для чего нужен уголок уединения в детском саду
Уголок уединения в ДОУ как средство формирования психологической разгрузки ребёнка
Татьяна Владимировна Попова
Уголок уединения в ДОУ как средство формирования психологической разгрузки ребёнка
Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Кроме того, современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить.
Уголок уединения в детском саду необходим для снятия переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.
Поэтому, нашей целью стало создание условий личного пространства для формирования психологической стабильности ребёнка.
1. Создать уголок уединения в группе в соответствии с ФГОС
2. Создать психолого–педагогические условия для психологической стабильности ребёнка.
3. Расширить возможность личного пространства, места уединения для детей в групповом помещении.
4. Обеспечить индивидуальные потребности ребенка и благоприятные условия го развития.
Уголок уединения совмещает в себеуголок психологической разгрузки, который предназначен для отдыха и релаксации, выплескивания негативных эмоций.
Уголок настроения необходим для снятия эмоционального напряжения, поднятия настроения. Тактильный центр нужен для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций.
И зону обогащения новыми впечатлениями и знаниями.
Изготовить уголок уединения можно в виде шатра, ширмы, палатки и т. п.
В нашей группе уголок уединения изготовлен из пластикового каркаса. В нем находятся близкие, знакомые ребенку вещи, эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах. Издавна известно, что вода обладает умиротворяющим свойством, поэтому шумовой водопад занял достойное место в нашем уголке. Для релаксации и снятия напряжения у детей мы используем массажные шарики. Обязательный атрибут — мягкие подушки, на которые ребёнокможет прилечь и отдохнуть: например подушки-обнимушки. Обняв такую подушечку, ребенок может поделиться с ней своим настроением. При этом, ребёнок может послушать аудиозапись с релаксирующей расслабляющей музыкой, например шум воды, пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра. (что для этого есть)
Для обогащения эмоциональной сферы, в уголке размещены различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний. Например, такие игры, как «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «Мои чувства», «Эмоции в сказках». Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. Если мы видим, что ребёнок чувствует себя некомфортно, то сначала пытаемся мягко выяснить причину его состояния. И только потом, предлагаем ребёнку поиграть в ту или иную игру.
Тактильный центр в нашем уголке уединения используется – для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций.Он включает в себя: пластилин, шнуровки, тактильные мешочки, шумовые коробочки, сухой бассейн из крупы, клубочки ниток, сенсорную игрушку «Море в коробке», настольную песочницу, всевозможные мелкие игрушки.
В уголке уединения имеется зона обогащения новыми впечатлениями и знаниями, которая включает в себя различные дидактические игры, книги, поделки детей, так как создание детьми красивых вещей помогает ребёнку быть в гармонии с собой.
Уголок уединения ограничен шторками, дети используют его как игровую зону. Если кому-то из детей необходимо уединиться, он прикрепляет с внешней стороны изображение замка, что является сигналом для других детей и взрослых «Вход воспрещен».
Содержимое уголка периодически обновляется, однако какие-то предметы находятся в уголке постоянно. Это придает ребенку чувство уверенности, постоянства.
Таким образом, предметно-пространственная среда в группе обеспечивает не только возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, но и возможность для их уединения. Именно на это обращено особое внимание в требованиях ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде п. 3.3.1.
В завершении мне хотелось бы пожелать вам эмоционального благополучия в семье и в стенах детского сада, и конечно же творческих успехов в нашем общем деле!
Спасибо за внимание!
Городской конкурс исследовательских работ «Юность в науке». Проект «Жевательная резинка: польза или вред?» Ежегодно в нашем городе проходит городской конкурс исследовательских работ » Юность в науке».Авторами проектов являются дошкольники и.
Консультация для педагогов «Что такое «Уголок уединения» и зачем он нужен ребёнку»
Татьяна Безменова
Консультация для педагогов «Что такое «Уголок уединения» и зачем он нужен ребёнку»
Организация предметно-развивающей среды –непременный элемент педагогического процесса, носящий развивающий характер. Каждому педагогу хорошо известно, что предметный мир, окружающий ребёнка, должен обеспечивать реализацию потребностей ребёнка в активной и разнообразной деятельности, среда должна обеспечивать «зону ближайшего развития» ребёнка, стать составным компонентом обучения, способствовать развитию задатков у детей, помогать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.
Для решения всех этих задач в детском саду, в каждой группе, организованы специальные зоны, так называемые, уголки, каждый из которых выполняет свою функцию. Одним из важных и нужных уголков, на мой взгляд, является «Уголок уединения». Что же это за уголок такой и должен ли он присутствовать в группе детского сада, ведь раньше, всего лишь несколько лет назад, вполне обходились и без него? С чем связано это нововведение? С введением ФГОС или обусловлено жизненной необходимостью? Если с другими зонами всё понятно, то с уголком уединения не всё так ясно, здесь много вопросов. Некоторые педагоги убеждены, что в группе такой уголок совершенно не обязателен, он только занимает место, а детям, особенно стеснительным и замкнутым, и вообще он не нужен, ведь такие дети, якобы, ещё больше отстраняются от коллектива, ограничивают себя от других детей, а ведь таким ребятам, как никому больше, нужно общение. А порой педагогу элементарно не видно, что в этом уголке ребёнок делает. Давайте попробуем разобраться.
Многие дети, приходя в детский сад, особенно в период адаптации, испытывают стресс, связанный с расставанием с родителями. Именно уединённое место в группе поможет ребёнку отвлечься. Многие возразят – лучше ребёнка обнять, приласкать, взять на руки. Да, всё верно, такой контакт необходим и обязательно должен иметь место. Но не все дети сразу идут на такой контакт с педагогом, стараются отделиться, отстраниться, им хочется найти такое местечко в группе, где хоть что-то напоминало бы о родителях, о домашней обстановке, да и просто побыть одному, чтобы никто «не приставал». Уголок уединения призван помочь ребёнку отвлечься от событий, связанных со стрессом, расслабиться, справиться с неприятными эмоциями, он помогает ребёнку почувствовать себя в полной безопасности.
А теперь давайте поговорим о том, каким должен быть «Уголок уединения», и что в нём должно находиться. Мы знаем, что данный уголок должен быть мобильным, лёгкой конструкции, небольшого размера, но всё-таки вместительным, больше напоминающий маленький домик со всеми необходимыми предметами. Цвета, используемые для оформления уголка, не должны быть кричащими, вызывающими, лучше брать ткань спокойных, пастельных оттенков, и хорошо, когда цветовая гамма уголка вписывается в интерьер группы. Замечательно, если есть возможность разместить в этом месте картину с сюжетом из знакомой детям сказки.
Каждый педагог, конечно, исходя из своих возможностей, вправе решать данный вопрос по- своему. Кто-то делает уголок в виде шатра, кто-то использует готовую палатку, кто-то в виде перегородки. Расскажу о своём опыте.
Я сделала уголок в виде передвижной ширмы. Конструкция мобильная, легко передвигается, выполнена из алюминия – для этого использовала старую душевую кабину, которая пришла в негодность, а вот каркас как раз пригодился для обустройства уголка. В случае необходимости такую ширму можно использовать и для кукольного театра. К конструкции легко крепится ткань, для уголка я выбрала прозрачную органзу (типа тюли) светло сиреневого и жёлтого цвета (старалась сочетать с цветовой гаммой группы)Ширму разместила в тихом, спокойном месте группы на фоне стены, где нарисован эпизод из сказки «Теремок».
Теперь расскажу о наполнении нашего уголка. На полу лежит небольшой мягкий коврик, на котором можно посидеть или полежать. Есть в уголке маленький столик со стульчиком. На столике разместилась коробочка, которую я назвала «Коробка радости», в неё я положила всякие «приятные»мелочи: мелкие игрушки, деревянные и бумажные фигурки животных, зеркальце, в которое можно посмотреть, рассмотреть самого себя, немного отвлечься от неприятных мыслей. Также в «Коробке радости» лежат маленькие книжечки, раскраски, карандаши, пазлы, пластилин, различные шнуровки, куклы бибабо, несколько видов калейдоскопов, находящиеся в них переливающиеся камешки просто завораживают детей, тем самым помогают успокоиться и отвлечься.
Есть у нас в уголке небольшая шкатулка с яркими разноцветными клубочками, процесс сматывания и разматывания ниток тоже помогает ребёнку успокоиться, отвлечься от негативных эмоций. Необходимо, на мой взгляд, положить в уголок уединения альбом с фотографиями, на которых изображены люди, к которым ребёнок испытывает тёплые, нежные чувства.
Ещё в уголок я положила игрушечный телефон, по которому можно в любое время «позвонить» папе или маме. Рядом с «Коробкой радости» расположился «Стаканчик эмоций»с изображением различных человеческих чувств: радость, удовольствие, печаль, страх и т. п. Есть «Солнечный стаканчик», в нём стоят «солнышки» на палочках, взяв такое солнышко, у ребёнка сразу появляется улыбка на лице. Для того, чтобы ребёнок мог выплеснуть свои негативные эмоции, при этом, не мешая другим детям и не создавая шума, в уголке есть «Кружка-кричалка».
Ещё есть у нас в уголке большая тряпичная кукла, мы её называем «Подружка –обнимушка» (не подушка) Заметила, что большинство детей-новичков с большей охотой делятся своим плохим настроением (и не только плохим настроением) не с детьми группы, а именно с этой куклой.
Обязательный атрибут уголка уединения –мягкие подушки, на которых можно полежать, помечтать, расслабиться. К изготовлению подушек можно привлечь родителей, которые, я уверена, не откажут в помощи. Я делала подушки сама, так как этот процесс, процесс изготовления, доставляет мне огромное удовольствие. Несколько подушек сделала в виде животных, а несколько просто с интересной аппликацией. Получилось очень мило и забавно.
Ещё в уголке уединения обязательно должны быть мягкие игрушки, которые необходимо периодически менять. Здесь предпочтение, на мой взгляд, лучше отдать небольшим игрушкам.
На видном месте у нас в уголке лежит «Шляпа фантазёра». Надев эту шляпу, и закрыв глаза, ребёнок может оказаться далеко от детского сада, рядом с мамой или папой, просто помечтать и пофантазировать, забыть все свои неприятности.
Наполнение «Уголка уединения» может быть различным, каждый педагог по-своему подходит к этому вопросу, исходя из своей фантазии и своего понимания предназначения этого места, но важно помнить, что «Уголок уединения» призван помочь ребёнку справиться со стрессом, негативными эмоциями, это то место, где ребёнок может расслабиться, отвлечься от всего неприятного. Уголок обязательно должен быть уютным и хоть немного напоминать детям о домашней обстановке.
Консультация для родителей «Нужен ли ребёнку дневной сон» «Нужен ли ребёнку дневной сон?» Дневной сон – это физиологическая потребность ребёнка, необходимая для его нормального развития. Дети,.
Что такое уголок уединения? Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения.
Исследовательская работа «Зачем животным нужен хвост» Введение Когда я выросту, я обязательно стану ученым. Эта профессия позволит мне получать ответы на все мои вопросы. Мне очень нравится.
Консультация для педагогов «Что такое «лэпбук»? Зачем он нужен и с чего начать?» Консультация для педагогов Что такое «лэпбук», зачем он нужен и с чего начать?В связи с внедрением ФГОС ДО современные педагоги ищут новые.
Консультация для педагогов и родителей «День Победы. Как объяснить это ребёнку?» Консультация для педагогов и родителей на тему: День Победы. Как объяснить это ребенку? Цель: объяснить родителям, педагогам как формировать.
Консультация для родителей и педагогов «Зачем ребёнку 5–6 летнего возраста воскресная школа?» Зачем нужна воскресная школа? Такой вопрос возникает в каждой семье с момента регулярного посещения занятий в Воскресной школе при Храме.
Консультация «Кто такой Дед Мороз. Зачем ребёнку верить в Деда Мороза??» ЗАЧЕМ РЕБЁНКУ ВЕРИТЬ В ДЕДА МОРОЗА? Все меньше и меньше остается времени до самого волшебного праздника – Нового года. Его с нетерпением.
Уголок уединения Уголок уединения в ДОУ как средство формирования психологической разгрузки ребёнка. Всем известно, что дети дошкольного возраста особо.
Внеклассное занятие с учащимися коррекционной школы «Зачем нужен сон?» Открытое занятие по ОБЖ «Зачем нужен сон?» Цель: Познакомить детей со значением сна в жизни человека.
Консультация «Зачем нужен русский логопед во Франции?» Из одной приватной беседы с родителями я поняла, что родители детей-билингвов неправильно понимают роль логопеда в речевом развитии своего.
Уголок уединения, как средство преодоления негативного эмоционального состояния дошкольника
Цель: преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников, посредством создания в группах «уголков психологической разгрузки».
Задачи:
• Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;
• Формировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым;
• Организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;
• Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе.
Актуальность проблемы. Жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста во многом зависит от его эмоционального состояния. Управлять переживаниями он еще не научился. Поэтому дошкольники, в значительной степени подвержены переменам настроения. Их достаточно легко развеселить, но еще легче обидеть или огорчить, поскольку они практически не знают себя и не умеют владеть собой. Именно поэтому одним из важнейших умений для педагогов и родителей дошкольников является умение регулировать эмоциональную сферу ребенка.
Какими бывают эмоции?
Эмоции – это внутренние переживания человека.
Упрощённо эмоции можно разделить на две группы: позитивные и негативные. Позитивные эмоции повышают активность, энергию, жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость благодаря усилению работы сердечной системы, повышению темпа и глубины дыхания. Негативные эмоции снижают активность, угнетают жизнедеятельность (эти эмоции могут стимулировать развитие неврозов, разрушать здоровье детей). Негативные эмоции:
Причины возникновения отрицательных эмоций у детей
Причины возникновения отрицательных эмоций у детей разнообразны, к наиболее распространенным из них можно отнести:
— обычную детскую ревность, обиду, зависть;
— ребенок старается защитить себя от нападок окружающих;
— ребенок охраняет свою личную территорию;
— страх разлуки с родителями;
— чрезмерный родительский контроль;
— неуважение личности ребёнка;
— запрет на физическую активность;
— тяжелый эмоциональный климат в группе.
«Уголок уединения», как средство борьбы с отрицательными эмоциями у детей
Как должен выглядеть уголок уединения в детском саду?
Уголок уединения должен быть небольшого размера и, скорее, напоминать небольшой домик, норку, в которой ребенок сможет переждать свой стресс, неприятные эмоции, расслабиться, а затем снова пойти навстречу коллективу.
Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами.
Такой мини-домик можно сделать в виде шатра, ширмы, палатки и т. д. Лучше всего, если он будет мобильным, а не стационарным. Здесь на помощь воспитателю придут легкие конструкции: ширмы, невесомые драпировки. Таким образом, малыш сам сможет обозначить границы именно «своего» уголка, передвинув ширму или задернув шторки, что создаст еще большее ощущение комфорта.
При этом ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Наполнение уголка уединения
Уголок уединения, как правило, наполняют предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки. Рекомендуется положить в него фотографии родных и близких, игрушечный телефон, по которому можно «позвонить» маме с папой.
Всем известно, что сильным умиротворяющим свойством обладает вода, именно поэтому различные световые и шумовые водопады также займут достойное место в «нише уединения».
Обязательным атрибутом такого уголка будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, послушать плеер с расслабляющей музыкой (дуновение ветра, шум воды, пение птиц, звуки дождя). Желательно также «населить» уголок и мягкими игрушками.
Нестандартное оборудование в уголке уединения
Отдельная категория игрушек и пособий уголка может быть направлена на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции.
С этой функцией отлично справятся:
• Коробочка «Спрячь все плохое».
В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»)
При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот «островок» (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт по «Мирилке».
Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
• «Стаканчик для гнева».
Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется.
К нестандартному оборудованию можно отнести и так называемые «уголки настроения», помогающие ребенку проработать и отпустить свои негативные эмоции:
Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.
• «Зеркало моего настроения»
Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится.
Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства.
Выводы
1. Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере.
2. В основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.
3. Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них. Именно поэтому очень важно, чтобы в группах создавались специальные зоны уединения, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно и сможет избавиться от негатива посредством специально отобранного педагогом оборудования.
Музыкотерапия как средство обеспечения психологического комфорта Музыка – источник особой детской радости. С раннего возраста ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной.
Песочная терапия. Конспект занятия-прогулки с детьми старшей группы детского сада «Золотой песок» «золотой песок» ЦЕЛЬ: Развитие навыков эффективного взаимодействия детей друг с другом, повышение уровня сплоченности детского коллектива.