для чего нужна сатурация звука при сведении
Как эффективно применить сатурацию?
Сатурация часто вызывает недопонимание. Иногда это обусловлено возникновением эффекта перегруза, который наблюдается в большинстве случаев использования плагина.
Это не совсем справедливо, ведь сатурация при правильном использовании позволяет придать «аналоговое» звучание миксу.
Большая часть плагинов сатурации достаточно просты в использовании, но самое важное в использовании эффекта это понять принцип его работы. Давайте рассмотрим процесс в деталях и проанализируем несколько примеров.
Шаг 1. Что представляет собой сатурация?
Насыщением (сатурацией) называется процесс, исходящий из аналоговой области звука. Звукоинженеры, используя магнитную ленту и высокие уровни записи, получали сжатие определенного типа, именуемое ленточной сатурацией.
При проигрывании ленты таким путем, уровень звука доходил до 0 децибел (а в некоторых случаях и превышал этот показатель) и клиппировал, что называлось «мягким клиппингом». В результате наблюдался небольшой перегруз сигнала, отражающий натуральную компрессию и характеристики ограничения звука. Это использовалось инженерами в качестве инструмента в определенных элементах микса.
В цифровых системах, как правило, все более строго с тем, что превышает отметку в 0 децибел. Это считается жестким ограничением. Всё, выходящее за эти пределы, приводит к возникновению искажений. Безусловно, это не проблема для современных DAW и устройств, поскольку во многих из них реализован алгоритм мягкого лимитирования на мастер-шине.
Поэтому вам не стоит опасаться больших проблем, если вы не расслышите небольшое превышение уровня звука в приложении Logic, Cubase или Reason.
В таких случаях программное усечение сигнала предпочтительней, чем цифровые искажения, однако оно не создает требуемого нам эффекта. Если мы хотим получить классический эффект сатурации, нам нужно воспользоваться специальным плагином или аппаратным устройством. Разумеется, их можно просто купить, но давайте поэкспериментируем с цифровыми решениями.
Шаг 2. Насыщение ударных
Насыщение можно использовать при любой комбинации инструментов, однако настоящий эффект оно обеспечивает на специфичных вещах, к примеру, на барабанах.
Великолепное исполнение партии ударных, которое было записано через предусилитель в 24-х битную DAW, может иметь хорошее звучание, но иногда микс может нуждаться в «мясе» и «зернистости»: насыщение может сработать, не окрашивая и не изменяя в сильной степени оригинальную партию.
Принцип работы большей части плагинов весьма прост. Как только вы уловите суть процесса насыщения, вы поймете, когда, где и в какой мере его использовать. В идеале нам нужно отыскать баланс между насыщенным звуком и чистыми элементами с более слабой окраской.
Разумеется, эффект сатурации можно применить для всего микса, но только при необходимости получить звучание аналоговой ленты.
Для демонстрации я воспользовался отличным плагином URS Saturation на части записи акустического барабана с разными параметрами. Надеюсь, вы поймете, что можно делать с помощью разных слоев сатурации. Здесь я использую модель предусилителя Tube с применением около 30 %, которая следует за пленочной моделью около 100 %.
Ударные с сатурацией URS Tape
Любая форма сатурации добавляет звуку гармоники. Кроме того, она способствует поднятию уровня громкости до уровня натуральной компрессии. Совокупность этих эффектов позволяет сделать звук более жирным или теплым, в результате появляется ощущение, можно сказать, аналогового звучания. Как бы это не называлось, оно работает в данных двух примерах.
В этом примере я использовал самые разные плагины, начиная от высокого уровня и заканчивая плагинами уровня встроенных в DAW. Я верю, что в некоторых интересных бесплатных плагинах реализованы отличные функции, поэтому если знаете соответствующие ссылки, делитесь.
Шаг 3. Разогрев партии синтезаторов
Еще одним отличным способом использования плагинов сатурации является их применение к партии синтезатора. Звучание виртуальных аналоговых приборов можно приблизить к более реальным, большинство звуков при этом будут более качественными.
В этом примере плагин SPL TwinTubes применяется к одному из встроенных в Logic Pro звуковых фрагментов. В результате обработки данным плагином получаются действительно удивительные звуки, и вам может показаться, что слушаете вы железное оборудование. Я почти не использую гармонические параметры и просто настроил достаточный объем насыщения.
Конечным результатом является неотчетливый, громкий синтезатор, характеризующийся ретро-звучанием. К этому стремится большая часть любителей синтезаторов, и это зачастую проблематично получить при использовании программных синтезаторов без обработки.
Шаг 4. Применение на вокале
Поразительно, но хорошая степень насыщения придает более выгодное звучание даже записям вокальных партий. Чтобы обосновать это, я использовал плагин Bitcrusher, встроенный в Logic, для получения аналогичного эффекта.
Выключив параметр «Bitcrushing», поставив параметр «Resolution» на максимум и контролируя параметр «Drive», мы присоединяем мягкий оттенок перегруза и насыщения.
Шаг 5. Сатурация на стадии мастеринга
Весьма часто сатурация используется на мастер-шине в миксе. Это может привнести эффект аналогового звучания в весь микс и ввести в заблуждение даже самый придирчивый слух, склоняя его к мысли о применении железного оборудования.
Среди многих плагинов такого типа более всех мне нравится PSP Vintage Warmer. При общении со многими продюсерами выяснилось, что это — удивительный инструмент, который они часто используются для лимитирования и компрессии мастер-шины.
В Vintage Warmer реализовано намного больше возможностей, по сравнению с простым сатуратором, он позволяет сжимать, ограничивать, обеспечивает эффект ленты и даже оснащен функциями простейшей эквализации.
В аудиопримерах ниже продемонстрирована только сатурация и ограничение уровня. Это означает, что общая громкость этих фрагментов существенно выросла, однако эффект насыщения достаточно легко различим.
Чтобы продемонстрировать возможности Vintage Warmer, я запустил весь демо-материал вместе, после чего связал его через мастер-шину в Logic. Тут вы не увидите никаких других эффектов, кроме определенной фильтрации на синтезаторе и плагинов самой сатурации.
Красим Звук: Saturation, Теплые Лампы и Аналоговый Саунд
Поговорим об окраске звука. О фактуре. О мясе, пыли, грязи, звоне, песке, шероховатостях и прочих деликатесах. Сим постом я начинаю небольшой цикл статей. И, пожалуй, начну я с “сатурации” (Saturation или “Насыщение”).
Наши уши (точнее — наше сознание) обожают улавливать в звуках “шершавость”, характерный звук, который как будто можно «потрогать», воспринимается нами более ярко. Прослушивание такой музыки доставляет удовольствие куда сильнее. А вот гладкая и стерильная пластмасса высококачественной и приближенной к реальности записи, они не то, что не любят…. Она проскальзывает из одного уха в другое, не оставляя в сознании слушателя никаких “тактильных” впечатлений.
Эти особенности саунда давно поняли и с успехом используют за рубежом, где школа звукозаписи развита куда сильнее, чем у нас. Особенно выдающимися по “окрашиванию” саунда является такие стили как хип-хоп (в 90-х, особенно), трип-хоп, индастриал, nu jazz, да и рок-инди-группы стоят в первых рядах за вкусным саундом…
Примечание: рекомендую заценить “окрашивание” у раннего Amon Tobin (или у Cujo), у Blockhead, Aesop Rock. Также хорош релиз от Майка Паттона (вокалист Faith No More) “Peeping Tom”. Все перечисленные исполнители большое внимание уделяют саунду и окрашиванию, чтят фактуру, любят аналоговый звук.
Но, ближе к делу. Первым, и одним из наиболее примечательным эффектом “окрашивания” и искажения звука для его читабельности является сатурация! В данной статье я расскажу о ее видах, способах эмуляции программными средствами, дам ссылки на VST-плагины, и поведаю о наиболее частых способах ее применения. Поехали. =)
Немного истории.
Saturation — это эффект насыщения звука дополнительными гармониками (искажениями, но “приятными для слуха”).
Таким образом звук обеспечивается дополнительными гармониками и обертонами, в результате на нижних частотах становится глубоко, на средних — тепло, на высоких — звонко.
Сей эффект долгое время был присущ ламповым и транзисторным приборчикам доцифровой эры, и воспринимался как данность.
С наступлением же цифровой эры звукорежиссеры получили в свое распоряжение совершенно “стерильный” саунд, который не был «подкрашен».
Многие были сбиты с толку, и даже – разочарованы. Новый саунд звучал для них слишком непривычно истерильно. К тому же — «не цеплял». Поэтому большинство звукорежиссеров вновь взяли в руки отложенные на полки старые аналоговые (ламповые, транзисторные, ленточные) приборы и стали все звуки пропускать через них добиваясь «того самого саунда».
Уже позже производство встрепенулось, и в линейках железа появилось множество нововведений и модулей, которые были призваны окрашивать качественный и стерильный цифровой звук в звук более “грязноватый», “тепловатый”, “приятный” (на выбор).
Дорогущие приборы цифровой эры стали учиться выдавать «дрянной” саунд предыдущей эпох. Не правда ли, забавно?
Основные типы сатурации.
Итак, какие типы сатурации у нас есть:
Трансформаторная сатурация связана с магнитной индукцией, и всякой полевой дребеденью, которая возникает в трасформаторных катушках понятно, да? =) Интенсивность искажений зависит от материала, из которого сделан сердечник трасформатора, а многое – от материала обмотки и его свойств.
Специфика трансформаторных сатураций в том, что они могут быть и не очень приятными, особенно на высоких частотах. Но и свой непередаваемый окрас, достойный внимания, и подходящий для разных случаев, у нее есть.
Плагины, эмулирующие различные типы сатурации.
Аналоговыми железками обладает далеко не каждый звукорежиссер, и в таком случае для эффекта сатурации можно использовать VST-плагины, которые им “подражают” — более или менее успешно.
Какие плагины мы можем использовать, чтобы добиться “теплого аналогово звука” или окраса?
Перечислю некоторые из них:
Есть также многие другие плагины. Бесплатные и платные — ищите, и вознаграждены будете!
Дефолтные сатураторы в Ableton Live
Создатели Ableton также не дремали, и внесли в состав своего программного продукта несколько годных для употребления модулей для сатурации:
Я не стал включать сюда модули, типа Amp, Overdrive, и т.п. Но, в принципе, они тоже могут иcпользоваться для насыщения инструментов не только добавочными гармониками но и нехилыми агрессивными искажениями. Имейте в виду.
И вот я как-то незаметно подошел к вопросу о применении сатурации в миксе. Давайте прикинем – как ее можно использовать.
Совет: щелкнув правой мыши на данных плагинах можно (и нужно) включить «Hi-Quality» режим.
Где конкретно, как, и зачем используется сатурация (насыщение) в миксе?
Модуль сатурации (exiter, “возбудитель”) есть, к примеру, в великолепном плагине IZotope Ozone. В последней версии Izotope Ozone (5 версия, если я не ошибаюсь) доступны различные виды гармонических искажений. Среди возможных эмуляций не только ламповые, аналоговые, но и магнитные. И даже, по-моему трансформаторные. (см. рисунок выше)
Необходимое предостережение.
Сатурация — это то масло, которым можно испортит кашу, особенно если использовать сатурацию без меры. =) Учтите, что возбуждение гармоник может вызывать резонанс на некоторых чрезмерно возбужденных частотах. А это приводит к клиппингу и к скукоживанию ушей как у вас, так и у слушателей.
В таких случаях не забывайте гасить резонансы эквалайзером.
И — помните об умеренности.
Итоги.
Все это прелестно, и отлично. Однако, я хочу напомнить — хороший и “вкусный” саунд является не только результатом использования одной лишь сатурации. Гармонические искажения (ламповые, трансформаторные или “кассетные”) — это лишь частность. Впрочем, довольно весомая и важная.
Для достижения “вкусного” саунда применяется еще достаточно нехилое количество разных мер и манипуляций: эквализация частот (добавление средних частот и “грязи”), уже упомянутый дисторшен, redux (редукшен), хорус (chorus), эмуляция винила (vinil distortion), реверберация… добавление шорохов и шумов… и т.п.
Все это подкрашивает саунд, делает его фактурным и интересным. И обо всем об этом я имею намерение рассказать в следующих статьях.
С вами был Wolfframe! Пишите, пожалуйста ваши отзывы и комментарии! Спасибо за внимание, и до новых встреч. =)
Что такое сатурация?
Следующую свою статью я бы хотел посвятить такому понятию, как сатурация звука.
Суть состоит в том, что когда-то звукозапись, точнее ее техника, носила аналоговый характер. Позже, с развитием технологий, мы получили так называемую «цифру». Это самое цифровое звучание сделало звук более прозрачным. Звуковая волна теперь записывалась без различного рода посторонних шумов, без искажений, которые добавляли аналоговые приборы. В этом и состояла суть проблемы, таким образом, звук потерял свою «живость» или как еще не редко выражаются, «шумность».
Для того чтобы добавить звуку объемности и насыщенности, нужно было прогнать его через ревербератор. Все бы хорошо, но далеко не у всех имеется нужная сумма на хороший реверб. Или на иное подобное «железо». Тут выбор невелик: либо копить, либо использовать специально предназначенные для этого vst плагины, которые еще называются сатураторами. Именно за счет работы этих плагинов происходит обогащение звука гармониками, делающих звук более объемным. При сведении и написании трека сатурация используется крайне часто, это факт.
Сатурация делится на 3 вида.
—Ламповая.
Используя ламповую сатурацию, можно добиться достаточно высоких результатов, это подтверждено годами. В качестве примера могу привести хороший ламповый сатуратор
Wave arts tube saturator 1.0
Трансформаторная.
Трансформатор обрабатывает звук, и на выходе мы получаем довольно хорошую обработку. Такой способ встречается реже, но тем не менее также достаточно эффективен в работе с вашим миксом. В качестве примера рекомендую «Tessla pro».
-Магнитно-ленточная сатурация.
Насчет этой обработки звука информации не так много, но по сути это такой вид сатурации, который приводит звучание в пленочную составляющую. «Decapitator» отличный плагин, который можно использовать для такого вида обработки
Чтобы получить более «утепленный» звук для ваших работ, я бы посоветовал вам попробовать обрабатывать звук с помощью сатураторов.
Надеюсь, тем, кто не очень ориентировался в данной теме, теперь будет хотя бы немного легче.
Сатурация – новое рождение
Анонс
DJSTORE
Сатурация – новое рождение
Немного истории
Раньше, когда ламповые и ленточные микрофоны посылали сигнал на ламповые предусилители, а затем на ламповые лимитеры, перед тем, как попасть на аналоговую микшерную консоль и только потом на ленту, сатурация была не просто вездесуща – она была неизбежна.
Все указанные выше лампы и трансформаторы в составе звукового тракта создавали выраженные эффекты в звуках, которые проходили через них, не говоря уже об эффекте самой ленты. При этом транзиенты (сверхбыстрые всплески энергии в начале каждого звука) понемногу смягчались на каждом этапе звукового тракта, становясь более плавными и мягкими.
Округление/смягчение транзиентов и является одной из основных причин, почему звуки, которые прошли через множество аналоговых наборов, лучше ведут себя в миксе.
Называются эти обертоны гармоническими искажениями по одной причине: они гармонически, то есть музыкально, связаны с оригинальными нотами и обертонами в неискаженном звуке. Люди склонны описывать такие звуки, как богатые или теплые. Не случайно, те же самые слова используют производители плагинов и аппаратных средств в попытке разжечь в сердцах потребителей желание приобрести их продукцию.
Таким образом, влияние двух вышеупомянутых эффектов – смягчения транзиентов и гармонических искажений, приводит нас к явлению, которое лежит в основе художественной и звуковой жизни многих звукоинженеров – сатурации.
Сатурация возвращается в моду
Если раньше насыщение было неизбежным, то теперь, когда цифра захватила мир продакшена, оно стало приобретать все большее значение, и используется для добавления яркости звукам в миксе. Никогда прежде не было такого множества стилей насыщения как в аналоговой, так и в цифровой областях.
Смотря на лавину плагинов, сошедшую за последние несколько лет, можно заметить, что насыщение – основная их функция.
Поэтому, в большинстве обзоров новых девайсаов вы увидите информацию о том, как красиво этот прибор «красит» звук. В девяти случаях из десяти, когда люди говорят о теплоте и окрашенности, просто пропустив звук через «железо», они говорят о насыщении, которое возникает в результате прохождения через звуковой тракт.
Однако насыщение не является панацей от всех бед, есть инженеры, которые считают присутствие сатурации нежелательным и даже раздражающим.
Зачем все это нужно
Зачем вообще заморачиваться? Как вся эта суета с небольшим количеством искажений помогает в чем-то? Давайте разберемся.
Начнем с того, что эквалайзер буквально имеет больше звука для захвата в пределах определенного диапазона частот. Поэтому если вы хотите усилить разборчивость вокала в миксе, увеличив 1 кГц, у вокала появится больше «характера», потому что сам звук станет более плотным и ярким. Это довольно тонкая вещь, которая при сложении 16 или 83 дорожек в миксе создает нечто гораздо большее, чем простую сумму частей.
Далее, в танцевальной музыке, которая основана на резких взрывных звуках для эмоционального воздействия (тот же кик или снейр), сатурация может помочь сделать эти звуки более плотными. А естественный срез транзиентов на первых долях звуков даст компрессорам больше пространства для «дыхания», что позволит лучше контролировать сигнал. Особенно это заметно на звуках с быстрой атакой, и это не только барабаны. Под этими звуками имеются ввиду короткие аккорды, арпеджио, бас линии, струнные щипковые инструменты и вообще любой резкий звук, где начало звука имеет гораздо большую амплитуду, чем сустейн (если он вообще есть).
Проще говоря, если у звука, который вы направляете в компрессор с резкими настройками, уже сглажены транзиенты, устройству не придется обрабатывать множество не пропорциональных объему энергии мгновенных импульсов, которую компрессор пытается контролировать.
Наибольшие неудобства эта проблема приносит при использовании компрессоров VCA/FET или vari-mu типов. Применяя компрессию в звуке с мощным транзиентом, вы можете получить такую степень атаки, от которой будут уставать уши, а поскольку она не пропорциональна остальному звуку, то фактически уменьшает влияние звука как физически, так и эмоционально.
Этот эффект может сыграть с вами злую шутку особенно на барабанных партиях, где добавление компрессии иногда может вызывать эффект уменьшения звукового влияния в миксе.
Насыщение звука перед компрессированием решит эту проблему, так как уменьшит чрезмерную начальную атаку, перераспределив большую часть этой энергии по всему звуку, а насыщение звука после сжатия позволит придать еще больший окрас.
Дисторшн для ясности и панча
Дисторшн и сатурация часто являются недооцененными и неиспользуемыми инструментами в арсенале микшера. Они не только улучшают и создают новые текстуры в источнике, но и позволяют точнее контролировать транзиенты. Это может оказать мощное влияние на общую ясность и панч микса, что и отличает треки, в которых звуки просто сидят на краю динамиков от тех, в которых звуки буквально выпрыгивают из них.
Только тогда, когда вы будете использовать эти инструменты, вы сможете создавать текстурно интересные звуки, которые будут «выпрыгивать» из динамиков и захватывать внимание людей.
VST сатуратор — цифровая эмуляция насыщения
VST сатуратор – это плагин предназначенный для эмуляции эффекта насыщения сигнала (лампового, транзисторного и т.д.).
С наступлением эры цифровых технологий VST сатуратор стал очень популярным плагином в кругах саунд продюсеров и звукоинженером.
Для начала давайте разберёмся с термином «сатурация».
Сатурация – это насыщение сигнала новыми гармониками, которые добавляют звуку теплоты, яркости и большей реалистичности.
Есть несколько типов сатурации в зависимости от приборов-источников:
1. Ламповая сатурация.
Этот тип сатурации основан на свойстве ламповых усилителей вносить нелинейные искажения в сигнал.
2. Магнитна-ленточная сатурация.
Сигнал насыщается новыми гармониками за счет записи на магнитную ленту катушечного магнитофона.
3. Трансформаторная сатурация.
Искажения появляются благодаря прохождению сигнала через обмотки трансформатора.
На данный момент существует огромное множество VST сатураторов, которые эмулируют различные типы этого эффекта. Использование этих плагинов не является обязательным, но в некоторых случаях они способны добавить звуку глубины, теплоты и яркости.
Есть смысл использовать VST сатураторы на групповых каналах в отличие от дисторшена или овердрайва.
Перед тем как использовать этот эффект необходимо четко понимать какого результата Вы хотите добиться.
Рассмотрим самые популярные VST сатураторы применяемые в современном саунд продакшене.
Wave Arts Tube Saturator – отличный плагин эмулирующий ламповую сатурацию. Он состоит из трехполосного эквалайзера, ручки Drive (насыщение) и регулятора выходного уровня.
Если подать на вход синусоидальный сигнал частотой 110 Гц (нота Ля) и выкрутить ручку Drive на максимум, то получим следующую картину.
URS Saturator Native – VST сатуратор способный эмулировать различные типы насыщения. Он имеет два регулятора входного и выходного сигнала, ручку Saturation и область для выбора типа сатурации.
Если подать на вход плагина синусоидальный сигнал частотой 110 Гц, выбрать тип сатурации Tube Pre Amp – 1951 и выкрутить ручку Saturation на максимум, то результат будет таким как показано на скриншотах.
FerrisTDS – бесплатный VST сатуратор эмулирующий искажения магнитной ленты. Этот плагин имеет достаточно большое количество настроек (как для сатуратора). Уровень гармоник регулируется ручкой Saturation.
Если подать на вход плагина синусоидальный сигнал частотой 110 Гц, выкрутить ручки Saturation и Dynamics на максимум (остальные регуляторы оставить по умолчанию), то получим такую картину.
Как видим этот плагин работает намного мягче своих конкурентов.
Исходя из скриншотов можно сделать вывод, что VST сатураторы воздействуют на сигнал подобно эксайтерам. Они просто добавляют высших гармоник.
На мой взгляд, о настоящей сатурации можно говорить лишь в случае использования аналоговых приборов (ламповых усилителей, катушечных магнитофонов и т.д.). Применение же VST плагинов способно лишь частично придать тембру небольшой оттенок.
В этой статье я рассказал об эффекте сатурации, а также рассмотрел несколько самых популярных VST сатураторов на данный момент.
Если понравилась статья, жми на кнопки соц. сетей.