для чего нужна структура управления
Виды организационной структуры предприятия
Эффективность работы предприятия напрямую зависит от правильно выбранной и построенной организационной структуры. Нужно определить уровни управления, функциональную разбивку, процедуры взаимодействия между вертикальными и горизонтальными блоками. Хорошо выстроенная оргструктура позволяет эффективно выполнять бизнес-процессы, достигать поставленных целей, получать прибыль и развиваться.
Что такое организационная структура предприятия
Организационная структура компании – это состав, взаимодействие, соподчиненность и распределение функций по подразделения и работникам. Каждое предприятие формирует оргструктуру под свои конкретные задачи, учитывая перечень и стандарты основных бизнес-процессов. При создании организационной структуры учитывается классическая модель горизонтального разделения труда, с разбивкой всей работы на отдельные компоненты и увязкой их между собой. Построение эффективной оргструктуры необходимо для всех видов компаний, в том числе для малого бизнеса.
Особенности построения эффективной организационной структуры компании
Основными принципами группировки людей и процессов являются функциональность. Можно сгруппировать блоки структуры по функциям, знаниям и навыкам, профессиональным компетенциям. Или же разбить их с ориентировкой на рынок (отрасль, целевая аудитория, регион, продукты).
При определении структуры и взаимодействий между элементами учитываются стандарты процессов, нюансы взаимоотношений в реализации властных полномочий. Выстраиваются оптимальные потоки распоряжений, обратной информации и все действия увязываются с общими стратегическими задачами предприятия.
Для эффективной координации работы между подразделениями определяются стандарты рабочих процессов и результаты, процедуры согласования и контроля выполнения поставленных задач. Выполняется распределение обязанностей согласно квалификационным компетенциям сотрудников
Основные элементы, которые влияют на формирование организационной структуры компании:
Зачем нужна разработка организационной структуры
Построение организационной структуры с учетом всех особенностей сферы деятельности и конкретного предприятия помогает обеспечить результативность всех процессов. Эффективная модель управления и работы обеспечивает конкурентоспособность производимой продукции или оказываемых услуг, прибыльность бизнеса.
Что дает правильно выстроенная оргструктура:
Типы оргструктур управления компанией, их плюсы и минусы
Тип организационной структуры подбирается с учетом особенностей и масштаба деятельности.
Линейная
Считается самой простой традиционной моделью. Решения принимаются на верхних звеньях и спускаются вниз. Такая структура отличается простотой. Подходит для небольших компаний, фирм, оказывающих разные виды коммерческих услуг.
К минусам относится дефицит времени и перегруженность руководителей, которые в спешке могут принимать неверные управленческие решения или поддаваться давлению нижестоящих сотрудников. Разноплановые функции на одном человеке могут приводить к некачественному результату или невыполнению поставленной задачи.
Функциональная
Распределение основных направлений и вертикалей по выполняемым функциям. Чаще всего, структура выстраивается с разбивкой по таким блокам: производство, продажа, маркетинг, бухгалтерский и налоговый учет, финансовый менеджмент и пр.
К недостаткам относится сложность контроля в крупных организациях при объемных структурах, отсутствие эффективных горизонтальных коммуникаций между подразделениями, отсутствие командной работы между сотрудниками из разных направлений. По мере роста и развития предприятия коммуникации и взаимодействие между подразделениями могут ухудшаться.
Линейно-функциональная
Модель, при которой процессами управляют линейные и функциональные руководители. В линейном управлении находятся подразделения, каждое из которых выполняет определенную функцию. Линейный руководитель контролирует выполнение по всем направлениям и функциональным блокам. На функциональных руководителей возлагается управление одним или несколькими блоками.
К минусам модели относится увеличение административных расходов из-за расширения руководящего аппарата. Функциональные подразделения могут быть заинтересованы в результативности своих направлений больше, чем в достижении общих целей компании. Возможна излишняя конкуренция и конфликты.
Дивизиональная
Организационная структура выстраивается по принципу группировки подразделений по основным продуктам или рынкам. Модель подходит для промышленных предприятий, которые производят разные товарные категории. Для таких предприятий необходимо организовывать отдельные процессы по снабжению, выпуску, продвижению и продажам.
Рыночная оргструктура
Организационная структура разбивается на подразделения по географическому признаку.
Преимущества рыночной модели:
Матричная
Это сложная комбинированная модель, в которой сотрудники подчиняются нескольким руководителям одного уровня. Управление проектом и ресурсами доверяется руководителю функционального подразделения.
К минусам относятся снижение производительности из-за недостатка контроля, неполнота власти менеджеров проекта, возможное дублирование функций.
Как выбрать оптимальную оргструктуру фирмы
При определении модели организационной структуры нужно учитывать следующее: чем больше ступеней управления, тем сложнее и дольше принимаются решения. Нужно четко разграничить права и ответственности между подразделениями и сотрудниками. А также оптимизировать структуру и взаимодействие между всеми ее элементами.
Что нужно учесть при выборе типа оргструктуры компании:
При создании новой компании или реструктуризации действующего предприятия нужно правильно подобрать организационную структуру. Необходимо учесть виды деятельности, масштаб и охват рынков, специфику работы. От этого зависит продуктивность труда, прибыльность бизнеса и возможность занять высокие конкурентные позиции в отрасли.
Организационная структура предприятия: виды и схемы
Организационная структура формируется в зависимости от целей деятельности предприятия и необходимых для этого подразделений. Именно подразделения осуществляют функции, которые составляют бизнес-процессы предприятия.
Что такое организационная структура предприятия?
Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции. Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает. Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.
Почему необходимо разрабатывать организационную структуру предприятия?
Элементы организационной структуры
Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.
Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.
Конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации.
Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения.
Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.
Традиционные организационные структуры
Эти структуры основаны на функциональном подразделении и отделах. Они характеризуются тем, что на верхнем уровне сосредоточены полномочия стратегических и оперативных задач.
Существует несколько типов традиционных структур.
Самая простая структура из всех существующих. Характеризуется наличием определенной цепи инстанций. Решения спускаются сверху вниз. Этот вид структуры подходит для маленьких организаций вроде небольших бухгалтерских фирм и адвокатских контор. Линейная структура позволяет легко принимать решения.
Линейно-штабная организация
Такая структура характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не имеют права принятия решений. Главная их задача — оказывать помощь линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Процесс принятия решений в такой структуре медленнее.
Функциональная структура
Этот вид организационной структуры классифицирует людей согласно функции, которую они выполняют в профессиональной жизни.
Дивизиональная структура
Сюда относятся виды структур, которые основаны на различных подразделениях в организации. Они группируют сотрудников на основе продуктов, рынков и географического положения.
Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.
Рыночная структура
Сотрудники группируются исходя из того, на каком рынке работает компания. У компании может быть пять различных рынков, согласно этой структуре каждый из них будет отдельным подразделением.
У крупных организаций есть офисы в различных местах. Организационная структура в этом случае следует за зональной структурой.
Матричная структура
Это комбинация продуктовой и функциональной структур. Она объединяет преимущества обеих структур для большей эффективности. Эта структура самая сложная из существующих. Отличительная особенность матричной структуры — подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня.
Существует функциональная матрица. В этом типе матричной структуры менеджеры по проекту следят за функциональными аспектами проекта. Однако они обладают очень ограниченной властью, фактически управляет ресурсами и проектом руководитель функционального подразделения.
Есть еще проектная матрица, когда прежде всего ответственен за работу менеджер по проекту, в то время как руководитель функционального подразделения может давать методические консультации и распределять ресурсы.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
STPLAN.RU
стратегическое управление
и планирование
Организационная структура. Смысл и цели организационной структуры
Каждый из типов организационных структур определяется для удовлетворения потребностей организаций, которые действуют по-разному. Типы организационной структуры включают отделы, функциональные, географические и матричные. Специализированная структура подходит для организаций с различными бизнес-единицами, а географическая структура обеспечивает иерархию для организаций, которые работают в нескольких местах на национальном или международном уровне. Функциональная организационная структура основана на обязанностях каждой работы. Матричная структура, которая имеет два или несколько супервизоров для каждого задания, на которое нужно отчитываться, является самой сложной, но может быть необходимой для крупных организаций со многими местоположениями и функциональными областями.
Централизация
Описание должностей
Когда разрабатывается организационная структура, описания должностей могут быть разработаны не только для достижения целей организаций, но и для организации и роста сотрудников. Внутренняя справедливость и удержание сотрудников являются ключом к успешной деятельности. Набор персонала также является одним из самых высоких инвестиций для организаций, поэтому обеспечение сотрудников возможностями продвижения и гарантией занятости может помочь снизить затраты на набор персонала.
Зарплата
Организационная структура также является фундаментальным ядром для создания структуры заработной платы для организации. После создания структуры диапазоны заработной платы могут быть созданы для каждой работы в организации. В большинстве случаев каждая работа привязана к уровню зарплаты, и каждый класс имеет определенный диапазон окладов. Это позволяет организации выполнять свои финансовые цели и обеспечивает справедливое распределение заработной платы в рамках финансовых бюджетов.
Расширение
Если организация расширяется, организационная структура дает возможность для роста. Это может включать добавление дополнительных уровней управления, новых подразделений, расширение одной или нескольких функциональных областей или назначение дополнительных руководителей высшего звена. Когда структура реорганизуется для расширения, она обеспечивает основу для редактирования зарплат и описаний должностных обязанностей быстро и эффективно с минимальным нарушением работы организации.
Цель организационной структуры
Организационные структуры помогают каждому знать, кто что делает. Чтобы иметь эффективный и правильно функционирующий бизнес, вам нужно знать, что есть люди, которые справляются с каждым видом задачи. В то же время вы хотите, чтобы люди не сталкивались друг с другом. Создание структуры с четко определенными ролями, функциями, областями полномочий и системами помогает убедиться, что ваши сотрудники работают вместе, чтобы выполнить все, что должен делать бизнес.
Функциональность
Соображения
Сотрудники делают все возможное, когда знают, кому отчитываться и кто несет ответственность. Организационная структура создает и создает известные иерархии. Это может включать цепочку команд внутри организации. Хорошая организационная схема иллюстрирует, сколько вице-президентов отчитываются перед президентом или генеральным директором и в свою очередь, сколько директоров отчитывается перед вице-президентом и сколько сотрудников отчитывается перед директором. Таким образом, каждый знает, кто имеет право высказывать мнение о том, что и где они находятся в сфере принятия решений и ответственности. Иерархия может также включать управление на макроуровне. Например, один отдел может включать несколько команд. Возможно, несколько отделов образуют одно подразделение компании, и у этого подразделения есть вице-президент, который курирует все отделы и команды внутри него.
Особенности
Задачи организационной структуры
Распределение ответственности
Организационные структуры, среди многих вещей, помогают установить, кто является ответственным или как. Они диктуют, сколько вице-президентов, руководителей отделов, менеджеров и координаторов проектов есть и что они контролируют. Хорошие организационные схемы показывают, кто и кому докладывает, чтобы у каждого было четкое представление о том, как они привлекаются к ответственности. Это помогает сотрудникам узнать, у кого взять направление, где они вписываются в общий масштаб операции, а также масштаб и ограничения их ролей.
Эффективность
Каждый должен понять свою роль в деятельности компании, чтобы хорошо выполнять свою роль. Если два человека выполняют излишне дублирующие друг друга задачи, компания тратит трудовые ресурсы. Если никто не занимается конкретной задачей, потому что они не считают, что это входит в их роль, компания сталкивается с другой формой неэффективности. Структуры помогают определять отделы, задания и роли вокруг задач и функций, которые необходимо выполнить компании. Поскольку компании растут, сокращают или меняют бизнес, они должны периодически пересматривать свои структуры, чтобы убедиться, что структуры соответствуют их потребностям в эффективности.
Однородность и контроль
Некоторые направления бизнеса, такие как банковское дело и производство, требуют, чтобы задачи выполнялись регулярно и точно. Как правило, эти бизнес-процессы требуют и не позволяют много, если какие-либо различия в том, как их сотрудники выполняют свои рабочие места, потому что требования задач установлены. Поэтому их организационные структуры имеют тенденцию быть очень вертикальными, подчеркивая ограниченные возможности для сотрудников в нижней части и многие уровни управленческого надзора над ними. У всех есть очень специфическая роль. Другие организации, такие как рекламные фирмы и инновационные компьютерные компании, подчеркивают креативность и инновации в своем бизнесе. Они используют широкие или горизонтальные структуры со многими командами, предназначенными для выполнения различных функций с большей автономией и меньшим контролем. Многочисленные отделы могут работать по множеству различных задач и несут ответственность за управление бизнесом. Таким образом, существует меньше уровней управления, а организационная схема выглядит относительно горизонтальной.
Факторы, влияющие на организационную структуру
Размер
Размер является основным движущим фактором организационной структуры компании. Малые или домашние предприятия обычно не имеют обширной структуры, потому что владелец бизнеса обычно отвечает за все задачи. Большие организации бизнеса обычно требуют более интенсивной структуры для своей организационной структуры. Компании с большим количеством сотрудников обычно требуют больше менеджеров для надзора за этими людьми. Высоко специализированные бизнес-операции также могут потребовать более формальной организационной структуры.
Жизненный цикл
Жизненный цикл компании также играет важную роль в развитии организационной структуры. Владельцы бизнеса, стремящиеся к росту и расширению своей компании, обычно разрабатывают организационную структуру, описывающую их бизнес-миссию и цели. Компании, достигшие пиковой производительности, как правило, становятся более механическими в своей организационной структуре. Это происходит по мере того, как цепочка команд увеличивается от владельца бизнеса до сотрудников, находящихся на переднем крае. Зрелые компании обычно сосредоточены на разработке организационной структуры для повышения эффективности и прибыльности. Эти улучшения могут быть результатом того, что на экономический рынок выходит больше конкурентов.
Стратегия
Бизнес-стратегии также могут быть фактором развития организационной структуры компании. Быстрорастущие компании обычно имеют меньшие организационные структуры, чтобы они могли быстрее реагировать на изменения в бизнес-среде, чем другие компании. Владельцы бизнеса также могут неохотно отказаться от управленческого контроля в деловых операциях. Малые предприятия, которые все еще хотят определить свою стратегию бизнеса, часто задерживают создание организационной структуры. Владельцы бизнеса обычно больше заинтересованы в разработке бизнес-стратегий, чем в разработке и внедрении внутренней бизнес-структуры.
Бизнес среда
Внешняя бизнес-среда также может играть важную роль в организационной структуре компании. Динамические среды с постоянно меняющимися потребительскими предпочтениями или поведением часто более бурные, чем стабильные среды. Компании, пытающиеся удовлетворить потребительский спрос, могут бороться при создании организационной структуры в динамичной среде. Больше времени и капитала можно также потратить в динамических средах, связанных с созданием и организационной структурой. Этот дополнительный капитал обычно является негативным фактором для многих малых предприятий.
Роль организационной структуры в организации
Функции
Как только компания установит, как группируются функции, функции должны быть назначены людям, которые их выполняют. Большинство организаций создают роли для выполнения этих функций. Позиции с описаниями работ помогают работникам узнать объем, функции и пределы их ролей, и за какие задачи и результаты они будут нести ответственность. В компаниях, достаточно больших, чтобы иметь несколько сотрудников в отделе, роли помогают убедиться, что каждый человек заботится о ключевых функциях без дублирования или игнорирования задач. Например, в финансовом отделе у вас может быть контролер, кредитор / кредитор или лицо, отвечающее за дебиторскую / кредиторскую задолженность. Каждый из этих людей входит в состав команды, общая задача которой состоит в управлении денежными потоками компании, в то время как у каждого есть определенный набор обязанностей, которые повышают эффективность и обеспечивают тщательность команды.
Иерархия
Каждый отвечает кому-то. Организационные структуры помогают понять, кто отвечает, кому и где они вписываются в команду. У сотрудника может быть директор, который подотчетен вице-президенту, который, в свою очередь, отчитывается перед главным исполнительным директором, который отчитывается перед советом директоров или владельцем компании. Между снизу и сверху, у всех есть место. Хорошая организационная схема помогает каждому увидеть, где они вписываются в иерархию принятия решений и полномочий.
Отделы и подразделения
Компании часто имеют отделы и команды, структурированные по вертикали. Учетный отдел может быть одним из подразделений более крупного финансового отдела. Вице-президент по финансам или главный финансовый директор могут наблюдать за этим отделом бухгалтерского учета наряду с другими финансовыми группами. Аналогичным образом компании часто создают новые направления бизнеса или приобретают предприятия, которые работают независимо от других подразделений компании. Например, если софтверная компания приобретает небольшую компанию, которая производит программное обеспечение для составления счетов за медицинские услуги, она может поместить медицинское программное обеспечение биллинга в отдельный отдел. Или новая материнская компания может разместить свое приобретение в подразделении с двумя другими программными линиями под вице-президентом, который курирует медицинские программные продукты. В любом случае организационная структура помогает четко определить, где команды и отделы вписываются в общие операции компании.
Эффективность
Организационные структуры нацелены на то, чтобы организация выполняла все необходимые и желаемые функции и чтобы каждый понимал свою роль. Цель состоит в том, чтобы убедиться, что на всех есть кто-то, а не излишне дублировать или дублировать работу. Время от времени компании должны пересмотреть свои организационные структуры, чтобы убедиться, что они все еще работают хорошо. В частности, когда компании испытывают рост или изменение, системы и, следовательно, структуры должны меняться. Небольшие, начинающие компании часто сначала избегают формальных организационных структур, что позволяет им быстро адаптироваться к раннему росту. Однако, по мере того как организации добавляют персонал и развиваются, путаница и напряженность могут возникать без ясности организационной структуры.
Почему важна организационная структура?
Существует ряд факторов, которые отличают операции малого бизнеса от крупномасштабных операций, одним из которых является внедрение официальной организационной структуры. Организационная структура важна для любой растущей компании, чтобы она давала рекомендации и ясность по конкретным вопросам человеческих ресурсов, таким как управленческие полномочия. Владельцы малого бизнеса должны начать думать об официальной структуре на ранней стадии роста своего бизнеса.
Организационная структура обеспечивает руководство для всех сотрудников, устанавливая официальные отношения отчетности, которые регулируют рабочий процесс компании. Формальное описание структуры компании облегчает добавление новых позиций в компанию, а также предоставляет гибкие и готовые средства для роста.
Значение
Без официальной организационной структуры сотрудники могут столкнуться с трудностями в понимании того, с кем они официально отчитываются в различных ситуациях, и может быть непонятно, кто конкретно несет за это ответственность. Организационная структура повышает операционную эффективность, обеспечивая ясность сотрудников на всех уровнях компании. Уделяя внимание организационной структуре, отделы могут больше работать как хорошо смазанные машины, фокусируя время и силы на продуктивных задачах. Тщательно очерченная структура может также служить дорожной картой для внутренних рекламных акций, позволяя компаниям создавать надежные дорожки продвижения сотрудников для работников начального уровня.
Горизонтальная организационная структура
Существует относительно мало уровней управления в так называемой горизонтальной организационной структуре. В горизонтальной структуре сотрудники фронтовой линии имеют право самостоятельно принимать решения. Информация перемещается сверху вниз и снизу вверх в горизонтальной структуре, что означает, что потоки информации передаются от высшего руководства к передовым сотрудникам и от сотрудников фронтовой линии до высшего руководства.
Вертикальная организационная структура
Соображения
Важность хорошей организационной структуры
Предприятия нуждаются в структуре, чтобы расти и быть прибыльной. Проектирование организационной структуры помогает высшему руководству определить талант, который необходимо добавить в компанию. Планирование структуры гарантирует, что в компании достаточно людских ресурсов для достижения целей, изложенных в годовом плане компании. Важно также, чтобы обязанности были четко определены. У каждого человека есть описание работы, в котором указаны обязанности, и каждая работа занимает свое место в организационной структуре компании.
Связь
Поток информации важен для успеха организации. Организационная структура должна быть разработана таким образом, чтобы отдельные лица и отделы, которые должны координировать свои усилия, имели линии связи, которые встроены в структуру. Отдел финансового планирования и анализа может подотчетно главному финансовому директору и старшему вице-президенту по маркетингу, поскольку оба этих члена высшего руководства зависят от информации и отчетов, предоставляемых финансовым планированием.
Отношения с отчетами
Отчетные отношения должны быть четкими, чтобы все члены организации понимали, каковы их обязанности, и знают, кому они подотчетны. Эти четкие отношения облегчают руководителям надзор за теми, кто находится на более низком уровне организации. Каждый сотрудник получает выгоду, зная, к кому он может обратиться за помощью или помощью. Кроме того, руководители знают, кто находится вне сферы их полномочий, чтобы они не переступали границы и не вмешивались в обязанности другого менеджера.
Рост и расширение
Завершение задания
Хорошо продуманная организационная структура способствует завершению проектов. Руководители проектов могут лучше определить имеющиеся в их распоряжении людские ресурсы, если четко определены масштабы ответственности каждого подразделения и возможности каждого члена группы. Проект по разработке нового продукта потребует изучения рынка. Менеджер проекта должен знать, кто в организации может предоставить это исследование, и чье разрешение должно быть получено для исследования.
Соответствует потребностям компании
Компании в разных отраслях требуют различных сочетаний талантов и относительно большего внимания к определенным функциям управления. У софтверной компании часто большой штат разработчиков. Структурирование отношений отчетности внутри команды разработчиков, так что максимальный творческий потенциал и производительность, а также соблюдение сроков, жизненно важны для успеха этого типа компании. Компании часто должны пройти этап реорганизации, в ходе которого отдельные позиции или даже целые отделы перегруппировываются на организационной диаграмме, чтобы лучше использовать человеческие ресурсы компании и сделать работу более плавной.
Что может пойти не так
Плохо структурированные организации находят, что критические сроки не выполняются, потому что не было достаточных людских ресурсов в каждом отделе для выполнения всех частей данной задачи или из-за того, что неясно, чья окончательная ответственность за проект. Если люди не уверены в том, кому они подчиняются, они могут обнаружить, что им даны противоречивые поручения двух или более руководителей над ними.