для чего нужно быть наблюдательным

Что такое наблюдательность и как ее развивать?

Зачем развивать наблюдательность?

Людмила Регуш доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ЛГПИ им. А. И. Герцена

Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, может сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса. Профессиональные знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления. Понимание наблюдаемого есть определенный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему это относится?

Наблюдательность — это психическое свойство сенсорной организации, базирующееся на ощущении и восприятии. Оно является профессионально важным для большой группы профессий.

Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.

Наблюдательность прежде всего опосредована процессом и свойствами ощущения и восприятия, а также условиями их протекания. Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность.

Здесь уместно вспомнить слова замечательного наблюдателя К. Паустовского, который считал развитие чувствительности зрительного анализатора важнейшим условием наблюдательности. Он писал:

Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.

Благодаря высокой чувствительности появляется возможность тонкой дифференцировки, видения малозаметного.

Уже в развитии чувствительности начинает сказываться влияние личностных предпочтений и установок. Наблюдательность приобретает избирательный характер. Поэтому можно встретить людей, имеющих высокий уровень чувствительности к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо различающих состояния и процессы, возникающие в их взаимодействиях или в работе техники.

Еще в большей мере личностные особенности проявляются при осознании и понимании того, что человек видит, за чем он наблюдает. Осмысленность наблюдаемого зависит прежде всего от объема имеющихся у человека представлений и понятий о соответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодаря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходят не только систематизация и классификация воспринимаемого, но и перевод его на вербальный уровень, а значит — обобщение.

Н. В. Тимофеев-Ресовский — биолог, ставивший в своих исследованиях наблюдение так же высоко, как эксперимент, подчеркивал, что при наблюдении можно что-либо увидеть только в том случае, если знаешь, что нужно искать, что нужно видеть. Иногда несколько людей, имеющих различный профессиональный уровень или интересы в различных областях, смотрели на одно и то же, а при обмене впечатлениями выяснялось, что тот, кто не имел необходимых знаний или не знал, что именно нужно увидеть, ничего и не увидел.

Значит, профессиональные знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления. Результаты понимания и осознания воспринимаемого будут опосредованы особенностями памяти, поскольку именно благодаря ей обеспечивается полнота представлений и понятий, составляющих структуру знаний человека, его профессиональный опыт. Можно говорить о том, что понимание наблюдаемого есть определенный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему это относится?

Третья предпосылка развития наблюдательности — связь наблюдательности и прогнозирования. Условия прогнозирования в процессе взаимодействия людей особые:

Поэтому чаще всего для прогнозирования используется метод экстраполяции. Он заключается в том, что закономерности и типичные проявления человека в прошлом и настоящем переносятся на будущее. Ошибка экстраполяции состоит в том, что каждый наблюдаемый случай считается типичным даже тогда, когда он таковым не является. «Почему вы доверились этому малознакомому человеку?» — спрашивают обманутую пожилую женщину. «Он произвел очень хорошее впечатление: вежливый, хорошо держится, прекрасно одет».

В психологии сложилось целое направление по изучению возможности раскрыть психологическую сущность человека через его наблюдение и восприятие. При сохранении некоторых устойчивых внешних форм выражения психических состояний были найдены их многообразные, динамические характеристики и формы проявления. Более того, учитывалось и многообразие индивидуальных проявлений психических состояний. Поскольку объектом наблюдения только и могут быть внешние проявления человека, для развития наблюдательности важно знать, о каких психических явлениях говорят те или иные наблюдаемые признаки.

Таким образом, наблюдательность, связана с особенностями субъекта и объекта наблюдения. Ее развитие способствует совершенствованию способности не только видеть и чувствовать другого, но и предвидеть его поведение.

Источник

Наблюдательность: почему она важна?

Иван Антонович пододвинул вазу с яблоками к ученикам: «Угощайтесь, ребята! Я хочу, чтобы каждый из вас, взяв яблоко, нашел в этом фрукте какую-то важную мысль для себя». Мальчишки задумались. Они любили приходить в гости к своему учителю и слушать его интересные рассказы из жизни. И теперь Иван Антонович предложил им самим, проявив наблюдательность, рассказать свою историю.

Шли годы, мальчишки выросли, у них появились свои дети, но и теперь они с уважением вспоминают своего учителя, который привил им пытливость ума и умение замечать незаметные вещи.

Что такое наблюдательность?

Задумывались ли вы над вопросом, для чего людям нужно такое качество как наблюдательность? Чем будет отличаться жизнь внимательного человека от жизни невнимательного? Почему мы должны заботиться о том, чтобы привить своим детям наблюдательность и проницательность?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо в первую очередь разобраться, что же такое наблюдательность. Словарь Ожегова дает такое объяснение этому понятию:
«Внимательный, умеющий хорошо наблюдать, подмечать». Синонимы этого слова смогут больше раскрыть его суть: зоркий, недремлющий, проницательный.

Для одного человека все встречи, события, ошибки, радости – всего лишь вспыхивающие на краткий миг этапы жизни, которые сегодня есть, а завтра о них уже никто не вспоминает. Для другого же каждый день полон уроков и интересных заметок, такой человек делает выводы из всего, что случается в его жизни и старается глубоко осмыслить все происходящее.

Марине семь лет. Она подвижная и веселая девочка. У нее вспыльчивый характер, из-за чего ей сложно проявлять постоянство в дружбе. Она не замечает, как обижает других детей, поэтому всегда удивляется, когда они отказываются принимать ее в игру. На обычные для ее возраста вопросы: «Когда у тебя день рождения?», «В каком городе ты живешь?» она обычно не отвечает, а мама разводит руками, утверждая, что дочь должна знать, но, вероятно, забыла.

Кто-то будет вполне согласен с таким подходом, кто-то воздержится от комментариев, пока не увидит плода подобного воспитания. Великие открытия, творчество, наука и техника – все это сферы, где действовали и действуют мыслящие люди, способные заметить, проанализировать, сделать вывод.

Причем, образование здесь играет далеко не первостепенную роль, т.к., например, всем известные пословицы и поговорки были составлены в основном людьми из простого, малограмотного народа, умеющими тонко чувствовать жизнь, замечающими окружающие мелочи. Нужны ли подобные качества нашим детям?

Всем нам известно, что в детстве у человека закладывается основа его личности. Если мы не воспользуемся возможностью вложить в ребенка привычку быть внимательным и наблюдательным, это скажется на всех сферах его жизни.

Общение

Во-первых, это проявится в сфере общения. Чтобы иметь хорошие взаимоотношения с окружающими, человеку необходимо быть внимательным к себе и к близким.

На шестом дне рождения Кристины были пятеро ее лучших друзей. Спустя два дня девочка встретила Максима, одного из своих приятелей, во дворе. У детей зашел разговор о прошедшем празднике. Максим спросил у Кристины, понравился ли ей его подарок. На вопрос девочка ответила вопросом: «А ты был на моем дне рождения?»

Подобные казусы могут случиться с каждым из наших детей, однако, как мы на это будем реагировать: посмеемся и забудем, или примем к сведению, что ребенок не заметил на своем празднике лучших друзей, и будем в дальнейшем работать над развитием его внимания?

С малых лет важно привить ребенку уважительное отношение к другим людям, помочь ему увидеть свои неправильные действия, которые обижают окружающих, и подсказать, как исправить ситуацию.

Развитые внимание и чуткость помогут ребенку вовремя попросить прощения, почувствовать настроение близкого человека, понять, как и с кем ему стоит общаться. В дальнейшем проницательность сослужит хорошую службу при выборе друзей, позволит избежать нежелательных отношений.

Учеба

Внимание и зоркость важны в учебе. Начиная с раннего развития, еще задолго до школы, наблюдательность малыша необходимо тренировать посредством всевозможных игр и затей. Если ребенок растет в своем мире, почти не замечая окружающего и не придавая значения тому, что происходит около него, это скажется и на его интеллекте и на его дальнейшей учебе в школе.

Окончив школу, при выборе профессии подросток должен быть способен замечать и анализировать свои склонности и способности. Он сможет без труда определиться с местом учебы, если будет наблюдать за людьми разных профессий и соотносить их со своими желаниями и возможностями.

Внимательность поможет ребенку учиться хорошо, схватывать материал «налету» и стать разносторонне развитым человеком. Также во время учебного процесса проницательность поможет ребенку наладить хорошие отношения с преподавателями, понять и суметь удовлетворить их требования.

Ирина сдавала экзамены на третьем курсе университета. Одним из предметов была русская литература, преподаватель которой был очень придирчив и пытался «завалить» студентов, не нравившихся ему. Ирина заметила каверзные вопросы преподавателя и видела, что даже хорошо подготовленные ученики терялись и получали низкие отметки.

Девушка решила понаблюдать, что не нравится экзаменатору в отвечающих. Она внимательно слушала и анализировала ответы предыдущих студентов. Через время она поняла, что преподаватель негативно реагировал на тон экзаменуемых: когда они начинали свой ответ уверенно, а после его вопросов начинали сникать и теряться, он ставил низкую отметку.

Выйдя отвечать, Ирина нарочно выбрала спокойный тон, не отличающийся и при ответе, который она знает хорошо и при том, в котором сомневается. На удивление девушки ее метод сработал и преподаватель не только не пытался «завалить» ее, но и на некоторые свои вопросы пытался сам помочь ответить, в итоге Ирина получила хорошую оценку.

Работа

Умение быть внимательным необходимо для успешной работы. Ненаблюдательные люди обычно долго не задерживаются на одном месте, т.к. изначально не могут взвесить все положительные и отрицательные стороны той или иной вакансии. Такие работники зачастую легкомысленны и непостоянны, им нельзя доверить ответственное дело.

Человек, неспособный концентрироваться на важных вещах, изначально будет терпеть большие сложности при вхождении в коллектив, а также при начале своей карьеры.

Начальники ценят людей, умеющих быстро соображать и выполнять их требования. Если упускать многие детали из виду, вряд ли удастся угодить придирчивому руководителю.

Александр вырос в семье рабочих. Папа работал автомехаником, мама – поваром в больнице. С детства Саша часто был на работе у мамы, где наблюдал за докторами. Врачи его любили и брали с собой на обходы. Тогда мальчик и решил, что будет медиком. Наблюдая в основном за окулистами, он понял, что хочет чего-то большего, чем хорошо разбираться в глазах. Мальчик выучился на врача-терапевта, а затем получил специализацию пульмонолога.

Поскольку Саша был очень любознательным, он вникал буквально во все сферы медицины, ему была интересна работа буквально всех органов человека. Молодого тридцатилетнего специалиста заметили в клинике и повысили до начальника отделения, а спустя несколько лет он получил должность в департаменте здравоохранения своей области.

Семья

Наблюдательность и внимание проявятся в выборе супруга и в дальнейшей семейной жизни. Мало того, что мы, родители, можем указать своим чадам на те или иные отрицательные стороны их избранника еще до того, как они решат пожениться. Мы всего не увидим, а поэтому важно научить ребенка самому быть проницательным и замечать те моменты, которые недопустимы в семейной жизни, а также уметь правильно вести себя со своим партнером.

Девятнадцатилетняя Вероника познакомилась с Олегом на дне рождения подруги. Молодые люди сразу понравились друг другу. Олег очень трепетно относился к девушке, старался во всем ей угодить.

Веронике нравилось такое поведение молодого человека, однако о том, что она и сама должна вложить свою лепту в развитие их отношений, она не думала. Ей казалось, что она должна делать только то, что нравится ей. Если Олег звал ее прогуляться и пообщаться в то время, когда ей хотелось просто посидеть у телевизора, она отвечала: «Не хочу». Она считала, что не должна проявлять никакого внимания к молодому человеку, т.к. это ниже ее женского достоинства. Никто не подсказал девушке, что в построении правильных отношений каждый должен, прежде всего, думать, как угодить не себе, а партнеру.

Попытавши счастья, разочарованный Олег отступился. Вероника долго ждала его звонков и недоумевала, что не устроило парня в отношениях с ней. И только позднее она поняла, что сделала большую ошибку и своими руками разорвала дружбу с хорошим человеком.

В семейной жизни умение наблюдать скажется в отношениях со второй половинкой, с родителями обеих сторон, с детьми, с семьями друзей. Чтобы вовремя разрядить обстановку, попросить прощения, найти слова утешения, человек должен чувствовать других людей, понимать, что важно им в данный момент.

Воспитывая детей, внимательные родители смогут легче находить путь к сердцу ребенка, сумеют обойтись без лишних криков и наказаний. Проницательность поможет сохранить общение с чадом на близком уровне, стать другом ребенку, и, конечно же, научить малыша наблюдательности с ранних лет.

Источник

Сочинение на тему Наблюдательность

Наблюдательность – это очень важное качество человека, которое помогает ему и в жизни, и в различной деятельности. Подобное свойство характеризуется тем, что люди умею увидеть, заметить то, что часто бывает не очень видимым и не бросается в глаза остальным. Следовательно, наблюдательный человек увидит то, что скрыто от других.

Наблюдательность очень важна в учёбе. Большинство наук строится на умении наблюдать, сравнивать и анализировать. Без этого важнейшего качества учиться невозможно. Так, например, не умея наблюдать за явлениями и предметами невозможно освоить ни физику, ни химию, ни геометрию. А без этих наук невозможно получить полноценное образование и развитие.

Наблюдательность важна и в работе. Если человек не наделён наблюдательностью, то он не будет успешен ни в одной профессии. Поверхностное отношение к порученному делу покажет результат. Об этом важном качестве писал в своих увлекательных произведениях Артур Конан Дойл. Он, рассказывая о герое, увиденном им впервые и совершенно ему не знакомом, мог определить многое из его жизни, рода занятий и положения в обществе. Он неоднократно повторял, что многие люди видят то же, что и он, но не обращают на это внимания, они считают, что мелочи не важны. Тем не менее, отсутствие подобного внимания приводит к тому, что люди терпят поражения, обманы, часто попадая в невыгодную и даже трагическую ситуацию.

Люди творческих профессий также не обходятся без наблюдательности. Представьте себе, скольких шедевров мы бы лишились, если бы не уникальная особенность художников видеть мир в ярких и необычных красках. Однако, пейзажи русских художников ещё утонченнее. Им приходилось видеть, замечать и неброскую, незаметную, на первый взгляд простую, красоту нашей природы. Назвать можно множество примеров: «Грачи прилетели» Саврасова, «Рожь» Шишкина, «Март» Левитана. Каждый из пейзажей – гениальная картина.

Науки и искусства также обязаны наблюдательности открытиями, без которых люди не представляют свою жизнь. Множество изобретений было сделано благодаря наблюдательности. Ткацкий станок, летательный аппарат, отталкивающие воду ткани – всё это было создано из наблюдений, почерпнутых из мира растений и животных. Например, наблюдая строение листа капусты, которая остаётся после любого дождя сухим, учёные поняли, что данные части растения отличаются по своему строению от других. Оказалось, что на поверхности капустного листа множество мелких бугорков, которые не дают воде задерживаться. Капля просто скатывается с листика, не проникая к растению.

С примерами из литературы

Каждый человек по-своему видит окружающий мир. Любой человек ведет себя по-разному. Кто-то полностью погружается в свои мысли, а кто-то, наоборот, разглядывает все по сторонам, с большим интересом изучая все вокруг, всматриваясь в каждую деталь вокруг себя. Именно этих людей называют наблюдателями.

Наблюдательность – это умение человека замечать в обычных вещах и событиях нечто особенное, любопытное, незаметное обычным людям. Данным качеством владеет далеко не каждый человек. Наблюдательность связана не с хорошим зрением, а с психологической особенностью человека — с его заинтересованностью ко всему, что он видит вокруг себя. Человеку надо рассматривать каждую мельчайшую деталь вокруг себя, чтобы ничего не упустить, дабы ничего не упустить из внимания. Чтобы доказать свою точку зрения приведу пример из художественной литературы и пример из жизни.

В произведении Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» у главного героя Павла Ивановича Чичикова проявляется это качество. В монологе Чичикова автор продемонстрировал такие черты его характера, как наблюдательность, а также умение разбираться в людях. Чичиков понял, что дама наверное «Выпускница какого-нибудь пансиона», что нет в ней ничего «Бабьего», но спустя время, как «Откуда возьмется и надутость и чопорность… Станет голову ломать с кем, и как, и сколько нужно сказать». Из этого монолога прекрасно видно, ту самую черту характера Чичикова, как наблюдательность

Такая черта как наблюдательность способна раскрывать людям красоту природы, она развивает совершенно другое мышление. Этим талантом обладают, художники. Это люди очень наблюдательные, способные зреть мир в мельчайших подробностях. Творцы могут с простых вещах увидеть нечто необычайно красивое и не обычное и перенести это на холст. Один из ярких примеров художников, популярный российский живописец Иван Айвазовский. При помощи различных цветов у него получалось передавать волнение моря, придавая картине блики и оттенки, делая композицию словно живой. Именно эти блики и оттенки заметит не каждый человек. Картины Айвазовского, замечательные морские пейзажи, много лет пленят зрителей с разных стран.

Анализируя примеры их художественной литературы и из жизни, можно сделать вывод, что наблюдательность, это умение видеть не только предмет, но и его особенности, которые остаются незамеченными для большинства людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Наблюдательность

Популярные сегодня темы

В современном мире очень стремительно развиваются технологии и вытесняют все то, что когда-либо было настолько дорого или же необходимо. Сейчас никого не удивишь тем, что в семье есть компьютер и уж тем более телевизор

Проблема чинопочитания — главная проблема русского общества. Эта проблема не определённой эпохи. Эта проблема всегда была и есть до сих пор. Множество литературных произведений посвящено осмеянию чинопоклонства

На картине мы видим раннюю весну, а именно дорогу, которая находится вся в воде и в грязи. Вся природа еще спит и только начинает просыпаться от теплых лучей солнца. Создается впечатление, что под талой водой огромная яма

В данном произведении автор изображает весь русский народ, завуалировав этот образ в главного героя коня. Конь постоянно трудиться на поле, он худой, истощенный и слабый, это и есть состояние русского народа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *