для чего нужна звуковая карта для гитары
Подключаем гитару к компьютеру
Не знаете как подключить электрогитару к компьютеру? Я довольно часто слышу этот вопрос от новичков в последнее время. Все хотят сэкономить на усилении и уверены, что можно накрутить вполне неплохой звук на компьютере и никакой комбик не нужен. Я бы сказал, что эти люди правы на 50%, потому что докупать кое-что все равно придется. А звук можно и правда вполне неплохой накрутить, если знать как это правильно сделать. В этой статье как раз и пойдет об этом речь.
Зачем подключать гитару к ПК?
А с какой вообще целью подключать гитару к компьютеру? Основных, вероятно, будет две:
Подключение электрогитары к компьютеру
Итак, подключить гитару к компу можно напрямую в звуковую карту. Именно в ту, что встроена в вашу материнскую плату. Это вариант самый дешевый и самый плохой потому что:
Внешняя звуковая карта Focusrite Solo |
Второй вариант будет намного предпочтительнее. Но если у вас вообще напряженка с деньгами, на первое время можно купить переходник и поиграть во встроенную звуковуху. Но потом обязательно прекратить этот мазохизм, чем раньше, тем лучше!
Подключение гитары в линейный вход встроенной звуковой карты
Рассмотрим пошагово самый дешевый и простой способ подключения гитары к компьютеру.
Конечно у такого подключения куча минусов, типа повышенного уровня шума, необходимость наличия дибокса или другого буфера в цепи. Но самый главный это довольно высокая задержка. Чтобы ее максимально минимизировать, лучше гитару подключать через специальные аудиоинтерфейсы.
Подключение гитары с помощью внешней звуковой карты (аудиоинтерфейса)
Я не буду подробно останавливаться на том как подключить гитару в аудиоинтерфейс, потому что принцип остается таким же, как и при подключении во встроенную звуковуху:
Как видите ничего особо сложного в подключении гитары к компьютеру нет. Электрогитара к ноутбуку подключается аналогично. Что использовать вместо Guitar Rig и как вообще накрутить очень крутой звук на вашем ПК, я расскажу в другой статье. Ну а пока желаю вам успехов и удовольствия от игры на гитаре!
Как выбрать звуковую карту
Анонс
DJSTORE
Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Общие моменты для начинающих
С разнообразием аудиокарт на рынке выбор становится трудной задачей. В этот раз мы не станем делать топ, рассказывать о новинках и делать сравнительный анализ. Вместо этого мы расскажем об основных принципах, которые помогут выбрать девайс под свои задачи, и при этом не поддаться рекламе. Материал пригодится начинающим.
В бытовых ситуациях внешнюю аудиокарту покупают для прослушивания музыки дома, когда хотят вывести на новые колонки звук лучшего качества и с меньшим уровнем шумов, чем может обеспечить чип на плате компьютера.
Аудиоинтерфейс для работы с музыкой нужен для домашней студии — встроенный чип относится к устройствам потребительского уровня, значит что-то подключить, усилить и записать не получится. В случае с Windows профессиональный интерфейс работает с другой программной средой. Вместо стандартного Realtek HD работают драйверы на основе протокола ASIO.
Если ваши планы совсем скромные — например, записывать свой голос для стримов – вам может хватить и USB-микрофона. Но вот если вы хотите записать вокал или, скажем, гитару, вам понадобится аудиокарта с подходящими для этого функциями. Чтобы записываться, нужны разъемы XLR для микрофона и hi-Z разъем для гитары. А для вывода сигнала на колонки или наушники нужны будут соответствующие выходы. Выход должен быть таким, чтобы насколько возможно исключить шумы, задержку и джиттер (когда при передаче цифрового сигнала слышен рассинхрон, читаемость ухудшается, появляются помехи).
Характеристики
Когда наступает пора выбирать интерфейс, есть риск запутаться в характеристиках. Среди них есть основные качества, на которые нужно сначала обратить внимание во время покупки. С этими характеристиками вам нужно сопоставить свои задачи.
Входы и выходы
Это один из главных параметров при покупке. На базовом уровне стоят интерфейсы с двумя каналами, с которыми можно одновременно записать два аудиосигнала в моно или один в стерео. От таких карт функционал может дорасти до дорогих систем, которые могут сконвертировать в «цифру» и принять сигналы с десятков каналов одновременно. Определитесь, что вам нужно записывать сейчас и в ближайшем будущем.
Например, если вы сонграйтер, который использует карту для голоса и акустической гитары, будет достаточно двух микрофонных входов. Если оба микрофона будут конденсаторные, на каждом входе должна быть подача фантомного питания. Для записи нескольких человек с инструментом уже понадобится интерфейс с четырьмя входами.
Если вы играете на басу, электрогитаре или клавишах, вам желательно иметь прямой способ подключения к карте. Понадобится вход hi-Z – через этот разъем передается сигнал соответствующего уровня.
Для внешнего оборудования, например драм-машины, семплера и процессора эффектов, нужны линейные разъемы. Они понадобятся, когда вы подключаете к интерфейсу студийные мониторы и предусилители для наушников.
Для некоторых девайсов требуются цифровые разъемы. Самые распространенные — это S/PDIF и ADAT, через которые в аудиоинтерфейс подключаются многоканальные микрофонные предусилители. Так можно записать больше источников звука одновременно или освободить штатные аналоговые входы. Интерфейс с двумя или четырьмя микрофонными предусилителями и входом ADAT можно расширить до десяти или двенадцати входов.
Прежде чем покупать аудиоинтерфейс, сделайте схему из всех инструментов и оборудования, которые вы хотите подключить. Подумайте, какое оборудование нужно будет использовать одновременно.
И, наконец, обратите внимание на драйверы и то, как они работают с Windows или MacOS. Стабильность — решающий фактор.
Способ соединения с компьютером
USB: самый распространенный способ подключения. Удобен в том числе тем, что многим аудиокартам достаточно питания только через USB. USB 2.0 постепенно вытесняется стандартом 3.0. Обратите внимание, разъем и шина — это разные вещи! Бывает, что разъем устройства уже Type-С, а шина работает по старому стандарту 2.0. iOS-совместимые устройства тоже подсоединяются по USB.
FireWire: преимущественно Mac-формат, который медленно замещается Thunderbolt. Разъем быстрый и подходит для многоканальной записи.
Thunderbolt: этой шиной оборудованы новые компьютеры Apple. Владельцы также справляются установкой карты расширения. Формат отличается очень высокой скоростью передачи пакетов данных и сверхнизкой задержкой.
PCIe (PCI Express): внутренняя карта такого формата в итоге заняла нишу сугубо профессиональных решений для больших студий, а также пользователей экосистемы Avid ProTools. Используется в стационарных компьютерах, аудиоинтерфейсы устанавливаются в виде дополнительной платы. PCIe отличается большой пропускной способностью и низкой задержкой. Карты обычно обладают большим количеством разъемов. Для ноутбука скорее не предназначена.
Внешняя DSP-обработка
Под этим подразумевается наличие отдельного чипа, мощности которого целиком задействуются для обработки цифровых эффектов. Компьютер значительно разгружается, что положительно сказывается на общей производительности системы. Чип поставляют с комплектными плагинами высокого класса, которые используются как серьезный студийный инструмент.
Комплектация
Обратите внимание, что идет в комплекте с аудиоинтерфейсом. Сейчас комплектация не ограничивается кабелем для компьютера. Если производитель позаботился о том, чтобы у вас появился полноценный продукт с рабочим софтом, вы сможете сэкономить время и приступить к проектам. В комплект могут входить DAW (причем не только Lite-версии), плагины, подписки на сервисы Splice для коллабораций, а также доступ к скидкам на виртуальные инструменты.
Качество звука
Качество складывается из следующих характеристик:
Разрядность ЦАП и АЦП: чем больше битов, тем выше разрешение сигнала. Цифры указывают на то, насколько записанный и переведенный в «цифру» сигнал похож на изначальный звук, какой возможен размах по громкости, и насколько эффективно подавляются шумы.
Формат audio CD использует 16-битный стандарт с динамическим (т.е. по громкости) диапазоном 96 дБ. К сожалению, уровень фонового шума на цифровой записи будет довольно явным, поэтому запись на 16 бит означает, что некоторый шум будет проскакивать на тихих отрывках записи.
24-битная запись — стандарт в профессиональном аудио. Динамический диапазон здесь составляет 144 дБ, а уровень шума нивелируется практически полностью. С точки зрения слушателя это выражается в том, что запись будет звучать плавнее, ярче и чище.
Частота семплирования ЦАП и АЦП: параметр говорит о том, на какое количество отрывков делится звуковая волна при конвертации в цифровой вид. В CD-формате она равна 44.1 кГц — т.е. каждую секунду аудиосигнал делится на 44,100 последовательных фрагмента. Теоретически это значит, что ваша система работает с частотами до 22.05 кГц, что превосходит чувствительность человеческих ушей. Коммерческие студии работают с частотой семплирования в 48 кГц, 96 кГц и даже 192 кГц.
Насколько необходимо такое разрешение? Это зависит от целей. Если вы записываете рабочую демо-версию трека, то 16-бит/44.1 кГц будет достаточно. А для коммерческих релизов и саундтреков стандарт — это 24 бит/96 кГц.
Уровень конвертеров: конвертеры делятся на АЦП (аналого-цифровые преобразователи, A/D) и ЦАП (цифро-аналоговые, D/A). От качества конвертеров и тщательности сборки компонентов карты качество звука зависит не меньше, чем от частоты семплирования и разрядности. Корреляция несколько грубая, но тем не менее — качество отражается на цене. Чем лучше конвертеры, тем дороже карта.
Окончательный выбор
Прежде чем покупать интерфейс, пробегитесь лишний раз по указанным характеристикам — ориентируйтесь на свои нужды, а не на рекламные слоганы и демонстрационные видео.
С аудиоинтерфейса начинается сборка вашей музыкальной рабочей станции. Аудиоинтерфейс в этом случае — самый важный прибор. Гораздо лучше иметь не очень качественный контроллер при хорошей карте, чем наоборот.
Надеемся, что материал поможет сделать рациональный выбор.
Как записать гитару дома
Содержание
Содержание
Чем раньше начинающий гитарист начнет себя записывать, тем быстрее будут расти его навыки. Тем более, сегодня не нужно многого, чтобы записать гитару качественно.
Запись гитары в студии
Традиционный способ
Электрогитару подключают напрямую в гитарный стек или комбик, оба состоят из усилителя и гитарного динамика. Звукорежиссер ставит микрофон вплотную к динамику и записывает партию.
Такой способ имеет ряд недостатков:
Реампинг
«Так почему бы сперва не записать сырой сигнал гитары, а затем уже скормить его усилителю, разделив саму запись и работу с тембром?» — подумали звукорежиссеры и предложили другой путь: реампинг. Первые попытки разделить процесс на запись и обработку предприняли гитарист Лес Пол (чья гитара стала иконой Gibson) и звукоинженер Фил Спектор (работал с The Beatles и построил Wall of Sound для The Grateful Dead).
В студии для реампинга используется Di-Box. Этот прибор клонирует гитарный сигнал и превращает один из клонов в балансный, то есть в удобоваримый для звукорежиссерского пульта (просто так в него воткнуть гитару не получится из-за разницы в сопротивлениях). Что позволяет записать одновременно и обработанный, и сырой DI-сигнал (сокращение Direct Input, отсюда и название прибора). Потом, если на стадии сведения гитаристу что-то не понравится в тембре или партии, можно поправить DI и заново прогнать его через усилитель с другими настройками.
С появлением цифровой записи все упростилось до максимума: появились эмуляции усилителей, кабинетов и эффектов, по звуку почти идентичные реальным приборам. Сегодня вместо гитарного стека все чаще используются плагины в DAW.
Запись гитары дома
Инструмент подключается к аудиокарте и записывается в DAW типа Cubase, Reaper, Logic, подойдет и Garageband, который идет в комплекте с любым Mac.
На канал с гитарой вешаются плагины обработки: эмуляция усилителя, кабинета и, если нужно, различных гитарных педалей. Либо это может быть виртуальный процессор вроде Bias Fx, Amplitube, Guitar Rig или подобный — такие сочетают в себе дюжину моделей усилителей, кабинетов и педалей эффектов, имеют пресеты настроек, тюнер, а некоторые умеют записывать без DAW. Таким образом, запись становится делом пары секунд, а формировать свой уникальный звук можно хоть неделями.
Запись без аудиокарты
Самый примитивный способ — записать гитару в линейный вход встроенной в материнскую плату аудиокарты. Для этого понадобится:
Сегодня компании и энтузиасты предлагают гигабайты бесплатных плагинов для гитаристов:
Как эмулируют усилители и педали? Эмуляцией их компонентов и радиосхемы. К примеру, в некоторых плагинах есть возможность покрутить сопротивление резисторов и емкость конденсаторов, чтобы получить более индивидуальный тембр.
Как эмулируют кабинеты? С помощью импульсов, загружаемых в ревербератор. Импульс похож на цифровой слепок реверберации помещения. Например, в пещере проигрывают тестовый сигнал и захватывают отклик с разных точек. Из полученных данных получается импульс, который загружается в ревербератор, и гитарное соло начинает звучать в пещере. Если же заглушить помещение минватой, а микрофон поставить вплотную к динамику, то получается цифровой слепок последнего. Так можно сделать импульс гитарного кабинета и, загрузив его в плагин, получить звучание определенной модели динамика, микрофона и его позиции.
Какие системные требования? Любой компьютер или ноутбук старше условного 2012 года без проблем справится с записью аудиодорожки в DAW. Плагины обработки тоже не требуют многого. Например, виртуальный процессор Bias FX 2 хочет:
Пошаговая инструкция:
Минусы
В зависимости от качества преампов и АЦП встроенной аудиокарты, запись получается в диапазоне «от приемлемой до неплохой». Однако со временем гитаристы замечают, что:
Все из-за слабых преампов встроенных аудиокарт и не лучшего аналого-цифрового преобразователя. Превращать нули и единицы в аудио такие карты сегодня умеют вполне достойно, а вот с обратным процессом возникают проблемы. Здесь в помощь внешний аудиоинтерфейс.
Запись с внешней аудиокартой
Чтобы записать гитару, аудиокарта должна иметь:
Что касается качества битрейта и разрядности, то почти все современные аудиоинтерфейсы способны записывать в качестве как минимум до 96 кГц\24 бит. Для большинства задач этого даже слишком: CD выпускаются в 44.1 кГц, а запись в студиях чаще всего на 44.8 кГц.
Если у аудиокарты нет Hi-Z входа, тогда можно использовать Di-Box, который позволит подключить ее шнуром XLR в микрофонный вход. Если же у аудиокарты вообще нет преампа (например, старая внутренняя карта с линейными входами), тогда придется использовать внешний. Впрочем, сегодня даже в преампы любят встраивать аудиочип, чтобы его можно было использовать как аудиоинтерфейс.
Behringer MIC500USB — преамп с ЦАП/АЦП
Чем отличаются внешние аудиокарты
Поскольку качество ЦАП\АЦП у настольных аудиокарт для домашних студий примерно одинаковое, то производители стараются выделиться преампами. Сейчас в моде цифро-аналоговые преампы, которые позволяют эмулировать звучание различных легендарных приборов, как, например, в картах SSL и Focusrite 3rd gen.
Аудиокарты с несколькими инструментальными входами открывают возможность для одновременной записи, к примеру, гитары и баса под записанные заранее барабаны с целью добиться более живого исполнения.
Как приятный бонус многие внешние аудиокарты комплектуются различными DAW и полезными плагинами. Профессиональные модели имеют DSP-процессор, на котором выполняется обработка собственным комплектом эффектов, что еще и позволяет разгрузить ЦП компьютера.
Есть и карточки, предназначенные специально для гитаристов, к примеру, LINE 6 POD STUDIO GX. Он комплектуется гитарным процессором POD Farm с дюжиной усилителей для гитары и баса, эмуляцией легендарных педалей эффектов, кучей пресетов и т.д.
Аудиокарты в процессорах, микшерах и усилителях
Гитарист сам может не знать, что у него уже есть аудиокарта. Аудиочипы сегодня не стесняются встраивать в любые девайсы.
Размер буфера и задержка при игре
Главное, что внешний аудиоинтерфейс позволит играть на гитаре с минимальной задержкой. Дело в том, что компьютер при конвертации сигнала в нули и единицы обрабатывает семплы пачками. Так процесс получается более стабильным, и пара пропавших семплов не станет катастрофой. Поэтому размер буфера измеряется в семплах, и чем он больше, тем меньше шанс поймать хрипы и артефакты из-за того, что ПК не справляется. Но и тем больше задержка при игре, поскольку системе приходится ждать накопления буфера.
Большинство современных компьютеров позволяют выбрать наименьший размер буфера. Легко посчитать, какой будет задержка при игре: достаточно умножить размер буфера на 2 (поскольку обработка происходит два раза: на входе и выходе) и разделить на частоту дискретизации. Например, при записи в 44 100 Гц и размере буфера в 64 семпла, получается задержка в (64*2)\44100 = 0.029 секунд, то есть в 3 мс. За это время звук по воздуху успевает преодолеть лишь один метр, поэтому такая задержка совсем не ощущается.
Реампинг сигнала через комбик или усилитель
Если дома стоит хороший комбик или гитарный стек, с их помощью можно сделать реамп записанного сигнала. Многие гитаристы убеждены, что цифровые приборы не могут эмулировать всех нюансов звучания ламповой техники. Большинству просто интересно записать звук собственного оборудования. Для этого понадобится микрофон, стойка к нему, шнур XLR и прибор под названием «реампер». Он позволяет согласовать сопротивления выхода звуковой карты и входа усилителя, без него звук будет тихим и тусклым (иногда ту же функцию может выполнять Di-Box).
Вопрос акустической подготовки помещения можно решить изоляционным боксом. По-сути, это ящик, обитый внутри минеральной ватой, в него помещается комбик или каб. Можно как заказать фирменный (Box of Doom), так и сделать самостоятельно. Можно также попробовать засунуть комбик в шкаф с одеждой или поставить на мягкий диван.
Для записи гитары чаще всего используются инструментальные динамические микрофоны, самый известный — Shure SM57. Иногда используют несколько разных микрофонов (один динамический, один конденсаторный или ленточный) с разных позиций для создания более полного тембра.
Установка микрофона относительно гитарного динамика является самым непростым моментом при таком способе записи. Чем микрофон ближе к центру динамика, тем звук более яркий и прорезающий, чем ближе к краю — тем глуше и басовитее он становится. Часто микрофон ставят вплотную к защитной сетке кабинета строго перпендикулярно, но можно отдалить его на расстояние до 10–20 сантиметров — саунд получается более полный, но с меньшей атакой.
Чтобы слышать только сигнал от микрофона, его установку нужно делать в закрытых наушниках с хорошей звукоизоляцией.
Если дома стоит полноценный усилитель типа Peavey 5150, то напрямую к звуковой карте его подключить не получится — сгорит без нагрузки. Понадобится эквивалентный динамику нагрузочный балласт (load box), к примеру, AMT Power Eater или более навороченный Two Notes Torpedo Captor X с ЦАП\АЦП, с кабсимом и набором импульсов. В этом случае не нужны микрофон и минеральная вата, а выбор из сотен импульсов делает подход более гибким.
Как превратить гитару в MIDI-клавиатуру
Существует возможность использовать гитару как миди-клавиатуру. Это пригодится тем, кто занимается аранжировками, но владеет черно-белыми клавишами хуже, чем железными струнами. Открывается возможность играть на гитаре любыми звуками — от скрипок и валторн до синтезаторов и перкуссии.
Гитарные процессоры типа Roland GR-55S и Boss SY-300 работают без специальных midi-датчиков и конвертируют аудио на лету без ощутимой задержки. То же самое можно сделать программно в Reaper.
Как записать гитару на смартфон или планшет
Когда вдруг посетила муза, придуманная музыкальная фраза может улететь, не попрощавшись, пока грузится компьютер с DAW. В таких случаях планшеты и смартфоны могут выполнять роль диктофона для черновых набросков. Конечно, многие ограничиваются встроенным диктофоном, но расслышать что-то потом будет нелегко.
Чтобы записать гитару на мобильный девайс в приличном качестве, существуют компактные аудиокарты типа iRig, Line 6 SONIC PORT, SHURE MOTIV MVI-LTG. Некоторые комплектуются плагином гитарного процессора и открывают моментальный доступ к студийному звуку. Существуют и напольные миди-контроллеры для смены пресетов во время игры, они позволяют использовать планшет на сцене и репетициях как полноценный гитарный процессор.
Есть и бюджетные решения со встроенным набором эффектов — овердрайв, какой-нибудь хорус и дилей с реверберацией. В таких настройки звука сильно ограничены, качество эффектов не то, чтобы супер, и для сцены они не предназначены, а вот для занятий дома и записи демок — вполне.
Как записать акустическую гитару
Есть два способа записать акустику. Первый — микрофонами. Это сложный, но самый правильный путь, позволяющий запечатлеть уникальный тембр гитары и особенности игры музыканта. Понадобится один конденсаторный микрофон и стойка, на которой его размещают напротив отверстия в деке. Чаще всего применяют конденсаторники с малой диафрагмой и характерным подъемом на высоких частотах.
Иногда у первого лада устанавливается дополнительный микрофон, позволяющий добиться большей читаемости и ясности. Установка двух микрофонов в позицию X-Y или ORTF дает стереопанораму. С этой же целью можно использовать рекордер типа Tascam DR-05 — в нем уже есть пара микрофонов и ЦАП\АЦП, так что его можно использовать и в качестве аудиокарты.
Бывают и аудиокарты, заточенные под запись акустики, например, IK MULTIMEDIA iRig Acoustic Stage. Есть и мобильные аудиокарты с микрофоном, к примеру, Apogee One, который может работать также с Айпадом и Айфоном.
При таком подходе на звук влияет помещение. В идеале оно должно быть либо полностью заглушенным, либо, наоборот, обладать приятной уху реверберацией без стоячих волн. Чаще всего используются деревянные комнаты. Если такой комнаты нет, то для второго способа она не нужна, поскольку в нем используется пьезозвукосниматель (например, Fishman Sonicore).
Пьезозвукосниматель может работать даже с нейлоновыми струнами. Именно им снабжаются электроакустические гитары, но бывают и съемные звукосниматели для классических гитар. Они позволяют подключить инструмент напрямую к звуковой карте, но звучание будет не таким выразительным, как при записи микрофонами.
Заключение
Любой элемент цепочки записи влияет на результат. Плохой инструмент, убитые струны, фонящий кабель, кредитка вместо медиатора — все это сильно испортит качество гитарного звука. Но все же самым важным элементом является сам музыкант — его мастерство может затмить собой любые огрехи записи. Доказательством тому будут десятки великих альбомов, созданных на коленке.