для чего нужна чаша турка
Чаши для кальяна. Основы
Доброго денёчка! Сначала кратко по основному в виде списка, а потом уже более детально. Погнали!
— Хорошие чаши — глиняные чаши. Силикон — приемлемо. Дешёвая керамика, металл, стекло — плохо;
— У чаш разная вместимость, следовательно, разный расход табака и разное время курения;
— Разные формы чаш влияют на процесс курения, жаростойкость, вкусопередачу и крепость;
— Чашу всегда можно сделать самому фруктов и овощей, но стоит ли?
Без углубления в детали особо ничего и не скажешь, да. Теперь давай разбираться.
Материал
Чаша для кальяна нужна для того, чтобы вмещать в себя табак. Однако этим её необходимые свойства не ограничиваются. Хорошая чаша должна принимать и удерживать ту температуру, которую ты сам хочешь. Это свойство мы с тобой и рассмотрим поподробнее.
Глина — самый стабильный и удовлетворительный на данный момент материал. Хорошая вкусопередача, стабильная температура, невысокая (почти всегда) цена и простота в работе — это всё про неё. Глину ещё можно обжигать и подвергать молочению, что делает её более устойчивой к впитыванию табака. Для многих производителей это уже как стандарт. У глины есть поры, и в них скапливается сироп. Через какое-то время чаша может начать «течь»: это когда при прогреве чаши из нее выделяется сироп. Я советую тебе не обращать на это особого внимания, пока сироп не вызывает дискомфорт. Если всё плохо — лучше купить новую чашу. Да, можно прожигать, но это нужно делать на свежем воздухе (потому что вонять будет ну очень сильно), да и чаша может треснуть. Однако при успешном исходе весь сироп просто выйдет и кури себе дальше.
Бывает обычная глина и с глазурью — глазурированная. Глазурью может быть покрыта как вся чаша, так и только то место, куда нужно накладывать табак. С глазурью работать не то чтобы сложнее, просто не так комфортно. Глазурь не так снисходительна к перегреву, её сложнее реанимировать, однако она не впитывает сироп и в некоторых забивках выигрывает у обычной глины.
Силикон. Чаши из него очень сложно перегреть, поэтому для новичков они — идеальный выбор. Силиконовые чаши больше подходят для лёгких табаков, что немного ограничивает круг их использования. Мне лично силиконки вообще не нравятся — очень трудно курить на перегреве, а в табаке, у которого крепость средняя и выше, смысла вообще нет.
«Всё остальное» — это металл, стекло, камень, дерево и другие материалы. Не такие стабильные при курении, вкусопередача ниже среднего. Да, не спорю, есть и крутые чаши из стекла и из металла, но это исключения. Такие чаши относятся к декору, и они не про комфортное курение.
Форма и размер
Под размером я понимаю вместимость, или расход, называй, как нравится. Есть совсем маленькие чаши, в которые вмещается 5-8 гр табака — они рассчитаны на соло-покуры. Минут 30 вкусно покурить какой-нибудь танж или вто — это про них. Огромные вёдра по 30+гр тоже имеют место быть, однако табак с углём будет улетать на раз-два.
К сожалению, и стандартную вместимость я тебе сказать не могу, так как она для каждого своя. Мне, например, для одного покура хватает 18-20 гр табака. Меньше маловато, а на больше трёх углей не хватит, нужно греть ещё, а это отвлекаться, ходить туда-сюда… Лень, короче. Моей чаши мне хватает на час, +- 10-15 минут, чаще +.
Переходим к формам:
Фанел
Пробегусь мельком, так как про эту чашу можно писать и писать, что я, собственно, и сделаю. В двух словах, фанел — это чаша с отверстием. Отверстие распологается в центре, и выполнено в виде «вулкана». Табак укладывается вокруг этого вулкана. Также есть версия с отверстием в виде воронки, такая чаша называется олд скул фанел (old school phunnel), используется так же редко, как и продаётся в магазинах. Своего рода предок фанела.
— Сироп из табака (почти) не стекает в колбу, а хранится в чаше и испаряется полностью. Это влияет как на качество курения, так и на внешний вид твоего кальяна;
— Очень много форм, вариантов и материалов исполнения: есть версии на 8-10 гр, есть на 20+, глазурь или глина, длинная или короткая ножка, обычный вулкан или с прорезями, силиконовая, стеклянная, и ещё около сотни;
— Идеально подходит для «жидких» табаков а-ля Daily Hookah, Fumari и т.д.
Недостатки:
— Вулкан без прорезей может испортить тягу, поэтому в забивке на фанеле не всё так просто, но поправимо;
— Если куришь на калауде, табак поначалу будет прилипать, пока не привыкнешь к чаше, что не сильно приятно. Как минимум тяжело отмыть, а как максимум — легко словить перегрев;
— Тонкие стенки позволяют играться с жаром, но и жар контролировать нужно более усердно.
Турка
Некий стандарт, эталон чаши для кальяна. Правда, это было лет так 6 назад. Сейчас турка — это всё та же крутая чаша, с хорошей вкусопередачей и неплохим удержанием уровня жара, однако есть варианты как посовременнее, так и практичнее и банально интереснее. Данная и последующие чаши — прямоточные, т.е. с несколькими отверстиями на дне. Табак укладывается сверху них, чтобы воздух проходил непосредственно через всю смесь. Это даёт как вариативность забивки, так и небольшие недостатки, но о них чуть позже.
