для чего нужен список литературы на лето
Список летнего чтения: кто виноват и что делать?
Помните, как в конце мая учительница литературы давала каждому лист с длинным списком книг на лето? Сейчас этот список присылают на электронную почту или в чат, но активнее читать летом дети не стали. Наш блогер, мама Ксения Состина, рассказывает, как прочитать весь список школьной литературы и стоит ли это делать.
Дочь подруги озвучила список рекомендованной литературы на лето. В десятом классе шестнадцатилетние подростки должны оценить и навеки полюбить следующие произведения: Л. Толстой, «Война и мир» (дополнительно — «Анна Каренина», «Севастопольские рассказы»); Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Белые ночи» (дополнительно — «Идиот», «Подросток»). Это, так сказать, хедлайнеры. На подпевках: «Обломов» и «Обыкновенная история» Гончарова, много Чехова и Гоголя (включая «Избранные места из переписки с друзьями»), «Отцы и дети», пара сотен страниц Пушкина и так далее.
Моего сына-девятиклассника летом ждут «Слово о полку Игореве», Фонвизин, Радищев, Карамзин, Тургенев, а ещё «Мертвые души», «Евгений Онегин», «Гамлет», «Герой нашего времени» и внушительная компания поэтов помельче Пушкина и Лермонтова.
Кто виноват?
На сайте «Экзамен.ру» список литературы предваряет успокоительно-разъяснительная речь: «Вообще, литература в 10-м классе — наиболее важная и сложная за всю школьную программу. Так получилось потому, что в более ранних классах ученики не готовы к пониманию серьёзных произведений, а в следующем, 11-м классе все заняты подготовкой к ЕГЭ. Чтобы прочитать весь список обязательной литературы летом перед 10-м классом, надо ежедневно читать примерно 2,5 часа в день, или 30–35 страниц текста». Подсчитали.
В пояснительной записке к «Школьной программе по литературе 5–11 класс» указано: «Программа ориентирована на „Концепцию модернизации российского образования“, принятую правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника — будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов». Наконец, понимаю, откуда в школьной программе все эти Дон Кихоты в шестом классе и Толстой с Достоевским в десятом.
Меня много лет мучили нехорошие мысли о людях, создавших такую программу, очень хотелось посмотреть им в глаза и спросить: «За что?!»
Теперь приблизительно понятно, какими благородными целями руководствовались её составители. Что ж, общая мысль ясна, а вот смысл — нет. Мечтая о «духовно-нравственных ценностях», надо всё-таки отталкиваться от реальности, учитывать суровую правду жизни, а она такова, что в силу возраста, жизненного опыта, современных реалий школьники страшно далеки от «Избранных мест из переписки с друзьями», «Идиота», «Муму» и прочего.
Большинству просто непонятны переживания героев, ситуации, в которые они попадают, плюс у детей часто небольшой читательский словарный запас, плохие навыки чтения, излишек информации вокруг. От этого возникает нежелание брать в руки книгу, запоминать, отторжение от частного «ненавижу классику!» до общего «ненавижу читать!». Но мы продолжаем уныло ползти в заданной схеме, потому что «цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления». При этом уже десятилетия с помощью этой уникальной, тщательно выверенной и трепетно исполняемой программы успешно достигаются ровно противоположные цели: школа пачками выпускает ненавидящих и чтение, и книги людей. Об этом говорят и взрослые, и дети, и учителя, и родители, однако ничего не меняется.
7 советов, как помочь ребёнку полюбить читать (добровольно!)
Свежий пример: одноклассники сына получили список литературы в чате в группе класса. После чего в течение нескольких часов там стоял стон и ор, щедро разбавленный оскорблениями в адрес писателей, поэтов, школьной программы по литературе и угрозами: «Я эту чушь читать всё равно не буду!» Стандартная реакция обыкновенных подростков, надо сказать, где-то я их понимаю.
Впрочем, стенания и возмущение наблюдаются и в стане родителей, которым каким-то сказочным образом надо усадить громко протестующего человека за книгу на 2,5 часа в день и проследить за заполнением читательского дневника. Бедным, замученным средним образованием родителям и летом не дают выдохнуть.
Что делать?
1. Не паниковать. Даже если за лето ребёнок не откроет ни одну книгу из списка. Конечно, если он не прочитает за лето вообще ни одной книги, паника уместна. Многие дети просто забывают большую часть текста к моменту изучения произведения, путают героев и сюжеты из торопливо проглоченных летом книг, отвечают по принципу «тут помню, а тут забыл» и в целом оказываются практически на одном уровне с теми, кто поспешно пролистал книжку накануне урока. Счастливчики, обладающие хорошей памятью, или фанаты, неожиданно полюбившие произведение, — редкость. Книга, прочитанная насильно, из-под палки, не вызывает интереса, мозг стремится выкинуть из головы лишнюю информацию, особенно если читал «на отвяжись», подряд, от книги к книге, без желания подумать, осмыслить, вникнуть в сюжет и переживания героев.
2. Не заставлять и не манипулировать. Если по-другому никак, можно использовать многолетние наработки товарищей по несчастью. В сети родители щедро делятся способами кнутом и пряником впихнуть в детей требуемую порцию художественной литературы из списка. Самые популярные методы:
Встречается даже совет платить за прочитанные страницы. Надеюсь, превращение ребёнка в «грамотного компетентного читателя» оплачивается осторожно, а то, скажем, Лев Толстой даже в одиночку вполне способен качественно подорвать семейный бюджет.
Все эти методы (кроме оплаты, эта идея мне не близка совершенно) вполне можно применять и индивидуально, и комплексно. Но только в случае, если родителю и/или ребёнку очень нужна и важна пятерка по литературе. Если мечта состоит в том, чтобы ребёнок полюбил чтение как процесс, оценил красоту языка, понял, зачем существуют стихи, проникся к Толстому, Достоевскому и Гоголю, то есть реализовать цель Министерства образования, то ни один из этих методов не сработает. Скорее наоборот.
3. Помнить, что ребёнку это не так уж и надо. Если я, родитель и взрослый человек, с трудом отличаю Пушкина от Лермонтова и Бунина от Набокова, то давайте будем честны: ребёнку это особо не надо. В этом случае хорошо бы прикинуть вместе с ребёнком программу-минимум с учётом двух моментов:
4. Уточнить всё у учителя. По какому из произведений запланировано сочинение или изложение, какие произведения разбираются долго и тщательно, а какие даны просто для ознакомления с творчеством писателя. Это поможет распределить нагрузку и выбрать из внушительного списка только тех авторов, которым надо уделить больше внимания.
Иногда такие уточнения учителя дают сразу, в комментариях к списку, они есть и в интернете. Всё-таки список огромен и часть произведений (например, «Анна Каренина» или «Братья Карамазовы») идут как желательные для прочтения, а часть — обязательны. Разобравшись, что к чему, список можно существенно уменьшить. Можно смело вычеркнуть и все стихотворения небольшого объёма: их не так сложно прочесть в течение учебного года.
Пушкина в школе превращают в набор неживых штампов. Как вернуть к нему интерес?
Если среди авторов затесался любимый родителем, можно попытаться рассказать о нём так, чтобы ребёнку захотелось схватить книгу. Тоскливых фраз «Как же я ненавижу Толстого с его моралью» лучше избегать, с такой антирекламой точно без шансов останется Лев Николаевич, вдруг ребёнку бы понравился.
Встретился и такой сложный, но дельный совет: «Осиливать трудную для ребёнка книгу вместе. Не включать ребёнку аудиокнигу, а прочесть её вслух. Можно договориться и читать по очереди: главу он, главу вы. Какие-то книги можно читать по ролям, вдруг такой подход сделает момент чтения более привлекательным».
5. Не бойтесь и не презирайте краткое изложение литературного произведения. Лучше иметь базовое представление, чем не иметь никакого. Тут желательно найти логичный и грамотный пересказ.
Напоследок 10 правил детского чтения от французского писателя Даниэля Пеннака
С помощью этих несложных правил человек научил любить чтение тысячи детей. Школа и списки, оценки и экзамены далеко не всё в жизни. Успокойтесь, потому что всё будет хорошо. Ведь мы же в своё время как-то справились.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Tatiana Bobkova)
Список книг на лето: надо ли читать все?
Что делать со списком литературы в начальной школе? Вести ли читательский дневник?
Юлия Кузнецова детский писатель, автор книг для детей и подростков
Самые ответственные мамы школьников уже в мае начинают готовиться к лету — собирать книги из списка для чтения. Потом весь объем книжных страниц, которые надо прочитать по списку, будет разбит на число каникулярных дней, и. Стоп! Кто сказал, что ребенок в начальной школе должен прочитать все книги из списка литературы на лето? Вот что предлагает писательница и мама Юлия Кузнецова.
Хотя прошло уже несколько лет с тех пор, как мой старший ребенок принес домой из школы список книг на лето, выданный будущим третьеклассникам, но до сих пор помню ступор, в который меня этот список ввел. Веселые рассказы Носова соседствовали в нем с «Детством Темы» Гарина-Михайловского, а истории Драгунского — с «Беглецом» и «Белолобым» Чехова. И это у вчерашних второклассников!
Впрочем, после первого класса рекомендовали читать «Хоббита» Толкиена. Так что чему тут удивляться?
Собирать книги по друзьям, библиотекам и магазинам, просто двигаясь по списку литературы на лето сверху вниз, не стоит. Лучше подойти к заданию на лето аналитически, ориентируясь, прежде всего, на возможности ребенка. Самое главное, что нужно понять и принять любому родителю, впервые столкнувшемуся со школьной программой, так это то, что ребенок не обязан читать самостоятельно все книги из списка для чтения на лето.
Поэтому начните с того, что разделите список на группы:
Необходимо постоянно напоминать себе, что дети должны ознакомиться с книгами из списка литературы не для учителя, не для галочки, а для себя.
Как составляются списки книг на лето
Когда я внимательно просмотрела наш список, то поняла, что в нем перечислены книги, отрывки из которых входят в учебник по чтению для третьего класса. То есть учитель просто хотел познакомить детей с произведениями раньше, чем они столкнутся с ними в учебнике.
Идея благородная, однако не все родители сразу понимают (например я, с моим рвением), что ребенку нет необходимости прочитывать «Детство Темы» от первой буквы до последней самостоятельно. Не помешало бы объяснить таким мамам и папам, что если они прочтут ребенку эту повесть вслух, то он так же доброжелательно воспримет ее, столкнувшись с отрывком в учебнике, как если бы читал летом с удовольствием сам.
Но если заставлять чадо насильно читать эти книги только потому, что они перечислены в рекомендательном списке, то какое уж тут удовольствие от знакомства?
Должны ли дети читать
— Ну конечно! — возмутятся родители. — Детям задали. Они и должны читать.
Если честно, мне кажется, что в современных школах дети и так много чего должны делать такого, чего мы, поколение родителей, даже и представить себе не могли в их возрасте.
Я мало знаю детей, которые учатся самостоятельно. Все равно родителям приходится контролировать процесс. Поэтому предлагаю и летом разделить с ними это долженствование. Разве считается, что книга не прочитана как следует, если ее прочел вслух родитель, а не сам ребенок?
Тут надо вспомнить, зачем мы читаем. Что важнее: чтобы ребенок с ненавистью продирался через незнакомые слова или чтобы он (с нашей помощью) погрузился в мир книги, прочувствовал ее, полюбил героев?
Какой страх заставляет нас, родителей, кричать: «Тебе задали по программе! Читай! По часу! Читай! Садись! Быстро!»? Страх, что ребенку попадутся факты из текста на контрольной и он с ней не справится? Но ведь если текст будет знаком не словами, а своим духом, если ребенок будет знать его сердцем, то легко справится со всеми проверками, которые ждут его в школе.
Прочитанные книги: обсуждать или нет?
Обсуждение книги с ребенком — дело непростое, но благодарное. После разговора о прочитанной истории книга становится ближе, роднее, она запоминается, в ней открываются новые глубинные смыслы.
У вас может сложиться о книге свое мнение, у ребенка — свое, и получится увлекательный разговор, который, в свою очередь, поспособствует желанию читать (и обсуждать!) новые книги. Ведению такого диалога нужно учиться.
Однако едва ребенок ощутит, что его проверяют на знание материала, он может замкнуться и перестать говорить о книге. Поэтому наши разговоры ближе не к пересказу содержания, а к зарисовкам: словами мы рисуем образы, которые нас затронули, вспоминаем что-то смешное или трогательное. И обычно такие разговоры я начинаю со слов «А помните, в этой книге был такой момент. «.
Иногда предлагаю проиграть какие-то сценки. Сын с дочкой очень любят распределять роли между членами семьи: «Ты будешь Муми-мамой, а я — Мюмлой». Я поддерживаю эти игры и приглашаю их оживить историю снова, обсуждая ее в деталях.
Читательский дневник: вести или нет?
Была в моем детстве такая неприятная штуковина: дневник по внеклассному чтению. Читать я любила, а вот записывать в специальную графу «основную идею» или перечислять героев — нет. Тем более что «рисунки на тему» мне давались плохо, и за меня рисовала мама. Ко всему прочему, дневник оценивался учительницей, что сводило удовольствие от его ведения на нет.
Именно поэтому я долго избегала делать с детьми визуализаторы результатов чтения — до тех самых пор, пока не натолкнулась в «Живом журнале» замечательного педагога и математика Жени Кац на пост под названием «Книгогусеницы». Женя пишет:
«Когда мои дети начинали читать, мы с ними делали не дневник прочитанных книжек, а смешных книгогусениц: на каждый картонный кружочек выписывали имя автора и название книги, а потом сшивали круги между собой. Прочитанных книг становилось все больше, и гусеницы постепенно росли, удлинялись».
В комментариях к этому посту прозвучало сомнение: «Зачем вести „дневник съеденных котлет“»?
Мне понравилось, как ответила Женя: «Мне кажется, что это бывает важно для некоторых детей — увидеть, что они уже несколько книг прочитали сами от начала до конца, в таком наглядном виде. Гусеницу делать не так уж долго и сложно, особенно если мама помогает, и потом можно смотреть у других — кто что читал, есть повод поговорить про книги, попросить почитать. «
Ключевым для меня здесь является «для некоторых детей». И правда, к чему список прочитанных книг, будь он гусеницей или паровозиком, а может, башней или стадом овечек на лугу, тому, кто и так цепляется взглядом за любой текст, даже если это инструкция к блендеру, и проваливается в него?
А вот того, кто заходит в холодную воду медленно, испуганно оглядываясь, вздрагивая от брызг, такая гусеница — а может, вереница бабочек или капустная грядка — может приободрить. Главное — воспринимать гусеницу не как средство давления и контроля («У твоего брата гусеница длиннее!», «Ты написал название книги с ошибкой! Исправь!», «За длинную гусеницу получишь шоколадку!»), а как игру. Это список того, что удалось накопить. Собирают же дети палочки от мороженого, хотя за сто палочек никто новое мороженое не покупает.
«Мам, вообще‑то каникулы!» Обязательно ли школьникам задавать список литературы на лето
О летнем чтении для «БелПрессы» размышляют учителя и родители, а департамент образования даёт разъяснения
«Мам, у меня сейчас каникулы! Знаешь, что это такое? Это когда не надо ничего читать и писать, а только отдыхать и отдыхать», – говорит четвероклассник, и мне нечего ему возразить.
По желанию
Но перед нами лежит двухстраничный список литературы, выданный на лето учителем, и зачёркнута в нём пока лишь пара названий. Ждёт ли ребёнка разнос в сентябре? Поставят ли двойку, если совсем ничего не прочитано? А читательский дневник вести обязательно?
В областном департаменте образования на запрос «БелПрессы» ответили, что одна из целей каникул – профилактика переутомления школьников, а потому «обязательности определения списка литературы для чтения на лето не установлено». Это значит, что чтение летом, как и ведение читательского дневника – дело исключительно добровольное.
«Предоставление педагогом списка литературы для чтения на лето в качестве вектора для саморазвития, организации совместного досуга членов семьи не является противоправным, но и не может носить обязательного характера», – сообщили в ведомстве.
Перечень произведений для чтения определяется основной общеобразовательной программой по литературе и включает три группы: для чтения и изучения, для чтения и бесед и для самостоятельного чтения. Произведения из последней группы обычно обсуждают на уроках внеклассного чтения.
Читательский дневник, добавили в департаменте, может быть включён в индивидуальный «Портфель достижений» ребёнка как одна из работ, «демонстрирующих его усилия и прогресс в учёбе».
Марина Саенко, учитель русского языка и литературы школы № 17 Белгорода:
«Да или нет списку литературы? Однозначно да! Сразу обратим внимание, такие списки носят название «рекомендованные», то есть учителя рекомендуют ребятам прочитать именно эти произведения, так как именно их будут изучать в грядущем учебном году.
Ритм современного школьника невероятно быстрый, и читать большие произведения лучше всего летом, когда есть побольше свободного времени. Именно по этой причине я рекомендую начинать список с самых больших произведений, а с маленькими можно будет знакомиться, когда начнётся учебный год.
В моей школьной практике есть и читательский дневник. Мои ученики, мягко сказать, не в восторге от этой идеи. Однако это задание стимулирует школьника, помогает систематизировать прочитанное, позволяет уже на первом уроке литературы полно ответить, какое произведение ему понравилось или не понравилось и почему.
Проблема актуальности школьной программы по литературе совсем не нова. Реалии современной жизни меняются с огромной скоростью: кажется, что 20 лет назад мир был совсем иным, прошлой эпохой. Что уж говорить о том, как наши ученики воспринимают события, изображённые в произведениях XIX века и даже XX века.
Всё чаще учителя слышат такие комментарии учеников: «зачем нам это читать?», «я прочёл, но ничего не понял», «мы всё время будем читать о прошлом, а посовременнее что‑нибудь можно?»
Я не могу сказать, что ребятам очень сложно представить крепостническую Россию, осознать проблемы бюрократии и чинопочитания. Помогают уроки истории, художественные фильмы и, конечно, разговор о сегодняшних противоречиях в обществе, сравнение проблем современных людей с проблемами прошлого. Мы знакомимся не просто с фантазиями Толстого или Достоевского, мы прикасаемся к своей истории, к своим корням, безусловно, берём уроки нравственности у своих прадедов.
Ещё один интересный момент. Социальные вопросы, как правило, поднимаются в произведениях, рекомендованных в старшей школе (7–11 классы). А вот начальная школа и 5–6 классы знакомятся с произведениями вечными, рассказывающими о дружбе и предательстве, милосердии и жестокости, добре и зле. Здесь и вовсе, по моему мнению, вопросы о целесообразности списка литературы возникать не должны. Там проверенный годами источник духовного становления личности.
Более того, учитель вправе дополнить список произведениями более современными – к счастью, детские писатели творят и сегодня. Сложнее обстоят дела с литературой XXI века в старших классах.
Во‑первых, слишком велик объём классической программы, внедрить инновацию в литературный школьный процесс попросту не успеваешь. Во‑вторых, качественное литературное произведение без пометки 18+ найти сегодня очень сложно. Этот вопрос, мне кажется, следует обсудить методическому и педагогическому сообществу.
Наталья Карикова, учитель русского языка и литературы Белоколодезской средней школы Вейделевского района:
«Список литературы на лето носит, конечно, рекомендательный характер. Школьнику, который не прочитает список, ничего не будет. И, тем не менее, я считаю, что его необходимо давать детям.
Во‑первых, так дети самодисциплинируются, если можно так сказать: есть дело, которое нужно выполнить летом к школе. Во‑вторых, расширяется кругозор ребёнка, пополняется лексический запас. Другое дело, что обязательно нужно учитывать интересы детей.
Я составляю список литературы, обсуждая его с классом. Ученики предлагают свои произведения, наиболее понравившиеся, из которых мы и составляем список, туда же я добавляю свои любимые произведения (соответственно возрасту, конечно). И добавляю 2–3 наиболее объёмных произведения из школьной программы, чтобы потом в течение учебного года было проще.
Что касается дневников, у меня их пишут все (очень кратко) – так проще вспомнить героев. И я прошу детей записывать туда слова, с которыми они встретились впервые. В классе потом обсуждаем прочитанные произведения, делимся впечатлениями, даже негативными. Это очень важно, чтобы ребёнок честно мог высказаться о прочитанном.
Есть так называемые фиксированные списки литературы по каждому классу. Они очень большие и там много произведений, которые нужно разъяснять детям (особенно младшим школьникам), иначе из‑за непонимания может возникнуть нелюбовь к чтению».
Анна Дворкина, мама пятиклассника:
«Когда я была в возрасте своего сына, список литературы представлял собой перечень авторов и заглавий произведений, который в преддверии каникул перед 5–6 классом мы под диктовку учителя записывали в тетрадь по чтению, невольно коверкая при восприятии на слух фамилии писателей и всевозможные имена собственные в названиях незнакомых для нас книг. Потом с этой тетрадкой мы самостоятельно или с родителями – в зависимости от читательского стажа шли в библиотеку, и в течение лета небольшими партиями носили домой книжки.
Само по себе мероприятие полезное в плане дисциплины (нужно вовремя сдать книги, бережно с ними обращаться), житейского опыта (понять, как устроена библиотека, где расположена, что надо делать, если не успеваешь дочитать книгу до указанного на вкладыше срока), хоть и несколько хлопотное (если, как в моём родном городе, детская библиотека на другом конце города).
Мне повезло больше, чем одноклассникам: дома был полный набор классической литературы, так что в библиотеку я обращалась разве что за эпосом народов Севера. Было особое удовольствие в том, чтобы вычёркивать название за названием в рукописном перечне и потом, 1 сентября, сравнивать свой летний чек-лист с тем, что успели прочитать подружки из класса.
25 лет спустя мой сын вместо списка литературы получает задание освоить за лето (и в идеале приобрести) хрестоматию по литературному чтению, естественно, определённого автора и издательства.
С одной стороны удобно: не надо записывать под диктовку и бесконечно переправлять имена и названия, не надо носить с собой распечатки, которых и без того ворох в портфеле, не надо никуда идти. Берёшь в руки книжицу, которую родители заказали в Интернете или купили в ближайшем книжном (позволю пожаловаться по необоснованно высокой цене, сопоставимой со стоимостью высокохудожественного издания), и читаешь.
Вот только напрочь ушёл процесс добывания знаний и элемент их расширения: в полноценной книге ты помимо искомого произведения заглянешь на соседние страницы, почитаешь что‑то сверх списка, откроешь для себя автора. В хрестоматии скажи спасибо, если произведение целиком опубликовано, а не в виде отрывка. Возможно, у меня лично предубеждение против хрестоматий, нет доверия к их составителям, словно тебе чего‑то недодают или искажают оригинал. Я уж молчу про издательства, которые в действительности довольно вольготно обращаются с текстами, позволять себе опечатки и т. п.
Резюмируя вопрос о хрестоматиях: сыну скучно было листать на каникулах учебникоподобное издание с выжимками из произведений, тем более он предвидел, что её придётся перечитывать в течение года.
Зато за считанные дни проглотил «Гарри Поттера» и честно указал это в читательском дневнике, за что и получил укоризненное замечание учителя, мол, вообще‑то задавали читать хрестоматию. По сути, она стала вторым учебником по литературе, который весь год использовался наряду с основным и ежедневно носился в школу.
Внеклассное чтение стало неотъемлемой частью школьного предмета, без отступлений на личные открытия и романтику восприятия, присущую лету. Содержание хрестоматий судить не берусь, оставляю на совести авторов учебных программ. Скажу только, что ни разу не заставала сына за чтением на досуге хрестоматии, с отдыхом, в том числе летним, она, видимо, никак не ассоциируется.
Удивляет обилие всевозможных полусборников-полуучебников в книжных магазинах, типа «Хрестоматия для 1-го класса», «Полная хрестоматия 1-го класса», «Самая полная хрестоматия 1-го класса», «Хрестоматия для первоклассников» и т. п. Если издательства их печатают, значит, это кому‑то нужно. Во всяком случае, на период конкретного учебного года, в качестве одноразовой книги.
Что касается читательского дневника: вещь это неоднозначная. По моим наблюдениям, мальчикам заполнять его в тягость, даже если это типографским способом напечатанная брошюрка, где за тебя уже всё разлиновали, озаглавили и даже наводящие вопросы обозначили.
В магазинах довольно много разновидностей таких дневников, видимо, пользуются спросом, всё для удобства занятых родителей и привыкших выполнять задания по трафарету школьников. Всё вписано в рамки: лишние размышления по поводу прочитанного на отпечатанную страничку не поместятся, будь добр уложиться в отведённые графы-линеечки.
В начальной школе сына был эпизод, когда потребовали принести заполненные дневники в усечённом варианте: автор –название – дата. За вечер он кое‑как заполнил, а потом забросил.
В школе 25-летней давности каждый читательский дневник был эксклюзивным, его заполняли цветными ручками, аккуратно чертили столбики, выделяли главное фломастерами. До сих пор помню, как кратко пересказывала в таком рукописном дневнике мифы Древней Греции и к каждому рисовала мини-эмблему, зашифровывая в рисунке место действия, сюжетную линию и своё отношение к главному герою. Кстати, ориентировалась в древнегреческой мифологии благодаря этому отлично, на много лет мне хватило этих знаний.
Конец этого учебного года получился смазанным, списка литературы нам не давали, какая хрестоматия будет в следующем классе тоже непонятно, ибо начальная школа закончилась, а средняя не началась. Поэтому я решила взять инициативу в свои руки и, чтобы лето не пропадало, составить список для сына, тем более, что запрос на это есть в виде блуждающих по книжным полкам глазам: «Что бы почитать, мам?».
Чтение оказалось занятием более чем востребованным в условиях домашнего карантинного обучения, плавно перетекающего в домашние безлагерные каникулы.
Я просто постаралась вспомнить, что нравилось читать мне в десятилетнем возрасте, и что, к сожалению, не попало в школьные учебные пособия, а значит, вообще может выпасть из поля зрения моего подростка. Перебрала в памяти произведения любимых писателей, занесла их в заметки на телефоне и список готов (подумала, что он пригодится лет через пять для дочки).
Майн Рид и Анатолий Алексин, Юрий Коваль и Туве Янссон, Конан Дойль и Александр Грин, Рэй Брэдбери и Бел Кауфман: кто‑то из них может покорить сердце на всю жизнь, кто‑то разочаровать или даже вызвать отторжение восприятие индивидуально, но не читать летом нельзя, это моё глубокое убеждение.
В детстве ты действительно ощущаешь лето как маленькую жизнь, наполненную свободой, прежде всего свободой выбора. Список книг – это тот самый мнимый ограничитель, который побуждает сделать больше, как дорожный знак в чистом поле. Список книг всегда лотерея, никогда не знаешь, действительно ли стоили времени и внимания эти страницы. Но помимо проигрышей, скучных, а точнее несвоевременных текстов, ты получаешь и выигрыш: любимую книжку, встретить которую нужно было здесь и сейчас.
Если подумать, взрослые моё поколение сейчас шагу не могут ступить без рейтингов, оценок, топ-100 произведений литературы или кинематографа при выборе того, что почитать и посмотреть. Почему бы и детям не помочь, не направить их как минимум в сторону чтения, как максимум в русло полноценного развития личности, которая со временем сама научится давать оценки и рассуждать о роли внеклассного чтения. Другое дело, как оценивать (и стоит ли) выполнение летнего задания. Наверное, заполненный наспех накануне трафарет читательского дневника не лучший вариант».