для чего нужна супервизия
Супервизия для московских психологов, что это такое и для чего нужна
23 ноября 2021 года
В помощи и поддержке нуждаются не только клиенты психологов, но и сами специалисты. Зачастую они вместе с человеком входят в эпицентр кризиса, выдерживают самые тяжелые чувства и состояния, несут серьезную эмоциональную и интеллектуальную нагрузку. Справиться с такими состояниями помогает более опытный коллега — супервизор. О формах и методах профессиональной поддержки психологов рассказывает Федор Шаньков, специалист Московской службы психологической помощи населению, научный сотрудник Психологического института РАО.
Высокая степень неопределенности и ответственности в помогающих практиках зачастую ведет к профессиональному истощению: умеющему оказывать помощь необходимо также уметь самому ее запрашивать и получать. Супервизия — основная форма профессиональной поддержки и развития помогающих специалистов.
В рамках супервизии в присутствии более опытного коллеги исследуются клиентские случаи, проясняются терапевтические отношения, развиваются определенные профессиональные навыки.
С какими вопросами чаще всего обращаются к специалисту:
Последние научные исследования подтверждают, что эффективность психотерапии определяет не подход, конкретный метод или знания специалиста, но прежде всего качество отношений между психологом и клиентом, способность эксперта постоянно расти, честно и регулярно исследуя свой опыт работы. При этом показано, что психологи, как и педагоги, самостоятельно не могут оценить качество своей работы, для развития им необходимо постоянно собирать обратную связь от клиентов, супервизора и профессионального сообщества.
По международным стандартам к психотерапевтической практике допускается профессионал, который окончил полноценную многолетнюю программу обучения в одном из психотерапевтических направлений. На деле этим все не заканчивается. Далее психолог призван: постоянно продолжать обучение, посещать международные конференции, чтобы быть в курсе новых научных данных, осмыслять опыт, чувствовать свою причастность к профессиональному сообществу; ходить к своему собственному психотерапевту, чтобы отделять свои переживания от переживаний клиентов; регулярно посещать интервизии и супервизии, получать обратную связь о своей работе.
В среднем в году супервизоры МСППН проводят около 300 индивидуальных и более 200 групповых супервизий. Также каждый новый сотрудник проходит так называемую экспертную супервизию, где определяется его профессиональный уровень, развитие компетенций, ограничения и допуски для работы с клиентами.
Основные форматы поддержки
Индивидуальная. Психолог представляет супервизору случай индивидуального, семейного или группового консультирования. Фокус встречи может быть направлен на психологические особенности клиента, трудности контакта, «слепые пятна» в работе, стратегию и тактику ведения случая, влияние на него социального и организационного контекста. Обычно это час-полтора офлайн- или онлайн-работы один на один.
Групповая. Работа с группой коллег по определенной модели (например, калейдоскопическая модель супервизии, балинтовская группа, обучающая супервизия). Какие основные результаты данного формата? Это и объемное, многомерное понимание феноменологии консультации, и профилактика профессионального выгорания, и получение коллегиальной поддержки. Основное преимущество групповой супервизии в том, что она дает возможность развить профессионализм за счет обмена опытом с другими коллегами в условиях уважения и безопасности.
Командная. Формат, который предполагает работу с группой специалистов, занятых ведением одних и тех же клиентов. Например, супервизия соведущих групп или коллег из одной бригады. Здесь фокус держится на прояснении различного и общего в понимании клиента, выстраивании целостной стратегии командной работы по взаимодействию с ним.
Психологу зачастую хочется помочь всем, кто к нему обращается, и признать свои ограничения иной раз трудно. Например, в каких случаях лучше перенаправить клиента к психиатру, а в каких — к другому узкопрофильному специалисту, работающему с определенной темой (например, расстройствами пищевого поведения, травмой насилия, игровой зависимостью и т. п.). Супервизор всегда вынужден соблюдать баланс между ответственностью за качество работы супервизанта (психолога) и уважением к его самостоятельности, проявлять должную заботу не только о благополучии специалиста, но и, через специалиста, о благополучии клиента.
Итак, в рамках супервизии — помощи помогающему — лучше осознается профессиональный опыт, значительно развивается профессиональное мышление и навыки работы, оказывается сильная эмоциональная поддержка, в которой так нуждаются те, кто постоянно призван поддерживать других. Супервизия для психолога — это практика заботы о себе, сохранения своего профессионализма, профилактики эмоционального выгорания, вторичной травматизации, источник профессионального и личного роста. Это необходимая часть работы психолога, который хочет эффективно, этично, эстетично и экологично заниматься помощью другим.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Супервизия для психологов. Что это такое, как проходит и зачем она начинающим консультантам?
Статья создана при участии эксперта
Пантюшиной Ольги Игоревны
Специалист с 16-летним опытом работы психологом-практиком, кандидат психологических наук, доцент, семейный и клинический психолог-психотерапевт, руководитель частного центра практической психологии, преподаватель департамента психологии.
Супервизия — это работа психолога (супервизанта) с более опытным коллегой (супервизором). Он помогает разбирать сложные ситуации из практики, а во время обучения проводит сессии для тренировки.
Разберемся, какой бывает супервизия, что происходит во время сеанса и как выбрать специалиста.
Читайте в статье:
Какой бывает супервизия
Виды супервизии различаются по уровню, форме и формату. Например, в группе и индивидуально, онлайн и очно. У каждого вида своя цель и задачи.
Виды супервизии по уровню:
Одни виды супервизии нацелены на будущих и начинающих психологов, другие — больше подходят экспертам с опытом. Мы собрали все в одну таблицу:
Психологам без опыта и с небольшим опытом
Необязательно останавливаться на одном виде. Например, сочетание групповых и индивидуальных сеансов помогает и набраться опыта на примерах коллег, и проработать личные трудности.
Учитесь на чужих ошибках
Получите на почту чек-лист «9 ошибок начинающих психологов» и узнайте, как их избежать
Как проходит сеанс
Индивидуальная супервизия. На сеансе разбирают конкретный случай из практики психолога или его запрос о выборе методов и стратегии терапии. Вместе с супервизором психолог анализирует записи с консультации или свой рассказ о ней.
Супервизор не дает прямого ответа — он задает вопросы, которые помогают супевизанту найти свои контрпереносные / переносные реакции и понять, про что они.
Супервизия помогает консультанту увидеть клиента со стороны и самого себя с позиции беспристрастного наблюдателя. Понять, как он может затягивать психолога в игровой процесс, в роль спасателя. Либо обнаружить, как свои же процессы толкают специалиста в эту роль.
Групповая супервизия. На сессии 6–10 участников обсуждают методы терапии и стратегии консультирования. Один психолог рассказывает о своей проблеме, потом супервизор и остальные участники дискуссируют и помогают найти решение. На следующей встрече к группе и супервизору обращается другой психолог.
На индивидуальной супервизии группа тоже может присутствовать, но она не участвует в обсуждении — сначала наблюдает со стороны, а потом дает обратную связь. Этот формат подходит для обучения будущих психологов.
Супервизия для психологов без практики. О том, как проходит сеанс для психологов без опыта работы, рассказывает наш преподаватель-эксперт и супервизор Ольга Игоревна Пантюшина:
Для специалистов, у которых нет практики, это может быть 15-минутная учебная консультация с последующим разбором и обратной связью от супервизора и других участников группы. Здесь супервизант видит свои точки роста и успехи, это мотивирует его идти дальше. Для многих это дебют в роли консультанта — когда начинающий психолог видит, что все получается, у него появляется ощущение крыльев за спиной.
Сколько стоит супервизия
Цена зависит от квалификации специалиста и формата. По данным сайта поиска специалистов Профи, в Москве можно пройти супервизию по цене от 1 000 до 10 000 рублей за час. Средняя стоимость 3 000 – 5 000 рублей / час.
