для чего нужен учитель
Зачем нужны учителя
Первая учительница как и первая любовь остается в наших сердцах навеки, не зависимо от того были мы хорошим учеником или срывали все уроки подряд.
Учитель еще, с древних времен был важной личностью в жизни каждого человека. Зачем нужны учителя и почему эта профессия важна? Они приносят свет знаний в наши темные головы.
Они показывают нам путь в жизнь. Эти люди, наравне с родителями помогают обрести свое место в мире, каждому человечку в обличие ребенка.
Учителя нужны для того чтобы помочь нам понять мир, понять других людей – людей великих и разумных. Именно в руках этого человека хрупкое существо превращается в сильное и знатное. Именно этот человек может найти то самое оригинальное в наших головах, и не просто найти, а еще и раскрыть, показать миру…
Что делает учитель?
Зачем и где нужен человек, который посвящает себя изучению чужих жизней? Может для того чтобы дарить маленьким людям знание, и не только сколько будет 2*2 но и знание об отношениях человеческих. О сознательных решениях. Возможно учитель это не тот, который в школе, а это духовный наставник, тот, что смог открыть тебя и покорить…
При вопросе, нужно хорошенько вспомнить свою школу. Ведь есть множество вещей, которые вы узнали именно от учителя. Возможно, нам трудно понять истинное назначение учителя, но то что эти люди делают титанические вещи, это точно. У себя в голове каждый может задать вопрос «а для чего нужны учителя?» но каждый найдет в своей голове логический и правильный ответ. Ведь учитель не тот, кто учит, а тот, кто научил!
Для чего нам сегодня нужны учителя
С егодня все спрашивают, как я собираюсь отмечать День учителя. Боюсь шокировать читателей, но, честно говоря, я не понимаю, что тут праздновать. Я могу понять, зачем отмечали День учителя в Советском Союзе, когда нужно было искусственно поднимать рейтинг каждой профессии по отдельности. Педагог был передатчиком знаний, ему была необходима поддержка и особый статус, иначе ученики усомнились бы в правильности и необходимости этих знаний. И любой преподаватель все это получал: пусть не в зарплате, но зато в полномочиях управлять чужими жизнями. Сегодня же роль учителя поменялась — теперь это профессия взаимодействия. Раз за разом я напоминаю: «педагог» переводится как «детовод», «поводырь». Человек, с которым дети открывают новые дороги. А что нового можно открыть вместе с учителем, в сотый раз перечитывающим параграф из скучного учебника?
Рассуждая о том, что преподаватель должен стать навигатором в мире информации, мы забываем, что сегодня каждый день появляется не только новая информация, но меняются и способы ее обработки. Как учитель я буду неизбежно пытаться сесть в вагон уходящего поезда — и, увы, довольно часто опаздывать.
Пытаясь угнаться за современным миром, учителя снова и снова повторяют «я знаю, что тебе пригодится в жизни». Иными словами, они говорят, что знают, каким будет мир через 15 лет. Но, простите за сленг, они уже облажались по полной программе. Причем неоднократно. Ни один из моих учителей не предсказал появления компьютера, интернета или iPad. Есть ли у меня к ним претензии? Нет. Большинство из них — достойнейшие профессиональные люди. Но напрашивается вывод: нам пора перестать предлагать ученикам мантры «ты сейчас не понимаешь, зачем тебе это учить, но поймешь, а потом еще и спасибо скажешь!» Увы, никто из них никогда не поймет и не скажет «спасибо», а лишь станет повторять этот же текст своим детям — просто потому, что не узнал ничего другого.
Получается, в школу сегодня ходить не нужно?
Нужно. Но только если школа и учитель помогают тебе познавать мир и самого себя.
Если мы не знаем ответа на вопрос «Для чего нужна школа?», то все, что нам остается, — это инструменты подавления. И дети — до поры до времени — будут подчиняться.
Андрей Попов, «В школе», 1854 Иллюстрация: Fine Art Images / Image State / East News
Но есть другие инструменты, которые учителя могут дать школьникам, — те, что действительно пригодятся им в будущем. Это, в первую очередь, умение понять собственные желания и умение выбирать. Помните великий принцип экзистенциализма? У меня есть только одно мерило — я сам.
Представьте, что человек четырех лет говорит: «Мама, я хочу петь». Его отправляют на занятия, и вдруг ребенок понимает, что ему на них не нравится и он хочет на рисование. Что происходит дальше? Большинство мам начинают заунывную песню «это же было твое решение, как же так?», которая заканчивается строчкой «мы уже заплатили за твои уроки, поэтому будешь петь до гробовой доски».
Что происходит в этот момент? Мама отучает ребенка выбирать и учит его подчиняться силе. Но если ребенок уйдет из пения в рисование, то это будет его выбор. Особенно если мама поможет при этом ему понять, почему он больше не хочет заниматься музыкой: может, другие дети щипали его за коленку или от учительницы плохо пахло, а может, ребенок понял, что его мечта — рисование.
Вот так и современный учитель должен организовывать ситуацию выбора. Потому что навык выбора — бесценен.
Учитель должен научить ребенка сомневаться. Это человек, который не будет из собственного страха и консерватизма врать, что проводить с планшетом больше получаса в день — вредно. Он скажет: «Какая интересная новая штука, давай вместе ее исследовать».
Математика, биология, история, любой школьный предмет — это инструменты, которые помогают построить мостик от себя к целому миру, к другим людям, в будущее и прошлое. И если дети не чувствуют, что им нужны эти знания, то это значит, что мы, учителя, не смогли построить мостик между их личностью и предметом, содержанием образования. То есть оказались непрофессиональны.
Я понимаю, что сейчас читатели наперебой будут напоминать мне, что кроме «хочу» бывает «надо». Так вот, сегодня «надо» не работает, потому что дети могут прочитать в сети, что главы крупнейших интернет-компаний — это люди без высшего образования. И даже если выучить обязательную таблицу умножения, довольно быстро выяснится, что для умножения 971 на 42 все равно потребуется калькулятор. А главное, дети, не останавливаясь, задают вопросы «зачем?» и «почему?» и не удовлетворяются ответом «без почему — просто надо».
Поэтому лучшее, что мы можем сделать сегодня, — это научить их выбирать, ловить собственный интерес, обнаружить вместе с ними, что нет ничего увлекательнее, чем исследование себя самого и окружающего мира. И что исследование это можно проводить, пользуясь самыми разными инструментами: математическими, литературными, биологическими, лингвистическими.
Современные дети — это сильное, гибкое, удивительное поколение, которое опережает нас почти по всем параметрам. И если вместо того, чтобы учиться у них и вместе с ними, мы будем стараться их обломать, в итоге сломаемся мы сами.
Для чего нужен учитель?
Содержание статьи
Кто такой наставник
Мы каждый день должны обучаться чему-то. Только так мы можем развиваться и становиться лучше. Сейчас в свободном доступе есть море информации. Зачем нужен учитель тогда?
Самому довольно трудно определить свой прогресс в развитии. Потому что ты не всегда можешь посмотреть на себя со стороны и объективно оценить свои действия. И здесь важно, чтобы у тебя был учитель.
Мы учимся используя знания и опыт других людей. И учитель или наставник — это как раз тот человек, который может не только научить, но и оценить, насколько ты продвинулся вперёд. И может помочь определиться с тем, куда именно тебе нужно двигаться. Что в первую очередь развивать.
Но не стоит путать понятия учитель, наставник и тренер
Тренер — очень любит команду. Он все время с ними проводит совещания, мотивирует, переживает за результат. Копается в этой песочнице ежедневных проблем и забот. Он может по-отцовски трепетно ко всем относиться. Переживать за их отношения. Их рост. Переживает за поражения, радуется победам.Тренер в одной лодке со всеми. Если проиграли — то все. И если выиграли, то тоже все. Тренер — это тот, кто платит игрокам. А учителю платят ученики.
Например я, как учитель, дал знания. Получил за это деньги. И это будет победа только ученика. Учитель сфокусирован на то, чтобы качественно дать инструменты для получения результата.
Тренер участвует в игре. С победами и поражениями. и если команда проиграла — тренеру очень больно. Учитель же в игре не участвует и ему не больно за то, что не получился результат.
Отношения Тренер и Игрок намного глубже, чем отношения Учитель — Ученик.
Чтобы учитель стал для тебя тренером — ты должен с ним в одной команде играть.
Зачем и кому нужен наставник
Представь ситуацию.Ты зарабатываешь доллар. Хочешь зарабатывать два. Выбираешь параметры, которые хочешь прокачать, чтобы достичь этого. Прокачал. Начал зарабатывать два доллара. Устал. Но теперь хочешь зарабатывать три. Однако для этого тебе нужно снова учиться новым навыкам. А у тебя уже нет сил. Человек может сделать рывок один раз, два раза. Но не каждый день. Заканчиваются силы и понимание над чем работать.
И вот здесь ты начинаешь понимать, зачем нужен наставник в бизнесе и жизни. Ведь именно он может натолкнуть тебя на то направление, в котором ты можешь максимально реализовать себя.
Например, женщины и мужчины развиваются очень по-разному.
Мужчины стремятся к успеху через борьбу, конкуренцию. Мужчина — это результат. Для него процесс ничто, результат — все.
Женщина — это процесс. Для женщины, которая занимается бизнесом, главное — процесс. Проснулась, позвонила, решила вопросы, прожила день бизнесмена. И часто в традиционном бизнесе женщине очень тяжело.
Часто люди, которые занимаются саморазвитием, развивают не то, что принесет им успех и счастье. Сами решили и сами начали учиться. Это как если ученик, который только начал учиться в шахматы, решил над чем ему нужно работать. Какая вероятность, что он решил правильно?
Природа рождает как ярко выраженных мужчин и женщин, так и не ярко. И очень важно себе признаться — к какой категории принадлежишь ты. Не нужно себя ломать. Важно принимать себя. И использовать свои орудия. Свой максимум. Уважать свою природу. И хороший наставник может научить этому.
Где и как искать наставника
Настоящий ученик сам должен приходить к учителю. Колодец не приходит к испытывающему жажду человеку. Человек сам ищет колодец. Успех — это когда у тебя постоянно жажда, и ты ее утоляешь. Раз за разом. И становишься успешнее и успешнее. Если ты утолил жажду и не возникла новая — значит ты остановился.
Но как найти наставника по бизнесу? Устройся для начала в какую-то компанию. Где у тебя начальник твой будет твоим тренером. Либо найди, что называется, ментора. Когда наставник не является твоим непосредственным начальником.
Тренер не обязательно должен разбираться хорошо конкретно в твоей сфере. Это совершенно другая профессия. Как тогда понять, хороший тренер или плохой?
Потому что в узкой теме ты можешь во сто раз лучше разбираться. Но это только 10%. Остальные 90% — наука успеха. Как, обладая этими знаниями, достигать 23% операционной прибыли. Мультимиллиардную компанию построить. Управлять все большим и большим количеством людей. Как выстраивать отношения с теми, кто выше тебя по уровню и с теми, кто ниже..
Например, у тебя есть непосредственный руководитель, который тебя обучает. Но в компании есть еще и другие руководители, которые уровнем выше. И кто-то из них тоже тебя обучает. В очень хороших компаниях такие наставники больше выступают как менторы. Они не решают операционные вопросы. Ты их решаешь с непосредственным руководителем. Наставники учат тебя решать другие вопросы, не связанные с операционкой.
Чем ментор отличается от учителя? Учитель обучает группу людей. Менторство — это урок один на один. Менторство — это выше уровень, чем учитель.
Люди должны оценивать то, насколько правильные стороны они в себе развивают, только по результатам. Если результата нет — значит занимаешься ерундой. Значит нужно искать учителя, который откроет тебе глаза. Натолкнет на правильный путь. И ты начнешь заниматься правильным саморазвитием. Которое точно приведет тебя к результатам. Теперь понимаешь, зачем нужен наставник?
Профессия учитель: призвание быть наставником
Жизнь – это большая школа, она, то и дело, преподносит нам уроки и посылает самых разных учителей. Вы помните своего первого школьного преподавателя? Уверены, что да, и надеемся, что он оставил о себе только хорошие воспоминания.
Морально-нравственное воспитание, школьное и профессиональное образование – это то богатство, которое дарят нам преподаватели, посвятив себя благородному делу, и никакие компьютерные технологии не способны заменить их, поэтому данная профессия останется актуальной еще долгие годы.
Давайте заглянем в историю ее появления, узнаем об особенностях работы учителя и с чего следует начать, если вы решили стать профессионалом в этой сфере деятельности. Поехали!
История развития профессии
Знаете ли вы что первые школы появились в Древнем Египте? Учиться в них могли только сыновья знатных людей: фараона, высокопоставленных лиц, жрецов. Девочкам посещать школы было не положено, их задача сводилась к ведению домашнего хозяйства. Учителями тоже были только мужчины. Кстати, еще тогда ученики по окончании обучения сдавали экзамены. Представляете, эта система итоговой оценки знаний зародилась во времена, когда вместо тетрадей был папирус!
Позже учебные заведения начали появляться на Древнем Востоке, а в Греции первую школу создал Пифагор, в ней детей обучали наукам, спортивным дисциплинам, медицине и музыке. К слову, Пифагор перед тем, как открыть ее, сам прошел обучение в школе Египта.
Мальчики после окончания Древнегреческой школы, как правило, продолжали учиться еще минимум 5 лет, но уже на более сложном уровне, и при этом учитель сам решал, когда ученик готов завершить обучение, а следовательно, он играл особую роль в жизни своих воспитанников.
С появлением школ в Греции пришло понимание, что преподавать может далеко не каждый желающий, для этого нужно обладать определенным набором качеств, умений и способностью доносить информацию до людей. С тех пор данное ремесло стало постепенно перерастать в отдельную профессию.
Если рассматривать историю становления специальности в целом, то ее можно поделить на несколько этапов:
Да, с древних времен многое изменилось, но неизменной остается значимость профессии учителя, точнее сказать, она только усиливается, а сама сфера деятельности становится более многогранной.
О профессии
Учитель – это специалист, который занимается обучением и воспитанием детей, а также профессиональной подготовкой взрослых. Речь идет не только о преподавании, но и о наставничестве, психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии развития детей и молодежи обязывают быть универсальным специалистом.
Эта одна из немногих сфер деятельности, которую приравнивают к призванию, относят к благородным и особенно ответственным.
Учитель выполняет несколько функций:
Учитель обязан не только обучать, но и постоянно повышать свою квалификацию, ведь научно-техническое развитие происходит стремительно, совершенствуются методики образования и подачи информации, а вместе с этим появляется много актуального и полезного материала и его необходимо вовремя доносить до учеников.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт для преподавателей, в котором подробно описывается функционал специалиста в зависимости от его специализации и уровня квалификации.
Согласно данным справочно-правового сайта base.garant.ru, учитель должен выполнять следующие функции:
Профессиональный стандарт обязывает иметь высшее или средне-специальное образование в педагогической сфере или в той области, которая близка к преподаваемой дисциплине (например, изобразительное искусство). Также в нем перечисляются профессиональные навыки, необходимые для осуществления преподавательской деятельности. К ним относятся:
Но чтобы стать профессионалом, мало соответствовать тем требованиям, которые выдвигает законодательство, несмотря на то, что их список достаточно большой. Важно обладать личностными качествами, о которых мы и поговорим далее.
Личностные качества учителя
Учитель выполняет важную миссию – он формирует личность учащегося с ранних лет, дает ему знания, развивает стремление к развитию. Поэтому крайне важно соответствовать такой ответственной роли.
В первую очередь, педагог должен любить детей, ведь невозможно прививать подопечным высокие моральные качества и при этом отрицательно относиться к своим ученикам. В процессе обучения не обойдется без воспитательных моментов, поэтому учитель должен быть терпеливым, объективным и справедливым.
Безусловно, профессия подразумевает много общения, у малоразговорчивого и закрытого преподавателя вряд ли получится найти общий язык с учениками. Также важно проявлять уважение к каждой личности, лояльность к мнениям и поступкам, толерантность, с пониманием относиться к тому, что все дети разные.
Учитель – очень ответственная профессия. В ней смогут полностью реализоваться только те, кто имеет лидерские задатки, умеет повести людей за собой, привлечь и удержать внимание аудитории своей эрудированностью, методом изложения материала и креативным подходом к делу.
Если вы решили связать себя с этой профессией, оцените свою стрессоустойчивость, гибкость мышления и уровень самодисциплины, т.к. эти качества вам точно пригодятся. Учитель должен уметь сочетать в себе доброжелательность, открытость и одновременно строгость – это одни из качеств, которые помогут завоевать авторитет.
Конечно, нужно иметь стремление к постоянному развитию, иначе чему может научить тот, кто не совершенствуется сам?
Плюсы и минусы профессии
Профессия учителя имеет много поводов, чтобы стать делом всей жизни, но также скрывает в себе и подводные камни, о которых тоже следует узнать, если вы еще не определились «быть или не быть».
Преимущества профессии учителя:
К недостаткам профессии можно отнести частую сверхурочную работу, ведь многие дела приходится брать домой (например, проверку тетрадей). Также далеко не все готовы выступать в роли не только преподавателя, но и психолога, ведь зачастую нужно работать с «трудными» подростками, не говоря уже о переходном возрасте учащихся.
Сейчас работа учителя, помимо общения, подразумевает большое количество бумажной деятельности, составление отчетов и т.д., что объясняется наличием определенных стандартов.
Учителя обязаны проходить регулярную аттестацию для подтверждения своего уровня квалификации. Плюс ко всему следует учитывать, что на начальном этапе зарплата будет невысокой и даже ниже средней по рынку.
Профессия учителя очень ответственная и требует эмоциональной выдержанности, ведь он работает не только с детьми разного характера, воспитания и настроения, но и с их родителями, что тоже непросто.
О зарплате учителей
По данным сайта russia.trud.com, на данный момент в России актуально около 670 вакансий для учителей разных направлений.
Из них 22% работодателей указали оплату труда в размере 11 тысяч рублей, примерно 19% – около 20 тысяч рублей и 17% – более 37 тысяч рублей.
Среди крупных городов выше всего труд учителя оплачивается в Южно-Сахалинске – около 40 тысяч рублей, а вот Санкт-Петербург и Москва занимают шестое и восьмое место в рейтинге. Там зарплата преподавателя составляет чуть более 30 тысяч рублей.
Если смотреть на уровень дохода в зависимости от специализации учителя, то больше всего получает учитель литературы, а следом идут учителя китайского и французского языков.
Следует учитывать и тот факт, что зарплата учителя состоит из базового оклада, стимулирующих выплат за квалификацию, внедрения новых методик, стаж, надбавки за классное руководство, премии и компенсации сельским преподавателям, за коммунальные платежи и работу с детьми-инвалидами. Плюс ко всему на размер оплаты труда влияет то, в какой именно школе работает учитель, какая у него нагрузка и преподаваемая дисциплина.
Учитель имеет возможность работать по совместительству и давать дополнительные индивидуальные уроки, т.е. заработок корректируется его же силами.
С чего следует начать?
Профессия учителя – это призвание, а любовь к преподаванию – это уже стиль жизни. Если вы в детстве давали уроки своим куклам, а в школьном сочинении на тему «Моя будущая профессия» написали, что мечтаете стать учителем, это отличный знак. Говорят, детские мечты – самые настоящие, и если вы про них забыли, то мы напоминаем.
Наличие профильного образования для учителя обязательно. Оно может быть средне-специальным или высшим, исходя из личных предпочтений и возможностей. В колледжах можно получить специальность, которая позволит работать в дошкольных организациях, освоить педагогику дополнительного образования или выучиться на учителя начальных классов. По окончанию учебного заведения молодой специалист может сразу трудоустроиться или продолжить повышать свой уровень знаний в университете.
В вузах гораздо больше направлений обучения для будущих учителей. Здесь есть возможность выучиться на дошкольного педагога, учителя начальной, средней или старшей школы, получить специальность психолога и дефектолога или стать преподавателем конкретного предмета: химии, физики, русского языка, литературы и т.д.
Высшие учебные заведения предлагают своим студентам получить статус бакалавра, магистра или профессора, закончив аспирантуру. Чем выше уровень полученных знаний, тем больше шансов занять хорошее место в престижном образовательном учреждении.
При поступлении берутся во внимание результаты ЕГЭ по русскому языку и профильному предмету (каждый вуз устанавливает свои проходные баллы) и индивидуальные достижения (например, победы в конкурсах и олимпиадах). Если вы решили получить высшее образование, получив средне-специальное, вас ожидают вступительные испытания в выбранном вами вузе.
На данный момент лучшими вузами страны, где можно получить соответствующую специальность, считаются:
Не стоит расстраиваться, если не удается поступить именно в них. Выбирайте учебное заведение, исходя из преподавательского состава, наличия соответствующих дисциплин и помните, что не статус вуза определяет успех студента, а его добросовестное отношение к учебе и тяга к знаниям.
Советуем проявлять ответственность к обучению с самого начала, ведь хороших студентов с удовольствием берут на практику в школу, детский сад и другие образовательные учреждения, где можно зарекомендовать себя и зацепиться за место.
Некоторые преподаватели предпочитают работать в онлайн-школах и дополнительно давать индивидуальные уроки на дому, что тоже хороший вариант, ведь онлайн-формат охватывает гораздо больше учеников, чем привычная очная форма.
Еще немного истории
О важности профессии учителя можно говорить бесконечно, но лучше привести несколько примеров, которые еще раз доказывают, что это не просто работа, а дело особой значимости, способное изменить жизнь всего человечества:
Стоит только представить, что учителя с мировым именем тоже когда-то стояли на пороге выбора своей деятельности. Что же помогло им достичь такого успеха и известности? Думаем, огромная любовь к своему делу и высокая цель во благо развития человечества.
Подведем итог
Сколько же важных ролей совмещает в себе учитель?! Это и преподаватель важных дисциплин, некоторые из которых обязательно становятся любимыми, и психолог, и воспитатель, и даже друг, с которым хочется поделиться самым важным.
Быть учителем значит, взять на себя ответственность за тех, кто доверился тебе. Настоящий профессионал своего дела обязательно займет место в сердце воспитанника как мудрый, справедливый, грамотный и отзывчивый наставник.
Если вы твердо решили посвятить свою жизнь этому благородному делу, то будьте готовы к многозадачности, серьезной нагрузке, большому количеству общения и постоянному самосовершенствованию, ведь важно подавать правильный пример любви к знаниям своим ученикам.
Да, найти общий язык с детьми и подростками, а также их родителями, учитывая то, что каждый из них имеет свои особенности характера и темперамент, задача не из легких и этому действительно стоит поучиться. Освоить самые эффективные коммуникативные техники вам поможет наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», которые обязательно пригодятся вам в работе учителя. Рекомендуем!
Если наша статья убедила вас сделать первый шаг на пути к данной профессии или помогла ответить на какие-то вопросы, значит, наша миссия выполнена. Остальное уже зависит от вас.