное заключение, по результатам проведенной НОР, необходимо направить в орган ГПН в срок до 20 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок, то есть до момента окончательного формирования и направления ежегодного плана проверок в органы прокуратуры.
Проведенная работа по НОР и получение положительного заключения, свидетельствуют о пожаробезопасном состоянии объекта защиты и полном выполнении требований пожарной безопасности.
При этом, при проведении НОР, решаются следующие задачи:
— снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, в результате вывода их из сферы контроля государственных надзорных органов;
— освобождение органов пожарного надзора от проведения контроля на малозначительных объектах, сосредоточение его усилий на объектах с массовым пребыванием людей, потенциально опасных и социально-значимых объектах;
— обеспечение прозрачности процедур осуществления государственного надзора, предупреждение проявлений коррупции в этой сфере деятельности.
В случаях, если в период с момента утверждения плана плановых проверок и до момента непосредственного проведения проверки будет представлен НОР с проведенным расчетом по оценке пожарного риска на объект защиты, включенный в план плановых проверок на предстоящий год, то указанная плановая проверка проводится в части определения соответствия исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования. При несоответствии расчета по оценке пожарного риска, плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах.
Проведение аудита пожарной безопасности
Любой объект, где производится предпринимательская деятельность, должен соответствовать требованиям противопожарной безопасности – это одна из важнейших задач, государственного значения. Надзорные органы МЧС активно участвуют в анализе соответствия объектов противопожарным условиям и предписаниям, производят проверки, принимают различные меры.
Однако уровень вмешательства государства в эту сферу должен быть снижен, ведь в противопожарной безопасности прежде всего заинтересованы сами предприниматели. Повышение их личной ответственности возможно благодаря внедрению права предпринимателей на независимую оценку пожарных рисков (НОР), то есть аудит пожарной безопасности.
Рассмотрим, чем такой тип проверки отличается от государственной, какова цель пожарного аудитора, какие задачи помогает решить НОР и по какой процедуре проводится.
Законодательный аспект
Обеспечение безопасности со стороны возможных бед от огня регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В январе 2016 года в него были внесены правки, которые разрешают снизить государственную нагрузку на пожарные проверки и регулирование, но не декларативно, а за счет внедрения других форм контроля.
Данной законодательной нормой наряду с госпроверками предпринимателям разрешено предпринимать независимую оценку рисков пожара – НОР, или аудит пожарной безопасности. Проверка происходит по регламенту «Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска», утвержденных Постановлением РФ от 07.04.2009 года, № 304 (изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 года № 777).
ВАЖНО! Организации, осуществляющие экспертизу, должны входить в перечень прошедших аккредитацию МЧС Российской Федерации.
Государственный пожарный надзор или аудит?
То, что объект должен регулярно проверяться на соответствие противопожарной безопасности, обсуждению не подлежит. Но предприниматель вправе выбирать, кто будет осуществлять этот контроль: государственный пожарный инспектор или независимый аудитор. Рассмотрим альтернативу подробнее.
Государственный контроль
Визит пожарного инспектора – испытание не из самых приятных для собственника. Нежданный гость может явиться в любое время, руководствуясь государственным планом проверок. Предприниматель в один прекрасный день обнаружит свою фирму в качестве запланированной для визита инспектора ГПН без всякого приглашения. Отказаться или как-либо иначе избежать проверки невозможно.
Если инспектор найдет несоответствия требованиям, он выдаст предписание, которые обязательно придется выполнять, иначе предприятие может быть остановлено на трехмесячный срок. Естественно, в ближайшем времени предстоит новая проверка: насколько выполнено предписание. Кроме того, предприниматель получит солидный штраф за выявленные нарушения и дополнительный, если вовремя не сделает всего обозначенного в предписании.
Зато у государственной проверки есть ощутимый плюс – она абсолютно бесплатна.
Аудит: его плюсы для владельца бизнеса
НОР проигрывает государственной проверке только в одном: это платная услуга, оказываемая по договору. Аудит проводит организация, имеющая такое право согласно аккредитации МЧС РФ.
К СВЕДЕНИЮ! Поскольку компания-аудитор уже получила «добро» на проведение такого рода экспертиз, Государственный пожарный надзор не вправе подвергать сомнению полноту и истинность выданного аудитором заключения о пожарной безопасности.
В результате предприниматель станет обладателем заключения с реальной оценкой пожарного состояния своей собственности.
Очевидные преимущества аудита пожарной безопасности для собственника бизнеса:
Цели и функции пожарного аудита
Цель проведения независимого аудита пожарного состояния предпринимательского объекта – вовлечь хозяев бизнеса в процесс действительного контроля над обеспечением безопасности, снизив административные барьеры и подняв уровень ответственности. Независимая оценка позволяет:
Этапы проведения пожарного аудита
После того как между предпринимателем-собственником и организацией аудитором заключен договор о предстоящей проверке, в котором согласованы ее стоимость, сроки и условия, осуществляются следующие процедуры:
Потенциальные проблемы независимого пожарного аудита
Как и любой новый метод, независимая оценка пожарных рисков имеет некоторые слабые места, о которых предпринимателю лучше знать заранее:
5 причин, зачем вашему бизнесу нужен пожарный аудит (независимая оценка пожарного риска)
А.М. Ненуженко, технический директор ООО «Пожарный Эксперт», г. Воронеж
Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) – это одна из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, что установлено статьей 144 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
По сути – это альтернатива Государственному пожарному надзору. Закон даёт собственнику право выбора, кто будет оценивать объект на соответствие требованиям пожарной безопасности: государство в лице пожарного инспектора или независимая экспертная организация.
В первом случае эта процедура проводится в сроки, определённые планом проверок, независимо от желания собственника (без приглашения) и бесплатно. Однако, если при проверке выявляются нарушения, то выдаётся обязательное для исполнения предписание и накладываются штрафные санкции [1]. В случае же повторного нарушения объекту грозит приостановление деятельности на 90 суток. Выдача предписания влечёт за собой обязательную внеплановую проверку с теми же последствиями. При этом в случае невыполнения предписания накладывается ещё и дополнительный штраф [2].
Во втором случае услуга по проведению пожарного аудита является платной, проводится на основании договора в согласованные сроки, по результатам выдаётся заключение о независимой оценке пожарного риска.
Что дает собственнику пожарный аудит? Вот 5 причин, почему это Вам нужно, и что Вы от этого получите.
1. Невключение в план проверок
Объекты, на которые имеется заключение о НОР с выводом о соответствии требованиям пожарной безопасности, не включаются в планы проверок органами ГПН в течение срока [3], установленного п. 44 Административного регламента МЧС, с даты регистрации заключения НОР (от 1 до 10 лет в зависимости от присвоенной объекту категории риска).
Кроме того, в соответствии с п. 3 «а» Приложения к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, категория риска объекта подлежит снижению на одну ступень при наличии заключения о НОР с выводом о соответствии требованиям пожарной безопасности, что автоматически влечёт за собой уменьшение периодичности проверок. К примеру, если объект отнесён к категории умеренного риска (с периодичностью проверок 1 раз в 10 лет), то при наличии положительного заключения НОР, объект переводится в категорию низкого риска, для которой плановые проверки вовсе не предусматриваются.
Нет проверок – нет предписаний, штрафов, угрозы приостановки деятельности.
2. Прохождение проверки по «упрощённой схеме»
В случае, если объект уже включен в план проверок, то проверки избежать не удастся. Но при наличии положительного заключения НОР проверка проводится не по «полной программе», а по упрощённой схеме.
Согласно п. 63 Административного регламента МЧС в этом случае не проверяется выполнение условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. То есть инспектор в этом случае не имеет права проверять выполнение требований Технического регламента и нормативных документов по пожарной безопасности. Проверке подлежит только узко ограниченный круг вопросов [4] по соблюдению противопожарного режима.
3. «Легализация» нарушений
НОР позволяет обосновать допустимость отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности. Делается это путём расчёта пожарного риска с учётом имеющихся нарушений.
Актуально для зданий, в которых:
4. Получение положительного заключения МЧС
Требуется для предоставления в лицензирующий орган при получении лицензии на отдельные виды деятельности:
В соответствии с нормативно-правовыми актами МЧС России Заключение выдаётся заявителю после проведения проверки организации, при этом в случае выявления нарушений выдаётся отрицательное заключение.
При наличии заключения НОР о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности положительное заключение МЧС выдаётся без проверки объекта.
5. Информация о реальном состоянии пожарной безопасности объекта
По результатам проведения аудита пожарной безопасности собственник получает полную, всестороннюю и достоверную информацию о реальном состоянии пожарной безопасности объекта. Наличие такой информации позволяет:
Указанная информация не может быть получена при проведении проверки органом ГПН по следующим причинам:
[1] — ст. 20.4 КоАП РФ, штраф на юридическое лицо до 500 000 руб., на должностное лицо – до 30 000 руб.
[2] — ст. 19.5 КоАП РФ, штраф на юридическое лицо до 200 000 руб., на должностное лицо – до 20 000 руб., или дисквалификация на 3 года.
[3] — 1 год – детские сады, общеобразовательные школы, детские лагеря, дома престарелых;
2 года – больницы, поликлиники, санатории;
4 года – объекты, отнесённые к категории значительного риска (особо опасные, технически сложные и уникальные, критически важные для национальной безопасности, особо важные пожароопасные, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, дополнительного образования детей, профессионального образования, Ф4.2, Ф5.1 I, II, III классов опасности, Ф3 с одновременным пребыванием более 200 человек, Ф4.3 высотой более 28 м);
7 лет – объекты, отнесённые к категории среднего риска (Ф1.3 высотой более 28 м, Ф3 с одновременным пребыванием от 50 до 200 человек, Ф4.3 высотой от 15 до 28 м, Ф5.1 и Ф5.2 категорий А, Б, В);
10 лет – объекты, отнесённые к категории умеренного риска (Ф3 с одновременным пребыванием до 50 человек, Ф5 категорий Г, Д.
[4] — выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, знания требований пожарной безопасности, готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара, правила поведения людей, порядок организации производства, содержания территорий, зданий, сооружений, помещений.
[5] — ст. 19.5 КоАП РФ, штраф на юридическое лицо до 200 000 руб., на должностное лицо – до 20 000 руб., или дисквалификация на 3 года.
Аудит пожарной безопасности в 2021 году
Аудит пожарной безопасности – это проверка здания или организации по нормативам противопожарной безопасности. Пожаудит проводится независимой организацией, что гарантирует объективность результатов обследований и анализа документации. По результатам процедуры оформляется заключение, которое подтверждает соответствие пожарным нормативам, либо свидетельствует о выявленных недостатках и замечаниях. Устранив нарушения, можно избежать предписаний и штрафов при инспекциях МЧС.
Читайте в статье, кто может и должен заказывать независимую оценку пожарных рисков, что проверяется в ходе пожаудита, как можно использовать заключение при взаимодействии с пожнадзором МЧС.
Что такое пожарный аудит
В Законе № 123-ФЗ (скачать), который является основным руководящим актом в сфере пож. безопасности, описаны возможные формы оценки соответствия недвижимости, предприятий, товаров, оборудования. В их список входит и независимая оценка рисков. Вот основные моменты, связанные с проведением этой проверки:
Так как аудит является официально признаваемой проверкой состояния пожарной защиты, заключение по его завершении нужно передавать в МЧС. Сделать это можно в письменной или электронной форме.
Комментарий эксперта. Предприятие не обязано заказывать и проходить независимую оценку пожарных рисков. Но в этом случае нельзя быть уверенным, что пожарники МЧС не выявят серьезные нарушения при предстоящей проверке, не вынесут представление и не взыщут штраф. Хотя заказ аудита в независимой компании влечет дополнительные расходы, это в итоге сэкономит деньги и время на устранении замечаний пожнадзора, позволит предотвратить пожароопасные ситуации. Наша компания МБРсма оказывает услуги по аудиту любых зданий и предприятий, отвечает за качество и результат процедуры.
Цели проведения аудита
Пока объект не возведен и находится в стадии проектирования, аудит пожбезопасности проводить не имеет смысла. Обеспечить соответствие пожарным нормативам обязан проектировщик, а проверять документы будут в ходе экспертизы, выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию. Для существующего объекта или фирмы независимая оценка может потребоваться:
Аудит можно заказать и для продукции, выпускаемой в розничную продажу. Перечни товаров, подлежащих пожарной сертификации, указаны в Постановлении № 241, техрегламенте ЕАЭС 043/2017. Прежде чем обращаться на сертификацию, можно пройти предварительную независимую проверку, что изделия отвечают пожарным нормативам.
Законодательство для проведения пожарного аудита
Главными руководящими актами в сфере противопожарной защиты являются Законы № 123-ФЗ и 69-ФЗ (скачать). В них описаны не только форматы подтверждения пожарным требованиям, но и нормативы по рискам, классам опасности, степени огнезащиты, иным показателям. Алгоритм проведения независимой оценки и оформления заключений по ее итогам регламентированы Постановлением Правительства РФ № 304.
В ходе пожаудита эксперты будут использовать нормативные значения из СП, ГОСТ, НПБ, приказов МЧС, других руководящих документов. Их список зависит от типа и функционального назначения строения, сферы деятельности компании, других факторов. Ссылки на законодательные и подзаконные акты будут указаны в заключении экспертов, в выданных расчетах, актах. других документах.
Для чего нужен пожарный аудит
Независимая оценка рисков, аудит пожарной безопасности, или, как его сокращенно называют, пожарный аудит – это комплексное пожарно-техническое обследование, в ходе которого определяется, насколько безопасны обследуемые помещения, здания, другие объекты собственника и что нужно сделать для их безопасности. В комплекс мероприятий такого обследования входят анализ документов, обследование помещения или строения, проведение (в случае необходимости) экспертиз, исследований, расчет пожарного риска.
Аудит пожарной безопасности
При проведении пожарного аудита выявляются несоответствия пожарным требованиям и стандартам, даются рекомендации по их устранению с учетом конкретных особенностей исследуемого объекта. В некоторых случаях они необязательны, но непременно имеют узконаправленный индивидуальный характер. Мероприятие по пожарно-техническому обследованию, выполняемое специалистами. Оно необходимо для проверки документации, помещений, строений. Обязательно определяется уровень безопасности зданий, а также их соответствие нормам. При необходимости проводятся экспертизы, исследования, расчет риска возникновения пожара.
В чем важность пожарного аудита
До 22 июля 2008 года такой формы оценки пожарной безопасности как аудит не существовало. Эта новелла введена Федеральным законом Российской Федерации № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (действует с 01 мая 2009 года).
Согласно данному Техническому регламенту, только экспертные организации, получившие аккредитацию при Министерстве чрезвычайных ситуаций России, что подтверждается свидетельством установленного образца, имеют право проводить аудит пожарной безопасности.
Фирма-аудитор не проводит пожарный аудит объекта, если сама является его собственником, или уже выполняла на нем другие работы.
Чем полезен собственнику аудит пожарной безопасности?
Собственнику выгодно выбрать проведение пожарного аудита по следующим причинам:
Таким образом, получая точную и компетентную информацию от организации-аудитора, собственник может планировать дальнейшую программу действий на своем предприятии, экономно и продуманно исправлять и улучшать уровень пожарной безопасности, сократить расходы и оптимизировать затраты на установку и эксплуатацию противопожарных систем.
Соответственно, если собственник не заказал независимую оценку рисков, он, как минимум, не знает реальной ситуации на своем предприятии, а значит опасно рискует. Кроме того, без пожарного заключения независимой экспертной организации можно начинать готовиться к проверкам со стороны менее лояльного Госпожарнадзора.
Отличия визита инспектора от аудита пожарной безопасности
Невозможно не отметить, что пожарный аудит имеет ряд преимущественных отличий по сравнению с проверкой Госпожарнадзора:
Организация-аудитор нацелена на качественную, объективную работу с персональным подходом к каждому заказчику, то есть работа не за страх, а за совесть. Мотивация очень простая – аудиторы вынуждены работать качественно, чтобы не потерять аккредитацию в МЧС России;
Пожарный аудит и независимая оценка риска – отличия
Оценка пожарного риска может быть составляющей пожарного аудита, но также может производиться отдельно:
Пожарный риск – это характеристика возможного возникновения пожарной опасности и ее последствий как для людей, так и для материального имущества.
Выделяют три его вида:
Расчет пожарного риска заключается в обследовании и фиксации фактов без дальнейших консультаций по устранению недостатков и отклонений от нормы. Оценка пожарного риска происходит по определенным методикам, устанавливаемым государством, в выводах указывается соотношение значений индивидуального пожарного риска и нормативного. Расчет риска может быть оформлен и как приложение к заключению пожарного аудита.
Этапы проведения пожарного аудит
Пожарный аудит начинается с принятия собственником решения о необходимости проведения аудита.
Следующий шаг – выбор организации, которая этим займется. Фирма-аудитор, в свою очередь, рассматривает заявку заказчика. Если клиент и исполнитель устраивают друг друга, между ними заключается гражданско-правовой договор на выполнение соответствующих работ. Потом фирма-исполнитель детально прорабатывает программу дальнейших действий, формирует экспертную группу. Возможен предварительный выезд на объект для более объективной и адекватной оценки.
Один из наиболее важных этапов – анализ документации. Сюда, в первую очередь, относится анализ нормативной базы, условий пожарной безопасности для конкретного типа объекта, анализ организационно-распорядительных и разрешительных документов. Кроме того, анализируются документы предыдущих проверок и обследований объекта (предписания, протоколы, акты, заключения).
Следующий этап основной – проверка пожарно-технического состояния объекта. В ходе данного обследования проверяется территория, системы отопления, водоснабжения и вентиляции, систем пожаротушения, сигнализации и оповещения, эвакуационные пути и выходы, средства индивидуальной защиты и первичные средства борьбы с пожаром и многое другое. В результате такой проверки эксперты составляют мнение об уровне пожарной безопасности на объекте, выявляют нарушения соответствий, моделируют ситуацию на объекте при пожаре. Также учитывается человеческий фактор – анализируется подготовка персонала, программа их действий при возможном пожаре.
Если необходимо, фирма-аудитор проводит дополнительные экспертизы и исследования, чтобы получить максимально точную картину состояния объекта. Для проведения таких расчетов и экспертиз могут привлекаться различные специалисты – как собственные, так и государственные, например, испытательной пожарной лаборатории Министерства чрезвычайных ситуаций.
В результате проведенного аудита экспертная организация предоставляет заказчику общий вывод по состоянию объекта, соответствию нормативным требованиям, дает рекомендации по повышению безопасности, исправлению обнаруженных в ходе обследования недостатков и нарушений. Заключительный этап аудита – это оформление и выдача заказчику пожарного заключения.
Подготовка и выдача пожарного заключения
Пожарное заключение подготавливается на основе данных проверки и оценки рисков обследуемого объекта в том случае, если пожарный риск имеет допустимый уровень и отсутствуют нарушения, потенциально опасные в случае возникновения пожара.
В противном случае оформляется вывод о невыполнении условий соблюдения требований пожарной безопасности. Экспертная организация, проводящая обследование, составляет заказчику программу с комплексом мероприятий по устранению нарушений и сроками их выполнения. По итогам такой «работы над ошибками» подготавливается заключение с выводами по выполненным условиям соответствия.
В заключении должны быть такие пункты:
Заключение изготавливается в трех экземплярах, подписывается проводившими проверку экспертами, руководителем и скрепляется печатью организации. В течение 5 рабочих дней после этого один экземпляр направляется собственнику, а второй – для регистрации в УНД ГУ МЧС России соответствующего региона. Еще один экземпляр остается у фирмы, проводившей пожарный аудит.
Особенности выполнения работы
Независимая оценка пожарного риска определяет несоответствие требованиям пожарной безопасности. Эксперты предоставляют рекомендации по устранению дефектов работы производства, а также конкретных объектов.
До 2008 года не существовало аудита по пожарной безопасности. Этот закон стал действовать с 1 мая 2009 года. По правилам, только экспертные учреждения, которым была выдана аккредитация Министерства чрезвычайных ситуаций России, могут проводить аудит. Такая фирма не может выполнять подобные работы на объекте, владельцем которой является сама.
Зачем нужна эта работа?
Независимый аудит необходим владельцу предприятия из-за следующих преимуществ:
Может быть и другое основание для проведения аудита пожарной безопасности. Итак, с получением полной информации от аудитора у собственника есть возможность планирования программы действий организации. Сведения помогут экономно исправлять недочеты, улучшить безопасность, установить необходимые системы.
Если независимая оценка пожарного риска не была произведена, то владелец не может знать настоящей ситуации в своей организации. Поэтому у него есть риски относительно безопасности предприятия. При отсутствии заключения будут выполняться проверки от Госпожарнадзора.
В чем отличия проверки инспектора от аудита?
Считается, что аудит пожарной безопасности намного лучше, чем проверки Госпожарнадзора. Это связано со следующими преимуществами:
Аудит пожарной безопасности устанавливает реальное состояние организации, что снижает риск наказания от контролирующих органов.
Отличия аудита от независимой оценки
Эти понятия взаимосвязаны, но имеют и отличия. Оценка риска может быть главной частью аудита, а также выполняться отдельно:
Пожарный риск позволяет выявить вероятность возникновения опасности, а также ее последствия для людей и имущества. Существует 3 его вида:
Аудит пожарной безопасности проводится для установления фактов без предоставления рекомендаций по устранению недостатков. Оценка риска осуществляется по специальным методикам, утвержденным государством. Выводы включают соотношение значений нормы и отклонений. Расчет риска обозначается в заключении аудита.
Решение о выполнении аудита принимает руководство предприятия. Затем важно выбрать подходящую организацию, которая будет заниматься этой работой. Фирмы-аудиторы проводят рассмотрение заявок от заказчиков.
Если стороны договорились о выполнении работы, то составляется договор на оказание услуг. В нем будут прописаны права и обязанности исполнителя, заказчика. С помощью договора регулируется деятельность обеих сторон.
Правила пожарной безопасности
Фирма по выполнению аудита создает программу действий, организует экспертную группу. Потом происходит выезд специалистов на объект, чтобы оценить риски пожарной безопасности.
Важным этапом работы считается анализ документов. Может выполняться просмотр нормативной базы, условий безопасности. Обязательно учитываются результаты последних проверок, кем бы они ни были проведены.
После этого выполняется проверка пожарно-технического состояния объекта. При этом обследовании осматривается территория, системы отопления, водоснабжения, сигнализации. Проверяется качество эвакуационных выходов, средств защиты, первичных элементов для устранения пожара. После такой работы утверждается решение о пожарной безопасности, определяются нарушения, изменяется ситуация на объекте. Не менее важным считается человеческий фактор, поэтому требуется подготовка работников, которые должны знать о поведении при пожаре и при угрозе его возникновения.
Если требуется, то аудитор выполняет экспертизы, чтобы определить точное состояние объекта. Для выполнения такой работы задействуются профессионалы различных сфер. Такая деятельность позволяет предоставить точные рекомендации по содержанию помещений.
После аудита выдается противопожарная лицензия. Специалисты предоставляют вывод о состоянии объекта, а также о соответствии требованиям. Выдаются правила улучшения системы безопасности, которые необходимы для бесперебойной работы предприятия.
Создание пожарного заключения
Документ составляется на основе информации о проверке и оценке рисков объекта. Заключение выдается тогда, когда пожарная безопасность находится на допустимом уровне и предприятие не имеет нарушений, опасных для всей деятельности.
Если были выявлены недочеты, то составляется вывод о невыполнении условий безопасности. Экспертное учреждение, выполняющее работы, выдает заказчику программу с необходимыми мероприятиями по удалению нарушений.
Заключение обязательно включает:
Заключение создается в 3 экземплярах, которые подписывают руководители экспертизы. Также документы имеют печати. В течение 5 дней 1 экземпляр направляется собственнику, другой – для регистрации в УНД ГУ МЧС России. Третий документ остается в фирме.
В результате проверки выполняется расчет пожарной категории, который позволяет определить уровень опасности. Сейчас их пять: А, Б, В, Г, Д. Первые считаются самыми опасными, а последние – практически безопасными.
Категория устанавливается для выбора системы пожаротушения, дымоудаления, сигнализации. Эта работа позволяет получить сведения, которые необходимы для выполнения аварийно-спасательных работ.
Присвоение категории утверждается на основе следующих этапов:
Категория помещения позволяет определить уровень опасности, а также установить необходимое оборудование. Здание будет пригодным для выполнения производственных задач.