для чего нужна дырка в иллюминаторе самолета
Маленькие отверстия в некоторых окнах самолета – не прихоть конструкторов, а нужный элемент жизнедеятельности
Зачем в иллюминаторах самолета нужны маленькие отверстия?
Задумывались ли вы когда-нибудь об этих крошечных отверстиях в самолете? Те, кто летят в первый раз и видят подобные дырки, иногда паникуют. Но не стоит беспокоиться! Эти отверстия в окнах нужны по важным причинам.
Независимо от того, всегда ли достается в самолете место у окна, вы наверняка видели в некоторых окнах самолета необычные крошечные отверстия. Хотя в некоторых моделях самолетов они могут быть такими маленькими, что увидеть их можно, только сев у окна. Многих смущает подобная концепция расположения отверстий в иллюминаторах. Особенно учитывая то, что полет проходит, по сути, в трубе под давлением на высоте 10 000 метров, где снаружи почти нет воздуха. Но не нужно паниковать. Эти отверстия на самом деле держат всех пассажиров в безопасности.
Когда самолет взлетает и поднимается на высоту, давление воздуха падает. Внутренняя часть самолета находится под давлением, и это позволяет пассажирам дышать. Правда, это не означает, что наши тела не чувствуют изменений, например, причина, по которой внутри самолета достаточно прохладно, состоит в том, чтобы не дать некоторым чувствительным пассажирам потерять сознание. Разница в давлении воздуха внутри салона и снаружи самолета создает огромную нагрузку на сам самолет.
Крошечные же отверстия в окнах самолета необходимы для выравнивания давления за счет лишнего отвода воздуха. То есть для того, чтобы уравновесить давление между салоном и тройными панелями, из которых состоят окна самолета. Внутренняя панель иллюминатора менее прочная. Она служит преимущественно для звуко- и теплоизоляции. Внешняя панель самая прочная, поскольку она испытывает колоссальные нагрузки. Средняя панель в окне служит в качестве дополнительной защиты, например на тот случай, когда внешняя часть панели стекла повредится.
Есть еще одно преимущество отверстий в окнах самолета. Они защищают окна от запотевания. Разница температур внутри кабины и снаружи самолета настолько существенна, что без сливного отверстия, выпускающего влагу из воздушного зазора между панелями, окна самолета запотевали бы и замерзали. Так что будьте благодарны инженерам, которые с помощью таких вот отверстий не только сделали полет более безопасным, но и более комфортным. Ведь сами понимаете, что с заледенелыми окнами мы бы не смогли любоваться живописными видами земли.
Отверстие в иллюминаторе самолета
Те, кто когда-либо летал в самолете, сидя у окна, могли заметить, что в иллюминаторе есть небольшое отверстие. Его наличие удивляет всех, а некоторых это даже может пугать. Но оно вовсе неопасно, а наоборот – полезно. В чем же секрет?
Что это за дыра?
Отверстие расположено в нижней части окна, прямо по центру. Фактически оно находится между 2-м и 3-м оконным стеклом, то есть наружу оно не выходит. Как оказывается, это отверстие называют сапунным или выпускным, и оно выполняет важную функцию – регулирует давление внутри окна, защищая его от разрушения.
Дело в том, что по мере подъема самолета вверх давление воздуха сильно падает. Это происходит как в салоне, так и за бортом. Однако внутри судна установлена система наддува, которая нагнетет кондиционированный воздух и таким образом поддерживает уровень давления на комфортном и безопасном для человека уровне. Если все работает правильно, пассажиры даже не заметят, какие изменения происходят за бортом, и смогут пережить перелет, не потеряв сознание и не страдая от гипоксии – опасного состояния, которое возникает из-за недостатка кислорода.
Это означает, что пока самолет находится в воздухе, развивается огромная разница в давлениях внутри кабины и окружающей атмосферы. Эта разница создает большую физическую нагрузку на окна самолета, так как весь воздух отчаянно хочет выйти наружу, чтобы исправить дисбаланс.
Эти нюансы и были учтены при проектировании иллюминаторов для летательных аппаратов. Окна состоят из трех отдельных стеклянных панелей. И средняя, и внешняя панели достаточно прочны, чтобы выдержать разницу в давлении самостоятельно, но при нормальных обстоятельствах именно внешняя панель принимает на себя нагрузку. А все благодаря сапунному отверстию в иллюминаторе. Оно нужно для того, чтобы уравновесить действующие силы между пассажирской кабиной самолета и воздушным зазором между стеклами.
Если внешнее стекло выходит из строя (что происходит крайне редко), его защитную роль будет выполнять среднее. И да, в этом случае будет небольшая утечка воздуха через вентиляционное отверстие, но в этом нет ничего страшного, так как система наддува самолета в состоянии справиться с такой задачей.
Внутренняя панель является неструктурной, но она помогает защитить остальные части окна от повреждений, вызванных пассажирами.
Существует также эстетическая функция отверстия – оно выпускает влагу из зазора между внутренним и внешним стеклами, чтобы они не запотевали или не замерзали. Благодаря этому пассажиры могут любоваться чудесными пейзажами.
Зачем в иллюминаторах самолетов делают маленькие дырочки
Летать на самолетах в наши дни стало так же привычно, как и ездить на автобусе. И все же, у многих замирает сердце при посадке в воздушное судно. Все-таки придется провести несколько часов на высоте в несколько тысяч метров, где температура опускается ниже 70 градусов. Это пространство не пригодно для жизни людей, но люди смогли его покорить.
Интерес вызывает каждая деталь в самолете. К примеру, зачем в иллюминаторах самолетов делают маленькие дырочки?
Небесный стеклопакет
Микроскопическое отверстие находится в самом низу иллюминатора. На высоте пространство вокруг отверстия может даже затягиваться инеем.
Возникает вопрос – неужели это дыра «на улицу»? Нужна ли она для вентиляции – ведь вентиляционные системы в самолете устроены совсем по-другому. Вряд ли для этого нужны какие-то дырочки.
Действительно, отверстие в «окне» самолета с вентиляцией никак не связано. И оно не проходит насквозь, а доходит лишь до внешнего слоя иллюминатора.
Дело в том, что «окошко» самолета – это многослойный стеклопакет. Внешний слой изготавливают чаще всего из акрилового пластика. Этот материал способен выносить огромные нагрузки. Он не треснет при контакте с воздушными массами и экстремально низкими температурами.
Внутренний слой окна более нежный. Эту часть иллюминатора изготавливают из менее прочных сортов пластика, так как в салоне температуры вполне комфортные.
Предотвратить давление
Пространство между слоями пластика в иллюминаторе заполнено воздухом. Давление с внешней стороны «окна» и внутри салона очень разное. При взлете и посадке вообще происходят скачки давления, поэтому у пассажиров и закладывает уши.
Колебания давления могут привести к тому, что внутренний слой иллюминатора не выдержит и лопнет. Поэтому конструкторы и придумали дырочки в стекле – они способствуют распределению воздуха и балансу давления.
Поэтому отверстие в стекле выполняет только эту роль – снижает давление внутри стеклопакетов воздушного судна. И это отверстие, как и каждая деталь в самолете, очень важное. Ведь страшно даже представить, что может случиться, если окна в самолете начнут лопаться.
Но конструкторские решения в воздушных судах продуманы до мелочей, и все это служит для обеспечения безопасности пассажиров.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!
Если быть точнее. Внешнее стекло – основное, силовое, на его плечи ложатся нагрузки от перепадов давления. А среднее – дублирующее, установлено на случай разрушения внешнего силового. Отверстие выравнивает давление вокруг среднего стекла, предотвращая от нагрузок, свойственных внешнему. Тем самым среднее стекло предохраняется от т. н. “усталости” (постепенного снижения прочности), т. к. оно “не работает”. Благодаря этому дублирующее стекло можно сделать тоньше и легче – некоторое время (если разрушится внешнее) оно сможет выдерживать нагрузки, а экономия массы – существенная. Внутреннее стекло – просто защитное, иногда и не устанавливается.
Отверстие – простое и лаконичное решение. Раньше делалось по-другому (отдельная интересная тема). Есть конструкции, где среднее стекло силовое, а внешнее – дублирующее (Ил-18, – 62). Но в любых случаях дублирующее стекло разгружают от перепадов давления, чтобы оно было готово “пригодиться в трудную минуту”. 😉