для чего нужно читать летом

Читаем летом. Сколько, зачем и почему…

Продолжается пора летних каникул. Пришло время отдыха, позади учебный год. И дети отдыхают, набираясь сил перед началом нового. Многие дети в июне посещали летние оздоровительные лагеря при школах, кто-то уезжает из города (в летние лагеря, в деревню к бабушке, с родителями в другие города и страны или на море), кому-то еще только предстоят такие поездки.
Летом много времени, которое можно, не ограничивая себя, потратить на занятия «по душе». Чем занимаются ваши дети? Если бы я могла услышать ваши ответы, то список дел и развлечений получился бы длинным. Конечно, много времени проводят на улице: играют, катаются на велосипедах и роликах, купаются, общаются с друзьями. А дома? Дома играют, слушают музыку, смотрят телевизор, сидят за компьютером, читаю…
Ну вот, скажете, опять про книги и чтение. Но не поговорить об этом просто нельзя. Особенно с теми, кто считает, что лето и книга, лето и чтение, лето и библиотека — эти понятия не очень удачно сочетаются по времени: дескать, когда же и отдохнуть от учебных забот и их непременного атрибута — чтения, как ни в период летних каникул. Но, во-первых скоро снова начала нового учебного года. Во-вторых, правильно организованный досуг с книгой — полезнейший вид отдыха. И, в-третьих, лето — это не только отдых, но и подготовка к школе, подпитка новыми знаниями. Чтение – основа учения. От умения читать во многом зависят успехи при обучении в школе.

Что читать?
Во многих школах дети получили списки летних чтений. Есть, конечно, и такие которым как всегда ничего задавали. Так как, нам приходится работать с разными школами то скажу, что списки для разных школьных программ разные. На просторах Интернета можно найти самые разные списки летних чтений и думаю, для вас как родителей не составит это большого труда. Кроме того в каждой библиотеке есть списки литературы от школ с которыми они работают. Как правило, список состоит и произведений для обязательного прочтения и дополнительного. Для младшей школы некоторые списки сгруппированы по содержанию: о подвиге, о животных, веселые приключения, история нашей Родины и т.п. Благодаря этому можно подбирать ребенку книги с учётом его интересов и вопросов. При чтении целесообразно чередовать стихотворения с прозаическими произведениями. Не следует читать строго по школьной программе. Значительная часть литературы носит факультативный характер. Важно предоставить ребенку право выбора. Во многих списках литературы для старший школьников появляются современные авторы среди них А. Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее», «Гиназия №13», Р.Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» и др.

Прочитали, что дальше?
Как правило, после прочтения рекомендуется вести читательский дневник. Форма такого дневника отличается в зависимости от требований школы и учителя. При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться следующей схемы. Имя и фамилия автора, название книги, жанр и тема произведения, его сюжет, основные герои (можно дать им краткую характеристику) Иногда дети должны указать количество прочитанных предложений или страниц, перечислить главных героев, нарисовать иллюстрацию или ответить на самый «любимый» вопрос специалистов по детскому чтению «Чему учит эта книга?». Школьники старших классов записывают цитаты, пишут отзывы о нескольких прочитанных произведениях. Общаясь с детьми, скажу честно не все в восторге от читательских дневников. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что некоторым это дело нравится. Сейчас многие ведут электронные читательские дневники куда с удовольствием копируют иллюстрации к произведениям и т.п. Как пример можно использовать программу AII My Books, можно подготовить дневник в формате Power Point и т.д. Нет предела совершенству.

Читаем и играем.
Незаменимым помощником для вас всегда была и будет библиотека. В наших библиотеках нет каникул. Круглый год гостеприимно раскрывают свои двери для юных читателей библиотеки города Красноярска. Так библиотека им К.Паустовского несколько лет работает по программе летних чтений. В этом году она носит название «Волшебный мир книг» и включает в себя работу по привлечению детей в библиотеку, организацию их летнего досуга через игру и книгу, тесное общение маленького читателя с библиотекарем. Разнообразные формы работы с детьми в библиотеке, индивидуальные и массовые, способны организовать досуг детей, создать условия для свободного развития личности ребенка, развития творческих способностей детей. Форма летних чтение в нашей библиотеки бизнес-игра. Читая книги из летних списков ребенок получает баллы.
Дети с азартом принимают участие, ведь тут присутствует и соревновательный момент. В конце лета подводятся итоги победителей ждут грамоты и призы.
Приятного чтения!

Ковалева Елена Геннадьевна, заведующий библиотекой им. К. Паустовского

Источник

Книги для летнего чтения должны быть интересными

В чем необходимость летнего чтения, нужен ли контроль за его результатами и какие произведения можно порекомендовать ученикам начальной школы, рассказывает специалист Экспертного совета издательства «Просвещение», входящего в одноименную Группу компаний, Максим Антошин.

– Максим Константинович, нужно ли детям целенаправленно заниматься чтением в летние каникулы? Или все-таки лучше отдыхать и набираться сил перед новым учебным годом?

Заставлять читать книги дни и ночи напролет не стоит, но выделить на это определенное время в каникулы необходимо. В организации летнего чтения важную роль играют родители, но многое зависит и от самостоятельности ребенка. Чтобы эта работа велась системно и качественно, в помощь родителям и детям для каждого класса начальной школы выпускаются специальные пособия «Литературное чтение» серии «Читаем летом».

– Существуют ли списки литературы для летнего чтения, рекомендованные Министерством просвещения РФ?

Таких списков нет. Мы исходим из того, что за лето детям необходимо освоить определенный объем литературных произведений, и ориентируемся на результаты, заданные федеральными государственными образовательными стандартами. Кроме того, дети в младшем школьном возрасте проявляют особый интерес к чтению и демонстрируют высокие результаты. Этот интерес надо сохранять и развивать.

– Но все-таки в чем смысл летнего чтения? Какие педагогические задачи с его помощью удается решить?

Смысл в том, чтобы, прежде всего, закрепить навык чтения, приобретенный в учебное время, а в ряде случаев – не утратить этот навык. Лето – хорошая возможность развивать любовь к чтению, продолжать формирование навыков смыслового чтения в той мере, в какой это возможно при самостоятельной работе. И, конечно, летнее чтение – это возможность духовно-нравственного воспитания, патриотического воспитания. При формировании списка литературы этот фактор, несомненно, должен учитываться.

– Какие книги стоит включать в список летнего чтения?

Произведения должны быть интересными, с динамичным сюжетом, занимательными фактами. Они должны быть высокохудожественными. Некоторые произведения хорошо знакомы мамам и папам, дедушкам и бабушкам, так что мы рассчитываем и на их интерес. Тематика летнего чтения должна быть широкой – мы рекомендуем книги о героическом прошлом нашей страны и, прежде всего, о Великой Отечественной войне, о детях, о дружбе, о бережном отношении к природе и многом другом.

– Назовите имена авторов, которых стоит порекомендовать детям на лето. Чьи произведения вы считаете особенно важными для изучения?

Прежде всего, это всеми любимая Валентина Осеева – гордость отечественной литературы, с ее рассказами для детей. Это Николай Богданов и Сергей Алексеев с рассказами о войне, Константин Паустовский и Георгий Скребиций с рассказами о природе. Сергей Михалков, Владимир Маяковский, Иосиф Бродский и многие другие авторы первого ряда. Их произведения, которые соответствуют возрастными особенностям младших школьников, включены в наши пособия. Помимо авторских текстов, стоит почитать сказки народов мира, легенды, притчи. Можно уделить внимание китайским, японским, индийским сказкам. Важно, чтобы у ребенка было представление и о многонациональном характере нашей страны, поэтому в наших пособиях есть адаптированные легенды разных народов. Например, «Красавица Ангара» – бурятская легенда для первого класса, мордовская легенда о Волге – для второго класса.

– Есть ли среди рекомендованных произведений сложные тексты, для освоения которых детям нужно приложить значительные усилия?

В пособия мы включили не только художественные, но и познавательные тексты, поскольку детям они интересны. Это может быть легенда как о Георгии Победоносце, так и о 12 животных китайского календаря. В то же время не стоит отказываться от юмористических произведений. Можно прочитать рассказ «Как я всех обмануть хотел» Виктора Голявкина или «Письмо» Леонида Каминского. Бывает и так, что мы стараемся освободить детей от лишней работы – например, разъясняем смысл слов, которые используют авторы произведений и которые могут быть им незнакомы. Мало кто из учеников начальной школы знает, что означают слова «перламутр» или «брезжить» в стихах Сергея Есенина или что такое Кинбург (турецкая крепость XV века) в рассказе Сергея Алексеева о Суворове, и мы даем необходимые сноски.

Как можно организовать контроль за результатами летнего чтения, чтобы ребенок не потерял интерес?

Инструмент «мягкого» контроля – читательский дневник, который является частью каждого пособия (из пособий для 2, 3 и 4 класса его можно вынуть и заполнять отдельно). Сейчас много говорится о том, что в основе образования должен лежать деятельностный подход, и читательский дневник – хорошая возможность вовлечь ребенка в учебную деятельность. Если в начале учебного года ученик принесет его в класс, учитель сможет оценить его читательскую активность. Задачи и упражнения в пособиях ребенок может выполнять без помощи взрослых. Даже если с помощью вопросов проверяется формирование навыка смыслового чтения, ответить на них достаточно легко. Уверен, что с помощью таких материалов для летнего чтения дети прочитают много хороших книг, получат новые знания и навыки, а значит – проведут лето с пользой.

Источник

Летнее чтение. Да кому это нужно?!

для чего нужно читать летом. Смотреть фото для чего нужно читать летом. Смотреть картинку для чего нужно читать летом. Картинка про для чего нужно читать летом. Фото для чего нужно читать летом

Добрый день, уважаемые мамы и папы школьников! Хоть у нас и каникулы, но школа нет-нет, да напоминает о себе. Чего стоит только заставить наших детей, напрочь забывших про учёбу на все три летних месяца, взять в руки книги.

Да, многие с недоумением задаются вопросом: «Зачем летом читать? Научили, уже не забудется! Начитается ещё в школе! Пусть отдыхает!» Так-то оно, конечно, так, но вот что об этом думают педагоги, и зачем всё-таки они такие вредные на лето задают большуханский список литературы к чтению?

А и вправду, зачем?

для чего нужно читать летом. Смотреть фото для чего нужно читать летом. Смотреть картинку для чего нужно читать летом. Картинка про для чего нужно читать летом. Фото для чего нужно читать летом

Безусловно, научившись читать раз, ребёнок вряд ли совсем забудет алфавит за лето. Иначе это повод спросить учителя: а как вы моё дитя так учили? Причина летнего домашнего задания кроется в другом.

Скажем так: в советские времена длинный список для чтения по литературе появился в отечественных школах по двум основным причинам: поддержать интеллектуальный тонус рядового школьника, дабы не расслаблялся, и, что не менее важно, занять свободное время в длинные три каникулярных летних месяца.

И начали педагоги трудиться и в рамках учебной программы сочинять эти самые списки, передавая друг другу их, проверенные поколениями, гордо вручая детям по окончании учебного года.

для чего нужно читать летом. Смотреть фото для чего нужно читать летом. Смотреть картинку для чего нужно читать летом. Картинка про для чего нужно читать летом. Фото для чего нужно читать летом

И мы действительно не расслаблялись. А всё потому, что, во-первых, чтение вообще – это прямой путь к нашей эрудиции и интеллекту, уровнем которого так часто хвастаются современные юные школьники, пройдя простейшие он-лайновые тесты на IQ.

А развивать этот самый IQ можно и нужно бесконечно, и летом тоже, ибо мозг человеческий и его возможности безграничны, но его свойство застаиваться проявляется ярко и быстро. Так что книги — на самом деле лучшие друзья и помощники.

Ну и словарный-то запас как к предстоящему школьному году пополнять будем, ведь уже на год старше! Из фильмов ужасов по телевизору или сетевых игр по компьютеру? Нашла интересное высказывание Даля, прямо в нашу точку: «Как из копеек составляются рубли, так из крупинок прочитанного составляется знание». Хорошо подмечено, не правда ли? Процитируйте детям в ответ на его «Завтра почитаю!».

Во-вторых, не будем забывать про технику чтения, которая так сильно нас подводит, когда нужно быстро ознакомиться с текстом и быстро найти среди кучи строк самое важное. А это умение без тренировок, в том числе и летних, ну никак не развить.

для чего нужно читать летом. Смотреть фото для чего нужно читать летом. Смотреть картинку для чего нужно читать летом. Картинка про для чего нужно читать летом. Фото для чего нужно читать летом

Объем освоенных за минуту слов надо нарабатывать, причём, где-то я слышала, самым лучшим образом это делать, читая вслух. Согласитесь, лето, когда «один дома», — это просто идеальный вариант. Подневольными слушателями, которые всё равно не смогут возразить против ораторского искусства, станут если только домашние питомцы.

Ну и в-третьих, если вы не хотите, чтобы ваше дитё слыло слабо развитым в духовно-нравственном плане, без сформировавшихся принципов добра и зла, любовь к чтению прививать всё-таки нужно, причём не только с сентября по май, а круглогодично и круглосуточно. И в этом книга – лучший друг и помощник.

Ведь хорошая книга не только учит нас и наших детей уму-разуму, но и даёт понятие любви к природе, уважение к родным и близким. Самообразование – это одна из ступеней, помогающих нам не стоять в ряду невежд. Не ваше это место, поверьте! Так почему лето должно выпасть из такого важного периода саморазвития?

Как и что читать?

для чего нужно читать летом. Смотреть фото для чего нужно читать летом. Смотреть картинку для чего нужно читать летом. Картинка про для чего нужно читать летом. Фото для чего нужно читать летом

Что было в наши школьные годы? Летнее чтение включало в себя те произведения, которые предполагалось проходить по литературе в предстоящем году. Вот с этим-то и было связано огромное негодование школьников: зачем, если мы всё равно будем это проходить?! И я так тоже думала!

Но вот признайтесь мне, дорогие родители, будучи уже бывшими выпускниками школ, кто-нибудь из вас умудрялся проштудировать целый томик толстовского «Войны и мира», заданный на один вечер, чтобы на следующем уроке написать по нему сочинение? Вряд ли! Иначе сегодня бы мы, повзрослевшие и помудревшие, не перечитывали эти произведения заново «с новым взглядом», спустя много лет понимая, почему всё-таки Пушкин и ему подобные авторы – действительно гении.

Сегодня ничего не поменялось! Читать приходится много и, к сожалению, современная школа сегодня ещё не дошла до того, чтобы читать, что хочу. Потому вот вам ложечка мёда в ваш дёготь: читать заранее то, что понадобится потом – это экономия времени и сил на будущее.

для чего нужно читать летом. Смотреть фото для чего нужно читать летом. Смотреть картинку для чего нужно читать летом. Картинка про для чего нужно читать летом. Фото для чего нужно читать летом

Ребёнку будет проще найти и прочитать нужный отрывок, в памяти восстановив информацию и расставив акценты на том, что уже знакомо, а не просто заглотить текст, потому что не успевает к уроку. Нужно? А то!

А теперь, как это организовать. Что делают родители вместе с детьми, получив на лето заветный список? Уже в мае бегут в библиотеку и тащат оттуда домой стопку книг либо скачивают скопом указанные в перечне произведения.

В результате всё это мёртвым грузом падает на книжную полку или письменный стол, и ребёнок с ужасом смотрит в ту сторону, так и не решившись подойти до 31 августа. Надо ли так сразу и так быстро указать на то, что совсем беззаботного лета у школьника в принципе не будет?!

Как в таком случае советуют поступить психологи? Садимся и в списке выбираем то, что желали бы почитать в первую очередь, дабы запал не пропал, разбавив тем, что не очень хочется. При этом пробуем составить план на пару недель так, чтобы проза переплеталась со стихами, серьёзные книги с лёгкими по содержанию либо юмористическими. Тогда и чтение пойдёт у школьника «как по маслу».

Читал или нет?

Все свои читательские результаты дети обычно пишут в читательский дневник. Там они по совести, некоторые — по желанию вписывают количество освоенных страниц и после окончания книги добавляют несколько строк о том, что всё-таки удалось запомнить – главный смысл.

для чего нужно читать летом. Смотреть фото для чего нужно читать летом. Смотреть картинку для чего нужно читать летом. Картинка про для чего нужно читать летом. Фото для чего нужно читать летом

Многие родители, да и учителя тоже, к читательским дневникам относятся скептически, ибо как показывает практика, содержимое не соответствует действительности. Хотя немного они всё-таки дисциплинируют, чего греха таить.

Переживаете, что ребёнок на самом деле не берёт в руки книгу, а делает вид, что день за днём близится к концу летнего списка литературы? Что тогда вам мешает сесть вечерком и обсудить, что же такого интересного в тех пятидесяти страницах, гордо указанных за день в читательском дневнике?!

А вообще, нельзя не отметить, что многие дети очень полюбили электронное ведение читательских дневников в различных компьютерных рисовательных программках, куда они не только вписывают прочитанные объемы, но и добавляют разные иллюстрации. Получаются прямо настоящее произведение искусства, которыми можно похвастаться 1 сентября.

Так что лето — это прекрасное время для поддержания и развития умственных способностей наших детей, когда времени больше, нагрузки меньше. А вы уже брали в руки свой «инструмент образования» или список литературы так и остался лежать в портфеле, закинутом на шкаф? Пора, дорогие родители, пора, уже половинка лета позади!

для чего нужно читать летом. Смотреть фото для чего нужно читать летом. Смотреть картинку для чего нужно читать летом. Картинка про для чего нужно читать летом. Фото для чего нужно читать летом

Ну а если вы уже успели потерять выданные в школе литературные списки, то «ШколаЛа» спешит на помощь!

Источник

Нужно ли заставлять ребенка заниматься на каникулах?

Стоит ли заставлять своего ребенка читать летом.

Стоит ли выжимать из любимого чада семь потов, заставляя его корпеть над тетрадками летом, — личное дело каждого родителя. На мой взгляд, урезать и без того короткие каникулы — это просто преступление. И какие бы благие намерения ни руководили взрослыми тётями и дядями: желание подтянуть дитятко по учёбе, не дать забыть те крохи знаний, которые были приобретены им в процессе учебного года и прочее, и прочее, — беспрерывный обучающий марафон без права «перекура» — как минимум, злодеяние, с какой стороны на это ни смотреть.

Казалось бы, все мы, родители, как и полагается, желаем своим отпрыскам исключительно самого лучшего, порой не замечая того, что это «лучшее» приводит к неожиданным и зачастую плачевным результатам. Руководят нами, естественно, благие намерения, но ведь издавна известно, что ими вымощено. А вот что кроется под нашими благими намерениями, это ещё вопрос. Будучи педагогом с двадцатилетним стажем преподавания в школе, я не раз встречалась с тем, что родительское желание «сделать как лучше» заставляло детей прыгать выше головы, изо всех сил силясь соответствовать родительским амбициям. И порой эта планка настолько высока, что дети буквально «ломались», не выдерживая тяжести, лежащей на их хрупких плечиках неподъёмной ношей.

Несколько лет назад у меня учился мальчик. Самый обыкновенный мальчик, каких не много и не мало. Вряд ли его можно было назвать гениальным. Если честно, звезд он с неба не хватал: всё, чем он мог похвалиться, доставалось ему большим трудом. Но в классе он был одним из лучших, в школе негласно числился кандидатом в медалисты и был всеобщей гордостью, потому что сидел над учебниками день и ночь. И не фигурально, а в прямом смысле этих слов. Всё, что задавалось преподавателями по всем предметам, он делал «от и до», от строчки до строчки, исправно исписывая десятки тетрадок конспектами и упражнениями. Внешне создавалось ощущение, что мальчик усердствует исключительно по собственной инициативе, просиживая за письменным столом ежедневно многие часы, но это было не совсем так. Молясь на сына, словно на икону, родители свято верили в его исключительность, видя в нём необыкновенный феномен и принимая его «одарённость» за нечто необыкновенное, данное им в награду за что-то такое, чему они и сами не знали названия, но чего они явно заслужили всей своей жизнью.

Воспринимая исключительность сына как дар свыше, они тянули из себя последние жилы, нанимая дорогих репетиторов. Недосыпая и недоедая, они отдавали ему последнее, лишь бы «вывести в люди», не задумываясь о том, чего эта гонка стоила ему самому. Видя нечеловеческие усилия родителей, отрывающих от себя ради него последнее, и будучи человеком светлым и благодарным, мальчик не просто занимался, а вгрызался зубами в науки, боясь только одного: чтобы нечеловеческие усилия его любимых и родных людей не пошли прахом.

Это было похоже на снежный ком. Слов «выходные» или «каникулы» для ребёнка не существовало. По-моему, там не существовало вообще ничего, кроме одного огромного «надо», вбитого в голову бедолаги железными гвоздями. На мои попытки вмешаться и объяснить, что такой подход может обернуться бедой для самого мальчика, родители удивлённо раскрывали глаза и неизменно отвечали, что эта нечеловеческая гонка — выбор самого ребёнка, а ни в коем случае не их инициатива. Что можно было возразить на эти слова? Внешне, опять же повторяю, — внешне они не давили и не жали, но своими амбициями загоняли своего собственного ребёнка в угол.

Одиннадцать лет бесконечной нагрузки сделали своё дело: с мальчиком произошёл нервный срыв с чудовищными последствиями. Не выдержав нечеловеческой нагрузки, перед самыми выпускными экзаменами, он слег с температурой сорок почти на месяц. Ни таблетки, ни травы, ни инъекции — ничего не могло вывести его из этого состояния. Что пережили за этот месяц сами родители, сложно даже представить, но ни разу, ни на один миг, им не пришло в голову, что болезнь мальчишки — не несчастная случайность, которая может помешать всему его светлому будущему, а расплата за их собственные непомерные амбиции. Как им удалось заставить сына воспитать такое чудовищное чувство долга, которое невозможно не то что таскать за собой — сдвинуть с места, неизвестно, но их история — наглядный пример слепой родительской любви, приведшей к плачевным результатам, и, по-моему, нельзя с этим не согласиться.

Хорошо, скажете вы, родительские амбиции — случай относительно экзотический, редкий, равняться на который или нет — личное дело каждого. Но как быть с тем, что ребёнок элементарно не успевает по одному или нескольким предметам, и лето — его единственный шанс нагнать всё, что пропущено и не утонуть окончательно?

Допустим, школьный год выдался по каким-то причинам сложным: ребёнок много болел, пропустил массу нового материала и по той или иной причине существенно отстал от класса. Допускаю, что такой случай возможен, мало того, что такая ситуация встречается сплошь и рядом. Но даже этот вариант не повод заставлять работать маленького человечка летом. Подумайте сами, проболев чуть ли не весь учебный год, ослабленный, измотанный до крайности, он будет корпеть над учебниками ещё и лето. И в каком состоянии, по-вашему, он выйдет на учёбу в новом году? Цветущим, отдохнувшим и полным сил? Вот уж вряд ли. Умотанный, не отдышавшийся, вялый, следующий учебный год он вообще завалит, это однозначно.

Подумайте сами, вы же идёте в отпуск? И лучше, если отпуск летом, да? И куда-нибудь к морю, с книжечкой, на шезлонг. Или на дачу, к любимым грядкам. Или ещё куда-нибудь. Это уж как кому больше нравится. Но отпуск всё же нужен, правда? А ему? Или ей? Или им отпуск не нужен? Или вы всерьёз считаете отпуском те несчастные пять-шесть дней, которые именуются осенними или весенними каникулами, и из которых ровно половину, если не больше, «добрая» школа принуждает ваше чадо посещать «добровольные» мероприятия? Тогда вы глубоко ошибаетесь, потому что мало того, что сколько-то дней из каникул ребёнок вынужден отдать на благо коллектива, так ещё и домашних заданий ему на эти самые каникулы задано много. Радуясь подходящему случаю, всё, что по каким-то причинам не было пройдено в учебное время, скидывается на многострадальную голову ребёнка в каникулы. И то, что ему остаётся непосредственно на отдых, иными словами, как кошкины слёзы, и не назовешь.

И вот наступает лето, сдаются в библиотеку ненавистные учебники. Казалось бы, все мучения позади, и можно наконец-то свободно вздохнуть, и вот тут-то добрые родители и проявляют заботу, от которой любому нормальному ребёнку выть хочется. Первой реакцией на подобную инициативу старшего поколения является недоумение и слабая надежда на то, что родичей удастся каким-то чудом вразумить, но через день-два (это в лучшем случае, а иногда и мгновенно), на смену недоумению приходит негодование. Между прочим, вполне законное, и, как следствие этого, неприятие учёбы вообще. В зависимости от количества летних занятий это неприятие переходит в просто ненависть или отчаянную ненависть.

Обозлившись и проклиная всё на свете, маленький человек начинает переживать, горевать и искренне страдать. Не в силах противостоять родительскому нажиму, он садиться за уроки, но никакого прока от таких занятий нет. Царапая под диктовку, он выводит страницу за страницей, делая одни и те же ошибки, потому что голова забита совершенно другим. Думая о том, что все его друзья играют во что-то интересное без него, он по-настоящему переживает своё несчастье, и никакие запятые не могут удержаться в его памяти, как бы он ни старался угодить радеющим о его благе родственникам.

Особенно «продуктивно» проходят такие диктанты, если родитель сам не особенно грамотен или не обладает навыками методики преподавания предмета, что, впрочем, встречается гораздо чаще. Зная правильное написание или простановку того или иного знака, он не может объяснить, отчего это делается так, а не иначе, и, подчеркнув все ошибки в писанине, глубокомысленно изрекает: «Посмотри, деточка, и запомни, чтобы в следующий раз такого уже не допустить». Очень мудро, скажу я вам. От таких занятий толка не может быть никакого, кроме вреда. Мало того, что ребёнок так и не поймёт, почему он ошибся, так ещё и зря потратит драгоценное каникулярное время. А если такой «тренинг» будет длиться изо дня в день, то в голове вообще будет каша, расхлебать которую даже профессионалу впоследствии будет ох как непросто.

Но что же делать, скажете вы, если ребёнок на самом деле отстал от программы? Понятное дело, что здоровье любимого ребёнка бесценно, и никакие школьные оценки не окупят его потери. Но запускать учёбу, пуская всё на самотёк, — тоже не лучший вариант. С этим никто не спорит. Если ребёнок нуждается в вашей поддержке, необходимо помочь ему, но эта помощь должна быть разумной и идти ему на пользу, а не во вред.

Желательно, чтобы сапоги тачал сапожник, а картины писал всё же художник, а не наоборот, а потому будет идеальным вариантом, если в помощь сыну или дочери родители пригласят специалиста, занимающегося репетиторством профессионально.

Если такой возможности в семье нет (в связи с материальными или какими-либо иными проблемами), то возможны занятия и на уровне ребёнок-родитель. Единственным условием при таком варианте помощи должно быть грамотно подобранное пособие, обязательно включающее в себя ключи (ответы на все необходимые вопросы) и исчерпывающие пояснения к этим ключам. Подобные сборники существуют практически по любому предмету — будь то математика, русский язык или что-то иное.

Перед тем, как начать занятия, целесообразно проконсультироваться с преподавателем, ведущим предмет в школе, или с каким-либо другим специалистом, компетентным в этой области. И ещё: время, отведённое для отдыха ребёнку, должно использоваться по назначению, то есть для отдыха, а не для латания «дыр». Жалейте своих детей, насколько это возможно, не взваливайте на их плечи больше, чем они могут унести, и тогда у них будет всё хорошо. Жалейте своих детей, а значит, любите, потому что больше этого делать некому.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *