для чего нужна строевая подготовка в армии
Задачи и виды строевой подготовки военнослужащих ВС РФ, методика проведения
Что такое строевая подготовка: основные термины и понятия
Сводом норм и правил, определяющих все требования строевой подготовки, является Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Его редакция, действующая на настоящий момент, была утверждена Приказом Министра обороны РФ № 111 от 11.03.2006 г. В качестве основных положений этот документ устанавливает следующие основные термины и понятия:
В качестве основных видов воинского строя установлены следующие:
Задачи строевой подготовки: устав
Строевой Устав ВС РФ определяет:
Дисциплина
Армия — это одна из основополагающих общественных структур, обеспечивающая безопасность и само существование общества и государства. Эффективная деятельность такой структуры основана на строгом и безупречном исполнении военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами вышестоящих командиров. В свою очередь, это повышает важность дисциплины как основы для поддержания требуемого порядка. В этом плане именно строевая подготовка закладывает базу как в умениях военнослужащего подчиняться приказам, так и в командирских умениях грамотно их отдавать, избегая неоднозначных толкований.
Быстрота реакции
Это свойство относится к числу важнейших показателей психофизического состояния каждой человеческой личности. Оно вместе с человеком воспитывается и совершенствуется, поскольку требует проявления в различных сторонах его жизни и деятельности и во многом обусловливает его способность к определенным жизненным и профессиональным навыкам. Для военнослужащих требования к быстроте реакции — также в числе основополагающих. Хороший уровень строевой подготовки вырабатывает набор сигналов, которые солдат выполняет на подсознательном уровне и понимает без пояснений. Таким образом, без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий солдат в современном бою. Следует также учесть, что, несмотря на развитие военной техники, решающая роль в боевых действиях по-прежнему принадлежит человеку, его умению не допускать неверных (в том числе поспешных или запоздалых) движений.
Чувство сплоченности
Виды строевой подготовки в ВС РФ
Строевая подготовка в ВС РФ включает в себя такие виды:
Строевое обучение проводится на плановых занятиях и совершенствуется при всех построениях и передвижениях, на всех других занятиях и в повседневной жизни.
Одиночной является индивидуальная подготовка военнослужащих, проводимая ими в составе подразделения под руководством своего непосредственного командира. В ходе практических тренировок солдаты находятся в разомкнутом строю.
Групповой метод подготовки военнослужащих реализуется по составлению строя различных порядков в колонны и шеренги. Групповая подготовка солдат проводится по выработке строевого шага и выполнению команд на месте и на ходу. Дальнейшие групповые занятия направлены на накопление опыта и умений в действиях практической направленности.
Методика проведения занятий по строевой подготовке
Занятия по строевой подготовке планируются в роте, как правило, со всеми взводами одновременно. Они проводятся регулярно в течение всего периода первичного обучения военнослужащих. Практические строевые занятия включают в себя следующие этапы:
В ходе тренировки командир следит за действиями своих подчиненных и указывает на допущенные ими ошибки, добивается их устранения, обращая внимание на правильность, четкость выполнения строевых приемов и действий. Все военнослужащие должны знать наизусть свои обязанности перед построением и в строю.
Для того, чтобы повысить уровень строевой выучки солдат, в частях и соединениях проводятся состязания на лучший взвод, роту или батальон по строевой подготовке. В часы самоподготовки военнослужащие изучают положения Строевого устава.
В качестве стандартной основы строевой подготовки обучающиеся должны знать и уметь выполнять:
При оценке одиночной строевой подготовки военнослужащий оценивается за состояние внешнего вида, знание положений Строевого устава в объеме занимаемой должности и выполнение строевых приемов в соответствии с требованиями программы обучения.
Оценка военнослужащим за внешний вид определяется: «удовлетворительно», если военнослужащий имеет опрятный внешний вид, аккуратную прическу и все предметы военной формы одежды соответствуют правилам ее ношения при правильном расположении знаков различия, орденов, медалей (планок с лентами орденов и медалей), нагрудных знаков и значков.
Обучение строевым приемам и движениям без оружия
Обучение строевым приемам и движениям с оружием
Обучение способам управления строем
Обучение способам и навыкам управления строем относится к компетенциям военнослужащих в рангах командиров, начиная с младшего командного состава. Процесс такого обучения требует знаний команд и сигналов, установленных Строевым уставом в целях управления строем — таких, как «Внимание», «Сбор командиров», «Марш», «Стой», «Увеличить дистанцию», «Уменьшить дистанцию», «В колонну» и т.п.
Строевые команды в ВС РФ
Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами (в т.ч. жестами рук, флажками, фонарем) и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств. Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей. Управление в машине осуществляется командами и приказаниями, подаваемыми голосом и с помощью средств внутренней связи.
В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных Уставом или старшим командиром. Командирам подразделений от роты и выше в походном строю батальона и полка разрешается выходить из строя только для подачи команд и проверки их исполнения.
Строевые команды в армии принято разделять на предварительную и исполнительную. В то же время Уставом допускается, что такие команды могут быть и только исполнительными.
Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир. По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.
Исполнительная команда (в Уставе, как и в данном разделе — выделяется крупным шрифтом) подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.
Голос при подаче команд должен соразмеряться с шириной и глубиной строя.
При необходимости командир может назначать дополнительные сигналы для управления строем. При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал «ВНИМАНИЕ», а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения. Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.
Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.
При обучении допускаются выполнение указанных в Уставе строевых приемов и движение по разделениям, а также с помощью подготовительных упражнений. Как пример — «Направо, по разделениям: делай — РАЗ, делай — ДВА».
При подаче команд для подразделений родов войск и специальных войск вместо наименований «отделение», «взвод», «рота», «батальон» и «полк» указываются наименования подразделений и воинских частей, принятые в родах войск и в специальных войсках видов Вооруженных Сил России.
Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю
Этот перечень обязанностей оговаривается Строевым Уставом ВС РФ отдельно для командиров и военнослужащих. Для первых из них — в статье 25, для вторых — в статье 26.
Обязанности командира
В числе обязанностей командира значатся:
Обязанности военнослужащего
Военнослужащий, согласно требованиям Строевого устава, обязан:
Быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим. Передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.
1. Значение строевой подготовки
Строевая подготовка подразделения требует от офицера большого терпения, планомерности и настойчивости. В этой области деятельности также формируются волевые качества офицера.
В ходе строевой подготовки офицер сплачивает солдат своего подразделения, прививает им необходимые навыки для быстрых, сноровистых и четких действий как в одиночку, так и совместно с другими. Эти навыки и дают возможность точно понимать и выполнять команды и приказания начальника. Без этих условий командир не сможет управлять подразделением в решать боевые задачи.
Практика строевых занятий с подчиненными дает офицеру, особенно молодому, навыки в командовании, приучая его к четкости и категоричности в отдаваемых им приказаниях. Она приучает офицера управлять людьми, передавать им свою волю, что развивает в нем и необходимые волевые качества — целеустремленность, настойчивость и др.
Значение строевой подготовки состоит и в том, что она воспитывает такие важные для боя качества, как внимательность и выдержка. Офицер в ходе строевой подготовки своего подразделения развивает эти качества не только у солдат, но и в себе самом. Было бы неверно рассматривать строевую подготовку офицера, как фактор, воспитывающий его волевые качества изолированно от строевой подготовки подразделения, которым он командует. Вне связи со строевой подготовкой солдат нельзя понять, для чего она нужна офицеру.
Внимание как произвольный процесс сосредоточения сознания на определенном предмете или явлении представляет собой волевой акт. Дело в том, что для сосредоточения внимания человеку обычно приходится преодолевать непроизвольное внимание, когда то или иное явление, помимо желания человека или часто вопреки ему, врывается в его сознание.
Внимание — это не только сосредоточение мысли на предмете, но и готовность приступить к действиям. Эта готовность позволяет своевременно и быстро включить сознание для работы в данном направлении. Состояние внимания обязательно сказывается и на внешности человека — в позе, в выражении лица.
Нужна большая тренировка, чтобы быстро мобилизовать внимание и удерживать его в необходимом напряжении. Внимательность, как всякое умение, воспитывается, развивается. В значительной мере воспитание и тренировка внимательности могут быть достигнуты в ходе строевой подготовки.
Вопрос о внимании усложняется тем, что здесь речь идет о действиях коллектива, к которому каждый должен приноровиться и в котором действия всех должны быть строго согласованы. Согласование этих действий возможно при своевременной мобилизации внимания йа их выполнение, которое достигается предварительной командой.
Иногда можно видеть в простейшем случае — в начале движения или при остановке, как какой-либо солдат отстает или по инерции валится на переднего. Это означает, что солдат не мобилизовал своего внимания по предварительной команде. Требовательный офицер обязательно заметит этого солдата среди сотни других. Из этого факта офицер должен сделать для себя вывод, что если солдат в мирных условиях оказался столь невнимательным к команде, то в бою, например, при рассыпании в цепь, он навряд ли окажется внимательным. Проследить, как каждый солдат выполняет команду, значит тренировать себя в деле контроля и командирской требовательности.
Совершенно ясно, что офицер, тренируя на занятиях внимание солдат, должен быть начеку, чтобы, во-первых правильно подавать команды и, во-вторых, замечать малейшее проявление невнимательности у подчиненных. Таким образом, в ходе строевой подготовки тренируется и внимание самого офицера.
Действия коллектива требуют не только усиленного, достаточно натренированного внимания от каждого исполнителя, но также и большой выдержки, свойственной уравновешенным людям и столь необходимой в бою. Так, например, форсируя водную преграду по штурмовому мостику, солдаты должны строго придерживаться известной дистанции. Увеличение дистанции срывает темпы, имеющие здесь решающее Значение, сокращение ёе часто невозможно по соображениям технического характера.
Выдержка воспитывается в любом виде строевых занятий. Даже предварительная команда, возбуждая внимание, вместе с тем заставляет проявлять известную выдержку, чтобы дождаться исполнительной команды. Иногда можно видеть, как плохо обученный солдат приступает к тому или иному действию, не дождавшись исполнительной команды.
Всем своим видом, энергичным характером команды, которую подает офицер, он должен внушить своим подчиненным, что его требование, выраженное этой командой, абсолютно необходимо, и он не допускает никаких уклонений от него. При этом требуется большая выдержка и от него самого. Даже промежуток времени между предварительной и исполнительной командами свидетельствует об известной выдержке офицера. Время, в течение которого возбуждается внимание подчиненных, чтобы изготовиться к исполнению команды, зависит от опыта, умения командира. Опытный офицер чувствует, достаточно ли времени он предоставил подчиненным для изготовки к исполнению его команды, и не затягивает и не укорачивает его.
В ноябре 1919 года 2-й батальон 463-го сп 52-й сд выступил в поиск на одну деревню восточнее города Лепеля. Ночь была темная и очень тихая, а свежевыпавший снег заглушал шаги. Густой цепью неслышно наступал батальон. Когда он подошел близко к деревне, часовой противника громко окликнул. Батальон продолжал бесшумно двигаться, и когда часовой вторично окликнул, он также никак не реагировал. И только когда часовой окликнул в третий раз, батальон, как по команде, дал такой дружный залп, какой редко можно видеть даже на учениях. Сразу же бросившись в атаку, он быстро овладел деревней. В ночь на 5 сентября 1943 года вдоль переднего край западнее города Ельни передвигался без дорог, по чистому полю Н-ский инженерный батальон. Передний край не имел ни одного окопа, и малейшее уклонение группы или отбившихся одиночек к западу могло бы привести их к противнику. Командиру батальона несколько раз приходилось останавливаться для ориентировки и переговоров с некоторыми пехотными командирами, занимавшими оборону. Так как батальон уже трое суток не отдыхал, то многие солдаты, как только останавливались, тут же засыпали. До противника было 150—200 метров, поэтому в целях маскировки никаких сигналов и команд не могло быть. На рассвете батальон в полном составе и в совершенном порядке пришел к месту назначения. На вопрос командиру батальона майору Иванову, как он мог быть уверен, что никто не отстанет, тот ответил, что место каждого его солдата в строю так же постоянно, как место любого пальца в кисти руки.
Строевая подготовка подразделения облегчает управление им. Невнимательность, отсутствие выдержки даже одного солдата могут помешать выполнению задачи, а если помножить малейший недостаток внимания или выдержки на количество солдат подразделения, то боевые действия будут очень осложнены. Отсюда понятно все значение высокой строевой выучки, когда воин одним видом своим — подходом, наружностью, выражением лица — свидетельствует о готовности выполнить любой приказ начальника.
Буржуазные ученые считают, что масса неспособна на сознательные, организованные действия, так как каждый отдельный человек имеет свои индивидуальные особенности и свои стремления, которые не дают слить свои усилия с усилиями других. Поведение среднего человека в бою, считают буржуазные ученые, направляется скорее инстинктами, чем сознанием. Выходит, что подразделение, состоящее обычно из «средних» людей, не может сознательно добиваться цели. Поэтому обучение в буржуазных армиях носит характер дрессировки.
В Советской Армии обучение имеет совершенно другую основу, воспитывая волевых, сознательных исполнителей, способных к четким, согласованным действиям в коллективе.
На самом деле, из анализа приведенных здесь фактов ясно, что действия, характерные для солдат, получивших хорошую строевую подготовку, возможны при своевременной мобилизации внимания и хорошей организации. Так, например, в действиях 2-го батальона 463 сп можно видеть, что внимание его возбудил оклик часового, а все солдаты хорошо знали, когда и как выгоднее ответить, хотя никакой команды или распоряжения на это не было. Они хорошо знали, что часовой только после третьего оклика откроет огонь и до этого не следует выдавать себя, зато уж ответить на последний оклик часового надо залпом, чтобы ошеломить противника. И у каждого из них хватило выдержки, чтобы преждевременно не выстрелить. Н-ский инженерный батальон показал образец сколоченности, дававшей его командиру полную уверенность в порядке и организованности. Это также было результатом хорошей строевой подготовки и сознательного отношения к требованиям строя.
Характерно, что в обоих случаях команд в обычном смысле слова и не было, а солдаты действовали слаженно, как будто ими кто-то командовал. Это говорит о том, что для солдат, знающих, что им нужно сделать, достаточно было соответствующих сигналов, чтобы правильно действовать. Поэтому офицер должен так изложить свой приказ или решение, чтобы каждый солдат понимал свой маневр.
Добиться абсолютного внимания подчиненных в строю, необходимой выдержки и слаженности в их действиях — значит обеспечить себе возможность управлять подразделением в любых условиях. Вся трудность этого дела сводится к тому, что приходится воздействовать на сознание и волю людей с различными характерами и темпераментами, добиваться единства и согласованности их действий. Выполнение этой задачи требует от офицера большой настойчивости, развивает его волевые качества.
Совершенно естественно, что офицер, требуя определенной строевой выправки от подчиненных, будет достаточно требовательным в этом отношении и к себе. Все же было бы неверно рассчитывать, что само положение офицера, как командира, гарантирует его постоянную подтянутость. Если начальник не проявляет необходимой требовательности к строевой выправке офицера, то последний может снизить требовательность к себе. Это не может сразу же не отразиться на его подтянутости, на его внешнем виде, говорящем о состоянии его воли. Офицер в таком случае «не сможет быть требовательным к своим подчиненным, к тому же в глазах последних он теряет необходимые уважение и авторитет, без которых немыслимо ожидать, что его распоряжения и приказы будут выполняться точно.
До сих пор речь шла об элементарных вопросах строевой подготовки и связанных с ней требованиях, предъявляя которые, воспитывают в офицере соответствующие волевые качества. Когда же офицер проводит тактико-строевые занятия, то здесь предъявляются к нему еще более высокие требования.
Тактико-строевые занятия готовят подразделения к последующим тактическим учениям. Цель этих занятий — сделать подразделение мобильным, легко управляемым для быстрых и согласованных действий на поле боя. Часто ставится здесь задача по организации взаимодействия не только внутри данного подразделения, но между ним и поддерживающими его подразделениями других родов войск, как, например, между пехотой и танками, саперами и т. п. Особенно сложными являются вопросы взаимодействия в ночных условиях, когда необходимо разработать способы действий в темноте и при освещении, способы опознавания своих войск, обозначения флангов, систему сигналов и пр. Немногочисленные и хорошо запоминающиеся сигналы, заменяющие собой команды, будут безотказно действовать во все время «боя», если офицером предусмотрено все до мелочей, если маневр прост и ясен каждому солдату.
Таким образом, средства строевой подготовки и требования к офицеру в.проводимой им строевой подготовке его подразделения воспитывают в нем волевые качества, сводящиеся в основном к следующему.
В процессе строевой подготовки офицер приобретает навыки в управлении людьми, без которых он не может быть полноценным командиром.
В ходе строевых занятий офицер развивает в себе внимательность, необходимую как при отдаче команд, так и при контроле за их выполнением, а также выдержку, чрезвычайно важную для управления людьми и для согласованных действий.
В ходе строевой подготовки офицер развивает в себе необходимые качества организатора, чтобы правильно расставлять людей, обеспечить прочную связь между собой и имй, создать условия четкого взаимодействия.
Наконец, успехи строевой подготовки повышают уверенность офицера в своих решениях, так как он знает, что его замыслы и команды будут точно и быстро выполнены подчиненными, хорошо подготовленными для быстрых и слаженных действий.
Строевая подготовка
Строевая подготовка включается себя курс практических навыков, который может дополняться требованиями преподавателя. Курс на первый взгляд может показаться очень простым, но некоторые военнослужащие не могут справиться с выполнением некоторых обязанностей. Игнорирование обучения категорически запрещено.
Строевая подготовка — что это такое?
Каждый солдат должен осознавать свои обязанности. Служба в армии – обязанность каждого мужчины.
Что входит в строевую подготовку?
Строевая подготовка направлена на обучение состава, выработку правильного выполнения команд и приемов с оружием. Каждая военная часть и подразделение должны выполнять требование слаженно и без промедлений .
Для чего нужна строевая подготовка в армии?
Строевая подготовка состоит из одиночной подготовки, строевого сглаживания. Данное обучение укрепляет дисциплину в армии, увеличивает выносливость солдат, поддерживает готовность солдат.
Основные задачи занятий отрабатываются на тренировках и тренажерах, смотрах и в ходе парадных расчетов. Данные умения совершенствуются на занятиях физической и тактической подготовке. Проведение мероприятий формирует сплоченность и дисциплину военных.
Правила строй подготовки
Строем является размещение солдат в пешем порядке или в машинах. Это первое что необходимо усвоить в правилах строевой подготовки. Руководитель разграничивает, что отделение и взводы включают развернутые одношереножные и двухшереножные строи. Для построения отделения командир подает команды.
Управление строем проводится командами и приказаниями. Подаются они командиром голосом, сигналами.
Старший командир находится строю, в том месте, где ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на места.
Приказы могут быть предварительными и исполнительными. Командиры подразделений от роты разрешают выходить из строя для подачи приказа и исполнения.
Предварительные команды должны подаваться отчетливо, громко. Каждый в строю должен понимать, что от него требуется. По предварительной команде солдаты должны принимать стойку, в движении идти строевым шагом.
Исполнительные приказы передаются громко, четко, с паузой. После оглашения военные производят немедленное выполнение. Голос при подаче должен быть громкий. Команда производится без повышения голоса.
Указы, которые относятся ко всем подразделениям, выполняются всеми командирами подразделений.
Организация строй подготовки
Подготовка солдат отражает занятия по строевой подготовке.
Составляется расписание обучения, методическая подготовка, утренние тренировки по строевой подготовке, методические занятия с сержантами.
Занятия проводятся в роте, обычно вместе со взводами. Командир должен доводить обязанность военных перед построением в строй.
Э лементы строевой п одготовки
Методические указания действия руководителя на занятиях:
Строем управляет командир. Он подает приказы и сигналы военным. Управление в транспортном средстве так же осуществляется командами. В строю, командир находится там, откуда ему лучше командовать.
Исполнительные указы подаются после паузы. Чтобы привлечь внимание подразделения одного солдата называют подразделение и фамилию. Для того чтобы отменить выполнение приема подается команда «отставить». Для расчета солдаты выстраиваются в одношереножный или в двухшереножный строй. Каждый рассчитывает по нумерации. Построение производится по команде «становись».
Обучение реализуется путем построения солдат в одну шеренгу. Выйдя из строя, показывается, как принимать строевую стойку. Военные видят показ командира. Находясь в середине строя, командир объясняет, как выполнять следующие действия.
Руководитель отмечает ошибки, неправильное действие отменяется командой «отставить». Для проверки принимается строевая стойка, по команде «смирно» военные поднимают носки ног. Если положение стойки неправильное и тело не было подано вперед, то данное действие будет выполнено.
После этого учащиеся поднимаются на носках, не изменяя положение тела, оставляют его поданным назад, затем опускаются на ступню. Это будет являться верной стойкой, центр тяжести находится на передней части ступни, тело подано вперед. В данном положении реализовать поднятие ног на носки невозможно.
Для сбора подается команда «взвод — ко мне». Отделение должно быстро собраться к командиру и выстроится. Перемена направления движения производится по командам.
Знание программы предполагает:
Виды строевой подготовки
Строевая подготовка является первичной дисциплиной обучения военных. Именно с этого начинается знакомство молодых военных со службой.
Данное обучение – главная и первоначальная дисциплина.
Одиночная
Одиночной является подготовка военного строевого подразделения. Во время такой подготовки вносятся исправления ошибок. Данное обучение производиться командиром. Он реализует обучение, проводит индивидуальную подготовку подопечных. В одностороннее обучении солдаты находятся в разомкнутом строю, тренируются под руководством командира. Обучение по одиночной строевой подготовке проводиться в течение часа.
При оценке одиночной подготовке оценивается знание положение строевого устава, получение навыков в соответствии с программой обучения. Данная строевая подготовка проверяется по приемам:
Групповая
Групповой метод подготовки военнослужащих реализуется по составлению строя различных порядков в колонны и шеренги. Групповая подготовка солдат проводится по выработке строевого шага и выполнению команд на месте и на ходу.
Групповые занятия направлены на накопление опыта, организацию боевых действий, обеспечения выполнения войсками. Данная форма обучения относится к практической направленности.
Что необходимо знать перед построением?
Каждый солдат должен знать все требования, предъявляемые к нему. Что должен знать военный?
Каждый солдат должен иметь представление о глубине строя, понятии рода, сомкнутого и разомкнутого построения. Без наличия знаний о строевой подготовке было бы невозможное осуществление службы.
Солдаты обязаны реагировать на приказы и команды при помощи голоса, личного примера. Команда может быть: предварительной и исполнительной.
Что должен делать солдат перед построением?
Как правильно выполнять команды?
Строевой прием – основной метод управления руководства военными. Есть четыре главные команды: становись, смирно, вольно, заправится.
Все эти команды военные должны знать. Строй созывается, если была подана команда. Есть определенные нормы выполнения правил.
Строевая стойка реализуется после команды «становись». В строю нужно стоять прямо, без напряжения. По команде «смирно» солдат должен принять строевую стойку и не шевелится.
По команде «вольно» солдат может стать свободно, ослабить ногу, не сходить с месте, держать внимание. Повороты осуществляются по команде кругом, направо и налево.
Движение реализуется шагом или бегом. Строевой шаг используется при приветствии, подходе к начальнику, выходе и возвращении в строй. Походный шаг используют в иных случаях.
Умения отрабатываются на тренировках, применяется в построении и повседневной жизни. Строевое обучение помогает не только в дисциплине в армии, но и также развивает аккуратность, тактичность, чувство товарищества.