для чего нужен проект дорз денежный открытый рынок заимствований
Вопреки всему. Как российские компании научились привлекать финансирование в условиях кризиса
Любому бизнесу требуется регулярно привлекать финансирование для полноценного роста и развития. После небольшого перерыва у российских корпораций снова появился широкий выбор необходимых для этого инструментов как на внутреннем, так и на международных рынках. Последний год компании активно используют возможности развитых рынков капитала с их огромными ресурсами, стандартизированными правилами и готовыми инструментами. В частности, корпорации прибегают к размещению акций, еврооблигаций, а также привлечению синдицированных кредитов.
Рост зарубежных кредитов — это один из признаков выхода из рецессии и оживления российской экономики. В дальнейшем потенциальное улучшение рейтинга России международными агентствами может способствовать еще более активному росту зарубежного кредитования российских компаний.
Опыт российских заемщиков свидетельствует о том, что, несмотря на непростую экономическую и геополитическую обстановку, эмитенты из России постепенно возвращаются на международные рынки капитала. В свою очередь, иностранные инвесторы явно адаптировались к «новой реальности» и готовы наращивать свое присутствие на этом непростом, но многообещающем рынке.
Размещение акций
К концу 2016 года сразу несколько факторов создали положительные условия для рынков акционерного капитала в России. Среди них — улучшение макроэкономической ситуации в стране, погоня мировых инвесторов за доходностью в условиях ультранизких ставок, а также положительные тенденции для компаний в области добычи природных ресурсов и металлообработки.
В то же время акции российских эмитентов показывали сильный рост на бирже, а рыночная оценка стоимости активов продолжала оставаться ниже среднеисторического значения — в отличие от Европы и США, где ценные бумаги уже достаточно дороги.
На этом фоне крупные российские компании стали активнее привлекать финансирования на рынке акций. Этой возможностью воспользовались как предприятия, уже котирующиеся на рынке (к примеру, предложение акций МКБ в октябре 2017 года), так и их акционеры, которые стремились привлечь ликвидность за счет реализации части капитала (продажа на рынке акций компаний «Русал» или «ФосАгро»).
Кроме того, российские эмитенты возобновили привлечение средств с помощью первичных публичных размещений (IPO). IPO компании «Детский мир» на Московской бирже в феврале 2017 года подтвердило высокий уровень вовлеченности международных банков-организаторов, а также большой интерес иностранных инвесторов — в книге заявок на предложение акций ретейлера преобладали глобальные игроки, несмотря на отсутствие международной котировки.
В свою очередь, IPO компании En+, состоявшееся в ноябре, стало самым крупным первичным размещением в России с 2014 года (и одним из пяти крупнейших IPO в Европе в этом году), а также первым первичным размещением российской компании на Лондонской фондовой бирже за три года.
Эти факты подтверждают позитивные условия для возвращения крупных российских корпораций на международные рынки. А вот небольшим компаниям этот путь вряд ли подойдет: IPO — это довольно непростой и недешевый способ привлечения капитала. Так что им, возможно, будет проще найти стратегического покупателя из числа более крупных российских или глобальных игроков на рынке.
Долговые рынки
В 2017 году устойчивая динамика цен на нефть, оптимистичные сценарии роста российской экономики, курс ЦБ на смягчение денежно-кредитной политики и общее улучшение финансовых показателей компаний благоприятно сказались и на рынке еврооблигаций.
Также в марте 2017 года «Русал» стал первой из российских компаний, разместивших облигации на китайской бирже на сумму 1 млрд юаней (так называемые панда-бонды), при целевом объеме размещения не более 500 млн юаней. Пока евробонды российских эмитентов в юанях являются редкостью, и опыт «Русала» — это скорее исключение, подтверждающее правило. Это объясняется тем, что китайские рынки открыты только для краткосрочных выпусков —до 3 лет. Российских заемщиков такой вариант чаще всего не устраивает.
Еврооблигации позволяют заемщикам привлекать финансирование с достаточно стандартизированной организацией размещения, сохранением необходимой доли в капитале компании (в сравнении с IPO/SPO) и с меньшими ограничениями по сравнению с банковским финансированием. Но не надо забывать, что требования к минимальному объему, рейтингам и международной отчетности накладывают свои ограничения на круг потенциальных эмитентов.
Высокий уровень активности на рынке еврооблигаций должен сохраниться и в 2018 году — за счет растущих потребностей компаний в рефинансировании рекордных заимствований 2012-2013 годов и ожидаемого ускорения экономического роста в России, который может снизить влияние потенциального ужесточения монетарной политики ФРС США и ЕЦБ на эмитентов из развивающихся рынков.
Синдицированные кредиты
При этом в 2016-2017 годах усилилась конкуренция среди банков, традиционных игроков рынка синдицированного кредитования в России, за заемщиков с хорошим кредитным качеством. Более того, к ним прибавились некоторые иностранные банки, которые в 2014 году «поставили на паузу» активное кредитование российских компаний, но сейчас постепенно возвращаются в этот сегмент.
С точки зрения заемщика, синдицированный кредит является наиболее гибким инструментом привлечения финансирования на международных рынках капитала, который позволяет компании с хорошим кредитным качеством получить максимум ликвидности на наиболее выгодных условиях. Кроме того, его использование способствует созданию положительной кредитной истории на рынке. Благодаря этому синдицированное кредитование будет востребовано российскими компаниями на любой стадии экономического цикла.
Инновации на денежном рынке
Ассоциация корпоративных казначеев, Группа компаний «РОЛЬФ» и Московская биржа провели дискуссионную площадку «Инновации на денежном рынке. Новости проекта ДОРЗ (Денежный открытый рынок заимствований». Ассоциация и Биржа разработали и внедрили стандартную документацию на рынке «М-депозиты», которая включает спецификацию депозитного договора и правила проведения депозитных аукционов, которые позволяют организаторам и участникам рынка работать без заключения генерального соглашения по депозитным сделкам. Группа компаний «РОЛЬФ» стала первой коммерческой организацией, которая провела депозитный аукцион на основании единой документации.
Мероприятие прошло в формате открытой дискуссии. В качестве спикеров прошли выступления: Президента Ассоциации корпоративных казначеев и Директора Департамента казначейства и управления рисками ГК РОЛЬФ Владимира Козинца, Руководителя проекта ДОРЗ Ассоциации корпоративных казначеев, Руководителя Группы управления казначейскими продуктами Департамента казначейства и управления рисками ГК РОЛЬФ Екатерины Беленко, Директора департамента рынка РЕПО и депозитно-кредитных операций Московской Биржи Сергея Титова.
В работе форума принял участие Владимир Гамза, председатель Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, управляющий партнер Группы консалтинговых компаний «Аудит Груп».
Владимир Козинец: «Рынок коротких денег нуждается в расширении и систематизации»
В условиях новых реалий финансового рынка и ужесточения политики ЦБ по отношению к банкам, к работе на денежном рынке нужны новые подходы, которые позволят компаниям более эффективно получать короткие кредиты для управления ликвидностью и закрытия кассовых разрывов. Важную роль в новой системе должны играть корпоративные казначейства, которые смогут не только привлекать финансирование для своих компаний, но и эффективно размещать временно свободные средства. Об этом Finversia.ru рассказал президент Ассоциации корпоративных казначеев (АКК) Владимир Козинец.
— Владимир Викторович, конъюнктура на денежном рынке в России в последнее время заметно изменилась. Многие эксперты характеризуют текущую ситуацию как кризис доверия, который спровоцирован ужесточением требований ЦБ РФ к коммерческим банкам. В результате, сегмент коротких заимствований существенно сократился, многие банки закрыли друг на друга лимиты. Как на эту ситуацию реагирует бизнес, в частности, финансовый менеджмент и корпоративные казначейства, которые отвечают за обеспечение компаний кредитами?
— Действительно, с учетом той чистки банковской системы, которую проводит Центробанк РФ, сегодня резко возросли риски недоверия между банками – обороты взаимного кредитования существенно упали. Банки уже не могут так же свободно и оперативно управлять своей ликвидностью, как раньше. А из-за этого в числе прочих страдают корпораты, поскольку отсутствие на рынке денег достаточной ликвидности и определенный дефицит доверия ограничивает возможности компаний по открытию коротких кредитных линий. Получается, несмотря на то, что основная часть средств, находящихся в банках, в принципе принадлежит бизнесу, он не обладает полноценными возможностями для их оперативного использования.
— В своих выступлениях на некоторых мероприятиях вы рассказывали о концепции ДОРЗ (денежного открытого рынка заимствований), которая в числе прочего предполагает короткое кредитование одних компаний другими. Можно сказать, что это своеобразная «касса взаимопомощи» для корпоратов?
— Нет, ДОРЗ – совсем не про это. Он отнюдь не является кассой взаимопомощи. Мы не ставим своей целью создать отдельный рынок для межкорпоративного кредитования. ДОРЗ – это новая концепция построения денежного рынка и управления казначейскими деньгами в условиях изменившихся реалий. Можно даже сказать, новая философия. Хотя финансовое взаимодействие на уровне компаний является одним из ее элементов.
Мы исходим из того, что корпоративные казначейства с каждым днем становятся все более дееспособной и квалифицированной силой, которая может реально оживить денежный рынок, насытить его и обеспечить большее количество возможностей, дать импульс развитию. Если говорить упрощенно, то мы хотим попытаться произвести апгрейд рынка межбанковского кредитования – расширить его за счет подключения корпоративных казначейств и систематизировать – создать, если хотите, этакий «МБК 2.0».
Я еще раз подчеркну, что мы говорим только о коротком денежном рынке. В теории это любые деньги на срок меньше года. На практике, наиболее востребованные сроки находятся в пределах от овернайта до месяца – между банками, и варьируются на месяц, три, шесть – между корпоратами.
То есть речь идет о создании зоны коротких бланковых (то есть выдаваемых без обеспечения доверенным клиентам) денег, в которой количество контрагентов у корпоратов для заимствования и размещения средств будет резко увеличено, и не станет ограничиваться исключительно банками – стратегическими партнерами по основному бизнесу.
В данной зоне денежного рынка могут совершаться 4 типа сделок: межбанковские (банк – банк), депозитные (корпорат – банк), кредитные (банк – корпорат), а также межкорпоративные (корпорат – корпорат) сделки прямого финансирования, о которых вы спрашиваете. Еще раз хотел бы обратить внимание, что мы говорим о сделках без обеспечения. Наличие достаточного количества бланковых лимитов – один из существенных показателей здорового денежного рынка.
При этом компаниям нужно понимать, что только кредитоваться накоротке на этом поле они не смогут – периодически нужно будет и размещать свободные средства, то есть это должно быть разностороннее движение. Иначе возможности участия в этой межбанковско-межкорпоративной системе будут ограничены. На существующем сегодня межбанке есть примеры, когда финансовые организации, которые лишь брали деньги, через некоторое время становились никому не интересны как партнеры.
— Зачем такая система нужна с практической точки зрения?
— Технически появление универсальной короткой денежной зоны приведет тому, что корпорат будет в состоянии обеспечить для себя и открыть на другого контрагента существенно большее количество лимитов, чем сейчас – когда это достаточно трудоемкий процесс.
Сегодня у многих корпоратов открыты в банках револьверные линии – в рамках неких соглашений, по которым можно выбирать суммы на разные сроки отдельными траншами с определенным лимитом. Причем если раньше такие линии обеспечивались залогами (недвижимость, товар в обороте и т.д.), то в последние годы намечается тенденция по минимизации количества обеспеченных револьверных линий, хотя, разумеется во-многом это зависит от финансового состояния заемщика. К переходу на бланковые лимиты стремятся как крупные и средние компании, так и банки, у которых в свою очередь управление и мониторинг залогов тоже расходует много ресурсов. Однако сейчас мы идем дальше и говорим о том, что обычные бланковые линии нужно усовершенствовать, существенно ускорив процессы привлечения и погашения траншей. Внутри АКК мы называем такие экспресс-линии казначейскими.
Речь идет о резком сокращении времени на проведение сделок за счет того, что деск казначейства будет напрямую работать с деском в банке. То есть фактически они совершают сделку по своей технологии, похожей на межбанковскую операцию. В результате, срок поступления денег на счет компании с момента обращения в банк может составить не более 20 минут – такой рекорд, в частности, был у компании «Рольф», в которой я возглавляю департамент казначейства и управления рисками. При обычной револьверной бланковой линии время выдачи – порядка одного дня, поскольку цепочка участников процесса длиннее – корпоративный казначей, персональный банковский менеджер компании, кредитный отдел, казначейство банка.
Сейчас некоторые банки начали укорачивать эту цепочку под уже согласованные лимиты, когда пройден кредитный комитет, подписанное генеральное соглашение. Вообще, это их ноу-хау. Одним из первых, кто вышел на рынок с таким предложением, был «Газпромбанк» в рамках своей системы «ГПБ Дилинг». Помимо прочих функций она предполагает предоставление коротких казначейских денег. Позднее похожие схемы мы обкатали со Сбербанком, МКБ и «Альфа Банком». Сейчас стараемся договориться соответствующим образом со всеми банкам-партнерами.
Однако пока это удается сделать не всегда – сегодня у «Рольфа» таких экспресс-линий около пяти, по ним мы привлекаем порядка 20-30% в общем кредитном портфеле. Но если я попрошу моих коллег оперативно подписать еще 15-20, то меня, мягко говоря не поймут, так как текущие технологии открытия линий не позволяют делать это быстро и комфортно.
Поэтому самое главное – не только создать возможность быстрой выборки и быстрого погашения, но и оперативный сервис получения лимитов и подписания документации. В каждой компании это может быть по-своему структурировано. Но основная идея в том, чтобы стремиться к прямому общению корпоративных казначеев с банковскими казначеями. Формирование ДОРЗ позволит систематизировать открытие быстрых коротких линий, увеличить количество участников и емкость денежного рынка.
— Когда вы планируете реализовать данную концепцию?
— Четких сроков нет. Мы движемся в этом направлении, но нужно понимать, что это объемная и непростая работа, а большинство участников процесса – это действующие казначеи в своих компаниях и, по сути, ДОРЗ создается силами волонтеров-энтузиастов.
Есть три крупных блока вопросов, которые нужно решить для того, чтобы концепция правильно заработала. Первый – необходимо интегрировать систему в имеющиеся на рынке торговые площадки, создать соответствующий инструментарий и разработать единый формат документации. Второй – нужно сформировать информационный хаб для возможности проведения оперативного дистанционного кредитного и юридического анализа. Третий – самый сложный блок – необходима развитая система кредитного риск-менеджмента в компаниях. Чтобы ДОРЗ состоялся, нужно, чтобы заработали все три компонента.
— Какие исходные данные и какие перспективы сейчас?
Скажем, с Московской биржей уже ведется предварительная работа. В частности, на этой площадке есть такая небиржевая технология, как депозитные аукционы. Крупнейшие игроки ликвидности, а именно ЦБ, Минфин, Казначейство РФ, МСП корпорация, ПФР и ВЭБ через систему депозитных аукционов размещают депозиты в банках. На уровне АКК мы сейчас обсуждаем возможности подключения к этим аукционам крупных и средних корпоратов. В частности, «Рольф» планирует осуществить пилотный проект.
Как следующий шаг, мы хотим модифицировать эту систему в кредитно-депозитный аукцион. То есть инструмент тот же, но для депозитного аукциона это мои лимиты, а для кредитного – добавляются лимиты финансовых контрагентов на меня.
Также у АКК есть совместная рабочая группа с «НП РТС» и компанией Премекс. Сейчас мы решаем, как проводить сделки по казначейским линиям в рамках их системы PRICE.
В перспективе мы не исключаем работу со всеми торговыми площадками – рынок расставит все по местам.
При этом важнейшим пунктом является такая вещь, как создание единого формата кредитно-депозитной документации для ДОРЗ на всех площадках. Например, если банковское и корпоративное сообщества договорятся о едином типовом кредитно-депозитном соглашении, или хотя бы об общих стандартах, то это снимет огромный объем работы.
Второй важнейший блок – создание единого информационного хаба, базы данных, в которой участники ДОРЗ могли бы в электронном виде размещать отчетность и другие сведения, которые банкам нужны для финансовой и юридической экспертизы клиента, прохождения процессов KYC и выставления лимита. Важно, что документы должны находиться в юридически значимом статусе, подписанные ЭЦП. Разумеется, что ответственность за своевременность и корректность документации несет размещающая компания. Появление такого хаба избавило бы компании от перетаскивания в банки коробок с документами, а банкам – сэкономило ресурсы по их обработке. Необходимо отметить, что этот тренд и так уже появляется.
Некоторые банки сегодня сами говорят, что хотели бы иметь онлайн доступ к бухгалтерской отчетности своих клиентов. Аналогичные заявления делает и Налоговая служба. Мы же предлагаем организовать централизованную систему, чтобы любые участники финансового рынка, имеющие соответствующий доступ, могли в нужный момент получить всю необходимую информацию о своем контрагенте. Сейчас мы ведем переговоры с «Интерфаксом», чтобы создать такой хаб на базе модернизированной системы СПАРК. В то же время я не исключаю, что ДОРЗ может быть сформирован и на какой-то другой информационной базе, скажем, НРД или Thomson Reuters, которая уже имеет подобную систему, но пока она не адаптирована для России.
Понятно, что здесь тоже будет очень большой фронт совместной работы с банками и ЦБ РФ в плане систематизации и стандартизации необходимого пакета информации, утверждения формата экономической и управленческой отчетности, периодичности ее размещения, которая позволит адекватно оценить положение компаний именно на момент предоставления короткого кредита.
И, наконец, третий блок – самый тяжелый. Он касается повышения качества кредитного риск-менеджмента в компаниях. Когда мы говорим о коротких деньгах, бланковом рынке, то он невозможен без хорошо развитой системы оценки кредитных рисков и положения контрагентов: банков, страховых компаний, поставщиков и покупателей. Если с привлечением кредитов у большинства корпоратов проблем, скорее всего, нет, то с умением эффективно и безопасно размещать свободные средства дела обстоят сложнее. А, как я уже говорил выше, если ты хочешь нормально равноправно существовать на денежном рынке, то должен не только привлекать, но и размещать. Если у банков эта работа налажена, то у корпоратов кредитный риск-менеджмент развит в разной степени, но в целом по рынку еще есть к чему стремиться.
Если мы хотим, чтобы межкорпоративное бланковое финансирование заработало, то компании должны повышать квалификацию своих риск-менеджеров или отдавать оценку рисков на профессиональный аутсорсинг. Возможен также еще один путь, который основан на системе скоринга – системе оценки кредитоспособности на базе статистических программ. Но ее нужно создавать централизовано, что потребует больше времени. В этом нам могут помочь рейтинговые агентства.
Что надо знать про выпуск облигаций как способ финансирования бизнеса
Чем заменить кредит для бизнеса?
На определенном этапе развития перед каждой компанией встает вопрос о необходимости и способе привлечение дополнительного капитала. Большинство компаний обращаются к кредитным и финансовым учреждениям с целью получения средств, не думая о возможных рисках. Однако есть надежные и альтернативные варианты привлечения дополнительной прибыли, которые станут большим стратегическим шагом для будущего роста компании.
Кредиты и займы предполагают сильную зависимость от одного кредитора и невысокую мобильность в принятии решений по параметрам финансирования. В данном случае, при привлечении заемных средств у банков либо частных фондов основные условия займа, такие как объём, срок, величина процентной ставки определяются кредитором. В связи с чем, данное финансирование предоставляется компаниям, подтвердившим свою платежеспособность и предоставившим необходимое обеспечение, стоимость которого больше суммы займа.
После того, как Банк России за последние несколько лет начал ужесточать требования к банкам по выдаче кредитов для малого и среднего бизнеса (МСБ), получить финансирование в банке им стало намного сложнее. Одной из таких причин заключается в том, что в целом ряде случаев банки не могут удовлетворить требования компаний МСБ с точки зрения объема привлекаемых ресурсов и срока, на который их можно предоставить. Небольшие предприятия стали искать альтернативные источники финансирования. К этому времени на фондовом рынке появилась инфраструктура для размещения облигаций таких компаний. Кроме того, на публичный долговой рынок в массовом порядке вышли инвесторы-физлица в поиске более высоких доходностей чем ставки по депозитам.
По состоянию на конец 2018 года объем выпущенных российскими компаниями облигаций относительно небольшой и составляет около 21% ВВП. В первую очередь это связано с исторически сложившимися высокими процентными ставками, которые не позволяли различным видам долговых отношений активно развиваться и с многолетней историей банковского кредитования и долевого финансирования компаний, которые до недавнего времени были ментально ближе многим компаниям как способ привлечения дополнительных средств.
В настоящий момент имеется устойчивый рост облигационных выпусков российскими компаниями, так как, в сравнении с предыдущими периодами, низкая инфляция позволяет компаниям и инвесторам прогнозировать привлечение инвестиций и вложение денежных средств на более длительный период.
Большая часть облигационных выпусков в России обращается на фондовом рынке. Начиная с 2014 года по объему размещений 80 — 85% новых выпусков облигаций приходится на биржевые облигации. Данный факт только подтверждает вытеснение классических корпоративных облигаций, выпускаемых компаниями и связано с более комфортной и упрощенной процедурой их регистрации на Бирже. Коммерческие облигации — новый вид внебиржевых — высокодоходных облигаций (ВДО), выпускаемых компаниями, не имеющими кредитного рейтинга, которые являются альтернативой вексельного финансирования и в обозримом будущем заменят его.
Все вышеуказанное свидетельствует о постепенном замещении вексельного рынка, банковского кредитования и иных классических способов финансирования облигационными займами.
Заимствования на публичном финансовом рынке лишены большинства недостатков банковского и иных способов кредитования, но вместе с тем накладывают ряд обязательств, исходящих как раз из публичности этого рынка (необходимая степень прозрачности, обязательства по раскрытию информации, внятная стратегия поведения на рынке и т.д.), при этом обеспечивая при финансировании долгосрочных программ целый ряд преимуществ:
Первый выпуск биржевых облигаций состоялся в 2008 году. Основные параметры предъявляемыми к выпуску биржевых облигаций:
Ориентировочные параметры, предъявляемые к новым компаниям, планирующим выпустить облигации на Московской бирже:
Отрасли новых Эмитентов разместившие небольшие объемы облигации в 2018 году — транспортные услуги, производство строительных материалов, производство пищевой промышленности, ломбарды, компании, оказывающие микрофинансовые услуги (МФО), лизинговые компании, а также строительство и девелопмент, информационные технологии, и фитнес-индустрия.
Практические аспекты подготовки компании к выпуску облигаций.
Дополнительные требованиям к Эмитенту при выпуске биржевых облигаций зависят от условий выпуска и уровня листинга Эмитента на Московской Бирже (1-й, 2-й или 3-й уровень).
Условия выпуска облигаций содержат стандартные параметры для среднесрочных и долгосрочных облигаций.
Раскрытие информации осуществляется согласно требованиям Положения Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П и Правил листинга Московской биржи. Цель и условия выпуска облигаций проста и понятна, целевое или проектное заимствование (развитие существующего бизнеса или финансирование отдельного проекта), а условия выпуска содержат стандартные параметры для облигаций.
Подготовка Эмитента к размещению облигаций занимает от 2 до 6 месяцев и включает следующие этапы:
Консультант — оказывает услуги по подготовке компании к выпуску облигаций, консультирует компанию по выбору оптимальных условий размещения, подготовке документов для Биржи, а также помогает компании после размещения облигаций и до момента их погашения. Стоимость услуг фиксированная и меньше чем 0,01% от суммы займа.
Учитывая тенденцию увеличения в облигационных займах инвесторов — физических лиц, при облигационном займе компания получает широкий круг инвесторов.
Благоприятная экономическая ситуация в России для размещений облигационных выпусков российских компаний, совершенствование законодательной базы, проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения и упрощение порядка доступа новых компаний для выхода на фондовый рынок, все это будет в среднесрочной перспективе способствовать росту фондового рынка и увеличения количества новых Эмитентов, испытывающих потребность в привлечении финансирования с помощью выпусков облигаций.