Расход и толщина стен разнятся от производителя к производителю, поэтому что-то конкретное сказать не могу. Я пользуюсь туркой от компании Don, по курению полностью устраивает. Облезла, правда, немного, но это ни на что не влияет, кроме внешнего вида.
Преимущества турки:
— Разные варианты забивок позволяют более точно передать то, что ты хочешь от кальяна;
— Маленькая, комфортная в работе. Именно с этой чаши многие начинали знакомство с кальянной индустрией, в том числе и я;
— Для меня турка с фольгой — это классика. Эмоции при курении совсем другие. Может, потому, что я раньше так делал, однако от настроения тоже многое зависит, а турка создаёт очень крутую атмосферу. Субьективно, но факт.
Недостатки:
— И всё же эта чаша на любителя. Я не знаю, как это объяснить, на ней просто нужно покурить пару раз, и ты сам всё поймёшь;
— Один недостаток на все следующие чаши — через отверстия на дне чаши стекает сироп, а вместе с ним уходит как вкус и дым, так в некоторых случаях и крепость (жидкий никотин, привет);
— Нужно выбирать турку, прошедшую процесс молочения, иначе она тебя недолго будет радовать, увы.
«Улучшенная» форма (упг = upg = upgrade form) чаши сделана из белой, фаянсовой глины. Делают её, кстати, в Питере. Хотя, кого этим сейчас удивишь, большое количество чаш, табака, кальянов и прочего делается в России. Используется, в основном, здесь же. Наверное, это связано с нашим менталитетом курения, желанием получить много за мало, вот спрос и рождает предложение… Так, я отвлёкся, сори. Что в ней интересного? Во-первых, она белая. Во-вторых, у неё 3 формы: малая, большая и фанел. Тонкие стенки, маленькие отверстия, иии… всё.
Преимущества упг:
— Эту чашу любят многие за счёт её курительных свойств, и они у неё совсем неплохие;
— 3 формы для искушённого потребителя, необычный белый цвет, который определяет эту чашу и выделяет среди прочих;
— Маленькие отверстия не позволяют большому количеству сиропа вытекать в колбу.
Недостатки:
— Один цвет, 3 формы — и это всё. Конечно, если ты хочешь оригинал;
— Куча подделок, которые нужно определять, искать надписи (которых на 2 из 3 чаш нет — малой упг и фанеле) и т.д.;
— Мне она не нравится. Опять же субъективно, но белый цвет, который через 10 покуров внутри будет почти весь чёрный и наличие всего лишь трех форм быстро надоедают. На рынке есть масса более привлекательных предложений. Тем не менее это не делает её плохой — она очень крутая.
Убивашка (evil)
Преимущества убивашки:
— Для любителей покрепче такая чаша мастхев, вкупе с отличными свойствами при курении она достойна стоять на твоей полке;
— Много разных вариантов исполнения: сравни, например, чаши от Smokelab и Solaris/ST. Они заметно отличаются, однако и та, и та — убивашка;
— Убивашка — моя любимая чаша практически в любом исполнении. Может, я просто к ней уже привык, однако для меня она топ.
Недостатки:
— На убивашке лучше не курить табаки, которые боятся перегрева. Жара в ней будет много, и спалить тот же щербет не составит особого труда;
— Небольшая вариативность забивки: да, ты можешь делать колодец, или бить оверпаком, но зачем? Для этого есть другие чаши. На убивашке — пушисто, отступ или лёгкое касание, 5-6 минут под колпаком на 3 25-х углях я считаю оптимальным вариантом;
— Не всем в покуре нужна крепость, а на этой чаше даже адалия покажется тебе среднячком (если правильно забьёшь). Это, в принципе, как плюс в плане экономии, так и минус.
Силикон
На данный момент — ооочень спорная чаша. Перейдем сразу к плюсам и минусам:
Преимущества силикона:
— Чаша «для новичков» — прощает много ошибок, забивай что хочешь и как хочешь — куриться будет примерно одинаково. Перегреть трудно, если только забудешь про неё минут на 10-15;
— Силикону не нужен уплотнитель — он сам как уплотнитель. Разбить силикон практически невозможно, особенно случайно;
— Несколько форм, в некоторых присутствует специальный «паз» под калауд. Да и вообще с ней всё очень просто, если ты не искушённый куритель. Кинул табак, закрепил калауд, кинул угли, 5 минут — кальян готов.
Недостатки:
— Силикон — не самый полезный материал, и при курении могут испаряться красители и остальные неприятные химические элементы. Также центр чаши со временем трескается и крошится. Лучше сразу выкинь, с этим уже ничего не сделать;
— Так как силикон особо не нагревается, зачастую нижние слои табака не получают достаточно жара, а о каком-то контролируемом перегреве, крепости, сверхъестественной вкусопередаче и т.д. говорить не приходится;
— Из-за пункта выше в кальянном комьюнити можно встретить много хейта в свой адрес, если ты бьешь кальян на силиконе. Мол, ненастоящий ты кальянщик, раз не умеешь контролировать жар на глине, и вся остальная чушь. Можешь не обращать на это внимания, и бить, как нравится, однако такое поведение имеет место быть, что неприятно.
P.S.: Лично я силиконом не пользуюсь, так как он не может мне дать то, что я хочу получить от кальяна. Легкая забивка, дымок со вкусом — пожалуйста, но не больше, увы. Может, руки у меня кривые, кто знает.
P.P.S. :Чаши из стекла, камня и других материалов не стоят твоего внимания, так как их либо не продают в России, либо они ужасного качества. Чаще и то, и то.
Чаша из фруктов
Преимущества чаши на фрукте
— Вместимость регулируешь ты сам: если куришь один — делаешь маленькое отверстие, если в компании, то и отверстие будет больше;
— Эстетика — в заведениях кальяны на фруктах стоят значительно больше, чем кальяны на чаше. Грейпфрут в моём магазине стоит рублей 40-50, где ты найдешь такую дешевую, необычную и зачастую уникальную, хоть и одноразовую, чашу?;
— Кальян можно сделать даже на розе — например, своей девушке, или дополнить кислый микс чашей из лимона.
Недостатки:
— Кальян на фрукте, овоще, цветке требует умения это делать. Хоть там ничего сложного и нет, дело это затратное по времени, «грязное» и ошибок не прощает;
— После часа курения курения на том же грейпфруте будешь чувствовать запеченный грейпфрут, а этот аромат перебьёт любой вкус табака, которому и без того будет плохо;
— Крепость, перегрев, миксология — это не сюда. Сок, выделяемый фруктом, смешивается с сиропом твоей смеси, разбавляя её, а также остужая табак;
— Для комфортного курения на большом фрукте нужно много табака и, как минимум, 4 угля. А если у тебя нет калауда — то ещё и помучаешься с фольгой.
Топ-5 чаш для дома
Топ-5 чаш, которые я советую к приобретению для дома:
5 место: Силикон. Кто бы что не говорил, это хорошая чаша, особенно для новичков. При покупке обрати внимание на цену и запах от чаши: силикон за 200 рублей, или с отвратительным запахом, скорее всего, ничего хорошего тебе не принесет;
4 место: Kong Turkish — хорошая турка с относительно небольшим расходом, отлично подходит для перехода с силикона на глину;
3 место: Smokelab Mummy — один из лучших фанелов на рынке с отличным, по моему мнению, расходу. Вкусопередача на уровне, контроль жара несложный;
2 место: Solaris (модели отличаются лишь внешне) — убивашка от solaris, при желании можешь взять ST, они практически одинаковые;
1 место: Telamon Harmony Glaze — один из лучших фанелов на рынке. Место под табак глазурировано — сироп никуда не денется. Ну да, с глазурью не все привыкли работать, но это дело опыта. Данная чаша достаточно универсальна, требовательна лишь к контролю жара.
Вот такая основная, я бы даже сказал, базовая информация по чашам должна быть хотя бы знакома любящим кальян людям. Если что-то упустил — напиши об этом в комментариях. Надеюсь, мой пост поможет тебе в выборе своей чаши. И помни: одна чаша — хорошо, а много — лучше.
О чашах для кальяна: виды, влияние на крепость и вкусопередачу
Разнообразие чаш для кальяна поражает и ставит тебя перед сложным выбором: от простых глиняных чаш с неаккуратной обработкой, сделанных неизвестным мастером в далёкой Турции, до продуктов от известных производителей и штучных произведений искусства. Они различаются по форме, объёму, размеру, строению и из всех них нужно что-то выбрать. Давай разбираться.
Глобально все чаши можно разделить на два типа: прямоточные и фанелы. В прямоточных чашах отверстия располагаются на дне, таким образом при курении горячий воздух проходит через всю массу табака, нагревая его и вытягивая всё, что ты так хочешь получить: аромку и никотин. Фанелы отличаются наличием одного единственного отверстия в центре, которое, если не брать old school, окружено колодцем, возвышающимся над дном чаши. При курении горячий воздух устремляется именно в него, подхватывая уже испарившийся никотин и аромку. Очевидно, что всё немного сложнее и потоки воздуха всё равно проходят через табак, но, условно говоря, в фанелах происходит кипение табачной смеси, сироп поднимается наверх и ты вдыхаешь то, что уже успело испариться, при этом выделившийся сироп не стекает вниз, а остаётся в чаше, продолжая участвовать в испарении.
Тип чаши – это только один из факторов, влияющих на то, что мы получим в итоге. Также надо учитывать материал, из которого сделана чаша, её покрытие, толщину стенок и глубину. Среди прямоточных чаш стоит выделить две основные формы: турку и evil (убивашку). Дно турки имеет углублённую форму: высота внутренней поверхности изменяется от краёв к центру. Отличительная черта эвила – плоское дно. Внутренняя часть фанела также может иметь разную форму: дно может быть плоским или углублённым, перепад может быть плавным или под прямым углом. Форма внутренней поверхности влияет на прогрев табака: у эвила он будет более равномерным, в то время как дно турки в центре будет прогреваться медленнее. Подожди спорить со мной: как я уже говорил, на прогрев чаши влияет множество факторов, говоря о скорости прогрева я абстрагируюсь от многих факторов, говоря только о форме внутренней части.
Классическая турка, evil (убивашка), фанел.
Жар в чашу поступает не только от экрана, сама чаша также прогревается и нагревает табак. Это физика: толстостенная чаша будет прогреваться (и остывать) дольше, но за счёт этого жар будет отдаваться плавнее и равномернее, тонкостенная же чаша нагреется быстрее. Поэтому если взять конкретный момент в начале курения и сравнить поведение этих двух абстрактных чаш, тонкие стенки будут сильнее нагревать табак по краям, в то время как толстые будут только прогреваться, давая меньший жар.
Если говорить о материале чаши, то наиболее популярны разные виды глины. Встречаются и другие материалы: камень, стекло, металл, но не стоит забивать этим голову. Хотя, из металлических чаш стоит отметить огонёк и калибр от Сергея Путкова – годные рабочие штуки. Глина может быть по-разному обожжена и иметь различные покрытия, например молочение или глазурь. Поры обычной глиняной чаши со временем напитываются сиропом (и он может начать выделяться на внешней поверхности), молочение используется для того, чтобы забить поры, замедлив процесс проникновения. Покрытие чаши глазурью преследует две цели: она не впитывает сироп и выступает своего рода экраном для тепла, концентрируя его внутри чаши. Я обычно использую глазурированные чаши для того, чтобы добиться большей температуры внутри при использовании того же количества углей. Тот же smoke angels, на мой взгляд, курится на прямоточном глазурированном облаке с плоским дном значительно лучше, чем на классике.
Как выбрать чашу, опираясь на свойства твоего любимого табака? Для более влажных табаков с большим количеством сиропа (например, Fumari или Daily Hookah) удобнее будет взять фанел: в этом случае весь стекающий сироп останется в чаше, продолжив принимать участие в процессе испарения. Если ты используешь более сухой табак (Nakhla, Afzal, Al Fakher, Tangiers, Darkside) – я рекомендую выбрать классическую прямоточную чашу, ты не пожалеешь. Если говорить о материале чаши, то универсальный выбор – классическая глиняная чаша с толстыми стенками, она подойдёт для всего и обеспечит равномерный прогрев табака. Чаши с тонкими стенками требуют чуть больше внимания и умения работать с жаром – их легко перегреть, но они быстрее прогревают табак. Если табак хорошо переносит и любит высокие температуры, то стоит использовать глазурированную чашу. При этом важно понимать: используя практически любую чашу можно приготовить вкусный кальян, просто нужно следить за жаром и в зависимости от свойств конкретного табака правильно выбирать плотность забивки, отступ, время прогрева и количество жара. Всё это приходит с опытом.
Мы разобрались, как выбрать чашу в зависимости от свойств табака, и что на любой чаше можно приготовить вкусный кальян. Так на что же ещё влияет выбор типа чаши? На мой взгляд, это самое интересное: выбор чаши влияет на крепость и яркость вкуса.
Одно и то же количество табака, забитое в турку и evil
Для начала давай определимся с понятиями. Крепость кальяна зависит от количества никотина в чаше. Фиксированное количество табака содержит фиксированное количество никотина. При этом в единицу времени ты будешь получать определённую порцию никотина – её количество будет зависеть от многих факторов, которые, по сути, сводятся к тому, какая часть смеси достигла оптимальной температуры. В начале прогрева выделяемое количество никотина сравнительно мало, потому что смесь не достигла оптимальной температуры; со временем оно будет увеличиваться: всё больше табака прогревается и начинает выделять никотин, всё большая часть смеси выходит на оптимальный температурный режим, обеспечивающий наиболее интенсивное выделение никотина. Со временем количество поступающего тепла будет уменьшаться (если вовремя ты не поменял уголь), а значит уменьшится и интенсивность выделения никотина.
Если говорить об ощущениях, то чем больше ты получаешь никотина в единицу времени, тем сильнее чувство накуренности здесь и сейчас. Но чем быстрее ты вытягиваешь все соки, тем меньше остаётся на потом: ты ведь помнишь, что содержание никотина в чаше – константа? С другой стороны, если равномерно распределить поступление никотина на всю сессию курения, то организм может просто усвоить его без каких-либо явно выраженных эффектов.
С ароматизаторами всё работает плюс-минус также, только выраженный эффект – это яркость вкуса.
Также есть понятие жёсткости кальяна – для меня это то, насколько мягко курится кальян, есть ли при курении давление на горло или неприятные ощущения. И тут важно различать неприятные ощущения. Если мы говорим о горечи – это результат перегрева смеси, когда содержащиеся в ней сахара начинают карамелизироваться. А ещё есть понятие Troat Hit (удар по горлу), которое выражается в небольшом першении, давлении на горло. На ТХ влияет как содержание никотина, так и количество пропиленгликоля в табаке.
Так как выбор чаши влияет на крепость? Если взять одно и то же количество одинакового табака и положить его в разные чаши, то общее содержание никотина в них будет одинаковым. Но все чаши разные по объёму: эвилы, как правило более вместительные, чем турки, значит и табака в них ты положишь больше. Плюс на количество табака в чаше влияет забивка: можно уложить его пушисто, а можно утрамбовать, в итоге общее содержание никотина в чаше изменится.
Ты начинаешь курить кальян, смесь нагревается и начинает выделяться никотин и ароматизаторы. Интенсивность их выделения напрямую зависит от поступающего жара и того, какая часть заложенной кальянной смеси достигла оптимальной температуры. И тут в игру снова вступают различия в чашах. Эвил, за счёт плоского дна, обеспечивает более равномерный прогрев табака по сравнению с туркой, дно которой в центре утоплено. Ты замечал, что после курения в турке на дне может оставаться ещё влажный табак? Дно фанелов, особенно глазурированных, нагревается сильнее, значит нижние слои табака также быстрее достигают оптимальной температуры, но не забывай про принцип работы фанела: ты вдыхаешь только то, что успело испариться и было подхвачено потоком воздуха.
Таким образом, когда говорят, что на эвиле получаются более крепкие забивки – на это влияет то, что по сравнению с туркой в него помещается больше табака и прогревается он более равномерно. При этом важно понимать: чем плотнее ты уложишь табак в чашу, тем больше будет абсолютное задержание никотина, но увеличение плотности замедлит процесс прогрева всей массы табака, а, значит, уменьшит скорость выделения никотина. Курение на фанеле считается более лёгким, поскольку ты получаешь только то, что уже успело испариться, а нагрев смеси происходит по-другому.
Если мы говорим о вкусопередаче, тут всё примерно также, но нужно учесть ещё один фактор. В фанеле весь выделившийся сироп остаётся в чаше, продолжая участвовать в процессе выделения, но не забывай про принцип его работы. Если один и тот же табак одинаково забить в прямоточную чашу и фанел, то на фанеле вкус будет менее ярким. Столь же яркого вкуса можно добиться, уменьшив при забивке на фанеле отступ (яркий пример – забивка в касание), но это требует некоторого опыта и правильного выбора табак, чтобы не упустить момент и не сжечь его.
Таким образом, крепость и яркость вкуса зависят от количества табака в чаше и того, как он прогревается. А эти факторы, в свою очередь, зависят от выбора чаши: её типа, объёма, формы, толщины стенок и материала.
Подведём итог. При одинаковом способе забивки, прямоточные чаши в сравнении с фанелами позволят добиться более яркого вкуса. При этом, если мы говорим о табаке с действительно ярким вкусом, разница между фанелом и прямоточной чашей может быть не так заметна. Абсолютное количество никотина, содержащееся в чаше, зависит от количества табака и его крепости. Ощущение накуренности во многом зависит от количества никотина, выделяющегося в единицу времени: чем больше табака достигнет оптимальной температуры, тем больше никотина разово поступит в организм. Чем быстрее и интенсивнее будет происходить этот процесс – тем более ярким будет эффект от действия никотина. При одинаковой забивке и прогреве чаши (время и количество углей) курение на фанеле будет более лёгким, чем на прямоточной чаше. Эвил, по сравнению с туркой, вмещает больше табака и позволяет быстрее нагреть большУю его часть до оптимальной температуры, а значит забивка на нём будет ощущаться более крепкой.
Крепость чаши и яркость вкуса зависит от многих факторов, помимо выбора чаши: выбранного табака, способа забивки, прогрева чаши и контроля жара в процессе курения. Все эти аспекты требуют отдельного рассмотрения, но теперь ты знаешь, на что влияет выбор чаши.
Первоисточником является моя группа в ВК \ аккаунт в инсте, там статьи появляются в первую очередь. Также там есть вещи, которые я считаю не уместным размещать тут из-за их формата или совсем узкой специфики. Для обвиняющих меня в рекламе: сюрприз, я ничего не получаю с этого.
Про кальян: чаши
disclaimer: курение вредит твоему здоровью. Если тебе есть 18 лет, ты сам свободен решать, нужно ли тебе это или нет — ответственность полностью на тебе.
В этот раз поговорим о чашах для кальяна: из чего изготавливаются, какие бывают, в чём отличия при курении. Плюс немного рассуждений о крепости: что изменится, если забить один и тот же табак на фанеле и эвиле.
Ещё раз о прогреве табка
Если помнишь, в первом нашем разговоре я немного рассказал о физике курения, и в частности, прогреве табака. Есть чаша, сверху на чашу устанавливается экран для углей — колодка или фольга. Перед курением кальяна чаша прогревается: в идеале при этом используется колпак, позволяющий прогреть чашу со всех сторон. При стандартной забивке целью прогрева является равномерный прогрев чаши: жар должен идти не только от углей, но и от стенок самой чаши. Именно для этого при использовании фольги угли, как правило, расставляются как можно ближе к краям. Правильный прогрев позволит добиться равномерного распределения жара, что обеспечит тебе комфортное курение (если ты не напортачишь где-то ещё). То, как сама чаша и табак в ней будут прогреваться, зависит в первую очередь от материала, из которого сделана чаша, а также её формы.
Основным материалом большинства чаш является глина: в чистом виде или прошедшая обжиг (возможно с добавлением в состав различных примесей) — керамика. Также к используемым материалам можно отнести силикон, рядом с ним находятся чаши из фруктов. Помимо этого можно встретить чаши из камня, стекла, металла и даже дерева, но на них приходится незначительный процент рынка.
Глина является классическим материалом для изготовления кальянных чаш. Имеет пористую структуру, обеспечивающую хорошее поглощение и удержание жара: в результате мы получаем равномерный прогрев, который также равномерно позволяет прогревать итабак.
Стоит заметить, что благодаря пористой структуре необработанная глина во время первых забивок будет активно впитывать в себя сироп, в результате чего курение будет не таким насыщенным и возможно появление посторонних привкусов. Не волнуйся, поры достаточно быстро забьются и эта проблема уйдёт. Также возможна и обратная ситуация: после долгого использования чаша может начать течь сиропом. Лечится или прокаливанием чаши на плите (чревато большим количеством дыма и возможным повреждением чаши) или её заменой.
Сама по себе глина может иметь разный цвет и пористость. В плане обработки бывает как необожжённая, так и обожжёная: обжиг повышает сопротивляемость чаши впитыванию. Также встречаются чаши с молочением: предварительно обожжённое изделие пропитывается молоком, после чего подвергается повторному обжигу. Суть этого процесса в том, чтобы заполнить пористую структуру, покрыв его своего рода плёнкой, что в итоге снизит впитываемость чаши. У меня есть несколько чаш с молочением, на одной из них оно успешно облезло.
Керамика представляет собой всё ту же глину, в самом простом случае прошедшую обжиг при высокой температуре с последующим охлаждением. Также при производстве керамики допускается добавление различных примесей. Сами по себе керамические чаши более гладкие. Ещё раз замечу: керамика эта та же глина, но я разделяю их для того, чтобы обособить классические глиняные чаши.
Появился сравнительно недавно, активно продвигался немцами и изначально отношение к нему было достаточно настороженным. Тем не менее постепенно завоевал себе место не только на домашних полках, но и в кальянных (и в кадрах некоторых блогеров).
Чаши из этого материала очень просты в использовании: силикон практически не нагревается, таким образом жар поступает исключительно сверху и чтобы сжечь табак надо сильно постараться.
По-идее, силикон безвреден — его же спокойно используют при выпекании в духовке. Правда в месте контакта каллауда с чашей температура может быть значительно выше, ну да ладно. Но тут большой вопрос в качестве силиконовой чаши — не попало ли в состав чего не того и насколько безвреден используемый краситель. Тут вам никто ничего гарантировать не может. Ну ладно, хватит страшилок — меня вот первая же купленная силиконовая чаша вполне устроила. И да, ещё одно: со временем в силиконовой чаше может начать прогорать внутренняя центральная часть (станет жесткой и начнёт крошиться). В этом случае меняйте чашу — здоровье ценнее, да и цены на них не особо кусаются, если не захотите взять какой-нибудь оригинал (в чём, честно, мало смысла).
Пара слов о способах забивки
В рамках данной статьи я не хочу уделять особое внимание забивкам, но всё же пару слов нужно сказать. Во-первых давай выделим три основных способа забивки: с отступом, лёгкое касание, оверпак. Во-вторых, табак можно укладывать пушисто (рыхло) или плотно. Что всё это даст можешь прикинуть сам — сейчас я не буду останавливаться на этом, вернёмся к этому вопросу в разговоре про забивки. Если всё это для тебя в новинку — не парься и забивай пушисто, если ты разбираешься в этой теме — ты и сам всё знаешь (или делаешь вид, что знаешь — прямо как я).
Отступ. Между табаком и экраном (колодка \ фольга) оставляется отступ: табак при этом не пригорает и получает достаточно равномерный жар. Если никогда особо не эксперементировал с забивками, то для начала остановись на ней.
Лёгкое касание. Табак несильно касается экрана (что, кстати, чревато прикипанием табака к той же колодке). Верхний слой запекается быстрее → ярче отдаёт вкус.
Оверпак. Табак накладывается с горкой, после чего прижимается экраном, на который подаётся жар и оставляется на несколько минут. Смысл в том, чтобы верхний слой запёкся, образуя защитную корочку, под которой останется пушистый табак.
Всё, теперь ты знаешь основные виды забивки чашек и я могу в дальнейшем ссылаться на них, подробнее о забивках поговорим в другой раз.
Окей, чаши делаются преимущественно из глины и могут быть покрыты разным, а также быть «ля натюрель». Что ещё? Чем больше чаша, тем больше в неё влезет табака, но это не всегда хорошо — вопрос в том, прогреется ли равномерно весь табак или нет. Теперь давай перейдём к основным видам чаш.
Классическая глина и турка
Глиняная чаша, как правило толстостенная, без какого-либо покрытия. Классическая форма с округлым дном, подходит под все табаки и любые забивки.
Туркой называется классическая чаша, произведённая (как это не странно) в Турции Как правило эти чаши отличают достаточно крупные дырки и небрежность, допущенная в ходе создания: края никак не хотят соединиться одной плоскостью, отверстия могут быть разными по размеру, общая неаккуратность обработки. И, не смотря на всё это, одна из лучших чаш: она гарантирует хорошей прогрев и стабильное курение. Из недостатков: высокая пористость приводит к тому, что при первых покурах чаша будет активно впитывать сироп, в результате вкус кальяна будет не особо ярким; через несколько забивок поры забьются и всё будет нормально. Также стоит отметить, что из-за достаточно крупных отверстий, табак может сквозь них проваливаться в колбу.
Классическая глиняна чашка; сверху noname, снизу harvik turk
Если турка сделана в Турции, то всё остальное назовём просто классическими глиняными чашками: они могут быть египетскими, турецкими, русскими, китайскими и ещё чёрт знает какими. Классические чаши имеют форму, схожую с туркой, но сделаны значительно аккуратнее; отверстия в чаше могут быть заметно меньше. Найти можно как noname с севака, так и фирменные (та же harvik turk). При покупке обращайте внимание на то, что чашка должна быть толстостенной, что обеспечит равномерный прогрев глины. Иногда встречаются чаши с тонкими стенками, ещё и с полостями внутри — они тебе не бро.
Турка и классическая глина являются наиболее универсальными чашами: на них можно забить любой табак любым способом. Дают равномерный жар, в том числе хорошо прогреваются снизу, забивать можно как угодно, но я предпочитаю отступ.
Белые чаши из фаянсовой глины, производятся в культурной столице. Внутренняя часть чаши сильно напоминает классические чаши, но за счёт используемого материала требует чуть большего прогрева; жар распределяется равномерно, табак к стенками не пригорает. Забивать можно любой табак, делать это лучше с отступом или в касание.
Upgrade Form малая
У производителя есть три модели: upg стандартная малая, upg стандартная большая, upg фанел. Достаточно много подделок (как из качественного материала, так и не особо), как отличить можешь посмотреть в интернете. Но вообще, на малой UPG нет никаких надписей, на большой вертикально расположено название фирмы, на фанеле ничего нет.
Сейчас же нам намного ближе современный фанел, у которого есть колодец, возвышающийся над дном чаши, не позволяющий табаку проваливаться, а сиропу стекать в кальян. Именно поэтому фанел так популярен для курения жидких табаков (тот же фумари): даже тот сироп, что стекает, останется в чаше и будет выпарен — и это круто (ещё в первой статье я говорил, что куришь-то ты в основном сироп, а не сам табак).
Если говорить про материал, то все фанелы я разделил бы на две группы: с глазурированием и без него. Глазурированные фанелы абсолютно не впитывают сироп, и достаточно быстро прогреваются. Глазурь хорошо отражает жар, поэтому при прочих равных, температура в чаше будет выше, чем в чаше без покрытия — это неплохо, но нужно контролировать жар, чтобы не спалить табак. Неглазурированные фанелы, как правило, или просто подвергаются обжигу, или обрабатываются при помощи технологии молочения.
Фанел. Сверху: cosmo bowl horeca, молочение; снизу: cosmo bowl, глазурь
Наличие колодца в фанеле обеспечивает лёгкую тягу при курении: воздуху не надо проходить сквозь массу табака. Однако, иногда колодец располагают почти вровень со стенками чаши и при курении на фольге возможно залипание единственного отверстия (проседание фольги от веса и температуры) — эта проблема лечится укладыванием поперёк колодца скрепки или колбаски из фольги. Раньше эта проблема была достаточно распространена, но чем дальше, тем реже она встречается: производители делают несколько прорезей на вершине колодца, которые будут пропускать воздух даже если фольга будет касаться колодца.
Фанелы бывают разных размеров, глубины и формы, при этом основное отличие лишь в объеме вмещаемого табака, т.к., курятся они примерно одинаково. Если говорить про глубину, то отдельно следует сказать про неглубокие, практически плоские фанелы: они рассчитаны на плотную забивку, при которой табак вдавливается в саму чашу.
Есть несколько основных форм фанелов, которые ты можешь встретить в магазине: pico, alien, просто phunnel, harmony. На самом деле, не стоит слишком зацикливаться на этом: те же сosmo bowls делали маленькую и большую пику; размеры чаш одной формы у разных фирм также могут кардинально отличаться. При выборе чаши просто определись, под какие забивки ты её берёшь и как по ней будет распространяться жар. Так, например, если ты возьмёшь достаточно небольшой алиен и поставишь на него три угля, то жара будет значительно больше, чем на среднем фанеле; нужно тебе это или нет — зависит исключительно от тебя и используемого табака.
Виды фанелов на примере Cosmo Bowls. Фотография: kalyan-expert
Что я могу сказать про фанелы? Я отдаю предпочтение неглазурированным — мне с ними значительно проще работать. Хотя одним из первых фанелов у меня был глазурированный Cosmo и я не испытывал с ним особых проблем, просто в какой-то момент они мне стали нравится чуть меньше. По фирмам в фаворитах у меня Cosmo Bowl Horeca, также очень неплохие фанелы от Smokelab. Использую преимущественно для жидких табаков или когда забиваю секторами (особенно если нужно сделать касание для одного из секторов). Ну и да, для чистого WTO у меня есть их маленькая чаша, позволяющая при небольшом расходе табака курить его порядка часа.
Фанел от (и для) WTO: небольшой расход, ЧСВ от позолоты
Эвил, в простонародье убивашка, это чаша с плоским и достаточно толстыми дном и стенками, которые обеспечивают наиболее равномерный прогрев табака со всех сторон. В результате весь забитый табак полностью прогревается, равномерно отдавая никотин — поэтому считается, что эвилы позволяют добиться большей крепости при курении. Как правило, на эвилах курятся жаростойкие табаки.
По производителям имеет смысл смотреть на smokelab, st \ solaris и rf (лучше глиняный, т.к. на белой проще словить перегрев). У меня первый эвил был от ST, второй — RF. Кстати, у ST не так давно появился ещё и фанел. Забивать имеет смысл с отступом или в касание.
С самого начала силиконовые чаши были рассчитаны на использование вместе с калаудом: это сочетание прощает кучу ошибок. Сама чаша не греется, поэтому прогрев табака происходит сверху вниз, так что в теории это даёт возможность поиграться с плавным переходом вкуса. Форма стандартная, хотя отдельно следует выделить чашу Kaloud Samsaris, внутри которой сделаны небольшие сектора. На словах задумка была в том, чтобы упростить смешивание табаков и обеспечить им лучший прогрев, не позволяя сгореть — на практике разницу мало кто заметил.
Стандартная силиконовая чаша
По физике курения то же самое, что и силикон: прогрев идёт только сверху. При забивке следует учитывать, что под действием жара будет запекаться и сам фрукт, что чревато проседанием колодки и, как результат, ухудшению тяги.
При выборе фрукта предпочтение лучше отдавать сочным плодам: их вкус будет чувствоваться лучше, в первую очередь за счёт сока, стекающего по шахте.
Камень, металл, стекло, дерево
Да, бывают и такие чаши. Обычно имеют или классическую форму, или форму фанела. Металл и стекло очень быстро нагреваются, контролировать жар достаточно сложно и всё это в итоге превращается в жуткий перегрев. Стеклянные чаши позиционировались как возможность взглянуть хоть одним глазком на то, что происходит в чаше при курении. Про деревянные чаши не могу ничего сказать: их кто-то делал, вроде даже выпускал, но в живую их не видел.
Каменная чаша у меня есть в коллекции — это продукт немецкой компании KS. Форма классическая, прогревается дольше глиняных собратьев, жар распространяет достаточно равномерно. По большому счёту это просто чаша, которую прикольно иметь у себя в коллекции, но если её нет — ты ничего не потеряешь.
По большому счёту, при наличии прямых рук и опыта, любой табак можно забить хорошо в любую чашу. Тем не менее давай немного поговорим про использование конкретных чаш для определённых табаков.
Как вообще выбор чаши зависит от табака (ну или табака от чаши)? Здесь можно отметить несколько факторов:
— Количество сиропа в табаке. Жидкие табаки всё же удобнее забивать на фанеле.
— Жаростойкость табака. Жаростойкий табак будет себя хорошо чувствовать в том числе и в эвиле, и в глазури, в которых нежаростойкий табак можно быстро спалить.
— Способ забивки табака. Понятно, что в неглубокую чашу забить пушисто табак с отступом будет проблематично.
— Ожидания от курения кальяна.
В связи с последним пунктом давай вспомним наш прошлый разговор и такие понятия, как крепость и жёсткость курения. Напоминаю, крепость зависит от содержания никотина в табачной смеси и выражается эффектом накуривания от кальяна; жесткость описывает ощущения в горле, похожие на першение. Обе эти характеристики зависят от используемого табака и количества подаваемого на него жара. При этом часто можно услышать, что на фанеле забивка будет менее крепкой, а на эвиле наоборот. Давай разберёмся с этим.
Возьмём одну забивку, скажем, грамм 20 табака. Число я назвал от балды и по нахватанным знаниям — никогда не взвешивал, сколько табака кладётся в чашу. Во взятой смеси (табак, сироп) содержится какое-то фиксированное количество никотина. Какую бы чашу ты не использовал, она не сможет увеличить или уменьшить содержание никотина — это константа, при полном прокуривании чаши ты получишь её в свой организм в любом случае. Но в зависимости от того, как быстро будет выпариваться сироп (сам по себе и непосредственно с табачного листа), ощущения от курения могут отличаться. Всё это зависит в первую очередь от воздействия жара на табак, которое в свою очередь зависит от количества жара, его распространения, длительности прогрева и способа забивки. И да, с этими характеристиками связана и используемая для курения чаша (тип, форма, вид, покрытие). Если ты перегреваешь табак, то жар быстрее дойдёт до самого табачного листа, в результате курение будет более жёстким. Если ты будешь подавать много жара, то основная часть сиропа будет быстрее испаряться и жар быстрее дойдёт до самого табачного листа, приводя к большему выделению никотина на старте курения (и опять же, может проявиться жёсткость). Таким образом, если говорить о крепости курения на разных чашах имеет смысл говорить лишь о субъективном ощущении от курения, уточняя о каком промежутке времени идёт речь: если старт был крепким, то ближе к концу это ощущение, само собой, сойдёт на нет. Это работает и в обратную сторону: курение может быть на всём протяжении менее крепким, но за счёт стабильности крепости в результате ты получишь ту же дозу никотина. Держи мини табличку с небольшими пояснениями. Речь идёт больше о старте курения, т.е. первых 15-20 минутах.
Классическая форма. Позволяет делать любые типы забивок, даёт равномерный жар, может использоваться для любых табаков. С крепостью можно делать что угодно — она же универсальная. Опять же, объём чаши позволяет делать нормальные забивки. При этом внизу по центру табак будет получать чуть меньше жара, чем у стенок \ сверху.
Фанел классический. При вдохе жар проходит через центральное отверстие, таким образом не смотря на равномерный прогрев, верхние слои будут принимать больше жара, чем нижние (особенно, если фанел глубокий). В результате получается крепость ниже, чем на классике, хотя её можно довести и до средней.
Элиен. Глазурированный фанел с объемом меньшим, чем классический фанел. Табак получит больше жара (за счёт покрытия и размера чаши), лучше прогреется на старте и крепость будет немного выше.
Эвил. Равномерный прогрев табака позволяет добиться того, чтобы вся масса равномерно отдавала никотин. В итоге на старте курения позволяет достичь наибольше крепости.
Но ещё раз: ты должен понимать, что практически на любой чаше можно добиться желаемой крепости и жёсткости: используемые табак, забивка, длительность прогрева, количество углей. Выше речь идёт о некой абстрактной забивке с одинаковыми начальными параметрами: что можно получить, забив конкретную чашу, особо не заморачиваясь различными приёмами.
Какой табак на чём курить
Я уже говорил, любой табак можно забить на любой чаше, а при наличии опыта и прямых рук курится он будет отлично. Но всё же с некоторыми табаками начинающиму проще работать на определённых чашах, так что держи небольшую табличку.
И ещё раз — это просто памятка, если у тебя возникают какие-то сомнения. Если ты умеешь работать с табаком, делать различные забивки и контролировать жар — тебе это не нужно. Я, например, миксы из лёгких табаков спокойно могу забить в эвиле и курить их комфортно.
Статьи и некоторые забивки я публикую в своей группе ВК: раз в неделю стараюсь что-нибудь выкладывать (хотя выходит и не всегда).
В любом случае, спасибо за внимание и до следующей встречи.