для чего нужна докторантура

Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2014 г. N 267 «Об утверждении Положения о докторантуре» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2014 г. N 267
«Об утверждении Положения о докторантуре»

С изменениями и дополнениями от:

2 августа 2016 г., 1 октября 2018 г.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о докторантуре.

2. Лицам, принятым в докторантуру до 1 января 2014 г., до окончания срока их подготовки в докторантуре осуществляется выплата стипендий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 991 «О стипендиях докторантам федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, образовательных организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций».

3. Положение, утвержденное настоящим постановлением, не распространяется на лиц, принятых в докторантуру до 1 января 2014 г.

4. Признать утратившими силу с 1 января 2018 г.:

постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 991 «О стипендиях докторантам федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, образовательных организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 50, ст. 6721);

пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 899 «Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 42, ст. 5360).

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о докторантуре
(утв. постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2014 г. N 267)

С изменениями и дополнениями от:

2 августа 2016 г., 1 октября 2018 г.

2. В настоящем Положении используемые понятия означают следующее:

II. Требования к работникам

3. В докторантуру может быть направлен работник, осуществляющий педагогическую и (или) научную (научно-исследовательскую) деятельность в направляющей организации.

4. Работник должен иметь:

а) ученую степень кандидата наук или ученую степень, полученную в иностранном государстве, признаваемую в Российской Федерации, обладателю которой предоставлены те же академические и (или) профессиональные права, что и кандидату наук в Российской Федерации;

б) стаж педагогической и (или) научной работы не менее 5 лет;

в) трудовой стаж в направляющей организации не менее 1 года;

г) научные достижения, подтвержденные списком работ, опубликованных в рецензируемых научных изданиях, и (или) патентов на изобретения, патентов (свидетельств) на полезную модель, патентов на промышленный образец, патентов на селекционные достижения, свидетельств о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем, зарегистрированных в установленном порядке;

д) план подготовки диссертации.

III. Порядок направления в докторантуру

5. Диссертация может быть подготовлена в принимающей организации, которая соответствует следующим требованиям:

Информация об изменениях:

б) наличие условий для проведения научных исследований, в том числе предоставление докторанту возможности пользоваться библиотеками, информационными ресурсами, лабораторным оборудованием и иными фондами и ресурсами принимающей организации;

в) наличие организационных условий управления процессом подготовки диссертации в соответствии с индивидуальным планом докторанта для оказания докторанту консультационных и иных услуг, необходимых для подготовки диссертации;

г) наличие в сформированном (формируемом) государственном (муниципальном) задании на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ или заключенных (подлежащих заключению) договоров (соглашений, контрактов) на выполнение работ (в том числе с направляющей организацией) либо договоров (соглашений) о предоставлении грантов на проведение работ. При этом направление работ должно соответствовать теме диссертации.

6. Направление в докторантуру осуществляется на основании заявления работника, к которому прилагаются документы, подтверждающие соответствие работника требованиям, установленным пунктом 4 настоящего Положения.

7. Заявление работника о направлении в докторантуру подлежит обсуждению на заседании ученого (научного, научно-технического) совета направляющей организации в целях выработки рекомендации этого совета.

Ученый (научный, научно-технический) совет направляющей организации вправе дать рекомендацию руководителю направляющей организации о возможности подготовки работником диссертации в докторантуре принимающей организации.

Решение о направлении работника в докторантуру принимается руководителем направляющей организации с учетом рекомендации ученого (научного, научно-технического) совета в течение 3 месяцев со дня подачи работником соответствующего заявления.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2016 г. N 748 в пункт 8 внесены изменения

8. Направляющая организация в срок не позднее 10 дней после принятия решения о направлении работника в докторантуру подает в принимающую организацию письмо-ходатайство об участии работника, направляемого в докторантуру принимающей организации, в конкурсном отборе. К указанному письму-ходатайству, подписанному руководителем направляющей организации и заверенному печатью направляющей организации (при наличии), прилагаются документы, подтверждающие соответствие кандидатуры направляемого в докторантуру работника требованиям настоящего Положения, а также список научных достижений, подписанный руководителем направляющей организации и заверенный печатью направляющей организации (при наличии).

IV. Порядок подготовки диссертации в докторантуре

9. Принимающая организация объявляет в средствах массовой информации о наличии возможности проведения докторантами научных исследований по темам, указанным в договорах (соглашениях, контрактах), предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 настоящего Положения, с подготовкой по результатам проведенных научных исследований диссертаций по научным специальностям в соответствии с номенклатурой, размещает соответствующую информацию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и проводит конкурсный отбор.

10. Порядок конкурсного отбора, в том числе сроки и порядок размещения в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» объявления, указанного в пункте 9 настоящего Положения, условия проведения научных исследований и подготовки диссертаций, количество лиц, принимаемых для подготовки диссертаций, определяются принимающей организацией самостоятельно.

11. По результатам конкурсного отбора принимающая организация дает заключение о возможности подготовки диссертаций лицами, участвовавшими в конкурсном отборе.

12. Подготовка диссертации осуществляется в срок до 3 лет. Договором, предусмотренным пунктом 13 настоящего Положения, может быть установлен менее продолжительный срок.

13. Подготовка диссертации осуществляется на основании договора между направляющей организацией, принимающей организацией и докторантом.

В случае если подготовка диссертации осуществляется в направляющей организации, договор заключается между направляющей организацией и докторантом.

14. Договор, указанный в пункте 13 настоящего Положения, содержит следующие условия:

а) тема диссертации по научной специальности в соответствии с номенклатурой;

б) условия проведения научных исследований докторантом;

в) срок подготовки диссертации;

г) финансовые обязательства сторон;

д) основания и порядок расторжения договора;

е) иные условия (по усмотрению сторон), не противоречащие законодательству Российской Федерации.

15. Принимающая организация осуществляет расходы на создание условий для подготовки диссертации.

16. Для оказания помощи докторанту в подготовке диссертации принимающей организацией может быть назначен научный консультант из числа докторов наук.

Оплата труда научного консультанта осуществляется в порядке, установленном принимающей организацией.

17. Ученый (научный, научно-технический) совет принимающей организации после заключения договора, указанного в пункте 13 настоящего Положения, утверждает индивидуальный план докторанта, согласованный с научным консультантом (в случае его назначения). Ученый (научный, научно-технический) совет ежегодно заслушивает отчет докторанта о выполнении его индивидуального плана и выдает докторанту заключение о результатах рассмотрения отчета для представления в направляющую организацию.

18. В течение одного месяца со дня представления диссертации принимающая организация обязана выдать докторанту заключение, предусмотренное пунктом 16 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 «О порядке присуждения ученых степеней», а также направить копию заключения в направляющую организацию.

V. Права и обязанности докторантов

19. Докторант имеет право:

а) пользоваться библиотеками, информационными ресурсами, лабораторным оборудованием и иными фондами и ресурсами принимающей организации;

б) участвовать в научных исследованиях принимающей организации по теме диссертации;

в) осуществлять иные действия, предусмотренные договором, указанным в пункте 13 настоящего Положения.

20. За докторантом сохраняются права по месту работы, которые он имел до направления в докторантуру, включая право на присвоение ученого звания и другие права.

21. Докторант обязан:

а) проводить научные исследования и осуществлять подготовку диссертации в соответствии с индивидуальным планом;

б) своевременно выполнять индивидуальный план;

в) ежегодно отчитываться перед ученым (научным, научно-техническим) советом принимающей организации о выполнении индивидуального плана;

г) исполнять иные обязанности, предусмотренные договором, указанным в пункте 13 настоящего Положения.

VI. Размер и порядок осуществления докторантам ежемесячных выплат

22. Направляющая организация осуществляет докторанту ежемесячные выплаты в размере, равном однократному минимальному размеру оплаты труда.

23. В случае если при направлении в докторантуру работник продолжает исполнять свои трудовые (должностные, служебные) обязанности, ежемесячные выплаты производятся дополнительно к заработной плате.

В случае если направление в докторантуру влечет за собой невозможность исполнения работником своих трудовых (должностных, служебных) обязанностей, ему (на основании заявления по месту работы) предоставляется отпуск без сохранения заработной платы.

24. Ежемесячные выплаты осуществляются докторантам в порядке, месте и сроки, которые предусмотрены для выплаты заработной платы.

25. В случае увольнения работника из направляющей организации осуществление ему ежемесячных выплат прекращается.

Разработан новый порядок направления в докторантуру. После вступления в силу нового Закона об образовании она полностью отнесена к сфере науки.

Согласно документу в докторантуру могут быть направлены работники, занимающиеся педагогической и (или) научной (научно-исследовательской) деятельностью.

Последняя может быть подготовлена в принимающей организации. Предусмотрены требования к этому юрлицу.

Для направления в докторантуру работник подает заявление. Прилагаются документы, подтверждающие соблюдение требований к сотруднику. Заявление обсуждается на заседании ученого (научного, научно-технического) совета направляющей организации.

В срок не позднее 10 дней после принятия решения о направлении работника в принимающую организацию передается письмо-ходатайство об участии работника в конкурсном отборе.

Диссертация готовится на основании договора между направляющей, принимающей организациями и докторантом. Как правило, она разрабатывается в срок до 3 лет.

Направляющая организация ежемесячно перечисляет работнику выплату в размере однократного МРОТа.

Лицам, принятым в докторантуру до 1 января 2014 г., до окончания их подготовки выплачиваются стипендии в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2010 г. N 991. С 1 января 2018 г. оно признается утратившим силу. На таких граждан также не распространяется рассмотренное положение.

Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2014 г. N 267 «Об утверждении Положения о докторантуре»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 9 апреля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 15 ст. 1759

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 1 октября 2018 г. N 1168

Изменения вступают в силу с 12 октября 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 2 августа 2016 г. N 748

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Источник

PhD — докторантура за рубежом

Магистратура — вторая ступень высшего образования после бакалавриата. Это трата времени впустую или путевка в жизнь? Давайте разбираться.

PhDDoctor of Philosophy — самая распространенная академическая степень, которая присуждается по окончании докторантуры. В этой статье мы рассмотрим, что она дает, как поступить на программу PhD за рубеж и в чем отличие западной докторантуры от российской.

Помощь в поступлении за границу с UniPage

Наши менторы курируют весь процесс поступления: от выбора вуза и подготовки документов до зачисления и получения визы. Мы всегда на связи и готовы ответить на любые вопросы. Специалисты UniPage объективно оценят вашу ситуацию и предложат самые подходящие варианты.

Докторантура за рубежом

Что такое докторантура

Доктор философии — PhD

Отличие программ PhD от профессиональной докторантуры в том, что они фокусируются на оригинальных исследованиях и аналитике. Вы научитесь работать с научной литературой и взаимодействовать с академическим сообществом. Это не значит, что выпускник с PhD обязан строить карьеру в университете. Люди, получившие степень доктора философии, работают как исследователи в крупных компаниях. Есть также сферы, где наличие PhD необходимо для занятия высокой должности, например юриспруденция или государственное управление.

PhD присуждают не только в области философии. Эту степень можно получить в искусстве, сфере естественных, общественных и даже технических наук: экономика, биология, инженерия, физика и другие. Название Doctor of Philosophy сохраняется только как дань традиции.

«Причем здесь философия?»‎ — первый вопрос, которым задается любой человек, впервые узнавший расшифровку PhD. В русский язык слово «философия»‎ пришло от древнегреческого φιλοσοφία. Дословно оно означает «любовь к мудрости»‎.

Если взглянуть на творчество философов Древней Греции, мы обнаружим немыслимую широту исследовательского поля. Там вы найдете трактаты по вопросам государственного управления, размышления о Боге и праве, первые концепции Вселенной, работы на тему физиологии, медицины и многое другое. Как видете, изначальное понимание слова «философия»‎ было предельно размыто и включало в себя абсолютно все.

Только в Средневековье от нее отделились три самостоятельных науки: теология, медицина и право. Остальные дисциплины все еще назывались философией, и предмет ее был все таким же неопределенным — от астрономии до литературы. В то время студентам университетов выдавались дипломы доктора (от лат. Doceo «я учу»‎) по четырем дисциплинам: философия (PhD), теология (DD), медицина (MD) и право (JD). Названия этих степеней сохранились по сей день.

Профессиональная докторантура

Профессиональная докторантура (professional doctorate) ставит на первый план практику, но не исключает элемент исследований.‎ В отличие от программ PhD, профессиональная докторантура учит человека навыкам, необходимым в определенной специальности. Разница хорошо заметна в названиях степеней. «Доктор философии»‎ звучит широко, а вот звания профессиональной докторантуры более специфичные и отражают конкретную сферу деятельности. Например, доктор делового администрирования (DBA) или доктор психологии (PsyD).

Программы профессиональной докторантуры разработаны для людей, которые, как правило, уже имеют опыт работы в какой-то сфере. Конечно, это не универсальное правило. Люди с PhD точно так же устраиваются в ненаучные сферы, а после профессиональной докторантуры можно преподавать. В целом она подойдет всем, кто ищет более практико-ориентированное образование.

Самые распространенные докторские степени, которые можно получить за рубежом:

Преимущества докторантуры

Недостатки докторантуры

Зачем нужна докторантура

Люди, поступающие на программы PhD, выбирают их по нескольким причинам:

Стоимость докторантуры

Обучение в докторантуре может быть дороже, чем в магистратуре и бакалавриате, а может быть и дешевле. Все зависит от страны. Например, во Франции licence степень бакалавра для иностранцев стоит 3,129 USD /год, а doctorat докторантура всего 426 USD /год. В США докторантура тоже выходит на 5,000 USD /год дешевле бакалавриата. Однако есть и обратные примеры. В Китае и Великобритании последняя академическая ступень прилично дороже первой.

В общем, стоимость докторантуры за рубежом варьируется от 400 до 40,000 USD /год. Но есть варианты, которые позволяют учиться бесплатно.

Как учиться в докторантуре бесплатно

Стоимость докторантуры за рубежом

СтранаМин. стоимость в годСред. стоимость в годЯзык обучения
США18,000 USD25,000 USDАнглийский
Великобритания19,820 USD26,427 USDАнглийский
Канада7,866 USD11,800 USDАнглийский,
Французский
Австралия19,609 USD30,058 USDАнглийский
ГерманияБесплатно государственные вузы7,906 USD частные вузыНемецкий,
Английский
Франция426 USD государственные вузы6,777 USDФранцузский,
Английский
ЧехияБесплатно в государственных вузах на чешском языке5,308 USD в частных вузах или не на чешском в государственныхЧешский,
Английский
ФинляндияБесплатно государственные вузы на финском или шведском10,730 USD частные вузы или обучение на английскомФинский,
Английский
Китай4,400 USD5,500 USDКитайский,
Английский
Япония7,748 USD8,364 USDЯпонский,
Английский
Малайзия2,352 USD8,343 USDАнглийский
ОАЭ35,393 USD54,451 USDАнглийский

Как поступить в докторантуру

Процесс поступления на программу PhD зависит от конкретного вуза и страны. В большинстве случаев студенты подают документы напрямую в университет на определенную кафедру (через личный кабинет на сайте вуза). Перед поступлением советуем тщательно изучить преподавательский состав, почитать научные работы сотрудников, найти информацию о лабораториях и университетских проектах.

Документы для поступления

Общий список документов для поступления на PhD выглядит следующим образом:

Дополнительно на некоторые программы нужно пройти интервью. Если вы поступаете в докторантуру на менеджмент, то наверняка потребуется опыт работы.

Легализация и признание диплома

Для поступления в докторантуру зарубежного вуза вам также придется пройти процедуру легализации, то есть признания предыдущего диплома. Ее необходимость объясняется тем, что в разных странах разные системы образования и учебные программы. Даже в рамках одного направления, например International Politics, они могут кардинально различаться.

Процедура признания обязательна не везде. Есть государства, между которыми заключены договоры об ее отмене. Так, русскому студенту не нужна легализация для поступления в Чехию или университет Кипра, а вот в США и Канаду без нее никак. Подробнее о признании дипломов читайте в нашей статье.

Обучение в докторантуре

В докторантуре нет единого расписания. Учащимся дается много свободного времени для работы над выпускной работой. То, как проходит обучение, зависит от нескольких факторов:

Обучение в докторантуре заканчивается защитой диссертации. Требования к ней примерно одинаковые во всех странах:

Далеко не все студенты завершают работу над докторским тезисом. А многие растягивают написание от положенных трех до пяти или даже восьми лет.

Перспективы после докторантуры

Академическая карьера

Один из классических вариантов развития событий после получения PhD — начать академическую карьеру. Многие выпускники остаются работать в том же вузе, где учились. Зарубежные страны различаются количеством ступеней в академической карьере, но в общем путь от «свеженького» PhD до матерого преподавателя за рубежом выглядит так:

Работа по специальности

Докторантура в России и за рубежом

Хотя Россия и участвует в Болонском процессе, наше высшее образование все еще имеет свои особенности. Одна из них — двухуровневая система ученых степеней. Если за рубежом есть только докторантура, то в России сначала идет аспирантура и потом уже докторантура. Первая дает степень кандидата наук, а вторая — доктора наук.

Получается, если вы стали PhD за границей, то в России будете именоваться не доктором, а кандидатом наук. У степени доктора нет прямых зарубежных аналогов. Ближе всех стоит хабилитированный доктор — Dr.habil. Эта квалификация есть в некоторых европейских странах (Германия, Франция, Австрия и другие). Ее присуждают PhD в результате его научно-исследовательской деятельности — защита второй диссертаций, как в России, не требуется.

Процесс поступления в российскую докторантуру мало отличается от зарубежной (кроме того, что не нужно сдавать тесты и проходить легализацию). Для поступления необходимы:

В процессе написания диссертации будущие кандидаты и доктора наук могут получать стипендию и работать на кафедре: преподавать, участвовать в исследованиях, курировать студентов.

Поделиться в

Помощь в поступлении за границу с UniPage

UniPage организует поступление в государственные и частные вузы за границей, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет.

Мы эксперты в своей области и по опыту знаем, как сделать так, чтобы вы поступили в тот вуз, который отвечает вашим целям, интересам и бюджету.

Источник

Аспирантура-2021: пять изменений, которых ждут преподаватели вузов

для чего нужна докторантура. Смотреть фото для чего нужна докторантура. Смотреть картинку для чего нужна докторантура. Картинка про для чего нужна докторантура. Фото для чего нужна докторантура

О необходимости менять саму аспирантуру и отношение к ней говорили давно. В 2020 году число аспирантов снизилось вдвое, а из этого количества всего 9% защитили диссертацию. Всего сейчас в России, как рассказал ТАСС президент РАН Александр Сергеев, 75 тыс. кандидатов и около 25 тыс. докторов наук. Прогнозируемые цифры поступающих в аспирантуру в 2021 году по некоторым направлениям пока относительны. Согласно свежему исследованию, опубликованному МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ, 17,6% опрошенных выпускников бакалавриата планируют учиться и в магистратуре, и в аспирантуре, но это число может измениться, не в последнюю очередь — из-за грядущих нововведений.

Руководитель Департамента подготовки кадров высшей квалификации Сибирского федерального университета Ольга Григорьева так описала ожидаемые перемены:

«Во-первых, отменяются образовательные стандарты, ФГОСы: вместо них будут разработаны федеральные государственные требования.

Во-вторых, меняются условия предзащиты. У нас была государственная итоговая аттестация, сейчас будет просто итоговая аттестация. Но появляется обязательное условие, чтобы она оформлялась в виде предзащиты. То есть процедура итоговой аттестации должна быть изменена, чтобы аспирант мог получить заключение по своей диссертации. Уже собирается не госкомиссия, а большое количество экспертов по данной специальности. Диссертация рассматривается полностью и дается заключение о выполнении диссертационной работы — именно с ним аспирант должен будет пойти на защиту в диссертационный совет. То есть степень готовности диссертации должна быть очень высокой.

Нужно будет изменять и учебные, и индивидуальные планы, и общую траекторию, возможно, даже обеспечивать перевод на индивидуальную траекторию».

Что изменилось

1. Федеральные государственные требования вместо ФГОСов

Сентябрь 2021 года обещает быть важной отправной точкой для всех поступающих в этом учебном году в аспирантуру — именно на этот срок приходится ряд важнейших изменений системы последнего этапа высшего образования в России. Едва ли не ведущее влияние на работу студентов, преподавателей, методистов и администраторов вузов оказывает переход от ФГОСов к Федеральным государственным требованиям (ФГТ). Эта мера была отражена в Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ. Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Евгений Терентьев рассказал, в чем принципиальная разница между ФГОСами и ФГТ: «ФГТ — это требования к структуре и к условиям организации образовательной программы, но не к ее результатам. Во ФГОСах это очень жестко было прописано, практически не оставалось места для маневров, выстраивания индивидуальных траекторий, адаптированных под задачи каждого конкретного аспиранта».

Как подчеркнула проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве России Екатерина Каменева, от самого содержания Федеральных государственных требований зависит почти вся система аспирантуры:

«Влияние изменений на организацию обучения в аспирантуре во многом зависит, чем будут отличаться (и будут ли) ФГТ от ФГОСов. Сейчас нельзя сказать ничего определенного, поскольку еще нет утвержденных ФГТ. В любом случае надо понимать, что аспирантура (является ли она третьим уровнем образования или нет) должна заканчиваться защитой научного исследования — диссертации — и присвоением выпускнику аспирантуры ученой степени. Без такого финала обучение в аспирантуре не имеет никакого смысла».

для чего нужна докторантура. Смотреть фото для чего нужна докторантура. Смотреть картинку для чего нужна докторантура. Картинка про для чего нужна докторантура. Фото для чего нужна докторантура

Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ Евгений Терентьев выразил уверенность, что ФГТ помогут настраивать в образовательных программах индивидуальные маршруты для каждого аспиранта:

«Я видел проект ФГТ, на данный момент он предполагает возможность перегруппировки образовательной нагрузки между разными блоками, это очень правильный шаг. У аспирантов индивидуальные потребности в развитии: кому-то больше времени нужно уделить практике, кому-то — обучению в рамках образовательных курсов для наращивания компетенций».

Также эксперт рассказал о своих ожиданиях от системы ФГТ и о том, какое воздействие отказ от жестких госстандартов окажет на систему аспирантуры:

«Тот факт, что мы двигаемся в сторону большей автономии, большей гибкости в возможностях кастомизации образовательной программы под нужды и запросы каждого аспиранта, является правильным шагом. Это может повысить эффективность образовательной подготовки. Но необходимо сделать и следующий шаг, чтобы этими возможностями грамотно воспользовались образовательные организации и спроектировали свои программы так, чтобы они помогали повысить успешность каждого конкретного аспиранта».

«Пока мы констатируем снижение числа аспирантов. В 2010 году их было 157 тыс. человек, в 2019 году — 84 тыс. человек. Доля окончивших аспирантуру защитой диссертации в 2019 году составила 10%, а в 2020 году — 9%», — отметил президент РАН Александр Сергеев.

2. Отмена госаккредитации

Следующим важным шагом в трансформации аспирантуры и адъюнктуры стали изменения в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, которые правительство опубликовало 7 июля. Они вывели аспирантуру из системы государственной аккредитации. Евгений Терентьев положительно оценил эти действия, которые, по его мнению, пойдут на пользу всем акторам образования:

«Вся процедура госаккредитации будет заменена процедурой лицензирования. Это не значит, что образовательные программы не будут никак контролироваться, но мы ожидаем, что бюрократии будет меньше. Это хорошо, потому что позволит организациям сосредоточиться на содержании самих программ».

3. Аттестация в виде предзащиты

Выход из системы госаккредитации позволяет наладить в аспирантуре более простой и эффективный способ конечной проверки знаний. Вместо привычной итоговой аттестации, форма которой также проходила тщательный контроль со стороны чиновников (тестовые задания, устные экзамены по билетам, дополнительные письменные работы и так далее), аспирантов, поступивших в 2021 году, будет ждать аттестация в виде предзащиты.

Терентьев из ВШЭ заявил о большой эффективности подобной практики:

«Новая система ведет за собой модернизацию итоговой аттестации аспирантов через сближение процедур аттестации и предзащиты. Это выгодно для аспирантов, потому что у них сокращается число аттестационных процедур — а их сейчас слишком много. Это кандидатский, итоговая аттестация, предзащита, обсуждение диссертационного совета, потом защита. Мы ожидаем, что «схлопнется» минимум одно звено в этой системе, потому что требования к итоговой аттестации будут синхронизированы с требованиями к предзащите. Процесс будет более осмысленным, полезным».

«Мы видим целеустремленность молодых людей: уже сегодня почти пятая часть намерены поступать и в аспирантуру, а, значит, не разочаровались в выборе профессии», — говорит Борис Пайкин, председатель комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.

4. Диссертационные советы можно проводить онлайн

Наконец, Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования РФ опубликовала на своем сайте ряд важных изменений в Положении о диссертационном совете. В первую очередь, формат заседаний было предложено изменить с учетом пандемии COVID-19 — документ детально регламентирует смешанный режим их проведения. Изменения предполагают трансляцию в Интернете всех заседаний при защитах. Доля «дистанционщиков» в совете не может превышать половину. При этом председательствующий, ученый секретарь и соискатель обязаны присутствовать на совете в обычном, очном режиме. Смешанный формат при этом не влияет на голосование — оно в любом случае остается тайным. Изменения вступают в силу частично 1 августа, частично — 1 сентября 2021 года. Евгений Терентьев поделился опытом дистанционного проведения диссертационного совета и оценил жизнеспособность инициативы проводить его в смешанной форме и после окончания пандемии:

«ВШЭ наряду с еще несколькими вузами продолжила, несмотря на пандемию, проводить заседания диссертационного совета и защиты в онлайн-режиме, процесс проведения защит никак не остановился. Я не вижу принципиальных проблем в онлайн-диссовете, многие даже обрадовались этому, так как онлайн дал новые возможности для участия. У нас на ряде защит присутствовали эксперты из самых разных часовых поясов: от Калининграда до американского Стэнфорда и Беркли. Это существенно повысило уровень дискуссий на обсуждении работ. Этот формат можно использовать безотносительно пандемии».

5. Диссовет станет доступнее и вузам, и ученым

Меры, описанные в Положении о диссертационном совете, коснулись и его состава — необходимый минимум был снижен с 19 до 11 человек, из которых минимум пять, а не семь, должны являться докторами наук, причем по специальности — не менее четырех человек (а не пять, как было ранее). Кворум достигается в присутствии 2/3 членов совета — независимо от формы участия. Та же доля остается и для решения о присуждении ученой степени. Евгений Терентьев подчеркнул, что такие послабления позволяют более эффективно оценивать работы аспирантов.

«Появилась большая гибкость в отношении квалификационных требований к членам диссовета. В частности, сейчас можно будет более активно вовлекать в работу специалистов со степенями кандидата наук или PhD. Это обоснованный шаг: у нас много активных, энергичных, публикующихся молодых ученых, которые еще не получили докторскую, но безусловно уже являются лидерами в своих областях, могут квалифицированно давать обратную связь, выступать в качестве оппонентов, рецензентов».

На пути к Аспирантуре 4.0

Евгений Терентьев оценил все ожидаемые в сентябре 2021 года изменения в системе аспирантуры достаточно высоко. По его мнению, все перемены направлены на большую эффективность результатов труда аспирантов.

«В последние десять лет наблюдается сокращение числа диссоветов, а вместе с ним — показателей эффективности аспирантуры, потому что многие организации ведут подготовку по специальностям, по которым у них нет диссовета. А это значит, что человеку нужно не просто завершить программу аспирантуры, но и найти диссовет, обсудить с ним все требования, приехать туда, провести там предзащиту, защиту и так далее. Все это препятствовало тому, чтобы аспиранты защищались в срок. Когда мы предоставляем большую гибкость с точки зрения формирования диссоветов, мы повышаем шансы организаций на формирование собственных диссоветов либо сетевых, в сотрудничестве с другими университетами и научными организациями».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *