для чего нужен турботаймер на бензиновый двигатель
Что такое турботаймер и нужно ли его устанавливать
Далеко не все обладатели авто с трубокомпрессорами знают, что производители таких машин в инструкции к ТС обращают внимание на то, что после высоких нагрузок на мотор, его нельзя сразу отключать. Нужно подождать несколько минут, чтобы нормализовать температуру в системе. Если этого не делать, то, по словам специалистов, можно столкнуться с серьезными неисправностями и в итоге потратить немало денег на ремонт.
Но, так сложилось, что строго следовать рекомендациям никто не любит, поэтому автовладельцы начали повально устанавливать в машины турботаймеры. Действительно ли такие дополнительные модули так необходимы и их нужно устанавливать на все машины с турбиновыми двигателями?
Принцип работы турботаймера
Турбины двигателя отвечают за принудительное нагнетание воздуха в системе, топливо сгорает быстрее, а мощность самого силового агрегата увеличивается до 30%. При этом моторы этого типа хвалят за отличные тяговые характеристики и меньший расход бензина. Однако в связи с повышенными нагрузками подшипники вынуждены справлять с огромными температурами (в самом двигателе температурные показатели могут доходить до 800 градусов). Охлаждение же выполняется за счет циркулирующего масла. Как только мотор выключается, оно перестает свое движение. Если это происходит после долгой работы на высоких оборотах, то турбонагнетатель не будет успевать охлаждаться. Появляется большой риск его скорого выхода их строя.
Тут то на помощь и приходит компактное электронное устройство (не больше спичечного коробка) под названием турботаймер. Этот девайс предотвращает полную остановку мотора, после того как автовладелец вытащил ключ зажигания, поэтому «движок» работает на малых оборотах еще несколько минут, давая системам «прийти в себя». Турбина остывает, и срок ее службы продлевается. При этом автовладелец не обязательно должен сидеть в машине, достаточно закрыть ее и отправляться по делам. Мотор заглохнет самостоятельно.
Полезно! Часто турботаймеры входят в состав блоков сигнализаций.
Но, раз это такой полезный контроллер, который, к тому же, стоит не так дорого (от 1 000-3 000 рублей), то почему же производители не ставят такую полезную штуку на все автомобили? Все предельно просто. Никто не может предсказать, как именно тот или иной автовладелец предпочитает ездить. Если речь идет о стороннике высоких оборотов, то ему, безусловно, нужен этот миниатюрный девайс. Тем же, кто ездит спокойно нет совершенно никакой необходимости в установке такого узла, так как от его наличия мотору будет ни горячо ни холодно.
Кому нужен турботаймер
Пожалуй единственная категория, автовладельцев, которым требуется такое дополнение – это те водители, которые привыкли ездить на высоких оборотах (от 5 000 в минуту) или если авто постоянно эксплуатируется в условиях бездорожья. Однако даже и им не обязательно устанавливать турботаймер. Достаточно оставить авто работать на холостом ходу несколько минут и проблема будет решена. Поэтому, вернее будет сказать, что такой девайс больше нужен тем, у кого нет возможности оставаться в машине какое-то время после завершения езды.
Полезно! Если автовладелец ездит при 2000-3000 оборотах в минуту, то турботаймер совершенно не нужен, ибо система не так сильно разогревается, чтобы выйти из строя.
Но, даже в такой ситуации дополнительный адаптер может оказаться совершенно бесполезным:
Владельцам таких автомобилей не нужно ломать голову, производители уже все продумали. Но, даже если и в стандартной комплектации электропроводка ТС предусматривает дополнительное гнездо для турботаймера, то это вовсе не означает, что его нужно обязательно монтировать. Тем более что такой модуль может создать больше проблем, чем решить.
Недостатки использования турботаймера
Если появилось непреодолимое желание установить такой контроллер, то стоит сначала подготовиться к нескольким возможным проблемам, причем одна вытекает из другой. Если установить турботаймер, то получается, что после того, как автовладелец покидает машину и уходит по своим делам, двигатель, контролируемый датчиком, будет еще некоторое время активным. Если злоумышленник заметит такую особенность ТС, то он может воспользоваться этими несколькими минутами и без особых проблем проникнуть в авто.
Отсюда вытекает следующая проблема – нужно настроить девайс так, чтобы он гармонично взаимодействовал с сигнализацией авто. Если речь идет о простейшей охранной системе, то в ней предполагается, что как только машина переходит в режим охраны, мотор должен глохнуть. Поэтому придется либо полностью заменить модуль сигнализации (а всем известно, что это дело не из простых) или приобрести дополнительные устройства для того, чтобы «подружить» турботаймер с системой.
И тут появляется третья проблема – гарантийное обслуживание. Если автовладелец самостоятельно решил «перекроить» охранную систему, то тем самым он нарушает все условия использования оборудования. Поэтому если он что-то подключит неправильно и выведет из строя весь узел, то ему могут спокойно отказать в бесплатном ремонте или обслуживании. То же самое касается и владельцев авто на гарантии, в которых предусмотрена возможность подключения турботаймера. В этом случае установка девайса должна проводиться только в том сервисном центре, который был сертифицирован самим автопроизводителем. В противном случае пенять придется на себя.
Если все гарантийные сроки уже давно истекли, и возникла острая необходимость в установке такого модуля, то можно попробовать монтировать его самостоятельно.
Какой турботаймер стоит выбирать
Есть два вида таких блоков: индивидуальные (представляют собой только «коробочку», которую нужно правильно подключить к проводке) и аппаратно-программные (это целый блок охранной системы, оснащенный турботаймером).
В первом случае, заплатив порядка 1 000 рублей и обладая минимальными познаниями в электрике можно стать обладателем усовершенствованной системы. Однако автосигнализация с турботаймером позволит гарантированно защитить авто от действий злоумышленников. Но, в этом случае возникает много дополнительных проблем. Прежде всего, придется выложить довольно кругленькую сумму (до 40 000 рублей) за правильную установку «рукастыми» мастерами.
Если выбор все же пал на более дорогостоящее удовольствие, то стоит обратить внимание на следующие нюансы:
В заключении
Турботаймеры действительно выполняют возложенную на них функцию. Однако при более детальном рассмотрении становится очевидно, что устройства этого типа нужны крайне редко. Поэтому устанавливать или нет такую систему, нужно решать каждому самостоятельно.
Турботаймер: что это такое
Автомобили с турбированными двигателями становятся в нашей стране все более популярными. Турбины обеспечивают принудительное нагнетание воздуха в цилиндры, благодаря чему происходит более полное сгорание топлива и, как следствие, существенное увеличение мощности силовых агрегатов (в среднем на 20-30%) по сравнению с обычными, атмосферными, того же рабочего объема. Турбированные моторы отличаются хорошими тяговыми характеристиками, меньшим расходом топлива и высокими показателями крутящего момента.
Нередко они оснащаются различными дополнительными устройствами, в том числе и турботаймерами. Следует заметить, что далеко не все автомобилисты имеют представление об их функциях и назначении. О том, что такое турботаймер, зачем о нужен, как работает и имеет ли смысл устанавливать его на свой автомобиль, пойдет речь в этой статье.
Что такое турботаймер и для чего он нужен
Турботаймер представляет собой совсем небольшой электронный гаджет, который позволяет существенно увеличить срок службы автомобильной турбины. По сути дела, он является небольшим специализированным контроллером, который самостоятельно глушит двигатель через некоторое время после того, как ключ зажигания вынут из замка. В течение всего этого срока силовой агрегат продолжает работать на холостых оборотах. Устанавливается турботаймер непосредственно под торпедо автомобиля и подключается к замку зажигания.
Как выглядит установленный турботаймер.
Суть действия турботаймера состоит в том, чтобы дать возможность турбине постепенно остыть после работы в условиях очень высокой температуры. Дело в том, что ее охлаждение производится машинным маслом, подача которого к нему производится масляным насосом двигателя. Если мотор перестает работать, то и подача смазки (одновременно являющейся охладителем) прекращается. Это может привести к выходу из строя таких деталей, как подшипники турбины.
Опытные водители, часто эксплуатирующие турбированные моторы своих машин на высоких оборотах и, тем самым, разогревающие турбины до очень высоких температур, перед тем, как выключить двигатели, в течение определенного времени оставляют их работать на холостых оборотах, и только потом выключают зажигание. Таким образом, турбина успевает остыть, ей обеспечивается нормальное охлаждение. Если же использовать турботаймер, то выжидать этот период, сидя в салоне машины, не нужно. Можно вынуть ключ из замка ожидания и отправиться по своим делам, а «умная» электроника заглушит мотор сама несколько позднее.
Следует заметить, что если кто-нибудь проникнет в автомобиль с работающим турботаймером тогда, когда владелец уже покинет авто, он не сможет его угнать. Дело в том, что это устройство блокирует управление машиной и, к тому же, при попытке злоумышленника уехать на ней, включает сигнализацию.
Плюсы и минусы турботаймера
Этот небольшой электронный автомобильный гаджет имеет целый ряд несомненных преимуществ. К наиболее значимыми из них следует отнести то, что он:
Как известно, автомобильная турбина — агрегат достаточно сложный довольно дорогой. Если выходят из строя ее подшипники (что очень часто бывает при постоянном перегреве), то и сами они, и их замена обходятся в довольно солидные суммы. Если турбина оказывается неремонтопригодной, то затраты оказываются еще более существенными. Турботаймер обходится в куда более скромную сумму. Что касается монтажа этого устройства, то его вполне можно произвести и самостоятельно, хотя лучше все же доверить это дело профессионалам.
Есть, однако, у турботаймеров и один существенный недостаток. Он состоит в том, что они достаточно часто конфликтуют со штатными системами сигнализации автомобилей. Как показывает практика, в большинстве случаев эта проблема оказывается вполне устранимой, если за дело берутся профессионалы.
Читайте также: Чем турбина отличается от компрессора и что лучше?.
Имеет ли смысл устанавливать турботаймер?
Этим вопросом задаются очень многие владельцы автомобилей с турбированными двигателями. Ответ на него является однозначно положительным для тех автомобилистов, которые регулярно эксплуатируют свои автомобили на высоких оборотах (5000-7000 оборотов в минуту). Им такие девайсы действительно необходимы, поскольку, оснастив ими свои машины, они смогут спокойно покидать их, не дожидаясь того момента, пока компоненты турбины остынут, поработав на холостых оборотах. Если же водитель является приверженцем спокойного стиля езды, то особой необходимости в турботаймере у него нет.
Следует также иметь в виду, что многие производители турбин для автомобильных двигателей сейчас выпускают модели турбин, в которых тепло от камеры с разогретыми газами мало влияет на температуру подшипников. Если на автомобиле установлен именно такой агрегат, то турботаймер также не нужен. Кроме того, некоторые авто преимум-класса сейчас оснащаются автономными системами охлаждения двигателей с турбонаддувом. Они обеспечивают циркуляцию масла, так что на эти машины устанавливать турботаймеры просто нет никакого смысла.
Турботаймер
Турботаймер — это устройство, позволяющее вращать турбонагнетатель после остановки двигателя и тем самым увеличивать ресурс турбины.
Турботаймер – электронное программируемое устройство, обладающее возможностью самостоятельно отключать двигатель через заданный промежуток времени после отключения зажигания. Турботаймером, как ясно из названия, снабжают автомобили с двигателями, оснащенными турбонаддувом, так как раскаленную после интенсивной работы турбину необходимо остужать. Турбонагнетатель, управляемый турботаймером, продолжает вращаться после остановки двигателя, остывает и лишь после этого отключается. vk.com/cars.best▼ Инженеры считают, что, останавливая турбину постепенно, можно значительно увеличить ее ресурс. Однако возникает резонный вопрос – почему турбина, как двигатель и другие узлы, не может остывать в состоянии покоя? Зачем ее необходимо продолжать крутить после остановки двигателя? Другими словами, так ли необходим автомобилю турботаймер?
Почему турбину нельзя останавливать сразу?
При работе вал турбины с установленной на нем крыльчаткой вращается с огромной скоростью — до 150 тысяч оборотов в минуту, то есть в тридцать-сорок раз быстрее коленчатого вала двигателя. Вал соединен с кузовом посредством подшипников, нуждающихся в смазке, поэтому в турбине организована система циркуляции масла, которое, помимо смазки подшипников, играет роль хладагента для всего узла.
После остановки двигателя циркуляция масла прекращается. Корпус турбины во время работы сильно раскаляется, и, если остановить систему рециркуляции и вал крыльчатки мгновенно, пойдет процесс выравнивания температуры всех металлических деталей, часть из которых раскалена буквально докрасна.
Наибольшую тепловую нагрузку испытывает вал крыльчатки в местах соединения с корпусом. Концы вала вставлены в опоры, которые в недавнем прошлом делали, как правило, на основе подшипников скольжения (бронзовых втулок или иных материалов). Естественно, возникает вполне реальный риск «пригорания» масла на внутренних поверхностях подшипников вала крыльчатки. Пригорая, масло превращается в смолу и остается внутри подшипников в виде отложений. Скопившись, они способны вывести из строя весь механизм. Если же сначала замедлить вращение турбины, дав двигателю поработать на холостых оборотах (при этом скорость вращения крыльчатки становится минимальной, так как на холостых давление в системе наддува не требуется), то система циркуляции масла не выключится и будет эффективно охлаждать раскаленные детали.
Частично к настоящему моменту эта проблема решена. К примеру, известный производитель турбин фирма Garrett делает опоры на основе закрытых шариковых подшипников, в которых ротор вращается в закрытой масляной ванне. Ясно, что, подобрав масло с высокой температурой кипения и обеспечив достаточный его объем внутри подшипника, инженеры во многом обезопасили турбину от традиционных проблем, связанных с пригоранием, и она перестала зависеть от того, работает система циркуляции масла ДВС или нет. Получается, что в автомобилях, в которых применены такие современные узлы, турботаймер выполняет уже несколько иную функцию – он просто следит за тем, чтобы в системе наддува не было давления после остановки двигателя.
Где находится турботаймер и как работает?
Ввиду того, что турботаймер, с одной стороны, встроен в электронную систему впрыска автомобиля, а с другой, продолжает работать после того, как двигатель выключен, в обстановке современного города он может представлять собой весьма интересный с точки зрения угонщиков предмет. Учитывая стоимость хорошего автомобиля, оставлять его с включенным двигателем на улице неразумно, поэтому турботаймер в большинстве случаев становится частью охранной системы автомобиля (а имеющийся в нем таймер позволяет использовать турботаймер и как часть схемы дистанционного запуска).
Само по себе это устройство несложное, и знакомые с электроникой люди, не имеющие доступа к дорогим импортным приборам, давно уже научились делать турботаймеры самостоятельно.
Основной компонент конструкции – реле времени, которое широко используется в бытовых приборах – микроволновках, духовых шкафах и прочих. Достаточно встроить такое реле в систему зажигания так, чтобы ток после размыкания замка шел через его контакты, и, по сути, примитивный турботаймер готов. Чтобы реле времени не служило для угонщиков техническим средством для запуска двигателя, в пару к нему ставится другое реле, размыкающееся по истечении заданного интервала времени. Даже активировав первое реле и выставив на нем задержку, автомобиль без ключа не завести, так как второе реле не замкнется. Если же схема по какой-то причине вышла из строя, препятствовать старту при помощи ключа она не будет, так как оба реле «пущены» в обход и не нарушают первоначальную проводку.
В последнее время турбины приобретают все большую популярность в автомобильном мире и становятся уделом не только топовых спортивных версий престижных моделей. В турбированном двигателе с более высокой степенью сжатия сгорание того же объема топлива, впрыснутого за один цикл, происходит эффективнее, поэтому турбированные двигатели устанавливаются повсеместно. Если же брать дизельные двигатели, мода на которые растет год от года, то сейчас встретить среди них модификацию без турбонаддува значительно сложнее, чем модификацию с наддувом и интеллектуальной системой впрыска. Естественно, все эти многочисленные моторы нуждаются в турботаймерах, так как иного способа решить проблему «проветривания» турбин во время стоянки не найдено.
Турботаймер… или Назло маме отморожу уши.
Здравствуй, взрослый человек!
Почитал запись БЖ +опрос про турботаймер и коменты к нему — и был очень сильно удивлен! 🤷
По порядку:
1. В бензиновом моторе Аркпна-Дастер-Каптур 1.3-турбо стоит электропомпа, которая гоняет антифриз по турбине при остановке двигателя. Это чуть снимает симптомы, однако НЕ лечит болезнь масляного голодания и запекания (коксования) масла в горячем пошипнике скольжения турбины!
Так как отдельного масляного насоса нет, при заглушении двигателя пошипник турбины и масло в нем просто остановятся, вызывая локальный перегрев масла выше температуры коксования.
Да, конечно, с принудительно включенной помпой охлаждения контура турбины масло в подшипнике турбины будет запекаться более короткий промежуток времени, нежели чем на неохлаждаемой принудительно турбине.
Это продлит её страдания, но масло там запекаться будет! И это снизит ресурс и турбины, и масла, и в целом двигателя!
Двигатель с турбиной отходит 100 тысяч.км у первого владельца до конца гарантии, а дальше и турбина, и прочее — станут проблемой последующих владельцев.
2. Редкие владельцы Дастеров смогли купить авто без допов. Насколько я знаю, это чаще удавалось владельцам 2.0-атмо, так как на них был открыт предзаказ на сайте. Остальных Рено отправляло к дилерам, которые без допов не хотят ничего продавать. Самый частый доп дилера — это сигналка с о/с и а/з. Почти все такие сигналки имеют функцию турботаймера.
Исходя из этих предположений есть гипотеза о том, что у очень многих машин на 1.3-турбо установлена сигнализация с турботаймером!
НУ ПОЧЕМУ эти владельцы 1.3-турбо не хотят активировать турботаймер на сигналке? Что за тяга к самобичеванию? Назло маме отморожу уши? Или сцыкономлю рюмочку бензина? В рекламе напели, что «будет работать долго, не боись»?
3. Вариант «Мне не нужен турботаймер, я постою после поездки 2 минуты на ХХ, охладить турбину».
Вот сценарий — довёз ребенка в детский сад под занавес, но я НЕ буду быстрей бежать отдавать ребенка, я буду упорото сидеть и ждать 2 минуты, пока остынет турбина — так что ли? Аналогичных сценариев масса!
А если турбина разогрелась до 450-500 градусов, то как вообще понять, что она остыла до 165? Чуйкой? На глазок?
Но конечно не стоит доверять опыту производителей сигнализаций с турботаймером! Они-то откуда знают, что в турбинах творится! НЕТ, уж я лучше посижу 2 минуты на ХХ…
4. А потом владельцы турбо-машин удивляются, почему на вторичке люди сторонятся от турбо-движков? Да из-за этих самых владельцев с кашей в голове и сторонятся! Они комбинацией кнопок не захотели включить турботаймер, и теперь с покер-фэйсом заявляют, что тачка-агонь, надабрать, всегда после поездки оставлял 5 минут на ХХ, честна-честна!
Турботаймер – что это?
Турботаймер – это электронный гаджет, предназначенный для увеличения срока службы турбины автомобиля. Турботаймеры рекомендуют устанавливать на машины с турбированными двигателями. Само из себя это устройство представляет датчик, по размерам чуть больше коробка спичек, он устанавливается под торпедо автомобиля и подключается к проводкам, идущим от замка зажигания.
Единой точки зрения на полезность данного девайса нет. Производители объясняют необходимость его установки особенностями работы турбины автомобиля. Турбина продолжает работать некоторое время после остановки двигателя.
Всем водителям таких авто известно, что турбированный двигатель нельзя сразу же глушить после езды на высоких оборотах, поскольку подшипники еще продолжают вращаться по инерции, а масло перестает поступать и его остатки начинают пригорать и запекаться на подшипниках, блокируя входы в маслопроводные каналы турбины.
В результате такого небрежного обращения водителя с двигателем автомобиля, его ждет дорогостоящий ремонт турбины.
Резкое заглушение турбированного двигателя после интенсивной езды на высоких обротах – это, конечно, экстрим. Турбине для остывания требуется некоторое время – несколько минут.
Так вот, установив турботаймер, вы можете спокойно выключать зажигание, а устройство запрограммировано на то, чтобы продолжить работу двигателя до полного остывания.
Но с другой стороны, если вы тихонько сдаете задом в гараж или пытаетесь занять место на парковке, то турбина работает не в таком экстремальном режиме и для охлаждения ей достаточно времени.
Устанавливать турботаймер или нет – на этот вопрос вам никто не даст конкретного ответа. Все зависит от манеры вашей езды. Лихачам, несомненно, турботаймер необходим, если у них постоянно нет нескольких минут, чтобы посидеть в машине, пока турбина остывает на холостых ходах.
Если же вы ездите в щадящем режиме, простаивая по полдня в пробках, то можно обойтись и без него.
Обладает сей девайс и еще одной функцией – противоугонной. Ее суть заключается в том, что на протяжении того недлительного времени, пока турботаймер обеспечивает работу двигателя на холостых, никто не сможет зайти в машину, завести ее и уехать, поскольку таймер заблокирует управление, а вы услышите визг сигнализации.
Установка турботаймера обойдется вам относительно недорого – в пределах 60-150 у.е., а ремонт турбины может потянуть на несколько тысяч. Поэтому решение должно быть целиком за водителем.