Групповая супервизия зачастую дешевле, чем индивидуальная. Это хороший вариант для начинающих психологов, которые еще не наработали клиентскую базу.
Как выбрать супервизора
Супервизор — это наставник, который помогает менее опытным психологам проанализировать их чувства, эмоции, реакции.
Это не тот, кто все знает и умеет, а тот, кто может свежим и опытным взглядом разобрать проблему, рассмотреть ее с другой стороны.
Критерии, по которым можно выбрать подходящего супервизора:
Где искать супервизора? В той организации, где вы проходите или проходили обучение, по рекомендациям коллег, в интернете на психологических порталах, например, в сервисе B17.
Супервизия нужна каждому психологу. Это не только инструмент профессионального роста, но и средство защиты от профессионального выгорания. Для успешной работы психологом нужно пройти минимум 50 часов супервизии и в дальнейшем регулярно посещать ее.
Статья создана при участии эксперта
Пантюшиной Ольги Игоревны
Специалист с 16-летним опытом работы психологом-практиком, кандидат психологических наук, доцент, семейный и клинический психолог-психотерапевт, руководитель частного центра практической психологии, преподаватель департамента психологии.
Функции и методы супервизии в психологии
Очень важным условием для карьерного роста является постоянное движение в рабочем процессе. Для того чтобы развитие не останавливалось, все время происходило улучшение способностей, можно использовать специальные программы, которые направлены на эффективное совершенствование рабочих навыков. Контролировать при этом процесс должен человек, который имеет достаточное количество опыта. В психологии супервизия подразумевает не только курирование, но еще и обучение сотрудников более опытными специалистами.
Суть супервизии
Супервизия – это специальная методика, которая помогает качественно подготовить профессионалов. Она позволяет быстро развиваться, совершенствовать приобретенные ранее навыки, улучшать свои знания в области психотерапии или же психологии клинического характера. При этом супервизия в обязательном порядке должна выполнять три важных задачи:
Супервизия выступает в качестве эффективной методики оценки специалиста. С ее помощью совершенно каждый может разработать свою уникальную профессиональную идентичность.
Функции и цели супервизии
Супервизия имеет определенные функции, которые играют очень важную роль:
Если говорить непосредственно об основных целях супервизии, то к их числу можно отнести:
Супервизия считается отличным источником поддержки, который может использоваться не только начинающими специалистами, но и опытными психологами.
Виды супервизии
Психологи выделяют несколько разных два вида супервизии. Индивидуальная предполагает обучение одного, ученик при этом может задавать вопросы относительно того, что его интересует, если это направлено на его развитие. При этом не должно присутствовать слишком строгого контроля. Групповая супервизия ориентирована на обучение нескольких человек. Идеальным вариантом является группа до семи человек. Основным преимуществом данного вида супервизии считается то, что можно применять самые разные практики. Кроме того, это позволяет установить связь обратного характера между учениками.
Супервизия помогает всем желающим достичь совершенно нового уровня в карьере и стать настоящим профессионалом, применяя для этого современные и проверенные на практике методики.
Чтобы стать хорошим специалистом в любой профессии, необходимо постоянно держать мозг в тонусе. Тренажеры Викиум развивают все когнитивные функции, значительно улучшают память, внимание и концентрацию.
Супервизия, интервизия и Балинтовская группа, как способы повышения своего профессионального мастерства
Людмила Степанова, нарративный практик,
член МПАП (практик высшего проф. мастерства),
кандидат психол. наук, доцент каф. психологии БГУ
Что же это такое – супервизия?
Супервизия – это не экзамен в школе или университете, здесь не нужно доказывать супервизору, что психолог – хороший специалист. Супервизия – это место для поиска гипотез, поддержки, это помощь в обсуждении клиентского случая или его фрагмента, с которым психолог испытывает затруднения; это поиск лучших или более верных действий, чтобы достичь более эффективной работы с клиентом.
Супервизия и прохождение личной терапии –это не одно и тоже. Хотя супервизия и оказывает влияние на психолога в плане его личностных изменений, но она не является психотерапией, поскольку цель супервизии – сделать из психолога более опытного психолога, помочь ему системно видеть, осознавать и анализировать свои профессиональные отношения с клиентом. Если психологу, пришедшему на супервизию, необходимо пройти личную психотерапию, то супервизор направляет его к другому специалисту, а не смешивает супервизию и терапию в «одном флаконе»!
Содержание сессий супервизии строго конфиденциально. Супервизор не разглашает конфиденциальную информацию, касающуюся психолога, его клиентов или любых других лиц без предварительного согласия всех заинтересованных сторон. Информация о работе с психологом может быть использована для публикации или доклада с разрешения самого психолога и при условии обеспечения его анонимности.
Зачем нужна супервизия?
– поддержка в работе с «трудными » клиентами;
– защита интересов клиента;
– живое обсуждение гипотез;
– взгляд со стороны на перенос и контрперенос;
– возможность узнать новые техники и расширить свои возможности в качестве консультанта/психотерапевта;
– получить новые знания о себе и личностно вырасти;
– расширение осознавания своих профессиональных ограничений;
– возможность в большей степени соответствовать этическим и профессиональным стандартам практики;
– эмоциональная поддержка в трудных ситуациях;
– развитие творческого подхода к работе.
Эти два пункта отметила, чтобы привести их к единообразию с остальными.
Обязан ли психолог ходить на супервизию, и как часто и как долго?
Это очень сложный вопрос, и вряд ли на него можно получить однозначный ответ. Законодательно в Республике Беларусь это никак не урегулировано. Но если психолог заинтересован в своем профессиональном росте, в эффективности своей работы, то нужно обязательно идти на супервизию. Другой вопрос – как часто и на протяжении какого времени? На мой взгляд, чем меньше опыта – тем чаще, но и после большого количества лет практики обращение к супервизору – это не показатель профнепригодности, а как раз наоборот. И в этом случае посещать супервизора нужно хотя бы раз в 2-3 месяца.
Супервизия бывает групповой и индивидуальной. Иногда психологи выбирают себе в пару коллегу, с которым вместе идут на супервизию, формируя мини-группу с супервизором. Такой формат тоже возможен.
В отличие от прохождения личной терапии, можно одновременно ходить к разным супервизорам. Это даже интересно и полезно, потому что, с одной стороны, позволяет посмотреть на разные подходы к работе, а с другой – развивает психолога как специалиста и человека. Можно также брать супервизию у разных специалистов по разным вопросам, например, с практикующим психиатром или при обсуждении сексуальных проблем – у сексолога.
Интервизия – это что же это такое и чем она отличается от супервизии?
Это группа личного опыта, где практикующие психологи обсуждают клиентские случаи, которые вызывают какие-либо затруднения в работе. Если очень кратко и обобщенно, то интервизия выглядит так. Психолог, который хочет поделиться своим случаем, вызывающим у него затруднение, представляет его группе коллег. Затем рассказывает, в чем именно у него возникли затруднения, т.е. формулирует свой запрос к группе. Участники могут задавать свои вопросы, чтобы более полно понять картину случая. После этого начинается обсуждение трудностей, формулирование гипотез, поиск возможных вариантов дальнейшей работы с клиентом. Одним из преимуществ этого процесса является то, что он позволяет избавиться от «зашоренного взгляда» психолога на свою работу, а также позволяет расширить свой взгляд на многие аспекты своей работы. Такая «зашоренность » из-за длительной или недостаточно рефлексивной работы может возникать не только у начинающих психологов, но и у достаточно опытных. Такая форма групповой работы, с одной стороны, позволяет психологу рассмотреть с разных позиций, представленный на интервизию случай, а с другой стороны, помогает понять и почувствовать, как он сам реагирует на те или иные высказывания коллег, и узнать свои слабые места. В конце интервизии ведущий группы подводит итоги работы.
Если интервизия предполагает горизонтальный формат взаимодействия, при котором все участники в группе равны, то супервизия предполагает вертикальный формат взаимодействия, при котором участники не равны изначально. Еще один важный момент в интервизии заключается в том, что члены группы совместно отвечают за то, что происходит в группе и за общий результат: за содержание сессий, за групповой процесс участников, т.к. каждый участник вносит свой собственный вклад и реагирует на основе своего собственного профессионального опыта.
Интервизия, так же как и супервизия, не являются неким «квалификационным экзаменом». В то же время, эти формы профессионального взаимодействия являются условием повышения профессионального мастерства психолога, помогающего поднять уровень его работы на новый, более высокий уровень. Участие в интервизии дает возможность расширить свое понимание проблемы клиента, понять, куда лучше двигаться дальше, а также избежать профессионального выгорания.
Зачем нужна интервизия?
– более эффективная работа с проблемными вопросами и ситуациями и, как следствие, снижение риска возникновения профессионального выгорания;
– понимание личных «особенностей и схем», которые влияют на работу;
– уточнение личных потребностей;
– видение «слепых зон» и новых возможностей для профессионального роста;
– профессиональный обмен информацией (опыт работы, особенности работы в разных подходах и направлениях и т.д.);
– развитие умения принимать другие точки зрения;
– поддержка профессиональной идентичности;
– взаимная поддержка и признание проделанной работы.
Возникает тот же вопрос: обязан ли психолог ходить на интервизию, и как часто и как долго?
И на этот вопрос, также как и про супервизию, однозначного ответа нет. Этот вопрос также не регулируется законодательством в Республике Беларусь. Но если психолог заинтересован в своем профессиональном росте, в эффективности своей работы, то ходить на интервизионные встречи нужно.
Минимальное количество человек в интервизорской группе – 4 человека, максимальное – 8 человек. Частота встреч варьируется от одного раза в месяц до одного раза в неделю – это зависит, как от группы, так и от поставленных задач, сама встреча обычно длится три часа. Например, интервизии, участники которой проходят обучение в рамках какого-либо направления психотерапии или консультирования, целесообразно проводить 1-2 раза в неделю, для того, чтобы более глубоко закрепить, как теоретические знания, так и практические навыки. Для более опытных психологов такие встречи можно проводить, например, один раз в месяц.
Интервизорская группа является уникальным местом, в котором можно побыть в разных ролях и получить различный опыт: и клиентский, и терапевтический и супервизорский, а также побыть в роли ведущего. Интервизия – это пространство, где можно поделиться переживаниями и опытом, обсудить с коллегами случаи из личной практики, получить профессиональную поддержку и профессионально вырасти.
Балинтовские группы – а это что такое и зачем они нужны?
Балинтовская группа – это щадящий и весьма эффективный способ снижения профессионального стресса и эмоционального выгорания. Это достигается путем эмоциональной поддержки, отсутствием критики и прямых рекомендаций психологу, который представляет вызывающий затруднения случай.
Минимальное количество человек в Балинтовской группе – 2-3 человека, максимальное – 8-12 человек. Частота встреч варьируется от одного раза в неделю до одного раза в две недели, сама встреча длится три часа с 10-ти минутным перерывом и за одну встречу разбирается два случая.
Чем Балинтовские группы отличаются от супервизии и интервизии?
Балинтовская группа очень похожа на супервизию и интервизию, НО есть существенные отличия.
Основное отличие между ними заключается в том, что если в супервизии и интервизии речь идет о клиенте и его терапии/консультации, то в Балинтовской группе – основное внимание уделяется различным особенностям и аспектам взаимоотношений психолога и клиента, внимание на самого психолога с его восприятием и эмоциональными нагрузками в отношениях с клиентом; внимание на то, что чувствует психолог в отношениях со своим клиентом. То есть если объектом обсуждения в супервизии и интервизии является клиент и его случай, то в Балинтовских группах – сам психолог с его своеобразием восприятия данного случая и отношением к нему.
Еще одно отличие заключается в том, что, если в супервизии и интервизии предметом анализа являются только текущие «трудные » моменты работы психолога, то в Балинтовских группах предметом анализа могут быть не только текущие, но и «неудачные » эпизоды из прошлого, которые продолжают беспокоить психолога, вызывают у него неприятные воспоминания и остаются для него «непонятными ». Либо это могут быть так называемые «фантастические » терапевтические ситуации, даже гипотетическая возможность которых беспокоит психолога.
Встречи Балинтовской группы очень хорошо структурированы и проводятся в восемь четко прописанных этапов или шагов.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что независимо от того, насколько хорошо подготовлен психолог, какое бы образование он не получил и насколько обширна его практика, он все равно нуждается в профессиональной поддержке в достижении вершин в своей профессии, чтобы получать удовольствие от своей работы (оставаясь при этом сохранным). И именно этой цели служат супервизии, интервизии и Балинтовские группы.
Что такое супервизия и зачем она нужна.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением супервизии, ее назначения, формы, направленности, выбора супервизора.
Супервизия — это процесс общения двух профессионалов относительно профессиональной психологической деятельности, в ходе которого психолог, психотерапевт обнаруживает свои сложности взаимодействия с клиентом, начинает понимать свои ограничения, которые проявляются в его работе, расширяет видение ситуации.
Супервизия дает возможность эмоционального отреагирования, теоретического и структурного разбора сессий или практики работы в целом. При регулярной работе с супервизором укрепляется терапевтическая позиция, происходит профессиональный рост, есть возможность получить сторонний взгляд на свою профессиональную работу. Работа становится более ясной, чистой, простой, осмысленной и профессиональной.
Супервизия бывает групповая и индивидуальная, очная и заочная, супервизия случая или практики в целом. У каждого из этих видов свои задачи, свои возможности и ограничения.
Индивидуальная или групповая супервизия — это деление с точки зрения организационного формата работы.
Индивидуальная супервизия, на мой взгляд, необходима. Она дает возможность обсудить вопросы собственной практики тет-а-тет с супервизором. Есть возможность обсуждения сложностей взаимодействия с клиентом в более близкой обстановке, соответственно, может быть затронут более интимный, личный материал. Время встречи используется супервизантом исключительно для себя. Вопросы конкуренции с коллегами не возникают, тк кроме супервизора и терапевта никого больше нет. Поскольку индивидуальная супервизия согласовывается только с супервизором, то время для нее выбирается довольно гибко и может назначаться в зависимости от потребностей терапевта. У индивидуальной супрвизии есть свои ограничения: она ограничивает возможность получения расширенного взгляда на ситуацию, поскольку нет никого, кроме супервизора. Соответственно, сужается круг эмоционального отражения ситуации, сложно определить свое профессиональное место среди других коллег, сложно получить признание. Возможности получения очной суервизии также ограничены (исключением является включенная супервизия, когда супервизор присутствует на сессии с клиентом).
Групповая супервизия. Данный вид работы позволяет увидеть собственную ситуацию, связанную с профессионалной деятельностью, более объемно, тк участники часто вовлекаются в процесс супервизии, предоставляя обратные связи в виде эмоционального реагирования и участвуя в теоретическом разборе ситуаций. В отличие от индивидуального формата, групповая супервизия дает возможность увидеть работы других участников. Происходит получение опыта за счет обучения на различных случаях, в том числе не появлявшихся ранее в практике собственной работы. Есть возможность получения профессионального признания (как и отвержения, правда), профессиональной поддержки. Очень хорошо прорабатывается профессиональная устойчивость терапевта. Можно обсуждать случаи работы в кругу, в коллегиальной беседе. В силу присутствия других участников возможны очные работы и, соответственно, очные супервизии.
В групповом формате есть сложности с назначением времени. Поэтому часто групповую супервизию делают регулярной, заранее договариваясь со всеми участниками о датах встреч.
Супервизия случая или практики предполагает рассмотрение различных аспектов, затрагиваемых в ходе сессии.
Если мы говорим о случае, то как правило речь идет о затруднениях в работе с одним клиентом или конкретной сложности терапевта, проявляющейся в работе с несколькими клиентами. Например: сложности в принятии чувств клиента или столкновение со своими эмоциональными реакциями, выбивающими из процесса работы.
Супервизия практики обращается к осмыслению философии, методологии работы. Она позволяет определить маркетинговые ходы или ответить на вопросы, касающиеся общей усталости или неэффективности в работе, в привлечении клиентов. Супервизия практики помогает широко взглянуть на себя как на профессионала и понять, что именно мешает занят желаемую позицию в профессональной сфере.
Очный или заочный форматы супервизии определяют форму выносимого на супервизию материала. Очно или заочно всегда можно рассмотреть только сложности работы со случаем.
Как правило, очные супервизии чаще всего используются в групповом формате (или при супервизии троек в учебном процесе). Очные супервизии проводятся чаще всего непосредственно после представления работы терапевта с клиентом и касаются терапевтической позиции, эмоционального состояния терапевта, расматриают стратегии, тактику работы терапевта, помогают определиться с гипотезой работы. Они хороши тем, что помогают получить много профессиональной поддержки, понять конкретную трудность, возникающую в работе здесь и сейчас. Более того, данный формат позволяет при соответствующем запросе сфокусировать внимание супервизора на том, как проявльется у терапевта конкретная сложность в работе (например, супервизор может проследить за фокусировкой внимания терапевта, телесными реакциями и тд). В дальнейшем обсуждении полученный в ходе сесси материал может быть рассмотрен через преломление работы терапевта в целом, в тч с другими клиентами.
Заочная супервизия представляет сложности в работе с клиентом исключительно со слов терапевта, в его пересказе. Таким образом, она выгляди менее «объективно», зрелищно. Тебеует от участников бОльшего сосредоточения на рассказе. Но есть супервизоры, которые выбирают исключительно данный формат работы при расморении случая. И вот почему: прежде всего, супервизия рассматривает не сложности клиента, а сложности терапевта, которые проявляются в его рассказе в достаточной мере. Терапевт при этом укрепляется в опоре на себя, свое видение ситуации работы. Избегается искушение «причинить добро» тераевту, описывая свои предполагаемые стратегии работы с клиентом, как это возможно в очной супервизии. Позиция, которая предполагает, что два человека со своими особенностями могли в данной ситуации построить только такое взаимодействие, и никакое другое, четко выходит на первый план, освобождает от фантазий и дает возможность терапевту самостоятельно выстраивать стратегии работы с клиентом.
Какого супервизора выбрать?
Если Вы еще только обучаетесь или находитесь на этапе профессоинального становления, лучше всего пойти на супервизию к супервизору одного с Вами направления. Это позволит лучше разобраться в своем подходе, выстроить системность мышления в рамках предлагаемой подходом философско-метрологической парадигмы. Коме того, разговор с супервизором на одном профессиональном языке значительно облегчает понимание, способствует определению своего места в профессиональном круге.
Мне при этом нравятся и мультимодальные подходы: в других направлениях есть свои важные идеи и взгляды, которые расширяют видение ситуации. Но в начале работы мне было бы сложно утвердиться в выбранном мною методе работы.
В любом случае, я считаю, что супервизорская поддержка значительно повышает качество работы, снижает вероятность профессирнального выгорания, способствует профилактике эмоциональной перегрузки терапевта и, в итоге, служит становлению профессионала, его развитию и поддержанию профессионализма в работе.