для чего нужна решетка пеннета
Решётка Пеннета
Связанные понятия
Реципрокные скрещивания — два эксперимента по скрещиванию, характеризующиеся прямо противоположным сочетанием пола и исследуемого признака. В одном эксперименте самца, имеющего определенный доминантный признак, скрещивают с самкой, имеющей рецессивный признак. Во втором, соответственно, скрещивают самку с доминантным признаком и самца с рецессивным признаком.
660нм), другая — дальний красный (λ
730нм). Поглотив свет, фитохром переходит из одной формы в другую. Этот пигмент играет важную роль в ряде процессов, таких как цветение и прорастание семян.
Репортёрные гены (гены-репортёры, англ. reporter gene) в молекулярной биологии — гены, которые присоединяют к регуляторным последовательностям других генов для исследования проявлений генов в культурах клеток. Некоторые репортёрные гены используются исследователями, так как их экспрессия придаёт организму чётко выраженные легко измеряемые характеристики, некоторые, — так как они являются селективными маркерами. Репортёрные гены используют для того, чтобы определить уровень экспрессии гена в клетке.
Злокачественный рост, или возникновение опухолей, следует рассматривать как особый патологический способ развития клеток. Переход к патологическому развитию возможен для клеток различных тканей многоклеточных животных и растений.
Эта статья об аквариумной рыбке, также известной как бычковая мандаринка. О плотоядной пресноводной рыбе известной как китайский окунь см. Окунь китайский.Мандаринка (лат. Synchiropus splendidus) — вид небольших ярко окрашенных рыб из семейства лировых (Callionymidae).
Решётка Пеннета
Содержание
Моногибридное скрещивание
В этом примере оба организма имеют генотип Bb. Они могут производить гаметы, содержащие аллель B или b (первая означает доминантность, вторая — рецессивность). Вероятность потомка с генотипом ВВ составляет 25%, Bb — 50%, bb — 25%.
Материнские | |||
---|---|---|---|
B | b | ||
Отцовские | B | BB | Bb |
b | Bb | bb |
Фенотипы же получаются в сочетании 3:1. Классический пример — окраска шерсти крысы: например, B — чёрная шерсть, b — белая. В таком случае 75% потомства будет иметь чёрную шерсть (BB или Bb), тогда как только 25% будет иметь белую (bb).
Дигибридное скрещивание
Следующий пример иллюстрирует дигибридное скрещивание между гетерозиготными растениями гороха. A представляет доминирующую аллель по признаку формы (круглый горох), a — рецессивную аллель (морщинистый горох). B представляет доминирующую аллель по признаку цвета (жёлтый горох), b — рецессивную аллель (зелёный). Если каждое растение имеет генотип AaBb, то, поскольку аллели по признаку формы и цвета независимы, может быть четыре типа гамет при всех возможных сочетаниях: AB, Ab, aB и ab.
AB | Ab | aB | ab | |
---|---|---|---|---|
AB | AABB | AABb | AaBB | AaBb |
Ab | AABb | AAbb | AaBb | Aabb |
aB | AaBB | AaBb | aaBB | aaBb |
ab | AaBb | Aabb | aaBb | aabb |
Получается 9 круглых жёлтых горошин, 3 круглых зелёных, 3 морщинистых жёлтых, 1 морщинистая зелёная горошина. Фенотипы в дигибридном скрещивании сочетаются в соотношении 9:3:3:1.
Древоидный метод
Существует и альтернативный, древоидный метод, но он не отображает генотипы гамет верно:
Его выгодно использовать при скрещивании гомозиготных организмов:
Как построить решетку Пеннета
Решетка Пеннета широко используется для решения генетических задач наследования потомства вменделевской генетике. Сеепомощью можно рассчитать вероятность того, как ген родителей передастся ребенку. Решают такие задачи еще школьники науроках биологии, задают такие задания истудентам. Этот навык используют вработе ипрофессиональные генетики.
Решетку также применяют ивбыту. Так, производители новых пород растений изучают, насколько удачно пройдет скрещивание нескольких разных видов истоитли это делать.
Наиболее важно изучение наследования врождении детей. Уродителей есть шанс выяснить, насколько велик шанс того, что ребенок унаследует отодного изних серьезное генетическое заболевание.
Метод расчета передачи генов отродителей потомству придумал генетик изБритании Реджинальдом Пеннетом вначале 20века. Сего помощью уже больше ста лет генетики наглядно рассчитывают, каким может быть потомство родителей.
pexels.com
Решеткой этот метод называется из-за внешних признаков. Онвыглядит как таблица сдвумя столбцами. Впервой вертикальной записывают гаметы одного родителя, вовторой— другого. Построить такую таблицу очень легко.
Как построить решетку Пеннета
Для начала нужно изучить понятия. Запомните, что геном определяет признак любого живого организма. Например, цвет волос. Различные варианты одного итогоже гена называют аллелями.
Генотип— это все гены, которые составляют ДНК. Ихвнешний вид иповедения называются фенотипом.
Внашем случае вероятность наследования ребенком признаков— 50на 50. Унас две ячейкиАа идвеаа. Вкаждом случае нам нужно сложить 25%+25%. Получается, что унас равные шансы угетерозиготы ирецессивной гомозиготы. Тоудетей пары изнашего примера одинаков шанс получить черные волосы или русые.
Теперь выможете описать фенотип. Определить вероятность появления уребенка конкретного признака можно, если сложить вероятности всех ячеек содной или несколькими доминантными аллелями. Сделать это можно, только если аллели соответствуют конкретному признаку. Чтобы выяснить, насколько велика вероятность наследования рецессивного признака, позакону нужно сложить вероятности ячеек сдвумя рецессивными аллелями.
Помните, что использовать врешении задачи решетки Пеннета можно любые буквы. Важно, чтобы они были заглавными истрочными. Наши «А» и«а»— лишь пример. Также важно помнить, что нет фрагмента кода ДНК, которыйбы делал аллель доминантной. Определить это можно только при проявлении признака накакой-то одной аллели.
cf.ppt-online.org
Кстати, решетку Пеннета можно сделать значительно шире. Так получится узнать куда больше опотомстве пары. Например, если сделать решетку счетырьмя строчками ичетырьмя столбцами, товнее можно поместить почетыре алллели каждого родителя. Тоесть удастся узнать, как ребенок унаследует сразу два гена родителя. Можно еще сильнее расширить ееиувеличить количество изучаемых генов еще больше. Правда, вэтом случае решетка будет очень большой иподводить подсчет будет сложнее.
Для чего нужна решетка пеннета
Решётка Пеннета, или решётка Паннета — 2D-таблица, предложенная английским генетиком Реджинальдом Паннетом (1875—1967) в качестве инструмента, представляющего собой графическую запись для определения сочетаемости аллелей из родительских генотипов[1]. Вдоль одной стороны квадрата расположены женские гаметы, вдоль другой — мужские. Это позволяет легче и нагляднее представить генотипы, получаемые при скрещивании родительских гамет.
Что такое решетка Пеннета?
Хорошо известно, что составление решеток Пеннета широко используется для решения генетических задач в менделевской генетике. Умение правильно составлять решетку Пеннета пригодится школьникам и студентам на уроках биологии. Но и профессиональные генетики используют эти навыки в своей работе. Что же такое решетка Пеннета?
Составление решетки Пеннета в моногибридном скрещивании
Наша решетка Пеннета будет выглядеть следующим образом (См. рис.)
Решетка Пеннета и Менделевское наследование
Каждый признак данного организма контролируется парой аллелей.
Если организм содержит два различных аллеля для данного признака, то один из них (доминантный) может проявляться, полностью подавляя проявление другого (рецессивного).
При мейозе каждая пара аллелей разделяется (расщепляется) и каждая гамета получает по одному из каждой пары аллелей (принцип расщепления).
Без этих основных законов мы не сможем решить ни одну генетическую задачу. Установив возможность предсказывать результаты по одной паре альтернативных признаков, Мендель перешел к изучению наследования двух пар таких признаков.
Составление решетки Пеннета в дигибридном скрещивании
Сперва необходимо определить все возможные комбинации гамет, для этого также можно использовать решетку Пеннета (См. рис.1)
Таким образом гетерозиготные растения могут дать четыре типа гамет со всеми возможными комбинациями: RY, Rg, wY, wg. Теперь составим решетку Пеннета для генотипов (См. рис.2)
Составление решетки Пеннета в тригибридном скрещивании.
Составить решетку Пеннета для скрещивания между двумя растениями гетерозиготными по трем генам будет более сложно. Для решения этой задачи мы можем воспользоваться нашими знаниями по математике. Чтобы определить все возможные комбинации гамет для тригибридного скрещивания мы должны вспомнить решение полиномов.
Теперь составим решетку Пеннета для генотипов (таблица будет иметь 64 клетки (См. рис. 3)
Соотношение и вероятности по генотипам для тригибридного скрещивания
Но как нам подсчитать соотношение по генотипам. Снова воспользуемся полиномами.
Мы знаем, что соотношение по генотипам для моногибридного скрещивания составляет: 1AA: 2Aa: 1aa.
Теперь составим полином для нашего случая: (1AA + 2Aa + 1aa) X (1BB + 2Bb + 1bb) X (1CC + 2Cc + 1cc).
Умножим два первых выражения мы получим: (1AABB + 2AABb + 1AAbb + 2AaBB + 4AaBb + 2Aabb + 1aaBB + 2aaBb + 1aabb) X (1CC + 2Cc + 1cc).
Умножив полученное выражение на третье мы получим результаты для генотипов : 1AABBCC : 2AABbCC : 1AAbbCC : 2AaBBCC : 4AaBbCC : 2AabbCC : 1aaBBCC : 2aaBbCC : 1aabbCC : 2AABBCc : 4AABbCc : 2AAbbCc : 4AaBBCc : 8AaBbCc : 4AabbCc : 2aaBBCc : 4aaBbCc : 2aabbCc : 1AABBcc : 2AABbcc : 1AAbbcc : 2AaBBcc : 4AaBbcc : 2Aabbcc : 1aaBBcc : 2aaBbcc : 1aabbcc
Соотношение и вероятности по фенотипам для тригибридного скрещивания.
И мы также можем получить соотношение по фенотипам.
Мы знаем, что соотношение по фенотипам для моногибридного скрещивания составляет: 3A-: 1aa.
Теперь составим полином для нашего случая: (3A- + 1aa) X (3B- + 1bb) X (3C- + 1cc).
Умножим два первых выражения мы получим: (9A-B-+ 3A-bb + 3aaB-+ 1aabb) X (3C-+ 1cc).
Умножив полученное выражение на третье мы получим результаты для фенотипов: 27A-B-C- : 9A-bbC- : 9aaB-C- :3aabbC- : 9A-B-cc : 3A-bbcc : 3aaB-cc : 1aabbcc
Все эти результаты мы получили с помощью метода полиномов, и без составления решеток Пеннета.
Задачи по генетике: примеры, решение с объяснениями
Умение решать задачи по генетике очень важно, особенно, если школьник собирается сдавать Единый Государственный Экзамен по предмету биология. На первый взгляд, генетические задачи представляют собой что-то запутанное и непонятное. Но если разобраться в процессе решения, то все окажется не так уж и страшно. Давайте разберемся, как решать задачи по генетике.
История
Несмотря на то, что имя этого выдающегося ученого фигурирует во многих учебниках как имя первооткрывателя данной биологической области, не стоит думать, что он первый задумался о наследственности. За его открытиями и тремя постулатами генетики стоит титанический труд его последователей, пытавшихся изучить данную область. Ведь, как показывает история, уже более шестисот лет назад люди понимали примитивные закономерности наследования, но не могли их объяснить.
Законы Менделя
Без знания трех основных законов наследования и изменчивости невозможно заниматься решением задач по генетике.
Первый закон объясняет принципы единообразия гибридов первого поколения и звучит следующим образом:
При скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных проявлений признака, все первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным и будет нести проявление признака одного из родителей.
Данный закон означает, что если скрестить две чистые линии по одному признаку, например, зеленый и желтый горох, то абсолютно у всех потомков проявится только один цвет (либо желтый, либо зеленый), в зависимости от того, чей признак более сильный (доминантный).
Второй закон, который объясняет расщепление признаков, звучит следующим образом:
Это означает, что у родителей, которые не являются чистыми линиями, в любом случае, с меньшей вероятностью, но появится у потомства внешнее различие, не говоря уже о генотипе.
Третий закон о независимом наследовании звучит как:
При скрещивании двух особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.
Это означает то, что один независимо наследуемый признак никак не может повлиять на проявление или не проявление другого независимого признака.
Общие правила
Чтобы научиться решать задачи по генетике, необходимо:
Оформление
Задачи по биологии на генетику имеют свою специфику оформления, для который необходимо знать и уметь пользоваться особой символикой. Данные символы представлены в таблице.
Пользование данной символикой поможет облегчить решение задач и уменьшит громоздкие записи сложных заданий.
Решетка Пеннета
Если задачи по теме генетика даются школьнику с трудом, то рекомендовано решать даже самые легкие из них с помощью этой решетки. Она поможет правильно расписать генотип, не запутавшись.
Многибридное скрещивание
Теперь, когда основные генетические принципы рассмотрены, можно приступать к объяснению задач по генетике. Начнем изучение с самых простых примеров на моногибридное скрещивание, в которых рассматривается только одна пара признаков.
Возьмем такой пример задачи по генетике: ген глухоты является рецессивным, в отличие от гена нормального слуха. У неслышащего мужчины и нормальной женщины родился ребенок с нарушением слуха. Необходимо определить генотипы всех членов семьи.
Как решить задачу по генетике? Начнем разбор по-порядку:
Дигибридное скрещивание
Решение задач по биологии на генетику такого типа предполагает использование решеток Пеннета. В данных задачах рассматривается наследование двух независимых признаков.
Итак, условие, взятое из учебника:
У томатов красная окраска плодов доминирует над желтой, а гладкая кожица плодов доминирует над опушенной. Скрестили между собой гомозиготные растения томатов с красными и гладкими плодами с гомозиготным растением томатов с желтыми и опушенными плодами. Определите генотип и фенотип потомства.
Приступим к решению данной задачи по генетике:
Задачи с решеткой Пеннета
Рассмотрим задачи по генетике также с дигибридным скрещиванием, но уже по-сложнее.
Возьмем потомков первого поколения из условия выше, то есть томаты с красной гладкой кожицей и генотипом АаВв и скрестим их с рецессивной чистой линией (аавв).
Чтобы узнать генотипы и фенотипы потомков, для удобства нам необходимо составить таблицу.
Родители | АВ | Ав | аВ | ав |
ав | АаВв | Аавв | ааВв | аавв |
Теперь по известным генотипам очень легко определить внешний вид потомков:
Вот так легко решается задача по генетике на скрещивание по двум и более признакам.
Наследование, сцепленное с полом
Помимо признаков, наследуемых по аутосомному типу, у человека и животных существует огромное количество признаков, которые локализуются в половых хромосомах.
Известно, что у человека, не страдающего какими-либо серьезными генетическими отклонениями, их две (ХХ у женщин; ХУ у мужчин). Большинство признаков несет именно Х хромосома.
Рассмотрим пример решения задач по генетике на данную тему. Возьмем условие из учебника:
От родителей, по фенотипу имеющих нормальное зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик-дальтоник (не различает красный и зеленый цвета). Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?
Решение данной биологической задачи по генетике будет следующим:
Таким образом мы определили все генотипы в данной задаче по генетике.
Задачи на группы крови
Это особый тип задач, при решении которых надо знать, каким именно образом наследуется та или иная группа крови. Для этого необходимо воспользоваться специальной таблицей, изображенной на рисунке ниже.
Разберем задачу по-порядку:
Попробуем решить еще одну задачу, но уже на резус-фактор. Для этого воспользуемся другой показательной таблицей, представленной на рисунке.
Ответ: по результатам теста на определение отцовства, ребенок не будет являться родным. Так как положительный резус-фактор означает, что он должен иметь хотя бы одного родителя с положительным резус-фактором.
Задачи повышенной сложности
Рассмотрев, простые задачи по генетике, давайте попытаемся решить более сложные. Возьмем, пример, задачу, которая будет содержать в совокупности и аутосомные признаки и половые.
Итак, дано: у человека генетически обусловлено доминирование карих глаз над голубыми. А дальтонизм считается рецессивным по отношению к нормальному зрению.
Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей — дальтоников с карими глазами и их пол.
Решаем пошаговым способом:
Наглядные генотипы готовы. Теперь осталось определить вероятность появления в этой семье кареглазых детей с нарушениями цветовосприятия и определить их пол. Для этого внимательно рассмотрим таблицу. Кареглазый дальтоник появится только в одном случае, и это будет мальчик. Таким образом вероятность его появления равна 1/8.
Генетика в Едином Государственном Экзамене
Выпускники, нацеленные на сдачу биологии в этом году, должны знать, что встречаются в ЕГЭ задачи по генетике. Чтобы успешно сдать экзамен, не достаточно уметь решать простые задания на изменчивость и наследование, но еще обладать навыками решения более сложных заданий.
Согласно статистке в Едином государственном тестировании встречаются несколько вариантов генетических задач, как в первой части, так и в последней, которая дает большее количество баллов.
Задачи по генетике на моногибридное скрещивание очень часто фигурируют в части А демонстрационных вариантов, под номерами (7, 8 и 30).
А вот задания на дигибридное и полигибридное скрещивание, на половое наследование и на группы крови чаще всего составляют последнюю, саму сложную часть вопросов Единого Государственного экзамена. Они фигурируют под номером 6.
За правильно решенную и, что немаловажно, правильно оформленную задачу могут дать три балла.
Также возможно встретить и смешанный тип, который рассмотрен в данной статье как задачи повышенной сложности. Им тоже необходимо уделять внимание при подготовке к поступлению, потому что на первом курсе профиля естественных наук будут решаться такие задачи.
Чтобы успешно сдать ЕГЭ, необходимо уделять внимание не только теоретической подготовке, но и практиковаться в решении задач. Систематичность и регулярность в этом деле вознаградят выпускников высокими баллами за экзамен и поступлением в выбранный институт на хорошую специальность.