для чего нужна мелкая моторика рук у детей
Консультация для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук»
Зачем и для чего нужно развивать мелкую моторику?
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Для начала стоит отметить, что моторика рук в целом, напрямую связана с речевым развитием. Это доказали исследования ученых. Согласно их выводам, тонкие движения пальцев рук оказывают положительное воздействие на развитие речи ребенка. Впрочем, это затрагивает не только речь. Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг.
Нас педагогов и, конечно же, родителей, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Мы подробно остановимся на одном из аспектов развития дошкольника: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Взрослые уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук,решаем сразу две задачи:
— косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
— готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения
Какую работу можно дать детским пальчикам на кухне?
На кухне у нас традиционным хит-парадом выступают игры с крупой. Занятие увлекательное, и на нем ребенок может быть сосредоточен достаточно долго. Мама занимается приготовлением обеда — и малыш при деле.
Как можно развивать мелкую моторику во время прогулки?
Тут можно долго рассказывать: все знают, насколько увлекает ребенка собирание природного материала — камушков, каштанов, желудей и пр. Очень благодатная в этом плане пора осень — всегда нужно возвращаться из парка с запасами свежесобранных желудей и каштанов, которые дома перебрать, раскладывали по стаканчикам, сооружали незамысловатые поделки.
А летом замечательно собирать ракушки и камушки на берегу реки или моря, бросать их в воду или, наоборот, пытаться захватить пальчиками из воды. Еще лучше — совместными с мамой усилиями соорудить на берегу песчаный замок и украсить его природными материалами.
Какие игры направлены на развитие мелкой моторики?
Для игр, можно использовать любую «мелочь»: фигурки из «киндер-сюрпризов», мелкий конструктор, бусы, пластилин, пазлы, мозаика прищепки.
Что дает ребенку пальчиковый театр?
Лучше выполнить небольшое по объёму задание, но качественно и с хорошим настроением.
Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребёнком.
Это инсценировка детских стихов, сказок, рифмованных стишков при помощи пальцев рук. Они помогают не только размять и укрепить мышцы рук, но и провоцируют навыки ориентировать в пространстве.
Старайтесь использовать упражнения, где будет задействован каждый пальчик ребёнка. Также нужно следить, что бы реализовалось постепенное напряжение и расслабление мышц, и ребёнок работал с полной отдачей, иначе не будет результата.
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ: в коре головного мозга существуют отдельные области, отвечающие за действия каждого пальца, поэтому для получения результата нужно, чтобы работали все пальцы рук.
«Рисование, аппликация, оригами, соленое тесто и пластилин»
Чем больше ребёнок рисует, тем лучше укрепляются его мышцы, ведь карандаш не только зрительно похож на ручку, карандаш требует нажатия — дополнительная стимуляция мышц пальцев рук, а также помогает развитию ориентирования в пределах листа, формирует зрительный контроль, развивает творчество, формирует умение выражать свои чувства.
Оригами очень хорошее средство для развития памяти и логического мышления. Соленое тесто и пластилин помогают выучить формы предметов, формируют гибкость психики.
Полезно знать родителям: песок может быть доступен не только летом. Можно взять коробку, выкрасить дно синим цветом, промыть и просушить песок. Затем, поместив в песок небольшие игрушки животных, людей, транспорт, вы создаете целый мир для ребёнка и его развития.
Он сможет моделировать горы и равнины, реки и озера, дома и гаражи –и все это поможет развитию ориентирования в пространстве, соотношению величин и форм.
Лучше выполнить небольшое по объёму задание, но качественно и с хорошим настроением.
Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребёнком
Развиваем мелкую моторику и сенсорику. Бизиборд на мягкой основе Уважаемые педагоги! Я хочу с Вами поделиться необычным на мой взгляд многофункциональным пособием «Бизиборд» на мягкой основе сделанным.
Развиваем мелкую моторику и логическое мышление малышей Здравствуйте,сегодня я хочу поделиться с вами теми играми и игровым материалом,которые я использую для развития мелкой моторики и логического.
Бигуди помогают развивать мелкую моторику Доброе время суток,дорогие коллеги,друзья,гости моей странички. Рада нашей встрече. Уже давно заметила,что дети младшего дошкольного возраста.
Чувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителей Патриотизм-это уважительное отношение к своей стране, чувство преданности и верности своему Отечеству, желание служить его интересам и защищать.
Консультация «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук»
Татьяна Миронова
Консультация «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук»
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!
• Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
• Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
• Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
• Заводить будильник, игрушки ключиком.
• Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
• Резать ножницами (желательно небольшого размера).
• Конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать.
• Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
• Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
• Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
• Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
• Делать пальчиковую гимнастику
Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.
Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам, застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
• Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
• Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.
• Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.
•Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
• Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
• Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
• Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
• Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
• Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
• Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!
Как занять ребенка на кухне, чтобы успеть все приготовить.
• Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).
• Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.
• Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.
• Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.
• На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.
• Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.
• Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.
• Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу,как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.
• Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.
• Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок.Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе.
Как развивать мелкую моторику рук ребенка Мелкая моторика — это точные согласованные мелкие движения кистями и пальцами рук и ног. Согласованность этих движений достигается с помощью.
Консультация для педагогов «Наладка по ладошке или для чего нужно развивать мелкую моторику руки» Ребенок – существо социальное и главная задача, стоящая перед нами (родителями и людьми, с которыми ребенок контактирует) – воспитать гармонично.
Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику у детей раннего возраста» Под понятием «мелкая моторика» подразумевается движения мелких мышц кистей рук. Движения пальцев и кисти руки развиваются у ребенка постепенно.
Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук» «Развиваем мелкую моторику рук». Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры.
Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук» Значение мелкой моторики рук очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику.
Круглый стол с родителями по теме «Как развивать мелкую моторику рук дома» Круглый стол с родителями по теме «Как развивать мелкую моторику рук дома.» Цель: Донести до сведения родителей, что очень важно, развивать.
Консультация для воспитателей «Очень важно, очень нужно развивать мелкую моторику рук детям с речевыми нарушениями» Вот мы и выросли и скоро в школу, а пальчики нас не слушаются, капризничают. Что же делать? Вообще-то работу по развитию мелкой моторики.
Консультация для родителей «От пальчиков к голове. Как важно развивать мелкую моторику» От пальчиков к голове. Как важно развивать мелкую моторику. Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен.
Консультация для родителей «Играя, познаем мир. Почему важно развивать мелкую моторику рук ребенка?» «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод,.
Для чего нужна мелкая моторика рук у детей
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук.
Статья:
Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который отличается множеством тонкостей и нюансов. И каждый человек, являющийся родителем, непременно, должен принимать в процессе развития своего ребёнка непосредственное участие. И под этим подразумевает не только, как говорится, учение уму-разуму, отправление в детский сад и школу, а также обеспечение ребёнка всем необходимым для нормальной жизни, но и более тонкие действия. Одним из таковых является развитие мелкой моторики.
Что такое мелкая моторика?
Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Но тут очень важно иметь в виду координацию «руки-глаза», ведь развитие мелких движений рук осуществляется при помощи зрения.
Для чего нужно развивать мелкую моторику?
Вопрос о том, для чего нужно развивать мелкую моторику, является очень актуальным, т.к. многие не понимают, зачем вообще это нужно.
Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. И это далеко не миф, как может показаться на первый взгляд. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.
Учитывая это, появилось предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребёнка. По этой причине, если вы хотите научить своё дитя говорить, вы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук.
Но есть и ещё кое-что, о чём обязательно нужно упомянуть: мелкая моторика рук развивает не только речь. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.
Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.
Но когда следует начинать развивать мелкую моторику?
Когда начинать развивать мелкую моторику?
Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Можно, конечно, приступить к развитию мелкой моторики и раньше, предлагая малышу поиграть с предметами разных фактур, форм и размеров, а также со специальными игрушками, которые, кстати говоря, легко делаются из того, что есть дома, но не факт, что будет результат. Так что, восемь месяцев – это самый оптимальный срок.
И следующим вполне логичным вопросом будет: «А какие есть способы развития мелкой моторики?». Именно на него мы и ответим ниже.
По большому счёту, выбор средств для развития мелкой моторики достаточно многообразен. Причём, чем большее количество способов вы будете использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым.
Итак, рассмотрим самые распространённые и популярные способы развития мелкой моторики.
Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой
Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой оказывают на организм ребёнка превосходное развивающее, оздоравливающее и тонизирующее действие. Однако проводиться они всегда должны под присмотром кого-то из взрослых, чтобы ребёнок случайно не поранился или не съел что-то из вышеназванных предметов.
К таким играм относятся:
«Пальчиковые» игры
«Пальчиковые» игры представляют собой своеобразную инсценировку каких-либо историй, чаще всего, рифмованных, с использованием пальцев. Начинать играть в такие игры можно даже до одного года, а затем продолжать, немного усложняя движения пальцев. Играть же можно вплоть до окончания младшего школьного возраста.
Большинство таких игр подразумевает использование двух рук, благодаря чему дети начинают разбираться в том, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и т.д. Для получения наибольшего эффекта, эти упражнения для пальцев необходимо выстраивать таким образом, чтобы попеременно менялись напряжение, расслабление, сжимание и разжимание кистей рук, а также были задействованы изолированные движения всех пальцев.
Лепка из глины, пластилина или солёного теста
На сегодняшний день является общеизвестным фактом, что работа с такими «материалами» как глина, пластилин и солёное тесто прекрасно развивает мелкую моторику, а также замечательно воздействует на воображение.
Упражнения с применением дополнительных предметов
Помимо того, что упражнения с применением дополнительных предметов являются очень увлекательными и занимательными, они превосходно способствуют развитию пространственного воображения.
Среди таких игр выделяются:
В действительности, данный список игр на развитие мелкой моторики не является исчерпывающим. С этой целью вы можете найти какие-то другие игры или же придумать свои. Помните, что для развития моторики подходит всё, что угодно: вода, песок, шнурки, проволока, бумага и т.д. и т.п.
И еще кое-что: развивать мелкую моторику полезно не только детям, но и взрослым, так что, даже если у вас нет детей, отправляйтесь в магазин за пластилином, и, уверяем вас, вечер будет проведён с пользой.
Мелкая моторика: ее значение и развитие
«Мелкую моторику нужно развивать!» — новоиспеченным родителям об этом говорят все, кому не лень — педиатры, воспитатели, знакомые. Даже на игрушках нередко можно встретить упоминание о том, что они способствуют ее развитию. В нашей статье Вы узнаете, что такое мелкая моторика, для чего она нужна, как и когда стоит ее тренировать.
Мелкая моторика — что это, и как она влияет на состояние ребенка?
Представьте, как Вы поднимаете теннисный мячик и рисовое зернышко. Согласитесь, брать мяч гораздо легче и быстрее: сомкнул пальцы и готово. То ли дело поднять маленькое зерно — здесь уже нужно приловчиться, подцепить и удержать эту крошку.
Все дело в физиологии. Кисти человеческих рук оснащены большим количеством мышц, как крупных, так и мелких. Крупные мышцы мы тренируем каждый раз, как совершаем любые движения кистями и пальцами. А вот мелкие мышцы «отдыхают» и не развиваются до тех пор, пока мы не начнем делать мелкие и точные манипуляции.
Дайте младенцу монетку — он зажмет ее в ладони, как бы интересна она ему ни была. А вот четырех-пятилетний ребенок уже сможет взять ее пальцами и осторожно осмотреть. В этом простом различии и заключается действие развитой мелкой моторики.
Итак, мелкая моторика — это степень развития мелких мышц кистей рук, которые используются при точных и мелких движениях. Тогда зачем ее развивать?
Ажиотаж вокруг мелкой моторики начался достаточно давно, когда М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия обнаружили интересную взаимосвязь: дети с задержкой речевого развития не могли работать с небольшими предметами, тогда как дети с нормальным уровнем развития активно их использовали.
Это открытие стало импульсом к другим исследованиям в области психологии, педагогики и физиологии. В итоге обнаружилось, что точность выполнения мелких манипуляций связана с работой речевых отделов мозга, сознания, мышления, пространственной ориентации, памяти и зрения.
Соответственно, работая над мелкой моторикой ребенка, Вы не только развиваете мелкие мышцы рук, но и тренируете его мозг, задействуете зрительную, костную, мышечную, нервную системы. Неплохой бонус для заботливого родителя, не так ли?
Как проверить уровень развития мелкой моторики у своего ребенка?
Чтобы узнать, соответствует ли норме уровень развития Вашего ребенка, посмотрите за его поведением. Итак, абсолютно нормально, если ребенок в:
Если Вы заметили, что ребенок не справляется с нормальными для его возраста манипуляциями, не стоит отчаиваться — Вы спокойно нагоните и даже перегоните норму за пару месяцев, если будете ежедневно работать над совершенствованием моторики в домашних условиях.
Способы развития мелкой моторики
Чтобы улучшать мелкую моторику, не нужно выполнять утомительные тренировки и скучные занятия — все упражнения проходят в легкой игровой и развлекательной форме, которая поможет скрасить досуг ребенка.
Массаж
Массаж можно практиковать для развития моторики как самых маленьких ребят, так и уже подросших школьников. Желательно массировать и разминать руки перед тем, как приступать к основным упражнениям.
Разминка ладоней и кистей может проводиться без помощи посторонних предметов, для этого нужно просто помассировать, потереть и пощипать ладошки и загибать пальчики малыша. При этом можно рассказывать различные стишки или просто проговаривать все действия. Со временем ребенок научится делать такую разминку без посторонней помощи.
Также Вы можете использовать подручные средства: карандаши, мячики, маленькие твердые игрушки. Предметы нужно катать между ладоней, просовывать между пальчиками и фиксировать в определенных положениях.
Можно соорудить импровизированные «бассейны»: емкости с песком, крупой, крышками или маленькими мячиками. В этой бассейн малыш должен опускать руки и водить ими, перебирать элементы наполнителя пальчиками, перемешивать содержимое.
Эти упражнения позволяют разогреть мышцы, усилить прилив крови. Сигналом об отличном проведении упражнения и возможности переходить к следующему служат порозовевшие ладошки и пальчики.
Пальчиковые игры
Подобные игры заключаются в том, чтобы ребенок изобразил при помощи кистей рук и пальцев определенные предметы, тем самым развивая координацию движений.
Игры-шнуровки и одевашки
В магазинах можно приобрести специальные книжки-развивашки с элементами застежек: молнии, липучки, пуговицы, заклепки, шнурки и т.д. При желании их можно сделать самостоятельно. Работая с такими обучающими книгами ребенок не только разовьет мелкую моторику, но и быстрее научится одеваться.
Также малышам предлагают специальные наборы для вышивки, в которых вместо ниток используются шнурки. Так ребенок может делать поделки, «шить» сумочки, кошелечки и т.д. Особенно такие игрушки нравятся девочкам.
Пальчиковые краски
Маленьким детям тяжело рисовать при помощи кисточек, акварели или гуаши, но это не повод отложить рисование в дальний ящик. В магазинах сейчас продаются специальные пальчиковые краски: они не содержат вредных веществ в составе, а значит, даже если малыш проглотит немного красителя, ничего страшного не случится.
Пусть малыш сначала познакомится с красками, сделает отпечатки своих пальчиков и ладошек. Далее научите его рисовать линии и круги. С детьми 3-4 лет уже можно начинать рисовать животных, дома, машины. Постепенно пальчиковые краски стоит заменить на обычные, а пальчики на кисточки.
Аппликации
Этим видом творчества могут заниматься ребята постарше: уже с 4-5 лет малыши могут вырезать фигуры из бумаги и картона, а значит можно начать занятия. Старайтесь использовать не только бумагу, но и мелкие необычные детали: крупы, семечки, салфетки, камушки, палочки и т.д. Поделки должны быть объемными и детальными.
Идеи для творчества:
Если Вы не можете тратить время на придумывание очередного проекта, приобретите специальные наборы для квиллинга. Работа с небольшими лентами и бумажками также эффективно развивает мелкие мышцы рук.
Лепка
В качестве материала для лепки можно использовать пластилин различной жесткости, глину, тесто и кинетический песок. Начинать стоит с более мягких и податливых материалов.
Малышей в возрасте 2-4 лет стоит учить катать колбаски, шарики и прочие элементарные фигуры. Детям постарше уже можно доверить создание настоящей картины из пластилина. В 6-7 лет дети уже могут создавать настоящие фигурки с мелкими деталями, поэтому можно увлечь малыша созданием глиняных фигурок.
Подобные занятия позволяют расширить кругозор, получить знания о цвете, форме, размере и фактуре материала.
Оригами и другие занятия с бумагой
С бумагой и картоном ребенок может не только заниматься рисованием. Вы можете предложить ему вырезать и склеивать различные аппликации, делать бумажные бусы, плести из полосок бумаги, склеивать различные фигурки, а также делать поделки-оригами.
Чтобы маленький ученик не потерял интереса к работе, важно, чтобы занятия постоянно менялись, а цели усложнялись. Например, начинать стоит с простых самолетиков и корабликов, а затем переходить к журавлям, тиграм и более сложным фигурам.
Театр теней
Театр теней может стать отличным семейным досугом. Для начала стоит вместе с ребенком соорудить и украсить сцену. Представления можно начать с ручного театра, когда ребенок изображает животное или предмет руками, а родители или друзья отгадывают. Поначалу это будут простые изображения, которые легко составляются пальчиками: зайчик, собака, птица. Затем можно разыгрывать целые сценки с более сложными героями.
Далее можно изготовить специальные фигурки для пальчикового театра — бумажные колпачки в виде героев спектакля. На первых порах лучше разыгрывать сценки знакомых сказок, в которых много диалогов: «Три поросенка», «Лиса и заяц», «Теремок». По мере овладения ребенком навыка управления пальчиками, можно обратиться к любимым мультфильмам.
Так, с помощью одной идеи Вы можете занять ребенка на несколько месяцев, развить его моторику, а также артистические качества.
Задания с элементами письма
Шестилеток можно занять уже более профессиональными занятиями, которые помогут подготовиться к школе и письму . Вы можете приобрести специальные раскраски с различными видами штриховок. Также можно предложить переводные картинки, в которых нужно обводить контуры различных предметов по трафаретам.
Особенно интересны дошкольникам зрительные и слуховые диктанты, когда малышу нужно нарисовать картинку, следуя озвученному или нарисованному алгоритму. Такие занятия влияют на формирование усидчивости и внимания ребенка.
Занятий, направленных на развитие мелких мышц рук, такое большое количество, что их хватит для заполнения всего досуга малыша. Включайте фантазию, приобретайте специальные игры или книжки и вперед к улучшению мелкой моторики!
Помогаем маме и развиваемся или тренировки для ленивых
Поработать над улучшением координации мелких и точных движений рук можно в процессе занятий повседневными делами. Так, малыш не отвлекает родителей, занят интересным для него делом и получает от этого пользу. Если такая перспектива Вас радует, запомните наши рекомендации, чтобы в следующий раз применить в быту.
На кухне
Согласитесь, когда ребенка не с кем оставить, процесс готовки превращается в сплошное испытание. Малыш норовит провести время вместе с Вами, совершенно не оценивая опасную близость к огню, острым или горячим предметам. Попробуйте занять своего озорника — вручите ему банку гречки, риса, пшена или любой другой крупы и попросите перебрать зерна, отделив мусор. Для стимулирования интереса можно назначить особый приз или вознаграждение.
В итоге Вы получаете вагон плюсов: ребенок занят делом и не мешает готовить, крупы перебраны и очищены, очередная тренировка над моторикой малыша проведена.
Также будет полезно, если малыш будет выполнять несложные манипуляции: чистить мандарины, солить готовые блюда, накладывать соусы, сортирует столовые приборы — в общем делать те элементарные дела, с которые Вы можете ему доверить.
В ванной комнате
Утренние или вечерние сборы не радуют ребенка? Предложите ему помочь Вам и ускорить минуты ожидания. Доверьте малышу важную миссию — открывать все баночки, коробочки и тюбики, которыми Вам нужно будет воспользоваться, после чего закрывать и складывать их на место. Так Вы сможете утолить природный интерес ребенка и научите быстро справляться с различными видами тар.
В гардеробе
Одежда несет для малыша большую познавательную и развивающую нагрузку: это и большое количество деталей и креплений, с которыми нужно научиться справляться, и разнообразие тканей, которые очень полезно изучать на ощупь.
Для начала предложите малышу помочь Вам с сортировкой и сворачиванием вещей. Пусть мама убирает взрослые предметы гардероба, а ребенок — свои. Научите его правильной технике и алгоритмам и наслаждайтесь маленьким помощником, который совершенствует свою мелкую моторику.
Также стоит предлагать ребенку одеваться самостоятельно. Выделите для этого побольше времени, дайте ребенку необходимую одежду и научите, как ее необходимо надевать. Пусть сначала это будут легкие предметы одежды без пуговиц, замков и заклепок. Когда малыш начнет с легкостью справляться с майками, просторными штанишками, носочками и свитерками, переходите к более сложным вещам. Ежедневное повторение таких тренировок позволит овладеть навыками самостоятельного одевания и совершенствовать координацию движений.
Вы удивитесь, как за пару месяцев малыш, с которым нужно было заниматься в свободное время, превратиться в маленького маминого помощника, ловко орудующего своими пальчиками.
Наставления родителям
Казалось бы, столько возможностей для совершенствования, но на как выбрать подходящие методики и занятия? Чтобы Вы могли уверенно сделать правильный выбор, наши психологи составили ряд советов и рекомендаций.