для чего нужна букса на колесной паре

Назначение и типы букс вагонов

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Буксы относятся к ходовым частям вагона и предназначаются для:

· соединения колесных пар с рамой тележки или вагона;

· передачи нагрузки от кузова вагона через подшипник на шейку оси колесной пары;

· ограничения поперечного и продольного перемещений колесных пар относительно кузова вагона или тележки при движении вагона;

· размещения подшипника, смазки и смазочных приспособлений и защиты их от загрязнения и обводнения.

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

В соответствии с перечисленным букса должна:

· обладать достаточной прочностью для передачи нагрузки;

· обеспечивать непрерывную подачу необходимого количества смазки к трущимся элементам буксы;

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

· быть достаточно герметичной, чтобы не было утечки смазки и загрязнения внутренней полости песком, пылью, водой и другими посторонними элементами; обеспечивать удобство и легкость монтажа и демонтажа подшипников, а также осмотр деталей буксового узла.

В зависимости от типа вагонабуксы подразделяют на буксы грузовых и пассажирских вагонов, предназначенных для обычных, скоростных и высокоскоростных поездов.

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Буксы вагонов скоростных поездов отличаются от обычных наличием упорного шарикового подшипника, воспринимающего повышенные осевые нагрузки, возникающие при высокой скорости движения до 200 км/ч и более.

По типу подшипниковони делятся на буксы с подшипниками качения и подшипниками скольжения.

Подшипники качения (роликовые) для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной пареПодшипники качения работают преимущественно при трении качения и состоят из двух колец, тел качения, сепаратора, отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. Основным достоинством подшипников качения является то, что в них трение скольжения заменено трением качения; в результате сопротивление в буксе уменьшается в несколько раз; подшипники качения для своей работы требуют значительно меньше смазки, чем подшипники скольжения. Из-за уменьшения трения облегчается трогание подвижного состава с места и уход за ним в эксплуатации.
Подшипники скольжения для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной пареПодшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется вкладыш или втулка из антифрикционного материала (часто используются цветные металлы), и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, который позволяет свободно вращаться валу.

В настоящее время в России практически все вагоны грузового парка и все пассажирские вагоны оборудованы буксами с подшипниками качения. С 1998 г. эксплуатация вагонов с подшипниками скольжения на сети дорог России запрещена.

Требования к буксам

К эксплуатации не допускаются вагоны, у которых буксы имеют следующие основные неисправности:

· перекос, при котором букса соприкасается с осью;

· излом заплечиков для вкладыша или ребер, удерживающих подшипник в нормальном положении;

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

· откол задней стенки паза буксы, если оставшаяся часть стенки не удерживает пылевую шайбу;

· откол или трещину в нижней части буксы;

· трещину в боковой стенке буксы длиной более 100 мм у четырехосных вагонов;

· трещину в боковой стенке меньших размеров, если через нее вытекает осевое масло;

· трещину в потолке буксы;

· излом прилива для валика буксовой крышки.

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паредля чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Запрещается постановка в поезд и следование в нем вагонов, у которых буксовый узел имеет хотя бы одну из следующих неисправностей:

— ослабление болта крепления смотровой или крепительной крышки буксы;

— повышенный нагрев верхней части корпуса буксы.

По всем неисправностям, выявленным по внешним признакам нагрева букс, осмотрщик должен принять решение о ремонте колесной пары. При невозможности установить причину нагрева буксы колесная пара должна быть заменена и направлена в вагонное депо для ремонта.

Рессорное подвешивание

Рессорное подвешивание является одним из важнейших элементов ходовых частей, от которого зависит плавность хода при движении вагона, в особенности при прохождении стыковых соединений и продольных неровностей рельсов, крестовин и др.

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Упругие элементы.Упругие элементы, являясь основной составной частью рессорного подвешивания, смягчают толчки и удары, действующие на движущийся вагон от рельсового пути. Рассмотрим некоторые виды упругих элементов: рессоры, пружины.

Рессоры

Рессоройназывают упругий элемент, собранный из отдельных полос, тарелей или колец.

Листовые рессоры.

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Эти рессоры (а) собраны из нескольких наложенных друг на друга, изогнутых по дуге окружности, постепенно укорачивающихся стальных листов. Посередине листы соединяются шпилькой 4 и прочно насаженным на них (надеваются в горячем состоянии) стальным хомутом 5. Верхний лист 1, называемый коренным, имеет на концах ушки, которыми рессора шарнирно соединяется с рамой или кузовом вагона. Один или два листа 2, прилегающий к коренному листу 1, называется подкоренным, остальные листы 3 называются наборными.

Незамкнутая листовая рессора: а – рессора; б – сечение листов; 1 – коренной лист; 2 – подкоренной лист; 3 – наборные листы; 4 – шпилька; 5 – хомут

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Рессора, состоящая из нескольких рядов листов, обращенных вогнутой стороной одна к другой и соединенных по концам специальными наконечниками, называется эллиптической.

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Эллиптическая рессора Галахова и ее концевые шарниры: 1, 5 – наконечники; 2 – заклепки; 3 – сухарь; 4 – вырез

Трение между листами эллиптических рессор уменьшает амплитуды вынужденных колебаний. Под действием нагрузки происходит выпрямление рессоры. Такие рессоры применяют преимущественно в тележках грузовых вагонов, пассажирских старой постройки и изотермических.

Чтобы верхняя половина рессоры не смещалась относительно нижней в поперечном направлении, в средней части наконечника 5 сделан вырез 4 шириной 40 мм, а в наконечнике 1 – вырез с приклёпанным сухарём 3 такой же ширины. Собирается и разбирается рессора Галахова легко, что удобно при ремонте, установке и перевозке.

В последнее время получают распространение пневматические, резинометаллические, торсионные и другие типы рессор.

Пневматические рессоры, являющиеся наиболее прогрессивными упругими элементами ходовых частей, применяют в тележках пассажирских вагонов скоростных поездов. Основным преимуществом их перед другими типами упругих элементов является способность поддержания положения кузова на определенном уровне относительно головок рельсов независимо от величины нагрузки, что обеспечивается автоматическим регулированием давления воздуха внутри рессоры. Кроме того, они обладают хорошими вибро-и шумогасящими свойствами, что обеспечивает комфорт пассажирам. Пневматические рессоры имеют также меньшую массу.

В рессорном подвешивании вагонов применяются пневматические рессоры баллонного (рис. а), диафрагменного (рис. б) и смешанного (рис. в) типов.

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Рис. Пневматические рессоры:

а – баллонного типа; б – диафрагменного типа; в – смешанного типа;

1 – резинокордная оболочка; 2, 3 – нижняя и верхняя опоры;

4 – узлы соединения с опорами; 5 – патрубок; 6 – кольцо; 7 – корпус; 8 – диафрагма; 9 – рессора; 10 – опора; 11 – трубопровод; 12 – соединительный узел; 13 – надрессорная балка; I – диафрагменная часть; II – баллонная часть

Наиболее широко применяются рессоры диафрагменного типа.

Резиновые и резинометаллические упругие элементы находят применение в тележках, так как они обладают хорошими амортизирующими свойствами, а также способностью гасить вибрационные и звуковые колебания.

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Резиновые рессоры изготовляют с металлическими армировочными пластинами 1 (рис. а), которые прочно скрепляют с резиной 2 ( а) вулканизацией или склеиванием.

Рис. Резиновые рессоры и их силовые характеристики: а – рессора,
работающая на сжатие; б – работающая на сдвиг; в – работающая на сжатие и сдвиг;
г, д – силовые характеристики; 1 – армировочная пластина; 2 – резиновый элемент

На рис. а представлена резиновая рессора сжатия. Такие рессоры используются в тележках вагонов в виде прокладок в буксовом подвешивании и скользунах для гашения высокочастотных колебаний и уменьшения шума, в поглощающих аппаратах пассажирских вагонов.

Резиновые элементы чаще всего используют в тележках отечественных вагонов в виде прокладок в буксовом подвешивании и скользунах для гашения высокочастотных колебаний

Торсионные рессоры применяют в некоторых тележках заграничных вагонов.

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Рис. Торсионная рессора: 1 – торсион; 2 – втулка; 3 – подшипник; 4 – рычаг; L – длина торсиона; а – плечо рычага; f – линейное перемещение конца рычага; Р – нагрузка на торсион; φ – угол поворота рычага

Подобные торсионные устройства применяют в полувагонах отечественной постройки для облегчения поднимания крышек люков после разгрузки кузова (один конец торсиона прикреплен к крышке люка, а другой к рычагу, шарнирно связанному с хребтовой балкой рамы).

Следует отметить, что в отличие от витых пружин торсион испытывает деформацию чистого кручения, поэтому материал торсиона используется лучше, чем у пружины. Однако стоимость изготовления торсиона и устройств для его крепления выше, чем у пружины.

Тарельчатая рессора состоит из набора упругих стальных тарелей, имеющих вид усеченного конуса и соединенных в секции по две, четыре и т.д. штук в каждой. Тарельчатые рессоры в вагоностроении применяют редко.

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Рис. Тарельчатая рессора: а, б – варианты сборки рессоры

Сопротивление деформации у них складывается из упругих сил и сил трения между тарелями.

Как видно из рис. а, б, тарельчатые рессоры состоят из упругих элементов, имеющих вид усечённого конуса с углом подъёма для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре и внутренней высотой для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре, соединённых попарно (рис. 9, а) в секции так, чтобы они соприкасались точно по периметру (внутренняя и наружная кромки совпадают). Возможен и другой вариант сборки рессоры (рис. б), когда тарелки рессоры накладываются одна на другую. В результате действия силы для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре стенки тарелок изгибаются, и угол подъёма для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре уменьшается.

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Кольцевая рессорасостоит из наружных 1 и внутренних 2 стальных колец, опирающихся друг на друга своими конусными поверхностями. Они могут воспринимать большие нагрузки, применяться в рессорном подвешивании тяжеловесных вагонов и ударно-тяговых приборах.

Пружины

Пружина — упругий элемент, изготовленный завивкой.

Пружины широко применяются в вагоностроении, в тележках грузовых и пассажирских вагонов, в ударно-тяговых приборах.

Различают пружины винтовые и спиральные.

Винтовые пружины изготовляют завивкой из прутков стали круглого, квадратного или прямоугольного сечения.

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

В рессорном подвешивании современных вагонов наибольшее распространение получили цилиндрические пружины.

Пружины применяют во всех тележках четырех-, шести- и восьми-осных грузовых вагонов, а также пассажирских и изотермических. Они просты в изготовлении, надежны в работе и хорошо амортизируют вертикальные и горизонтальные толчки и удары. Однако они не могут гасить колебания обрессоренных масс вагона и по­этому применяются только в сочетании с гасителями колебаний.

Гасители колебаний

Гасители применяют для предотвращения чрезмерного нарастания амплитуды колебаний рессорного подвешивания путем создания сил трения, пропорциональных перемещениям.

Применяемые в вагоностроении гасители колебаний по характеру и изменению сил сопротивления делят на фрикционные и гидравлические. Гидравлические и фрикционные гасители колебаний применяются в пассажирских вагонах, фрикционные — только в грузовых.

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Во фрикционных гасителях колебаний сопротивление создается силами трения, возникающими при скольжении трущихся частей.

Фрикционный клиновой гаситель колебаний тележки модели 18-100:
1 – фрикционный клин; 2 – фрикционная планка;

3 – пружины рессорного комплекта;

4 – боковая рама тележки;

5 – надрессорная балка тележки

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Фрикционные планки, приклепанные к центральному проему боковой рамы

Гидравлические гасители колебаний, применяемые в тележках вагонов, обычно выполнены телескопическими поршневыми. Такие гасители удобны в эксплуатации, имеют незначительную массу и обладают рациональной характеристикой.

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

В гидравлических гасителях колебаний вязкая жидкость, находящаяся в корпусе гасителя, под действием поршня перетекает из одной полости в другую через узкие каналы. При прохождении жидкости через дроссельные каналы возникает вязкое трение, в результате чего механическая энергия колебательного движения вагона превращается в тепловую, которая затем рассеивается.

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Не допускаются к постановке в поезда и следованию с ними вагоны, у которых рессоры имеют хотя бы одну из следующих неисправностей:

— излом хомута или листа рессоры или отсутствие хотя бы одной пружины;

— трещины хомута, листа рессоры или пружины;

— сдвиг или перекос эллиптической рессоры, листа эллиптической рессоры, планок и пружин рессорного комплекта;

— смыкание витков пружин; излом или трещина наконечника эллиптической рессоры;

— излом или трещина в надбуксовой пружине, серьге и пружине центрального люлечного подвешивания;

— проседание рессоры, вызывающее перекос кузова или удар

Источник

Буксовые узлы

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Содержание

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Буксы передают через подшипники 3 вертикальные нагрузки Р (от веса подвижного состава) на вращающиеся оси колесных пар, а также для передачи продольных горизонтальных (тяговых F или тормозных В) сил от буксовых шеек 2 колесных пар через раму движущемуся составу. Одновременно буксы (например, через упоры 1) воспринимают и передают на раму боковые усилия У, направляющие движение колесной пары в кривых участках пути. Под буксовым узлом понимают комплект деталей, состоящий из корпуса буксы с крышкой, подшипников, упоров и уплотняющих устройств.

Основной частью букс являются подшипники, в которых вращаются шейки осей. Подшипники могут быть двух типов: трения скольжения и трения качения. Подшипники скольжения просты по устройству, но требуют тщательного ухода в эксплуатации, контроля за наличием смазки и состоянием подбивки (аналогичной моторно-осевым подшипникам) и обладают более высоким сопротивлением движению. Такие подшипники устанавливались только на первых серийных отечественных тепловозах послевоенной постройки: ТЭ1 и ТЭ2.

Все современные тепловозы имеют буксы с роликовыми подшипниками качения. Буксы с подшипниками качения более надежны, не требуют повседневного наблюдения, обладают меньшим сопротивлением движению.

Буксы вагонов

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

На железных дорогах России на вагонах применяется типовая роликовая букса, которая имеет горячую посадку внутреннего кольца цилиндрического роликового подшипника на шейку оси колеса. Внутреннее кольцо нагревается, свободно надевается на шейку оси и после остывания прочно ее охватывает. При втулочной посадке (применяется редко) коническая втулка запрессовывается между шейкой оси и внутренним кольцом подшипника, имеющим коническую внутреннюю поверхность.

В буксах современных вагонов применяются радиальные роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликами двух типов: однорядные с однобортовым внутренним кольцом и однорядные с безбортовым внутренним кольцом и плоским приставным упорным кольцом. В буксах вагонов прежних лет постройки применялись сферические двухрядные роликовые подшипники на втулочной посадке.

На железных дорогах России конические роликовые подшипники как типовые не применяются, т. к. при повреждении одного из двух подшипников или одного ряда двухрядного подшипника происходит их заклинивание, однако эксплуатируется опытная партия т. н. кассетных подшипников с коническими роликами, изготовленных по образцу подшипников, применяемых в США, Японии, Канаде, Швеции. Такой буксовый узел состоит из двухрядного конического роликового подшипника (заправленного смазкой и отрегулированного на заводе-изготовителе по зазорам), встроенного уплотнения, крепительного кольца и полубуксы (адаптера) для передачи нагрузки от рамы тележки на подшипник. Гарантийный срок работы подшипника 6-8 лет. Вышедший из строя подшипник не ремонтируется на вагоноремонтных предприятиях, а отправляется для ремонта на завод-изготовитель и взамен ставится новый кассетный подшипник (запрессовка подшипника на шейке оси).

Современная типовая букса

Современная типовая букса с двумя цилиндрическими роликовыми подшипниками для грузового вагона, используемая на железных дорогах России, имеет торцевое крепление внутреннего кольца подшипника от продольного сдвига на шейке оси корончатой гайкой или приставной тарельчатой шайбой. Буксовый узел в обоих случаях состоит из стального (низколегированная сталь марок 20ФЛ, 20ГЛ) или алюминиевого (сплав марок АМГ6М или 1915Т) корпуса с передним и задним подшипниками, лабиринтного уплотнения, крепительной и смотровой крышек.

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Высокой надежностью и хорошими эксплуатационными качествами отличается букса с дополнительным упорным шарикоподшипником, расположенным между двумя типовыми цилиндрическими подшипниками. Подшипники могут иметь общее внутреннее кольцо на шейке оси или отдельные внутренние кольца.

Корпус буксы пассажирского вагона имеет кронштейны для крепления надбуксового рессорного подвешивания. На кронштейны опираются пружины надбуксового подвешивания. Торцевая часть корпуса буксы, в потолке которого имеется глухое отверстие для термодатчика контроля за температурой нагрева буксы, позволяет устанавливать редукторно-карданный привод подвагонного генератора.

Буксы вагонов скоростных и высокоскоростных поездов

Буксы вагонов скоростных и высокоскоростных поездов отличаются от типовых наличием упорного шарикоподшипника, воспринимающего повышенные осевые нагрузки при скоростях движения до 200-250 км/ч. Роликовые буксы с двумя цилиндрическими подшипниками имеют вагоны поезда «Русская тройка» и скоростного поезда «Аврора» (рис. 6.38). Букса вагонов японского экспресса «Токайдо», курсирующего со скоростями до 250 км/ч, имеет двухрядные цилиндрические и шариковый подшипники, внутренние кольца которых посажены на шейку оси тепловым способом. Наружные кольца цилиндрических роликовых подшипников размещены в корпусе буксы без зазора, а наружное кольцо шарикоподшипников посажено с радиальным зазором 0,5 мм для предотвращения восприятия подшипником радиальных усилий, предусмотрены также две тарельчатые рессоры.

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

На вагонах французского скоростного поезда установлены буксы с односторонним осевым нагружением двух шарикоподшипников, расположенных между цилиндрическими роликовыми подшипниками.

На железных дорогах США колесные пары грузовых вагонов оборудованы бескорпусными буксами с коническими и цилиндрическими роликовыми подшипниками, имеющими общее наружное кольцо, которое одновременно является корпусом буксы. На наружное кольцо надевается седло, на него опирается рама тележки. Существуют роликовые буксы с двухрядным цилиндрическим подшипником, у которого общее наружное и два внутренних кольца и комбинированные лабиринтно-манжетные уплотнения. Торцевая крышка, воротник и опорное седло буксы отлиты из чугуна с шаровидным графитом. Симметричный стальной сепаратор подшипника служит резервуаром для смазки и обеспечивает эффективное смазывание роликов и беговых дорожек.

Буксовые узлы тепловозов

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Вертикальная нагрузка на буксы обычно передается через упругие элементы (пружины) 3 с балансирами 4 или без них (см. рисунок).

Буксы могут соединяться с рамой локомотива или тележки различными путя­ми. Обычно вертикальными пазами своего корпуса букса устанавливается в вертикальные же направляющие (кронштейны) рамы (рис. а). Проем между кронштейнами рамы 2, в который устанавли­вается букса, называется буксовой челюстью. Кронштейны рамы 2 снизу для повышения жесткости скрепляются так называемой буксовой стрункой 5. Букса в челюсти имеет возможность перемещения по вертикали. Челюстные буксы широко применялись в тепловозостроении.

Однако им свойствен ряд недостат­ков. Сочленение корпуса буксы с буксовыми направляющими работает в условиях трения скольжения и сильно изнашивается. Износ приво­дит к увеличению свободных про­ дольных и поперечных перемещений (разбегов) колесных пар относитель­но рамы. Такая «свобода» приводит к повышенному вилянию колесных пар в рельсовой колее и ухудшает условия движения тепловоза. Силы трения между направляющими и кор­пусом буксы затрудняют вертикальные перемещения буксы (например, при прохождении неровностей пути) и делают движение тепловоза менее плавным.

Поэтому в последнее время применяются на тепловозах поводковые (бесчелюстные) буксы, которые связаны с рамой шарнирными поводками 6 (рис. 6) и могут перемещаться не только по вертикали, но и несколько поворачиваться относительно своей оси за счет упру­гости шарниров. При этом из соединения буксы с рамой устраняются трущиеся поверхности и необходи­мость их смазки.

Условия работы букс и их подшипников на современных тепловозах весьма сложны. Буксы передают большие статические нагрузки от верхнего строения тепловоза (до 100—120 кН на буксу). Эти нагрузки при движении локомотива возрастают еще на 30—50 % из-за колебаний, центробежных сил в кривых и ударов на стыках рельсов.

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Условия работы подшипников в буксе зависят от способа передачи нагрузки на буксу. При верхнем центральном («точечном») нагружении (а), когда балансиры подвешивания опираются непосредственно на корпус 2 буксы, нагрузка между роликами подшипника 1 распределяется очень неравномерно. Передача нагрузки от балансиров на корпус сверху в двух точках при помощи промежуточной арки 3 (6) способствует более равномерному распределению на-грузки между роликами. Арочное нагружение буксы поэтому увеличивает долговечность ее подшипников. Еще более равномерное распределение нагрузки достигается при нижней передаче нагрузки.

Буксовый узел работает в неблагоприятных атмосферных условиях: его окружает запыленная в сухую погоду и заснеженная или влажная (при осадках) среда с большим диапазоном колебаний температуры окружающего воздуха.

Условия работы предъявляют высокие требования к буксовым узлам тепловозов. Они должны быть надежными в эксплуатации, экономичными в изготовлении, текущем обслуживании и ремонте.

От состояния букс во многом зависит безопасность движения, поэтому любая букса должна быть удобной в обслуживании и ремонте, допускать возможность легкой смены и восстановления деталей без больших затрат.

Букса тепловоза ТЭЗ

Букса тепловоза ТЭЗ в течение длительного периода была наиболее распространенной на тепловозах СССР. Эта конструкция применялась на тепловозах ТЭЗ, ТЭ7, ТЭМ1, ТГМ3.

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Букса состоит из литого корпуса 3, в цилиндрическую расточку которого вставлены два подшипника 4 и 7 с цилиндрическими роликами. Наружный диаметр подшипников 320 мм, внутренний 160 мм, ширина кольца 108 мм. Расчетная долговечность подшипников соответствует пробегу около 4 млн. км. Для размещения подшипников на длине шейки оси между ними установлены дистанционные кольца 5 и 6. Подшипники стянуты гайкой 10, навертываемой по резьбе на концевой части оси. Гайка стопорится шайбой 9. Корпус буксы со стороны колеса защищен лабиринтным уплотнением 1 в задней крышке 2, а с наружной стороны закрыт крышкой 8.

Цилиндрические роликовые подшипники, передающие радиальную (вертикальную и продольную горизонтальную) нагрузку, не воспринимают осевых (поперечных) усилий. Торцовая шайба 9 наружного подшипника, прижатая гайкой 10, не рассчитана на передачу поперечных нагрузок, она служит лишь для предотвращения возможности сползания буксы с шейки оси.

Боковые усилия в конструкции воспринимаются осевым упором скольжения 11, укрепленным в перед-ней крышке 8. Торцовая поверхность упора армирована бронзой и смазывается маслом, которое подается фитилем 12 из масляной ванны корпуса буксы. При движении в кривом участке пути ось колесной пары перемещается в корпусе буксы (подшипники этому не препятствуют) до соприкосновения торца шейки с упором. Через упор боковое направляющее усилие, воспринимаемое гребнем колеса от рельса, передается на корпус буксы и от него на раму тележки, что приводит ее к повороту.

В буксах средних осей тележек упоры жестко укреплены в крышках букс. На буксах крайних осей упоры упругие. В этой конструкции в крышку корпуса буксы установлен корпус упругого упора, представляющий собой цилиндрический стакан, в который вставлена винтовая пружина с первоначальной затяжкой 8 кН.

Вопросы надежной смазки подшипников и упоров вызывают много затруднений при проектировании и эксплуатации букс. Важнейшим пре-имуществом подшипников качения является возможность работы на консистентной смазке, которая позволяет длительное время обходиться без осмотра подшипников. Однако наличие торцового упора скольжения требует менее вязкой смазки, которая может подаваться фитилем.

Поэтому на первых тепловозах корпус буксы заполнялся жидкой смазкой — автотракторным маслом. Это было большим недостатком букс, так как вследствие утечек через уплотнения требовалось частое пополнение масла и наблюдение за его наличием. Поэтому позднее был осуществлен переход на консистентную смазку подшипников. В корпусе буксы была предусмотрена перегородка (см. рис.), отделяющая масляную ванну осевого упора от полости роликовых подшипников во избежание смешивания смазок.

Передача нагрузки в буксе верхняя центральная (точечная); балансиры опираются на полуцилиндрические сменные стальные опоры, вставленные в отверстия в корпусе.

Букса тепловозов 2ТЭ10Л и ТЭМ2

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Букса тепловозов 2ТЭ10Л и ТЭМ2 разработана на основе учета недостатков букс тепловоза ТЭЗ. В ней применена передача нагрузки на корпус 6 сверху через арку 10, в которую вставлены опоры 9 балансиров. Благодаря уменьшению напряженности подшипников при арочном нагружении по сравнению с буксой ТЭЗ оказалось возможным использовать в буксе подшипники меньших размеров (наружный диаметр 290 мм против 320 мм на ТЭЗ, ширина кольца 80 мм вместо 108 мм). Это позволило значительно уменьшить габариты и вес буксы.

В основном конструкция буксы 2ТЭ10Л аналогична буксе ТЭЗ. В переднюю крышку 4 вварена диафрагма 5 с отбуртовкой, разделяющая полость подшипников и полость упора и препятствующая смешиванию смазок. Консистентная смазка заправляется в полость подшипников при сборке буксы в количестве 1,5 кг. Для пополнения смазки служит отверстие, закрываемое пробкой 24. Масляная ванна для фитиля осевого упора заполняется дизельным маслом (80 г) через отверстие, закрываемое пробкой 23. В отличие от буксы ТЭЗ фитиль 15 осевого упора укреплен на пластинчатой пружине 16 и постоянно прижат к торцу оси.

Сборка буксы и ее монтаж на колесной паре

Сборка буксы и ее монтаж на колесной паре осуществляются в следующей последовательности. К корпусу 6 буксы болтами через планку 12 крепится задняя крышка 11. В корпус устанавливаются два роликоподшипника 22 (без внутренних колец) и дистанционное кольцо 8 между ними. На шейку оси последовательно в горячем состоянии с натягом (в упор друг к другу) насаживают: лабиринтное кольцо 13 и два внутренних кольца подшипников. Расстояние между ними устанавливается дистанционным кольцом 7, все эти детали фиксируются на шейке стопорным кольцом 14. Затем на шейку ставят ранее собранный корпус буксы с подшипниками. На нем последовательно укрепляются передняя крышка 4 с регулировочной прокладкой 3, осевой упор 2 с пружиной 16 и фитилем 15, корпус 1 с пружиной упора 17 (предварительная затяжка до 16 кН). На тепловозах ТЭМ2 применяются буксы с меньшей за-тяжкой упоров.

Для установки буксы в челюсти рамы тележки корпус имеет плоские боковые поверхности, которые служат для передачи продольных нагрузок и усиливаются боковыми наличниками 21, и упорные бурты для передачи поперечных нагрузок, усиливаемые лобовыми наличниками 20. Наличники изготавливаются из марганцовистой стали 60Г, привариваются к корпусу электрозаклепками и прерывистым швом по контуру.

Для уменьшения трения в наличниках к ним подается смазка (осевое масло) из двух карманов 19 с помощью фитилей, проходящих в корпусе буксы. В карманы, закрываемые крышками 18, заправляется по 450 г масла.

Большое значение для надежной работы экипажной части имеет правильная установка и регулирование разбегов колесных пар относительно рам тележек, особенно при челюстных буксах. Возможность продольного разбега колесной пары относительно рамы ограничивается суммарной величиной зазоров В (рис.) между боковыми наличниками корпуса буксы и наличниками буксовых челюстей рамы тележки. Эта величина по чертежам лежит в пределах 0,58—1,78 мм и не должна превышать 5 мм в эксплуатации во избежание заметных перекосов оси в тележке.

Суммарный поперечный разбег оси П, в значительной степени определяющий ходовые качества локомотива и его воздействие на путь, складывается из свободного С и упругого У разбегов, т. е. П = С+У. Свободный разбег колесной пары С представляет сумму зазоров А между лобовыми наличниками левой и правой букс и наличниками рамы тележки и зазоров Б между торцами осей и осевыми упорами обеих букс, т. е. С = Алев+Аправ +Блев+Бправ.

Для тепловозов 2ТЭ10Л и ТЭЗ свободный разбег установлен для крайних колесных пар Скр = 3+1 мм. для средних Сср = 28+1 мм. Величина свободного поперечного разбега устанавливается и регулируется за счет прокладок 3 между передней крышкой 4 и фланцем осевого упора 2.

Упругий разбег колесных пар представляет сумму допустимых прогибов Г (см. рис.) пружин осевых упоров, т. е. У= Глев+Гправ. Упругий разбег крайних колесных пар составляет Г=11 мм на сторону или У = 22 мм. Этот разбег в процессе эксплуатации не регулируется. Таким образом, величина суммарного разбега для крайних колесных пар составляет П = С + У=25..26 мм. Для средних колесных пар У = 0 и П = С = 28..29 мм.

Поводковые (бесчелюстные) буксы.

для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть фото для чего нужна букса на колесной паре. Смотреть картинку для чего нужна букса на колесной паре. Картинка про для чего нужна букса на колесной паре. Фото для чего нужна букса на колесной паре

Они применены на тепловозах 2ТЭ10В, 2ТЭ116, ТЭП60 и др. Такие буксы полностью исключают трение скольжения в узле. Корпус 4 поводковой буксы тепловоза имеет своеобразную форму: у него нет боковых направляющих плоскостей. Корпус имеет две пары клиновидных вырезов для соединения с валиками резинометаллических втулок поводков 20. Поводки также при помощи таких втулок присоединяются к раме тележки. Такая подвеска буксы дает ей возможность упругого перемещения относительно рамы в вертикальном и поперечном направлениях. Корпус имеет два опорных кронштейна для пружин рессорного подвешивания. Сам корпус в этом случае играет роль балансира. К передней крышке 9 корпуса приварен кронштейн 10 для крепления фрикционного амортизатора.

В бесчелюстной буксе отсутствует упор скольжения: он заменен упорным шарикоподшипником 11, установленным между торцом оси и упором 13 амортизатора 14. В связи с этим отпала необходимость двух видов смазки. Букса заполняется консистентной смазкой и не требует ее замены до текущего ремонта ТРЗ

См. также

Литература

Тепловозы: Основы теории и конструкция: Учеб, для техникумов/В. Д. Кузьмич, И. П. Бородулин, Э. А. Пахомов и др.; Под ред. В. Д. Кузьмича,—2-е изд., перераб. и доп—М.: Транспорт, 1991.—352 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *