для чего нужна оценка качества

Кто и как оценивает качество продукции?

для чего нужна оценка качества. Смотреть фото для чего нужна оценка качества. Смотреть картинку для чего нужна оценка качества. Картинка про для чего нужна оценка качества. Фото для чего нужна оценка качества

Контроль качества продукции является важной составляющей любого производства. От того, насколько качественно компания выполняет эту процедуру, зависит не только ее репутация, но и здоровье, иногда и жизнь конечного потребителя. Поэтому к контролю качества выдвигают повышенные требования. Каждое предприятие организовывает этот процесс в соответствии с существующими нормами и правилами. Кто и как оценивает качество продукции, будет рассмотрено далее.

Особенности контроля

Качество продукции оценивает потребитель, которые приобретает ту или иную вещь. Мы ее вертим в руках, рассматриваем или принюхиваемся. Однако ни один покупатель не в состоянии определить скрытые, внутренние дефекты продукта. Мы не способны определить химический состав, безопасность всех компонентов изделия для своего здоровья, а также соответствие изделия его цене.

для чего нужна оценка качества. Смотреть фото для чего нужна оценка качества. Смотреть картинку для чего нужна оценка качества. Картинка про для чего нужна оценка качества. Фото для чего нужна оценка качества

Чтобы не допустить разочарования, а порой и довольно серьезных последствий, существуют специальные экспертизы. Они определяют качество по установленным стандартам. Причем эта процедура проводится еще задолго до того как конечный продукт попадет в руки покупателя.

Кто оценивает качество продукции? Еще в 17 веке в нашей стране существовала специальность «подьячий». Этот работник следил за качеством муки и выпекаемого из нее хлеба. Конечно, в те времена методология была довольно примитивной. Однако постепенно она совершенствовалась. В 19 веке появилась технологи и товароведы. Они активно применяли достижения физики и химии в своей деятельности. Результаты проведенной работы эти сотрудники доводили до общественности. Первое бюро товарных экспертиз в России появилось в 1923 году.

Почему же так важно следить за параметрами, свойствами того или иного продукта? Любой продукт, поступающий конечному потребителю, должен быть безопасным для здоровья человека. При этом заявленные производителем свойства конкретного продукта должны соответствовать действительности.

Контроль качества позволяет установить, действительно ли, например, в рубашке, сотканной из 75% хлопка и 25% полиэстера, содержится заявленное соотношение материалов. Иногда в ходе проверки оказывается, что материал соткан из 25% хлопка и 75% полиэстера. Это недопустимый обман потребителя. Партия товаров с неправильными ярлыками изымается из продажи.

В проведении контроля качества заинтересованы не только независимые эксперты, но и сам производитель. Хорошая репутация формируется годами. Это долгая, кропотливая работа. Чтобы эти труды не пропали даром, предприятие организует собственный контроль качества. Это позволяет быстро реагировать на любое отклонение в ходе технологического цикла. Убытки компании при таком подходе минимизируются.

Специалист по контролю

для чего нужна оценка качества. Смотреть фото для чего нужна оценка качества. Смотреть картинку для чего нужна оценка качества. Картинка про для чего нужна оценка качества. Фото для чего нужна оценка качества

Кто оценивает качество продукции? Стоит сразу отметить, что сотрудники, в область компетенции которых входят подобные процедуры, могут относиться к внутренним или внешним организационным единицам. Если сотрудник работает на предприятии, которое производит продукцию, он может осуществить внутреннюю проверку ее соответствия установленным нормам. Внешние проверки проводят независимые эксперты.

Сотрудники ОТК (отдела технического контроля), которые всегда относятся к конкретному предприятию, должны обладать начальным уровнем профессионального образования. К сотрудникам внутреннего подчинения относятся также инженеры по качеству продукции на заводах и товароведы-эксперты в торговле.

При этом независимый эксперт по качеству продукции является сотрудником бюро товарных экспертиз. Он подчиняется распоряжениям, выданным Торгово-промышленной палатой. Работа этой организации направлена на защиту прав потребителей. Независимые эксперты также могут работать в центрах стандартизации, сертификации и метрологии.

Зарплата сотрудников, занятых в сфере контроля качества (внутренних и внешних), составляет от 20 до 80 тыс. руб. по России и от 30 до 200 тыс. руб. в Москве. Такие работники должны обладать определенными знаниями и профессиональными навыками.

В зависимости от типа изделий качество продукции оценивает международная система стандартов или отечественные нормативные акты. Эксперт должен знать досконально все положения утвержденных документов. При этом он должен знать технологию проведении проверки, на которой он в данный момент специализируется. Также он должен владеть определенными знаниями в области химии, физики, материаловедения и т. д. Перечень умений зависит от специализации сотрудника. Он должен уметь обращаться с соответствующим оборудованием, знать нормативы и стандарты.

Оценка качества

Чтобы определить, соответствует ли определенный товар заявленным свойствам и потребительским требованиям, применяется оценка качества продукции. Она связана с такими понятиями, как «контроль качества» и «оценка уровня качества». Стоит выяснить разницу между этими понятиями.

для чего нужна оценка качества. Смотреть фото для чего нужна оценка качества. Смотреть картинку для чего нужна оценка качества. Картинка про для чего нужна оценка качества. Фото для чего нужна оценка качества

Качество продукции и услуг – проверка, способная выявить соответствие показателей свойств конечного продукта требованиям стандартов, техническим условиям, требованиям, указанным в договоре поставки. Целью такой проверки является изучение ограниченного числа показателей, на основе которых устанавливается сорт изделия.

Оценка качества продукции имеет более широкое определение. В ходе ее проведения учитывается большее количество показателей.

Оценка уровня качества представляет собой совокупность действий, которые включают в себя выбор номенклатуры показателей свойств продукции, определение их значений и сопоставление полученных значений с базовым уровнем.

Уровень качества также применяется в ходе оценки. Это относительный показатель, который выражается в процентах или в виде коэффициента. Полученное значение сравнивается с базовым уровнем. Так определяется относительный показатель. Эта работа проводится еще перед началом массового производства товара. Эта методика позволяет выбрать лучший продукт для изготовления. При помощи уровня качества проводится отслеживание показателя в динамике, а также процедура планирования.

Цель исследования

для чего нужна оценка качества. Смотреть фото для чего нужна оценка качества. Смотреть картинку для чего нужна оценка качества. Картинка про для чего нужна оценка качества. Фото для чего нужна оценка качества

Качество продукции оценивает соответствующая служба. Однако перед этим нужно выбрать направление подобной работы. В ходе проведения исследования важно правильно поставить цель его проведения. Это позволяет проводить исследование направленно. После этого можно обозначить номенклатуру показателей, которым должен соответствовать продукт. В ходе организации процесса контроля качества обозначаются требования к продукции. Далее сопоставляются реальные свойства товара с его требуемыми уровнями.

Контроль на предприятии

для чего нужна оценка качества. Смотреть фото для чего нужна оценка качества. Смотреть картинку для чего нужна оценка качества. Картинка про для чего нужна оценка качества. Фото для чего нужна оценка качества

Повышение качества продукции невозможно без определения текущего состояния товаров и услуг. Поэтому каждое предприятие, которое желает сохранить конкурентные позиции на рынке, проводит оценку свойств своей продукции в соответствии с установленными методиками. Эта процедура осуществляется в 3 этапа:

Если продукт поставляется в другие страны, компания оценивает качество продукции по международной системе стандартов. Также если готовое изделие создано для иностранного оборудования, требуется применять в ходе оценки подобную документацию. Для продукции внутреннего рынка действуют ГОСТы, ОСТы, СанПиН, СНиП и т. д. Для каждого продукта действует определенный стандарт или требование.

ОТК оценивает не только качество самого изделия, но и соответствие упаковки, маркировки и прочих параметров установленным требованиям.

Методы осуществления оценки

для чего нужна оценка качества. Смотреть фото для чего нужна оценка качества. Смотреть картинку для чего нужна оценка качества. Картинка про для чего нужна оценка качества. Фото для чего нужна оценка качества

Качество продукции оценивает система стандартов, принятая в соответствии с целью исследования. На предприятии применяется определенная методология для проведения этой работы. Оценка параметров готового изделия может быть сплошной, выборочной или статистической. Выбор методики зависит от специфики продукции.

Выборочный контроль предполагает выделение из партии товаров нескольких штук изделий. Результаты, полученные в ходе проверки, применяются ко всей партии. Сплошное оценивание проводится для каждой единицы продукции. Эта методика довольно дорогая. Поэтому она применяется только при неотработанном технологическом цикле. Со временем предприятие переходит на другую систему оценивания.

Статистический контроль качества производства продукции еще называют предупредительным. Он проводится в течение всего технологического цикла. Он нужен для предотвращения появления брака, поступления подобных товаров в продажу.

Условной мерой качества продукции является сорт. Это градация качества, которая может учитывать один или несколько параметров товара. Нормативы установлены в соответствующей документации. В некоторых случаях сорт не определяют. Товары просто относят к категории годных или негодных. При этом оценивают ряд дефектов, которые могут быть допустимыми или недопустимыми. Во втором случае продукт бракуется, в продажу не поступает. Брак может быть:

В зависимости от типа дефекта принимается решение о возможности или недопустимости поступления товара в продажу. В соответствующих стандартах описываются все допустимые дефекты.

Методы сравнения показателей

Показатели качества продукции оцениваются разными методами. Они отличаются в зависимости от источника получения информации, способами сравнения. Это позволяет осуществить всестороннее исследование. По способам сравнения показателей выделяют дифференциальную, комплексную и смешанную методику.

Первый из названных подходов предполагает проведение сопоставления единичных показателей с соответствующими базовыми величинами для данного вида продукции. Это удобно делать, если требуется оценить коэффициенты качества товаров. Если они оказываются больше 1, продукция будет соответствовать базовому значению образца. Если же выбранный для исследования показатель будет меньше 1, это говорит о несоответствии товара контрольному образцу.

Как оценить качество продукции или услуги? Можно применять также комплексную методику. Она основана на задействовании одного базового показателя. Это обобщенное значение, которое объединяет несколько показателей. Каждый из них представляют в виде безразмерной единицы. Определяется только степень их значимости. Это весомость показателя для общей оценки. Далее вычисляется среднее арифметическое значение. Это позволяет оценить значимость каждой составляющей, при этом получив итоговую оценку.

Еще одним вариантом является применение смешанной методики. Она основана на одновременном применении единичных и комплексных значений. Этот способ применяется, когда общее число показателей качества для продукта велико. В этом случае недостаточно применять один комплексный коэффициент. Он не в состоянии полно отразить реальную картину.

Базовый показатель

Контроль качества продукции невозможно осуществить без определения базового показателя. Это идеал или пороговое значение, которому должен соответствовать готовый продукт. В некоторых случаях товар должен не только быть равным, но и превышать по своим характеристикам установленное значение.

Чтобы понимать, какими чертами должен обладать продукт, составляют специальные стандарты, нормы и прочие подобные документы. В них подробно описываются качества базового показателя. Только зная его, можно осуществить исследование, оценить соответствие реального продукта установленным характеристикам.

Качество продукции оценивает система стандартов. Они могут быть местными, общегосударственными или мировыми. Базовый показатель подробно описывается в нормах, требованиях, стандартах, технических условиях. Крайне важно понимать, какими качествами должен обладать продукт или услуга, чтобы они могли считаться конкурентоспособными. Поэтому происходит сравнение базового и фактического показателя.

Это крайне важный процесс для производства. Выбор базового показателя должен не просто совмещать в себе ряд характеристик. Его значение должно быть реально достижимым. Кроме того, в процессе планирования производства выбирается такой уровень базового показателя, который будет оптимальным для продукции в данный момент. Поэтому разрабатывают базовые показатели специальные учреждения, которые соотносят все нюансы, особенности производства и требования потребителей. На основе этих данных рассчитываются оптимальные для современных условий характеристики для каждого типа продукта.

Средства контроля

Независимо от того, кто оценивает качество продукции, могут применяться разные средства для получения необходимой информации. Как внешние, так и внутренние контролеры могут применять один или сразу несколько способов. Основными из таких средств являются:

Каждый из представленных методов может включать в себя несколько разных способов получения необходимой информации. Выбор того или иного способа должен соответствовать особенностям исследуемого объекта.

Работа лаборатории на производстве

для чего нужна оценка качества. Смотреть фото для чего нужна оценка качества. Смотреть картинку для чего нужна оценка качества. Картинка про для чего нужна оценка качества. Фото для чего нужна оценка качества

Чтобы иметь возможность осуществлять управление качеством продукции, на предприятиях действуют лаборатории. Они решают ряд задач, которые в итоге позволяют существенно повлиять на конечный результат технологического цикла. В сферу компетенции лаборатории может входить целый спектр задач. Для каждого вида производства он может отличаться. Однако основными функциями лаборатории являются:

Рассмотрев, кто оценивает качество продукции, как проводится эта работа, можно понять особенности этого процесса на производстве. Это крайне важный процесс, который позволяет придать продукту требуемые качества, исключить появление брака и его поставку конечному потребителю.

Источник

Показатель качества

В рыночных условиях бизнес не выживет, если не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции, которая включает в себя множество показателей качества. В статье разберем, основные показатели качества и как их измерить.

Что такое показатели качества продукции

Показатель качества — это наличие определенного количества свойств и характеристик продукции, которые входят в ее качество. С экономической стороны важны только те, которые обеспечивают конкурентные преимущества на рынке.

С позиции потребителя качество представляет собой совокупность характеристик, которые удовлетворяют его потребности. Эти свойства должны соответствовать ожиданиям покупателя и назначению товара.

Факторы, влияющие на качество продукции:

использование современных технологий;

уровень производства, который обеспечивается компанией;

качество применяемого оборудования;

характеристики используемых материалов и комплектующих;

организация трудового процесса (стимулирование и мотивация труда работников);

интенсивность и продолжительность используемых производственных процессов.

Для достижения высоких качественных показателей необходимо уделять внимание всем аспектам работы.

Классификация показателей

Чтобы оценить качество товара, необходимо из множества характеристик выбрать наиболее важные. Для этого рассмотрим их классификацию.

Показатели можно классифицировать по предмету исследования:

Единичные критерии. Позволяют оценивать отдельные свойства.

Комплексные. Помогают составить мнение о совокупности характеристик.

Обобщенные. Оценивают совокупность объектов.

Показатели можно классифицировать по группам:

Эргономические. Оценивают пригодность товара для человека.

Безопасности. Рассматривают вероятность безопасной работы при использовании товара.

Экономические. Оценивают расход сырья, материалов, топлива, энергии.

Эстетические. Включают в себя качество оформления товара.

Эффективности. Определяют, насколько хорошо изделие помогает решать задачи, для которых оно предназначено.

Оценка качества может отличаться на различных этапах жизненного цикла товара:

До начала производства ожидаемые характеристики можно назвать прогнозируемыми.

После того, как произведено планирование, ожидаемые значения можно назвать проектными.

На этапе создания используются производственные показатели.

Эксплуатационные характеризуют использование произведенного товара.

для чего нужна оценка качества. Смотреть фото для чего нужна оценка качества. Смотреть картинку для чего нужна оценка качества. Картинка про для чего нужна оценка качества. Фото для чего нужна оценка качества

По месту в жизненном цикле

Каждый товар существует в пределах своего жизненного цикла, включающего в себя следующие этапы.

Начальный период

Этап начинается с новой идеи, которую тщательно анализируют с точки зрения производства и ожидаемых качественных характеристик. В это время объективно оценивают привлекательность нового товара для потребителей, проводя маркетинговые исследования. В результате показатели качества продукции становятся более конкретными.

Внедрение в производство

Перед запуском производства необходимо точно оценить перспективы товара. Сначала создаются образцы, затем начинается массовое производство. При помощи маркетинговых исследований можно получить информацию об эксплуатационных характеристиках товара. При необходимости внести изменения в процесс производства и реализации продукции.

Создание рынка и дальнейшие этапы

На этом этапе вопросы исследования качества, отношения потребителей к товарам особенно важны. Они определяют стратегию развития продаж.Теперь показатели качества продукции — это предмет точного измерения.

По потребительским свойствам

Любой товар производят для потребителя. Поэтому важны следующие свойства:

Функциональная полезность. Соответствует ли товар функциональному назначению.

Безопасность в использовании. Товар должен исключать возможность несчастных случаев и не выделять вредные для здоровья и экологии вещества.

Удобство. При использовании товара человек должен ощущать комфорт.

Эстетические характеристики товара. Внешний образ должен привлекать.

Надежность. В этот показатель входит долговечность, ремонтопригодность.

Технические показатели качества продукции

Технические характеристики могут относиться к нескольким группам показателей.

Конструктивные

К этой категории качества продукции относят особенности технического устройства предметов. Например, габаритные размеры, наличие определенных узлов, применение различных технических решений.

Показатели состава и структуры

Здесь рассматривается наличие в продукции химических веществ. Например:

процентное содержание определенных добавок в стали;

массовая доля сахара в продуктах;

количество серы, содержащейся в коксе.

Эти показатели могут определять качество изделий, их долговечность.

Использование сырья

Следует обратить внимание на особенности процесса производства: какое используется сырье, материалы и комплектующие. Насколько экономично производство товаров. С помощью таких показателей качества оценивают уровень затрат.

Экономические показатели

Экономические показатели качества продукции характеризуют затраты, доход и другие характеристики. Чтобы оценить выгоду от производства, нужно изучить следующие показатели:

Доход. Насколько бизнес прибыльный.

Затраты. Они связаны с производством, продажей, послепродажным и гарантийным обслуживанием.

Оптовые и розничные цены.

При продаже важны не только расходы производителя, но и покупателя продукции. Последний, определяя выгодность покупки, будет оценивать суммарные затраты, которые включают в себя: покупную цену, стоимость расходных материалов, покупки запчастей, ремонта, плату за обучение, стоимость эксплуатации, утилизации. Чем меньше совокупная стоимость, тем привлекательнее товар.

По применению для оценки

При использовании критериев качества важно, как производится их оценка. Показатели делятся на следующие группы:

Базовые критерии. При рассмотрении конкретного вида товара их принимают в качестве основы.

Относительные. Их оценивают по отношению к зафиксированной величине.

Определяющие. Показатели применяются для того, чтобы на их основе принять окончательное решение.

По количеству характеризуемых свойств

При исследовании характеристик получают большой объем полезной информации о товаре. Однако наиболее важны показатели, которые служат основанием для принятия решений. Обычно покупателю необходимо знать несколько параметров для этой цели. Показатели относят к следующим категориям:

Единичные показатели. Например, при покупке компьютера может интересовать количество установленной оперативной памяти. Это важная характеристика, но не единственная, которую необходимо принять во внимание.

Комплексные показатели. Одновременно оценивают совокупность нескольких свойств. Например, при покупке роутера покупатель может заинтересоваться, хватит ли сигнала на всю площадь квартиры. При этом он сочтет важным именно это, а не количество частотных диапазонов.

Обобщенные показатели. Характеризует весь комплекс показателей. Например, покупая хлеб, можно оценить его свежесть, не интересуясь подробностями состава.

Иногда может рассматриваться интегральная характеристика. Она комплексная, но еще оценивает соотношение полученных выгод к произведенным затратам.

По возможности оценки

При определении величины этого показателя качества возможны ситуации:

Параметр допускает количественную оценку. Такие данные позволяют точно оценить изделие.

Величина имеет случайную природу. Такая ситуация возникает, если считают количество отказов за определенный период времени. Полученная информация позволяет сделать вероятностную оценку. Для этого применяют методы теории вероятности.

Иногда показатели качества продукции не имеют точного количественного выражения. Например, это относится к оценке, которую ставит дегустатор.

Возможны такие ситуации, когда для проведения оценки отсутствуют объективные данные. Например, эта ситуация может возникнуть при оценке долговечности товара, который только недавно появился на рынке.

Методы измерения показателей качества

Для того, чтобы сделать точную оценку изделия, можно воспользоваться следующими методами:

Измерительный. Использование специальной аппаратуры и приспособлений для объективного получения точных значений. Результат определяется в соответствующих единицах измерения: кг, м, л, Вт и др.

Регистрационный. Метод фиксирует происходящее с товаром в течение определенного периода. Например, может рассматриваться количество отказов, доля бракованных изделий в партии товаров или аналогичные. Этот способ наиболее трудоемкий.

Расчетный. Позволяет вычислять показатели, характеризующие качество продукции, на основе имеющихся данных по формулам.

Наряду с точными методами исследованиями применяются субъективные. В их число входят:

Органолептический метод. Включает описание на основе органов чувств человека. В нем используются зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Эта процедура может, например, использоваться для дегустации продуктов. Этот способ удобен тем, что при его применении нет необходимости использовать дополнительные приспособления.

Экспертный метод. Решение выносит не один человек, а несколько. При этом необходим подходящий уровень квалификации.

Социологический метод исследования. Нужно получить мнение большого количества людей. Для этого проводят опросы, заполняют анкеты и другие аналогичные способы.

Итак, чтобы точно определить значение показателя:

Используют сводную карту дефектов, отказов. Для этого оформляется таблица, в которую заносят информацию о каждом случае.

Применяют непосредственные изменения характеристик.

Показатели берут из предоставленной документации.

Используют корреляционные диаграммы для изучения взаимосвязи между параметрами.

Рисуют причинно-следственные диаграммы для понимания взаимосвязей между показателями.

Проводят статистические исследования, на основе которых показатели вычисляются при помощи методов теории вероятности.

В некоторых случаях показатели качества продукции — средние величины. Это удобно при подсчете затрат, прибыльности. Для этого делают расчеты для партии товара, а потом определяют среднее значение для каждой группы.

Заключение

Качество товаров — важный показатель для бизнеса, так как оказывает существенное влияние на экономику и финансы. Поэтому каждый производитель должен обеспечить высокое качество своей продукции, чтобы быть конкурентоспособным, удовлетворить потребности покупателя и принести прибыль организации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *