для чего нужна внешняя вспышка зеркальному фотоаппарату
Встроенная и внешняя вспышки
Начнем с того, что вспышки бывают разные, начиная от вашей встроенной вспышки, заканчивая супермощными и супердорогими студийными. Думаю о встроенной вспышке особо много говорить не нужно, все знают что это такое :
Это фото было сделано в одной из кафешек, она находится в подвальном заведении. На фото кажется все хорошо, но на самом деле свет там почти отсутствует, слева стоит советская лампа с которой фотографировать на D40 было невозможно, и тут, как в сказке, меня спасает внешняя вспышка SB-600, в итоге – вполне неплохой кадр. В этой статье я подробно расскажу о том, что такое вспышка и как с ней работать.
Внешняя вспышка одевается в специальное гнездо на фотике, не на каждый фотик можно одеть внешнюю вспышку, в основном это зеркальные камеры, либо продвинутые мыльницы типа Olympus E-P1:
Для разных брендов зеркалок нужны разные вспышки, вот к примеру внешние вспышки для Nikon: SB-400/SB-600/SB-700/SB-800/SB-900.
При плохом освещении
Чаще всего вспышка нужна для съемки в недостаточном освещении. Не буду долго объяснять, покажу на примере. Фотомодели меня подвели, поэтому я решил пофоткать Че Гевара, он это заслужил. Итак, поэтапно фотографирую и объясняю что к чему:
Слева на право: без вспышки, ISO3200, встроенная вспышка.
Значит без вспышки я кадр смазал, что и следовало ожидать при таком освещении. После того как поднял ISO до 3200 – вполне комфортно фотографировать с рук, только кадр жутко шумный получился, если у вас FX-камера то можно вполне на ISO3200 хорошие кадры делать, у меня же зернистость просто зашкаливает. Встроенная вспышка дала вполне ожидаемый результат, Че Геваро был не доволен, так как у него на лице появился жуткий блик от вспышки, а еще тень выскочила от лампы.
Слева на право: внешняя вспышка “в лоб”, внешняя вспышка в потолок с рассеивателем, внешняя вспышка в потолок без рассеивателя.
Теперь я на фотик нацепил внешнюю вспышку. Перво наперво я повторил фокус со вспышкой “в лоб” при этом достал рассеиватель, блик от вспышки стал менее заметен, но Че Геваро все еще не доволен. Дальше пошли чудеса, отражая свет от потолка с помощью внешней вспышки я практически избавился от блика и тени, блик возле звезды получился из-за рассеивателя. Рассеиватель нужен для того чтобы сильнее рассеивать свет, поскольку угол довольно большой – у меня остался небольшой блик. Поле того как я убрал рассеиватель я добился такого снимка, какого хотел, без бликов и тени, суровый Че Геваро мне чуть не улыбнулся.
Слева на право: 50mm f/1.4 со светом, 50mm f/1.4 в темноте, внешняя вспышка в потолок без света.
Поскольку у меня был светосильный фикс, я решил им воспользоваться, картинка получилась отличной, но не у каждого есть возможность фотографировать с дорогим светосильным объективом это раз, а два – глубина резкости на диафрагме f/1.4 очень мала, значит толком снять что-то не получится. Но вот беда, только я убрал свет сразу же f/1.4 поплыл, а внешняя вспышка все так же хорошо отражает свет даже в кромешной тьме.
Из выше сказанного следует: без вспышки фотографии получаются смазаными, либо шумными. Со вспышкой все гораздо лучше. Но если вспышку направлять “в лоб” остаются жуткие пересветы и тени, поэтому встроенная вспышка совсем не годится для съемки в темноте. Внешняя вспышка нам нужна для того чтобы отражать и равномерно рассеивать свет. Вспышка отражает свет за счет регулирования угла наклона поворачивающейся головки, это самое ценное что есть во внешней вспышке, а не, как многие думают, – мощность и прочая ерунда. К примеру в SB-600 она выглядит вот так:
Пользоваться ею просто, нужно нажать на кнопку “Push” и повернуть вспышку так, как вам заблагорассудится.
Отражать свет в слабо освещенных помещениях можно и нужно. Вы можете отразить свет от потолка, от стены, от пола. Делайте это всегда, как только видите что света вам не хватает. В кафе с девушкой, к примеру:
Когда фотографируете гостей на дне рождения:
А вот я (автор статьи) с Деном в пабе отмечаем отличную фотосессию Наташи, которая между нами уселась:
Без внешней вспышки, все было бы намного печальнее, поэтому я всегда ношу с собой свою SB-600.
Вспышка днем
Как ни странно это прозвучит, но вспышка нужна не только в темноте, но и днем, при ярком солнце. Казалось бы, зачем мне вспышка днем? На улице светло, солнце так светит, что глаза открыть сложно, а тут еще и вспышка – бред, правда? А вот и нет, дорогие мои! Вспышка днем, при ярком солнце, очень даже актуальная вещь когда вы фотографируете портрет, о ней многие забывают. Вот к примеру, симпатичная девочка, а фото жуткое получилось, потому что солнечный свет оставил лицо в тени, в результате получилась полная фигня – лица не видать, как я не пытался его вытянуть:
Или вот, половина лица на солнце, а половина в тени, в итоге – та же самая история:
Должно быть вот так: вспышка срабатывает и нежно подсвечивает все детали, которые не освещены солнцем.
Мягко сглаживает тени:
Для таких дневных хитростей необязательна внешняя вспышка, потому что вам не нужно ничего отражать, вам просто нужно подсветить, встроенной будет вполне достаточно.
Командный режим
Еще один большой плюс внешней вспышки это возможность работать в командном режиме. Вкратце, командный режим это когда у вас не одна вспышка, а несколько. Система работает следующим образом, одна вспышка (ее называют ведущей или master) руководит остальными (называют по-разному: сателлиты, ведомые, slave). Если уметь пользоваться, то эффект получается потрясающим. Вот я “в полете”:
А это модель Аленка, которая не захотела летать.
Здесь важный момент, не все вспышки могут быть ведущими и не все ведомыми. К примеру, SB-400 отличная вспышка, маленькая удобная, но она вовсе не работает в командном режиме, а SB-600 может работать только как slave, в режиме master работают внешние вспышки SB-700/SB-800/SB-900 либо встроенные вспышки на фотиках: D70/D80/D90/D200/D300/D7000 и FX камеры.
Если у вас командного режима нет, не расстраивайтесь, вы всегда можете воспользоваться удлинителем.
Когда не нужно использовать вспышку
Не всегда нужно фотографировать со вспышкой. Вот к примеру для ночной съемки вспышка вам и даром не нужна, чтобы сделать хорошее ночное фото вам нужна длинная выдержка и штатив.
Также вспышка не нужна, когда вы фотографируете представления. В этом случае лучше поднять ISO и сохранить всю атмосферу, на мероприятиях свет очень красивый, вспышкой вы его просто убьете.
На улице, глухой ночью вспышкой “в лоб” друзей тоже не советую фотографировать, особенно если вы новичок. Вам гарантированны красные глаза и люди с засвеченными лицами в виде зомби.
Выводы
Вспышка нужна! Любой уважающий себя фотограф должен иметь в арсенале внешнюю вспышку. Хотя бы даже такую маленькую как SB-400, которая, кстати, при своих удобных размерах, может отражать свет не хуже остальных. Без внешней вспышки, как без рук в слабоосвещенном помещении, так что, если вы готовитесь стать свадебным фотографом вам она нужна обязательно.
Днем вспышка не менее важна чем ночью, я бы даже сказал что более. С помощью вспышки вы уберете ненужные тени с лица, сделаете портрет великолепным. Здесь нужно обращать на такой параметр как время синхронизации фотоаппарата.
Если у вас не одна вспышка, вы можете фотографировать в командном режиме (commander mode), если правильно выставить свет снимки получатся великолепными, но не все внешние вспышки могут поджигаться дистанционно.
При покупке вспышки подумайте как вы ее собираетесь использовать, если вам нужно только отражать свет и всё, то вас вполне устроит маленькая и удобная SB-400. Если вы захотите подсветить вспышкой в командном режиме, нужно задуматься о покупке SB-600 она будет полезна всем, но к сожалению она не может быть “мастером”. SB-800/SB-900 это дорогие, мощные, тяжелые и большие вспышки, которые могут работать в режиме master и slave, нужны они только для тех людей, которые днями фотографируют со вспышкой, к примеру свадебные фотографы или репортеры. SB-R200 нужна для профессиональной макросъемки.
Подпишитесь на E-mail рассылку
Не хотите пропускать уроки по фотографии?
Хотите сразу узнать о новых поступлениях на сайте?
Тогда подпишитесь на RSS-рассылку или
на электронный ящик, заполнив форму выше!
Вспышки встроенные и внешние – увидеть разницу
Встроенная вспышка – все за и против.
Я думаю, все представляют себе, как выглядит встроенная вспышка для фотоаппарата и даже большинство используют ее для съемки (в основном в помещении с плохим освещением). Я крайне редко использую встроенную вспышку для съемки, и эти крайние случаи приходятся на съемку каких-то домашних посиделок, не претендующих на высокую художественность. Не смотря на мою нелюбовь к встроенной вспышке, попробуем выделить некоторые ее преимущества:
— встроенная вспышка – какой-никакой, а источник освещения. Если вам позарез нужно сделать кадр в темном помещении при отсутствии светосильного объектива или дополнительных источников света, встроенная вспышка вам в руки!
— при съемке со встроенной вспышкой экспозамер осуществляется автоматически. Правда, это сомнительный плюс, потому что вспышка на автомате – это чаще всего белые лица на черном фоне.
— компактность – наверное, самый выигрышный «плюс» встроенной вспышки. Однако, небольшие размеры, позволяющие уместить и фотоаппарат и вспышку в сумке, оборачиваются серьезным недостатком с точки зрения характера освещения.
Поэтому плавно перейдем к недостаткам встроенной вспышки:
Жесткие тени, плоская картинка (нет объемов на лице) — из-за маленькой площади источника освещения свет получается жесткий. А для жесткого света характерны сильные блики и глубокие тени. Поэтому большинство фотографий, снятых со встроенной вспышкой – это лица с жирным блеском на лбу, носу, щеках, с резкими тенями возле носа и под подбородком. Нередко встроенная вспышка выбивает лицо или некоторые участки кожи в пересвет.
— невозможность изменить направление потока света приводит к классическому «пыху в лоб». В совокупности с жестким светом с близкого расстояния получается плоская картинка. Расположение вспышки прямо над объективом создает освещение подобное тому, как светит фонарик, встроенный в каску. Вспомните, как выглядят при этом лица людей.
— невозможность настроить мощность светового импульса во встроенной вспышке делает ее малоприменимой. Единственное, на что вы можете повлиять в настройках, — это на способ экспозамера и компенсацию экспозиции вспышки (этим можно лишь незначительно варьировать мощность импульса).
— маленькая мощность встроенной вспышки приводит к тому, что свет не добивает до далеко расположенных объектов и позволяет снимать только с близкого расстояния. А это, в свою очередь, приводит к «пыху в лоб» с близкого расстояния. Замкнутый круг. Как из него выбраться? Научиться снимать с использованием внешней вспышки.
Внешняя вспышка – в чем вы выигрываете, приобретая ее на смену встроенной.
Внешняя вспышка обычно крепится на фотоаппарат при помощи специального типа крепления, который называют «горячий башмак». Он есть во всех зеркальных фотоаппаратах.
Чтобы объективно сравнивать встроенную и внешнюю вспышку, давайте выделим несколько основных параметров, которые влияют на качество работы любой вспышки. Итак:
А теперь давайте сравним по указанным выше показателям работу со встроенной и внешней вспышкой.
Критерий сравнения
Встроенная вспышка (зеркальная камера Canon EOS)
Внешняя вспышка
(разброс в зависимости от модели)
От 22 до 58
Нет (за искл. режима компенсации экспозиции вспышки)
От 1/8 до 1/128 (плюс несколько промежуточных значений, в зависимости от модели)
До 97 ° по вертикали
До 360 ° по горизонтали
До 14 мм (со встроенным диффузором)
Если проводить сравнение на основании субъективных факторов, то внешняя вспышка нужна для того, чтобы:
— подсвечивать, но не «убивать светом» объект съемки. Для этого можно использовать небольшой по мощности импульс и направлять вспышку немного сверху и сбоку (имитируя естественный солнечный свет).
— использовать отраженный свет, который рисует мягкие тени и полутона. Самый простой способ использовать отраженный свет – направить внешнюю вспышку в потолок или в стену помещения. Только следите, чтобы стены не оказались яркого цвета, иначе на лицах людей появятся цветные блики. Такой номер не пройдет и в помещениях с темными стенами, которые только поглотят свет внешней вспышки. В идеале стены или потолок должны быть белыми.
Одна внешняя вспышка с радиосинхронизатором на штативе
— снимать с внешней вспышкой при помощи синхрокабеля или радиосинхронизатора. Звучит сложно, но на самом деле все проще некуда. Внешнюю вспышку можно снять с фотоаппарата и поставить на штатив, стойку или просто держать левой рукой, направляя свет немного сбоку. Чтобы вспышка срабатывала при спуске затвора, необходимо использовать синхронизацию. В последних моделях камер есть встроенная дистанционная синхронизация с «родными» вспышками. При использовании неродной вспышки или не такого продвинутого фотоаппарата вам понадобится дополнительное приспособление – для проводной синхронизации (кабель) или беспроводной синхронизации (инфракрасный или радио синхронизатор). Подробнее о технике съемке со вспышкой с дистанционным управлением я буду писать отдельно.
— построить любые схемы освещения из внешних вспышек, которые можно использовать и в помещении, и на выезде. Такая мобильная и компактная студия, которая незаменима для профессиональных съемок в любых условиях.
В этой статье я лишь вкратце коснулась темы использования вспышек в фотографии. Нам еще предстоит разобраться, когда и как снимать со вспышкой в помещении и на улице, как «прокачать» свою вспышку и многое-многое другое. Но это, как говорится, уже совсем другая история…
13 советов по выбору внешней вспышки для цифрового зеркального фотоаппарата
Внешняя вспышка – полезный аксессуар для цифрового зеркального фотоаппарата. В особенности, если вы решили шагнуть на следующую ступень по пути освоения профессии фотографа. Сегодня мы поговорим о том, на что нужно обратить своё внимание для выбора оптимальной подходящей фотовспышки.
Вспышка – важный элемент, который встроен в большинство современных камер. Она обеспечивает дополнительный свет в условиях его недостаточного количества и позволяет достичь более сбалансированной экспозиции. Тем не менее, пока вы не установите внешнюю вспышку, особенно, если пользуетесь зеркальным фотоаппаратом, будет трудно оценить, какое сильное влияние они оказывают на ваши фотографии. Встроенные вспышки создают простые, ничем не выделяющиеся снимки, в то время как внешние могут проделывать удивительные вещи с вашими работами. Само собой, они обладают преимуществами и имеют широкий спрос в категории аксессуаров для фотоаппаратов. Но для того, чтобы выбрать наиболее подходящую модель, стоит учитывать некоторые аспекты, перечисленные ниже.
Что не так со встроенной вспышкой?
Прежде чем всерьёз задумываться о покупке внешней фотовспышки, стоит понять, нужна ли она в принципе. Здесь всё зависит от уровня вашей вовлеченности, так как и встроенная вспышка не обязательно бесполезна. Она по-прежнему может выполнять достойную работу по освещению необходимых предметов композиции в различных ситуациях, что достаточно хорошо для фотографий в целом. Однако, если вы хотите улучшить свои навыки в этой области или и вовсе заинтересованы в развитии этого хобби в полноценную профессию, вроде свадебного фотографа и других, то наличие внешней вспышки для вас будет просто необходимостью.
Основная проблема со встроенными вспышками заключается в том, что они попросту не универсальны. Когда вы включаете её, она нацеливается на общую картину лишь под одним углом. Таким образом, встроенные вспышки не обеспечивают достаточного пространства для творчества, элемента, который жизненно необходим для съемки профессиональных и качественных фотографий. При использовании внешних вспышек, ваше понимание работы световых эффектов на фотографии значительно расширяется, что позволяет вам точнее контролировать результат. Вы можете вручную управлять контрастностью, экспозицией, световым рисунком, ISO и многим другим.
Главные особенности
Помимо того, что мы собираемся перечислить немало основных и дополнительных функциональных особенностей внешних фотовспышек для цифровых зеркальных фотоаппаратов, на которые стоит обратить внимание, прежде мы хотим акцентировать его именно на самых главных аспектах выбора. Они должны быть учтены прежде всего, а уж потом вы сможете двигаться дальше.
Мощность
Данная особенность является самой важной при рассмотрении характеристик вспышки. Мощность вспышки обычно выражается значением ведущего числа. Дабы не углубляться в техническую часть этих понятий, всё что вам необходимо – найти модель с наиболее высоким показателем этого числа. По сути, вспышка с высоким значением ведущего числа излучает больше света. Несмотря на то, что вы можете уменьшить мощность вспышки, увеличить её вам точно не удастся, пытаясь выжать из неё сверх возможного. Для лучшего понимания того, как это работает, вам следует запомнить следующее правило:
Ведущее число = расстояние × диафрагменное число
Иными словами, нормальная экспозиция, при оптимальной работе вспышки, будет зависеть от правильно подобранного расстояния при определённом значении диафрагмы. По мере того, как вы приобретаете опыт фотографа, вы начнете осознавать, что отклонение от формулы GN приведет к лучшей фотографии. Тем не менее, когда дело доходит до покупки внешних вспышек, эта формула важна для сравнения мощности различных моделей.
Время перезарядки
Еще одна важная особенность, которую следует учитывать, – это скорость перезарядки, определяющая минимальный интервал между срабатываниями. Производители обычно указывают её в секундах, предполагая, что вы используете новую аккумуляторную батарею. Однако нередко в характеристиках вам будут встречаться два разных числа, например, 0,1 – 6 секунд. Более низкое число отображает, как скоро может быть использована вспышка при самой низкой её мощности, тогда как большее число указывает время, которое потребуется, прежде чем вспышка сможет повторно накопить максимум мощности.
В большинстве случаев наиболее важным показателем из этих двух является, конечно же, последний. Стремитесь к поиску такой модели, у которой этот временной промежуток будет как можно короче. Но даже при этом не стоит забывать, что вам понадобятся высококачественные батареи, специально предназначенные для интенсивного использования, чтобы получить максимальную скорость перезарядки, заявленную производителем.
Важные функции фотовспышек
Следующие из особенностей, описанные ниже, обычно являются стандартными для большинства современных внешних фотовспышек зеркальных фотоаппаратов. Тем не менее, все же хорошо понимать основные особенности и нюансы этих функций, так как это позволит сэкономить вам уйму времени при выборе.
TTL режим
Все современные вспышки используют быструю серию мгновенных световых импульсов, которые определяют оптимальную мощность вспышки перед съемкой. Это происходит после того, как вы нажали кнопку спуска затвора на камере, и он вот-вот откроется. К счастью, фотографы не должны беспокоиться о сложных вычислениях, так как камера и вспышка вместе анализируют импульсы, сопоставляя их с текущими настройками камеры (такими как фокусное расстояние, режим съемки, диафрагма, ISO и т. д.) и автоматически устанавливают правильную настройку мощности.
Подсветка автофокуса
Многие внешние вспышки обеспечивают подсветку автофокуса, которая значительно более эффективна и ярче, чем стандартная автофокусировка камеры. Этот вспомогательный луч помогает вам четко фокусироваться на объекте даже при недостаточном освещении без нежелательного эффекта засвечивания предметов, как при работе встроенной вспышки. Предпочтительно вспышка должна использовать сетку для отрисовки и покрытия различных точек автофокусировки. Однако большинство сторонних бюджетных моделей обеспечивают только одну вертикальную линию или центральную точку, которые не очень полезны, так что стоит учитывать и это.
Автомасштабирование
Сегодня большинство вспышек имеют удобную функцию масштабирования, основанную на фокусном расстоянии вашей камеры. Так, например, при увеличении от 30 мм до 70 мм вспышка производит автоматическую настройку, чтобы обеспечить эффективное использование света и максимальный охват. Большинство фотовспышек с этой функцией можно также настроить вручную, что позволяет изменять световые рисунки, в зависимости от того, какого эффекта вы добиваетесь.
Поворот и наклон
Ваша вспышка должна иметь возможность наклона вверх и вниз, а также поворота справа налево. Эта особенность поможет вам лучше контролировать ситуацию после установки вспышки на камеру. Большинство вспышек могут передвигаться также вверх и вниз, но вы должны пойти на ту, которая сможет поворачиваться, чтобы расширить ваши возможности.
Дополнительные функции
Для тех, кто уже знаком с основными функциональными особенностями фотовспышек, наверняка будет более интересно углубиться во всевозможные дополнительные фишки, которых, благо, немало. Так что, если вам нужны более сложные, но вместе с тем крайне практичные функции, то обратите своё внимание на следующие.
Беспроводное управление
Многие высококлассные накамерные вспышки позволяют использовать основную вспышку с контрольным блоком для беспроводной связи и дистанционного управления другими вспышками, сохраняя при этом настройки TTL режима при каждом срабатывании вспышки. Теоретически, вы можете объединить неограниченное количество беспроводных вспышек и установить для каждой свои показатели мощности, прямиком с контрольного блока на основной вспышке.
Однако эта особенность является привилегией вспышек топового ценового сегмента, в то время как более доступные модели вспышек используются лишь в качестве ведомых, принимающих сигналы. Управляются они также дистанционно, по радиоканалу или с помощью инфракрасного или оптического сигнала. Таким образом, перед покупкой вспышки, хорошо бы определиться, хотите ли вы использовать беспроводное управление, и будет ли оно необходимо.
Ручное управление
Есть некоторые фотографы, которые предпочитают иметь полный контроль над своими вспышками и, в конечном счете, фотографими. В этом случае вы должны использовать вспышку с функцией ручного управления. Примером ручного управления в действии является установка различной интенсивности у двух отдельных вспышек. Вы можете настроить один блок на более высокую интенсивность и снизить её для другого. Наличие такого контроля при работе над фотографией возможно только при использовании вспышек с ручным управлением.
Погодоустойчивость
Фотографам нередко приходится работать в сложных ситуациях и капризных погодных условиях. Поэтому вы должны стремиться к покупке такой модели, которая будет защищена от погодных воздействий для повышения надёжности и срока службы. Большинство вспышек от Nikon и Canon являются весьма надёжными в этом плане. Однако, если вы хотите купить нечто куда более бюджетное от сторонних производителей, рекомендуем предварительно изучить доступную информацию, чтобы убедиться, что вспышка погодоустойчива. Также не лишним будет приобрести и чехол для дополнительной защиты.
Поддержка внешнего аккумулятора
Некоторые модели внешних вспышек позволяют использовать внешние аккумуляторные батареи, обладающие большей емкостью. Существует несколько преимуществ их применения в работе. Во-первых, они могут значительно увеличить скорость перезарядки и помочь максимально увеличить эффективность работы вспышки. Кроме того, внешние аккумуляторы увеличивают и само время автономной работы вспышки на одном заряде.
Финальные аспекты
Выбор подходящей вспышки в значительной степени будет зависеть от необходимости получить мощное устройство, которое имеет самый необходимый функционал в соответствии с вашим бюджетом. И после того как вы разобрались с особенностями и фишками, стоит напомнить вам о решающих аспектах выбора любого будущего приобретения.
Обозначение определённого бюджета всегда полезно при любой покупке, так как даёт вам понять, на что вы можете рассчитывать. Помните, что на нынешнем рынке не так много вспышек, которые имеют высокотехнологичные особенности и фишки менее чем за 100 долларов. Будьте благоразумны и логичными с тем, как вы распланируете свой бюджет. Не стоит также забывать и такие истины, что, чем многофункциональнее, надежнее и мощнее устройство, тем дороже оно будет стоить.
Срок службы
Помните, что фотовспышка мало чем отличается от любой другой обычной лампочки. Она не сможет работать вечно и в конечном итоге иссякнет (с большей вероятностью просто повредившись). Поэтому перед покупкой той или иной модели желательно навести справки, чтобы узнать, как долго она прослужит, прежде чем понадобится проводить замену.
Новые или б/у
Внешняя вспышка для зеркального фотоаппарата – достаточно сложное устройство, которое может легко сломаться и крайне редко поддаётся ремонту. И новая вспышка, безусловно, прослужит вам гораздо дольше, чему также способствует надлежащая эксплуатация и уход. Если вы рассматриваете возможность приобретения вспышки бывшей в употреблении, убедитесь, что все её функции исправно работают. В данном случае, прежде, чем принимать подобное решение, вам нужно будет полностью удостовериться в её работоспособности и состоянии как таковом.
Заключение
Покупка подходящей внешней фотовспышки и её правильное использование, безусловно, откроют больше возможностей для фотографирования и увеличат ваши знания по контролю и управлению светом. По сути, использование внешней вспышки – относительно доступный и легкий путь к получению профессиональных результатов. Специалисты в области фотографии рекомендуют выписать список полезных функций, упомянутых выше, а затем определить для себя их приоритетность. Также им можно пользоваться и для сравнения различных моделей, что наверняка позволит вам найти подходящую модель быстрее.