для чего нужна брендированная продукция
Зачем бизнесу мерч: о целях, стоимости и эффективности
Исследование сервиса «Анкетолог» показало, что вещи с корпоративной символикой компаний есть у 56 % опрошенных. Чаще всего это футболки и другие «фанатские» товары, а также продукция благотворительных организаций. Рассказываем, какому бизнесу мерч принесет пользу, как его создать и сколько это стоит.
Мерчем называют брендированную продукцию, которую бизнес выпускает в прямых или косвенных маркетинговых целях. Обычно это канцелярские товары, которые дарят клиентам и партнерам — ручки, блокноты, календари. Также популярны чашки, зонты, футболки, сумки и другая продукция.
Корпоративные товары как инструмент продвижения нужен и микробизнесу, и крупным компаниям.
Как его можно использовать:
Раздать бесплатно. Обычно это делают с помощью промоутеров на публичных мероприятиях, например, если бизнес участвует в выставке или спонсирует некое событие.
Разыграть. Мерч обычно используют в качестве приза в конкурсах для раскрутки фирменных площадок в соцсетях, или дарят сотрудникам, победившим в корпоративных соревнованиях.
Подарить сотрудникам. Из мерча делают приветственный пакет для новичков. Содержание зависит от вида бизнеса и профессии сотрудника. Офисным работникам обычно дарят блокноты и ручки. Тем, кто трудится на улице, пригодится прочная одежда с логотипом бренда. Что-то полезное в быту, например, кружку или зонт, дарят всем.
Подарить партнерам. Это знак внимания и дополнительное напоминание о том, насколько компания ценит своих контрагентов.
Продать. Если вы считаете, что ваш бренд достаточно известный и популярный, можете организовать продажу мерча, например, в интернет-магазине.
Использовать для благотворительности. Можно просто сделать полезный мерч и передать его нуждающимся. Или организовать условный аукцион, привлечь партнеров или клиентов.
Мерч идет на пользу любому бизнесу, если он сделан креативно и со смыслом, а не «потому что у всех есть». Это брендовый носитель, который напоминает о вашей компании клиенту, когда он смотрит на него. Чем полезнее и эстетичнее предмет, тем эффективнее воздействие: пользуясь мерчем, клиент несет ваш бренд в массы, и это очень дешевая реклама.
Мы делаем собственный мерч, хотя его эффективность довольно сложно измерить. Интуитивно мы понимаем, что мерч работает на лояльность и приверженность, стимулирует разговоры о бренде и дарит позитивные эмоции, но точных подсчетов у нас нет.
Малый бизнес может в том числе продавать мерч лояльным клиентам, и тогда это уже не расход, а инвестиция. Можно вовлекать клиентов в процесс его создания, как вариант — устроить конкурс в соцсетях или просто предложить проголосовать за понравившиеся варианты.
Мария Габуния
директор по маркетингу ГК «Альфа-Лизинг»
Зачем бизнесу мерч
Брендированный товар может стать рекламным каналом, информационным поводом для пиара, с его помощью удобно выразить приверженность бренда какой-то идее и даже заработать.
Формирование корпоративного духа
Мерч позитивно влияет на лояльность. Сотрудникам приятно получать от работодателя какие-то полезные для работы мелочи: канцелярские принадлежности, посуду, сумку, зонт.
Ежегодно мы заказываем десятки видов и тысячи единиц сувенирной и печатной продукции. Мерч подходит любому, не только крупному бизнесу. Даже если в компании работают три человека, наличие объединяющего и внутрикорпоративного мерча пойдет на пользу — это элемент принадлежности к бренду.
Внутрикорпоративный мерч для сотрудников должен быть качественным и полезным. По результатам последнего опроса персонала у нас 70 % сотрудников носят корпоративную одежду каждый день и 25 % чуть реже — несколько раз в месяц. Но если бы качество изделий было плохим, мы вряд ли добились этого.
Азалия Максимова
ивент-менеджер хостинг-провайдера и регистратора доменов REG.RU
Дополнительные касания клиента
В маркетинге работает «принцип касаний»: чтобы клиент что-то купил, недостаточно один раз показать ему рекламу. Бизнес должен как-то взаимодействовать с ним. Желательно, чтобы эти «касания» клиента были разными — например, сначала увидел баннер, затем рекламу в интернете, в общественном транспорте. Мерч — это один из способов дотянуться до клиента.
Реклама без раздражения и слепых зон
Рекламу на улице и в интернете мы все чаще не замечаем. Существует феномен баннерной слепоты, несмотря на то, что со временем меняется и дизайн, и типы рекламных баннеров.
Мерч обычно не содержит явных рекламных призывов, явно не бросается в глаза, при этом отличается оригинальностью и стимулирует взаимодействие с брендом.
Рост узнаваемости
По данным исследования Sageworld, 57 % людей запоминают название бренда, размещенного на кружке. В TechnoMarketing Inc. посчитали, что 89 % потребителей могут вспомнить название бизнеса, чей корпоративный мерч они получили в последние два года.
Повышение лояльности и частые контакты
Если мерч сделать полезным и функциональным, люди будут постоянно его использовать. И если чашки уже кажутся слишком распространенным вариантом, то портативные зарядные устройства, контейнеры для обедов точно найдет применение.
Недорогое продвижение
Сделать кружку с логотипом бренда стоит порядка 100 рублей, ручки — еще дешевле.
Чтобы мерч работал, его нужно сделать крутым. Тогда клиент захочет о нем рассказать знакомым, постоянно носить его с собой. Необязательно делать что-то дорогое, главное — придумать что-то необычное, чтобы простой объект мог запомниться и остаться с клиентом.
Мерч должен отражать характер бренда. Например, если компания эко-френдли, то ее мерч стоит сделать из переработанных материалов, так, чтобы его производство не наносило вред окружающей среде.
Мария Габуния
директор по маркетингу ГК «Альфа-Лизинг»
Как создать эффективный мерч
Какого-то особого алгоритма создания популярного мерча нет. Но есть несколько принципов, которые влияют на его восприятие.
Ключевое правило, о котором следует помнить: в основу мерча должны быть заложены концепция и ценности бренда. Мерч – это не просто вещь с логотипом, а продукт с определенным месседжем.
Функциональность
Бесполезный сувенир скорее всего сразу выкинут или уберут подальше. Поэтому брендировать нужно функциональные товары, которые пригодятся будущему владельцу.
Качество
Обычно список идей для мерча ограничен. Но даже такие распространенные варианты, как ручка или календарь, могут выглядеть оригинально, если качественно выполнены и отличаются оригинальной идеей.
Дешевая в исполнении вещь быстро сломается, что скорее будет противоречить той ценности, которая в нее вкладывалась изначально. Клиент останется недоволен, решит, что компания сильно экономит. Но если мерчем можно пользоваться долго, ощущение надежности и качества потребитель постепенно перенесет и на бренд.
Событийность
Производство мерча нередко приурочено к какому-то событию или служит инфоповодом для пиар-активности. Например, бизнес может сделать вещи из переработанных материалов в поддержку экологического движения или присоединиться к проведению мероприятия и создать мерч для его участников.
К заказу мерча нужно подходить критически: оценивать необходимые объемы, поводы для вручения и прочие детали. Просто так заказать 1 000 футболок и раздарить всем прохожим на улице — провальная идея как с точки зрения финансовых затрат, так и с точки зрения попадания в нужную целевую аудиторию.
Стать носителем мерча, а значит логотипа и бренда компании, должна соответствующая аудитория. Распространять рекламу там, где аудитории не интересны ваши продукты — бесполезная трата денег. Вряд ли кому-то захочется, чтобы мерч с логотипом его компании оказался в урне.
Азалия Максимова
ивент-менеджер хостинг-провайдера и регистратора доменов REG.RU
Какому бизнесу пойдет на пользу брендированная продукция
Мерч — это обычные вещи, которыми люди пользуются постоянно. Вы делаете хорошую кружку, блокнот, футболку или другой товар и наносите на них логотип. Или просто используете фирменные цвета и символику, которые ассоциируются с вашим бизнесом. Этого достаточно, чтобы мерч как средство продвижения начал работать.
Массовый мерч нужен бизнесу с массовым маркетингом. Если вы производите кофе и продаете его во всех супермаркетах страны, полезно будет сделать 10 000 кружек и подарить их постоянным покупателям. Но если у вас небольшая кофейня в спальном районе, вряд ли нужно дарить кружки всем посетителям, вложения не окупятся.
Не стоит рассчитывать, что клиенты небольшого микробизнеса быстро раскупят мерч, если вдруг вы решите его продавать — для этого нужна сильная связь с брендом. Футболку с героями из «Симпсонов» купят быстрее, чем футболку с логотипом сети фитнес-клубов.
Сколько стоит создание мерча
Производство мерча состоит из нескольких этапов.
Если партия достаточно большая, заказать брендирование можно у поставщика или сразу договориться о производстве нужного количества мерча с вашим дизайном.
Малому бизнесу не нужно бояться трат на мерч, его можно изготовить за вполне приемлемые суммы. Например, наклейка — это 40 руб. за лист виниловых стикеров. Чехол на смартфон можно изготовить за 90 руб., уже с нанесением нужной картинки. Сумка-шоппер будет стоить 350 руб. с цветным нанесением.
Мария Габуния
директор по маркетингу ГК «Альфа-Лизинг»
Почему брендинг нужен даже малому бизнесу?
Брендинг — один из самых действенных инструментов, при помощи которых бизнес может отстроиться от конкурентов и завоевать доверие потребителя. И я не просто так говорю о последнем. Согласно исследованию Edelman, 81% потребителей считают, что доверие — ключевой фактор при принятии решения о покупке. Более того, потребитель, который доверяет бренду, с большей вероятностью останется преданным и не уйдет к конкуренту.
Стоит отметить, что брендинг это не работа дизайнера, вопреки популярному мнению. После работы дизайнера у вас на руках оказывается гайдбук — презентация с руководством по использованию фирменного стиля, после брендинга — концепт-бук с руководством по использованию бренда.
Большинство брендов, которые хотят запуститься на рынок, не важно в высококонкурентной нише или относительно свободной, чаще всего пропускают создание твердой платформы бренда и переходят сразу к тому, что называют брендингом — логотипу, сайту — соцсетям и продажам. Но брендинг — это как раз то, что отличает хороший бренд от посредственного. Потому как это не просто стратегия развития вашего продукта, это глубокая аналитическая работа, которая позволяет детально понимать нужды потребителя и доносить ценность продукта.
Первое и самое важное — определить проблему потребителя, которую будет решать продукт. Хочу отметить, что не каждый продукт решает какую-то проблему, но любой — нужда потребителя, конкретная и понятная. Даже если мы говорим об индустрии моды, вам нужна не просто любая футболка, а определенного материала, формы, цветовой гаммы и размера, с дизайном или без. На этом этапе я так же отсматриваю тренды, которые в дальнейшем можно будет задействовать.
Определив проблему потребителя, вы поймете масштабы конкуренции. Смешно звучит, но яблоко и чипсы — конкуренты, если смотреть с точки зрения боли потребителя: быстрый перекус. Чаще всего оценка конкурентов основывается на SWOT-анализе и 2×2 матрице (которую активно использовал стив Джобс при первой презентации айфона в 2007 году), но у каждого владельца бренда/маркетолога свои способы оценки конкурентов. В среднем, чтобы понять «масштабы бедствия» и обнаружить то, чем вы будете отличаться и почему проблема до сих пор не решена, стоит проанализировать 3-5 конкурентов.
После этого важно глубоко изучить потребителя, выбрав важные для сегментации параметры. Еще раз отмечу — важные параметры целевой аудитории для вашего продукта. К примеру, возьмем автомобильный бренд Volvo. Отличительная характеристика бренда — безопасность. Кто чаще всего задается вопросом безопасности? Семьи с детьми. И тут никакой роли не играет ни род деятельности, ни пол. А если мы говорим в целом, то аудитория сегментируется по географическим, демографическим, психографическим и поведенческим параметрам. Иногда задействуется пирамида маслоу и профайлинг для еще более глубокой проработки целевой аудитории. Но ваша задача, как владельца бизнеса (а значит и маркетолога в том числе), вычленить самое главное о вашей аудитории, что позволит предоставить уникальный опыт и рассказать о продукте именно то, что нужно, а все, что можно.
Далее формируется ценностное облако языком потребителя или при помощи развернутого пояснения к каждой ценности. Вернемся к Volvo: базовая ценность — безопасность. Почему это важно? Потому что мы несем ответственность за своих детей и близких, нам важно сохранить их целыми и невредимыми по пути из точки А в точку Б. Всегда задавайте себе вопрос «а важно ли это?», чтобы отсеять ненужное и сформировать истинную ценность продукта, а не набор нерелевантных параметров. Более того, стоит учитывать, что одна и та же проблема потребителя звучит по разному на языке владельца бренда и на языке покупателя, поэтому любая характеристика должна быть прописана из положения потребителя.
И только теперь можно переходить к формированию позиционирования. Оно разрабатывается на основании ответов на нижеследующие вопросы:
Регистрация товарного знака для личного бренда: зачем и кому нужна, сколько стоит
Наверное, вы знаете, что личный бренд – это бренд, в котором личность его создателя имеет не второстепенное значение. В сознании клиента продукт в этом случае неразрывно связан с образом человека, который руководит бизнесом. И конечно, будет крайне неприятно, если вашим личным брендом воспользуется кто-то посторонний. Чтобы этого не произошло, нужно защитить свое право владения и зарегистрировать товарный знак. Разбираемся в особенностях процесса.
В дореволюционной России были популярны торговые товарищества «Братья Елисеевы», «Абрикосов и сыновья», «Саввы Морозова сын и Ко». Производитель создавал семейное предприятие, чтобы передать его следующему поколению. В западных странах именной брендинг стал привычной тенденцией – всем нам известны такие мировые бренды, как Chanel, Dior, Maserati, Ferrari, Skoda, Pierre Cardin, Cadbury, Nestle, Procter & Gamble, Johnson & Johnson, Philips, Siemens. Тенденцию подхватили и в России, таким образом появились «Тинькофф», «Коркунов», «Дымов», «Виноградов», «Лаборатория Касперского» и другие.
Чтобы защитить интеллектуальную собственность и избежать ситуации с недобросовестными конкурентами, которые могут заработать на вашей деловой репутации, торговый знак регистрируют через Роспатент. Перед регистрацией продумывают название. Здесь важно учесть некоторые нюансы.
Как выбрать товарный знак
Главное правило товарного знака – он не должен быть похожим ни на один существующий. Минутка юмора: убедитесь, что ни один из ваших друзей из тех, кому вы рассказали о своей идее, не запатентовал ваше название, как это было в американском фильме «Сироп» об имидже и брендинге.
Типы товарных знаков бывают разные. Он может быть словесным (Instagram), графическим (Adidas), комбинированным (Wella: рисунок + название), звуковым (заставка радио «Маяк») и редко обонятельным (запах лимонной травы спа-салона в Австралии).
Чтобы узнать, свободен ли товарный знак, можно воспользоваться сайтом «Линкмарк». Обратите внимание на то, чтобы ваше название не было схожим с другими, и что бренд кроссовок Abibas (как называют свой товар находчивые китайцы), например, может не пройти регистрацию, поскольку имеет четкую отсылку к мировому бренду. Полную проверку можно провести на сайте ФИПС за 360 рублей. Также вы можете обратиться в патентное бюро или юридическую компанию, поскольку тщательную проверку может сделать только специалист Роспатента.
Сейчас для российских заявителей действует правило: подать заявку на регистрацию может только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Поправки в законодательство, которые разрешают регистрировать товарный знак самозанятому, сейчас на стадии рассмотрения в Государственной думе. Часто наши клиенты сталкиваются с тем, что для получения исключительных прав на товарный знак им приходится специально создавать коммерческое общество или приобретать статус ИП.
Вторая особенность – Роспатент как регистрирующий орган не позволяет подавать заявки нескольких заявителей. Например, на три компании одного и того же холдинга. Это касается именно товарных знаков. Запрет едва ли отвечает закону и реалиям рынка и поэтому, вероятно, также скоро будет отменен.
Мы обратились в компанию, которая профессионально занимается регистрацией товарных знаков, с нами работал патентный поверенный. Около 70 тысяч рублей ушло на оплату услуг по разработке логотипа и еще около 70 тысяч – на разработку гайдлайна. Задача поверенного – либо с нуля разработать логотип, либо адаптировать наш под регистрацию, поскольку далеко не каждый ее пройдет. Мы настояли на том, чтобы зарегистрировать «Давим масло», несмотря на то, что в названии присутствует глагол. Наш логотип не подошел, поскольку «цветок жизни» – это сакральный символ. В итоге мы создали новый логотип – семя жизни в форме капли. Сейчас процесс в стадии получения документов.
Чем грозит создание бренда, идентичного уже существующему? Известен случай, когда компания Rolls-Royce Motor Cars подала в суд на рэпера Роберта Дэвиса, который выступал под псевдонимом Rolls Royce Rizzy. Суд признал его виновным в использовании товарного знака в сценическом имени. Исполнитель также продавал футболки и бейсболки со своим псевдонимом. В итоге дело закончилось тем, что рэпера попросили изменить сценическое имя и убрать товары из продажи.
Сумма рассчитывается тремя способами:
У известных людей всегда есть риск, что их имя «украдут». Например, американский футболист Винс Янг решил зарегистрировать свой псевдоним и обнаружил, что он уже занят. Для восстановления своих прав он потратил 2 года и немалую сумму на услуги юристов.
Другой футболист, Джонни Мензел, подал 16 заявок на именные товарные знаки («Johnny Football», «The House That Johnny Built», «Johnny Cleveland» и другие). Он прекрасно понимал, что его имя будет хорошо продаваться, поэтому действовал предусмотрительно.
Случаи из практики
Собственник крупной кондитерской фабрики решил зарегистрировать товарный знак «Овсяночка» для производства печенья. Подобные знаки, как правило, практически невозможно зарегистрировать, потому что, по мнению экспертов патентного ведомства, они указывают на вид товара. Тем не менее, при правильно построенной стратегии защиты и хорошей работе патентного поверенного многие сложные заявки можно успешно провести через жернова экспертизы Роспатента. Мы предложили доверителю дополнить словесный элемент рисунком птицы, поскольку «овсяночка» – это уменьшительно-ласкательная форма от названия мелкой птицы семейства овсянковых. Знак был успешно зарегистрирован и используется клиентом по сей день.
Другой интересный случай был, когда собственник хотел зарегистрировать название «Twiggy» в оригинальном шрифтовом исполнении. Экспертиза Роспатента отказала ему, ссылаясь на то, что знак воспроизводит псевдоним фотомодели Лесли Хорнби, известной как Твигги, в связи с чем у потребителей могут возникнуть ошибочные ассоциации с госпожой Хорнби. Нам пришлось провести социологическое исследование среди покупателей и разработать специальный опросник, в итоге мы выявили, что респонденты ассоциативно не связывают знак с конкретной личностью и воспринимают обозначение как фантазийное слово. Также слово twiggy само по себе является лексемой английского языка и означает «ветвистый», «хрупкий». В итоге Роспатент принял решение о регистрации товарного знака.
Придумать что-то новое очень сложно, потому что все гениальное просто и все уже придумано. Сейчас многие предприниматели изощряются в названиях, чтобы удивить и запомниться клиенту. Хороший пример – это доставка суши «ЕбидоЕби». Когда мы выбираем название для товарного знака, мы проверяем в Instagram, зарегистрирован ли такой ник, а также свободен ли домен для сайта. Однажды к нам обратилась компания, которая занимается дополнительным образованием для детей, с запросом зарегистрировать название «Smart life». Но мы решили, что оно будет мало понятно для этого поколения родителей и не отражает идею проекта. После формирования стратегии компании мы поменяли название на «Нешкольники», тем самым мы хотели привлечь внимание детей к курсам, чтобы они не ассоциировали их со школой и ее обязательствами. Мы разработали сайт с двумя изображениями мальчиков – замкнутым, скучающим и закомплексованным и ярким, веселым и деятельным. Так мы изобразили типичного школьника и «нешкольника». В итоге проект завоевал внимание аудитории и любовь школьников.
Что касается названий и фирменного стиля, сейчас в моде простота, минимализм и креатив. Например, когда мы разрабатывали название для русского ресторана, мы решили остановиться на варианте «Русский». Также сейчас в тренде цифры. Один из наших последних проектов – кофейня, которая поставляет завтраки утром. Мы назвали ее «7:59», чтобы клиент понимал, что рано утром он всегда может прийти туда и позавтракать.
Особенности регистрации разных товарных знаков
В зависимости от того, какой у вас статус на сегодняшний день и в какой нише вы собираетесь развивать свой бренд, нужно учесть некоторые особенности при регистрации.
Если вы предприниматель
Ваш товарный знак станет «якорем» бизнеса. Именно по нему будут идентифицировать ваш продукт, вашу личность. Этот актив со временем станет только дороже, когда вырастет узнаваемость, лояльность покупателей, ваша деловая репутация. В будущем он защитит вас от конкурентов, поможет увеличить стоимость бизнеса, масштабировать франшизу, оптимизировать налогообложение.
Если вы публичный человек
Если ваше имя уже известно в широких кругах, к примеру, вы популярный блогер и задумываетесь о том, чтобы создать свой бренд, то можно использовать ваше имя в брендинге. Публичные люди часто регистрируют свои имена в качестве товарных знаков. Например, в стране действуют такие знаки как «Алла Пугачева» (№213030), «Стас Михайлов» (№534567), «Павел Воля» (№553012). А свой магазин одежды Павел Воля назвал Volyawear.
Спортсменка Алина Кабаева решила зарегистрировать 10 товарных знаков. Свою фамилию она оформила на юридическое лицо, где являлась соучредителем – благотворительный фонд Алины Кабаевой владеет товарным знаком «Кабаева Алина» (№ рег. 440366). Также появились Фонд культуры «АНАСТАСИЯ ВОЛОЧКОВА», который зарегистрировал товарный знак со словесным элементом «Анастасия Волочкова» (№ рег. 270757), «Кира Пластинина» (№349137) – ООО «Кира Пластинина Стиль».
Если у вас вымышленный персонаж
Если вы хотите зарегистрировать героя игровой вселенной, то важно понимать, на какую аудиторию вы будете рассчитывать. Так, Алина Кабаева подавала заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака «Кукла Алина», в СМИ ее назвали русской Барби. Она хотела выпустить подарочную куклу для участников детского фестиваля художественной гимнастики.
Что касается самой куклы «Барби», ее регистрировала компания Mattel Inc, при этом название было образовано от уменьшительного варианта женского имени Барбара. Под этим товарным знаком был выпущен огромный ассортимент продукции: дом и мебель «Барби», мультфильмы, компьютерные игры, одежда, аксессуары, даже автомобиль – спецверсия Fiat 500 розового цвета со стразами.
Если у вас курс или школа
Зачастую торговые знаки в сфере образования называют именем идейного лидера. Например, «Школа Николая Ягодкина». Чтобы защитить интеллектуальную собственность, есть смысл сделать эксклюзивный доступ к сервисам, продумать доступ к урокам. Недобросовестные конкуренты могут предлагать ваш курс по сниженной цене, воровать информацию, поэтому регистрация товарного знака станет вашей страховкой.
Как зарегистрировать товарный знак в России
В нашей стране товарные знаки регистрирует Роспатент. Регистрация может занять до полугода в зависимости от сложности знака и оперативности работы специалиста. Документы нужно подать в Роспатент в г. Москва лично, через «Госуслуги», либо по почте. Два года назад ввели процедуру ускоренной регистрации товарного знака. Весь процесс от подачи заявки до получения охранного документа может занять всего два месяца. Для этого нужно оплатить процедуру ускоренного поиска.
Итак, из каких этапов состоит регистрация:
Интересное видео по теме: «Как построить личный бренд с нуля за 15 шагов»
Сколько стоит регистрация товарного знака
В среднем регистрация бренда сейчас обойдется в 50 – 100 тысяч рублей. Расходы на подачу заявки состоят из пошлин и гонорара поверенного. Размер сумм варьируется в зависимости от количества классов Международной классификации товаров и услуг в заявке. Стоимость госпошлины можно уточнить на сайте Роспатента.
Сейчас госпошлину надо платить тремя частями: за регистрацию заявки на регистрацию товарного знака в одном классе, за проверку на тождество и сходство в одном классе, еще один платеж нужно сделать, когда Роспатент одобрит регистрацию, и 2000 рублей – за выдачу свидетельства о регистрации товарного знака. Повышение класса оплачивается отдельно. Первые два платежа делаются одновременно. Если вы подали заявление на регистрацию, но Роспатент отклонил ее из-за того, что ваш товарный знак идентичен уже известным, госпошлина не возвращается.
Какие именно статьи говорят о ваших правах
Главная статья – это 1484 ГК, п. 3 о правах на товарный знак. Меры ответственности прописаны в статье 1515. В целом институт товарных знаков регулируется Гражданским кодексом, статьей 44 Конституции и рядом международных договоров.
Важный момент – в подпунктах 1 и 2 п.9 ст.1483 ГК РФ указано, что регистрацию не проводят для тех товарных знаков, которые идентичны уже известным.
Какие элементы товарного знака защищает закон об авторском праве? Под защиту попадают элементы личного бренда: фамилия, имя, отчество, псевдоним, прозвища и девизы, названия курсов и школ, названия творческих групп, вымышленные персонажи, хэштеги.
Например, в 2016 г. издательство «Эксмо» подало заявку на регистрацию товарного знака «#яНеБоюсьСказать», когда организовало флешмоб-акцию по проблеме насилия в отношении женщин. Обозначение было зарегистрировано в 16 и 41 классах МКТУ.
Учитывая, что создание личного бренда стало тенденцией нашего времени, в ближайшие несколько лет количество персональных брендов на рынке существенно увеличится. Люди будут идти за товаром к людям, поэтому так важно работать над репутацией и подойти комплексно к процессу регистрации. Ведь хорошие продажи возможны только при наличии грамотно построенного фундамента.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров