для чего нужен заемный капитал
Капитал
Опубликовано 06.06.2020 · Обновлено 06.06.2021
Что такое Капитал?
Капитал может удерживаться за счет финансовых активов или привлечен за счет заемного или долевого финансирования. Бизнес обычно фокусируется на трех типах делового капитала: оборотный капитал, собственный капитал и заемный капитал. В целом, деловой капитал является основной частью ведения бизнеса и финансирования капиталоемких активов.
Основные средства – это активы предприятия, которые находятся либо в текущей, либо в долгосрочной части баланса. Основные активы могут включать денежные средства, их эквиваленты и ценные бумаги, обращающиеся на рынке, а также производственное оборудование, производственные помещения и складские помещения.
Ключевые моменты
Понимание капитала
С точки зрения экономики финансового капитала, капитал является ключевой частью ведения бизнеса и роста экономики. Компании имеют структуру капитала, которая включает заемный капитал, собственный капитал и оборотный капитал для повседневных расходов. Физические лица держат капитал и основные активы как часть своей чистой стоимости. То, как отдельные лица и компании финансируют свой оборотный капитал и инвестируют полученный капитал, имеет решающее значение для роста и возврата инвестиций.
Капитал обычно представляет собой денежные средства или ликвидные активы, удерживаемые или полученные для покрытия расходов. В финансовой экономике термин может быть расширен за счет включения основных средств компании. В общем, капитал может быть мерой богатства, а также ресурсом, который обеспечивает увеличение богатства за счет прямых инвестиций или инвестиций в капитальные проекты.
Капитал используется для обеспечения непрерывного производства товаров и услуг с целью получения прибыли. Компании используют капитал для инвестирования во всевозможные вещи с целью создания ценности для фирмы. Расширение рабочей силы и строительства может быть двумя областями, в которых часто выделяется капитал. Инвестируя с использованием капитала, предприятие или частное лицо направляет свои деньги на инвестиции, которые приносят более высокую прибыль, чем затраты на капитал.
Экономисты могут проанализировать определение экономики финансового капитала, чтобы понять, как капитал в экономике влияет на экономический рост. Экономисты следят за несколькими показателями капитала, включая личный доход и личное потребление, из отчетов Министерства торговли о личных доходах и расходах, а также за инвестициями в квартальном отчете о валовом внутреннем продукте.
Обычно деловой капитал и финансовый капитал рассматриваются с точки зрения структуры капитала компании. В Соединенных Штатах банки обязаны иметь определенный размер капитала в качестве требования по снижению риска (иногда называемый экономическим капиталом ) в соответствии с указаниями центральных банков и банковских нормативных актов. Другие частные компании несут ответственность за оценку пороговых значений собственного капитала, капитальных активов и потребностей в капитале для корпоративных инвестиций. Большая часть анализа финансового капитала предприятий проводится путем тщательного анализа баланса. (Для получения дополнительной информации о капитальных активах см. Также: Определение основных средств )
Структура делового капитала
Компаниям требуется значительный капитал для работы и получения прибыльной прибыли. Анализ баланса играет центральную роль в анализе и оценке делового капитала. Баланс компании, разделенный между активами, обязательствами и капиталом, обеспечивает метрический анализ структуры капитала. Долговое финансирование обеспечивает денежный капитал, который должен быть погашен с течением времени посредством плановых обязательств. Финансирование за счет долевого участия обеспечивает денежный капитал, который также отражается в долевой части баланса с ожидаемой доходностью для инвесторов-инвесторов. Заемный капитал обычно имеет более низкую относительную доходность наряду со строгими условиями погашения. Некоторые из ключевых показателей для анализа делового капитала включают средневзвешенную стоимость капитала, соотношение заемных и собственных средств, заемных средств к капиталу и рентабельность собственного капитала.
Типы капитала
Вот четыре основных типа капитала более подробно:
Заемный капитал
Бизнес может приобрести капитал, взяв на себя долги. Долговой капитал можно получить из частных или государственных источников. Источники капитала могут включать друзей, семью, финансовые учреждения, онлайн-кредиторов, компании, выпускающие кредитные карты, страховые компании и федеральные кредитные программы.
Частные лица и компании обычно должны иметь активную кредитную историю для получения заемного капитала. Заемный капитал требует регулярного погашения с выплатой процентов. Проценты будут варьироваться в зависимости от типа полученного капитала и кредитной истории заемщика.
Собственный капитал
Собственный капитал может иметь несколько форм. Обычно проводится различие между частным капиталом, государственным капиталом и капиталом в сфере недвижимости. Частный и публичный капитал, как правило, имеет форму акций. Увеличение публичного акционерного капитала происходит, когда компания выходит на публичную биржу и получает акционерный капитал от акционеров. Частный капитал не привлекается на открытых рынках. Частный капитал обычно поступает от избранных инвесторов или владельцев.
Рабочий капитал
Оборотный капитал включает в себя наиболее ликвидные основные средства компании, доступные для выполнения повседневных обязательств. Он рассчитывается на регулярной основе с помощью следующих двух оценок:
Оборотные активы – Краткосрочные обязательства
Счета к получению + запасы – Счета к оплате
Оборотный капитал измеряет краткосрочную ликвидность компании – в частности, ее способность покрывать свои долги, кредиторскую задолженность и другие обязательства, которые подлежат погашению в течение одного года.
Торговый капитал
Торговый капитал может принадлежать частным лицам или фирмам, которые ежедневно проводят большое количество сделок. Торговый капитал – это сумма денег, предназначенная для покупки и продажи различных ценных бумаг.
Инвесторы могут попытаться увеличить свой торговый капитал, используя различные методы оптимизации торговли. Эти методы пытаются наилучшим образом использовать капитал, определяя идеальный процент средств для инвестирования в каждую сделку. В частности, для достижения успеха трейдерам важно определить оптимальные денежные резервы, необходимые для их инвестиционных стратегий.
Капитал против денег
Что такое заёмные средства и оценочные обязательства
В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает о двух видах пассивов. Первый хорошо знаком российским бухгалтерам. Второй они предпочитают не замечать или называют резервами предстоящих расходов, хотя их экономическая сущность сильно отличается. В новых ФСБУ оценочных обязательств становится все больше, поэтому разбираться с ними все равно придется.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом. Заканчиваем разбирать пассивы, сегодня познакомимся с заёмными средствами и оценочными обязательствами.
Заёмные средства
Заёмные средства — это обязательства по полученным займам и кредитам. Для справки: займы и кредиты — это не одно и то же, хотя с точки зрения учета большой разницы нет. Кредит может выдавать только финансовая организация с соответствующей лицензией на строго определенный срок. Кредит выдаётся и возвращается только деньгами. За пользование кредитными средствами всегда берется плата. Заем может выдать кто угодно на определенный или неопределенный срок. Взаймы могут даваться любые активы — хоть продукты питания. Заем бывает беспроцентным, то есть бесплатным для заемщика.
В международной финансовой отчетности заёмные средства представлены несколькими статьями:
Возможно и другое разделение. Предпринимателю важно разграничить составляющие заёмных средств по экономической сущности, а не по юридической форме.
Первая составляющая — так называемое тело займа или кредита. Это сумма, которая взята в долг. Для заёмщика это не доход и не расход, а просто денежные средства, которые одолжены на время. Возникшая сумма денег уравновешена точно таким же обязательством перед кредитором.
Вторая — плата за пользование чужими деньгами. Это обязательство, которое влечёт расход. Когда компания берет в долг, нужно понимать за счет чего это обязательство будет погашаться. Для этого нужно планировать свои продажи и считать рентабельность собственного капитала.
Третья — плата за получение возможности пользоваться чужими деньгами. Например, это стоимость консультационных услуг по подбору займа или кредита. И это тоже расход.
ООО «Рога и копыта» взяло кредит 100 000 руб. на 2 года под 12% годовых. В момент получения кредита обязательство составляет 100 000 руб. Через год — 112 000 руб. К концу срока действия договора — 124 000 руб. Итого за два года расходы составят 24 000 руб.
Есть исключение. Если заём или кредит берётся на приобретение основных средств или нематериальных активов, то проценты, начисленные до начала их использования, включаются в стоимость таких активов. То есть они сначала увеличивают стоимость активов, и в моменте расхода нет. Но важно понимать, что эти суммы все равно станут расходами, когда будет начисляться амортизация.
ООО «Рога и копыта» взяло кредит 100 000 руб. на 2 года под 12% годовых для строительства сарая. В момент получения кредита обязательство составляет 100 000 руб. Через год сарай был построен. Его стоимость составила 112 000 руб. (тело кредита проценты, начисленные за год). К концу срока действия договора начислено еще 12 000 руб., которые сразу отнесены на расходы. Сарай планируется использовать 6 лет. Поэтому каждый год 1/6 его стоимости будет списываться на расходы. В этой сумме будет сидеть 2000 руб. процентов.
И последнее. В бухгалтерской отчетности заёмные средства подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. До срока возврата первых осталось больше года, вторых — меньше. Когда до срока возврата долгосрочных заемных средств остается меньше года, они становятся краткосрочными.
Оценочные обязательства
Оценочные обязательства (Provisions) — это обязательства с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения. Так гласит Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». То есть мы точно должны денег, но пока не знаем сумму долга. Или когда его нужно будет погасить. Или и то и другое. Но гасить придется.
Например, такое может случаться, когда:
ООО «Рога и копыта» производит тортики. Клиент заказал сложный свадебный торт. Директор радостно подписал договор на изготовление. Позже посчитал себестоимость и понял, что она больше цены продажи. Договор не предусматривает санкций за его расторжение. Оценочное обязательство не признаётся, потому что договор можно расторгнуть без финансовых последствий.
Пример 4.
Та же ситуация, но договор предусматривает неустойку за расторжение. Оценочное обязательство признается, потому что расходов избежать не удастся. Придётся либо производить торт с убытком, либо платить неустойку.
Чтобы определить величину оценочного обязательства, нужно вычислить наиболее вероятную величину расходов на его погашение. Для этого определяется средневзвешенное или среднеарифметическое значение. Выбор метода оценки зависит от того, как мы можем оценить вероятные величины: набором или интервалом значений.
ООО «Рога и копыта» заключило договор на поставку партии тортиков. Договор предусматривает неустойку 100 000 руб. за каждый день просрочки поставки. Что-то пошло не так, и тортики уехали к покупателю на неделю позже оговоренного срока. Покупатель требует заплатить 700 000 руб. неустойки. Продавец считает, что по его вине просрочка составила лишь два дня, а остальные пять вызваны обстоятельствами непреодолимой силы — ураган разрушил склад готовой продукции, из-за чего партию пришлось делать заново. Поэтому готов заплатить только 200 000 руб.
Покупатель не согласен с такой оценкой и обратился в суд. Юрист «Рогов и копыт» оценивает шанс того, что дело решится в пользу истца в 20%, в пользу ответчика — в 80%. Считаем методом средневзвешенного.
Величина оценочного обязательства составит:
200 000 руб. * 80% + 700 000 руб. * 20% = 300 000 руб.
Пример 6.
Та же ситуация, но юрист предполагает, что суд может посчитать форс-мажором любое количество дней из пяти спорных и принять решение о присуждении любой суммы неустойки в интервале от 200 000 руб. до 700 000 руб. Считаем методом среднего арифметического.
Величина оценочного обязательства составит:
(200 000 руб. + 700 000 руб.) / 2 = 450 000 руб.
Важно помнить, что оценочное обязательство — это совершенно реальный долг. И ближе к дате погашения о нем становится известно все больше точно определенных фактов. Из-за этого он может стать больше, чем его прошлая оценка в балансе.
Кстати, интернет-бухгалтерия «Моё дело» интегрирована с крупнейшими российскими банками. Поэтому учет операций по поступлению и возврату заёмных средств сопряжен с фактическим поступлением или выплатой денег. И все это — из интерфейса интернет-бухгалтерии. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!
Бухгалтерский баланс: зачем он нужен и как его читать
Бухгалтерский баланс показывает финансовое состояние компании.
Поэтому в первую очередь он нужен собственникам бизнеса и его руководству. Также баланс изучают банки, инвесторы, заказчики и клиенты, чтобы понять, стоит ли сотрудничать с компанией. Баланс требует и государство — организации обязаны сдавать этот финансовый отчет в налоговую инспекцию.
Расскажу, как составляют бухгалтерский баланс, что из него можно узнать о компании, если научиться его читать, и почему он должен «сойтись».
В 2022 с новыми знаниями
Что такое бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс — это форма финансовой отчетности, которая отражает имущественное положение организации. У ИП бухгалтерского баланса нет.
Баланс состоит из двух частей: актива и пассива. Части равны между собой — это главное свойство бухгалтерского баланса. Если актив не равен пассиву, говорят, что «баланс не сошелся».
Актив — это то, чем предприятие владеет: машины, оборудование, земля, товары, деньги, задолженности покупателей и т. д. Пассив — это то, за счет чего компания приобрела активы: уставный капитал, нераспределенная прибыль прошлых лет, задолженность перед поставщиками и подрядчиками, перед работниками по зарплате и т. д.
Любому активу соответствует пассив.
Баланс составляют на определенную дату. Раз в год — на 31 декабря — баланс составляют обязательно. Все данные, которые попадают в баланс с бухгалтерских счетов, — это их остатки.
С 2020 года ФНС ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИРБО). Здесь хранят всю бухгалтерскую отчетность организаций, кроме, например, той, что составляет гостайну.
В ГИРБО по ИНН, ОГРН, адресу или названию организации можно найти бухгалтерскую отчетность, в том числе баланс, начиная с документов за 2019 год. Это может сделать любой человек — ресурс общедоступный. За плату можно получить экземпляр отчетности, которую сдавали в налоговую. Его в ФНС заверят электронной подписью.
Какой бывает бухгалтерский баланс
Баланс бывает годовой и промежуточный. Годовой составляют на 31 декабря отчетного года, промежуточный — на конец квартала, месяца или любую дату.
В налоговую сдают годовой баланс. Промежуточный составляют в управленческих целях, для выплаты дивидендов, подготовки к совету директоров, предоставления банку или инвестору.
При реорганизации или ликвидации компании составляют специальные балансы: разделительный или ликвидационный.
Группа компаний может составлять консолидированный баланс.
Структура баланса
Баланс разделен на две части: актив и пассив. Внутри частей находятся разделы — два в активе и три в пассиве. Они нумеруются сквозным образом.
Внутри разделов — статьи. Каждая статья — это отдельный вид активов или пассивов.
Статьи в активе располагают по степени возрастания ликвидности. То есть чем ниже статья, тем быстрее можно продать этот актив или потратить его иным образом. В пассиве, за исключением раздела III, статьи располагают по срочности погашения.
Каждой статье в балансе соответствует сумма — это оценка актива или пассива. Итог по разделу складывается из сумм по статьям. Итоги по активу и пассиву — из сумм по разделам. Эти итоги — валюта баланса — равны между собой.
Структура бухгалтерского баланса с наиболее типичными статьями
Разделы | Статьи | Разделы | Статьи |
---|---|---|
Актив | I. Внеоборотные активы | Нематериальные активы Основные средства Долгосрочные финансовые вложения |
II. Оборотные активы | Запасы НДС по приобретенным ценностям Дебиторская задолженность Краткосрочные финансовые вложения Денежные средства и денежные эквиваленты | |
Пассив | III. Капитал и резервы | Уставный капитал Добавочный капитал Резервный капитал Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
IV. Долгосрочные обязательства | Долгосрочные заемные средства Долгосрочные оценочные обязательства | |
V. Краткосрочные обязательства | Кредиторская задолженность Доходы будущих периодов Краткосрочные оценочные обязательства |
В каждом разделе баланса есть статьи, из которых можно узнать подробности о составе имущества и обязательств компании. Покажу на примерах.
Активы в балансе
Активы организации — это имущество и права с денежной оценкой. Главное свойство активов — они могут принести компании выгоду. Актив можно:
Так как в этом постановлении нет печи и тестомеса, срок полезного действия компания устанавливает сама. Решили, что это три года. 500 000 Р нужно списать в расходы за три года. Мука и другие продукты — оборотные активы. 50 000 Р в неделю сразу включают в стоимость хлеба.
На самой нижней строке будут высоколиквидные оборотные активы, например деньги. Все внеоборотные активы окажутся в верхних строках — они низколиквидные.
Разберем на примерах, какие бывают внеоборотные активы.
Внеоборотные активы. Статьи в бухгалтерском балансе
Расскажу, какие бывают статьи баланса, какие внеоборотные активы входят в каждую статью и особенности их учета.
Нематериальные активы. Это охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, которые способны приносить экономическую выгоду.Например: разработанные компанией компьютерные программы, защищенные базы данных, ноу-хау, товарные знаки, логотипы компании и товаров, патенты на изобретения, фонограммы и т. д.
В балансе указывают их остаточную стоимость.
Основные средства. Материальные ценности, которые используют в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев. Например, здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства.
Доходные вложения в материальные ценности. Имущество, здания, помещения, оборудование и другие материальные ценности, которые организация за плату сдает в аренду.
Финансовые вложения. Акции, облигации, векселя и другие ценные бумаги, а также процентные займы и доли в других организациях. По данной строке отражают долгосрочные вложения — на срок более года.
Отложенные налоговые активы. Часть отложенного налога на прибыль, на которую нельзя уменьшить налог текущего года, но можно сделать это в следующие годы.
Прочие внеоборотные активы. Прочие активы со сроком использования более 12 месяцев, которые не отразили в предыдущих строках.
К прочим внеоборотным активам могут относиться:
Оборотные активы. Статьи в бухгалтерском балансе
Эти активы объединяет высокая ликвидность и короткий жизненный цикл — менее 12 месяцев. Расскажу, какие бывают статьи баланса, какие оборотные активы входят в каждую статью и особенности их учета.
Запасы. Это материальные ценности, которые организация потребляет или продает в рамках обычной деятельности либо использует иначе в течение периода не более 12 месяцев.
В запасы входят материалы, продукция и товары.
Материалы — это сырье, из которого изготавливают продукцию, комплектующие и полуфабрикаты для продукции. Сюда же относят инструменты, инвентарь и спецодежду, которые используются в процессе производства. А также материалы для управленческих целей: бумага, картриджи для принтеров, канцелярские товары.
Продукция — это конечный результат производства, который компания планирует продавать. Разделяют готовую продукцию, которую можно продавать, и незавершенное производство, которое станет продукцией в будущем.
Товар — любой актив, который покупают для того, чтобы в дальнейшем его перепродать. Так, если компания купила здание под офис и автомобиль, чтобы на нем ездил руководитель, — это основные средства, то есть внеоборотные активы. Но если компания купила здание и автомобиль, чтобы их перепродать, — это товары, то есть оборотные активы, статья «запасы».
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям. Остаток «входного» НДС по поступившим материальным и нематериальным ценностям, выполненным работам, оказанным услугам по состоянию на последнее число отчетного периода. Этот остаток числится до тех пор, пока организация не примет НДС к вычету или не включит НДС в стоимость товаров, работ, услуг.
Дебиторская задолженность. Это долг контрагентов перед организацией. Сюда входит также переплата по налогам и взносам в бюджет, задолженность подотчетных лиц, авансы, выданные поставщикам, долги работников по возмещению ущерба, который они нанесли имуществу компании.
Покажу на примерах по группам должников.
Покупатели и заказчики должны компании деньги, если получили товары или услуги с отсрочкой оплаты или нарушают сроки оплаты по договору. Дебиторская задолженность закрывается после оплаты по договору.
Дебиторская задолженность возникает, например, и тогда, когда компания платит исполнителю по гражданско-правовому договору аванс за еще не выполненную работу.
Сотруднику могут выдать деньги под отчет. Задолженность закроют после того, как работник отчитается о потраченной сумме. Неизрасходованные деньги сотрудник должен вернуть компании.
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов). Акции, облигации, векселя и другие ценные бумаги, а также процентные займы. По данной строке отражают краткосрочные вложения и займы — на срок менее года.
Денежные средства и денежные эквиваленты. Деньги в кассе и в банке, переводы в пути по состоянию на последнюю отчетную дату. Например, сданные инкассаторам деньги, еще не зачисленные на банковский счет.
В кассе могут быть не деньги, а денежные документы. Например, талоны на бензин, по которым можно заправить служебные автомобили. Денежные документы учитывают по тем же правилам, что и наличные, и оценивают по номиналу.
На расчетных счетах у компании безналичные деньги. А для расчетов с иностранными контрагентами может быть валютный счет. В учете валюту пересчитывают в рубли по курсу Центробанка на отчетную дату. Из-за изменений курса одна и та же валюта стоит по-разному в разные даты, и это влияет на финансовый результат деятельности компании.
Денежные эквиваленты — это высоколиквидные финансовые вложения, которые легко продать за заранее известную сумму. Например, депозиты до востребования, которые можно быстро перевести на расчетный счет, или банковские векселя.
Прочие оборотные активы. Прочие активы со сроком использования менее 12 месяцев, не отраженные в предыдущих строках.
Пассивы в балансе
Основные виды пассивов — капитал, резервы и обязательства. Расскажу, что какие пассивы входят в статью и особенности учета.
Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей). Размер уставного капитала и распределение долей указаны в уставе организации. Это первый пассив, который возникает при создании компании. Уставный капитал показывает, сколько участники инвестировали в компанию при ее открытии и сколько они и кредиторы гарантированно получат при ликвидации фирмы.
Собственные акции, выкупленные у акционеров. Обычно акциями акционерного общества владеют акционеры — другие физические или юридические лица. Но общество вправе выкупить собственные акции и держать их у себя. Если такое положение дел сохраняется на 31 декабря, выкупленные акции входят в пассив баланса.
Переоценка внеоборотных активов. Сумма переоценки основных средств и нематериальных активов до текущей восстановительной стоимости.
Добавочный капитал (без переоценки). Добавочный капитал чаще всего формируют участники, когда делают вклады в имущество, оказывают безвозмездную финансовую или имущественную помощь.
Добавочный капитал возникает и тогда, когда активы компании дорожают по объективным обстоятельствам. Другие источники добавочного капитала: переоценка внеоборотных активов, эмиссионный доход и положительные курсовые разницы по вкладам в уставный капитал в иностранной валюте.
Резервный капитал. Остаток резервного фонда, созданного по решению участников организации и не использованного на конец периода.
Резервный капитал — это искусственно выделяемая часть чистой прибыли. Отчисления в резервный капитал означают, что в компании гарантированно остаются активы на эту сумму. Если в будущем компания получит убыток, капитализированная прибыль позволит покрыть или хотя бы уменьшить его за счет продажи других активов.
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Остаток прибыли на конец года, которая не была выплачена в качестве дивидендов (указывается со знаком «плюс»). Если получен убыток, который не был покрыт за счет каких-либо источников, он отражается со знаком «минус».
Обязательства — это долги компании. Эти пассивы показывают, какая часть активов компании обеспечена чужими деньгами. То есть сколько активов придется продать, чтобы погасить долги.
Обязательства обычно делят на заемные средства, кредиторскую задолженность, доходы будущих периодов и оценочные обязательства.
Обязательства в бухучете подразделяют на долгосрочные и краткосрочные. Краткосрочные нужно погасить в срок до года.
Покажу долгосрочные и краткосрочные обязательства на примерах статей баланса, а также какие пассивы входят в статью и особенности учета.
Сначала расскажу про долгосрочные обязательства.
Заемные средства. Долгосрочные кредиты и займы, срок погашения которых свыше 12 месяцев после даты, на которую составляется баланс.
Сумму кредита отражают сразу при получении, а проценты и другие сопутствующие расходы, например консультационные, — равномерно в течение действия договора.
Отложенные налоговые обязательства. Это часть налога на прибыль, которую организация обязана уплатить, но не в текущем году, а в последующих.
Оценочные обязательства. Резервы предстоящих расходов со сроком исполнения свыше 12 месяцев после отчетной даты.
Это обязательства с условной величиной. Например, компания не согласна с ценой работ по акту подрядчика, и сумму долга определит суд. В бухучете дают наиболее достоверную денежную оценку расходов, которые понадобятся для расчетов по этому обязательству.
Прочие обязательства. Долгосрочные обязательства перед поставщиками, полученные авансы со сроком исполнения обязательства свыше 12 месяцев, суммы целевого финансирования, например гранты, полученные на срок свыше 12 месяцев.
Теперь о краткосрочных обязательствах.
Заемные средства. Краткосрочные кредиты и займы, срок погашения которых менее 12 месяцев после даты, на которую составляется баланс.
Кредиторская задолженность. Задолженность перед поставщиками и подрядчиками со сроком погашения менее 12 месяцев, полученные авансы со сроком исполнения обязательства менее 12 месяцев, текущая задолженность по налогам, страховым взносам и сборам, задолженность по зарплате и перед подотчетными лицами.
На примере зарплаты кредиторская задолженность возникает, когда компания уже начислила зарплату, но еще не выплатила ее. Так, при расчетах с работниками за вторую половину месяца задолженность возникает в последний день месяца. Зарплату компания перечислит в определенную дату уже в следующем месяце — например, пятого числа.
Доходы будущих периодов. Субсидии из бюджета, стоимость имущества, полученного безвозмездно не от участников ООО.
Оценочные обязательства. Резервы предстоящих расходов со сроком исполнения менее 12 месяцев после отчетной даты.
Прочие обязательства. Другие краткосрочные обязательства. Например, расчеты по признанным претензиям.
По какой форме составляют баланс
Бухгалтерский баланс, так же как и отчет о финансовых результатах, — это формы бухгалтерской отчетности. Баланс называют Формой № 1, отчет о финансовых результатах — Формой № 2.
Все юрлица, за исключением кредитных организаций и компаний госсектора, составляют бухгалтерский баланс по форме, которую утвердил Минфин. Последний раз ее меняли в 2020 году.
Малые предприятия, которые имеют право применять упрощенные способы бухучета, могут применять упрощенную форму баланса.
В упрощенной форме баланса заполняют показатели только по группам статей, без детализации по статьям.
Как и в какие сроки сдают баланс
С 2021 года бухгалтерскую отчетность сдают только в электронном виде, с электронной подписью. Бухгалтерский баланс сдается в налоговую инспекцию до 31 марта года, следующего за отчетным.
Так, за 2021 год баланс нужно сдать до 31 марта 2022.
Если организация зарегистрирована в период с 1 октября до 31 декабря, то за первый год существования бухгалтерскую отчетность она не сдает. Показатели за этот период включаются в отчетность года, следующего после регистрации.
Так, компанию создали 1 ноября 2021 года. До 31 марта 2022 бухгалтерский баланс сдавать не нужно. Первый отчет за 2022 год компания сдаст в налоговую до 31 марта 2023. В этот же баланс войдут показатели с 1 ноября и декабря 2021.
Как прочитать составленный баланс
Из баланса можно получить сведения об имущественном положении организации, стоимости основных средств и других активов, величине кредитных обязательств и узнать другие показатели ее деятельности.
Важнейший показатель — итог раздела III, это чистые активы (ЧА) компании. Они же — собственный капитал, разница между активами и обязательствами. Чем меньше ЧА, тем хуже себя чувствует бизнес. Если ЧА меньше уставного капитала, его надо уменьшать до размера ЧА или увеличивать ЧА — вносить дополнительные деньги или имущество. Если ЧА будут отрицательными два года подряд, организацию может принудительно ликвидировать налоговая.
Данные о внеоборотных активах, особенно об основных средствах, важны для изучения контрагента. Если он ведет деятельность по строительству, ремонту, перевозкам, у него, скорее всего, должны быть основные средства. Если их нет — повод задуматься.
Также важен размер уставного капитала — это та сумма, в пределах которой организация отвечает по своим обязательствам. Если он минимальный (10 000 Р ) и другого имущества мало, то долг компания может не выплатить и взять с нее будет нечего.
Слишком большие внеоборотные активы при маленьких оборотных тоже должны насторожить. Возможно, компания закупила слишком много основных средств и теперь есть опасность, что их будет не на что содержать.
Важно проверить соотношение между собственным капиталом и задолженностью — кредиторской задолженностью и заемными средствами. Если задолженность значительно больше капитала, финансовая устойчивость компании может оказаться под угрозой.
О платежеспособности организации, то есть способности в срок гасить долги, говорит коэффициент текущей ликвидности. Чтобы его узнать, надо разделить оборотные активы на краткосрочные пассивы. Если полученный коэффициент больше 1, у организации хорошая платежеспособность. Чем этот коэффициент больше, тем она лучше.
Также можно провести «горизонтальное» сравнение: сравнить одни и те же строки баланса на текущую и прошлые отчетные даты. Например, увеличение собственного капитала говорит об устойчивости положения организации. Увеличение стоимости внеоборотных активов — о том, что компания инвестирует в свою деятельность, имеет долгосрочные планы.
Некоторые показатели могут оцениваться двояко. Например, значительный рост дебиторской задолженности может свидетельствовать как о положительных тенденциях — увеличении объема продаж и спроса, так и об отрицательных — увеличении отсрочки платежа, рост числа неплатежеспособных должников.
Для анализа финансового положения организации нужно правильно прочитать строки баланса.
Как расшифровать аббревиатуры
В самом балансе аббревиатур нет. Там указывают наименования показателей полностью и остатки по счетам бухгалтерского учета.
Есть формулы, которые используют для расчета показателей. В формулах используют обозначения: Дт — это дебет счета, Кт — кредит счета. Счета имеют номера от 01 до 99.
Аббревиатуры есть на титульном листе формы № 1. Их значения я привела в таблице.
Как прочитать аббревиатуры на титуле
Аббревиатура в форме | Что указали в бухгалтерском балансе |
---|---|
ОКУД — общероссийский классификатор управленческой документации. Код присваивается официально утвержденным бланкам документа | Для бухгалтерского баланса номер формы по ОКУД 0710001 |
ОКПО — общероссийский классификатор предприятий и организаций. Этот код присваивает каждой организации Росстат сразу после ее государственной регистрации | Код организации, который указан в справке, выданной территориальным органом Росстата. Код можно найти по ИНН организации на сайте ведомства |
ИНН — идентификационный номер налогоплательщика | ИНН, который налоговая инспекция присвоила при регистрации организации |
ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Коды ОКВЭД2 указывают при госрегистрации. Они обозначают виды деятельности, которыми будет заниматься организация | Коды ОКВЭД2 содержатся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, который ведет налоговая инспекция. В балансе указывают код основного вида деятельности |
ОКОПФ — Общероссийский классификатор организационно-правовых форм | Например, для ООО код ОКОПФ — 1 23 00, а для ПАО — 1 22 47 |
ОКФС — Общероссийский классификатор форм собственности | Для частной собственности используется код 16 |
ОКЕИ — Общероссийский классификатор единиц измерения | Баланс составляется в тысячах рублей, код по ОКЕИ — 384 |
Что такое план счетов бухгалтерского учета
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению утвердил Минфин.
План счетов состоит из разделов:
В каждом разделе приведены балансовые счета (номер 01—99 ), на которых ведется бухгалтерский учет. Баланс формируется на основе данных бухгалтерского учета — из остатков по счетам.
Как составляют бухгалтерский баланс
Когда составляют бухгалтерский баланс, берут остатки по всем счетам бухгалтерского учета, на которых числились остатки — сальдо. Чаще всего для этого используют оборотно-сальдовую ведомость. Ведомость должна быть с развернутыми субсчетами, где показываются отдельно дебетовые и кредитовые остатки.
Расчеты с поставщиками ведутся на счете 60. В оборотно-сальдовой ведомости отражается остаток 350 000 − 120 000 = 230 000 Р по кредиту счета 60. Это свернутое сальдо.
В балансе задолженность перед «Продторгом» в 350 000 Р — это кредиторская задолженность, которая отражается в пассиве, а аванс «Агропродукту» в 120 000 Р — это дебиторская задолженность, которая отражается в активе. Поэтому для правильного отражения расчетов нужна оборотно-сальдовая ведомость по счету 60, где дебетовое и кредитовое сальдо показано развернуто.
Все статьи бухгалтерского баланса заполняют на основании остатков по счетам. Дт — дебет счета, Кт — кредит счета. Для показателей остатки суммируют или вычитают. В таблицах — формулы, по которым рассчитывают каждый показатель.
Если вы сформировали баланс в учетной программе и хотите разобраться, откуда взялись суммы, нужно сверить строки баланса с остатками по бухгалтерским счетам в оборотно-сальдовой ведомости.