для чего нужно клише

Значение слова «клише»

для чего нужно клише. Смотреть фото для чего нужно клише. Смотреть картинку для чего нужно клише. Картинка про для чего нужно клише. Фото для чего нужно клише

КЛИШЕ́, нескл., ср. Печатная форма для воспроизведения иллюстраций способом высокой печати (полигр.). Цинковое клише. Снять клише с гравюры. || перен. Ходячее, избитое выражение.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Речевое клише — стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях.

Идеологическое клише (политическое, пропагандистское клише) — шаблонное выражение, употребляемое в публицистике, журналистике, публичных выступлениях политических и государственных деятелей.

Психологическое клише — метафора относительно мышления.

Типографское клише — печатная форма для воспроизведения текста и иллюстраций.

Клише (искусство) — установленная традицией, застывшая форма (мотив, тема).

КЛИШЕ’, нескл., ср. [фр. cliché]. 1. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания (тип.). В настоящее время к. обыкновенно приготовляются фототехническим путем на цинке. 2. перен. Шаблонное выражение, избитая мысль (книжн.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

клише́

1. полигр. рельефная форма для печати иллюстраций ◆ Ежели кажется тебе, что простых объявлений мало, то валяй с фокусами: вели напечатать объявление вверх ногами, закажи клише «с зубами» и «без зубов», проси публику не смешивать тебя с другими дантистами, публикуй, что ты возвратился из-за границы, что бедных и учащихся лечишь бесплатно… А. П. Чехов, «Общее образование», 1885–1886 г (цитата из НКРЯ) ◆ Мужчины приготовляют «реквизит» — всякие вещи, нужные при выходе; иные из них даже вырезывают перочинным ножом деревянные клише для газетных объявлений. А. И. Куприн, «Дочь великого Барнума», 1926 г. ◆ Новые марки были выпущены в количестве двух экземпляров и включены в каталог за 1912 год. Клише Воробьянинов собственноручно разбил молотком. ИП, «Двенадцать стульев», 1927 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Некоторые оттиски трудно определить — плох ли оттиск или плохо клише. П. Н. Филонов, Дневник, 1930–1939 г (цитата из НКРЯ) ◆ Обнаружить подделку было очень сложно, ибо, как выяснилось позже, банкноты были изготовлены чрезвычайно качественным клише, при помощи новейших технологий. Андрей Ростовский, «Русский синдикат», 2000 г. (цитата из НКРЯ)

2. перен. лингв. стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях ◆ Форма ещё менее отделима от содержания в поэзии, чем тело от души, а всякое тело тем и дорого, что оно смертно (в поэзии подобием смерти является именно механистичность звучания или возможность соскользнуть в клише). И. А. Бродский, «Об одном стихотворении», 1981 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Для маркировки несогласных официальная пропаганда десятилетиями пользуется одними и теми же клише: «группа безответственных лиц», «отдельная группа лиц», «подавляющее большинство поддерживает» и ещё несколько таких же. Наум Брод, «Я не согласен» // «Горизонт», 1989 г. (цитата из НКРЯ)

3. перен. принятый образец восприятия, способ интерпретации или выражения, которому слепо подражают; штамп ◆ Вам не нужно боязливо держаться за приёмы прошлых спектаклей или прибегать к клише. М. А. Чехов, «О технике актёра», 1945 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Разумно! Избежать неверных ассоциаций, из которых образуются стойкие клише, мешающие пониманию. И. А. Ефремов, «Час быка», 1968–1969 г (цитата из НКРЯ) ◆ Москва давно уже жила в выдуманном мире, отторгала реальные оценки реальной обстановки, довольствовалась набором идеологических клише, когда речь шла о характеристике различных политических сил. Александр Яковлев, «Омут памяти», 2001 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

для чего нужно клише. Смотреть фото для чего нужно клише. Смотреть картинку для чего нужно клише. Картинка про для чего нужно клише. Фото для чего нужно клишеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: грамотка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Клише и штампы в тексте – классификация, как от них избавиться и где нужно оставить

Приветствую вас, посетители блога mynetmoney.ru! Сегодня мы поговорим о столь противоречивом понятии, как стандартизация речи. С одной стороны, стандартные выражения облегчают понимание, с другой – делают речь бедной и малоинформативной.

В этой статье я познакомлю вас с языковыми клише и штампами, часто встречающимися в текстах различных жанров и предназначения. Вместе мы научимся распознавать словесный мусор и нещадно вычищать его из статей. Это поможет вам писать яркие и информативные тексты, обрести собственный узнаваемый стиль и выйти на более высокий уровень оплаты труда.

Видите? Высокий уровень оплаты труда – клише, встречающееся повсеместно. Вы поняли, что я хотела сказать, но прозвучало не слишком убедительно, правда?

для чего нужно клише. Смотреть фото для чего нужно клише. Смотреть картинку для чего нужно клише. Картинка про для чего нужно клише. Фото для чего нужно клише

Как появляются стандартные обороты

Человек стремится упростить жизнь – так устроено большинство из нас. Речь в данном случае не исключение: мы стремимся использовать готовые конструкции, а не строить новые. Это проще, да и понимание гарантировано. Сказал: «люди в белых халатах» – и перед нами собирательный образ врача. Назвал компанию «динамично развивающейся» – и понятно, что речь идет о небольшой фирме с определенными амбициями, но туманными перспективами.

Вот только выражения эти настолько поизносились и затерлись от повседневного применения, что не вызывают сколь-нибудь ярких эмоций. Поначалу они были свежими и экспрессивными, а сейчас превратились в скучные и шаблонные, порой служащие маркером отсутствия вдохновения и таланта у автора.

Клише, штампы и прочие шаблонные выражения могут сделать текст безликим и малоинформативным. А если они полностью заменяют собой конкретику – сделают непременно.

Давайте разбираться, каким сферам деятельности мы обязаны рождением шаблонных выражений. По происхождению речевые шаблоны можно классифицировать следующим образом:

Виды шаблонных выражений

Наша речь пресыщена шаблонами. Как бы нестандартно ни мыслил человек, он тоже не может абсолютно отказаться от их употребления. Вследствие этого даже в самом креативном тексте найдется парочка-другая клишированных выражений. Что это такое? Попробую объяснить простыми словами.

Для начала нужно разобраться в терминологии и научиться различать штампы и клише в тексте. Это поможет лучше вылавливать их в статьях и определять, оправдано ли их употребление в том или ином контексте.

Клише

Согласно словарю лингвистических терминов И.Э. Розенталя, клише – это речевой стереотип, готовая конструкция, легко воспроизводящаяся в стандартном контексте. Подобные формулы характерны преимущественно для официально-делового, публицистического и научного стиля. В живой речи и текстах литературного стиля они используются крайне редко, поэтому и выглядят чужеродно.

Речевые стандарты – это шаблонные выражения с четким смыслом. При написании текстов по юридической тематике они попросту незаменимы («сборник законодательных актов», «ограничение свободы», «перечень обязательств»).

Например, для письма адвоката в суд или для анализа политической ситуации в стране подобная конструкция органична. Встречаются клише и в публицистическом стиле: сотрудники «силовых структур», «заинтересованные лица», «бюджетная сфера».

В особую группу клишированных выражений входят канцеляризмы («довожу до вашего сведения», «обеспечить выполнение», «данный документ»). Следует избегать проникновения подобных конструкций в бытовое общение и тексты, написанные в любом стиле, кроме официально-делового (изредка – публицистического).

Штампы

Согласно вышеупомянутому словарю, штампы – это выражения со стертым лексическим значением (семантикой) и потускневшей экспрессивностью. Изначально они были эффектными, точными и выразительными, но от частого употребления заносились, как старая одежда. Это могут быть метафоры, сравнения, гиперболы, идиомы.

Именно к этой категории относится большинство шаблонных выражений, присущих коммерческим (а иногда – и информационным) веб-статьям. Именно оттуда растут ноги у «слаженной команды профессионалов», «демократичных цен», «бескомпромиссного качества» и прочих безликих фраз. Они утратили первоначальную красоту и свежесть, перейдя в разряд «ни о чем».

К сожалению, многие заказчики не понимают, что текст от подобных оборотов только теряет. Поменяй название компании – и, в сущности, ничего не изменится. Подобная информация не воспринимается и не запоминается. Штампы в тексте крайне нежелательны, особенно если речь идет о продающем контенте.

Шаблонные фразы в копирайтинге

Как я уже говорила выше, от откровенно шаблонных, утративших смысловую нагрузку выражений, лучше отказаться. Как их узнать? Просто: они переходят из текста в текст и никак не воспринимаются в принципе. Приведу примеры подобных выражений, но все их перечислить, как сами понимаете, невозможно:

Почему тексты нужно чистить?

для чего нужно клише. Смотреть фото для чего нужно клише. Смотреть картинку для чего нужно клише. Картинка про для чего нужно клише. Фото для чего нужно клише

При общении в быту мы включаем в речь массу вербального мусора: местоимений, междометий, слов-паразитов и так далее. Подобный шлак загрязняет речь, но для разговорного стиля это в некоторой мере допустимо. Но это не означает того, что речевой мусор нужно переносить в тексты.

В письменной речи (в том числе, и в веб-статьях) подобную неприглядную роль играет неоправданное включение иноязычных калек (зачем бытовой холодильник называть рефрижератором?), избыточных слов, множества местоимений, вводных конструкций, а также шаблонных фраз.

Словесный мусор (а именно так, в большинстве случаев можно назвать клише и штампы) губителен как для элегантности, так и информативности текста. Конкретный вред можно выразить следующим образом:

Как избавиться от клише и штампов

Предлагаю вашему вниманию основные способы борьбы с шаблонными конструкциями:

Пример вычистки текста

Попробуем почистить небольшой текст и посмотрим, насколько ярче он заиграет.

Компания N – один из ведущих игроков в сфере турбизнеса столицы. Наша компания предлагает услуги по оформлению виз в Москве. К достоинствам сотрудничества с нами относятся:

Команда профессионалов из нашей компании сделает процесс подготовки к путешествию проще и приятнее!

Стало:

Компания N представлена на рынке туристических услуг с 2005 года. На нашем счету свыше 20 тысяч оформленных виз в страны Европы, Азии и Америки.

При бронировании отеля через компанию N визы оформляются бесплатно. Предложение актуально для всех участников поездки.

Видите? Я убирала не все штампы: из коммерческого текста абсолютно вычистить их порой невозможно (зависит от стиля). Но я подкрепила их цифрами и фактами, а в конце акцентировала внимание читателя на УТП. Текст стал совершенно иным (информативным и привлекательным), а компания N обрела узнаваемый облик. Теперь читатель поймет, что N – это солидная компания, с которой можно и нужно сотрудничать.

Так ли плохи шаблоны?

На протяжении всей сегодняшней беседы я практически однозначно утверждала, что шаблонные конструкции в русском языке – это плохо. Пришло время сказать несколько слов в их защиту.

Речевые клише и прочие шаблонные фразы в некотором количестве все же нужны в текстах различных стилей и живой речи, ведь они:

Вы произносите «Добрый вечер!». Вы сразу здороваетесь, обозначаете знание этикета, выказываете расположение к собеседнику и приглашаете к дальнейшему общению. Вот такой вот шаблон. Такие конструкции используются даже в литературе.

Советы начинающим

В финале публикации хочу дать вам несколько советов:

Удачи, творческих и коммерческих успехов вам, уважаемые коллеги! Видите: в речевой шаблон можно вложить множество смыслов!

Привет! Я дипломированный педагог-филолог, с 2013 года ушедший во фриланс. Хочу поделиться с начинающими копирайтерами секретами мастерства, основанными на собственном опыте. Учимся писать статьи и посты, постигаем тайны интернет-терминологии и секреты русского языка, начинаем зарабатывать деньги и искать хороших заказчиков!

Источник

Клише

Лингвистические ошибки.

Понятие устойчивое словосочетание включает широкий круг явлений, объединяемых характеристикой «воспроизводимое соединение слов» (словосочетание, предложение). Первыми по распространенности в речи являются клише (стереотипные, стандартные формулы). Они представляют собой нормативные словосочетания, опирающиеся на лексические значения сочетающихся слов, экономно (и потому удобно) передающие стандартную тематико-ситуативную информацию. Они могут употребляться широко ( принять меры, нанести визит, войти в долю, отдавать себе отчет, привлечь внимание, взять курс, играть роль, иметь значение, выполнять функцию, отметить недостатки, дать интервью, одержать победу, добиться известности, смириться с поражением, вызывать сомнения, внушать доверие, представлять интерес, не замедлить сказаться и др.) и более узко ( валютный курс, краткосрочный кредит – экономика; предварительный сговор собранными фактами полностью изобличен, приговор окончательный и обжалованию не подлежит – правоведение; находиться в оппозиции, положение контролируется, принять в первом чтении, определенные силы, выступить с заявлением – политика; исправленному верить, довести до сведения – административная деятельность). Отношение к клише достаточно четкое и однозначное: чем стандартизованнее ситуация, тем необходимее клише. Описание какой-либо ситуации с помощью клише – это сигнал отнесения этой ситуации к определенному разряду и типу. Неординарность ситуации требует отказа от клише.

Клише надо знать (особенно в своей области знаний) и правильно употреблять, то есть только там, где требуется стандартизация высказывания, сохраняя при этом его форму и значение. Ошибки при употреблении клише связаны с влиянием смежных или синонимических клише, например, с нарушением его формы: суда, зарегистрированные в портах (следует: приписанные к портам), иллюзии исчезли(следует: рассеялись), далеко отстал от (следует: намного отстал), снять санкции (следует: отменить санкции), сделать прецедент (следует: создать прецедент) и пр.

Источник

25 штампов и клише, которые убивают текст

для чего нужно клише. Смотреть фото для чего нужно клише. Смотреть картинку для чего нужно клише. Картинка про для чего нужно клише. Фото для чего нужно клише

Штампы и клише способны серьезно испортить качество текста. К статьям, полным избитых выражений, нет доверия, иногда их даже не хочется дочитывать. Однако некоторые подобные фразы настолько крепко осели в сознании людей, что часто ни авторы, ни читатели их даже не замечают. Исключение штампов и клише из текстов — один из необходимых копирайтеру навыков.

Определение штампов и клише

Чаще всего штампы и клише копирайтеры используют по привычке, не вникая в суть этих фраз. Даже при прочтении готового текста может показаться, что смысл словосочетания понятен. Однако читателю неясно, что именно пытался донести до него автор. В словарях четкого различия между клише и штампами не проводится. Единственный момент — в клише нет экспрессивности.

Штампы

Штампы — избитые словосочетания, которые утратили свою первоначальную образность. Обычно их используют журналисты при освещении различных тем в СМИ, копирайтеры в своих текстах, а также бизнесмены во время деловых переговоров.

Штампы делают речь менее содержательной. Они состоят из 2-4 слов, смысл которых можно легко выразить одним.

В отдельных случаях распространенный штамп из нескольких слов заменить одним не получится. Например, «ведущий игрок на рынке». В этом случае лучше привести факт, доказывающий позицию компании относительно конкурентов.

Клише

Клише — шаблонные обороты, которые замедляют процесс чтения. Их часто можно встретить в публицистике, научных работах, официальных документах, в некоторых разговорно-бытовых ситуациях.

Текст, содержащий различные клише, сложный и неинтересный. Регулярно встречающиеся фразы порой вызывают раздражение у читателя, так как привлекают внимание, мешают вникать в написанное.

Применяются клише и в политической речи. Например, «мрачные прогнозы» или крылатое выражение «железный занавес». Они могут иметь противоположный смысл и крайне зависимы от контекста.

для чего нужно клише. Смотреть фото для чего нужно клише. Смотреть картинку для чего нужно клише. Картинка про для чего нужно клише. Фото для чего нужно клише

Самые распространенные фразы

Среди тысяч штампов и клише есть фразы, которые встречаются особенно часто и несут наибольший вред для текстов. Некоторые из них начинающие копирайтеры употребляют практически в каждой работе, не подозревая, что совершают ошибку и портят свою статью.

Упомянутые штампы и клише следует исключить из своих текстов и не употреблять даже в разговорной речи. Они не несут в себе никакого смысла и могут только навредить статье или автору и компании, если речь идет о коммерческой работе.

для чего нужно клише. Смотреть фото для чего нужно клише. Смотреть картинку для чего нужно клише. Картинка про для чего нужно клише. Фото для чего нужно клише

Способы улучшить текст

Наличие штампов и клише в тексте нельзя назвать катастрофой. Однако они наносят большой ущерб, которого можно было бы избежать, делают текст неинформативным, скучным и бесполезным. Если такая статья должна продавать товар, то она еще и отталкивает потенциальных клиентов, которые теряют доверие, видя избитые фразы. Страдает и репутация копирайтера, ведь сами штампы и клише относятся к речевым ошибкам, что говорит о низкой грамотности готовой работы. По той же причине сайт падает в поисковой выдаче и теряет посещаемость.

Чтобы улучшить свои работы, недостаточно проверить их на наличие штампов или клише и почистить. Нужно постоянно работать над своими навыками и пользоваться инструментами, о которых многие копирайтеры забывают.

Источник

Чем плохи клише и почему без них не обойтись

Эту статью ни в коем случае не стоит рассматривать как серьезный труд или руководство к действию, но почти наверняка стоит принять к сведению. Глобально нового здесь ничего нет, все уже было написано как более маститыми авторами, так и менее. Это скорее “мои мысли на тему”, подкрепленные некоторыми исследованиями.

Что такое литературное клише?

Полезем за примерами. Недавно читал роман одного сетевого автора, в котором действие начиналось с классической сцены в баре. Ну, знаете, в которой к ГГ подходит некто из его прошлого и предлагает работу, а тот, глядя в стакан с бурбоном, отвечает “ты же знаешь, я завязал”. Узнали? Нет?

Ладно, тогда другой пример, хоть и из той же книги. В конце главный антагонист, умирая, говорит повергнувшему его протагонисту: “Я твой отец”. Ну? Узнали? Узнали?

Ну а чтобы окончательно закрепить понимание, на протяжении повествования ГГ раз пять оказывался Тем Самым Избранным, исполняющим Пророчества.

Ну и есть еще один пункт, который я бы хотел выделить из предыдущего, хоть он несколько субъективен и, вероятно, наивен. Клише убивают много нового. Каждый раз, когда автор делает выбор в пользу готового штампа вместо того, чтобы напрячь мозги и придумать что-то свежее, где-то в иной вселенной грустит нерожденный шедевр. Это делается от лени, от безразличия, от скудной фантазии, но делается постоянно, и мировая литература от новой клишированной книги не становится богаче, но жиреет. То есть набирает лишний вес, бесполезную массу, которой потом мается, да-да.

И есть еще одна причина стараться не использовать штампы, но чтобы объяснить ее, потребуется отвлечься, поэтому изложу ее ниже.

Углубляемся в природу клише

Попытаюсь объяснить, почему.

Вы впервые идете на новую работу. Дорога вам незнакома. Вы смотрите по сторонам, подмечаете забавные рекламные баннеры, присматриваете магазины, в которые можно будет зайти на обратном пути. Остановившись на светофоре, вы запомните в какой очередности загорается зеленый свет на перекрестке. Ваш мозг работает на полную катушку, пытаясь уместить новую информацию в существующей системе нейронов. У него, понятное дело, не получается. И тогда он начинает образовывать новые нейронные связи.

Спустя пару недель вы уже точно знаете, сколько времени занимает дорога и что вас может задержать по пути. Все рекламные баннеры изучены и внимания больше не привлекают. По пути вы можете задуматься о чем-то своем.

Спустя пару месяцев вы уже знаете, какие магазины хорошие, а в какие вы больше не пойдете. По пути вы можете послушать аудиокнигу, поскольку дорога уже не требует вашего внимания.

Спустя пару лет перед сном вы можете даже не вспомнить, как сегодня пришли на работу или как вернулись с нее. Видели ли вы какие-то новые баннеры или вывески, работал ли светофор. Этот путь доведен до полного автоматизма, и вы за ним просто не следите.

Отсюда растут ноги у глупых стереотипов, у поверхностных суждений, у невнимательности и прочих побочных эффектов “ленивости” мозга. Иными словами, пользуясь одним набором нейронных связей (шаблоном), умнее вы не становитесь. Вы лишаете себя возможности обзавестись новыми связями и останавливаетесь в развитии. Ваш ум коснеет. Именно поэтому с возрастом людям все сложнее привыкать к новому, и к старости они начинают бросаться с вилами на новые технологии.

С другой стороны, у кого больше нейронных связей, тот изобретательнее, быстрее соображает, как следствие более оригинален и успешен. Вот и думайте сами.

Если крупные клише почти всегда вызывают негатив, то мелочь в тексте порой незаметна (все из-за того же гало-эффекта). Бывает же, напротив, что мелочь эта настолько вырвиглазная, что даже читать дальше не хочется. А как тогда понять, каких клише лучше избегать, а какими можно без зазрения совести пользоваться?

В конце концов, история знает множество примеров, когда книга с несколькими крупными штампами тем не менее прекрасно написана и рекомендуется к прочтению. Отсюда и вывод.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *