для чего нужен велосипедный шлем
Миф: велосипедный шлем сможет вас защитить
Общество постоянно диктует нам определённые нормы поведения. В принципе, это нормально, потому что существование любого государства (города, общины, семьи) основано на том, что люди договорились между собой жить по правилам.
Намного хуже, когда навязывание норм поведения начинают оправдывать заботой о вашей безопасности. Все в курсе, что досмотр сумок при входе на вокзал, блокировка «Телеграма» или строительство подземных переходов ничего общего с безопасностью не имеет.
Тем не менее, большинство принимает эти правила и даже нападает на разумные предложения изменить систему в пользу реальной безопасности. Например, идея снизить максимально допустимую скорость в городах до 50 км/ч вызывает у автомобилистов жгучую боль в том месте, которым они приросли к водительскому креслу. От предложения убрать бесконечные противопешеходные заборы вдоль улиц у любого мэра начинает идти пена изо рта.
Но если вы думаете, что всё это присуще только России, вы ошибаетесь. Есть одно неписаное (а в ряде случаев писаное) правило, которое стало общепринятым. Ему следуют во всём мире, хотя для этого не было никаких оснований.
Речь идёт о велосипедном шлеме. Надевать велошлем рекомендуют едва ли не во всех странах мира. В ЕС и многих штатах США дети обязательно должны носить шлем при катании на велосипеде. В Австралии и Новой Зеландии это правило распространяется и на взрослых. Не обходится и без пропаганды: если в каком-нибудь рекламном ролике есть велосипедист, то в 99% случаев он будет в шлеме.
В посте «Правила жизни велосипедиста в России» я написал, что шлем надевать желательно, особенно если ты ездишь на велосипеде по автомобильным дорогам. Но с тех пор мне попалось на глаза несколько статей на эту тему, и я переменил отношение к вопросу.
«Где твой шлем?!» – любят спрашивать взволнованные граждане, глядя на велосипедиста. На первый взгляд, запрет на велопоездки без шлема кажется правильной мерой. Но не всё так однозначно. Многие велосипедисты сознательно не используют шлем. Кроме того, есть исследования, которые показывают, что от шлемов больше вреда, чем пользы.
Давайте разберёмся, почему велошлем вам скорее навредит, чем защитит вас.
1. Ездить на велосипеде без шлема не так опасно, как кажется
Почему принято считать, что шлем так необходим? В 1989 году медицинский журнал New England опубликовал исследование, согласно которому велошлем сокращает угрозу получения травмы головы и травмы мозга на 85% и 88% соответственно. С тех пор многие СМИ оперировали именно этими цифрами, не утруждая себя ненужными уточнениями. Например, эта статистика применима только в том случае, если ДТП произошло.
А что если сравнить риск получения травмы головы велосипедистом с риском получения такой же травмы другими участниками движения?
У пешеходов он в полтора-два раза выше. У автомобилистов – немного выше, у мотоциклистов – несопоставимо выше. Но предложение обязать пешеходов и водителей надевать шлем при каждом выходе из дома прозвучало бы смешно и нелепо.
Согласно австралийскому исследованию 1996 года, ношение шлемов водителями машин в 17 раз уменьшило бы количество смертей среди них от травм головы. Почему же тогда акцент делается именно на рисках велосипедистов?
2. Шлем провоцирует водителей!
Знаете, чем человек за рулём отличается от обычного человека? Он всегда уверен, что контролирует ситуацию. Даже если если он выпил 2 бутылки водки, разогнался на «БелАЗе» до 300 км/ч в гололёд, впереди на дорогу выбежал котик, и наш гонщик Спиди пытается маневрировать, одновременно глядя в навигатор, разговаривая по телефону и руля коленями.
К чему это я? Когда водитель видит вас в шлеме, он окончательно перестаёт задумываться о вашей безопасности.
Провели исследование и заметили, что когда водитель видит велосипедиста в шлеме, он ведет машину опаснее. Водители полагают, что шлем на вашей голове = безопасность. Если вдруг зацепят, ничего страшного: шлем же! Шлем якобы защитит вас от травмы, а водителя – от тюрьмы. При обгоне велосипедистов в шлеме водители оставляют им меньше места, чем когда человек не защищён.
На самом деле велошлем лишь провоцирует водителя вести себя менее аккуратно по отношению к вам. Стоит ли объяснять, как это сказывается на вашей безопасности на дорогах?
3. Шлем провоцирует велосипедистов!
Но давайте не будем перекладывать всю ответственность на водителей. На психологию самого велосипедиста ношение шлема действует точно так же. Шлем даёт своему обладателю ложное чувство безопасности.
Велосипедист начинает вести себя менее внимательно, ездит быстрее, решается на манёвры, на которые без защиты не пошёл бы. Особенно это касается детей. Дети и так склонны считать себя неуязвимыми, а в шлеме перед вами уже готовый супергерой.
Здесь можно ещё провести аналогию с горными лыжами. Когда лыжники надевают шлемы, они начинают больше рисковать, в результате количество травм не уменьшается, а, наоборот, возрастает!
Не все шлемы удобны. Иногда они слишком громоздкие, иногда они сползают на лоб. В ряде случаев это может послужить причиной того, что вы не заметите машину или пешехода и попадёте в аварию. Опять же, непонятно, почему эта проблема игнорируется статистикой.
Есть также теория, что носить велошлемы попросту вредно для позвоночника и его соединения с черепом, но в ней слишком мало доказательств.
5. Меньше велосипедистов
Законы об обязательном ношении шлемов провоцируют людей отказываться от велопоездок. Это попросту неудобно, шлем лишает велосипедиста удовольствия от передвижения. Кто-то не хочет портить прическу, кто-то не хочет таскать с собой громоздкий девайс. С велопрокатами вообще беда: надевать шлем после чужого вам человека просто негигиенично. Не хватало ещё чьих-то вшей подцепить.
Федерации велосипедистов в развитых странах активно противодействуют нелепому законодательству, но получается не всегда.
Таким образом, принудительное ношение шлемов велосипедистами затормаживает развитие велодвижения.
Дальше всё просто. Чем меньше велосипедистов, тем менее развитая в городах велоинфраструктура. Тем менее внимательны водители. И в итоге ездить на велосипеде становится опасно.
В Амстердаме и Копенгагене, самых велосипедных городах мира, шлемы используют единицы. Может быть, процентов 10% от всех участников велотрафика.
Как выбрать шлем для велосипеда? Чем они различаются? На что обратить внимание при покупке?
Велошлем – самая важная часть защитного снаряжения. Катаетесь ли вы по шоссе, в лесу или исполняете трюки в экстрим-парке, голова должна быть защищена с момента выезда из дома до момента возвращения обратно.
Хотя «Правила дорожного движения» не обязывают велосипедистов носить шлем даже при передвижении по проезжей части и шоссе, тем не менее крайне рекомендуется как взрослым, так и детям надевать защитную экипировку во время катания. Более того, многие экстрим-парки и все крупные организаторы любительских соревнований по велоспорту указывают наличие шлема в качестве обязательного пункта при допуске на объекты и трассы.
Какие видывелошлемов бывают, на что обратить внимание при покупке и как ухаживать за снаряжением – читайте в нашем руководстве.
Виды шлемов
Шлем для велосипеда подбирается под конкретный стиль катания, при этом на рынке представлено множество пограничных вариантов, которые можно использовать в различных условиях. Остановимся на наиболее распространенных моделях.
Фулфейс
Фулфейс (от англ. «full» – полный и «face» – лицо) – велошлем с полной защитой головы, включая затылок и подбородок. Наиболее технологичные и дорогие модели на рынке. Фулфейсы применяются в экстремальных дисциплинах велоспорта, таких как даунхилл (скоростной спуск) и фрирайд (езда по пересеченной местности и трассам с препятствиями).
Главный плюс фулфейса – лучшая защита головы среди всех возможных решений.
Но есть и минусы: большой вес, высокая цена, худшая вентиляция и обзор (по сравнению с открытыми шлемами).
Котелок
Котелки, как нетрудно догадаться, называют так из-за характерной формы. В англоязычной среде эти шлемы еще принято называть multi-sport, то есть шлемы, предназначенные для различных видов спорта.
Котелки используются в экстремальных дисциплинах велоспорта (дерт, парк), агрессивных роликах, сноуборде, лыжном фристайле. Модель для зимних видов спорта отличается от летних как правило наличием съемных ушей, которые защищают спортсмена от снега и ветра.
Плюсы котелка: небольшой вес, защита затылка, хорошая вентиляция и обзор, невысокая цена, универсальность.
Минус: отсутствует защита лица.
Эндуро
Велошлем с защитой затылка, как у котелка, но более продуваемым верхом и характерным козырьком. Предназначен для езды по пересеченной местности, соревнований на естественных и искусственных трассах.
Плюсы эндуро-шлемов: небольшой вес, отличная вентиляция, хороший обзор.
Минусы: цена выше, чем у котелка и кросскантрийного шлема; отсутствует защита лица.
Кросс-кантри
Более упрощенная версия эндуро-шлема. Меньше дополнительных деталей, больше вентиляции, ниже вес. Кросскантрийные велошлемы предназначены для МТБ-дисциплин (катание вне асфальтовых дорог) и гонок без сложного рельефа и угрозы серьезных падений.
Кросскантрийные шлемы для велосипеда также бывают с козырьком, как у эндуро.
Плюсы кросс-кантри шлема: малый вес, отличная вентиляция, низкая цена, отличный обзор.
Минусы: защита затылка хуже, чем у перечисленных выше моделей; отсутствует защита лица.
Шоссейный велошлем
Шоссейные внешне очень похожи на кросскантрийные шлемы без козырька, но имеют еще больше вентиляционных отверстий и меньший вес. Предназначены для катания по асфальту.
Плюсы: самые легкие решения на массовом рынке, отличная вентиляция, низкая цена, отличный обзор.
Минусы: слабая защита затылка, отсутствует защита лица.
Аэрошлем
Различные виды обтекаемых велошлемов для соревнований на шоссе, где важна скорость на прямой. Используются в гонке с раздельным стартом, триатлоне.
Плюсы: малый вес, лучшая обтекаемость.
Минусы: высокая цена, плохой обзор и слышимость (полностью закрывают уши).
Конструкция шлема
1. Внешняя оболочка. Подавляющее большинство шлемов для велосипеда имеют оболочку из поликарбоната – полимерного материала высокой прочности, которому легко придать любую форму. К внешней оболочке приклеивается внутренний вкладыш.
2. Внутренний вкладыш. Изготавливается из пенополистирола. Материал похож на пенопласт, но имеет более плотную структуру. Задача вкладыша – рассеивать энергию удара. Именно он защищает голову от сотрясений.
3. Подкладка. В большинстве случаев съемная, чтобы можно было чистить и стирать. Изготавливается из влагоотводящей ткани. Подкладка предназначена для комфортной посадки шлема на голове. К вкладышу крепится как правило липучками.
4. Вентиляционные отверстия. Необходимы для охлаждения головы. В зависимости от модели и назначения шлема размер и количество вентиляционных отверстий может меняться.
5. Визор (козырек). Козырек прикреплен к передней части велошлема и дополнительно защищает глаза от солнца. Съемные козырьки чаще всего устанавливают на шлемы для горных велосипедов.
6. Система подгонки. Встречается не на всех велошлемах. Обычно представляет собой пластиковый обод, который монтируется между вкладышем и подкладкой, а степень фиксации регулируется колесиком. Вращая колесико по часовой или против часовой стрелки, вы затягиваете или ослабляете посадку шлема на голове.
7. Ремешки для фиксации. Необходимы, чтобы шлем не слетал во время падений или резкой смены направления. В зимних версия котелков съемные уши крепятся непосредственно на ремешки фиксации.
Дополнительные системы защиты, которые применяются в некоторых шлемах для велосипедов:
WaveCel. Технология в шлемах Bontrager. Представляет собой ячеистую структуру внутри шлема, которая деформируется в разных направлениях и рассеивает как ударную нагрузку, так и энергию вращения.
Как подобрать шлем
1. Определитесь с базовым стилем катания и в первую очередь выберите тип шлема
2. Узнайте свой размер
Для этого измерьте длину окружности головы при помощи измерительной ленты или нитки. Длина окружности измеряется чуть выше бровей.
Полученное значение необходимо сопоставить с размерной сеткой, которая у разных производителей может немного отличаться. Например, у Giro используется следующая таблица размеров:
Для взрослых шлемов
Размер | Длина окружности |
S | 51-55 см |
M | 55-59 см |
L | 59-63 см |
XL | 63-65 см |
Для фулфейс шлемов
Размер | Длина окружности |
S | 51-53 см |
M | 51-55 см |
L | 55-59 см |
XL | 59-63 см |
Для подростковых шлемов
Размер | Длина окружности |
XS | 47-51 см |
S | 51-55 см |
Для детских шлемов
Размер | Длина окружности |
XS | 45-49 см |
S | 49-53 см |
3. Выберите велошлем с наилучшей посадкой на голове
Форма головы у разных людей может немного отличаться, также и у производителей внутренняя часть шлема имеет отличия в конструкции. Если в велошлеме нет системы подгонки, то крайне важно перемерить несколько вариантов разных производителей, чтобы найти тот, который идеально сядет именно на вашу голову.
На что обратить внимание при покупке шлема в магазине
1. Наличие сертификата безопасности
В Европе для шлемов обязательно наличие сертификата EN 1078. Ищите данную отметку на лейбле на внутренней стороне велошлема или в сопроводительных документах. Эта отметка гарантирует, что шлем для велосипеда прошел все необходимые тесты на безопасность.
В США используется свой сертификат Snell B90/B95, на тот случай, если вы будете заказывать шлем из-за океана или покупать его непосредственно в Штатах. Национальный стандарт в Японии – JIS T 8134:2018.
2. Разные размерные сетки и формы шлемов
Не стесняйтесь перемерить все варианты, которые найдете в магазине. Лучше взять велошлем, который не подойдет по цвету, но будет при этом идеально сидеть на голове. При длительном катании комфорт и защита важнее стиля.
3. Посадка в застегнутом виде
Обязательно застегните шлем на ремешки и подвигайте головой в разных направлениях. Он не должен съезжать.
Шлем для катания на велосипеде
Сегодня расскажу, почему шлем нужно носить всегда, какие бывают шлемы, как выбрать удобный шлем, потеет ли голова в шлеме и про то, как ездить в шлеме в холод + приведу личные примеры того, как шлем спасал голову.
Зачем и когда нужен шлем
Какие бывают шлемы
Не вижу смысла о типах шлемов много рассказывать, поэтому очень кратко:
а) Обычный шлем. Ещё такие называют MTB шлемами. Самый обычный и классический шлем. Именно такой подойдет большинству, т.к. имеет множество настроек по посадке, хорошо проветривается, имеет козырек от солнца и осадков. У меня уже пять лет такой черный :
б) Шоссейный шлем. Имеет хорошую вентиляцию, легче. Планирую обновиться до шоссерного и взять себе этот:
в) Котелки. Шлем для езды на BMX, для дерта и стрита. В общем для ребят, которые делают трюки на площадках. У них усиленная защита, меньше настроек (надо внимательно подбирать под размер головы) и практически нет вентиляции.
д) Есть ещё другие, ускоспециализированные шлемы, но в обычной жизни ими мало кто пользуется.
Как выбрать велосипедный шлем
Коротко: Приходите в крупный велосипедный магазин, где будет много разных шлемов: как по внешнему виду, так и по цене. Выбираете самые красивые и начинаете мерить.
Самый удобный и красивый для вас 🙂
Вот, например, сравните дешевый шлем и хороший. Обратите внимание на детали и сразу станет понятно, почему такая разница в цене:
Но! Если стоит вопрос ехать в самом простом шлеме или вообще без него, то, конечно, лучше в любом шлеме, чем с голой головой.
Как носить шлем в ветер и холод
Лето ещё не наступило, бывают и холодные дни. Я ношу подшлемник или балаклаву. Если не очень холодно, то это может быть Buff (который так ещё не купил). А совсем в морозы теперь езжу в горнолыжном шлеме. Только недавно открыт для себя этот лайфхак 🙂
________________________________________ _______________________
Где в Калининграде купить шлем? Да да, именно здесь я купил последние два шлема:
Я в других социальных сетях:
Зачем вообще носить велосипедный шлем?
Если у вас возник этот вопрос, обязательно прочтите
Ответ на вопрос «зачем носить велосипедный шлем» настолько же очевиден, как и ответ на вопрос «зачем зимой носить шапку». У тех людей, кому дорога голова, этот вопрос не возникает в принципе. А для тех, кто еще сомневается, мы приведем несколько аргументов в пользу ношения велошлема. Надеемся, они окажутся для вас убедительными.
Факты – вещь упрямая
На минских велодорожках скорость велосипедистов может достигать 30-40 километров в час. Даже если вы считаете, что всегда ездите медленно и аккуратно, вы совершенно не застрахованы от того, что любой момент в вас врежется другой человек. На такой скорости можно получить травму даже в автомобиле, не говоря уже о велосипеде, на котором вы ничем не защищены.
Звучит убедительно, но не для всех. По Правилам дорожного движения в Беларуси ношение шлема не является обязательным условием для езды на велосипеде. Возможно, по этой причине, возможно, по какой-то другой, но велосипедистов в шлемах на улицах Минска и других белорусских городов очень и очень мало, по нашим наблюдениям, не более 10% от общего числа.
Почему же люди не хотят носить шлем?
Основные причины обычно такие:
Давайте разберемся, так ли это.
Современные шлемы — это легкие (в пределах 200-300 граммов), почти неощутимые на голове аксессуары, специально разработанные, чтобы не мешать велосипедисту и хорошо проветриваться во время езды.
Как правило, шлем состоит из двух слоев: тонкий верхний слой из пластика и внутренний слой из пенного материала потолще. Иногда шлемы дополняют съемными вставками, они делают посадку по голове мягче, к тому же вставки можно снять и постирать. Некоторые модели оснащены козырьком, такие очень удобны в солнечный день и вполне могут заменить бейсболку.
Отверстия в шлеме специально созданы для того, чтобы пропускать воздух и отводить тепло, проветривая голову. Конечно, в тридцатиградусную жару в шлеме будет жарко, как и в любом другом головном уборе, но в любую другую погоду вы, скорее всего, забудете о том, что носите на голове защиту.
В шлеме может быть неудобно только тогда, когда он подобран неправильно, например, не по размеру или если выбран неподходящий тип шлема для вашего типа езды.
Если вы внимательно изучите ассортимент шлемов в каком-нибудь крупном веломагазине, вы увидите, что большинство моделей напоминают корзинку или связку бананов, есть парочка, похожая на каски немецких солдат времен Второй Мировой, есть детские шлемики в цветочки или Губки Бобы, и, наконец, если повезет, вы найдете гладкие шлемы с козырьками, напоминающие шляпки грибов.
Это шлемы для разных видов велоактивности, и для городских поездок подходят не все. Огромные аэродинамические шлемы, напоминающие голову Чужого из одноименного фильма, созданы для профессионального спорта — шоссейных велогонок. Для езды по городу они действительно могут быть слишком громоздкими, да и выглядят странно. Шлемы для спортивных велодисциплин или для выполнения трюков обычно очень глубокие, закрывают не только голову, но и шею сзади, в них мало отверстий для циркуляции воздуха, поэтому в таких вам будет жарко. Шлемы «корзинки» легкие и удобные, но их очевидно спортивный внешний вид нравится не всем.
Для комьютинга и городских велопрогулок хорошо подходят гладкие шлемы с козырьком. Они не громоздкие, смотрятся стильно и гармонично сочетаются с повседневной одеждой.
Прическа под шлемом портится не больше, чем под любым головным убором. Согласитесь, это не повод, например, зимой не носить шапку. Вот и со шлемом так же.
По поводу цены шлема можем сказать только одно — это цена вашего здоровья. Не пожалейте 50-70 долларов (это средняя цена за велошлем, можно найти и дешевле) и купите себе удобный и красивый аксессуар, который прослужит не один сезон.
Альтернативное мнение
Взрослый психически здоровый человек не станет рисковать своим здоровьем независимо от того, что надето у него на голове и надето ли вообще. Шлем — это не повод для потенциально опасной езды, а способ защитить себя. Причем способ очень простой, действенный, доступный и даже симпатичный, если подойти к выбору шлема обдуманно.
О выборе подходящего шлема и местах, где можно купить модель для города, мы расскажем в наших будущих материалах. Не переключайтесь!