для чего нужна мультиэкспозиция
СОВЕТ ФОТОГРАФА. Мультиэкспозиция
Автор фото: Анна Ульянова
Изображения мультиэкспозиции получаются путем наложения нескольких кадров друг на друга. Эффект достигается с помощью специального режима камеры, либо в программах обработки. Сложность первого варианта — в непредсказуемости кадра: очень важно умение применять технику мультиэкспозиции по назначению. Подробнее об этом формате расскажут наши фотографы — эксперты.
Мультиэкспозиция — это фотографическая техника объединения двух и более изображений в одно. Появившаяся из-за ошибок и небрежности в
обращении с пленкой, сейчас мультиэкспозиция по праву занимает достойное место в художественной и коммерческой фотографии. Этой технике уже много лет, но цифровые камеры подарили ей новую жизнь, дав свежий глоток для вдохновения и чувства прекрасного.
1. Помните, что мультиэкспозиция — не просто случайное второе нажатие на кнопку фотоаппарата. Продумайте, как совместить изображение А с изображением B, чтобы получилось изображение C.
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G
2. Тщательно подходите к выбору кадров для мультиэкспозиции: не перегружайте картинку, сбалансируйте изображение, наслаивая сложную картинку с текстурой на простой силуэт или пейзаж.
Объектив: AF NIKKOR 180mm f/2.8D ED-IF / другой объектив
3. Пробуйте новое для себя: меняйте объективы, переворачивайте камеру, используйте вспышку, экспериментируйте с выдержкой.
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G
4. Двойная экспозиция — это соединение не только абсолютно разных сюжетов. Экспериментируйте с одним объектом, снимая его с разных сторон, под разным углом, зуммируйте прямо во время съемки, используйте тилт-шифт эффект.
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G
5. Учитывая все сказанное выше, мультиэкспозиция — это огромное поле для ваших экспериментов, а также отличная возможность сделать уникальные фантазийные снимки и проявить воображение.
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G
Светлана Спирина:
Что такое мультиэкспозиция? В техническом плане, многократная экспозиция или мультиэкспозиция — это специальный приём в фотографии, который заключается в том, что один и тот же кадр экспонируется («фотографируется») несколько раз.
Что мультиэкспозиция значит для меня? Это дверь в дивный новый мир! Я каждый раз чувствую себя Алисой в Стране чудес, когда не знаешь, что скрывается за поворотом, но ждешь нового и удивительного. Кроме того, это еще один способ смотреть на мир.
Фокусное расстояние: 50 mm
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Вся прелесть момента для меня — в относительно непредвиденном результате. Это не коллаж в графическом редакторе, где можно вымерять наложение слоев с точностью до пикселя и стереть лишнее. Мультиэкспозиция отрицает навязанные нам стандарты вылизанной идеальной глянцевости. Она непредсказуема, несовершенна — и в этом ее прелесть.
Фокусное расстояние: 70 mm
Замер точечный, поправка 0
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
1. Все снимки, представленные здесь, сняты при естественном освещении, но не потому, что в этом есть какой-то особый смысл, просто так сложилось лично у меня.
Фокусное расстояние: 50 mm
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
2. Сочетание предметов на фото можно представить лишь приблизительно, в этом сильно помогает наличие сетки в видоискателе, но для осуществления задуманного зачастую приходится делать очень много дублей. Так что скажу сразу — запасайтесь терпением!
3. Главный технический момент: надо помнить, что экспозиции складываются, поэтому на второй кадр нужно делать экспопоправку в минус, чтобы избежать переэкспонированного кадра. Величина поправки каждый раз подбирается индивидуально, вручную.
4. Что же касается обработки в редакторах, это фото, например, практически не обрабатывалось в редакторах, была проведена только ретушь кожи и небольшое кадрирование. В остальном же — стандартная работа с портретной фотографией. Все зависит от задумки фантазии, но лично я не проводила на этих снимках никакой экстремальной работы с цветом, мне они нравятся такими, какими получаются.
Фокусное расстояние: 50 mm
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
5. Сочетание форм, цветов, фактур. нет и никогда не будет единого алгоритма для создания шикарного снимка с мультиэкспозицией, зато какой простор для экспериментов! Я бы рекомендовала всем фотографам попробовать этот прием хотя бы раз, потому что съемка с мультиэкспозицией как минимум уникальна и позволяет взглянуть на привычные вещи под новым углом!
Фокусное расстояние: 44 mm
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Альберт Россо:
Мультиэкспозиция — особая техника сьемки, отличительной особенностью которой является экспонирование фотографии несколько раз. Таким способом можно совместить несколько кадров в одном снимке.
1. Стоит отдавать предпочтение боковому или контровому свету. При таком условии освещения проще контролировать наложение изображения при съемке.
Фокусное расстояние: 17 mm
Камера: Nikon D7000
2. Удобно использовать сетку в видоискателе для правильной компоновки кадра в режиме мультиэкспозиции.
3. Мультиэкспозицию удобнее всего делать в темном помещении при помощи вспышки, акцентируя участки снимка при помощи света.
4. Во время съемки надо стараться, чтобы тёмные участки одного кадра попадали на светлые участки другого кадра.
Фокусное расстояние: 85 mm
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
5. Пробуйте разные фокусные расстояния для одного снимка. Так кадр может быть разноплановым и интересным.
И несколько советов по использованию мультиэкспозиции в камерах Nikon от нас:
— В большинстве камер Nikon возможность использования мультиэкспозиции доступна через меню режима съемки камеры (см. руководство по эксплуатации).
— Режим мультиэкспозиции выключается спустя некоторое время, соответственно, снимки надо делать друг за другом сразу.
— Снимки, сделанные в режиме мультиэкспозиции, не сохраняются отдельными файлами.
— Воспроизведение подобного эффекта в графических редакторах возможно разными способами, где изначальное экспонирование не играет важной роли.
Мультиэкспозиция в фотографии
Нужно объединить несколько кадров в один? Скачайте ФотоМАСТЕР:
Для Windows 7, 8, 10, XP, Vista. Быстрая установка.
Основные приемы мультиэкспозиции
Изучая новые приемы съемки, вы становитесь конкурентоспособнее как фотограф. Профессиональный фотохудожник может через одну только картинку рассказать целую историю. Мультиэкспозиция в фотографии — одна из фишек, которая ему в этом помогает. В статье мы расскажем, как создать творческий эффект двойной экспозиции на фотоаппарате или без него — с помощью одной только программы.
Результат в программе ФотоМАСТЕР
Что такое мультиэкспозиция
Когда использовались пленочные камеры, многократная экспозиция часто возникала по ошибке фотографа. Эффект получался при двойном воздействии на один участок пленки. Сейчас многие цифровые фотокамеры оснащены функцией мультиэкспозиции для создания необычных и художественных кадров.
Значение термина
Мультиэкспозиция — это объединение двух и более фотоснимков в один. Создать фотоснимок с двойной экспозицией можно сразу в камере или добавить его искусственно в программе для редактирования фото.
Изображение с приемом
Как использовать эффект в фотографии
Прием применяется не только для создания художественных кадров, но и при обработке неудачных изображений. Например, при портретной съемке напротив окна можно сделать кадры с двумя значениями диафрагмы.
На одном фото выставляются параметры для получения светлого лица и пересвеченного окна. На втором изменяются значения диафрагмы и выдержки для получения четкой улицы через окно. Затем картинки совмещаются в редакторах.
Также мультиэкспозицию используют в подводной фотосъемке. Один кадр делают с рыбой или другим морским организмом, а второй — на мелководье. Так фотоснимок будет выглядеть реалистичнее.
Как снимать мультиэкспозицию
Фотоматериал с многократной экспозицией чаще всего создается при постобработке, однако некоторые современные камеры предлагают потребителю встроенные режимы мультиэкспозиции.
Далее вы можете ознакомиться со списком техники, которая содержит эту опцию:
Помимо фотокамеры вам также пригодятся:
Даже при использовании встроенных опций потребуется коррекция в фоторедакторах. Необходимо настроить освещение фотоснимка и точечно затемнить или осветлить определенные области.
Портрет можно соединить с уличными фотокарточками
Как сделать мультиэкспозиция в фотоаппарате на примере Canon EOS 6D
Для использования функции мультиэкспозиции на Canon EOS 6D сделайте следующее:
С помощью мультиконтроллера перейдите на вкладку «Настройка съемки». Выделите «Мультиэкспозиция» и нажмите «Установить». Включите параметр, а затем вернитесь назад в меню.
Появится опция «Количество экспозиций». Это определяет, сколько изображений будет объединено.
В этой вкладке нужно выбрать, что вы хотите создать — один снимок с эффектом или непрерывную мультиэкспозицию.
Если вы фотографируете в режиме LiveView, на экране будут отображены объединенные на данный момент экспозиции.
Как сделать мультиэкспозицию на ПК
Если качество экспозиции с камеры вас не устраивает, можно добиться ее в специальной программе. Удачно реализована эта опция в редакторе ФотоМАСТЕР, где есть удобные автоматические и ручные инструменты для обработки снимков. Он содержит галерею встроенных эффектов, работает с RAW-файлами и выполняет пакетное редактирование. Предлагает удобный русскоязычный интерфейс и отличается простотой в использовании.
Вы можете скачать фоторедактор бесплатно по ссылке и установить на все версии Windows.
Как объединить несколько кадров в одно фото в программе:
Запустите дистрибутив и пройдите стандартные этапы инсталляции.
Запустите приложение и в стартовом меню кликните на кнопку «Открыть фото». Для обработки подойдут файлы
любого популярного формата — JPEG, PNG, BMP, RAW или др.
Перейдите во вкладку «Инструменты» и нажмите на опцию «Вставка картинки» — «Наложить изображение из файла». Растяните фотоматериал и настройте прозрачность материала.
Кликните «Файл» — «Быстрый экспорт». Выберите формат и выведите итог на ПК.
Приемы мультиэкспозиции
Перед созданием творческого коллажа с двойной экспозицией стоит подготовиться. Как модели вести себя во время съемки и какие вообще фотографии можно сделать? Вот несколько идей.
Вы можете использовать карточки с отражением. Объедините кадр отражающей поверхности с пейзажем или дорогой.
Капли дождя на стекле добавят драмы в кадр
Портреты лучше всего соединить с фотографиями, которые имеют детализированную текстуру. Например, кадры леса, песка, гор, растений, моря и т.д. Портретные изображения должны содержать минимум деталей и однотонный фон.
Наложите на фотоснимок пары картинку с лесом
Черно-белая палитра усиливает эмоции на фотоизображениях с многократной экспозицией. Чтобы сделать необычную картинку, можно стилизовать материал под пленочную фотокарточку.
Пример черно-белого фотоизображения
Многие фотографы при съемке мультиэкспозиции работают с тенями и силуэтами людей. Поверх темной области можно наложить пейзажные кадры, изображения цветов и растений, световые картинки и т.д.
Соедините профиль человека с городским пейзажем
Соедините несколько снимков модели. Они могут отражать разные эмоции, давать эффект призмы или движения и т.д.
Склейка фотокарточек с одной моделью
Чтобы рассказать историю и создать эмоциональный образ, соедините изображения двух людей.
Подберите фотоматериал, который был снят при схожих условиях. Если одна карточка была сделана в солнечный день на улице, а вторая — в помещении при недостатке света, эффект будет выглядеть нереалистично.
Обе картинки были сняты на улице
Заключение
Теперь вы знаете, как оформить эффект мультиэкспозиции. При создании работ помните, что подбор фотоснимков может быть сложным процессом. Некоторые картинки не будут сочетаться независимо от обработки. Если наложение плохо смотрится, попробуйте соединить другие фотографии. Экспериментируйте с кадрами и пробуйте необычные сочетания! Все, что вам нужно, — это ваши фотоснимки, редактор ФотоМАСТЕР и свободное время.
Мультиэкспозиция
Мультиэкспозиция – это просто многократная экспозиция одного и того же кадра. При мультиэкспозиции матрица или пленка экспонируется несколько раз. Если говорить уж совсем просто – то камера “фотографирует” несколько раз, а в результате получается всего лишь одно изображение, при этом все отдельные фотографии совмещаются на одной. Как это выглядит – смотрите в примерах.
Мультиэкспозиция с двух снимков
При создании снимка с помощью эффекта мультиэкспозиции сама очередь экспозиций (очередь фотографирований) действительно повторяется для одного и того же снимка на кассете пленки. В цифровой фотографии как таковой “чистой” мультиэкспозиции быть не может, так как исходным продуктом каждого снимка является цифровой файл с изображением. Но в то же время мультиэкспозиция на цифровых камерах реализована программно и достигается почти такой же эффект как и на пленке, а иногда куда лучше или хуже. В цифровых камерах мультиэкспозиция реализована с помощью объединения нескольких снимков в один, при этом камера может вносить или не вносить некоторые корректировки в наложение изображения. В данной статье больше затронута именно мультиэкспозиция на цифровые камеры, потому что опыта работы с пленкой у меня просто нет.
Мультиэкспозиция по двум кадрам
Выдержка при мультиэкспозиции
Для пленки нужно было рассчитывать выдержку для общего итогового кадра более сложно, нежели для каждого кадра по отдельности. Если на пленку просто сделать несколько снимков с нормальной, для каждого из них в отдельности, экспозицией, то итоговое изображение для мультиэкспозиции будет переэкспонированное (пересвеченное). Потому, каждый отдельный кадр на пленке в серии кадров для мультиэкспозиции нужно было делать с учетом экспонироания пленки другими снимками. Также, на пленке можно было делать МЭ по негативу или позитиву. В цифровой фотографии все гораздо проще – Вы делаете нужно количество снимков с нормальной экспозицией (для каждого кадра в отдельности), а камера после последенего снимка просто объединяет их в готовое изображение.
Мультиэкспозиция (МЭ) на ЦЗК (цифрозеркальных камерах)
Много современных камер имеют такую функцию, например, я пользовался МЭ на моих камерах Nikon D90, D80, D200, а вот на крошке Nikon D40 мультиэкспозиции попросту нет. Более дешевые камеры, на подобие моих Nikon D90, D80, имеют возможность делать мультиэкспозицию только по двум или трем снимкам. Более продвинутая Nikon D200 может делать снимок в режиме мультиєкспозиции из 10 отдельных снимков. Во время работы режима мультиэкспозиции камера будет оповещать Вас соответственным индикатором на дисплее или в видоискателе – на камерах Никон – это иконка с наложением двух снимков-прямоугольников. Мультиэкспозицию в любой момент можно отключить, если было сделано не все количество снимков в режиме мультиэкспозиции, то камера просто сохранит их по отдельности. Если мультиэкспозицию провести полностью, то итоговым изображением будет только один снимок. Довольно странно, что камера может сохранить снимок с мультиэкспозицией в формате RAW, всплывает вопрос, а какой же это RAW (сырые данные из матрицы) если камера сама “сшивала” одно изображение из других.
Проблемой нектоторых ЦЗК камер является тот факт, что мультиэкспозиция отключается автоматически через определенное время. На моих Nikon D90, D200, D80 мультиэкспозиция отключается через 30 секунд. Этот недостаток не позволит мне, например, снять один кадр города в МЭ утром, а второй вечером, для создания интересного эффекта. В этом плане пленочные камеры и МЭ с помощью ПО (программного обеспечения, по типу Photoshop) куда эффективней. Хотя, можно схитрить и воспользоваться функцией наложения снимков в камере, правда не все камеры это умеют. Тогда, можно снимать что угодно и когда угодно без режима МЭ, а потом накладывать кадры друг на друга.
Количество кадров в мультиэкспозиции
Вообще, мультиэкспозиция требует минимум 2 кадра, потому она и “мульти” – “много”. Максимум неограничен. Но на цифровых камерах, обычно стоит ограничения количества кадров для создания мультиэкспозиционного кадра. Для Nikon обычно это 3-10 кадров. Количество кадров как раз является преимуществом перед программным методом, так как каждую фотографию в Photoshop придется добавлять в МЭ-кадр вручную, а камера сделаем все сама.
Мультиэкспозиция с большого количества кадров
Мультиэкспозиция с помощью компьютера
Эффект мультиэкспозиции может быть очень легко реализован в графическом редакторе. Метод очень прост, нужно сделать несколько кадров, которые нужно объединить в один, а потом с помощью слоев и их прозрачности, наложить друг на друга. При чем графический редактор позволит более гибко контролироавать наложение, акценты и другие параметры на фотографии. Еще одним достоинством метода создании снимка с мультиэкспозицией – это возможность создания мультиэкспозиции с любого количества снимков с сохранением оригиналов. Можно даже сделать МЭ со старых снимков, с которых Вы и не планировали делать МЭ-снимок. При создании мультиэкспозиции на камере, камера не сохраняет исходные отдельные кадры, с помощью которых создавалась мультиэкспозиция.
Мультиэкспозиция с помощью Photoshop
Для чего можно использовать МЭ?
1. Для создания интересных художественных кадров, разного рода занимательных картинок и т.д., про это ниже.
2. Для уменьшения шумов и лучшей проработки цветовой насыщенности.
В овновном мультиэкспозицию используют для создания очень необычных, действительно высоко-художественных фотографий, фотографий с непростой идеей или необычной картинкой. Чтобы раскрыть всю возможность МЭ нужно немного обдумать кадр, придумать идею – просто объеденить два кадра и получить “конфетку” не получится. Также, МЭ можно использовать для уменьшения шумов и большей проработки цветов – этим пользуются фотографы пейзажисты. Лично я корректирую цвета, ББ, уровень шума и другие важные параметры в основном в RAW конверторе, и редко использую МЄ для пейзажей.
Основные приемы использования мультиэкспозиции
1. Простая мультиэкспозиция одного и того же предмета – можно использовать для:
а) дублирования предмета, размножения его в кадре. Любые еффекты при изменении одного и того же предмета в кадре.
б) создания эффекта движения, а также создания так называемых motion-picture. Например, можно использовать мультиэкспозицию для создания в кадре эффекта движения Луны, машины или любого подвижного объекта в кадре. Единственным недостатком является тот факт, что каждое изображение может быть полупрозрачным.
Для создания художественных подложек или наложений на основной объект в кадре.
Мультиэкспозиция одной и той же сцены с разными дистанциями (точками) фокусировки.
Это очень популярный прием. Камера должна быть зафиксирована на одном и том же месте, обычно, это делают с помощью штатива. Предмет съемки в кадре тоже не должен изменятся. Делается несколько снимков в режиме МЭ на одном и том же фокусном расстоянии, диафрагме, выдержке и исо – разница только в точке фокусировки. В результате получается “сказочный” эффект.
Мультяшный или сказочный эффект при мультиэкспозиции
На форумах профессионалы называют такие снимки “мультиками” из-за того, что появляется какой-то необычный мультяшный эффект. Если интересно, то подобные “сказочные”, воздушные эффекты также можно получить, если использовать монокль для съемки. Лично я не всегда смогу отличить монокль от МЭ такого рода.
Первый снимок из 2-х в серии мультиэкспозиции. Фокусировка по переднему объекту
После первого снимка, переводим дистанцию фокусировки в другое положение, и фокусируемся по другому предмету.
Второй снимок из 2-х в серии мультиэкспозиции. Фокусировка по заднему объекту
После чего камера объединяет оба снимка в один. На лицо характерный эффект.
Эффект от мультиэкспозиции с разными точками фокусировки
Данный метод можно модифицировать многими способами, например, первым снимком (подложкой) может служить нормальная фокусировка по объекту, а вторым снимком (наложением) служить снимок максимально расфокусированного пространства вокруг того же объекта, для этого достаточно перевести кольцо фокусировки в максимальное или минимальное положение.
Мультиэкспозиция с накладываниям на подложку максимально расфокусированного изображения
Мультиэкспозиция одной и той же сцены с одной и той же точкой фокусировки, но разным фокусным расстоянием.
Этот эффект более известен просто как “игра зумом”. Делается также просто – в режим МЭ делается несколько снимков со штатива одного и того же предмета и по одинаковой точке фокусировки и на одинаковых настройках, но с разным фокусным расстоянием. Короче, мы просто крутим кольцо зумирования и паралельно делаем снимки в МЭ. В результате получается снимок, такой как ниже. Подобный эффект можно получить с помощью длинной выдержки – например выдерки в 30с, где 15 секунд кадр экспонируется на широком угле объектива, а остальные 15 секунд на длинном конце объектива – главное резко увеличить или уменьшить зум. Есть и модификации с зумом, когда акцент делается на плавном его изменении.
Первый снимок при мультиэкспозиции с разными фокусными расстояниями
Потом просто изменяем фокусное расстояние объектива, наводимся на резкость в нужном месте изображения и делаем следующий кадр в серии снимков МЭ.
Последний снимок при мультиэкспозиции с разными фокусными расстояниями
В промежутке между 50мм и 24мм было сделано еще 8 снимков в режиме мультиэкспозиции на камеру Nikon D200 и объектив Tamron 17-50mm F/2.8 XR Di II LD Aspherical (IF), после чего камера предоставила вот такой результат:
Мультиєкспозиция по 10 снимках с изменением фокусного расстояния
Мультиэкспозиция с разными выдержками
Например, можно таким образом делать ночной портрет со вспышкой. Первый снимок в серии мультиэкспозиции делается со штатива со вспышкой на короткой выдержке, после чего человек уходи из кадра, и делается второй кадр с длинной выдержкой для правильного экспонирования задней сцены. При таком методе будет хорошо виден и сам человек и хорошенькие задние огни. Этот же эффект, в принципе, можно получить в режиме работы вспышки Slow Sync.
Личный опыт
Вообще, МЭ – это творческий процесс, других хитростей и примов фотографирования с МЭ можно придумать очень много, я описал основные. Мультиэкспозицию я почти всегда использую со штатива. Без штатива создание “сказочного” эффекта, эффекта с зумом очень сложно добиться. С МЭ в реальной жизни работаю мало, в силу специфического жанра фотографии, потому примеры в данной статье стоит рассматривать именно как примеры МЭ и некоторые возможности МЭ. А еще с помощью МЭ можно создавать кадры в стиле “лайтпейнтинг”, например, вот такие.
Творческий процесс в мультиэкспозиции. Разница в картинке при разных диафрагмах
Вывод:
Мультиэкспозиция – отличный инструмент в руках фотографа, но как и любым другим инструментов, МЭ нужно научиться пользоваться. Некоторые фотографы тратят всю свою жизнь, чтобы стать мастерами в фотографии, сделанной посредством МЭ. МЭ в основном базируется на эффекте наложения снимков друг на друга, во многих камерах есть даже отдельная функция для МЭ, а если такой функции нет, то МЭ легко реализуется с помощью слоев в графическом редакторе. Используя МЭ можно создать довольно интересные и необычные фотографии.
Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.