для чего нужна артикуляционная гимнастика для детей
Консультация логопеда «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»
Казанцева Любовь Александровна
Консультация логопеда «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»
«Для чего нужна Артикуляционная гимнастика?»
Иногда родители думают, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно не заниматься. Однако систематичное выполнение артикуляционныхупражнений позволяет:
— Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
— Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
— Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, у которых снижен тонус мышц щек, губ и языка.
Как же правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?
— Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
— Все упражнения проводятся перед зеркалом.
— Все упражнения проводятся в виде игры. Нельзя принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать его.
— Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.
— Блинчик. Приоткрыть рот, а плоский язык спокойно положить на нижнюю губу и удержать его в таком положении 10 с.
— Печем блины. Исходное положение, как в предыдущем упражнении. Пошлепать язык с двух сторон губами, чтобы получилось „пя-пя-пя. «.
— Вкусное варенье. Облизать широким языком верхнюю губу движением сверху вниз — не менее 10 раз. Рот при этом открыт, нижняя губа не поддерживает язык.
— Маляр – улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно.
— Дудочка. Широкий язык положить на нижней губе, затем свернуть его трубочкой — не менее 10 раз.
— Часики. Движения языком вправо-влево.
— Качели. Движения языком вверх-вниз.
— Иголочка. Узкий напряденный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10-15 сек.
— Лошадка. Звонко поцокать языком о небо.
— Грибок. Широким языком, как присоской, прилипаем к небу. Нижнюю челюсть опускаем вниз, растягивая подъязычную уздечку
Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего она нужна?» Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика:.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика. Варианты игр В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем.
Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?» При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики. Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений III и II групп ребёнка нужно.
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика дома» Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие.
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях» Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной гимнастики ребенка в домашних условиях. Задачи:.
Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика — для чего она нужна?» Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит.
Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей ДОУ по теме: «Артикуляционная гимнастика» b]Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»[/b] Красивая речь – это спорт.
Консультация для родителей «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать?» Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать? Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи.
Стенгазета на тему «Артикуляционная гимнастика». Совместная работа логопеда с детьми Стенгазета на тему: «Артикуляционная гимнастика» изготовлена совместно логопедом и детьми обучающимися на логопункте. Актуальность: Ежедневные.
30 лучших упражнений для развития дикции по мнению логопеда
Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика.
Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей. В каких случаях ее достаточно, а когда требуется более серьезный подход? Какие упражения артикуляционной гимнастики вы можете проводить дома сами?
Рассказывает логопед Олеся Югова.
Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук
Что такое артикуляционная гимнастика?
Дети первых лет жизни очень часто искажают сложные в произношении звуки, потому что их органы речи еще продолжают свое формирование. Практически нет малышей, которые сразу говорят идеально четко.
Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата. Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении. При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге.
Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка. Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.
Виды артикуляционной гимнастики
Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.
Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена. В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.
Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить. Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение. И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.
Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.
Какая гимнастика нужна ребенку
Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык.
Обратите внимание на следующие признаки:
Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.
О приемах пассивной гимнастики лучше узнать у логопеда во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.
Общие принципы артикуляционной гимнастики:
Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.
Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс!
Артикуляционная гимнастика для малыша
Время на чтение: 3 мин
Так хочется, чтобы малыш поскорее стал полноправным собеседником! Чтобы можно было не просто разговаривать с самим собой, обращаясь, разумеется, к крохе, но и слышать ответ. Чтобы малыш заговорил, нужно развивать не только мелкую моторику, связанную с речевыми центрами в головном мозге, но и заниматься артикуляционной гимнастикой. Делать это можно уже с 8–9 месяцев.
Начинаем!
Первое артикуляционное упражнение — развлечение, которое можно предложить малышу в 8–9 месяцев, это игра на дудочке. Купите ему свисток, дуделку или свистульку — и пусть он дует в свое удовольствие. Только учтите, что свисток должен быть максимально безопасным, не содержал мелких предметов, которыми малыш может подавиться. Затем можно начинать развивать дыхание для речи и учиться делать правильные вдохи и выдохи.
В этом тоже помогают игры:
Параллельно с этим можно начинать заниматься и артикуляционной гимнастикой. Естественно, никто не говорит о постановке тех или иных звуков. Речь, скорее, идет об общем развитии артикуляционного аппарата, о его укреплении. И здесь самое главное правило — не заставлять. Вы должны играть с малышом в гимнастику, а не заниматься ею. И еще — прекращать занятие до того момента, когда малышу надоест, иначе больше он к этому не вернется.
Как проводить артикуляционную гимнастику
Упражнения для губ
Какие бывают упражнения?
Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).
Если малышу нравится заниматься, то постепенно можно осваивать более сложные упражнения и даже подарить крохе маленькое зеркальце, чтобы он видел, как работают его губки и язычок. А к логопеду пойдете позже, когда в садик соберетесь, но вам с вашим багажом зарядки для язычка его услуги вряд ли пригодятся.
Первым этапом в развитии речи ребенка являются разнообразные артикуляционно-мимические движения языком, губами, челюстью, которые сопровождаются бормотанием, агуканьем, гулением и лепетом, начиная практически с рождения крохи.
Артикуляционная гимнастика: упражнения, эффективность, сферы применения
Артикуляционная гимнастика – эффективный и доступный способ улучшения дикции и подготовки к исправлению звукопроизношения. Он должен быть в профессиональном багаже любого логопеда. Познакомимся с этой методикой поближе и узнаем, как и где обучиться ее использованию в коррекции речевых нарушений.
Какое место занимает артикуляционная гимнастика в работе логопеда?
Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений для выработки правильных положений и движений артикуляционных органов (губ, языка, мягкого нёба, щек, нижней челюсти). Ее проводят для решения ряда задач:
Артикуляционная гимнастика считается в логопедической практике базовой технологией, которую должен освоить каждый специалист. Она незаменима в процессе профилактики и коррекции звукопроизношения, развития четкой дикции у детей и взрослых. Ее используют для формирования и коррекции звукопроизношения при ринолалии, дислалии, дизартрии, а также для профилактики нарушений в произношении звуков. При коррекции афазии и алалии артикуляционная гимнастика также применяется, но не играет первостепенного значения.
Артикуляционная гимнастика выполняется не только на занятиях у логопеда. Ее можно включать в режимные моменты в детском саду и применять дома. Упражнения в этом случае выполняются под руководством воспитателя или родителей, которые прошли консультацию у специалиста.
Формы проведения артикуляционной гимнастики
Методику используют на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Обычно логопед показывает технику выполнения упражнения, а ребенок повторяет ее перед зеркалом под контролем специалиста.
Особенности использования артикуляционной гимнастики при коррекции разных речевых нарушений
Выбор упражнений и тактика их проведения зависят от типа речевой патологии, например:
Какие упражнения используются в артикуляционной гимнастике?
Упражнения для языка и других артикуляционных органов, которые применяются в логопедии для коррекции речевых нарушений у взрослых и детей, делятся на два типа:
Упражнения выполняются комплексами. Новые артикуляционные позы и движения вводятся только тогда, когда ребенок или взрослый хорошо освоили ранее пройденные и довели их до автоматизма.
Где логопеду научиться использовать артикуляционную гимнастику в своей работе?
АНО «НИИДПО» предлагает логопедам пройти дистанционные* курсы по популярным методикам коррекционной работы, включая и артикуляционную гимнастику. Все программы обучения разработаны экспертами-практиками, регулярно обновляются и дополняются. Для поступления вам не нужно сдавать экзамены и даже приезжать в Москву – все взаимодействие между вами, приемной комиссией и преподавателями осуществляется онлайн и по почте.
► Обучаясь у нас, вы получаете:
У нас есть две программы повышения квалификации по артикуляционной гимнастике. Предлагаем сравнить их, чтобы выбрать ту, которая подойдет именно вам.
Программа
Сроки обучения
Что вы узнаете
Роль артикуляционной гимнастики в коррекционной логопедической работе, в том числе в формировании четкой дикции.
Особенности использования артикуляционной гимнастики при разных нарушениях речи.
Использование традиционных и нетрадиционных форм проведения артикуляционной гимнастики.
Программа включает практикум с обратной связью от преподавателя – запись видеоролика с самостоятельным выполнением статических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики.
Особенности нормального и патологического строения и функционирования артикуляционных органов.
Использование артикуляционной гимнастики в коррекции разных нарушений речи.
Улучшение дикции с использованием артикуляционной гимнастики.
Традиционные и нетрадиционные методики проведения артикуляционной гимнастики.
► По окончании курсов вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Документ подтвердит работодателям и клиентам ваши компетенции в сфере проведения артикуляционной гимнастики.
Решили записаться на курсы для логопедов? Отправьте заявку или позвоните в приемную комиссию, чтобы получить подробную информацию по условиям зачисления и обучения.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
** Также программа включает два модуля, посвященных логопедическому массажу.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, который применяется с целью формирования у детей нормального звукопроизношения, укрепления мышц артикуляционного аппарата, развития силы и подвижности органов, участвующих в речевом процессе. К органам артикуляционного аппарата относятся мышцы глотки, язык, мягкое и твердое небо, губы и щеки, нижняя челюсть, а также зубы. Назначает и проводит артикуляционную гимнастику специалист логопед либо остеопат. Также заниматься с ребенком могут родители в домашних условиях.
Важно! Родители должны четко понимать, что артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат малыша к правильному произношению. Но не заменит комплексное лечение логопеда или остеопата!
Зачем назначают эту гимнастику?
Нарушения в строении перечисленных органов у детей часто обнаруживаются при логопедическом обследовании в ходе выполнения тех или иных движений и обычного разговора. Отклонения могут заметить и родители, если ребенок в определенном возрасте не выговаривает те или иные звуки, глотает окончания, говорит неразборчиво или не говорит вовсе.
Тогда врач назначает курс остеопатических и логопедических занятий, а также рекомендует родителям проводить артикуляционную гимнастику (АГ) дома. Часто ее назначают при наличии симптомов задержки речевого развития ЗРР или задержки психоречевого развития ЗПРР.
Приведем два примера, когда и для каких целей АГ будет эффективна:
Иногда и взрослым может понадобиться артикуляционная гимнастика. Например, при реабилитации в результате инсульта, когда больной утратил способность к воспроизведению привычных звуков.
Каким детям нужна антикуляционная гимнастика?
Первая категория — малыши с правильным, но вялым, невнятным произношением. Таким будет полезна тренировка для более четкой постановки звуков.
Вторая категория — это ребята, которые не точно, не достаточно четко выговаривают звуки, путают их.
Третья категория — дети со сложными речевыми дефектами, которым показаны регулярные занятия с логопедом и остеопатом.
Также родителям можно заниматься с 2-3-летними детками для профилактики речевых нарушений в будущем.
Преимущества выполнения артикуляционной гимнастики (АГ) для ребенка:
Гимнастика для артикуляционных органов имеет много преимуществ только при правильном подходе.
16 методических рекомендаций по проведению гимнастики у детей
Полная поэтапная организация артикуляционной гимнастики детям
Начать нужно с подготовки помещения: проветрить, убрать все лишнее, выключить телевизор, радио. Желательно быть наедине с ребенком. Ничто не должно отвлекать. Далее — рассказать ребенку о предстоящих упражнениях с помощью игровых приемов. В этом могут помочь различные пособия и книги с картинками. При необходимости (а чаще всего это необходимо) — показать, как правильно выполнять движения на личном примере.
Теперь осталось проследить насколько правильно это делает пациент. Взрослый, который проводит АГ, ответственен за контроль и правильность движений. Следить придется за точностью, плавностью, темпом и переходами от одного к другому. Обращать внимание нужно и на симметричность артикуляции. Например, чтобы язык двигался симметрично как в правую, так и в левую стороны. В противном случае, артикуляционная гимнастика может не дать ожидаемого эффекта. По окончанию нужно похвалить ребенка, сказать, что он хорошо со всем справился.
Примеры упражнений
Эти примеры были взяты из методических рекомендаций специалистов по артикуляционной гимнастике. Все упражнения достаточно простые и обычно не вызывают сложностей у детей любого возраста. Артикуляционная гимнастика для детей не должна подбираться произвольно. Необходимо предусматривать только те артикуляционные уклады, которые требуется сформировать.
Все действия должны быть целенаправленные. Здесь более важно не количество движений, а их качество. Комплекс подбирается с учетом конкретных нарушений у ребенка. Все существующие упражнения можно разделить условно на две группы: статические и динамические. Статические направлены на удержание артикуляционной позиции в течение нескольких секунд. Динамические требуют ритмичного повторения движений 5-10 раз.
Примеры статических упражнений:
Цель: научить удерживать губы в улыбке до счета 10. Зубы при этом не должны быть на виду. Улыбаемся с плотно закрытым ртом, по истечению счета «10» прекращаем улыбку.
Цель: проработать навык удерживания языка в спокойном состоянии (расслаблено). Для этого — улыбнуться и приоткрыть рот, язык расположить на нижней губе, удерживая его в таком положении до счета 10. Важно не растягивать губы в сильную улыбку, не допуская напряжения. Следить, чтобы язык не высовывался слишком далеко. Боковые края языка при выполнении должны касаться уголков губ.
Цель: учимся удерживать язык широким, распластанным, расслабив мышцы. Рот приоткрыт, язык расположить на нижней губе. Похлопывая его обеими губами произносить «пя-пя». Потом удерживать его в спокойном положении с открытым ртом на счет 1-5, 5-10.
Цель: укрепление мышц языка. Растягивание подъязычной уздечки. Открыв рот, улыбаемся. Приклеиваем язык к верхнему небу, закрываем/открываем рот не отрывая язык от «потолка». Губы улыбаются. В каждом положении нужно застывать под счет 3-5.
Цель: учимся держать язык в форме чашечки вверху, а также укрепляем мышцы языка. Улыбаемся с приоткрытым ртом, устанавливаем язык в форме чашечки у верхних зубов. Если не получается выполнить — пробуем расположить язык на нижней губе и немного надавить на середину пальцем или шпателем.
Примеры динамических упражнений:
Цель: выработка умения направлять язык к разным углам рта. Схема: широко раскрыт рот, язык медленно передвигается по горизонтали, тянется поочередно то к одному, то к другому уголку рта. Выполнять 4-6 раз в каждую из сторон.
Цель: отработка движений языка вверх для растяжения подъязычной связки. Улыбнуться, открыть рот и движениями вперед-назад «погладить» твердое небо кончиком языка. Проделать 10 раз в каждое направление. Отслеживать, чтобы нижняя челюсть и губы были при этом неподвижными.
Цель: укрепление языковых мышц, растягивание подъязычной связки плюс подъем языка вверх. Для этого улыбаемся, показываем зубы и слегка приоткрываем рот. Присасывать язык к «потолку» (верхнему небу) щелкаем кончиком языка, как будто лошадка цокает копытами. При этом работает лишь язык, нижняя челюсть остается без движения.
Цель: определение места языка при говорении звука «л». Аналогичные движения, как в прошлом упражнении, только беззвучно.
Цель: научить владеть языком, контролировать его. Открываем шире рот, кончиком языка как-бы «чистим» с внутренней стороны верхние зубы, выполняя движения вправо-влево. Губы слегка расплываются в улыбке, верхние и нижние зубы должны быть на виду.
Цель: укрепление мышц языка. Улыбаемся приоткрыв рот, язык поочередно упирается во внутренние стороны щек. Делать под счет 10-15 раз.
Артикуляционная гимнастика по методу Кастилио Моралес
Это комплексная гимнастика, состоящая не только из артикуляционных упражнений, как в примерах выше. Данный подход сочетает в себе дополнительно точечный массаж лица и шеи, а также лечебную гимнастику. Первым делом проводится подготовительный массаж, после этого гимнастические упражнения, а в конце — точечное воздействие на отдельные точки на лице и шее для стимуляции речевых зон и для угнетения гиперсаливации (слюноотделения). С помощью такого ручного воздействия стимулируется тонус мускулатуры, улучшается микроциркуляция.
Комплекс по методу Кастилио Моралес проводит специалист остеопат. Курс состоит из 15-25 сеансов, которые назначают 2-3 раза в год.
Недостатки в произношении отягощают психическое и эмоциональное состояние ребенка, мешают ему полноценно развиваться, общаться со сверстниками. Если не уделять этой проблеме время — ребенок может так и не научиться говорить правильно. Именно для профилактики или для исправления уже существующих проблем с речью и важна артикуляционная гимнастика, занятия с логопедом и остеопатом.