для чего нужна земская реформа
Земская реформа
Земская реформа — положение 1864 года о губернских и уездных земских (самоуправленческих) учреждениях, либеральная реформа, вызванная необходимостью заменить систему бюрократического управления в областных учреждениях, при которой областная жизнь управлялась директивами из центра, что вело к ошибочным и запоздалым решениям. Главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учёта местной специфики.
Содержание
История
Проект земской реформы разрабатывался с 1859 года комиссией при министерстве внутренних дел (председатель Н. А. Милютин, с 1861 года — П. А. Валуев). Подписанное Александром II «Положение о земских и уездных учреждениях» отразило различные интересы дворянских группировок.
Суть реформы
Процесс избрания
Согласно «Положению» 1864, создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы — и те, и другие выборные, на началах бессословности. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или др. недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии. Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание.
Устройство и функционирование
Губернские и уездные земские управы состояли из 6 человек, назначаемых земскими собраниями. Собрания созывались один раз в год, но в чрезвычайных ситуациях могли собираться и чаще. Управы работали на постоянной основе. Собрания давали распоряжения и контролировали их выполнение, а управы собственно занимались выполнением решений. Земские собрания можно сравнить с местными парламентами, а управы — с правительствами
Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.
Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели принудительной власти, так как полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.
Земские собрания и управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения и устройством санитарной части в городах и деревнях; «попечением» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечением народного продовольствия (устройством хлебных складов, семенных депо); заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.
Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 1870-х годов земства были введены в 34 губерниях Европейской России, в Бессарабии и в области Войска Донского (где в 1882 году ликвидированы). Позже земские органы появились на окраинах: в Ставропольской, Астраханской, Оренбургской губерниях. Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. Закон о земстве в западных губерниях был принят лишь в 1911 году.
Земская реформа содействовала развитию местной инициативы, хозяйства и культуры.
См. также
Литература
Курия | Получали избирательные права |
---|---|
Земледельческая | При наличии 200 десятин земли и имущества не менее чем на 15 тысяч рублей. Также признавались владельцы предприятий с доходом выше 6 тысяч рублей. |
Крестьянская | На 1-ом этапе выбирались представители в волостные сходы. На 2-ом этапе выбирались представители уездных земств. На 3-ем этапе выбирались представители губернских земств. Все шло поэтапно. |
Городская | Купцы, владельцы предприятий с доходом более 6 тысяч рублей. Также признавались владельцы недвижимости стоимостью 3600 рублей (в крупных городах) и 600 рублей ( в остальных городах). |
Выборы по всем куриям проводились 1 раз в 3 года.
Земское самоуправление
Губернский съезд, так же как и уездный, проводился 1 раз в 3 года, то есть выбранные депутаты за 1 срок могли поучаствовать только в 1 таком съезде. В целом уездная и губернская система земств была похожа между собой. Каждый год они проводили сессии и выбирали управление. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – Министром внутренних дел.
Волостное (местное) самоуправление
Земская реформа 1864 года создавала особую систему самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также выбирались на 3 года. Они отвечали за распределение земель, повинностей, рекрутчины, выбор управления сходом и старосту. Аналогичные вопросы, но на чуть более высоком уровне решал Волостной сход.
Функции земств
Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:
Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору. Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство). Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.
Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).
Реализация реформы
Начиная с 1 января, Земская реформа 1864 года начала свою реализацию под контролем правительства Александра 2. Очень важно отметить, что Земства вводились не на всей территории Российской Империи. В частности новое положение не затронуло 2 категории регионов:
Земская реформа Александра 2 значение, итоги, плюсы и минусы
Земская реформа Александра II (1864 год) была важным и последовательным шагом после отмены крепостного права.
Этот манифест даровал личную свободу крестьянам, а также право владеть имуществом.
Но реформа 1861 года имела некоторые недостатки, суть которых состояла в неудовлетворенности крестьян необходимостью выплаты денег за землю, провоцировавшей круговую поруку.
Кратко о земской реформе 1864 года
Кратко сущность реформы заключалась в том, что в 1864 г. было принято Положение о земских учреждениях, которое предполагало появление земств, органов местного самоуправления.
Разработчик реформы Н. А. Милютин, затем П. А. Валуев. При этом подготовка началась еще в 1861 г.
Краткий конспект по теме «Земская реформа Александра II» в виде таблицы.
Предпосылки и причины проведения
Основанием для проведения земской реформы Александра II стала отмена крепостного права. Первоочередная задача заключалась в организации управления хозяйственными делами в соответствии с изменившейся социально-экономической ситуацией в стране.
Важно было организовать управление социально значимыми объектами (школы, больницы), а также оказать помощь и содействие крестьянам в малоурожайные и неурожайные годы, погорельцам.
Разработка нового принципа управления на местах было необходимым также по той причине, что требовалось урегулировать отношения между крестьянами, не имевшими местного самоуправления, и их бывшими владельцами – помещиками, ими управлявшими. Россия с этой необходимостью столкнулась впервые.
Александр Второй понимал, что реформирование общества в интересах крестьянства необходимо провести так, чтобы вместе с тем не оттолкнуть от себя дворянство. Реформа как раз была выражением этого компромисса.
История создания и содержание
Согласно земской реформе, все население, вне зависимости от сословия, в границах каждого уезда, которое владело каким-либо имуществом недвижимым или землей, получало право участвовать в управлении хозяйством.
Эту привилегию получало и крестьянское сельское общество, но не напрямую, а через гласных. Губернские и уездные собрания проводились с участием последних с периодичностью 1 или 2 раза за 12 месяцев.
Вопросы меньшего масштаба решались через такой орган как губернская земская управа и уездная. Управы подчинялись собраниям.
Срок работы земства – три года, затем назначались перевыборы. Автор реформы вводил принципы куриальности (три курии – крестьянство, купечество, дворянство).
Земства занимались следующими вопросами:
Принципы: выборность, всесословность, финансовая независимость.
Поскольку плодотворное функционирование земств требовало финансовых вливаний, то органы земского самоуправления имели возможность собирать налоги – земские сборы.
Реализация земской реформы
Земская реформа проводилась постепенно, поскольку достаточно сложно было спрогнозировать последствия радикальных изменений.
Впервые реформа была проведена в Самарской губернии – через год после подписания положения.
Система предполагала постепенное введение, поэтому к началу 1866 г. земское самоуправление действовало в 18 губерниях. А через 15 лет активное формирование принципов местного управления шло уже в 33 губерниях.
Но проект не ставил целью повсеместное распространение земств, поэтому земская реформа не была введена в ряде губерний. Это обусловлено тем, что в этих районах или не было помещиков, или было казачье самоуправление.
Земская реформа Александра II – плюсы и минусы
Основное значение земской реформы – появление местного самоуправления. В целом земства стали важным инструментом в просветительской работе интеллигенции либеральной и революционной.
В качестве итога отметим положительные и отрицательные стороны земской реформы.
Плюсы:
Минусы неповсеместное и крайне длительное проведение земской реформы не дало быстрых результатов.
Положительные итоги оказали плодотворное воздействие на снижение социальной напряженности в обществе, привели к улучшению экономической ситуации. Но с 1866 г. была введена система коррекционных мер.
Земская реформа 1864 года: причины, ход событий, последствия
Земская реформа 1864 была реализована в правление Александра Второго Освободителя (1855-1881 гг.). Она вошла в историю 19 века наравне с судебной, цензурной, финансовой, военной реформой, отменой крепостного права, реформой городского самоуправления и среднего образования.
Подробности и интересные факты очень увлекательны. Любопытно знать, что испытывали наши предки, в круговороте каких событий им приходилось жить. Ведь эти изменения решали многие накопившееся в стране проблемы, развивали цивилизованное государство и способствовали построению гражданского общества. Кратко рассмотрим основные положения данной реформы. Кстати, про остальные буржуазные реформы смотрите здесь.
Истоки проведения реформы
Проект начали разрабатывать уже за пять лет до начала самой реформы (1859) при Министерстве внутренних дел. Председателем на тот момент являлся Николай Алексеевич Милютин. Чуть позже, с 1861 года, им стал Петр Александрович Валуев.
В чем были причины Земской реформы? Ввиду отмены крепостного права власть помещиков над крестьянами ликвидировалась. А ведь именно они, помещики, должны были следить за благоустройством жизни своих крепостных раньше. Теперь формально крепостные стали свободными. И по этому должны были как-то сами решать вопросы своей совместной жизни.
Местные жители, как утверждали сами реформаторы, лучше всех знали, что конкретно необходимо для их поселения. А ситуация с местным самоуправлением была плачевной — кроме общины, его просто не было.
П.А. Валуев. Министр внутренних дел. Один из инициаторов Земской реформы
Ход Земской реформы
Главным документом стало «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В нем указывалось каких именно губерний коснутся изменения (то есть не всех и сразу) и порядок формирования данных органов управления. Назывались они — «земствами» и являлись выборными.
В «Положении» закреплялись их основные функции. К ним относились: содержание зданий за счет земств, благотворительность, строительство церквей, страхование, управление торговлей, промышленностью, контроль над народным хозяйством и многие другие. Кто имел право голосовать? Только мужчины, достигшие возраста 21 год. Кроме того, избирателями являлись три курии: земледельческая (помещики), крестьянская (сельские жители) и городская (часть собственников). Проведение выборов осуществлялось один раз в три года.
Подробнее о способах формирования органов в истории 19 века расскажут таблицы.
Формально у земств были полномочия: они казались самостоятельными и независимыми. На деле — всем управлял губернатор. Он мог отменить любое их решение. Власти опасались, что местные жители могут объединяться по политическим соображениям и поэтому такое действо было строго запрещено. Разрешалось лишь заниматься локальными проблемами, не более.
Другими словами, центр не хотел делить многие полномочия с регионами, старался наложить как можно больше ограничений. Но при этом на каждом собрании местные ломали голову над тем на какие деньги добиваться поставленных целей — из государственного бюджета им ничего не полагалось. Приходилось собирать налоги и воплощать все хозяйственные функции своей местности.
В целом, земствами удалось развить образование, хозяйство, построить дороги — у государства, однозначно, не получилось бы. К концу 19 века формируется так называемая земская интеллигенция — передовые люди своего времени, которые хотели прогресса для страны на местном уровне.
Император Александр Второй Освободитель
Чуть позже была проведена и городская реформа 1870. Она была схожа с земской. Предпосылками было то, что городская реформа, проведенная еще Екатериной Великой, устарела: она ведь была «заточена» по сословное деление общества. С отменой крепостного права сословия стали размываться в классы. Поэтому и нужно было менять городское самоуправление.
К функциям городских властей относились благоустройство дорог и улиц, организация праздничных торжеств, финансовые вопросы, обеспечение жителей продовольствием, обеспечение общей безопасности. Они были закреплены в «Городовом Положении». Органами управления были определены городское избирательное собрание, дума и городская управа. Они наделялись правом управления на четыре года. Было избрание «гласных». Другими словами, это участники собраний, которые имели решающий голос. Реформа также положительное повлияла на многие города. Заметно развилась инфраструктура, так как городские власти научились эффективно вкладывать средства в нуждающиеся отрасли.
Основное значение реформы
Таким образом, можно выделить прогрессивные и не очень удачные итоги земской и городской реформ.
К плюсам можно отнести:
Можно выделить следующие минусы:
К чему вела реформа? К созданию центрального выборного представительства, которое бы венчало местные земства. Но этого не произошло из-за убийство Александра Второго в самом начале марта 1881 года. А новый царь решил проводить последовательные контрреформы, о которых читайте здесь.
В то время был такой русский публицист и критик Катков Михаил Никифорович. Он утверждал: «Живые общественные силы должны быть введены в государственную организацию». Какое заключение об итогах земской реформы делал российский революционер Владимир Ильич Ленин спустя некоторое время? Он говорил: «Земская реформа была одной из тех уступок, которые отбила у самодержавного правительства волна общественного возбуждения и революционного натиска».
Ребят, если вам не понятны понятия: сословие, классы, вы не знаете чем отличается сословие дворян от класса землевладельцев, то настоятельно рекомендую либо наш видеокурс «История…», либо становитесь участником наших курсов подготовки: они на сегодня самые дешевые на рынке (от 3900 в месяц) и самые качественные вместе с тем.
- для чего нужна зелень организму
- для чего нужна зенковка