для чего нужен скрипичный ключ в нотах
Скрипичный ключ что это такое и зачем он нужен
Инфо, принесенное мной, с Того Света после двух кратного посещения Того света.
Как устроена музыка
359 подписчиков
Скрипичный ключ: что это такое и зачем он нужен
12 января 2018
Когда преподаватели в музыкальных школах рассказывают маленьким детям, что такое скрипичный ключ, они часто говорят что-то очень красивое и мотивирующее. Например: «Это — скрипичный ключик! Он открывает нотную строку и откроет тебе дверь в огромный мир музыки!». Звучит поэтично. Но не совсем понятно. Почему все-таки «ключ»? И почему именно «скрипичный»? Ведь ноты с таким знаком не только у скрипачей. Странно?
Слово «ключ» и правда неслучайно, этот знак действительно — ключ. Но только не от двери, а, скорее, к шифру. Этот шифр — запись нот, потому что записывать их можно по-разному.
Нотный стан — это те самые 5 линеек, на которых и между которыми последовательно записываются ноты. Таким образом, максимально можно записать 11 нот. Но ноты, в отличии от линеек, не кончаются. И даже добавив пару или тройку дополнительных мини-линеечек для отдельных нот, мы не охватим ВСЕ возможные ноты всех октав. А главное — на разных инструментах можно взять ноты только определенных октав, не выше и не ниже. То же и с человеческим голосом. Значит, нужно определить, какой именно нам нужен диапазон и писать в нем — ведь сами по себе линейки нотного стана ничего не значат, пока мы не зададим исходную точку отсчета. Необходимо указать КЛЮЧЕВУЮ ноту, от которой будут отсчитываться все остальные.
Для этого и нужен ключ. Именно он определяет «кодировку» — какой линейке соответствует «главная» нота, а значит, и как относительно нее расположены другие. И вариантов может быть много — как и музыкальных ключей. Их символы кажутся замысловатыми, однако в них есть смысл: центральный элемент каждого ключа указывает на эту самую «начальную» ноту.
Еще есть ключи «фа» — басовый, например. В нем пишутся партии второй руки для фортепиано, виолончели и фагота — партии в Большой и Малой октаве, то есть низкие звуки. Его «завиток» и две точки помещают ноту фа Малой октавы на четвертую линейку нотного стана. Если его сдвинуть на одну линейку вниз, получится баритоновый ключ: в нем фа, соответственно, расположена на третьей линейке.
А еще есть ключи «до»: альтовый, теноровый, сопрановый. И это мы молчим про совершенно особые ключи для ударных, которые могут вообще ничего не говорить о высоте звука! Действительно, способов шифрования музыки великое множество — но в них вполне по силам разобраться. Если только уметь правильно подобрать ключ.
Что такое скрипичный, басовый и «до» музыкальные ключи
Вы узнаете, что такое музыкальный ключ, каких видов бывает, для чего нужен и как выглядит. Разберем скрипичный, басовый и «до» ключи. Расскажу, как рисуется и что означает. Будет много примеров с картинками.
Нотный стан
Роль ключей в нотной записи настолько огромна, что без их участия, запись музыки оказывается практически невозможной. Чтобы разобраться в предназначении ключей, сначала возьмем нотный стан в чистом виде.
Нотные знаки, закрепляющиеся на линиях нотоносца, являются лишь графическими изображениями. Они не могут иметь каких-либо названий или высоты звучания.
Точнее сказать, до определенного момента, потенциально они могут иметь любые известные названия и уровень высоты звучания. Но на данном этапе нотной записи их роль в звукоряде музыкальной системы не определена.
Система не предполагает размещения звукоряда от какой-либо конкретной ноты. Любая нота может стать началом звукоряда или одной из ее ступеней.
Все последующие ноты после нее приобретают название автоматические в порядке данного звукоряда. Например, «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си».
Определить расположение звукоряда на нотном стане предоставляется только нам самим. Выбор может быть обусловлен лишь избеганием дополнительных добавочных линий.
Поэтому желательно чтобы линии, от которой будет начинаться звукоряд, находилась ниже средней.
Для первой ступени наиболее удобным расположением будет на самой нижней линии нотоносца. Поэтому присваиваем ей значение «До».
Нота до
Так мы сделали, что все знаки, размещенной на этой линии, будут принадлежать ноте «До» первой ступени звукоряда.
Дальнейшая систематизация расположения ступеней на нотном стане становится вполне очевидной.
Следующие ступени займут остальные линии и промежутки между ними. При этом, заполнив весь нотный стан в восходящем порядке.
Единственное, что объективно было нами сделано, это присвоение одной из линий какого-либо значения. Все остальное происходит автоматически по логике восходящего или нисходящего следования ступеней.
Распределение нот на нотном стане может производится от любой линии с любым присвоенным ей значением.
Например, вторая линия снизу, имея значение «Соль», расположит следующие и предыдущие ступени в восходящем и нисходящем порядке.
Нота соль
При этом, став как бы точкой отсчета для обоих направлений. Как раз, такой точкой отсчета является ключ.
Музыкальный ключ
Музыкальные ключи
Этот элемент является особым ориентиром. По нему определяют расположение нот на стане. Он как маяк, который дает понять, где мы находимся.
В нотном письме используется несколько видов музыкальных ключей. Каждый из них имеет свое значение и закрепляется на необходимой линии. Давайте ниже мы их рассмотрим более подробно.
Скрипичный ключ
Рисунок скрипичного ключа «соль»
Ключ соль удобен при записи нот для скрипки, учитывая строй и диапазон этого инструмента. Поэтому вся скрипичная литература пишется именно в этом ключе.
В 17 и 18 веках этот ключ был на первой линии нотного стана. В отличие от скрипичного, он назывался старофранцузским ключом. Его фото ниже.
Старофранцузский ключ
Однако он уже давно вышел из употребления. В настоящее время используется лишь в воссоздающих оригинал произведениях старинной музыки.
Как нарисовать скрипичный ключ
Многие новички могут не знать, как правильно нарисовать скрипичный ключ на нотном стане. Самый удобный способ, это начинать рисовать с круга. Сейчас покажу, как это делать поэтапно.
Басовый ключ
Картинка басового ключа «фа»
Справа от ключа ставятся две точки.
Они с обеих сторон обрамляют четвертую линию. Эти точки указывают, что именно на четвертой линии должна помещаться нота «Фа» малой октавы.
Ключ «фа» удобен при записи нот низких человеческих голосов. Например, баритон или бас.
Также пригодится для басовых музыкальных инструментов. Например, виолончель, контрабас, фагот, тромбон, туба и другие. Для их записи в этом ключе не требуется большого количества добавочных линий.
В старинной музыке такой элемент изредка встречался, показывая туже ноту и на других линиях нотоносца. Но тогда он назывался уже не басовым.
Записываясь на третьей линии, он назывался баритоновым ключом. А если писался на пятой линии, то назывался басопрофундовым.
Баритоновый и басопрофундовый ключ
Ключ «до»
Кроме общераспространенных скрипичного и басового ключей, существует менее употребительный в наше время ключ «До». Ему следует уделить отдельное внимание, так как он имеет особую форму применения.
Используется для обозначения ноты «До» первой октавы. В нотном стане ключ «До» закрепляется следующим образом.
Ключ «до»
В отличие от скрипичного и басового, ключу «до» не свойственно всегда размещаться на одной конкретной линии. Это может быть любая линия нотоносца.
Варианты расположения ключа до
При этом, размещаясь на той или иной линии, ему присваивается определенное название. А именно, название того регистра, которому соответствуют звуки, в данный момент, охватываемые рамками 5-ти линейного нотоносца.
Таким образом, ключ «До» может иметь пять различных названий (видов). Все зависит от того, на какой линии он стоит.
Потребность в таком вольном использовании возникла в средние века в хоровой полифонической музыке строгого стиля. Именно тогда сформировалась традиция помещать этот музыкальный ключ на разные линии нотоносца.
Суть такого использования заключалась в следующем.
В любом хоре каждый человеческий голос имеет свой диапазон, охватывающий определенный регистр в исполняемом произведении.
При записи партии для какого-либо голоса, смещение ключа на ту или иную линию позволяло учитывать возможности диапазона. При этом избегать большого количества добавочных линий.
Это значительно упрощало чтение нот.
Сопрановый ключ
К примеру, для высокого голоса сопрано, нотная запись производилась в положении ключа «до» на первой линии. Картинка ниже кликабельна.
Благодаря этому средняя область звуков, входящая в этот регистр, как раз охватывалась пятью линиями нотоносца. Синие ноты на рисунке.
Поскольку ключ «до» на первой линии подходил для записи этого голоса, он получал одноименное с ним название. Это сопрановый ключ или по-другому, дискантовый.
Меццо-сопрановый ключ
Аналогичный подход и для записи партии голоса меццо-сопрано. Ключ «до» помещался на второй линии. Соответственно, там он получал название меццо-сопрановый ключ.
Меццо-сопрановый ключ
Альтовый ключ
Для голоса Альта ключ ставился на третьей линии. Назывался тогда альтовым ключом.
Теноровый ключ
Для тенора данный элемент находится на четвертой линии с названием теноровый ключ.
Баритоновый ключ
Для баритона на пятой линии такой элемент называется баритоновым ключом.
Стоит подчеркнуть, что использование такого количества ключей было связано со стремлением избегать добавочных линий.
В альтовом ключе пишутся ноты для смычкового альта. Иногда для английского рожка и тромбона. А в теноровом для высоких нот виолончели, фагота и тромбона.
Остальные ключи можно встретить лишь в старых изданиях.
Ключи «соль», «фа» и «до» поначалу представляли собой соответствующие буквы латинского алфавита. Но постепенно их написание эволюционировало, пока не приняло современные формы.
Эволюция музыкальных ключей
Система скрипичного и басового ключей
Скрипичный и басовый ключи, находясь на своем отдельном нотоносце, имеют особенность объединяться в единую систему. Позволяет им это делать расположение ноты «до» первой октавы.
Скрипичный и басовый ключ
В скрипичном ключе она пишется на добавочной линии снизу. А в басовом на добавочной сверху. То есть практически на одной и той же линии, пролегающей между обоими нотоносцами.
Нота до первой октавы
Ноты скрипичного и басового ключа с одним общим элементом
Такая система дает доступ к вдвое большему объему фиксируемых звуков. При этом, не затронув использование добавочных линий.
Применяется она в записи музыки для инструментов с большим диапазоном. Например, фортепиано, орган, баян или аккордеон.
Заключение
Теперь, нам известно значение всех музыкальных ключей и их расположение на нотном стане. Давайте для общей наглядности объединим их на одном нотоносце.
В нем для сравнения будет показано расположение ноты «до» первой октавы во всех ключах.
Ключ «до», стоящий на средней линии, называется альтовым. Линия, на которой он стоит, получает значение «до» первой октавы.
Ключ «до» линией выше называется теноровым. В нем нота «до» первой октавы помещается соответственного его положению. То есть на четвертой линии.
Типы ключей «до»
Ключ «до» ниже альтового на одну линию, называется меццо-сопрановым. Он идет с нотой «до» первой октавы на второй линии. Далее ключ «до» на самой верхней линии нотоносца называется баритоновым. Нота «до» первой октавы находится на пятой линии.
Ключ «до» на самой нижней линии называется сопрановым. «До» первой октавы в нем находится на первой линии.
Ключи «до», определяя ноту «до» первой октавы своим собственным положением. Они могут помещать ее только на одной из основных линий нотного стана. Так как сами ставятся исключительно в его пределах.
Другие же ключи в музыке (соль и фа) выносят ноту «до» первой октавы за пределы нотоносца на добавочной линии.
Так в ключе «фа» на четвертой линии, нота «до» первой октавы помещается на первой добавочной линии сверху. В ключе «соль» на второй линии, «до» первой октавы помещается на первой добавочной линии снизу.
Виды ключей в музыке
В ключе «фа» (басопрофундовым) на пятой линии, «до» первой октавы помещается на второй добавочной линии сверху. В ключе «соль» (старофранцузском) на первой линии, «до» первой октавы помещается на второй добавочной линии снизу.
Также ключ «фа» может использоваться и как баритоновый, находясь на средней линии. При этом положение ноты «до» первой октавы помещается на пятой линии также, как и при баритоновом ключе «до».
Все ключи выстроены по нисходящему принципу положения регистров относительно нотного стана. Самый высокий регистр приходится на нотоносец при старофранцузском ключе.
Регистры для музыкальных ключей
Далее с каждым последующим ключом в музыкальной грамоте, регистры сдвигаются на одну линию выше. Тем самым смещаясь с нотного стана вверх, замещаясь смежными регистрами, расположенными ниже.
В общем, теперь вы знаете, что такое ключи в музыке и для чего они нужны. Следует заметить, что все они ставятся только на линиях нотного стана. На добавочных линиях и промежутках между линиями они не пишутся.
Нотной грамоте учат неправильно*
Преподаватели готовы разделить с вами все таинства музыкальной теории но не раньше, чем вы научитесь читать эти закорючки самостоятельно.
Предполагается, что студент должен страдать самостоятельно освоить ноты, путем многократного повторения. И вообще, если «ниасилил», значит у тебя нет Таланта — иди мести двор.
Представьте что было бы, если бы обычной грамоте учили так же. Но мы, почему-то, в большинстве своем читать и писать таки научились.
Под катом я опишу свою методику, которая на мой дилетантский взгляд работает лучше, чем то, что обычно предлагают начинающим.
Прошу прощения, если заголовок статьи показался вам чересчур дерзким и провокационным. Таковым он, в общем-то, и является.
Я ни в коем случае не умаляю заслуг преподавателей, вкладывающих душу в своих учеников, как не умаляю и важности музыкальной теории и сольфеджио. Я всего лишь пытаюсь по иному взглянуть на самые первые шаги в изучении нотной грамоты с точки зрения музыканта-самоучки.
Я не утверждаю, что именно я первым нашел этот способ и вполне допускаю, что он был известен и ранее. Да и странно было бы, если за пятьсот лет никто этого не заметил. Вот только в интернетах об этом ничего не слышно, а все известные мне музыканты повторяют одни и те же малоэффективные мантры.
Эффективность я оценивал исключительно на себе, поскольку сей субъект оказался самым доступным для исследования.
Вместо предисловия
Удивительно то, что вообще-то, ноты эволюционировали так, чтобы их было как можно удобнее читать бегло с листа. В то же время, неподготовленному человеку все это кажется китайской грамотой.
Кстати, о китайской грамоте. Есть великолепная книга с витиеватым названием «путь бесхвостой птички или иероглифика по методу Шерлока Холмса» за авторством Адиля Талышханова. В книге автор применяет оригинальный подход обучения иероглифике, который оказывается продуктивным настолько, что первая сотня иероглифов запоминается еще до того, как читатель успел это осознать. К концу книги читатель уверенно и без особых проблем овладевает тысячей с гаком иероглифов (проверено на себе).
В то же время, автор пишет, что японские школьники тратят целый год на то, чтобы овладеть своей первой сотней знаков (а на весь набор отводится шесть долгих лет). Вот только вместо мнемонического подхода бедные дети зубрят материал традиционным способом. Отсюда и такая разница во времени и эффективности.
В этой статье я постараюсь описать свой подход к запоминанию, какие ноты соответствуют каким линейкам на нотоносце и как можно сделать процесс запоминания естественным и приятным.
История болезни
Как обычно происходит знакомство с нотами? Самостоятельно, либо с преподавателем, будущий музыкант знакомится с основными элементами: нотным станом с линейками, нотами, ключами, знаками альтерации; узнает, что ключи бывают разные: скрипичный (который все знают) и басовый (на самом деле их сильно больше).
Возможно даже студент узнает, что вообще-то, ключи — это изменившиеся до неузнаваемости буквы латинского алфавита. Если постараться, в завитке скрипичного ключа можно узнать заглавную букву G, а загогулина басового ключа с точками — это части буквы F.
Но обычно ограничиваются определением, что скрипичный ключ показывает положение ноты соль на нотоносце, басовый, соответственно, ноты фа. Расположение остальных нот однозначно определяется по отношению к ключу и запоминается путем боли и страданий практики.
А вот дальше, кто во что горазд.
Обычно изучение начинают со скрипичного ключа, как самого распространенного для записи мелодии.
В англоязычных странах, где ноты принято называть буквами, для запоминания студенты используют мнемонические фразы Every Good Boy Does Fine и FACE. Первая кодирует расположение нот на линейках, вторая в промежутках между ними.
В итальянской традиции именования нот (до ре ми…) пространства для фантазии больше. Тут уже мнемоники выглядят совершенно шизофренически, вроде: «РеФаЛя в ДоМике из Соли Кремния (Si)».
Освоившись в пределах основных линеек, студент приступает к великим и ужасным — добавочным линейкам, которых «чем больше, тем сложнее». Мнемонические фразы тут уже не особо помогают, и в худшем случае начинается унылый подсчет линеек и шевеление губами. Впрочем, если студент к этому моменту овладел интервалами, то все проходит спокойнее.
Худо-бедно научившись читать скрипичный ключ, студент переходит к басовому и все начинается сначала. Даже хуже: знания начинают конфликтовать! Мозг привязал названия нот к их положению на стане и упорно подсовывает укоренившиеся скрипичные названия линеек. А бедолаги, учащиеся на органистов (и не только), с ужасом встречают в нотном тексте еще и альтовый ключ.
А ведь мы даже не затронули проблемы знаков при ключе!
…со временем в голову все-таки вдалбливаются правильные ассоциации нот и их положения на стане и проблема передается по наследству следующему поколению страдальцев. Либо не вдалбливается, и тогда человек до конца жизни свыкается с мыслью, что «ноты это сложно», а то и «ноты для лохов, а настоящий музыкант должен уметь играть на слух», если вообще не забрасывает музыку. При этом ошибка выжившего не позволяет осознать тот факт, что методика запоминания может быть другой, поэтому все остается как есть.
Беда, как мне кажется, в том, что описанные выше мнемоники подменяют понимание истинной структуры нотной записи ничего не значащей фразой, что оказывает ученику медвежью услугу.
Почему ноты тяжело читать начинающему
Давайте попытаемся разобраться, почему буквы учить легко, а ноты сложно, хотя последних куда меньше?
Мы с детства привыкли, что слова часто пишутся совсем не так, как произносятся. Это пример контекстной зависимости. Те же буквы, но в другом слове могут читаться иначе. В английском языке это выражено еще сильнее. Из-за великого сдвига гласных и иных причин, написание слова может очень сильно отличаться от произношения. В то же время, буквы сами по себе являются контекстно-свободными.
Нотные знаки работают похожим образом, вот только в отличие от букв, вне своего контекста ноты не имеют смысла вообще. Не зная ключа мы просто не сможем прочитать ноту; забыв о действующем знаке альтерации, мы рискуем прочитать ноту неверно. Контекст может варьировать от одной ноты (акценты), одного такта (для случайных знаков альтерации) и до всего произведения (для ключей и знаков при ключе).
Начинающему музыканту требуется не просто запомнить соответствие графических знаков и нот, но и уяснить правила их контекстного использования.
Таким образом, сложность чтения нот проистекает из нелокальной контекстной зависимости, дополненной весьма однообразной графикой (в отличие от букв, все ноты рисуются одинаково). При обучении глазу (и мозгу) просто не за что зацепиться; в итоге выбираемые наивным образом ориентиры как правило оказываются неверными и приходится тратить много времени на переучивание и зубрежку истинных значений «не пытаясь понять логику».
Что же делать?
Чтобы не тратить время впустую, мы должны правильно сориентировать наше сознание и изначально оперировать правильными абстракциями. Необходимо найти такой инвариант, который не будет ломаться при смене ключа. Еще лучше, если удастся найти симметрию, которая позволит учить меньше.
И математики и физики в один голос говорят, что симметричный объект изучать проще. Законы и уравнения, использующие принципы симметрии, оказываются существенно проще несимметричных альтернатив.
Тихо Браге посвятил всю свою жизнь астрономическим наблюдениям и составил подробнейшие таблицы, на основании которых Иоганн Кеплер вывел свои знаменитые законы движения небесных тел. До Кеплера астрономы пытались предсказывать движение планет, но ничего путного не получалось из-за чрезмерной сложности траекторий, если смотреть на них с Земли.
Так что симметрия — ключ к пониманию.
В поисках симметрии
Давайте попытаемся найти симметрию в нотной записи. С первого взгляда ее там нет и быть не может, ведь ноты на стане расположены последовательно и возрастают монотонно:
Вообще, мне по душе итальянские названия нот, но в этой статье для компактности я буду использовать и буквенные обозначения.
Чтобы найти правильный ответ, часто приходится выходить за пределы обычного восприятия. Помните задачу, где надо зачеркнуть все девять точек четырьмя прямыми не отрывая пера?
Мы поступим также. Смотрите:
Эти ноты отстоят друг от друга на октаву, поэтому всегда будут равны между собой, какой бы ключ мы ни выбрали.
Мы смотрим на симметрию, которая все это время была у нас перед глазами! Зная это правило, очень скоро мы сможем ориентироваться в трех позициях на стане в каждом из ключей. А если к ним добавить непосредственных соседей, то число позиций увеличивается до девяти (об этом ниже). В добавок к этому есть еще ключевая линейка, нота которой обычно запоминается первой.
Выходит, что ключевая нота это опорная точка, но не начало координат. И только для альтового ключа эти понятия совпадают.
Просто, как ABC
Ну а дальше дело техники. Мы нашли островки, от которых можно протянуть мостики к соседним нотам.
Я думаю, что абсолютное большинство из присутствующих не только умеет считать до трех, но и знает порядок следования нот в октаве: до ре ми фа соль ля си. Эти сведения мы и используем во благо.
Так и быть, начнем со скрипичного ключа, который, как уже было сказано ранее, отмечает положение ноты соль (G) на нотном стане:
Для успешного распознавания нот в этом ключе, нам необходимо запомнить всего лишь, что начало координат (центральная линейка) соответствует ноте си (B), которые на картинке выделены красным цветом.
Кому все-таки нравятся мнемонические фразы, могут запомнить это так: «СИ — центр СИмметрии». Ну а кому-то может понравиться, что тройки соседних нот образуют ABC.
Не задерживаясь надолго на скрипичном ключе переходим к басовому:
На самом деле, это очень важный момент. Не нужно пытаться сразу учить все ноты скрипичного ключа. Запомните: мы учим паттерны, а не конкретные ноты.
Басовый ключ отмечает положение ноты фа (F) и имеет в центре ноту ре (D). Середина? Тройки соседних нот, образуют знакомую с детства последовательность до-ре-ми.
На данный момент необходимо запомнить только соответствие ключа и его центральной ноты (си для скрипичного ключа, ре для басового), все остальное приложится само.
Таким образом от ситуации «как все сложно» мы переходим к «о, а это я знаю!». Подобный подход позволяет разделить знание на «простое» и «сложное». А еще он создает ощущение, что дело спорится и все не так страшно.
Если не обращать особого внимания на симметрию, то все линейки стана будут одинаково неудобными, а дело освоения нотной грамоты будет казаться унылой зубрежкой, коей оно обычно и является.
Как вы думаете, сколько времени бы заняло освоение нотной грамоты, если бы стан был таким?
Если убрать шелуху то становится видно, что все ноты располагаются на линейке, ниже или выше нее:
Я думаю не нужно много ума, чтобы выбрать одну ноту из трех в зависимости от ее положения.
Так вот, используя наши островки симметрии, мы можем свести задачу освоения полноценной нотной записи к уверенному распознаванию нот в островках и выводу остальных позиций через них.
Со временем мозг научится распознавать и промежуточные позиции не хуже островных, тем более что у меня в запасе есть еще пара приемов, упрощающих жизнь и там.
Как именно учить?
Насколько я знаю, традиционный подход предполагает играть простенькие мелодии, постепенно запоминая положение нот на стане.
Разумеется я пробовал этот вариант, но обладая неплохим слухом от природы, я запоминал мелодию быстрее, чем ноты из которых она состоит. В итоге, проиграв нотный текст один-два раза, я переставал «читать» и по сути использовал его как подсказку, какую мелодию надо играть.
С моей точки зрения, ноты нужно запоминать без привязки к контексту мелодии. Раз сейчас мы учим позиции нот, ничего другого в поле нашего зрения быть не должно.
И тут как нельзя кстати приходится программа Anki, созданная для запоминания карточек иностранных слов, иероглифов и любой другой информации. Программа заточена на периодическое повторение карточек с определенными интервалами, подобранными для оптимального запоминания.
Anki контролирует прогресс вашего обучения и чаще подсовывает те карточки, в которых вы «плаваете». Но и успешно запомненные карточки периодически добавляются в колоду, чтобы проверить себя и гарантировать запоминание.
На минуточку, из 17 самых ходовых позиций нотоносца (5 основных линеек с 4 промежутками и по 2 линейки и 2 промежутка с каждой стороны) мы уже́ можем ориентироваться в 10 (три тройки и одна ключевая нота). И это в каждом ключе! Не зная симметрии, нам пришлось бы независимо учить 34 позиции скрипичного и басового ключа.
Осталось каких-то семь позиций, к которым и предстоит пробросить мостики от наших островков стабильности.
Собственно методика
Ниже описана моя методика, которая позволила без особых проблем буквально за несколько дней научиться уверенно распознавать все ходовые позиции в скрипичном и басовом ключах.
Изучение базовых нот
Как я уже писал выше, ключевой момент методики — разделение всех позиций на простые и сложные, на базовые и производные. Сначала уверенно запоминаем базовые позиции (ноты на островках плюс ключевая нота) и только потом переходим к производным.
Обращаю внимание, что тут не надо спешить. Не надо гадать и бежать впереди поезда. Вдумчивость и медлительность на этом шаге сполна окупится впоследствии.
Основное правило музыкальной практики: не надо тренировать свои ошибки (do not practice your errors). Смысл в том, что не надо пытаться играть быстро, пока не получается играть правильно. Так и здесь, не надо спешить, если случаются ошибки.
Таким образом, алгоритм должен быть такой:
И еще раз: обращаю внимание, что обязательно надо учить все необходимые ключи параллельно. Это просто чрезвычайно важно.
Изучение производных нот
К этому моменту страх перед нотами, как и ощущение запредельной сложности должны пройти. Оба ключа должны восприниматься естественно, без внутреннего протеста.
Если все прошло гладко, то теперь вы должны уверенно распознавать все базовые ноты:
Смотрите как многого можно добиться, зная всего три ноты в каждом ключе! Ну хорошо, четыре, если учитывать и саму ключевую.
Если к этому набору добавить еще и крайние линейки нотоносцев, то все остальные ноты (кроме совсем далеких добавочных линеек) окажутся на расстоянии всего в один шаг от уже знакомых.
В деле запоминания этих линеек нам помогут такие наблюдения:
То есть, нижняя линейка отстоит от верхней на октаву и еще одну ступень: ми-фа, соль-ля.
Например, если вы хорошо запомните, что нижняя линейка басового нотоносца это соль, то значит верхняя линейка это ля. И промежуток между двумя нижними основными линейками это тоже ля (и наоборот).
А чтобы запомнить, какие ноты соответствуют крайним линейкам, можно связать их с ключевой нотой данного ключа.
Последний факт, который хотелось бы отметить, и который может здорово помочь в анализе настоящего нотного текста: на самом деле, между скрипичным и басовым ключами находится всего одна дополнительная линейка, и это нота до первой октавы:
К примеру, вторая дополнительная линейка выше басового ключа, это на самом деле нижняя линейка ключа скрипичного, то есть ми.
Заключение
Вот и все, что я хотел сказать в этот раз. Конечно, за рамками статьи осталось еще очень много. Совсем ничего не сказано про добавочные линейки дальше второй. Опять же, знаки при ключе остались без внимания.
Я думаю, что уловив основную идею, вы сможете самостоятельно придумать такой способ, который будет работать для вас лучше всего.
Тем не менее, следует отметить, что данный способ обладает и заметными преимуществами по сравнению с традиционной зубрежкой:
Надеюсь, что моя статья оказалась вам полезной или хотя бы интересной. А если благодаря ней вы сможете овладеть нотной грамотой, это будет для меня самой большой похвалой.